Ученые реконструировали песню, прослушанную добровольцами, по сигналам их мозга. В результате прослушивания «музыки мозга» нервные клетки способны распознавать знакомый звук собственных волн как собственный голос и оптимизировать свою работу. Мы предлагаем уникальный запатентованный метод "МУЗЫКА МОЗГА", повышающий адаптивные возможности людей, концентрацию внимания, уменьшающий уровень стресса. Речь идет об энцефалофонии или «музыке мозга», созданной на основе биоритмов головного мозга человека.
Ученые записали музыку человеческого мозга
Первой группе выдали диски с музыкой Моцарта, Вивальди и других классических композиторов. Участницы должны были слушать классическую музыку дома не менее 10—15 минут в день до момента рождения ребенка. Вторую группу попросили выучить несколько колыбельных и детских песенок и напевать их своему нерожденному ребенку также по 10—15 минут ежедневно. Третья группа не получила специальных указаний от исследователей. До начала эксперимента у участниц измерили уровень кортизола и окситоцина — «гормона привязанности». Также женщины рассказали, как часто они испытывают тревогу, стресс и негативные эмоции. После родов замеры повторили. Результаты показали, что и музыка, и пение положительно сказываются на эмоциональном состоянии беременных: уровень кортизола у них был ниже, чем у контрольной группы, а уровень окситоцина — выше.
Но, конечно, требуются дальнейшие исследования, чтобы подтвердить благотворное воздействие музыки на беременных. Пока для того, чтобы это утверждать наверняка, не хватает данных. Скромная научная работа благодаря американским медиа превратилась в сенсацию: за пару лет в массовом сознании закрепилась идея, что музыка этого композитора повышает уровень IQ в целом — это назвали «эффектом Моцарта». Правда, идею не поддержали, а дальнейшие исследования не подтвердили значительного влияния сонат на интеллект. Но все же вероятность того, что музыка улучшает когнитивные способности, сохраняется. В другом исследовании с участием 8000 школьников сравнивали эффект, который оказывает музыка Моцарта и группы Blur на интеллект. На этот раз оказалось, что именно Blur ненадолго — на 10—15 минут — улучшает пространственное мышление.
Прослушивание музыки и когнитивные способности у детей 10 и 11 лет: эффект Blur — PubMed А еще в одном эксперименте студентам давали послушать Моцарта и короткую аудиоисторию авторства Стивена Кинга.
Нельзя исключать, что это, в том числе, приведёт к появлению новых музыкальных находок и даже направлений. При поиске ориентированных на музыку областей в головном мозге учёные решали другую задачу.
Есть большой класс пациентов, страдающих от нарушений в восприятии и воспроизведении речи. В общем случае это называется просодией. Просодия подразумевает невозможность выделить в речи эмоции, ударения, акценты и другие нюансы, что сильно ограничивает страдающих ею в социализации.
Считывание мелодии прямо с мозга помогло определить центры, отвечающие за мелодику и ритм.
Человек должен уметь прислушиваться к тому, какие сигналы ему подает организм. Но эта взаимосвязь работает и в обратную сторону. Ученые доказали, что человек, который принимает устойчивые позы, становится увереннее в себе. Если же поза неудобная и сжатая, то и личность психологически не готова идти на контакт с окружающим миром. Она чувствует себя неуверенно. Гармонично развитая личность определяет свои ценности и следует им, подкрепляя все свои моральные нормы действиями и поступками.
В итоге участники стали более внимательно вслушиваться в звуки. Во втором эксперименте их просили слушать одни и те же мелодии, а затем оценить, насколько полно они прозвучали. Выяснилось, что люди сочли музыку, которая заканчивалась высокоэнтропийными тонами, как более полную и дольше ее слушали.
Это позволило ученым прийти к выводу что примерно так же мозг оценивает законченность, когда слышит речь, видит движения или наблюдает за другими процессами. Человек автоматически додумывает окончание того, что происходит.
Бинауральный эффект
- Песню Pink Floyd воссоздали по сигналам мозга: что получилось
- Новый покупатель
- ИИ воссоздал композицию Pink Floyd по мозговой активности слушателей, и звучит это ужасно
- Музыка, звучащая у нас «в голове», не менее реальна, чем настоящая, – для мозга
Россиянам посоветовали слушать "музыку мозга" для борьбы со стрессом
– Мы анализируем электроэнцефалограммы (ЭЭГ) людей, проходящих сеансы прослушивания биоэлектрической активности собственного мозга, – говорит учёный. Исследователи из Университета Цукуба (University of Tsukuba) обнаружили, что музыка с грувом улучшает познавательные способности. Но справиться с ними проще, чем кажется, и «музыка мозга» – наш верный помощник. Интерес к воздействию музыки на сознание людей привел к появлению новой науки под названием нейромузыкология, которая изучает, как мозг человека реагирует на звук. Ранее американские ученые провели исследование и выяснили, что чашечка кофе по утрам и прослушивание любимой музыки улучшают когнитивные функции мозга. «Музыка мозга» представляет собой современный метод нелекарственной терапии неврологических заболеваний, в том числе мигрени, нарушений сна, стрессов и депрессий.
Это прорыв? Ученые по данным из мозга восстановили песню Pink Floyd
Моцарт в смысле воздействия на мозг не уникален, нужно просто найти ту музыку, которая будет действовать именно на вас. 50 лучших музыкальных mp3 треков. Идея китайских исследователей представить активность мозга человека в виде музыки привела к получению удивительного результата: записана достаточно связная мелодия. Результаты их работы с песней Pink Floyd будут полезны для будущих исследований и разработок интерфейсов мозг-компьютер.
Бинауральная музыка для эффективности мозга
Ученые записали "музыку" мозга двух человек - 14-летней девочки и 30-летней женщины, находившихся в состоянии покоя, пишет Wired. Они соотнесли амплитуду мозговых импульсов подопытных с высотой музыкального звука и его продолжительностью и отделили их от фонового шума. В сотрудничестве с 10 профессиональными музыкантами им удалось переложить сигналы мозга на ноты и получить музыкальные композиции, которые оказались довольно благозвучными и похожими на джаз. По мнению ученых, результаты их работы помогут лучше понять, как с помощью музыкальной терапии можно воздействовать на пациентов с нейродегенеративными нарушениями или лечить бессонницу, головные боли и депрессии.
Такая музыка могла бы действовать расслабляюще или, наоборот, способствовать лучшей концентрации для принятия решений.
Слушателей попросили дать оценку прослушанным фрагментам. В результате большинство отдало предпочтение мелодиям средней сложности, с уравновешенными неопределёнными ожиданиями и предсказуемой музыкальной развязкой. Кроме того, ученые смогли установить, что: - поклонники блюза креативны, общительны, вежливы, но высокомерны; - джазмэны чаще всего творческие, приветливые, но с завышенной самооценкой; - любители классики имеют чувство высокого достоинства и незаурядные творческие способности; - рэперы общительны, но слегка эгоистичны; - любители оперы вежливые, открытые и творческие личности; - поклонники кантри отличаются трудолюбием и легко находят общий язык с окружающими; - любители ритмичной танцевальной музыки обладают творческими способностями, но не отличаются хорошими манерами; - у сторонников инди низкая самооценка, они не трудолюбивы и порой плохо воспитаны; - поклонники тяжелой музыки отличаются заниженной самооценкой, но они имеют большой творческий потенциал.
Музыка часто начинала звучать, когда Мэгги ложилась спать или когда вела автомобиль. В любом случае «концерт» длился по несколько часов. Звучание всегда было ярким, как будто неподалеку играл оркестр. Разумеется, женщину это стало напрягать. Через какое-то время она нашла единственный способ выключения музыки в голове — к сожалению, для этого должно было играть радио — клин клином. Вместе с тем, у мелодий в голове было еще одно зловещее качество: даже самые любимые музыкальные произведения, единожды прозвучавшие «внутри», невозможно было воспринимать из обычных источников, они дико раздражали. После нескольких месяцев пытки Мэгги все-таки решилась обратиться со своей проблемой к врачу. Как ни странно, рассказ пациентки доктора не удивил. Он сообщил женщине, что та страдает от малоизвестного и редкого расстройства — музыкальных галлюцинаций — и относится к небольшому, но существенному количеству людей, которые слышат музыку, которой просто нет. Большинство страдальцев — пожилые люди. Песни часто являются к ним из самых глубоких «архивов» памяти. У одних звучит итальянская опера, которую в незапамятные времена любили слушать родители. У других грохочут гимны, играет джаз или шумят популярные мелодии. Кто-то привыкает и даже получает удовольствие, но таких единицы. Между тем, музыкальные галлюцинации — не новое явление, они вторгались в умы людей прошлых столетий. Например, знаменитый композитор Роберт Шуман галлюцинировал музыкой в конце жизни и зафиксировал этот факт — сообщил потомкам, что писал под диктовку призрака Шуберта. Но эти галлюцинации долгое время не признавались медиками как самостоятельное расстройство. Были попытки связать музыкальные галлюцинации с целым диапазоном состояний человека, включая старость, глухоту, мозговые опухоли, передозировки препарата и даже пересадки печени.
Исследователи реконструировали музыку, используя данные ЭЭГ пациентов, которые ее слушали. Читайте «Хайтек» в Нейробиологи из Калифорнийского университета в Беркли использовали систему ИИ для реконструкции части музыкального произведения на основе активности мозга слушателей. Хотя получившаяся «композиция» не полностью соответствует оригиналу, в ней можно узнать основную мелодию. Реконструкция песни «Another Brick in the Wall» на основе активности мозга Ученые использовали данные, собранные во время другого эксперимента более 10 лет назад.
Хорошая музыка синхронизирует работу мозга музыканта и его слушателей
Перед хирургическим вмешательством пациентам давали послушать песню «Another Brick in the Wall, Part 1» группы Pink Floyd. Записанные в процессе электроэнцефалографии ЭЭГ данные ученые расшифровали с помощью ИИ, после чего смогли перевести их обратно в аудиоформат. Изначально авторы исследования не были уверены, что у них получится расшифровать музыку. Дело в том, что она воспринимается всей корой головного мозга, а не только левым полушарием, отвечающим за речь.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего?
Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий. В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков.
Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях. Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше. Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий.
Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает.
Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым. Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались.
Нам интересен правополушарный тип, насколько эта гармоничность влияет на другие функции и навыки», - говорит научный руководитель исследовательского проекта, заведующая Центра Когнитивных технологий Елена Шаронова. В январе 20 мальчиков и девочек вместе с родителями прошли через исследовательские методики, в основе которых современные программы диагностики, дающие скрин развития ребенка во всех сферах: логика, мышление, все виды памяти, моторика, лексико-грамматические основы, причинно-следственные связи, образность мышления. Как отмечают авторы идеи, в Екатеринбурге такое исследование предпринято впервые. Про Россию пока сказать сложно потому, что отсутствует реестр, где бы можно было посмотреть все исследования. Сейчас идет анализ полученных данных и подготовка новой группы детей. Обо всем расскажем», - обещают в детской филармонии.
Но группа ученых поставила под сомнение результаты предыдущих исследований. Специалисты посчитали, что прежние результаты не отражают достоверной информации между активацией центров вознаграждения мозга и прослушиваемыми музыкальными произведениями. На новом этапе исследований авторы идеи задействовали математическую модель, которая отражала реакцию на неопределенность и предсказуемость музыкальных произведений. Слушателей попросили дать оценку прослушанным фрагментам.
Science Advances: музыка активирует в мозге особые нейроны прогнозирования
Мозг воспринимает музыку как еще один иностранный язык. Например, врачи курорта Первая Линия уже много лет успешно используют в работе инновационную методику «Музыка мозга», которая помогает организму справиться со стрессом. Почему так происходит и как использовать влияние музыки на наш мозг, читателям Synergy Times рассказала исполнительный директор Центра интеллекта «Синергия» Ольга Зеброва. Ранее считалось, что мозг оценивает музыку только после прослушивания и не способен предугадать концовку мелодии. «Музыка мозга» или метод биоакустической коррекции – это современный способ нейрореабилитации, который заключается в сенсорной стимуляции коры головного мозга с.
Музыканты чаще находятся в состоянии «потока»
- Музыка мозга напоминает джаз
- Музыка мозга напоминает джаз
- Учёные воссоздали классический трек Pink Floyd на основе мозговых сигналов слушателей / Хабр
- Рекомендуем