Новости месторождения лития в мире

Да, сейчас большая часть добываемого в мире лития уходит на производство литиевых аккумуляторов. Литиевое «золотое дно» привело к росту цен на карбонат лития более чем в шесть раз, а сподумена — почти в десять раз всего за два года.

В России начнут добывать новую нефть - литий

«Росатом» и «Норникель» получили лицензию на разработку крупнейшего в стране Колмозерского месторождения лития в Мурманской области за 1,56 млрд руб. Важная составляющая энергетики будущего – литий-ионные аккумуляторы. В 2010 году ключевым потребителем лития в мире был сектор производства стекла и керамики, обеспечивающий 31 процент от общего спроса, который сам по себе был невелик. Им разрешили разрабатывать два из трех литиевых солончаков – крупнейшее в мире месторождение Уюни, на которое приходится порядка четверти мировых запасов, и Койпаса. В Иране открыто второе по величине в мире месторождение лития. Добытый на лицензируемых месторождениях литий пригодится российским высокотехнологичным производствам – особенно ориентированным на проекты возобновляемой энергетики и электротранспорта.

Иркутская область может обеспечить Россию литием

«Согласно текущим геологическим данным, Боливия является страной с крупнейшими в мире запасами лития — около 23 миллионов тонн», — отмечает автор немецкого издания. С этого года совместное предприятие "Росатома" и "Норникеля" — "Полярный литий" —начинает разработку крупнейшего месторождения Колмозерское в Мурманской области. В 2010 году ключевым потребителем лития в мире был сектор производства стекла и керамики, обеспечивающий 31 процент от общего спроса, который сам по себе был невелик.

В России начнут добывать новую нефть - литий

А еще это — самое большое в мире месторождение лития. Фактически, украинские месторождения лития, спрос на который растёт во всём мире, были переданы на 20 лет лицам, связанным с правой рукой Петра Порошенко – Игорем Кононенко. В Министерстве энергетики США подсчитали, что не менее 70 % литиевых месторождений в стране представлены в виде растворов солей лития. В кальдере древнего вулкана, относящегося к Йеллоустонской цепи древних вулканов, обнаружены самые крупные в мире запасы лития. Им разрешили разрабатывать два из трех литиевых солончаков – крупнейшее в мире месторождение Уюни, на которое приходится порядка четверти мировых запасов, и Койпаса.

США: открытие крупнейшего в мире месторождения лития в супервулкане

Переработка использованных батарей тоже не панацея. Во-первых, это само по себе дело не слишком экологичное. Но главное, что старых аккумуляторов пока попросту мало: тот гигантский объем, который выпускается прямо сейчас, выйдет из эксплуатации только через несколько лет. Достойных альтернатив литиевым батареям пока тоже не предвидится. Несмотря на множество различных технологий, именно литий-ионные аккумуляторы остаются самым оптимальным вариантом по балансу стоимости, емкости, долговечности и безопасности. Аналитики сходятся во мнении, что заметных подвижек в этой области можно не ждать как минимум ближайшие десять лет. Что все это значит Похоже, электромобильная революция если не отменяется, то может серьезно затянуться. Прогнозы показывают любопытную вещь: прямо сейчас спрос на литий примерно соответствует предложению, а меры по увеличению добычи на существующих мощностях должны привести даже к некоторому избытку в 2025-2028 годах.

Но при заданных темпах развития электрического транспорта литиевая индустрия просто не успеет масштабироваться настолько же быстро, и уже с 2029-го может начаться дефицит ресурсов в размере 200-300 тыс. Производство аккумуляторных батарей для электромобилей на заводе VinFast в Хайфоне, Вьетнам Фото: Shutterstock При этом сами добытчики, памятуя о крахе 2018-2020 годов, пока настороженно относятся к тому, чтобы инвестировать огромные деньги в свою отрасль — вдруг за текущим взлетом вдруг снова наступит падение? Поэтому в игру включаются автопроизводители: Tesla, Volkswagen, General Motors и другие начинают вкладываться непосредственно в месторождения и добывающие компании, чтобы гарантировать себе стабильный поток ресурсов. Но не факт, что даже это заметно повлияет на общую картину. По мере замещения автомобилей на углеродном топливе электрокарами литий будет становиться «новой нефтью» — а значит, непременно продолжит дорожать. Отставание реальных темпов производства от опубликованных планов выглядит неминуемым, причем вся затея, похоже, окажется еще менее «зеленой», чем декларируют экологи. Вряд ли это заставит весь мир передумать и совсем отказаться от перехода на электричество, но автомобили с ДВС точно останутся в строю и в 2030, и в 2035, и наверняка даже в 2040 году.

К ним относятся, например, Боливия 21 млн т; 1-е место , Конго 3 млн т; 6-е место , Канада 2,9 млн т; 7-е место. Особая рыночная ниша, где продукция измеряется граммами и килограммами, — поставка стабильных изотопов лития. При этом 6Li является стратегическим сырьем и производится некоторыми государствами в основном для нужд военно-промышленного комплекса, а 7Li возникающий нередко как побочный продукт наработки 6Li рассматривается как сугубо товарный продукт. Хотя принципиально апробировано несколько методов разделения стабильных изотопов лития, ведущим промышленным способом исторически и в настоящее время остается химобменный метод разделения, эффективный для ряда легких нуклидов. В случае лития он заключается в неравномерном распределении 7Li и 6Li между двумя содержащими этот элемент жидкостями — водным раствором где повышается концентрация атомов 7Li и амальгамой. Минус этого способа заключается в необходимости обращения с большими объемами ртути и ее паров, утилизации побочных продуктов производства, что сопряжено с рисками для здоровья людей и экологии; отдельной проблемой становится ликвидация наследия от производства, функционировавшего в некоторых странах много десятилетий. Наиболее широкомасштабное производство с использованием подобной технологии осуществлялось в США, где оно впоследствии было закрыто, а также в России, где оно сохранилось на Новосибирском заводе химических концентратов НЗХК. Таким образом, рынок 7Li характеризуется еще большей монополизацией, чем поставка металла природного изотопного состава.

За последние 20 лет уровень цен на природный литий увеличился на порядок; его субпродукты подорожали до нескольких десятков раз. Высокая концентрация производства этого металла и его стандартных соединений дополнительно усиливает чувствительность данного рынка к любым изменениям на стороне спроса и предложения. За прошедшие 10 лет литий опережал ряд других видов стратегического сырья по приросту цен и их волатильности; это относится в том числе к основным металлам таким как медь, никель, кобальт, алюминий , спрос на которые обеспечивается среди прочего в тех же рыночных нишах, что и на литий, — в секторе технологий энергоэффективности и электротранспорта. Стремительный рост рынка батарей, обусловленный, в свою очередь, все ускоряющимся распространением электромобилей и накопительных систем в энергетике, сам по себе увеличивает потребление лития; некоторые же технологические изменения на аккумуляторном рынке дополнительно подхлестывают спрос на этот металл. Потребление лития в этой нише растет опережающими темпами по сравнению с другими основными материалами, используемыми в батареях, — отчасти потому, что применение лития в них безальтернативно: существуют конструкции, например тяговых батарей, лишенные одного-двух обычных материальных компонентов никеля, кобальта, марганца или графита , но не лития. Более того, в ряде перспективных конструкций аккумуляторов литий находит дополнительное применение. Так, в распространенных сегодня батареях литий используется в катоде и электролите, основой же анода чаще всего служит графит; между тем уже нашли коммерческое применение конструкции аккумуляторов, использующих легчайший из металлов в аноде, например в форме титаната лития. Речь идет о недавно вышедшей на рынок разновидности литийионных батарей, в которых применяется твердый электролит, а литий используется не только в катоде, но и в аноде, причем в последнем — в наиболее концентрированной металлической форме.

Подобные технологии придают дополнительное ускорение рынку лития. Ситуация на нем, в свою очередь, оказывает обратное влияние на рынки аккумуляторов. За прошедшее десятилетие себестоимость литийионных аккумуляторов снизилась примерно на порядок — в основном за счет развития массового производства и совершенствования технологий, а не изменения стоимости материалов которая в целом росла. Это означает, что доля материалов в цене увеличилась, а следовательно, стала более жесткой связь цены батареи и материалов. Это служит умеренным стимулом для разработчиков батарей «экономить» литий. Тем не менее потенциал дальнейшего роста спроса на литий в одном только секторе аккумуляторов огромен: в ближайшие десятилетия ожидается расширение рынков электромобилей и стационарных накопителей энергии на порядок. Сообразно этому должен расти и рынок лития. Так, по оценке IEA, для выполнения согласованных на глобальном уровне целей устойчивого развития необходимо за ближайшие 10 лет увеличить потребление лития в 5 раз, а за 20 лет — в 12 раз.

И даже продолжение развития глобальной экономики в нынешнем русле то есть при значительном отставании роста чистых энерготехнологий, в частности, от целей Парижского соглашения по климату спрос на литий все равно увеличится в течение десятилетия в 2,5 раза, а на протяжении двух десятилетий — в 4,5 раза.

Одними из немногих компаний, намеренных работать в регионе, выступают австралийская Vulcan Energy Resources, которая начнет добычу с 2025 года, и французская Imerys, которая наладит производство гидроксида лития на нормандском месторождении с 2028 года. К тому же успех предприятиям Vulcan и Imerys не гарантирован. Власти уже осознали важность помощи отрасли, но пока речь идет скорее о формулировании целей, чем о конкретном плане действий. В середине марта Еврокомиссия представила проект закона «О важнейших сырьевых материалах», направленный на повышение самообеспеченности блока соответствующей продукцией. Пока Европа импортирует от 75 до 100 процентов необходимых ей металлов, но Брюссель , наученный свежим опытом экстренного замещения поставок газа из России , осознает, что и эту зависимость необходимо снижать. Сетуют они и на бюрократические проволочки с получением разрешений на добычу. Вторую проблему в ЕС планируют разрешить установлением конкретных предельных сроков оформления документов, но аналитики опасаются, что это не станет принципиальным решением проблемы.

Разрешения на разработку рудника лишилась австралийская Rio Tinto: президент страны Ана Брнабич после протестов экологических активистов объявила , что на проекте «поставлена точка». Австралийская компания признает, что интерес к разработке никуда не делся. Как бы то ни было, в ближайшее время Европа будет серьезно зависеть от внешних поставок лития, полагают специалисты. Китай же, как считает глава готовящейся вести добычу в Германии Vulcan Фрэнсис Ведин, в первую очередь будет занят обеспечением поставок для собственной промышленности. КНР — уже сейчас лидер мирового перехода к электромобилям, в стране представлены сотни моделей таких авто. Продажи новых электромобилей и гибридов в прошлом году составили около шести миллионов единиц. Каждая четвертая машина, приобретаемая в республике, оснащена электродвигателем, подавляющее большинство из них — местного производства. Изображение: JAC Китайский автопром становится и ключевым партнером российского рынка, в целом переживающего сейчас непростые времена.

Только на Колмозерском месторождении планируется к тому же 2030 году добывать до 45-50 тыс. Можно бы было говорить об экспорте, но основной рынок сбыта - это Европа, США и Канада, которые сейчас не горят желанием налаживать с нами торговые связи. В странах Азии есть свои месторождения лития, и, что важно, экспортные поставки уже налажены - из стран Латинской Америки и Австралии. Как отмечал в интервью "РГ" глава "Росгеологии" Сергей Горьков, мы литий в основном потребляем в готовом продукте. К примеру, как аккумулятор для электромобиля. Поэтому нам сейчас нужно создать не только первый передел добыча , но и второй переработка , третий выпуск продукции , четвертый готовый для продажи потребителю товар переделы потребления. Впрочем, и возможности побороться за экспортные рынки у нас есть, хотя бы просто демпингуя ценами. Себестоимость нашей добычи одной тонны карбоната лития из рудного сырья составляет примерно 5-8 тыс.

По прогнозам иностранных аналитических агентств к 2025 году цена на карбонат лития может снизиться с 70 до 20-30 тыс. Даже в случае такого снижения цены разработка рудных месторождений в Мурманской области будет рентабельна. Компания работает системно, создавая зонтичный бренд. Создается полностью своя цепочка производства высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью.

«Боливийский пирог»: соперники те же - Россия, США и Китай

Извлечение металла из рассола озер истощает водные запасы. Из-за нехватки влаги территории лишаются пастбищной травы, а это создает угрозу существованию фермерских хозяйств. Еще одна серьезная проблема — химические стоки, загрязняющие реки и водоемы. Поэтому любое предприятие, которое возьмется за освоение месторождения лития, должно будет вкладывать существенные средства в разработку технологии добычи и обогащения лития. И основным требованием будет минимальное воздействие на окружающую среду. Насколько мне известно, пока таких технологий нет — и начинать придется практически с нуля. Важным условием в этом случае становится использование научного, в том числе и академического, потенциала для разработки совершенно новых, прорывных технологий. Иначе мы прекращаем развитие цивилизации: отправляемся назад в пещеры и носим одежду из шкур, если не будут возражать защитники животных. Однако движение в этом направлении началось. Предстоит провести разведку и разработать проект освоения.

В 2021 году ПАО «Газпром» и ООО «Иркутская нефтяная компания» заключили меморандум о намерениях по реализации совместного проекта по добыче и переработке пластовых рассолов минерализованных подземных вод Ковыктинского месторождения. Результатом должно стать получение соединений лития и других ценных компонентов. Для реализации этого проекта потребовалось внесение изменений в закон, и в декабре 2022 года Госдума приняла закон, который разрешает пользователям недр, имеющим лицензию на извлечение пластовых вод, после добычи из них ценных металлов и компонентов производить закачку попутной воды обратно в пласт. А вот Роснедра в этой связи придется решать два вопроса. Один чисто формально-бюрократический. Дело в том, что учетом и добычей рассолов ведает Управление нефти, газа и подземных вод, а добычей и учетом металлов — Управление твердых полезных ископаемых. И здесь потребуется волевое управленческое решение руководителя о том, какое из управлений будет курировать такие объекты. А второй вопрос более сложный, методического характера. В настоящий момент не существует утвержденной методики подсчета запасов для таких месторождений.

И это комплексное месторождение. Прогнозные ресурсы окиси бериллия составляют 74,4 тыс.

Оно было обнаружено в кальдере Макдермитта шириной более 600 километров, и представляет собой глину, содержащую примерно 40 миллионов тонн лития. Это почти вдвое больше, чем содержится этого наиважнейшего для современных технологий металла в солончаках Боливии, которые удерживали до сих пор рекорд по объему лития среди всех его месторождений. Правда пока что это оценочное суждение, поскольку бурения на этом участке еще не проводилось. О значимости этого открытия говорит тот факт, что средняя цена на карбонат лития, который используется в аккумуляторах, составляет примерно 37 тысяч долларов за метрическую тонну. Это означает, что новое месторождение драгоценного металла стоит 1,48 триллиона долларов!

Не такая уж большая цифра относительно общих объемов, но на разогретом до предела рынке этого с избытком хватило на удвоение цен к концу года. В 2022-м ситуация стала еще более острой.

К слову, с 2019 по 2022 год общее потребление лития выросло в 2,1 раза, до предположительных 670 тыс. В целом предложение на сей раз сумело угнаться за спросом, по предварительным оценкам профицит должен составить чуть более тысячи тонн. Положение усложнилось недостаточным количеством запасов, а также логистическими проблемами из-за локдаунов в Китае. Цены будут только расти Но это, вероятно, только начало. Рынок лития как глобально значимого сырья еще толком не сформирован, поэтому остается только догадываться, в каких рамках будут держаться цены в ближайшие годы. С одной стороны, предложение стремительно растет. Только в Аргентине одном из трех крупнейших производителей лития в мире сейчас обустраиваются сразу шесть добывающих проектов. Значительные объемы производства ожидаются в Зимбабве, где сейчас китайские инвесторы готовят к запуску месторождение с запасами в 11 млн т карбоната. Всего в ближайшие годы может быть введено в эксплуатацию рудников суммарной мощностью до 600 тыс.

Но они фактически провалились. Причем, отставка самого Моралеса в 2019 г. Политик тогда был вынужден расторгнуть подписанное в 2018 г.

У «Росатома» уже есть опыт сотрудничества с Боливией: госкорпорация получила от правительства страны контракт на создание центра ядерных исследований и технологий, первые объекты которого введены в эксплуатацию в августе 2022 г. Предполагается, что предприятие заработает в 2026 г. Проект предполагает выпуск 45 000 т в год карбоната и гидроксида лития.

При этом сам литий в РФ не добывается, все сырье импортное. Конъюнктура рынка в целом благоприятствует инвестпроектам в этот металл: литий подорожал более чем в 10 раз с конца 2020 г. По данным Альфа-банка , в 2022 г.

Но в 2022 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий