Примерно каждый восьмой (13%) согласен, что зависимость от гаджетов и интернета проявляется не только в том, что ребенок очень много времени проводит у экрана.
Треть родителей в России волнует проблема детской цифровой зависимости
Наш мозг так устроен, что он считывает пример с родителей. В семье важна иерархия. Как часто ребенок вас видит с телефоном в руках? Достаточно на личном опыте показать, что кроме смартфона и интернета есть еще масса вещей, способных разнообразить повседневную жизнь. Есть ли психологические нормы использования гаджетов Большинство родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения цифровой зависимости у детей. Попытки взрослых запретить пользоваться гаджетом после того, как сами его вложили в руку, вызывают непонимание и протест. Усиливает возникший негатив у ребенка — отсутствие альтернативной замены. Но на самом деле, кто же об этом думает? Поэтому два часа — это для детей школьного возраста, четыре часа — для взрослого человека», — подчеркнула эксперт. Читайте также Звездная зависимость: чью карьеру погубили вредные привычки После четырех часов просмотра ленты в социальных сетях возрастает уровень суицидальных мыслей. Как же так выходит, ведь большая часть контента из сети имеет развлекательный характер?
Когниция — это информация, соматика — тело. Когда мы общаемся только на когнитивном уровне, то не получаем телесное подкрепление пожатия, объятия, взгляды. Поэтому когда мы общаемся виртуально, то ни о каком считывании мимики, жестов речи не идет», — рассказала Зотова. Мозг «расстраивается» и запускает закономерную цепную реакцию. А дальше — пустота. Этот откат вызывает неоправданное ожидание. Обратная сторона этого явления — депрессия», — резюмировала кандидат психологических наук. Чем опасна зависимость от гаджетов для пожилых Наряду с подростками в цифровой мир врываются люди зрелого возраста. Желание идти в ногу со временем, оперативно и регулярно общаться с близкими и дальними родственниками побуждает старшее поколение все больше осваивать новые гаджеты и технологий. Виртуальная реальность затягивает их, привлекая доступностью, разнообразием и простотой.
Но при этом опасности в цифровом мире подстерегают седовласых пользователей на каждом шагу.
Поэтому возникли СМИ с их каналами массового ее распространения, а когда и их стало не хватать, научная мысль породила социальные сети и мессенджеры. При этом психолог отметил, грань между удовлетворением естественной потребности в общении с использованием современных средств коммуникации и психологической зависимости должна быть соблюдена.
То есть, вряд ли стоит подменять ими живое общение с окружающим миром, но и не использовать такое средство коммуникации тоже, наверное, странно. А искать какие-то нормы, регламентировать время нахождения в социальных сетях я бы не стал, — рассказал в интервью «Московской газете» Валерий Ивановский. То есть, человеку кажется, что его ребенок много времени проводит в социальных сетях и это, наверное, плохо.
Но почему это плохо — объяснить не может». В беседе с корреспондентом издания нейропсихолог Даниил Севан отметил, что чрезмерное увлечение цифровыми технологиями может плохо сказаться на работе человеческого мозга. Эксперт пояснил, что при использовании «умных» технических устройств часть работы мозга перекладывается на них, так как человеку в некоторых процессах уже нет необходимости участвовать.
Высокотехнологичные гаджеты снижают нагрузку на мозг, то есть человеку половину действий просто не нужно осуществлять, и за счет этого работа мозга упрощается, — говорит Даниил Севан. Если механизм не нагружается, то двигатель ржавеет, прокладки протираются, проминаются и он требует ремонта. То же самое происходит и с мозгом, различные отделы которого отвечают за осуществление определенных действий и обработку той или иной информации.
Если мы мозг не нагружаем, он, к сожалению, теряет свои свойства». Собеседник издания обратил внимание на то, что даже при общении в социальных сетях человек не оценивает ни мимику, ни интонацию, ни тембр голоса; у него есть намного больше времени на то, чтобы сформулировать какую-то мысль в переписке, чем при живом диалоге, когда люди ориентированы друг на друга. Я вспоминаю, как хорошо я это делал в школе, когда у меня не было калькулятора — теперь мне это сделать тяжелее, потому что я этим навыком не пользуюсь, — говорит Даниил Севан.
И чем раньше гаджет попал в руки ребёнка, тем тщательнее родители должны продумать правила его использования. Ниже мы привели несколько рекомендаций, которые помогут ребёнку избежать цифровой зависимости. Вы можете дополнить этот список своими наблюдениями или лайфхаками. Все эти меры профилактики относятся к детям младшего школьного возраста. О том, как быть с подростками, которые уже основательно погружены в цифровой мир, мы поговорим в одной из следующих статей. Как снизить риск цифровой зависимости Алгоритм профилактики можно свести к трём шагам: заранее оговорить с ребёнком ограничения, обсудить технику безопасности и позаботиться о том, чтобы жизнь в реальном мире у ребёнка была достаточно активной. А также важно не забыть про сохранение осанки и зрения. Давайте подробнее раскроем эти пункты.
Как правило, телефон, планшет или собственный компьютер в жизни ребёнка появляется не внезапно. Его покупке предшествует обсуждение в семье: что именно приобрести, какую сумму потратить, с какой целью ребёнок будет использовать гаджет и т. И пока устройство ещё не стало реальностью в жизни ребёнка, важно подробно обсудить с последним все плюсы и минусы, связанные с обладанием гаджетом. И ещё до покупки установить правила пользования и оговорить ограничения. Ниже мы обозначили три главных пункта, которые должны присутствовать в «Правилах пользования гаджетами». Они помогут лимитировать время, а также цели и условия, при которых ребёнок может проводить время в виртуальном пространстве. Установите лимит по времени. В первую очередь на развлечения: игры, просмотр мультфильмов и т.
При этом учитывайте возраст ребёнка — вы можете ориентироваться на наши рекомендации, которые найдёте в следующей статье «Нормы экранного времени». Кроме того, важно учитывать режим дня.
Но практика показывает — подросток найдет другие способы поиграть, а это значит, что будет юлить, хитрить, всячески обходить жесткие запреты. Ограничениями ситуацию не исправить.
Дети смогут найти поддержку в школе, и поиграть в гаджеты у одноклассников или у друзей. Это неправильный путь. Он ведет к агрессии, разрыву взаимоотношений со старшими. В итоге взрослые становятся первыми врагами, — предупреждает психотерапевт.
Наладить контакт и стать другом Фото: freepik. Старшим важно понять личность маленького человека. Но это нужно делать не через принуждение и понукание, а через дружеское общение. Первое, что должны сделать мамы и папы, — стать друзьями своему родному человечку.
Причем понимать его нужно не только тогда, когда он успешен в учебе, но и когда он приносит двойки, а у учителей есть к нему нарекания. Понять школьника — значит общаться с ним, уделять больше внимания, — поясняет Елена Борисовна. Поэтому лишая их возможности пользоваться любимым гаджетом, вы лишаете возможности общаться с миром». Узнавайте у своих сына или дочки, как прошел день, что запомнилось в школе, какие у него проблемы.
Общение чрезвычайно важно.
Как справиться с зависимостью от гаджетов у подростков
Как гаджеты влияют на развитие и здоровье ребёнка | О пользе и вреде гаджетов для детей, а также способах борьбы с зависимостью от устройств рассказываем в статье. |
Цифровая деменция: как зависимость от гаджетов «убивает» мозг | Подробнее про Гаджет зависимость у детей и подростков». |
Ученые нашли связь между смартфоном и психическими проблемами подростков
Впустите ребенка в свой телефон Обычно мы, не задумываясь, вторгаемся на территорию ребенка, закрывая от него на все замки свои гектары личных увлечений. Но как по мне, так это не совсем справедливо. Давайте на миг представим, что они в гаджетах разбираются чуть лучше нас. Давайте предположим, что они могли бы оптимизировать наши телефоны, порекомендовать другие приложения, включить новые функции, которые у нас есть, но о которых мы не знаем? Кто, в конце концов, с веселой укоризной скажет нам о том, что у нас последний год, оказывается, был бесполезно включены блютус и геолокация. А может, ребенок подскажет вам, откуда взять новые 4K-обои на ваш телефон. Если мы позволим нашим детям учить великомудрых нас, то и они будут чуть спокойнее принимать наши непрошеные наставления в их адрес. Дима Зицер дал интервью «Редакции» Шаг 4.
Перенесите игры в реальность Этот этап состоит из двух частей: нахождение тех игр и увлечений в телефоне, которые можно реализовать и в реальном мире теннис, морской бой, шахматы, множество настольных игр , и перенос этого в настоящую жизнь. Даже если вы сейчас читаете это со скепсисом, просто попробуйте каждый! Простецкие крестики-нолики зачастую увлекают детей больше множества компьтерных игр. И таких замен — несчетное количество. Шаг 5. Отвергая, предлагайте Ну и конечно, лучший способ отложить телефон — заняться чем-то более ярким, интересным и увлекательным. И это наша взрослая задача — не просто найти детям достойное увлечение, но и мотивировать и заинтересовывать активной и интересной жизнью.
Квесты, путешествия, посиделки в детских кафе, кинотеатры и спектакли, велопоездки, совместные тренировки и вечерние прогулки — все зависит от нашей фантазии и готовности выйти из дома с ребенком хотя бы в выходные.
Виртуальное пространство не даёт в полной мере развивать творчество и креативность. Подсадка на "электронную иглу" Детский и семейный психолог Наталия Простун привела ещё несколько примеров отставания в развитии из-за гаджетов: ей встречались дети, которые к 15 годам так и не научились вырезать из бумаги или дерева, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки.
В своей статье о дофаминовой зависимости детей Наталия также напоминает, что ради получения очередной дозы "гормона радости" они, как наркоманы, готовы на всё. Когда дети живут онлайн от трёх до пяти часов, доза становится настолько сильной, что пропадает интерес к жизни, к хобби, к кружкам, обучению и даже к самому себе. Были случаи в моей практике, когда ребёнок шантажировал родителей суицидом, чтобы получить телефон.
Другой малыш ждал, когда мама с папой уснут и до утра играл неделями родители про это даже не знали , позже психика дала серьёзный сбой, пришлось вмешиваться психиатрам. Один из них произошёл в специальном детском лагере "без гаджетов": 10-летний мальчик, с рождения увлечённый играми и видео, просто не мог нормально жить, не то чтобы учиться, постоянно требовал смартфон, истерил, ничем не интересовался, игнорировал кружки и мастер-классы, пока его не забрали. Ещё один пятиклассник был отчислен из частной математической школы с высокими требованиями к знаниям.
Причём он был одним из талантливых учеников, но с головой ушёл в компьютер и в пятом классе перестал справляться со школьной программой. Школу пришлось оставить, — рассказала психолог Жанна Сафиуллина. Гуглят и сёрфят, а шнурки завязать не могут Как говорят специалисты, давая ребёнку в руки планшет или телефон, мы лишаем его самого главного для развития — возможности полноценно познавать мир.
Но при этом не мог собрать самые простые пазлы, логический куб или матрёшку! Не играл с игрушками. А ведь игра — это самое главное для ребёнка-дошкольника!
У этого мальчика были серьёзные трудности в общении с детьми, он плохо разговаривал, всё время держался в стороне, часто болел. Дети чаще приходят не только к окулистам , но и неврологам и другим специалистам с жалобами на здоровье и различные расстройства, которые возникли из-за активного использования гаджетов. Речь и моторика влияют на мышление Во время просмотра видео или игры в телефоне дети молчат и не двигаются.
В своей р аботе о нарушениях речи из-за массового использования детьми электронных устройств учитель-логопед Эмма Агопян обратила внимание на то, как тихо стало в общем вагоне поезда, хотя в нём едут дети.
Окончание игры с гаджетом всегда должно ассоциироваться с чем-то приятным. Посмотрели мультик — сделали веселую гимнастику для глаз. Поиграли в игру — вместе потанцевали и побесились. Обозначьте зоны «без смартфона» Обсудите с ребенком места, в которых телефоном пользоваться нельзя. Например, за столом, в кровати перед сном или в гостях у бабушки.
Особенно важно ограничить использование смартфона в спальне. Синий цвет экрана вызывает настороженность и прекращает выработку мелатонина — гормона, который отвечает за засыпание. И ночной режим ничего не меняет, так как лишь немного убавляет яркость. Поэтому за два-три часа до сна телефон нужно убирать. К тому же некоторые особенно эмоциональные дети потом долго не могут успокоиться — из-за бурной фантазии, активированной только что прочитанной книгой или пройденной игрой. Не критикуйте интересы ребенка Узнайте, чем именно он занят.
В какие игры он играет? Какие соцсети смотрит? Кто сейчас самый популярный тиктокер? Про что самый свежий челлендж?
Сейчас мальчик блестяще окончил первый курс химфака, для души учит латынь и древнегреческий, слушает подкасты по истории и литературе, любит классическую музыку, играет на пианино. Может быть, геймерство и тяга к гаджетам были важным этапом становления? Другой вопрос, что бегство от реальности у подростков было всегда, но проявлялось в чем-то другом. Когда не было гаджетов, родители точно так же запрещали нам читать с фонариком под одеялом. Эмоциональное состояние подростка — отдельная большая тема. Теперь, когда у каждого есть гаджет, иногда не один, возникают дополнительные опасения. Но если родитель давно, начиная с детского возраста своего ребенка, включен во все остальные сферы его жизни, то к подростковому возрасту, как бы ни трансформировались процессы коммуникации, точки соприкосновения остаются. Все подростки сейчас существуют на грани реальной и виртуальной жизни. Причем виртуальное общение со сверстниками у них выстроено лучше. Давайте разделять, где это особенности возраста и становления личности, а где это мешает существовать и самому ребенку, и его семье. Бессонница, отсутствие аппетита? Подробнее — Или повышенный аппетит — такое тоже бывает. Но вообще, стандартизованных диагностических инструментов, которые позволили бы отличить норму от зависимости, в России пока не существует. У российских психиатров разработаны кое-какие вопросы, на которые должен ответить подросток важно, чтобы это была именно самодиагностика, а не восприятие взрослого, который волнуется и наблюдает со стороны , но все еще нет универсального механизма. Когда я проводила исследование для своей диссертации, то брала зарубежный опросник, делала экспертный перевод и пробовала давать подросткам. Но это все частная история. Поэтому я и говорю, что нужно в первую очередь ориентироваться на физиологическую норму. Понятно, что тут тоже все индивидуально, нужно делать поправку на психоэмоциональное состояние подростка, но это хоть какой-то объективный критерий. Надо же нам провести реальную грань, за которой надо начинать беспокоиться. Нам часто кажется, что это виноваты гаджеты. Более того, начиная со среднего школьного возраста, многие дети учатся благодаря гаджетам. А в последние 3,5 месяца вообще все образование ушло в онлайн. Это тот инструмент, благодаря которому подростки так или иначе продолжали учиться ну или делали вид, что продолжают учиться. Родители — цифровые наставники — Есть такое понятие, как экранное время. Как вообще его отслеживать, если ребенок с утра и до вечера по учебе сидит за компьютером? Там может идти речь про какие-то рамки, режимы, ограничения. А с подростками надо договариваться, причем так, чтобы условия были всем понятны. Говорить 13—14-летнему человеку: «Сейчас 1,5 часа сидишь в интернете, а потом я отключаю», — это уже опять не про гаджеты, а про коммуникацию в семье. Совсем жестко в этом возрасте ограничивать, действительно, не стоит. Подросткам скоро во взрослую жизнь — учиться, работать. Подробнее — В 13—14 это можно обсуждать.
Как гаджеты влияют на детей
Главная причина, по которой развивается зависимость от гаджетов у ребенка и у взрослых, это так называемая дофаминовая петля. Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им больно читать. Некоторые психологи придерживаются мнения, что детей от гаджетов ограничивать нужно. Шамиль Ахмадуллин, автор более 50 развивающих пособий для детей и подростков, составил список правил, которые помогут уберечь ребёнка от зависимости.
ТРИ ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СМАРТФОНА ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ
- Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
- Опасный смарт. Учёные выяснили, что гаджеты грозят детям слабоумием
- «Зависимость от гаджетов — самая распространенная претензия мам к детям». Интервью с М. Пикулевой
- Цифровая деменция: как зависимость от гаджетов «убивает» мозг
Депутат Лантратова рассказала о вреде зависимости детей от гаджетов
«Мы видим сильную зависимость у детей от гаджетов, но самое главное, что через них они могут практически бесконтрольно «потреблять» содержимое деструктивных сообществ в Сети, через которые ими манипулируют, заставляя причинять вред себе и близким». Зависимость от гаджетов рассматривается как потенциальная опасность 14% родителей. Плохая новость заключается в том, что желания мам и детей радикально не совпадают. Зависимость от гаджетов негативно сказывается на всем организме в целом. «Наше исследование выявило криволинейную зависимость между временем использования смартфона и нежелательными последствиями для здоровья. Если ребенку от года до трех, он не должен проводить в гаджете больше 30-40 минут в день.
Каков вред гаджетов для детей?
- Признаки зависимости у подростков
- Содержание
- Как отучить ребёнка от телефонных игр (всего 5 шагов) | Психолог Геннадий Лаврентьев | Дзен
- 8-800-2000-122
- Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
- Навигация по статьям серии «Дети и гаджеты»
Психолог Дмитриева объяснила, как вытащить ребенка из гаджетов без скандалов и истерик
Аннотация В статье рассматривается проблема возникновения зависимости от гаджетов у детей дошкольного возраста. А в некоторых случаях виновниками появления у детей зависимости от гаджетов становятся сами родители, которые пытаются занять ребенка и освободить тем самым свое личное время. — [В связи с распространением гаджетов у детей] нас ждет какая-то эпидемия психологических отклонений и неровностей вообще по всему земному шару — потому что это не только в России, это везде такое? Если ребенку от года до трех, он не должен проводить в гаджете больше 30-40 минут в день. «Жесткие методы борьбы с зависимостью от гаджетов не помогут, а только оттолкнут ребенка от вас, – говорит педагог, писатель Светлана Гончаренко.
Ошибка № 1. Тотальный запрет
- «Лаборатория Касперского» изучила вовлечённость российских детей в мир соцсетей и гаджетов
- Как отучить ребёнка от телефонных игр (всего 5 шагов)
- Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов
- Библиотека
Педиатр рассказала, какие нарушения развития у детей вызывают гаджеты
За детей 4—8 лет на вопросы отвечали мамы, но мы просили их советоваться с сыновьями и дочерьми. А еще все мамы отвечали на отдельные вопросы для родителей. Кроме того, мы разговаривали с детскими психологами, наблюдения которых помогли нам сформировать ряд гипотез. Но одно дело, когда понимаешь это из личного опыта, а другое — когда видишь цифры, которые это подтверждают. Мы изучали мам и детей из одной семьи, задавали им одни и те же вопросы и получали существенно различающиеся ответы.
Например, на вопрос «Когда вы в последний раз болтали с ребенком о пустяках? В ответах на вопрос «А когда вы в последний раз говорили о чем-то важном, серьезном? То есть мамам кажется, что они с детьми активно общаются и поддерживают контакт, а детям — что им этого общения недодают см. Рисунок 1.
Общение с детьми Родителям вообще часто кажется, что они уже не интересны детям, особенно если речь о старшеклассниках. Но и психологи говорят, и результаты опроса показывают, что и в 15—17 лет мальчики и девочки все еще нуждаются в любви и поддержке мам и пап. Желание быть с родителями возникает у детей не только когда им плохо. Мы попросили мам и детей нарисовать картину идеального выходного дня.
Плохая новость заключается в том, что желания мам и детей радикально не совпадают. Дети хотели бы вместе пойти к кино, за бургерами или в парк аттракционов, а мамы мечтают, что подросшие дети помогут им убраться в доме, постирать и приготовить обед, после чего они вместе посмотрят телевизор. В этом смысле очень показательно отношение к видеоиграм. Только небольшой процент подростков хотели бы сыграть в игры с родителями, но готовых на это мам в три раза меньше!
А ведь игры — это один из самых любимых подростками форматов, и желание разделить игру с мамой или папой — это, по сути, приглашение в свой мир… который взрослые оказались не готовы принять см. Рисунок 2.
После выхода книги я обнаружил, что почти все видят проблему. Родители в отчаянии. Они чувствуют себя так, словно джинн выпущен из бутылки. Они говорят: "Ты же не можешь запихнуть зубную пасту обратно в тюбик? Хайдт сформулировал несколько правил для родителей и детей: Никаких смартфонов до старшей школы.
Мы должны исключить их из средней и начальной школы. Просто дайте детям раскладной телефон или часы, чтобы они могли контролировать время и связываться с вами. Никаких социальных сетей до 16 лет. Эти платформы созданы не для детей. Они, по-видимому, особенно вредны для детей, в том числе, по причинам безопасности и стимулировании "взрослого" поведения в том числе, раннего полового созревания. Отдавайте предпочтения школам, в которых детям не разрешают пользоваться смартфонами. На самом деле нет никаких оснований для того, чтобы позволить детям носить в кармане во время занятий устройство, которое по самой своей сути предназначено для отвлечения внимания и мешает нормальным занятиям.
И они все время чувствуют родительский пресс. Что бы ребенок ни делал, он все равно как-то недотягивает. И эта заниженная самооценка, которую формируют старшие, очень угнетает. Зато в компьютерной игре подросток — герой-победитель, — подчеркивает врач.
Выяснить, чего не хватает маленькому игроку Фото: freepik. Какой он герой — смелый, ловкий, быстрый? Найдите замену в реальной жизни и помогите своему любимому игроку обеспечить эту ловкость, быстроту, это ощущение себя героем! Уважать и не принуждать Фото: freepik.
Он имеет свои интересы и пристрастия. Не надо его жестко принуждать к чему-то, не поняв, почему он этого делать не хочет. Ведь у нас есть право выбора, оно должно быть и у вашего младшего члена семьи. И он может делать что-то другое, помимо того, что вы сейчас ему сказали сделать.
В общении с детьми нужна гибкость, понимание и уважение, — учит врач. Найдите общие интересы Фото: freepik. Например, организуйте совместное времяпрепровождение на свежем воздухе, займитесь вместе спортом, найдите общее хобби.
Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены». На самом деле всё ещё хуже. Сейчас уже известно, что айпэды, смартфон и иксбоксы являются одной из форм цифрового наркотика. Недавние исследования сканиов мозга показывают, что они влияют на лобную долю коры головного мозга — контролирующую дофаминовую систему, отвечающую за вознаграждения, внимание, кратковременную память — точно так же, как кокаин. Подобные технологии так сильно возбуждают мозговую деятельность, что в организме повышается уровень дофамина — нейротранмситтера, отвечающего за вознаграждение, участвующего в формировании зависимости — так сильно, как при сексе. Именно из-за такого эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау [Peter Whybrow], директор факультета неврологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе UCLA , называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи зовут их «цифровым героином».
Доктор Эндрю Доан [Andrew Doan] руководитель отдела исследований наркотической зависимости для Пентагона и флота США — исследовавший зависимость от компьютерных игр — называет игры и гаджеты «цифровой фармакеей» pharmakeia, греч. Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью. В моей клинической работе с более чем тысячью подростков за последние 15 лет, я обнаружил, что старая аксиома «грамм предохранения стоит килограмма лечения» особенно права в случае зависимости от гаджетов. Когда ребёнок переступает черту зависимости, вылечить его бывает очень сложно. Я сталкивался с тем, что лечение зависимых от героина и метамфетамина проходит легче, чем в случае с затерявшимися в матрице игроками, или детьми с зависимостью от социальных сетей. Согласно отчёту от 2013 года от Американской педиатрической академии, дети в возрасте от 8 до 10 лет проводят по 8 часов в день с цифровыми носителями информации, а подростки — по 11 часов в день перед экраном. Каждый третий ребёнок пользовался смартфонами или планшетами до того, как начал говорить.
Когда человек переходит черту зависимости — будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё — ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит — никаких компьютеров, смартфонов, планшетов. Экстремальные случаи включают и устранение телевизоров. Предписывается детоксикация в течение от четырёх до шести недель; обычно этого времени достаточно для возбуждённой нервной системы, чтобы она пришла в себя. Но в нашем обществе, заполненном технологиями и с вездесущими экранами, эта задача очень непроста. Человек может жить без наркотиков и алкоголя; а в случае с технозависимостью цифровые искушения будут везде.
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей
Зависимость родителей от гаджетов должно нас волновать даже больше, чем детская зависимость, пишет «The Atlantic» [1]. Проблема зависимости ребенка от гаджетов – одна из самых распространенных. И неутешительный вердикт: если ребёнок стал зависим от гаджетов, то избавить его от этой зависимости можно, только вложив в него то, чего ранее мы в него не вложили. Вот некоторые признаки гаджет-зависимости у детей дошкольного возраста. Психолог Мария Григорян — о том, как не нужно бороться с зависимостью ребенка от гаджетов и почему тотальный запрет на использование электронных устройств не способен решить эту проблему.
Общего решения нет: как узнать, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов
Влияние гаджетoв на физическoе и психическoе здорoвье детей | Игнорирование признаков зависимости от телефона и иных гаджетов может стать причиной ухудшения здоровья и привести к цифровой деменции, что подразумевает расстройство памяти. |
Почему у детей возникает зависимость от гаджетов и к чему это может привести | Подробнее про Гаджет зависимость у детей и подростков». |
Ну и гад-же-ты: семейный психолог — о том, почему нас бесит, что дети залипают в телефонах | Как понять, что проблема «ребенок и гаджеты» зашла слишком далеко и нужно обратиться к специалисту — психологу или психотерапевту? |
Родителям на заметку. Влияние гаджетов на здоровье детей | Разбираемся, как выстраивать отношения наследников с гаджетами и реален ли вред смартфонов для детей. |
Зависимость от телефона у детей и подростков: признаки появления и основные методы борьбы | Однако до сих пор множество родителей денно и нощно бьются со своими детьми в поисках решения величайшей проблемы нового времени — детского злоупотребления гаджетами. |
Как гаджеты влияют на развитие и здоровье ребёнка
Предпочтение виртуальному общению: дети и подростки могут предпочесть общение через гаджеты реальному общению. Нежелательный контент: родители не всегда могут контролировать информацию, которую получают их дети в интернете, что может быть опасно для их психологического здоровья. Знакомство с опасными людьми: в интернете дети могут столкнуться с подозрительными людьми, что может привести к опасным последствиям. Стоит ли запрещать гаджеты совсем Как помочь подростку использовать гаджеты в качестве помощников, минимизируя возможные негативные последствия зависимости от них? Главная идея заключается в том, что подростки уже неизбежно связаны с гаджетами, и вместо того, чтобы запрещать их, следует предложить образовательные программы и игры, способствующие развитию и обучению через использование гаджетов. В первую очередь родители должны понимать, что гаджеты являются естественной частью жизни их детей, подобно тому как телевидение или радио были частью их собственной жизни. Запрет на использование гаджетов может вызвать негативную реакцию, но ограничение времени использования может быть принято спокойно. Одна из возможностей — посоветовать ребёнку обучающие программы, которые могут быть доступны онлайн через гаджеты. Важно отвлечь ребенка от телефона. Это позволит им развивать память и интеллект, повышать внимание, при этом активно взаимодействуя с технологией. Например, сайт CogniFit предлагает такие обучающие игры, которые имеют научно доказанную эффективность для развития когнитивных способностей.
Это поможет подростку не только развлечься, но и развить свой мозг, одновременно облегчив внутреннее напряжение родителей от предположения, что ребенок проводит слишком много времени в интернете. Таким образом, вместо запретов следует предлагать обучающие и развивающие альтернативы использования гаджетов, что поможет подросткам использовать их более продуктивно, снизить зависимость и развить свои когнитивные способности. Как избавить ребенка от зависимости гаджетов Как оторвать ребенка от гаджетов без слез и истерик? Избавление ребенка от зависимости от гаджетов может быть сложным процессом, но с правильным подходом и поддержкой это вполне возможно. Вот несколько рекомендаций, которые могут помочь в том, чтобы оторвать ребенка от гаджетов: Установите ясные правила: создайте ясные правила об использовании гаджетов и экранов, включая время, проведенное перед ними, и места, где это допустимо. Это поможет установить ясные границы и ограничения. Предложите альтернативы: предложите ребенку альтернативные занятия, которые могут быть более привлекательными, чем использование гаджетов. Например, спортивные мероприятия, хобби, рисование или чтение книг. Будьте образцом: покажите ребенку, что сами можете находить удовольствие и развлечения без гаджетов. Проводите время вне экранов, участвуйте в семейных мероприятиях, чтении или играх.
Обучите правильному использованию: обучите правильному использованию гаджетов и экранов. Объясните им о важности правильной постановки границ, регулярных перерывах и выборе высококачественного контента. Это поможет ребенку побороть зависимость. Поговорите с ребенком: обсудите с ребенком их интересы, причины, по которым они так много времени проводят за гаджетами, и попробуйте найти компромиссное решение. Предложите совместное время: запланируйте совместное время без гаджетов, например, семейные прогулки, игры на свежем воздухе, семейные ужины, где использование гаджетов будет отложено. Это поможет убрать зависимость. Запросите профессиональную помощь: если зависимость от гаджетов создает серьезные проблемы, обратитесь за профессиональной помощью к специалисту, который может помочь ребенку и всей семье разработать стратегии решения проблемы. Избавление от зависимости от гаджетов может потребовать времени и терпения, но с поддержкой и правильным подходом это вполне осуществимо. Рассмотрим подробнее разные методы. Лучше всего выбрать место не в его личной комнате, а в общественном пространстве, например, на кухне, в гостиной или в коридоре.
После использования гаджета ребенок должен положить его в заранее определенное место. Это поможет предотвратить постоянное таскание телефона за собой и сделает ясным, что использование гаджета происходит только в этой зоне. Так он станет меньше сидеть в смартфоне. Найти замену Конечно, полностью оградить ребенка от смартфона не получится. Но и необходимо ли это? Избавление ребенка от зависимости от смартфона и поиск замечательных занятий — важный процесс. Вот несколько способов, как можно помочь ребенку найти замену смартфону: Спорт и физическая активность. Предложите ребенку увлекательные виды спорта или физическую активность, которые он может заниматься в свободное время. Это может быть футбол, баскетбол, плавание, йога или даже простые прогулки на свежем воздухе. Художественные занятия.
Поощрите ребенка к занятиям художественными видами творчества, такими как рисование, лепка, музыка, танцы или даже актерское мастерство. Эти виды деятельности могут стать не только заменой смартфона, но и позволят развить ребенку новые навыки и увлечения. Поддерживайте интерес ребенка к чтению книг. Предложите разнообразную литературу, которая будет интересна и увлекательна.
Не нужно учиться писать ручкой на бумаге: гораздо удобнее набирать текст на компьютере. Он и ошибки исправит, и слова подскажет, и предоставит сколько угодно возможностей для коррекции текста. Удобно же, разве нет? Разве не нормально стремиться к тому, что облегчает жизнь, экономит время и силы, предлагает легкие способы реализации потребностей? Все так. С одной стороны. А с другой все выглядит далеко не столь радужно. Дело в том, что развитие технологий не отменяет результатов эволюции человеческого вида. Изменились условия жизни, но организм человека остался прежним.
Но вместе с тем теряют связь с реальным миром: становятся тревожными и раздражительными, менее внимательными, часто ведут себя отрешенно, проявляют признаки апатии. На физиологическом уровне часто наблюдаются ухудшение зрения, бессонница, снижается двигательная активность, — заметила Краснова. Внимание к своему ребенку, одобрение и развитие его интересов, поддержка в самых разных ситуациях помогут вам стать опорой и лучшим другом своим детям, считает специалист. По словам семейного психолога Натальи Наумовой, мир, который ребенок находит в виртуальной реальности, куда ярче и интереснее, чем окружающая обыденность.
Затаив дыхание, он ждёт разрешения взять гаджет. А в процессе игры настолько увлечен и поглощен игрой, что забывает дышать, что, безусловно, вызывает кислородное голодание головного мозга и общее изменение ритмов работы мозга. Какие проблемы наблюдаются у детей с зависимостью от гаджетов? Когда ребёнок поднимает глаза, то есть «достаёт» их из своего цветного феерически нереального мира, что предоставляет ему гаджет, он испытывает сильный дискомфорт и реальные психологические трудности восприятия окружающего пространства и людей в нём, потому что … Реальность нас окружающая, не столь яркая и уж совсем не эстетично организована — обычная серость и убогость бытия, грязь и бардак — «глаза бы мои это не видели» - и снова хочется погрузиться в красоту нереально красивого мира! В реальном мире редкие объекты находятся в постоянном движении, а зрительный центр мозга уже натренирован видеть и фокусироваться только на том, что движется, а что не движется мозг просто даже не распознаёт как объект или с низким уровнем резкости, что доставляет дискомфорт и неприятные ощущения, часто даже болевые. Ребёнок утратил заложенную в нем способность самому следить за происходящим. Чтобы самому следить за происходящим в реальном мире, надо уметь управлять своим телом, уметь воспринимать информацию и взаимодействовать с реальными объектами, которые действуют автономно от тебя. Как распознать зависимость от гаджетов у ребенка? Очень просто! Да, это просто, главное знать, на что стоит обратить внимание, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить диагностировать , что ребёнок уже находится в зависимости от гаджетов: Желание пользоваться гаджетом более 30 минут в день Резко портится настроение, когда заканчивается время, выделенное на пользование гаджетом Резко улучшается настроение, когда разрешили взять гаджет Ребёнок торгуется за право взять гаджет, капризничает, клянчит разрешение взять гаджет После пользования гаджетом никак не может переключиться на новый вид деятельности, как бы застревает в прошлой деятельности После пользования гаджетом проявляет раздражительность, агрессивность в общении Как понять, что детской психике причинен ущерб? Опять же очень просто! Да, это действительно просто, и вот мои вам ориентиры, по которым даже обычные родители могут сами установить диагностировать уровень ущерба.
Цифровая деменция: как зависимость от гаджетов «убивает» мозг
Рассказываем, как это сделать. Специалисты выделяют два типа зависимости от смартфонов: - номофобия — паника из-за отсутствия доступа к телефону, - фаббинг — привычка отвлекаться на телефон во время разговора. Если ребенок сидит в телефоне, это еще не значит, что у него зависимость. В тревожных ситуациях, например из-за ссоры или нахождения в месте, где ему неуютно, он может уходить с головой в гаджет, потому что тот кажется спокойной и безопасной территорией. А вот при зависимости или склонности к ней ребенок забывает о своих обязанностях, начинает плохо спать и есть, всюду опаздывает и не может ни на чем сосредоточиться. Еще один тревожный звоночек — это замкнутость. Если ваш сын или ваша дочь предпочитает телефон играм с друзьями, то это повод задуматься о его отношениях с гаджетами. Как отучить ребенка от смартфона? Самый распространенный совет — показать хороший пример. Однако это сложно сделать, когда нас самих постоянно ждут сообщения в соцсетях и рабочих чатах.
Еще один вариант — оградить его от использования гаджетов. Но из-за этого у подростка в будущем может развиться другая зависимость — алкогольная или никотиновая. Дело в том, что зависимости появляются не просто так. Есть две причины для их формирования: 1. Сбой в работе лимбической системы.
По его словам, в каждом конкретном случае нужно индивидуально прорабатывать вопрос, который касается определенной семьи, подростка, ситуации. Сенников обратил внимание на то, что родители, имеющие доверительные отношения в семье и традиции, в большей степени могут разговаривать откровенно и доверчиво со своими детьми. Такие родители будут в выигрыше и на несколько шагов вперед тех, родителей, которые являются наблюдателями, а не активными участниками», — подчеркнул психолог. Он уточнил, что такой подход дает большие плюсы в безопасности психологического и физического здоровья ребенка. Чем опасно использование гаджетов Педагог-психолог обратил внимание на то, что чрезмерное использование гаджетов в детском и подростковом возрасте может вылиться в проблемы в коммуникативной сфере, сказать на на самооценке, могут возникнуть вопросы с самоидентификацией. Есть ли у ребенка зависимость? На начальном этапе трудно определить, есть ли у ребенка зависимость от гаджетов.
Специалисты выделяют два типа зависимости от смартфонов: - номофобия — паника из-за отсутствия доступа к телефону, - фаббинг — привычка отвлекаться на телефон во время разговора. Если ребенок сидит в телефоне, это еще не значит, что у него зависимость. В тревожных ситуациях, например из-за ссоры или нахождения в месте, где ему неуютно, он может уходить с головой в гаджет, потому что тот кажется спокойной и безопасной территорией. А вот при зависимости или склонности к ней ребенок забывает о своих обязанностях, начинает плохо спать и есть, всюду опаздывает и не может ни на чем сосредоточиться. Еще один тревожный звоночек — это замкнутость. Если ваш сын или ваша дочь предпочитает телефон играм с друзьями, то это повод задуматься о его отношениях с гаджетами. Как отучить ребенка от смартфона? Самый распространенный совет — показать хороший пример. Однако это сложно сделать, когда нас самих постоянно ждут сообщения в соцсетях и рабочих чатах. Еще один вариант — оградить его от использования гаджетов. Но из-за этого у подростка в будущем может развиться другая зависимость — алкогольная или никотиновая. Дело в том, что зависимости появляются не просто так. Есть две причины для их формирования: 1. Сбой в работе лимбической системы. Эта система отвечает за эмоции, волю, мотивацию и коммуникацию.
Возможно, вы замечали, что интересные идеи приходят в голову, когда вы скучаете. У детей так же. Поэтому нет никакой трагедии в том, что ребенок немного поскучает и у него появится «пустое», незанятое время. Насколько это соответствует истине? Никакие игрушки или предметы не развивают сами по себе. Важно, чтобы рядом был посредник, который покажет, как все это использовать по назначению, включит предмет в деятельность, которая имеет для ребенка смысл, заинтересует и продемонстрирует неочевидные возможности. Родители учат ребенка держать ложку, разговаривать, читать, понимать музыку, следовать правилам дорожного движения и прочим вещам, которые непонятны без взрослого проводника. Точно так же они должны быть рядом, когда дают ребенку игру на смартфоне или включают мультфильм. Тип контента, конечно, важен, но не нужно питать иллюзий и думать, что если включить игру, где надо собирать пазлы, то ребенок научится достраивать образы и разовьет воображение. Если перед ребенком рассыпана картинка, он учится строить образы, перебирая элементы руками. А в гаджетах — по крайней мере, в большинстве игр, которые я видела, — это технически невозможно: алгоритм сам подкладывает нужные детали, нет возможности проводить манипуляции с элементами.