Как была снята блокада Ленинграда — в материале
75 мгновений блокадного Ленинграда. Самые пронзительные фотографии осажденного города
БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. 27 января вся страна отмечает 77-ую годовщину снятия блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения использовались в Ленинграде как дополнительное средство в общей системе противовоздушной обороны. С первых дней Великой Отечественной войны. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. 24 апреля на церемонии открытия XII Российского международного энергетического форума участникам и гостям была представлена выставка «Герои энергетики блокадного Ленинграда».
Почему Ленинград не стал Сталинградом
Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. 9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. После снятия блокады он был поднят со дна Ладоги и проложен под Невским проспектом, продолжая служить ленинградцам и освещая главную улицу города. «Аэростаты сыграли важную роль в обороне Ленинграда в годы блокады. В блокаду аэростаты использовались, чтобы взрывать вражеские самолеты: машины натыкались на аэростаты и взрывались, и город меньше страдал от бомбежек. 1942. Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище.
Чтобы помнить... Блокадный Ленинград
Блокадный Ленинград Подсказала tiina Снимки из Ленинграда, находившегося в блокаде немецкими, финскими и испанскими войсками с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года Исторические сведения. Блокада Ленинграда аэростаты. В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». Действие аэростатов заграждения было рассчитано на повреждение самолётов при столкновении с тросами, оболочками или подвешиваемыми на тросах зарядами взрывчатого вещества. Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля.
Как в блокадном Ленинграде техник-самородок создал первый водородный двигатель для автомобиля
Фотохроника Агентства печати «Новости». РМИ Орудийный расчет зенитной батареи на Университетской набережной. РМИ Транспортировка газгольдера для заправки водородом аэростата на площади Островского. Фотограф Г. Художник В. Художник Я.
Борис Исаакович Шелищ. Уже 23 июня 1941 года Борис Исаакович призывается в Красную Армию. Он попадает в 3-й полк аэростатов заграждения 2-го корпуса ПВО на должность автотехника. Аэростаты заграждения накачивались водородом, который из-за пористости оболочки утекал в атмосферу, уступая место в аэростате другим атмосферным газам. Из-за загрязнения водорода снижалась подъёмная сила аэростата и, соответственно, максимальная высота подъема. Кроме того, получающаяся смесь — гремучий газ — взрывоопасна. По официальной версии, именно образование гремучего газа стало причиной крушения дирижабля «Гинденбург». Газгольдер для заправки аэростатов в Ленинграде на Невском проспекте. Подъем аэростатов воздушного заграждения с автомобильных лебедок.
Для спуска и подъёма аэростатов использовались лебёдки, установленные на полуторки ГАЗ-АА и работающие от бензинового двигателя грузовика, пока в сентябре 1941 года в Ленинграде не закончился бензин. Его и до этого выдавали только на боевую работу, причем отпускали с точностью до 100 граммов. За его перерасход грозил военный трибунал. Весь транспорт ПВО, кроме двух газогенераторных автомобилей, работавших на дровяных чурках, был остановлен. Все грузы переносили на руках, перевозили на санях и тележках. Раненых и больных вывозили тоже на санях. А за один боевой подъем аэростатов только одного полка аэростатного заграждения сжигалось около 1,5 тонн бензина. Всего же, в корпусе аэростатного заграждения Ленинграда было три полка. Кроме того, аэростатами пользовались и воздушные наблюдатели.
Шелищ предложил переоборудовать подъемный механизм, используя для спуска аэростатов лифтовые электролебедки из соседних домов. Они должны были устанавливаться на грузовики вместо бензиновых. Но вскоре в блокадном Ленинграде не стало и электричества. Пытались использовать и ручной привод, но с таким механизмом не могли справиться даже десять здоровых мужчин. К тому же большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту, и на действующих постах вместо 12 человек осталось всего 4-5, в основном девушки. Борис Исаакович пришел к мысли использовать в качестве горючего отработанный аэростатами водород, который прежде просто выпускали в атмосферу. По воспоминаниям самого Шелища, на эту идею его вдохновил эпизод из романа Жюля Верна «Таинственный остров», в котором разложенная на водород и кислород вода называлась «топливом будущего». В Ленинграде водород вырабатывал небольшой химический заводик, с трудом справляясь с потребностью ПВО. Водорода с химзавода постам аэростатного заграждения хватало не всегда.
Тогда его добывали на армейских установках, которые размешались на шасси грузовиков ЗИС-5, имели смесители, очистители и скрубберы.
Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д.
За время блокады, по официальным данным, умерло от голода около 800 тысяч жителей, погибло от бомбежек 17 тысяч человек и 34 тысячи было ранено. Согласно современным данным, число жертв блокады — от 1млн. Свидетельством страшных мук и страданий, выпавших на долю ленинградцев, стал дневник десятилетней блокадницы Тани Савичевой. Всего несколько листочков бумаги, в которых с леденящей кровь обыденностью, сфокусирована вся трагедия города.
В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ
Тандем аэростатов заграждения и одиночный аэростат. Мины крепились под каждым аэростатом. Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом см. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема - на 4-4,5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп.
Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или навыходе из пике. Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже.
Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты AЗ вели и активную борьбу с бомбардировщиками. При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты.
На нашем фронте первое столкновение самолета противника с тросом аэростата было зарегистрировано под Колпино, где отряд лейтенанта С. Мазурова защищал с воздуха знаменитый Ижорский завод. В трос врезался выходивший из боя на высоте около трех километров фашистский бомбардировщик. Внешне аэростаты заграждения напоминали дирижабли, основной материал - прорезиненная ткань.
Полны состав поста - 12 человек: десять рядовых, моторист и командир. Они должны были подготовить площадку, развернуть оболочки аэростатов, заполнить и; водородом из баллонов или газгольдеров отрыть котлован для лебедки и землянку или подвал для себя, а также обеспечить связь, маскировку, текущий ремонт. А главное - боеготовность, постоянную боеготовность. Вместе с ним мне пришлось воевать и позднее - в 11-м и 3-м полках AЗ, то есть там, куда нас обоих направлял приказ.
В начале войны наши аэростаты прикрывали подступы к городу с северо-запада. Первые аэростаты заграждения поднялись над Ленинградом в ночь с 23 не 24 июня, через день после объявления войны, но еще почти месяц бомбежек не было, лишь самолеты-разведчики противника на больших высотах появлялись над городом. Первую массированную попытку прорыва к Ленинграду "Юнкерсы-88" предприняли в ночь на 23 июля Они шли от перешейка, как раз на наши посты. Аэростатное заграждение было достаточно плотным, и самолеты, оповещенные об этом разведкой, шли на высоте больше пяти километров, исключавшей прицельное бомбометание.
Их встретил плотный огонь зенитной артиллерии Балтийского флота: четыре стервятника были сбиты. Однако воздушные налеты усиливались день ото дня! К примеру, только 8 сентября 1941 года на Ленинград было сброшено 6327 зажигательных бомб, вызвавших 178 пожаров. Жарко было в небе Ленинграда, да и под ним тоже, Налеты, как правило, происходили ночью, В первую очередь фашистские летчики сбрасывали осветительные бомбы, которые спускались медленно на парашютах, освещая город.
А сами уходили в темноту. Прожектора обшаривали пространство, ища цель. Когда удавалось ее поймать, то для надежности ее "подхватывали" еще два или три луча. И тут уж зенитчики били прицельно.
Фашисты бомбили нас фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче, а иногда - для психологической обработки - с самолетов летели металлические бочки и листы железа, падавшие с неистовым воем. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон В еще большей мере они препятствовал" выполнению вражескими летчиками данных им заданий. Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты. Стремились сделать это внезапно: с рассветом в небе появлялась пара истребителей "Ме-109".
Они двигались вдоль граничной линии заграждения, ведя прицельный огонь по аэростатам зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение "небо в огне" становилось отнюдь не метафорой. Посты AЗ были бессильны противодействовать истребителям... Нужно было как-то проучить фрицев.
Своим трудом, своей службой мы обеспечивали боевые действия зенитной артиллерии и истребительной авиации - теперь им предстояло помочь нам. Немецкая авиация на Ленинградском фронте действовала, как правило, весьма методично, я бы сказал, догматически методично. Тактика менялась лишь тогда, когда что-то или кто-то заставлял фашистов менять ее. Было решено организовать артиллерийскую засаду.
Зенитчики отлично справились со своим делом - за короткое время сбили три охотника за аэростатами, один из летчиков был взят в плен. Безнаказанное уничтожение аэростатов прекратилось. Были, конечно, потери и позже, но, так сказать, баш на баш. Как только противник прорывался в воздушное пространство над городом а это было, как правило, ночью , в небо Ленинграда взлетали осветительные ракеты.
Они не только демаскировали затемненный город, но и наводили вражеских пилотов на конкретные цели. Часто ракеты направлялись в сторону Зимнего дворца, где был штаб фронта, на Смольный, где было сосредоточено партийное руководство, на крупнейшие заводы, гавани, на сосредоточение кораблей Балтийского флота, на склады и т. Это действовали диверсанты. В городе, особенно на окраинах, было немало брошенных домов, пустых подвалов.
Их-то и использовали диверсанты. Для борьбы с ними существовали патрули, ежесуточно менялись условные знаки на наших фронтовых пропусках. Хождение с позиций на позиции в ночное время в одиночку запрещалось. Офицерам полков AЗ приходилось заниматься и борьбой с диверсантами - по ночам прочесывали участки вокруг постов.
Находившиеся на вооружении до 1942 г. Высота подъема привязного аэростата зависит от многих факторов, в том числе от чистоты водорода и от состояния атмосферы температуры и давления на земле и на высотах, вероятности обледенения и т. При неблагоприятных погодных условиях потолок аэростатов снижался почти на треть. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм.
Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета. Кроме того, закрепленная на конце мина подтягивалась к самолету и взрывалась при столкновении. Если трос не разрезал крыло, его подрывала мина Мы учили командиров постов регулировать такелаж, уточняя центровку аэростата, с тем, чтобы улучшить аэродинамические характеристики и увеличить высоту подъема. Стремились повысить и аэростатический потолок, увеличивая расчетный газовый объем аэростатов, очищая тросы от льда.
Тяжелее трос - на меньшую высоту поднимется конструкция в целом. К сожалению, химики не могли в те годы обеспечить нас антиобледенительными смазками. Рост "потолка" был постоянной задачей, решение которой требовало опыта и - опытов. На тыловом складе нашего полка хранились два комплекта аэростатов "триплет", рассчитанных на большие высоты.
Их доставили в полк еще до войны, но опробовать не успели. Я разыскал эти оболочки, изучил сохранившиеся инструкции и с разрешения командира полка оборудовал два поста этими аэростатами.
Немецкое устройство состояло из небольших C-образных устройств установленных на ведущей кромке крыла.
Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою очередь приводили в действие лезвия перерубавшие трос. Британские бомбардировщики также были оснащены подобными резаками, хотя немцы использовали сравнительно незначительное количество аэростатов заграждения. Вячеслав ИванюхинМастер 1232 14 лет назад Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха.
Когда трос аэростата попадал внутрь устройства то после скольжения вниз крыла, он приводил в действие небольшие пиро-патроны, которые сработав в свою оче...
Романкова: они установили химическую причину преждевременного износа и разгерметизации оболочек аэростатов заграждения и разработали рекомендации по изменению технологии производства водорода, применение которых позволило устранить проблемы. Баллоны с газом для зарядки аэростатов на площади Воровского. Фотограф М. Ар 14807 Подъем аэростата заграждения на Чернышевой площади. Фотограф Б. Ар 16689 Пост противовоздушной обороны города.
В нем приняли участие команды ленинградского «Динамо» и Ленинградского металлического завода в сводках - команда Н-ского завода. На полноценную игру сил не было. Шутка ли - футболистов собирали по всему городу. Истощенные, измученные, на поле в рытвинах от мин они творили свою историю, совершали свой подвиг. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо». Но это была не победа одной команды, это была общая победа города. И уже на следующий день у самой линии фронта из срочно установленных громкоговорителей передавали репортаж об этом блокадном матче. Х Хлеб. Уже к 12 сентября в городе оставалось хлебного зерна и муки на 35 суток. Хлебную суточную норму снижали пять раз. Холод и голод наступали. Минимальную норму - те самые 125 граммов - ввели 20 ноября 1941 года. Маленький брусочек порой было тем единственным, что спасало от смерти. А если его намазать толстым слоем горчицы, да еще и посолить, поперчить, получится «блокадное пирожное». Рецепт, который создали в Центральной лаборатории и по которому пекли на всех заводах Ленинграда, менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная - самая грубая - мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм - весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки - блокада включила все это в состав хлеба. Ц Церкви. К началу войны в Ленинграде уцелела 21 православная церковь. Монастырей и семинарий не осталось. Но когда Ленинград окружили и стали морить голодом и холодом, к религии обратились массово. Храмы - их всю блокаду проработало 10 - стали заполняться народом уже в конце июня 1941 года. Несмотря ни на что, ленинградцы продолжали ходить в храмы. Фото: Александр ГЛУЗ Когда пришла ранняя необычно суровая зима, температура в храмах упала до нуля, в лампадках стало замерзать масло. Тем не менее на службы приходило все больше ленинградцев. Ч Чтение. В осажденном городе продолжали работать библиотеки. Ленинградцы брали книги на дом, в госпиталях и заводских цехах открывались передвижные отделы. Библиотекари - истощенные, голодные - на равном со всеми положении умудрялись устраивать патриотические выставки, призванные укрепить дух блокадников. Всю блокаду проработала Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Разве что эвакуировали наиболее ценные фонды. Особым интересом пользовалась у ленинградцев художественная и военная литература. Ш Шпили. В мирное время блестящие доминанты были гордостью Петербурга. В блокадное - идеальными круглосуточными ориентирами для прицельных бомбежек. Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Инженерный замок, купол Исаакиевского собора, маковки Никольской церкви - все это нужно было спрятать. Первая мысль - разобрать. Но нет ни рабочих рук, ни мест для хранения. Строительные леса тоже не подходят: одна искра - и возгорится пламя, которое уничтожит шедевры архитектуры. В итоге выбор пал на альпинистов. Работали и по ночам, и во время бомбежек», - вспоминал «хранитель Ленинграда» Михаил Бобров. Щ Щей-Безвырезовская Дистрофия Шротовна. Наум Синдаловский в своем «Словаре петербуржца» объясняет, что так называли голодающих в блокадном Ленинграде. Шроты - измельченные и обезжиренные семена масличных растений. Обычно они шли на корм животным, но во время блокады считались одним из деликатесов. Безвырезовская - намек на высший сорт мяса, вырезку. Точнее ее отсутствие. Это выражение - лишь одно из свидетельств неистощимого юмора ленинградцев. Блокадный фольклор - отдельная тема для рассказа. Шутим - значит еще есть силы, значит живые. Хотя большинство шуток было так или иначе связано с темой смерти. Э Электроэнергия. В истории отечественной энергетики нет событий, сопоставимых по сложности и героизму с прорывом энергетической блокады Ленинграда. Уникальная операция по прокладке «Кабеля жизни», разработанная сотрудниками «Ленэнерго», позволила вернуть электроэнергию в окруженный врагом город 23 сентября 1942 года. Фото "Ленэнерго". С этого дня в заклеенных крест-накрест окнах ленинградцев загорелся долгожданный свет - символ надежды и веры в грядущую победу. Ю Юные защитники Ленинграда. Пионеры-герои, которые в годы войны совершали подвиги наравне со взрослыми. Шестиклассница Галя Комлева была связной. Приносила от партизан задания, в отряд переправляла продукты и донесения из поселка Тарновичи на юге Ленобласти. Фашисты выследили и схватили юную подпольщицу. Два месяца ее избивали, но она не выдала никого. Ей было 14 лет. В марте 42-го погиб во время артобстрела - в него попал осколок снаряда. Володя Ермак в 1941-м перешел в десятый класс.