Новости значение праздника сретение

Славянское слово «сретение» означает «встреча». На сороковой день после Рождества Христова Дева Мария в сопровождении Иосифа Обручника принесла своего сына в Иерусалимский храм. Например, если праздник Сретения Господня выпадает на воскресный день, то служба воскресенья не отменяется, как в случае Господского праздника (Рождество, Крещение, Вознесение и другие), а соединяется с ней, подобно Богородичному празднику. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом.

В Сретение предки всегда узнавали точную погоду на весну: морозы будут неспроста

Называется он Сретение. Слово Сретение означает – встреча. О значении этого праздника «Вечерке» рассказал проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Филипп Ильяшенко. один из величайших христианских праздников, который отмечают 15 февраля.

Два Завета встретились. Сретение Господне

Сретение Господне отмечают православные верующие 15 февраля. На церковнославянском «сретение» означает «встреча». Праздник установлен в память о Встрече, которая произошла на сороковой день после Рождества Христова, описанной в Евангелии от Луки (Лк. один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православии, он является непереходящим и отмечается 15 февраля (2 февраля по ст.

Сретение Господне 2024: чему посвящен праздник и чего категорически нельзя делать

На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. Праздник Сретение Господне может именоваться и просто Сретение. Сретение Господне Сретение Господне — один из двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Слово «сретение» на церковнославянском языке означает «встреча». Праздник отмечается на 40-й день после Рождества Христова.

История и смысл праздника Сретение Господне, что означает и когда празднуется

Почти подгоняем их взглядами, он шел молча по этому храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась.

Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти.

Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.

Нет, Он пришел на землю на восстание всем людям, всем народам. Он пришел для того, чтобы спасти всё человечество, всех людей возвести на подобающую им нравственную высоту и, сделав их достойными Неба, привести к Отцу Небесному.

С другой стороны, имп. Юстиниан I , при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов , в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.! Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту , — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом , считавшим себя большим знатоком христианского вероучения а отнюдь не стихийные бедствия! Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами продолжавшейся при Юстиниане и реформами литургического характера: «В Армянской [монофизитской.

Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 декабря у Западной Церкви; отсюда и Сретение нужно было праздновать 2 февраля. Но до дней Юстиниана оно праздновалось 14 февраля. Когда же Армянская Церковь стала праздновать Рождество и Сретение по-прежнему, отдельно от Вселенской Церкви , то богословы антимонофизиты стали обращать внимание на этот обычай соединения Рождества и Богоявления и на праздник Сретения, как на какое-то выражение монофизитских идей» [25]. Нам известно так называемое «Послание к армянам из Иерусалима Григория, епископа Арцруниев», которое, говоря об упорном нежелании Иерусалимской Церкви праздновать Рождество Христово по-православному, то есть 25 декабря, свидетельствует, что понадобилось особое послание, санкционированное именем имп. Юстиниана, чтобы заставить иерусалимлян принять этот праздник. Но календарная реформа Рождества неотделима от реформы Сретения, и думается, что именно это обстоятельство позволило позднейшим хронистам приписать богословствующему императору и само учреждение праздника Сретения Господня. Послание имп.

Юстиниана, сохранившееся на грузинском языке, озаглавлено как «Чтение о праздниках Благовещения и Рождества, Сретения и Крещения, написанное в Иерусалим православным царем Юстинианом». Вследствие этого они заблуждаются, прежде всего, насчет бывшего 25 марта Благовещения Пресвятой Приснодеве... Если от Рождества сосчитать сорок дней, по прошествии которых, как учит евангелист Лука, пророк Симеон воспринял Господа, получится 2-го февраля; в этот день, а не 15 февраля [так в тексте! Как видим, внутренняя достоверность этого интересного послания из которого здесь приведены лишь небольшие фрагменты , — даже если сомневаться в его формальной подлинности, т. Юстиниану, — прекрасно согласуется как с сообщением Никифора Каллиста, так и со всей известной нам историей богословских движений VI века. Главное — это генетическая зависимость литургической жизни Церкви от развивавшейся ее же вероучительной жизни, — а вовсе не от стихийных катаклизмов! Эти выводы достаточно логичны и подкреплены конкретным материалом, — может заметить здесь внимательный читатель, — но обратите внимание на то существенное обстоятельство, что все вышеприведенные свидетельства о Сретении принадлежат авторам, жившим несколькими веками позднее описываемых ими событий и опиравшимся на противоречившие друг другу исторические традиции. Неужели же нет современников и очевидцев, описавших те бедственные времена? Ясно, что последнее слово в споре между благочестивой легендой и опирающейся на источники объективной исторической традицией должно непременно остаться за ними, ибо невозможно вообразить, чтобы набожный средневековый историк, живописующий страшную драму мора и гибели десятков тысяч людей, в том числе своих родных и друзей, не поведал бы о радости внезапного прекращения бедствия после впервые совершенного в храме Святой Софии сретенского богослужения!

Ведь если первое для него — гнев и наказание Божие, то второе — милость и избавление, и он никогда не забывал древнее наставление архангела Рафаила: «О делах Божиих объявлять похвально» Книга Товита 11:11! Чума в Византии и праздник Сретения: свидетельства очевидцев К счастью, блестящая эпоха императора Юстиниана I документирована едва ли не с большей полнотой, чем другие периоды византийской истории, и мы можем обратиться к двум, наиболее авторитетным, свидетелям интересующих нас событий. Первый из них — знаменитый придворный историк Прокопий Кесарийский м. Пережив в Константинополе пощадившую его чуму, Прокопий посвятил ее пространному и патетическому — и одновременно жуткому в своем буквализме — описанию две главы! Приведем из них лишь важнейшие для нас фрагменты, отсылая любознательных читателей к полному русскому переводу Прокопия. Может быть, люди со смелым умом могут найти причины всему тому, что небо посылает на землю; так и делают те, которые способны высокопарно объяснять причины непостижимого и составлять странные системы о природе, хотя знают сами, что в словах их нет ничего здравого. Одних поразил он летом, других зимою; третьих в иные времена года. Оттуда взяла два направления: одно к Александрии и к другим частям Египта, другое к смежной с Египтом Палестине; потом охватила она всю землю. И вот что тут происходило: Многим являлись призраки демонов, под всякими видами человеческими.

В этом положении им казалось, что они получали удар в какую-либо часть тела от человека, который с ними встречался. В начале число умирающих было не много более обыкновенного; потом смертность стала возрастать более и более, так что в день умирало до пяти, даже до десяти тысяч человек и более. Дав в распоряжение Феодору палатийских воинов и деньги, царь поручил ему иметь попечение о погребении мертвых. Не имея более сил рыть могилы для такого множества умирающих, они всходили на башни, стоящие у стены в Сиках, снимали с них кровли и как ни попало бросали в них тела. Навалив их... Оттого распространилось по городу зловоние, которое более и более беспокоило жителей, особенно когда ветер дул от башен. Здоровые, сидя дома, или пеклись о больных, или оплакивали умерших. Попадался ли кто навстречу, он верно нес мертвого. И в этом царственном городе, где имеет пребывание верховная власть над Римской державой, граждане сидели дома в одежде самых простых людей.

Таковы были действия чумы в Византии и в других областях Римских. Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения.

Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения.

А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. И старец промолвил: «Сегодня, реченное некогда слово храня, Ты с миром, Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это Дитя: Он — Твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в Нем». Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет, Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око».

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле для двух этих женщин под сенью колонн.

Праздник всегда отмечают 15 февраля — ровно через 40 дней после Рождества Христова. В этом году православные верующие встретят Сретение в среду. Согласно Евангелию, 15 февраля Дева Мария и Иосиф вместе с младенцем Иисусом пришли в Иерусалим спустя 40 дней после его рождения. Русский православный священник, писатель, психолог и директор Института христианской психологии Андрей Лоргус Отец Андрей рассказал ОТР, что только после истечения 40 дней можно было совершить обряд посвящения Богу. Для этого родители младенцев приносили в храм жертву — двух голубиных птенцов. Взяв на руки Иисуса, женщина сказала, что он — исполнение древнего пророчества. После ее слова подтвердил и Симеон.

Праведный старец жил около трехсот лет. Когда Симеон встретил богомладенца, он наконец обрел покой. Сретение, пояснил священник, переводится как «встреча».

Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать

По древнеиудейскому обычаю женщина, родившая первенца мужского пола, через 40 дней приходила с ребенком в Иерусалимский храм. Здесь она приносила благодарственную и очистительную жертву Богу. Мария родила Иисуса в результате непорочного зачатия, и ей необязательно было совершать обряд. Однако в знак смирения Богородица соблюла обычай. За Симеоном к Марии и Иосифу подошла трудившаяся в храме пожилая женщина по имени Анна, которую за пламенные проповеди о Боге считали пророчицей. Праведная поклонилась Христу, а затем отправилась рассказывать людям на улице о появлении на свет избавителя. То, как Симеон и Анна встретили Иисуса, является верующим примером принятия Бога всей душой. На Сретение по традиции в православных храмах проходит праздничная литургия, которая иногда сопровождается крестным ходом. Тогда же освящаются свечи. Верующие забирают их домой, где зажигают во время молитвы.

То есть, в самом названии и скрыта основная суть праздника — сближение людей с Богом. Другая версия гласит, что здесь подразумевается также встреча, в которой сходятся вместе Ветхий и Новый Заветы. Ведь так было принято по закону иудеев, который установлен Моисеем — родители приносили в храм для посвящения сыновей-первенцев Богу на сороковины после рождения. В качестве жертвы Мария и Иосиф принесли двух птенцов голубей. В храме старец Симеон Богоприимец, триста лет ждавший пришествия Христа прочитал молитву над младенцем и благословил Марию и Иосифа.

Именно в честь этого библейского события и установлен праздник Сретения Господня. Смысл празднования Сретения Так как встреча человека с Богом является центральным смыслом праздника, то история Анны и Симеона может стать примером того, что человек всегда должен быть готовым к встрече с Господом. Ведь Анна и Симеон приняли Бога с чистым сердцем. Есть мнение, что верующий человек переживает эту встречу, когда впервые переступает порог церкви, вставая на путь своего спасения. Богослужения и традиции Из истории мы знаем, что на Русь христианство пришло из Византии, где с четвертого века Сретение стало государственным праздником.

На Сретение в храмах проводится праздничная литургия.

Поэтому не было большей той скорби, которую Она испытала, видя Его распятие! И конечно же, как когда-то враг, хотя и безуспешно, но искушал Спасителя в пустыне Мф. Пытался, но с тем же «успехом»! Владычица осталась непоколебимой и душой, и сердцем, не только не издав ни одного стона ропота, но даже не приняв ни одного самого малого ропотного помысла! Явив этим, что Она есть Вторая Ева , Которая не только не виновна в грехе первой, но является Помощницей Спасителю в деле искупления рода человеческого! Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара сейчас — город Задар в Хорватии. Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье.

А в немецком городе Ахене хранится десница правая рука праведного Симеона Богоприимца. Десница правая рука праведного Симеона Богоприимца —покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии. Весьма поучительная история До шестого века по Р. Лишь при благочестивом императоре Юстиниане годы правления 527-563 г. Причиной сему послужили бедствия, которые обрушились на Византийскую империю в сей период. Во-первых, это было необыкновенно сильное землетрясение, во время которого погибло много людей, в частности, антиохийский епископ Евфрасий. Во-вторых, что было гораздо хуже, начался страшный мор, вначале коего умирало по пять тысяч, а затем и по десять тысяч человек в день.

Смертность была такой ужасающей, что даже некому было хоронить мертвых, не только бедных, но и богатых! Тогда-то некому благочестивому христианину было откровение, что, если будет установлено торжественное празднование Сретения, бедствия прекратятся. Так и было сделано: и уже 15 февраля сие евангельское событие было отпраздновано как двунадесятый Господский и Богородичный праздник о чем будет сказано несколько ниже. И действительно, все эти страшные бедствия, особенно мор, прекратились! Духовный смысл праздника Сретение — это встреча. Так и мы, каждый из нас, православных христиан нуждается во встрече с Господом. Однако, многие, помышляя и мечтая о ней, ошибочно думают, что Сам Господь, Божия Матерь, ангелы или кто-то из святых должен явиться им. На самом деле сия встреча — это дело Божие. И как Господу будет угодно, так она и состоится.

Если, конечно, мы будем к ней готовы. Так и праведный Симеон сподобился сей встречи тогда, когда не ожидал; и таким образом, о коем не мог предугадать. И мы о себе должны подобно сему думать, предоставляя сие благодатное дело Господу. В этом, думаю, и состоит основной духовный смысл сего праздника! Что нельзя делать в этот день По вышеозначенной причине основного духовного смысла праздника Сретения в этот день нельзя предаваться суетным и, тем более, греховным делам. Ибо этим мы оттолкнем от себя Спасителя, и желанная встреча с Ним не состоится. Вместо работы и суетных развлечений в сей день, лучше пойти в православный храм на литургию, и, если мы готовы, исповедаться и причаститься. Затем остальное время провести в молитве, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Особенности богослужения Он является двунадесятым Богородичным праздником, но имеет признаки и Господского двунадесятого.

Это, в частности, само название — Сретение Господне. На литургии во время малого хода возглашается входной стих. Всенощное бдение и литургия заканчиваются особым отпустом. А до литургии, а иногда и после нее обычно совершается малое освящение воды и освящение свечей. Сретенские свечи Они освящаются особым чином и только раз в году на Сретение, отсюда и их название.

Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка. Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека. Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Громницы символизируют начало подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод.

Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла. Нельзя ругаться, сквернословить. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью. Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом. Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу — в пути могут ожидать неприятности. Нежелательно переезжать на новое место. Приметы и поверья Если на Сретенье небо усыпано звездами, то весна наступит нескоро.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий