В подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе 2024 года важную роль играет знание произведений, которые входят в список рекомендуемой литературы. Рекомендованный список литературы, составленный экспертами Федерального института педагогических измерений для ЕГЭ 2024 года по литературе, приведен в проекте кодификатора элементов содержания.
Книги для ЕГЭ 2024 по литературе
Кодификатор по литературе ЕГЭ-2019 ФИПИ содержит список литературных произведений, которые экзаменующемуся необходимо изучить и знать содержание. Кодификатор ЕГЭ по литературе 2024 — это список произведений, которые будут использоваться для подготовки и проведения Единого государственного экзамена. Список произведений для ЕГЭ по литературе обновлен ради правильного ценностного понимания.
Список литературы ЕГЭ
Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трёх авторов по выбору. Поэзия второй половины XX в.
Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д.
Самойлов, Б.
Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов ; А.
Одно произведение по выбору экзаменуемого ; А. Рассказ «Матренин двор»; А. Абрамов, Ч.
Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А.
Битов, В. Быков, В. Гроссман, С.
Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е.
Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю.
Трифонов, В. Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И.
Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е.
Евтушенко, Н.
Рассказ «Судьба человека». Роман «Белая гвардия» допускается выбор. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…». Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..
Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов. Одно произведение по выбору экзаменуемого: «Юшка», «Котлован». Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича». Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В.
Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е.
Носов, В. Распутин, В.
Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В.
Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В.
Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н.
Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Б.
Слуцкий, В.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
Учителя литературы обратили внимание на то, что из кодификатора исчезли произведения авторов первой половины XIX века, в том числе Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других. В прошлом году в списке обязательной для использования в ответах на экзамене литературы они были. Рособрнадзор пояснил , что дело в приведении материалов ЕГЭ в соответствие в обновленными в 2022 году федеральными образовательными стандартами. И что и Пушкин, и Гоголь изучаются в основной школе, то есть до 9 класса, а в кодификатор вошли только произведения авторов, впервые изучаемые в старшей школе. Но сетевой шум не утихает. Вплоть до того, что заговорили о том, что Пушкин и Лермонтов вообще ушли из школьной программы.
Фонвизина, В. Жуковского, А.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница.
Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…». Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Поэма «Реквием». Роман «Тихий Дон».
Рассказ «Судьба человека». Роман «Белая гвардия» допускается выбор. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…». Стихотворения: «Февраль.
Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов. Рассказ «Матрёнин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича». Проза второй половины XX в.
Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А.
Все материалы авторские. Новинки косметики фаберлик на faberllena.
Список А: представляет собой список конкретных произведений, занявших в силу традиции особое место в школьном преподавании русской литературы.
Все произведения отсортированы по дате написания. Вам необходимо прочитать ВСЕ эти произведения, знать имена их героев, характеры, мотивы поведения. Литература второй половины XIX века А. Пьеса "Гроза" И.
Роман "Обломов" И. Роман "Отцы и дети" Ф. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней... Стихотворения: «Заря прощается с землею...
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» и др. Поэма "Кому на Руси жить хорошо" Н. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей... Роман-хроника "История одного города" избранные главы Ф.
Достоевский роман "Преступление и наказание" Н. Роман "Что делать? Роман-эпопея "Война и мир" Н. Пьеса "Вишнёвый сад" А. Из литературы первой половины XX века А.
Рассказы и повести: "Гранатовый браслет", "Олеся", "Куст сирени", "Поединок" и др. Рассказы и повести: "Кусака", "Рассказ о семи повешенных", "Ангелочек" и др. Пьеса "На дне" М. Рассказы, повести, романы: "Старуха Изергиль", "Макар Чудра" и др. Рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Чистый понедельник" и др.
Поэзия Серебряного века: И. Анненский, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов, М.
Волошин, Н. Гумилёв, И. Северянин, В. Соловьев, Ф. Сологуб, В.
Хлебников и др. Поэма "Двенадцать" А. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы... Поэма "Облако в штанах" В.
Стихотворения: «А вы могли бы? Поэма "Чёрный человек" С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница.
ЕГЭ. Литература. Список произведений по кодификатору-2023.
Узнайте, какие произведения попали в список литературы ФИПИ для сдачи ЕГЭ по литературе в 2023 году и будут ли изменения в структуре экзамена. Изменения в ЕГЭ по литературе начали обсуждать после того, как 25 августа на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) были опубликованы демонстрационные варианты экзамена. образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по литературе включен Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе.
ЕГЭ по литературе: из основного списка произведений планируют исключить русских классиков
Кодификатор ЕГЭ так же четко отражает перечень произведений, изучающихся в 10-х и 11-х классах», — говорится в сообщении. В частности, кодификатор ЕГЭ по литературе (список произведений, знание которых необходимо для сдачи экзамена) подвергся значительным изменениям. Узнайте, какие произведения вошли в список литературы от ФИПИ, и какие из них обязательны к прочтению для сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году.
Литература второй половины XIX в.
- Литература XVIII века
- Telegram: Contact @liter100ege
- Что еще почитать
- Список художественных произведений к ЕГЭ по литературе
- Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2023 году
Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2023 году
Все произведения, которые убрали из ЕГЭ — основа основ, у будущих филологов и педагогов не выстроится четкая концепция того, как развивалась литература в России. Образование - 31 августа 2023 - Новости Тюмени - Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе.
Список обязательных произведений для ЕГЭ-2024 по литературе
Образование - 31 августа 2023 - Новости Ярославля - В подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по литературе 2024 года важную роль играет знание произведений, которые входят в список рекомендуемой литературы. Меня интересует список литературы, обязательной к прочтению на момент сдачи экзамена.
ЕГЭ по литературе: из основного списка произведений планируют исключить русских классиков
Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы... Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы? Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной.
Пафос героический, трагический, комический. Трагическое и комическое. Стих и проза. Системы стихосложения тоническая, силлабичекая, силлабо-тоническая. Стихотворная строка.
Стихотворный метр. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Акцентный стих. Белый стих. Содержание и форма. Сюжет и фабула. Композиция кольцевая, рамочная.
Это «серебряный век» российской поэзии, а также период зарождения направления, известного как «социалистический реализм».
II половина XX в. Период зарождения постмодернизма, время переоценки ценностей и глобальных перемен в общественной и политической жизни России. Список А в перечне произведений II половины XX века не детализирован, поэтому учащиеся могут выбрать любые произведения указанных авторов для знакомства с их творчеством. В списке С для сочинения представлены такие произведения: Важно! В списке С еще в прошлом году были добавлены новейшие авторы, поэтому не стоит забывать, что актуальный вариант списка был представлен сравнительно недавно и в нем присутствуют важные нововведения. Итоговый этап подготовки также должен включать в себя ознакомление минимум с тремя пьесами из такого списка: «Жестокие игры» Арбузов А.
Достать чернил и плакать!.. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…» В. Маяковский поэма "Облако в штанах", стихотворения: «А вы могли бы? Блок поэма "Двенадцать", стихотворения: «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Вхожу я в тёмные храмы...
Список обязательных произведений для ЕГЭ-2024 по литературе
Вы можете тему поэта раскрывать на творчестве Лермонтова или на творчестве Маяковского. Но писать по золотому веку проще, потому что он более просчитан и рассмотрен. Школьники будут хуже знать Пушкина и Лермонтова? По мнению Никиты Малашенко, очень многое при подготовке зависит от учителя и репетитора. Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем. Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты.
Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м. Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен.
А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции.
Толстой, М. Е Салтыков-Щедрин и др. В соответствии с отечественной традицией преподавания литературы произведения А. Гоголя изучались и изучаются в основной школе и выносятся на проверку при проведении основного государственного экзамена. Островского, А. Фадеева "Молодая гвардия", произведения о Великой Отечественной войне. Для выполнения заданий ЕГЭ по литературе традиционно дается возможность привлекать не только изученные в 10 и 11 классах произведения, но и произведения из программы основной школы, так как именно в основной школе изучаются важнейшие прецедентные тексты русской литературы - вершинные произведения древнерусской литературы, литературы XVIII и первой половины XIX вв. И кстати, для допуска к ЕГЭ пишется итоговое сочинение.
И там, как правило, список обязательных авторов и произведений совпадал с довольно обширным классическим кодификатором по литературе. Вряд ли вузы сейчас в срочном порядке побегут исправлять свои списки, поэтому те, кто станет ориентироваться только на новый кодификатор, будут явно проигрывать более начитанным абитуриентам. Я думаю, что эти изменения не несут пользы. Все произведения, которые убрали из ЕГЭ — основа основ, у будущих филологов и педагогов не выстроится четкая концепция того, как развивалась литература в России. Например, о каком "лишнем человеке" можно спрашивать в ЕГЭ, если из обязательного списка литературы убрали "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени"? А что думаете вы? Какой список литературы для вас кажется идеальным? Пишите в комментариях 14K14K показов.
В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции. А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать. Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего. И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов. Александр Соколенко, напротив, считает, что добавление новых авторов дает ученикам больший выбор из произведений. А какое именно произведение и какого автора вы рассматриваете, вы можете выбрать сами. В кодификаторе лишь дается перечень классических произведений, которые можно привлекать. Если вы это читали, если вы это знаете, пожалуйста, вы это можете использовать в аргументации, если это подходит по теме сочинения. Некоторые, по словам учительницы, ссылаются в итоговом сочинении пишется в середине 11-го класса и считается допуском к ЕГЭ на «Капитанскую дочку», а другие — на малоизвестных зарубежных авторов. Это вопрос предпочтений, считает преподавательница. Это не значит, что у твоих учеников они пойдут, но это всё равно отзывается в душе. А то, что отзывались в мое время, и то, что отзывается молодым, — это разное. И литература разная. Есть классика, которую нужно знать, просто потому что, а есть новая литература, ее тоже нужно знать.
Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2021 году
Рассказ «Матренин двор» А. Проза второй половины XX в. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В. Быков, В. Гроссман, С. Довлатов, В.
Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И. Бродский, А.
Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Ф. Роман «Преступление и наказание» Л. Роман-эпопея «Война и мир» А.
Пьеса «Вишнёвый сад» М. Пьеса «На дне» А. Поэма «Двенадцать» В. Поэма «Облако в штанах» М. Роман-эпопея «Тихий Дон» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Самих авторов, естественно, больше Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература , но все они теперь могут попасться только во 2-й части, то есть в большом сочинении задание 11 , или во втором блоке 9 задание по лирике. Куда они делись, спросите вы?
Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл! Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала.
Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах.
Стихи из романа "Доктор Живаго" и др. Шолохов М. Произведение по выбору учащихся, напр. Литература 50-80 годов Солженицын А. Обзор творчества. Распутин В. Астафьев, В.
Шукшин по2-З рассказа Драматургия: Вампилов А. Рассказы, напр. Из сб. Любая проза KirrusПрофи 866 11 лет назад Благодарю. Неужели только русская литература??? Плаха Быков В.
Мое предчувствие, что так оно и будет. Однако в действительности проблема может быть устранена в будущем. Как ни крути, но литературу сдают те, кто потом, в вузе, снова с ней столкнется в том или ином виде. А уж высшая школа, думаю, незнание Пушкина не простит и накажет пересдачами. Кому действительно придется много думать о сложившейся ситуации, так это вузам, потому что именно им придется работать с тем, насколько образованными к ним придут студенты. Эксперт надеется, что большинство преподавателей литературы проявят здравомыслие, когда будут составлять программу обучения. Поэтому изучение Пушкина в 5—9-м классе не равно его изучению в 10—11-м. Как минимум с возрастом появляется возможность осветить больший круг тем. Каждому знакомо чувство, которое возникает при перечитывании классики уже после школы. В этом-то и заключается разница изучения в средних классах и в старшей школе. Александр Соколенко отмечает, что изменения не должны испортить качество знаний школьников, потому что, как правило, ЕГЭ по литературе сдают те, кто уже сдал ОГЭ, где убранные авторы были обязательными. Так что использовать классиков всё равно будет возможность, — добавляет преподаватель. А Анна Дмитриева считает, что если учитель честно выполняет свою работу, то все ученики будут знать творчество Пушкина, а не только те, кто сдает экзамен. А экзамен — это просто шаблон: какой дадут, по такому и будем готовиться. А то, любит человек литературу или нет, зависит от него самого — если надо, ученик изучит классиков, даже если это не нужно на экзамене. Изменения — шаг назад в образовании? По мнению Никиты Малашенко, новые изменения станут очередным вызовом для всех участников образовательного процесса. Справимся ли мы с ним и куда это приведет — вопрос большой, открытый и проблемный. Отдельно экс-преподаватель литературы отвечает на вопрос о том, могут ли введенные в кодификатор авторы «заменить» классиков. Что-что, а Пушкина ни Пелевин, ни Прилепин не заменят, да и сами они вряд ли хотели бы для себя такой незавидной судьбы и вряд ли имеют такие амбиции. А вот что касается представления относительно современной литературы, то здесь есть о чем подумать. Вряд ли это было бы плохим нововведением, но при условии что нам не придется отказаться от чего-то более раннего. И, конечно, это требует предварительной очень тщательной подготовки на всех уровнях: от учебников до педагогов. Александр Соколенко, напротив, считает, что добавление новых авторов дает ученикам больший выбор из произведений.