Новости картина демон сидящий врубель

известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. Картина «Демон и Ангел с душой Тамары» — одна из тринадцати полотен, созданных Врубелем по этой теме, все они прошли основной нитью его творческой биографии. Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи.

«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля

одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. Картину “Демон сидящий” написал русский художник Михаил Врубель в 1890 году.

Demon sitting

Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. В первую очередь это связано с созданием главного шедевра художника картины «Демон сидящий» (1890). Интерес к образу Демона возник еще в университетские годы, когда Врубель систематически и глубоко занимался философией. Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра». Но вообще-то «Демон сидящий» не слишком похож на лермонтовского «врага небес» – у него нет крыльев, это фигура человеческая – человека, в своей гордыне бросившего вызов и Небесам, и Преисподней. Врубель.

«Демон сидящий», Михаил Александрович Врубель, 1890

Образ «демона»связан с одноименным произведением поэта и писателя Михаила Лермонтова. Одновременно с большим цветным полотном размером 1,14 х 2,11 метра Врубель также писал иллюстрации для юбилейного издания поэта. Демон, изображенный на картине Врубеля, не имеет ничего общего с тем образом, который мы привыкли встречать в литературе. Это и не библейский демон, искушающий Христа.

При созерцании врубелевского демона у зрителя возникают те же чувства, что и при знакомстве с лермонтовским «демоном» - романтичным и тоскующим. В этом же году появляется акварель «Голова Демона на фоне гор». Мрачный искуситель устремляет свой взгляд в неведомую даль...

Голова Демона на фоне гор. Фото: соцсети Спустя почти десятилетие Врубель возвращается к демонической теме и создает «Демона летящего». На этот раз персонаж, изображенный на холсте, мрачен, его черты едва уловимы.

Холст, масло. Врубель 1856-1910 был универсальным художником, создавшим произведения станковой живописи и монументальные росписи, превосходным рисовальщиком и скульптором, много работал в области декоративно-прикладного искусства. Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо.

Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях. Трагедия в семье живописца В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей. Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором. Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства — у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски. По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего». Второй кризис Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было. Смерть И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге. Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма? Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков.

Сам Врубель, в письме своей сестре Екатерине, описывал свою работу следующим образом: «Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Серов вспоминал, как Врубель прорабатывал задний план картины: раздобыл несколько фотоснимков с горными пейзажами и раскладывал их в разной последовательности, чтобы представить себе идеальный фон для сумрачной фигуры. Всеволод Саввич, сын мецената, вспоминал, как упорно Врубель работал над этим произведением, меняя композицию, в результате чего голова Демона стала выходить за пределы картины. Художник снимал холст с подрамника, вновь натягивал его, увеличивая свободное пространство в верхней части. Именно такая композиция, в которой фигура словно скована пространством, ясно раскрывала замысел Врубеля. Вся картина похожа на один огромный драгоценный камень, переливающийся тысячами граней. Такой эффект возникает благодаря особой технике, которую применял художник: он наносил краску мастихином плоскими, широкими и короткими мазками. Сестра Врубеля вспоминала, что он увлекся красотой кристаллов еще во время обучения в гимназии, где выращивал их на занятиях по естествознанию. В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее.

Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты

Теперь это была страшная маска, прикрытая гривой густых волос. Дабы добавить реализма, художник ещё и раскрасил её. У зрителей она вызывала сильные эмоции. К сожалению, эта работа до нас не дошла, так как сильно пострадала от рук вандала. Один из посетителей выставки не смог сдержать свои чувства и скинул работу с постамента… Болезнь Довольно скоро жена Михаила Врубеля — певица Надежда Ивановна Забела стала замечать: с супругом происходит что-то непонятное. Вскоре и все остальные поняли, что художник тяжело болен. Врачи советуют ему отправиться на природу, отдохнуть, но он не желает ничего слышать. И постоянно жалуется на докторов, на их неумение его лечить. За довольно короткий период Врубель изменился настолько, что жена стала бояться оставаться с ним наедине. В итоге его отправляют на лечение в психиатрическую больницу, где состояние оценивают как маниакальное возбуждение в совокупности с манией величия.

Он мнил себя Христом, Пушкиным, собирался стать московским генерал-губернатором, превращался в государя российского, становился генералом Скобелевым или гетерой Фриной… Михаил Александрович слышал голоса, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. И при этом всё время неустанно рисовал… Потом этот его метод назовут арт-терапией и станут использовать при лечении психических расстройств. Кстати, врач, лечивший Врубеля, записал в своём дневнике: «Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым. Глубоко здоровым».

Кроме того, великий Врубель натирал полы в забегаловках и кабаках... Уничтожить нельзя увековечить Роковая любовь буквально сводила его с ума — такая уж натура была у этого человека: страстная, чувственная, эмоциональная. В какой-то момент, ненадолго придя в себя от наваждения, он решил: если любимая не отвечает взаимностью и продолжает терзать его, нужно ее уничтожить! И он сделал это — так, как это мог сделать один только Врубель. Он написал своего первого Демона. С лицом и невероятными глазами обожаемой Эмилии. Оценить эту работу смог только отец художника: впоследствии он рассказывал, что картина вызывала у зрителя настолько сильный ужас, что сам автор не выдержал и на следующий же день уничтожил ее. Приехав в Москву, он знакомится с Саввой Мамонтовой — известным меценатом, способным с первого взгляда распознать талант. Он и распознал: предложил Врубелю проиллюстрировать поэму «Демон» для юбилейного сборника Лермонтова. Это оказалось попаданием в «десятку». Дело в том, что для Врубеля Лермонтов был не пустым звуком. Художник не просто самозабвенно любил его произведения. Он глубоко изучил и хорошо понимал духовный мир своего кумира, считая себя его последователем, только не в поэзии, а в живописи. Иллюстрации к «Демону» он рисовал бесконечно, не в силах оторваться от излюбленного образа. Врубель всегда повторял, что люди не понимают Демона, считая его воплощением зла, в действительности же само слово «демон» в переводе с греческого означает «душа». Художник был убежден: демон — страдающий дух, которому нет места нигде в мире. В их число попал благодаря Мамонтову почти неизвестный тогда Врубель. Сборник был опубликован — и публика возмущенно взвыла: «Иллюстрации Врубеля — это грубость, карикатурность, уродство! Между тем, в памяти потомков навсегда остались именно его рисунки, а не работы маститых коллег. И «Демон» для всего мира по сей день ассоциируется только с именем Врубеля — после него никто не брался за этот лермонтовский сюжет.

Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж. Анализ картины Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок. Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме. Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам. Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" 1890 г. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире. Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный". Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность. С Врубелем ничего подобного не происходило.

И все было бы хорошо, если бы не ворвалась в жизнь Врубеля невероятная и запретная страсть, которая внесла в его работу какие-то дьявольские нотки и отвлекла от божественного света, который излучали стены святого храма. Имя этой женщины — Эмилия Львовна Прахова, тридцатилетняя супруга его заказчика, который пригласил Врубеля пожить у себя дома и познакомил со своей женой. Женщина, не отличавшаяся особенной красотой, но обладавшая невероятным шармом и свободой самовыражения. Невысокая и даже коренастая, она посмотрела на Михаила своими огромными выразительными глазами, и эти глаза, в которых угадывались ангельские и дьявольские проблески, запали в его душу и до конца дней не отпускали, являясь то в изображении Богородицы и Царевне-Лебеди, то в его Демонах и Пане. Михаил страстно влюбился в эту женщину. Но она не могла, а может и не хотела ответить ему взаимностью, что, впрочем, не мешало Эмилии обсуждать с юным художником эскизы богоматери, в которых Прахова узнавала себя. Ей льстила любовь и внимание талантливого юноши. Вскоре и профессору стало заметно повышенное внимание художника к его жене и странное сходство Богородицы на фресках с Эмилией. Прахов не в восторге от этого и решает отправить Михаила Врубеля в Венецию, чтобы тот лучше изучил манеру итальянских мастеров и с новыми силами взялся бы за роспись Владимирского собора. Разлука с любимой женщиной повергла Врубеля в тяжелое уныние и творческий застой. Когда он вернулся в Киев, оказалось, что в его работе больше не нуждаются. Художественная манера Врубеля и слишком глубокий философский смысл, который он вкладывал в библейские образы, якобы, нарушали церковные каноны. Ему было отказано в росписи Владимирского собора. Это было еще одним после безответной любви жесточайшим ударом судьбы. Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Некоторые исследователи считают, что в образе Демона Врубель изобразил любимую женщину, которая не ответила ему взаимностью, и из-за которой он совершил неудачную попытку покончить с собой, порезав грудь. Шрамы от неудачной попытки остались на всю жизнь, как и мрачный образ Демона, который будет преследовать Врубеля до конца дней. Возможно, изображая Эмилию в образе Демона, он хотел ей отомстить. В любом случае, художник перешел черту: коснулся запретной темы, которая повлияла на всю его последующую жизнь. Однажды эти шрамы на груди увидел художник Коровьев и спросил Врубеля о них. Ранимый и впечатлительный художник тяжело переживал неудачную историю любви и свою невостребованность. Поэтому, когда получил предложение иллюстрировать «Демона» М. Лермонтова, ухватился за работу. Хотя и не без опасений. Он уже тогда чувствовал, что этот зловещий образ постепенно начинает овладевать им. Действительно трилогия «Демон» сидящий, парящий и поверженный стали основным и самым шокирующим открытием Врубеля. С их помощью он буквально разорвал привычные эстетические представления современников об искусстве, совершил революцию своей оригинальной и невероятной манерой письма и направленность своих образов. Его первый «Сидящий Демон» грустен и полон противоречивых чувств, будто автор еще колеблется между светом и тьмой. В глазах его невероятная грусть, а во всей фигуре чувствуется величие и красота. Завораживает и лиловый каменистый ландшафт, фантастический и такой тревожный, замершая от ужаса красота, скованная неведомой и неотвратимой силой. Врубель Демон сидящий В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Модернизм , декаданс, символизм и разрушение привычной религиозной мифологии. Явление «Демона» в Москве вызвало бурю противоречивых откликов. Кто-то восхищался и замирал в восторге от величия и необычности картины. Иных она просто ошеломила, прибила своим совершенством и оглушила могучей энергией. Говорят, Пикассо часами простаивал перед Демоном Врубеля, пытаясь уловить тайну изображения. Савва Мамонтов, известный меценат и ценитель искусства, который заметил и приютил Врубеля, подкидывая ему работу и выделив одну из лучших мастерских, в изумлении говорил Коровину: «Вы видели, что он пишет? Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! А Третьяков, увидевший его «Воскресенье» и «Ангела с кадилом и свечой» пожал плечами: «Я этого не понимаю». Такая реакция будто и не удивила художника. Он чувствовал, что они завидуют ему. Им никогда так не написать.

Игры с Демоном

Прототип Бегемота У знаменитого помощника Воланда существовал реальный прототип, только в жизни он был вовсе не котом, а собакой — черным псом Михаила Афанасьевича по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна. Однажды, когда Булгаков праздновал со своей женой Новый год, после боя курантов его собака пролаяла 12 раз, хотя её никто этому не учил. Иван Васильевич: назад в будущее «Ивана Васильевича» Булгаков написал ещё в 1934 году, но триумфальный успех пришёл к нему в 1973 году, когда к пьесе приложил руку блестящий мастер кино Леонид Иович Гайдай. Режиссер сохранил Булгаковскую линию почти полностью, но ему все же приходилось адаптировать детали 30-х годов к реалиям 70-х. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. В сцене встречи Якина с Иваном Грозным упоминаются фамилии популярных в 70-е годы киноартистов. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что на самом деле его биологический отец — кучер Пантелей; в фильме этот эпизод опущен, как явный анахронизм. В то же время Зина в фильме, как и в пьесе, жалуется, что у нее «в кафе увели перчатки», хотя в 70-е годы женщины летом перчаток не носили по крайней мере, в СССР. Великие цитаты Булгакова Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Никогда и ничего не просите!

Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих. Вторая свежесть — вот что вздор! Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! Успевает всюду тот, кто никуда не торопится. Только через страдание приходит истина… Это верно, будьте покойны!

Но за знание истины ни денег не платят, ни пайка не дают. Печально, но факт. Может быть, деньги мешают быть симпатичным. Вот здесь, например, ни у кого нет денег, и все симпатичные. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками. На свете существует только две силы: доллары и литература. Достаточно погнать человека под выстрелами, и он превращается в мудрого волка; на смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звериный инстинкт. Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые. Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре.

Это вовсе не означает, что родители не любят своих 20-летних или 30-летних детей. Но вот к соседскому «ребенку» они будут относиться уже по-другому. Конфликт был всегда и остаётся по сей день. Однако в данном случае это происходит не из-за недопонимания. Есть ряд причин, которые тревожат поколение X и даже приводят к зависти. Первая причина — молодость. Родители, которым сейчас по 45-60 лет теряют своих родителей. Получается, что с одной стороны от «иксов» стоит смерть, а с другой — молодость. Они понимают: ещё пара десятков лет и их ждёт та же участь, но кто же позаботится и подаст стакан воды в старости? Ведь миллениалы чаще всего съезжают из отчего дома в другие города, редко приезжают в гости, а звонят и то раз в месяц.

Действительно, «игреки» молоды, амбициозны, образованы, у них появляются свои семьи, им ещё жить и жить. Из-за осознания этого у поколения X зарождается чувство зависти, в котором им стыдно признаться даже себе. Вторая причина — обучаемость. Миллениалы с самого рождения быстро и легко впитывают новые знания. Они любопытны, дотошны, любят сверять информацию по нескольким источникам. Поколению Y без проблем даются иностранные языки, программирование, дизайн, маркетинг и так далее. Они любят обучаться самостоятельно. Но жизнь диктует свои правила. Если раньше время размеренно текло, то сейчас оно неумолимо несется. Необходимо приспосабливаться к изменениям, что и делают весьма успешно «игреки».

Третья причина — отсутствие мотивации. Но стоит сразу отметить, что речь идет об отсутствии стандартной мотивации, которая была и остается у поколения X: нет слова «не хочу», есть «надо». Работа, дом, семья — и вот ты уже полноценный человек и член общества. У миллениалов мотивация есть, но она другая. Родители обычно ее не понимают. Люди поколения Y долго определяются с целями в жизни, с расстановкой приоритетов, с выбором профессии и так далее. Душа просит, глаза не боятся, а руки делают — это и есть привычная мотивация у «игреков». Поэтому они чаще, чем другие поколения занимаются любимым делом, которое приносит неплохие деньги. Но «иксы» не любят миллениалов и за странное отношение к работе. Четвертая причина — это смена места работы.

Действительно, родители смотрят на своих 25-30-летних детей и возмущаются. Ведь практически все молодые люди часто меняют место работы. Пока они учатся в колледжах и ВУЗах, в свободное время подрабатывают в кафе и магазинах, после получения образования могут перейти в офис и сменить несколько мест за год. А иногда меняются не только места, но и область работы: гуманитарии берут курсы программирования, технари познают мир журналистики и медиа. Это нормально. Но самое главное для миллениалов — комфорт. Уютный офис, удобное рабочее место, отсутствие дресс-кода, молодой начальник, который «в теме». Если такие условия не может предоставить ни один работодатель, то люди поколения Y отдают предпочтение фрилансу. Они были бы и рады свободно выбирать место работы по душе, но время было не то. Таких перебежчиков не любили.

Пятая причина, почему не любят миллениалов — разрушение института семьи. Если раньше брачный союз был один и на всю жизнь, а развод порицался общественностью, то теперь «игреки» разводятся все чаще и чаще. Во-первых, парни и девушки женятся и выходят замуж ближе к 30 годам, а то и позже. Ранние браки распадаются после 3-5 лет совместной жизни по данным Росстата. Во-вторых, люди поколения Y предпочитают сожительство, а не официальную регистрацию отношений. В-третьих, миллениалы думают о детях в последнюю очередь, в приоритете карьера и самореализация. Конечно, это все не нравится поколению X, у них были другие ценности. Также многие говорят, что не успеют увидеть внуков и понянчить с ними. Однако многие из «игреков» сами ощущают себя детьми, поэтому и не спешат заводить своих. Противостояние все еще продолжается.

Это больше похоже на обычный конфликт поколений. Единственный способ примирения — понять и принять друг друга. В историю мировой литературы он вошел как автор знаменитой книги «Опыты» фр. Les Essais , в основе которой лежат его наблюдения за особенностями человеческого мировосприятия. Это сочинение оказало огромное влияние на становление жанра эссеистики и повлияло на развитие философии Позднего Возрождения и Нового времени. Вот 15 невероятно полезных цитат из «Опытов»: Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть. Честный человек предпочтет скорее расстаться со своей честью, чем с чистой совестью. Презрение к жизни — нелепое чувство, ибо в конечном счете она — все, что у нас есть, она — все наше бытие. Те существа, жизнь которых богаче и лучше нашей, могут осуждать наше бытие, но неестественно, чтобы мы презирали сами себя и пренебрегали собой; ненавидеть и презирать самого себя — это какой-то особый недуг, не встречающийся ни у какого другого создания. Даже собственная одаренность и мудрость кажутся нам бесплодными, если ощущаются только нами самими, не проявляясь перед другими и не заслуживая их одобрения.

Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться. Только вам одному известно, подлы ли вы и жестокосердны, или честны и благочестивы; другие вас вовсе не видят; они составляют себе о вас представление на основании внутренних догадок, они видят не столько вашу природу, сколько ваше умение вести себя среди людей; поэтому не считайтесь с их приговором, считайтесь лишь со своим. Нет слов, чтобы высказать, насколько я отдыхаю и успокаиваюсь при мысли о том, что книги всегда рядом со мной, чтобы доставить мне удовольствие, когда наступит мой час, и ясно сознавая, насколько они помогают мне жить. Они — наилучшее снаряжение, каким только я мог бы обзавестись для моего земного похода, но я крайне жалею людей, наделенных способностью мыслить и не запасшихся им. Неукоснительно следовать своим склонностям и быть настолько в их власти, чтобы не мочь отступаться от них или подчинять их своей воле, означает не быть самому себе другом, а тем более господином; это значит быть рабом самого себя. Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление — могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее позаимствованным добром. Я считаю, что даже весьма несовершенный и посредственный человек способен на любой возвышенный поступок; но ему всегда будет недоставать выдержки, умеренности и постоянства. Вот почему мудрецы утверждают, что судить о человеке надо, основываясь главным образом на его обыденных поступках, наблюдая его повседневное существование. Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.

Заказчикам — богатым купцам и фабрикантам уже не очень-то были интересны классические картины передвижников , обличающие пороки общества. А Третьяков , который был покупателем картин передвижников, и под чьи вкусы художники подстраивались, не мог приобретать все представленные на рынке искусства картины. Потому и появилось множество картин, написанных не для Третьякова — например, «Садко» Репина или «Неизвестная» Крамского. Иван Крамской. В русской живописи росло и национальное самосознание, художники стали больше интересоваться русскими сказками и языческими образами, как, например, Виктор Васнецов. Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Демон — существо мифическое, это падший ангел, и Врубель придал ему немало человеческих черт, но одновременно это явно необычный человек, как может показаться с первого взгляда. Он огромен — даже не помещается в пространстве холста, переживает душевное смятение — это показывает его напряжённая поза и стиснутые пальцы рук. Возможно, ему просто надоело жить по-прежнему, творить зло, не замечая красоты окружающего мира вокруг. Силы в нём немерено, но она всё впустую, неспособна на творческое созидание и добрые дела. А любое мыслящее существо — а «Демон» Врубеля явно мыслящий, когда-нибудь должен задумываться о своём предназначении и своих делах. Зачем творить зло, если это не приносит радости? Но и против своей природы он пойти не может, всё это и является источником душевного смятения. Демон сидящий фрагмент «Лицо демона». А ещё «Демон» сочетает в себе мужские и женские черты, это образ андрогинный — хотя, конечно, Врубель даже не знал такого термина.

Михаил Нестеров художник, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства : Михаил Нестеров. Однажды, еще в Киеве, в мастерской Врубеля появилось большое полотно: на нем была изображена одна из самых решительных, трагических страниц евангельской истории «Моление о чаше». Они разбудили объятого сном невинности художника, полные неописуемого восторга от им сделанного, а он, протирая глаза, недоуменно слушал, как они умоляли не трогать, не прикасаться к чудной картине, просили его дать им слово в этом. И он, беспечный, им его дал это так просто — дать слово. Посетители уехали с тем, чтобы через час явиться втроем. Все устроилось как нельзя лучше, «Моление о чаше» Терещенко так же восхитило, как и Прахова с Васнецовым, и, к общему удовольствию, вещь была у Врубеля приобретена. Деньги были уплачены вперед, с одной лишь просьбой, чтобы Михаил Александрович к картине больше не прикасался… В это время в киевском цирке появилась некая Анна Гаппе — наездница, проделывающая очень сложные номера, перепрыгивая под музыку через ряд обручей, что по ее пути держали «рыжие». И как-то после представления, после всех удивительных номеров, что проделывала в этот вечер Анна Гаппе, после ужина, Михаил Александрович очутился у себя, объятый непреодолимым желанием написать Анну Гаппе. Михаил Александрович с утра до вечера проработал над Анной Гаппе, и, лишь когда совсем стемнело, на холсте от «Моления о чаше» остался лишь небольшой незаписанный угол. Сам же Михаил Александрович был в восторге и утверждал, что только что написанное куда выше прежнего. Да мало ли странностей проявлял он тогда! И все же талант его рос. Врубелем на сцене Панаевского театра, в Петербурге, где я в, самом начале своей карьеры пела в оперном товариществе. Как-то перед Рождеством наш представитель передал нам о желании С. Мамонтова поставить на нашей сцене, но на свой счет и со своими декорациями, «Гензель и Гретель» Гумпердинка. Предложение было принято, и начались репетиции. Мне дана была роль Греты. И вот на одной из репетиций, еще первоначальной, утренней, я во время перерыва помню, стояла за кулисой была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос! Так чувствителен к звуку голоса он был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня, — на сцене было темно; но звук голоса ему понравился. Вообще, пение и музыку он любил чуть ли не больше всех других искусств. Почти всегда присутствовал он при разучивании мною с аккомпаниатором партий, и повторения не утомляли его. Не обладая никакими специальными музыкальными знаниями, он часто поражал меня своими ценными советами и каким-то глубоким проникновением в суть вещи. Так было с партией «Морской царевны» и вообще с оперой «Садко». Мы с мужем приехали в Москву уже на второй сезон существования Частной оперы Мамонтова. Ко второму спектаклю ожидали Н. Римского-Корсакова, и Савва Иванович назначил меня. Михаил Врубель и Надежда Забела.

I suffered from the inability to explain this to her. I suffered, but when I cut myself, the suffering diminished. She disgusted him: "This demon seemed to me evil, sensual... Vrubel Sr. Serov recalled how he worked on the background of the picture: he obtained several photographs with mountain landscapes and laid them out in different sequences to imagine the perfect backdrop for a gloomy figure. The whole picture is like one huge gem, shimmering in thousands of faces.

«Демон сидящий». Страдающий дух Михаила Врубеля

«Демон сидящий» — картина русского художника Михаила Врубеля. Экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Михаил Врубель "Демон сидящий", 1890. Врубель, изначально иллюстрировал поэму Лермонтова «Демон». он начал работу над картиной, которая получила название «Демон сидящий». Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. Демон летящий (1899). Врубель посвятил Демону несколько картин, и у всех персонажей – огромные, переполненные тоской, глаза. Увидев их, невозможно представить лермонтовского Демона другим.

«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

Демон (сидящий) Михаил Врубель (1856-1910). Демон летящий (1899). «Демон сидящий», пожалуй, одна из лучших работ Михаила Врубеля. Тайны Врубеля: кто прячется в образе Демона на картинах художника Михаил Врубель, "Демон поверженный". «Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. Демоны художника Врубеля История, Живопись, Картина, Музей, История России, Картина маслом, Художник, Длиннопост, Демон.

Мистическая сторона живописи М.Врубеля

В разные периоды жизни с энтузиазмом осваивал разные виды творчества: проектировал и расписывал храмы, создавал декорации для театральных постановок, работал в жанре станковой и монументальной живописи, ваял скульптуры и камины, увлекался керамикой, даже выполнял заказы по росписи балалаек для княгини Тенешевой. При всей своей художественной разносторонности и неугомонности был человеком чрезвычайно впечатлительным, мятущимся, иногда безрассудным и высокомерным, нередко экзальтированным и в общем-то не понятным для окружающих. В 1885 году опера Рубинштейна «Демон» зажгла художника идеей нового образа. Спектакль, к которому Врубель рисовал декорации, стал внешним поводом, толчком к обдумыванию идеи. Герой оперы и будущего полотна в замыслах художника сливался с одноимённым героем поэмы Лермонтова, что было очень кстати — художник начал цикл иллюстраций к юбилейному изданию поэта. С этого времени связка Врубель-Демон станет неразрывной до конца жизни художника. Кроме сидящего, первого из сохранившихся на полотнах Демонов, были написаны летящий и поверженный 1899-1902. Демон сидящий 1890 г.

Эскиз картины История создания картины «Демон сидящий» Самый первый Демон Врубеля несохранившийся был написан в 1885 году в Киеве. Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор. Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием. Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел. Картину увидел приехавший отец Врубеля.

Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу. Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно. Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать — фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция — то что надо.

Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта.

На фоне хорошо просматриваются заснеженные вершины гор, бурная река предположительно — Терек. Демон облачён в коричневую тунику, стянутую поясом. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем. Ничего в персонаже не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций.

Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль. Фрагмент картины «Демон летящий», 1899 год «Демон поверженный» 1901—1902 В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон — но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Демон поверженный. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно.

Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Практически всё полотно занимает могучая фигура Демона. Атлетически сложенный молодой мужчина сцепил руки и вглядывается вдаль. Его глаза полны тревоги, поза крайне напряжённая, однако на фоне терзаний и сомнений чувствуется некая внутренняя сила, что заложена в нём. Вдали виднеются горы на фоне заката, но они не играют ведущей роли. Основа картины — фигура самого Демона. Кажется, она с трудом вмещается в рамки холста, которые слишком тесны для этого героя. После «Демона сидящего» живописец создаст «Демона летящего» со сверкающим горящим взглядом и «Демона поверженного» с опустошёнными глазами.

В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное.

Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон и ангел с душой Тамары.

Бумага, акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея, Москва Демон. Бумага, чёрная акварель, белила. Национальный музей русского искусства, Киев Голова демона. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Сидящий демон. Эскиз картины. Государственная Третьяковская галерея, Москва Летящий демон.

«ДЕМОНЫ» МИХАИЛА ВРУБЕЛЯ

Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Выставка под названием “Возвращение украденного Врубеля” будет действовать до 20 ноября, после чего картина “Демон и Ангел с душой Тамары” займет свое место в постоянной экспозиции. известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике.

«Демон сидящий» Врубеля

Как жил, творил и умирал один из самых эксцентричных живописцев конца XIX — начала XX века, расскажем в нашей статье. Детство гения В детстве Михаил Александрович имел слабое здоровье и задержки в развитии. Ребенком он был замкнутым и кротким, особо не проявлял эмоций даже в семейном кругу. Некоторые врачи склонялись к тому, что мальчик имеет аутистические черты. Эксперты его творчества утверждают, что на слабое здоровье повлияла наследственность.

Дедушка по материнской линии страдал от маниакальных приступов, а сестра мучилась от острой формы депрессии и временного паралича. Известно, что творческая натура маленького Миши проявилась уже в возрасте пяти—шести лет. Он делал зарисовки всего, что видел. Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти.

Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих. Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко. Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения. В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет.

Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года. На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию.

Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам.

Художник заложил в «Демона» множество символов. Так, по его задумке, персонаж олицетворяет дух изгнанника, его ощущения и чувства. Демон словно зажат в картине — так художник мыслил передать идею заточения, обозначить героя как пленника Творца. Здесь тоже стоит вспомнить поэму Лермонтова, благодаря которой и появился «Демон». Еще один символ — заходящее солнце на горизонте.

Главной темой творчества Врубеля в «московский период» стала тема Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. За спиной Демона расцветают неведомые кристаллические цветы различных темных оттенков. Тяжелые атлетические мышцы его обнаженного торса напряжены, а сцепленные пальцы рук выдают пронзительную тоску.

Этот приём позволяет соединить в одной работе живопись и скульптуру, добиться эффекта кристаллов. Изображённое обретает грани, а сама картина получает сходство с мозаичными витражами и изваяниями из камня. Судьба картины Готовая работа встретила холодное непонимание и даже агрессивное отторжение как со стороны богатых коллекционеров, кто бы мог купить полотно, так и коллег-художников. Поначалу только добрый и внимательный Константин Коровин увидел в картине не мистический, устрашающий обывателя смысл, а «муки собственного сердца» Врубеля. Со временем новизна стилистики живописца стала всё больше привлекать внимание. Полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий» приобрёл московский фабрикант В. Гиршман — картина стала одним из первых приобретений предпринимателя, только занявшегося коллекционированием живописи. После революции 1917-го Гиршман пытался заняться организацией музея, но в 1918 году, оставив коллекцию, эмигрировал в Европу. Всё собрание было национализировано, и картина «Демон сидящий» попала в Государственную Третьяковскую галерею, ставшую народной в июне 1918-го. Судьба автора Сложная натура художника, постоянные душевные метания и творческие терзания, несмотря на выход чувств в искусстве, разрушали его изнутри — натянутая струна когда-нибудь лопается. Судьба за гениальность взяла с живописца слишком большую плату. Он всегда был неуравновешенным, а к началу 1900-х его психическое состояние ухудшилось настолько, что вскоре психиатрами был поставлен неутешительный диагноз. При этом художник пьянствовал, буянил, превратил в ад жизнь супруги и сына. Врубеля поместили в клинику, просветления сознания случались редко, болезнь прогрессировала. Затем выписка в угнетённом состоянии, смерть 2-летнего сына, депрессия, снова больница для душевнобольных ставшая периодической. Иногда удавалось продуктивно работать в живописи и графике. Творческая сила сохранялась, физическое тело разрушалось. В 1905 году «за известность» Врубеля избрали академиком живописи, но едва ли он это осознал — по большей части жил в галлюцинациях и собственном мире. Вскоре он потерял зрение. Зимой 1910-го, стремясь покончить со своими муками, специально открывал форточку и стоял под ней, чем спровоцировал воспаление лёгких. Умер 1 14 апреля того же года, «оставив своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи» Блок. Техника многослойного наложения красок, применённая художником, оказалась очень хрупкой — обнаружено, что красочный слой теряет мельчайшие частицы и местами обнажается холст, утрачивая краску. Поэтому усилия специалистов направлены прежде всего на грунтовое укрепление полотна, делаются мельчайшие тонировки в цвет авторской живописи без её перекрытия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий