Часы – это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. Сегодня суточный круг богослужения представляет собой изумительное сочетание строго отшельнического пустынного устава и песенного, которое совершается монахами, живущими рядом с городскими центрами. А длится служба в среднем около двух часов.
Схемы вечерней службы и сколько она длится, пояснения и тексты
Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. Часы – это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. Православным церковным Богослужением называется служение или служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия и священнодействий (обрядов), совершаемых по определенному чину, т. е. порядку, во главе со священнослужителем. Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне.
ЧАСЫ (в богослужении)
История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией. Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения.
В каждый час читаются псалмы, а также молитвенные песнопения текущего дня — тропари и кондаки.
По монастырским уставам — это время «умной молитвы». Ядром Шестопсалмия является 62 псалом, — «Боже, Боже, мой к Тебе утренюю…».
Плюс к этому на вседневной великопостной Утрени добавляются специальные «троичные песни» по гласу. Сегодня в будние дни Великого поста канон поется с библейскими песнями. В случае вседневной утрени после чтения Славословия сразу следует просительная ектения.
И далее добавляются Стиховные стихиры то есть со стихами , после которых следует чтение «Благо есть…» и «Трисвятое по Отче наш…», поются дневные тропари и сугубая ектения. В будние дни Великого поста к концу Утрени добавляется, как и на вечерне, молитва «Небесный царю…» и молитва Ефрема Сирина, произносимая священником, с земными поклонами. Полиелей на праздничной утрени Полиелеем именуют многосоставную праздничную часть утрени, получившую свое наименование от первого своего элемента — так называемых полиелейных псалмов 134 и 135.
В 17-й главе Типикона дается дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Происходит этот термин от рефрена 135-го псалма: «Яко в век милость Его», который присутствует в каждом стихе данного псалма. Многократное повторение припева: «Яко в век милость Его», и закрепило в Уставе, в качестве особой литургической категории, понятие полиелея, ставшее синонимом праздничного богослужения.
Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух первого и последнего стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов. Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны.
На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями.
Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали.
Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари.
Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен.
В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч.
На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й — по завершении всенощного бдения после утрени ; 3-й и 6-й — непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней во многих приходских храмах он не совершается.
Молитвенную основу Часов составляют псалмы на каждом — по три: 1-й час: Пс. Великопостные Часы Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными невеликопостными часами свои особенности. В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.
Существуют также Великие царские Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные — часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы.
Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас. Общий порядок всех часов: читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Возглас священника и заключительная молитва.
Первый час. Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь».
Альтернатива молитвослову: часослов
Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. Третий и Шестой часы являются дневными службами в течение дня , в нынешней практике, они, чаще всего, читаются перед Литургией и в это время совершается проскомидия приготовление веществ для Евхаристии с поминаниями людей. В богослужениях периода Великого поста, в современной практике все часы служатся вместе один за другим, с присоединением «изобразительных». Виды Часов в современной богослужебной практике. Общая схема часа представляет собой следующее последование: - Трехпсалмие в каждом часе свои 3 псалма ; - Тропари дня с краткой библейской песней два-три стиха какого-либо псалма ; - Трисвятое по «Отче наш»; Кондак дня и 40 раз «Господи помилуй»; - Молитва «Иже на всякое время... На шестом часе после тропарей часа добавляется ветхозаветная паремия с прокимном отрывок текста Ветхого Завета, как правило, из книги пророка Исайи. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Великопостные тропари по содержанию указывают на основное смысловые темы каждого Часа: 1-й час — утренняя молитва, — «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.
Началом времени действия Октоиха в годовом круге является неделя Всех святых второе воскресение после Троицы , в земле российской просиявших Эта неделя всегда будет неделей 1го гласа. С этого времени Октоих является основной книгой до великопостных дней, когда уже вступает в свои права сначала Триодь постная, а затем с Пасхи — Триодь цветная. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни — значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Про время действия Триоди постной и цветной скажем главное: в будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены также в Цветной Триоди. Про Минею было уже сказано достаточно. Назовем только виды Минеи: месячная, общая и праздничная. Не упоминавшаяся еще праздничная Минея не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Она представляет собой некую выборку из месячной Минеи, содержащей двунадесятые праздники — Господские и Богородичные, праздникик некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Триодь постная. Эта книга содержит молитвословия великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение. Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова — это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней — это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Триодь цветная. Она включает в себя молитвословия пасхального периода. Это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Пятидесятница — это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники — Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т. Это название означает собрание ирмосов. На греческом означает «сцепление», «соединение», «связь». Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т. В нем содержатся все величания и избранные псалмы. Это книга, которая используется при совершении отдельных служб треб. В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. Эта книга не используется непосредственно для богослужения, но является своего рода уставом совершения богослужений: содержит дисциплинарную и богослужебную части. Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги. На практике при подготовке к той или иной службе не обязательно использовать сам Типикон в его оригинале. Существуют книжные издания, так называемые Богослужебные указания, которые содержат соответствующие указания составленные в соответствии с требованиями Типикона на каждый день седмицы. Также есть электронные версии богослужебных указаний, например, на сайте rop. Собственно, если задуматься, то все богослужение — это есть одно большое песнопение. Понятно, что церковными песнопениями принято считать молитвы, тексты, исполняемые на определенную мелодию гласовую либо по нотам , то есть имеющие определенную музыкальную структуру. Однако, возьмем те тексты и молитвы, которые положено читать, которые произносятся священником, дьяконом, чтецом. Как они читаются? Они читаются на определенной ноте. Подтверждением певучести читаемых текстов также является Псалтирь.
Все эти четыре часа составлены по совершенно одинаковому плану: сначала следуют три псалма, заключающиеся троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», затем идет тропарь часа который употребляется только Великим постом, в то время как обычно, вместо него, читается тропарь праздника или святого дня, затем на «и ныне» богородичен часов, Трисвятое по «Отче наш», особые тропари, также читающиеся только Великим постом, а обычно заменяемые кондаком праздника или святого дня, 40 раз «Господи, помилуй», заключительная молитва, общая для всех часов, повечерия и полунощницы: «Иже на всякое время и на всякий час…» опять троекратное «Господи, помилуй», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче» и возглас иерея: «Боже, ущедри ны…» или: «Молитвами святых отец наших…» В заключение каждого часа читается особая, специально для данного часа заключительная, молитва. Первый час почти всегда соединяется с утреней, третий и шестой час, соединенные вместе, читаются перед литургией, а девятый час, которым заканчивается день, читается перед вечерней. Бывает иногда и другой порядок чтения часов. Так три раза в году бывает чтение так называемых Царских часов: в Великую пятницу, в Навечерие Рождества Христова и в Навечерие Богоявления или в пятницу перед этими праздниками, если навечерие придется в субботу или воскресенье. Царские часы имеют ту особенность, что на них два псалма из трех особые, пророческого содержания, и после богородична на каждом часе поются особые предпразднственныя стихиры, возглашается прокимен, читается паремия, Апостол и Евангелие, и читаются все эти часы: первый, третий, шестой и девятый, подряд, составляя одну службу вместе с последующими изобразительными. Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: третий, шестой и девятый, а потом изобразительные см. Каждый час имеет после себя особое последование, которое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время». Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни.
Полиелей на праздничной утрени Полиелеем именуют многосоставную праздничную часть утрени, получившую свое наименование от первого своего элемента — так называемых полиелейных псалмов 134 и 135. В 17-й главе Типикона дается дословный перевод слова «полиелей» — «многомилостиво». Происходит этот термин от рефрена 135-го псалма: «Яко в век милость Его», который присутствует в каждом стихе данного псалма. Многократное повторение припева: «Яко в век милость Его», и закрепило в Уставе, в качестве особой литургической категории, понятие полиелея, ставшее синонимом праздничного богослужения. Следует отметить, что применительно к реалиям приходского богослужения наименование «многомилостиво» не совсем корректно, поскольку каждый полиелейный псалом, по Уставу исполняемый на утрене полностью, как правило, сокращается до двух первого и последнего стихов. Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов. Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны. На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями. Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири. По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й. Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни. Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы Суд. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве — от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы.
Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
Богослужения Православной Церкви. Суточный круг церковного богослужения. В этом учебном пособии рассматривается ежедневное богослужение Русской Православной Церкви с точки зрения усвоения его чина и приобретения практического навыка по составлению служб, необходимого для священнослужителей и особенно – для руководителей клироса. Православная вечерняя служба. Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов.
Словарь. Богослужение
Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов. Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. Статья рассказывает о том, что такое часы в православном богослужении, как они использовались ранее и используются сейчас, и как ведется их чтение. Часы – это книга, содержащая молитвы и псалмы, которая используется в православном богослужении. В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час.
Отзывы и комментарии
- Что такое часы в церковной службе
- Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
- ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ | Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь
- Вечерняя служба: сколько длится, схема с пояснениями и тексты, из чего состоит
- Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем
- Часы на Литургии: что они означают
О чем мы молимся на вечерне?
В современной практике службы часов не совершаются каждая отдельно одна от другой в 7.00, затем 9.00 и т.д. Как уже было сказано выше, службы часов присоединяются к другим службам. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви. ЧАСЫ (в богослужении) ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ)»). Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
О богослужении Царских Часов. В Навечерие (сочельник) Рождества Христова совершается особое богослужение — Царские часы. Православная вечерняя служба. Согласно Церковному Уставу (Типикону), все богослужения суточного круга должны совершаться отдельно друг от друга в течение дня и ночи – по определённому расписанию, через каждые несколько часов. Краткая история состава службы часов. Исследователи истории богослужения предполагают, что во 2-ом веке трижды в день читалась молитва «Отче наш», в 3-ем веке кроме нее пели псалмы с припевом одного стиха и «Аллилуйя» и часам были усвоены определенные.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
Что такое часы в богослужении | Иногда богослужение часов распределяется между прочими видами служб. Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения(-ий) в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. |
Суточный круг богослужений † Валаамский монастырь | Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. |
Время и богослужение | Суточным кругом богослужения называются службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. |
Что такое часы в православном богослужении? | | В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. |
Что такое Часы Божественной литургии, когда проходит в церкви литургическая служба | Стоит обратить внимание на тот факт, что если в древнееврейской традиции в указанные часы молитва совершалась частным образом, то в христианстве она приобрела характер общественного богослужения. |
Словарь. Богослужение
Характерна та настойчивость, с которой «Завещание», но только в сирском тексте, требует наблюдения ночных часов молитвы; или потому что эти часы более пренебрегались, или по особой благоприятности их для молитвенного настроения. Некоторые древние часословы, как увидим впоследствии, имеют целую систему «ночных часов», уравнивая их в количестве с дневными и доводя то и другое количество порознь до 12» Скабалланович. Часы в Иерусалимском уставе Сведения о использовании чинопоследования часов можно найти также в «Путешествии ко святым местам» Peregrinatio ad loca sancta , приписываемом Сильвии Аквитанской, в котором описывается богослужение Иерусалимской церкви конца IV в. То же делается и на девятом часе, что на шестом … Особенно выдающимся между всем другим совершающимся является то, что псалмы и антифоны всегда поются подходяшие, как те, которые поются ночью, так, напротив, и те, которые утром; затем и поемые днем, в шестой, девятый часы и при вечерне, всегда так подходящи и осмысленны, что относятся к тому, что совершается…. Можно сказать что в IV веке, кроме утреннего и вечернего богослужения «наблюдались везде и установленные предшествующими веками молитвенные часы: третий, шестой, девятый начало, середина и конец пред рассветом ночи. Они тоже чтились если не общественным богослужением, то сложною, определенною молитвою молитвенным правилом , по крайней мере, у подвижников и в монастырях» Скабалланович.
В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известно с IV века и принадлежит, как предполагают, преподобному Пахомию Великому. Первый час был также установлен в IV в. Преподобный Иоанн Кассиан писал, что первый час впервые появился в Вифлеемском монастыре, вследствие отделения этого молитвословия от ночного богослужения. Сделано это было для того, чтобы удержать монахов от длительного сна в промежутке между утреней и третьим часом. В состав первого часа были включены псалмы, входящие в чинопоследование утрени - 50, 62 и 89.
Других сведений о развитии этого чина в тот период ничего не известно. Преподобный Иоанн Кассиан также сообщал, что третий, шестой и девятый часы в палестинских монастырях совершались в составе суточного богослужения, тогда как в Египте они совсем не совершались, «заменяясь непрерывною молитвою за рукоделием, чтобы не отрывать братию от последнего». Эта богослужебная книга предназначалась для келейного употребления. Чины, содержащиеся в нем, достаточно схожи с современными. Службы каждого часа состояли из псалмов, число которых различно для разных часов: для первого — 8, для третьего — 7, для шестого — 6, для девятого — 4, аллилуиа со стихами, тропари такого, как ныне для каждого часа, исключая первый , пред которым и после которого написан конец его, должно быть, служившие ему припевом; затем стих часа, такой как ныне то есть для десятого часа «Стопы моя» и т.
В это время последование богослужений Западной Церкви уже в значительной степени отличалось от восточного. О последовании чинов в богослужении Западной Церкви в «Толковом Типиконе» написано следующее: «Для часов большинство аббатов назначают по 3 псалма, редко по 6 и по 12 Цезарий, Прп. Порядок службы различен у разных аббатств, не сходен с нынешним римским, но с отклонением от последнего по направлению к восточным чинам. По преп. Венедикту служба часа начинается стихом: «Боже в помощь мою вонми», гимн, 3 псалма отдельно sigillatim , а не под одною славою, чтение, стих, «Господи помилуй» и отпуст.
В воскресенье на часах отделы 118 псалма гл. По Аврелиану на каждом часе для монахов 12 псалмов; а для монахинь 6; после псалмов гимн не пред псалмами, как у Венедикта и ныне, а после них, как у нас тропарь , второе чтение из Ветхого и Нового Завета, стих versiculum; ср. Богослужение часов в период расцвета Восточной Церкви. В сырные среду и пятницы, во все рядовые дни Великого поста, в Страстные понедельник, вторник, среду и пятницу, как указано в этих богослужбных книгах, Устав Великой Константинопольской церкви содержал последование особого чина тритекти, совершавшегося в 12 часов дня. Эта служба заменяла собой в том числе и все часы.
Как пишет Симеон Солунский, она «имела и образ часов, откуда и название ее, и образ святой литургии». В Иерусалимском уставе часы имели достаточное распространение. Кроме часов Иерусалимский устав имел так же междочасия или почасия, которые развивались на основе чина 12-ти псалмов. В настоящее время известно только междочасие дневных часов. Оно совершается в монастырских богослужениях вслед за вседневным часом, который обычно присоединяется чтецом по окончании чтения часа.
Таким образом, в IX в. На сегодняшний день последовательность для всех часов имеет одну и ту же схему: Обычное начало. Слава и ныне, аллилуиа. Тропарь часа, праздника или святого. Кондак праздника или Святого.
Благословение священника. Заключительная молитва к Господу Иисусу. Девятый час посвящен воспоминанию смерти Спасителя на Кресте. Так как девятый час принадлежит еще предшествующему церковному дню, то тропарь и кондак на нем читаются проходящего дня. В первый час вспоминается суд над Иисусом Христом прокуратора Понтия Пилата и лжесвидетельства на Него.
Первый час находится в таком же отношении к утрене, в каком девятый находится в соотношении к вечерне, совпадая частично по содержанию и времени совершения с этими службами. По «Учительному известию» Служебника, Третий час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Указанная общая тема часа развивается псалмами и следованным стихом. Заключительная молитва часа обращена раздельно ко всем трем Лицам Святой Троицы. Молитва приписывается мученику Мардарию, пострадавшему при Диоклетиане.
Великопостные Часы Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными невеликопостными часами свои особенности. В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Существуют также Великие царские Часы - совершаются в сочельники праздников Рождества Христова и Крещения Господня, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних; а также Часы пасхальные — часть богослужения дня Пасхи и Светлой седмицы. Все они имеют свои особенности последования.
Оно является как бы изображением, отражением литургии, так как содержит изобразительные псалмы антифоны , Блаженны, Символ веры, чтение Апостола и Евангелия. Изобразительны являются также составной частью литургий Иоанна Златоуста, Василия Великого и литургии Преждеосвящённых Даров.
Скабалланович, в IV веке в Палестинских монастырях. При совершении третьего часа, который соответствует по нашему счету 9—ти часам утра, мы вспоминаем, как Спаситель был судим Пилатом, претерпел там бесчисленные поругания, заушения, бичевания и увенчание терновным венцом. Вместе с этим вспоминается и происшедшее в этот час, по свидетельству книги Деяний Апостольских, великое событие сошествия Св. Духа на Апостолов. В соответствии с этим подобраны и соответствующие псалмы: Пс. В древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайской библиотеки VIII века, для 3 часа указываются нынешние псалмы, а также и тропари см. Скабаллановича, вып.
При совершении шестого часа, который соответствует по нашему 12—ти часам дня, мы вспоминаем происшедшее в этот час распятие Господа на кресте посреди двух разбойников, надругательства воинов и мимоходящих над страдавшим Господом и тьму, покрывшую тогда землю. Сообразно с этим, положены и псалмы: 53—й «Боже, во Имя Твое спаси мя…» 54—й «Внуши, Боже, молитву мою…» и 90—й «Живый в помощи Вышняго…» В них приносится молитва Господу с упованием на помощь Его и пророчески указывается на предательство Иуды, на ненависть иудеев, искавших смерти Господа, на страдания Спасителя душевные и телесные, указывается и на мрак, который покрыл землю от шестого до девятого часа, а затем изображается счастье людей, обращающихся к помощи Божией. В древнейших рукописных Часословах псалмы 6—го часа совпадают с теперешними, как это указано выше, относительно 3—го часа.
Постепенно иконопись развивалась, возникли канонические требования к образам. Это произошло уже в эпоху существования Византии — одной из величайших мировых держав, чей расцвет пришёлся на V-Х века. В иконах, написанных византийскими мастерами, можно проследить синтез, смешение культуры Востока и Запада. Это неудивительно, ведь это государство вобрало в себя все ценности, обычаи и ритуалы Древней Греции и Египта, Палестины и Закавказья, Сирии и Ирана. Христианство на Руси, даже в ту пору, когда оно только зарождалось, уже имело некоторые специфические особенности, отличающие веру древних славян. Как известно, в каждой религии должен быть некий материальный объект, символ, который служил бы для верующих как напоминание, прообраз духовной сути. Для язычников такими объектами были изваяния божеств в их пантеонах, для христиан им стала икона. Поэтому, хотя иконы на Руси и похожи на византийские образцы, всё же мастера старались внести в них и национальный колорит. Благодаря ассимиляции творческого наследия Византии мастера Киевской Руси отличались чрезвычайно развитым умением иконописи, необычным для Средних веков. Образа, написанные украинскими мастерами, сразу видны по их теплоте, искренности, обращённости к жизни и личности святого. Иными словами, даже в рамках церковного канона иконописцы создавали не отстранённые символические картины, а образа, проникнутые любовью и сопереживанием к человеку. Искусство иконописи Создание образов божественных ликов — это анонимное искусство подписывать свои имена на иконах запрещено , а многие нюансы изображения жёстко обусловлены каноном. Поэтому к мастерам, занимающихся созданием образов, выдвигались особые требования. Они должны были соблюдать все требования к цвету, форме, размеру изображения. Полёт фантазии был недопустим. Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения. Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых часто в окружении клейм — небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились. Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными — их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки — кулисы, драпировки, архитектурные элементы — также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события — умозрительны, что образ — лишь аллегория Небесного Царства. Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера — минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы — масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты. При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом.
Что такое часы в церковной службе
Царские часы. На каждом из царских часов читаются три особых псалма, поются особые стихиры, тропари, читаются отрывки из Ветхого Завета, Посланий Апостольских и Евангелия. Великопостные часы H. Пасхальные часы. Совершаются на Пасху и в течение всей Светлой седмицы. Все пасхальные часы 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы одинаковые, они не содержат псалмов и полностью поются.
В те времена люди использовали их для определения времени молитвенных занятий. Как правило, это были монастырские общественные часы, которые служили для согласования времени молитвы и работы. Позже, в Средние века, часы стали использоваться и в церковной службе. Факт: В православной традиции часы считаются не только инструментом для определения времени, но и символом разделения дня на светлое и темное время, что напоминает о борьбе между Богом и злом. Роль часов в церковной службе В ходе богослужения в православном храме прозвучат различные молитвы и псалмы. Часы же помогают священнослужителям соблюдать строгость времени при проведении службы. Например, утренний канон начинается в 6 утра по гражданскому времени, а каждая последующая молитва произносится через определенный промежуток времени — полчаса или час.
В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня. В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому. По Уставу Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени по окончании вечернего богослужения , третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие царские , пасхальные и вседневные. Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели. На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия отрывок из Священного Писания. В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры. Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие. Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме.
Об этом прошение «о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и временех мирных». Церковь исполняет свою миссию среди трудностей и соблазнов земного бытия, поэтому мы молимся о тех, кто особенно нуждается в помощи Божьей: «о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Мы молимся также «об избавлении от скорби, гнева и нужды», которые всегда возникают там, где теряется упование на Божественную помощь. К каждому прошению, произносимому диаконом или священником, хор добавляет: «Господи, помилуй». В этой краткой молитве заключена вся глубина, вся красота отношений человека с Богом, Который нас милует и спасает, вся полнота благ земных и Небесных, которые может даровать человеку Бог. Оставаясь неприступным и надмирным по Своей природе, Бог благоволил открывать Себя человеку и посещать людей «Своею благодатью», даром Своей Божественной любви. И так как Бог «Своею благодатью» может обитать и действовать в нас тогда только, когда мы сами открываем Ему свои сердца, то, молитвенно испросив помощи у Богородицы и всех святых, то есть тех, кто составляет Церковь Небесную, мы сами себя, и друг друга, и всю нашу жизнь «весь живот наш» вручаем «предаем» Христу Богу. Этим молитвословием, выражающим готовность посвятить нашу жизнь Богу, и завершаются прошения великой ектении. После возгласа священника «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу» и завершительного «Аминь» начинается песнопение «Блажен муж» в большие праздники оно отменяется , состоящее из шести стихов трех первых псалмов и припева «аллилуйя», что значит «славься». Это начало Псалтири, книги песнопений: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет». Текст песнопения «Блажен муж» с иллюстрацией Псалмопевец использует образный язык: путь праведников противостоит пути нечестивцев, а путь жизни — пути смерти. Книги Священного Писания в том числе и Псалтири имеют несколько уровней прочтения: буквальное, историческое, нравственное, символическое или аллегорическое иносказательное. Таким образом, в словах первого псалма о человеке, который на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, мы видим духовный смысл: путь — это образ жизни, нечестивые — это не обязательно люди, но также и помыслы. Призвание же человека — бороться с грехом, «не ходить» означает не стремиться к греху, «не стоять» — не участвовать в грехе, «не сидеть» — не оставаться в нем. Зло пребывает в мире и в человеке, но мы, приходя в храм, должны отсекать его и уходить из храма обновленными. Если первые два песнопения всенощного бдения не были в строгом смысле молитвой, одно 103-ий псалом говорило о творении, а другое «Блажен муж» призывало к праведности, то следующее песнопение: «Господи воззвах», также основанное на ветхозаветных псалмах 140, 141, 129, 116 , — это устремленная к Богу молитва. Древние псалмы сменяются песнопениями с уже новозаветной тематикой — стихирами в честь праздника или святого. Затем, на «Слава и ныне» так на практике называется пение чтение «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков» открываются царские врата и начинается вход с кадилом. Через северную дверь на солею идут свещеносец, диакон с кадилом и священник, приносящий в это время молитву: «Вечер, и заутра, и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех». Хор заканчивает пение догматика — молитвословия в честь Девы Марии, выражающего догматическое учение о Воплощении Сына Божьего. Встав перед открытыми царскими вратами, диакон произносит: «Премудрость. Прости», начертывая при этом в воздухе кадилом знак креста. Священнослужители входят в алтарь, проходя мимо изображения Благовещения, расположенного на царских вратах. Вход в Царство Божие, символом которого на земле является алтарь, открылся для человека через Воплощение Сына Божьего, возвещенного в день Благовещения, и Его крестную жертву. В этом Божья премудрость, которой мы призваны внимать всей душой, это и означают слова: «Премудрость. Прости» буквально «прямо». Это древнейший гимн, который мы приносим, «пришедши на запад солнца», то есть в конце дня. Далее следует прокимен — краткое, состоящее из одного стиха псалма песнопение с припевом, также стихом псалма. Свои прокимны существуют для каждого дня седмицы, праздников, святых. Воскресный прокимен «Господь воцарися, в лепоту облечеся» сопровождают три стиха. Прокимен означает «предлежащий», и на богослужении он предшествует чтению Писания. На вечерне прокимен предваряют паремии — чтения из ветхозаветных книг.