В кондитерских отделах середины шестидесятых годов можно было увидеть расставленные в пирамиды сахарные головы. Около МГУ 60-е В СССР не было необходимости узбекам, киргизам, таджикам ехать "гастрабами" на стройки в скотских условиях.
Жизнь Советского Союза в фотографиях. 1960-е — 1
В кондитерских отделах середины шестидесятых годов можно было увидеть расставленные в пирамиды сахарные головы. Мы родились в шестидесятых (СССР). — паблик ВКонтакте, записи, рейтинг и статистика, список подписчиков, фото и видеозаписи. Историческая справка Среди нас есть люди, которое родились, в 50-60-х годах. Их позиция такова: мы родились в Советском Союзе и по праву рождения являемся его гражданами. Рожденные в СССР.
Время Детства – из модных нынче, шестидесятых
Но некому объяснить, что это необходимо для истории нашей страны. Серебренников планирует снять сериал об Андрее Тарковском — Вы же и сами не только режиссер, но еще и педагог. Какие качества вы стараетесь привить своим ученикам, каким принципам хотите их научить? Уже прошло много времени, между молодыми ребятами и мной большой ментальный разрыв, но своих студентов я очень люблю. Я могу сказать, что мы учим их быть профессионалами.
Если не учить профессии, то картины становятся неглубокими, человек не может создавать в фильмах состояние. Если ты делаешь настоящее кино, очень важно, чтобы в нем было состояние, тот самый саспенс, — а его надо научиться делать. Поэтому мы проигрываем в творчестве западноевропейскому и американскому кино. В этом трагедия.
Я воспитываю очень одаренных людей, они получают госпремии, но они не востребованы. У меня есть студентка, которая получила госпремию, международные награды, но приглашала ее работать только группа Fox. Нормой стало не приходить в институт, не отбирать наиболее понравившихся ребят, не приглашать их к себе на студии. Считается, что с ними будет морока, что они думающие люди.
Лучше выбрать человека непрофессионального и сделать что-то невнятное, но быстрое, без особых затрат. Это стало распространяться везде, и в игровой режиссуре в том числе, когда режиссер не имеет никакого значения в картине. Тенденция продюсерского кино ведет к полному выхолащиванию творчества.
Именно эти три всадника советского апокалипсиса четвертый — руководитель страны посеяли хаос и разрушение, приведя наше Отечество к краху. Мы, рожденные в середине шестидесятых, росли в стране, пронизанной духом созидания. Да, постоянное подталкивание к планам, пятилеткам, социалистическим соревнованиям, перевыполнениям, рекордам, достижениям не всегда было искренним, часто искусственным, иногда глупым, ненужным и лживым. Но глядя из сегодняшнего дня на то, как развивалась страна в 1960-е, невозможно избавиться от чувства, что нынешнее наше бытие есть состояние сознательного экономического сдерживания, или, точнее сказать, самосдерживания.
Как будто мы взяли на себя обязательства не развивать ничего, кроме третьесортного потребления низкокачественных продуктов питания, например, и такой же медийно-пропагандистской еды. Где наша индустрия, инженерия, робототехника? Где авиазаводы, марсоходы и луноходы? И почему, согласно «бюджетному правилу», доходы от продажи нефти и газа, которые мы получаем выше цены отсечения, выводятся за границу? Почему мы храним деньги в Америке, в странах Евросоюза, а не пускаем в собственную экономику?.. Но где наши союзники? Кто наши друзья?
И какое общество мы все-таки строим?.. Нет ответа. Мы были слишком молоды, чтобы иметь вес — власть и деньги — и влиять на принятие решений, но достаточно взрослыми, чтобы помнить страну, где родились и выросли. А теперь ее имя — «Советский Союз» — даже не произносят во время празднования Дня Победы, технично обходя эвфемизмами. Разве это не переписывание истории?.. И разве можно соглашаться с таким беспамятством?! Мое поколение так и не сделало карьеры — мы были слишком чистоплюи, слишком разборчивы — в выборе друзей, книг, способов заработка.
Советское воспитание заложило трудно истребимые принципы — верность родине, любовь к прекрасному, готовность к самопожертвованию, честность в слове. Мы были слишком юны, чтобы растлиться советским номенклатурным цинизмом, и слишком зрелы, чтобы «брать от жизни всё», что советовали нам пиарщики нового строя. Деньги, главный фетиш капитализма, так и не стали для нас ключевой ценностью.
Мы не умеем четко объяснить людям то, что хотим сказать. У нас всегда много нюансов и недоговоренностей, из-за которых потом нередко возникают конфликты с представителями других культур — это воспринимают как коварство. Как говорил Бердяев: "Самое страшное, что есть у русского человека, — это надежда на чудо". Мы видим, как открытые и искренние дети из первого фильма превращаются сначала в колючих, но еще оптимистичных подростков, а потом все больше утрачивают иллюзии. Так, мальчик Леня в семь лет переезжает в Израиль с мечтой увидеть море, в 14 показывает домашнее бомбоубежище, а в 21 оказывается в армии практически на передовой арабо-израильского конфликта съемочная группа по пути в его часть чуть не попала в плен — спасло то, что один из палестинских боевиков учился в СССР и сохранил к нашей стране особую любовь. В итоге мальчика усыновили в США, где, сменив две приемные семьи, он отказался от продолжения съемок в «Рожденных». Андрей, 21 год Участники многочисленных групп поклонников сериала в соцсетях уже знают, что из двух десятков героев не все выдержали свалившиеся на них тяготы. И если надежда найти мальчика Пашу из палаточного городка беженцев на Васильевском спуске, пропавшего после первого фильма, еще есть, известно, что некоторых «рожденных» уже не вернуть. Они пережили настоящие катастрофы и сумели приспособиться к нескольким выпавшим на их долю глобальным переменам». Сергей Валентинович уверен, что секрет в контроле: «Самые сильные ребята из тех, кого я снимал, контролируют свою жизнь. Конечно, все не может быть идеально, у всех бывают ошибки, но контроль — это основа. Даже если ты очень талантлив, тебе важно беречь свое тело, потому что оно — придаток мысли и должно быть в здравом состоянии. Нужно избегать того, что несет катастрофические последствия, ты не должен убивать свое тело бессмысленно и бесцельно». Если воспринимать фильмы из серии Up как социологическое исследование, разница в судьбах героев разительная. В английской картине только к серии о 63-летних оборвалась жизнь одной из героинь, в африканском — несколько человек не дожили и до 28 лет, а у оставшихся в живых нет уверенности в будущем. Так кто же теперь враг? Жизнь не становится лучше, но кто в этом виноват? В каком состоянии и с каким настроением встретили 35-летие российские «Рожденные в СССР», мы узнаем уже этим осенью. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.
Хлеб был очень важен для Рима. Его ели все — от бедноты, которая вполне могла его себе позволить, до аристократов. Просто аристократы ели пшеничный хлеб высшего качества, а беднякам доставался, в основном, из ячменной муки. А совсем грубый хлеб выпекали из перловой муки. Технологию приготовления настоящего хлеба римляне узнали от греков — когда Греция перешла под власть Рима. Это случилось в 148 г. До этого времени в бедных домах Италики на очаге готовили лепешки из каши, а в богатых — из муки. Лепешки были пресными, тонкими и быстро твердели — перед употреблением их размачивали в воде или в вине. Во II в. Основой для муки была пшеница, которую ввозили из соседних регионов: Сицилии, Египта, Малой Азии. Армейский хлеб был пшеничным, и лишь провинившихся легионеров переводили на ячмень, т. Разнообразие хлебных изделий в городских пекарнях достигалось за счет ингредиентов: мед, жир, яйца, молоко, оливковое и сливочное масло, сыр, орехи. Большое значение имели специи: сельдерей, кунжут, лук, мак, лавровый лист. У знати пользовались спросом пироги и затейливо украшенные пирожные. Бедняки довольствовались стандартными буханками из зерна, полученного на бесплатных раздачах. Представление о форме и размерах римского хлеба дают раскопки в г. Как известно, город погиб при извержении Везувия в 79 г. Так, в пекарне были найдены обгоревшие, но не потерявшие внешний вид буханки. Они состояли из двух круглых лепёшек: нижняя часть была тоньше, а объемная верхняя часть делилась на порционные доли. Линии разлома облегчали деление буханки на порции и одновременно служили украшением. На одной из стен пекарни в Помпеях сохранилась фреска, где сидящий на возвышении эдил раздает народу такие буханки. Как видим, бесплатные раздачи в Империи производились уже готовыми караваями. Пекари при этом экономили на муке, а эдилы закрывали глаза на то, что буханки становились все меньше. Один из персонажей комедии «Сатирикон» Петрония жалуется на то, что эдилы «снюхались» с пекарями, и хлебные буханки стали размером меньше, чем «глаз у вола». В то же время среди богачей процветал культ обжорства и чревоугодия. В Римской империи были востребованы пироги и пирожные в виде животных, птиц, пирамид кренделей, сдобренные изюмом, медом, миндалем, маком. Для разного рода выпечки изобретались причудливые формы. Не удивительно, что рабы, владевшие искусством изысканной выпечки, стоили баснословных денег. Все рецепты держались в тайне и передавались по наследству. Технологию выпечки из дрожжевого теста римляне освоили только в эпоху Империи. Дрожжи делали так: пшеничные отруби для сбраживания на 3 дня заливали виноградным соком. На полученной закваске затем замешивали крутое тесто, нарезали стружкой и сушили. Порцию приготовленных дрожжей разводили в теплой воде и использовали по назначению. Уже в первые годы нашей эры римляне предпочитали дрожжевой хлеб пресному и считали его более полезным. В трактате Катона «О земледелии» II в. Так пекли хлеб в крестьянских домах и господских имениях до конца II в. Таким же образом обеспечивали себя хлебом легионеры в военных походах. В Риме Эврисак сделал головокружительную карьеру от раба-пекаря до поставщика стратегического продукта в государственные закрома. Три рельефа на гробнице показывают этапы изготовления хлеба на общественных пекарнях: 1. Помол зерна происходит на массивных мельницах, каменные жернова которых вращают ослы. Рядом рабы просеивают муку. Мука попадает в тестомесильную машину, которую приводят в действие ослы или рабы. Рабочие на длинных столах разделывают тесто, формируют буханки.
Листая старые альбомы: как жили 60-х - 70-х годах, фотоподборка
Сел за докторскую. Добили ипотеку — сын, слава богу, выручил. У него совместное предприятие по выпуску какой-то продукции из металла. Выкружили недорого зелёную дачку за городом. Супруга счастлива.
Анастасия: 1. Вспоминаю с трепетом, как хотела разойтись с мужем. Что бы я сейчас делала? Кому была бы нужна — в свой чёртов полтинник.
Где мои годы? Куда убежали? Самое ужасное в жизни — похороны друзей, подруг, одноклассников. Прекраснейшее — держать на руках внученьку, заплетённую лёгкими голубенькими бантиками.
Шестьдесят лет. Какой ужас! Друг вышел из тюрьмы, отмотав «пятнашку», — эхо бандитских девяностых. Старой братвы практически не осталось.
Кто по лагерям-«Вятлагам» растворился. Кто умер. А кто — тихо-тихо шаркает мимо, не замечая и не здороваясь: с неубранной монтекристовской бородой. Только недавно ощутил, дескать, лихая гангстерская эпоха — далеко-далеко позади.
Помню, думал-мечтал в армии, неужели придёт день, кода после службы пройдёт неделя, две, месяц! Прошло полжизни — сорок лет. А — как вчера. В душе всё тот же бравый солдат Швейк.
Хоть пёхом на фронт, на СВО! Да не берут — что-то по медицине нелады. Родителей похоронил. Алёна: 1.
Маму с огромным трудом оформили в Дом престарелых. Там хороший уход: доктора-медсёстры. Кормят пять раз в день. Летом можно прекрасно гулять в чудесном парке.
Дочка пусть у нас поживёт. Ничего-ничего, — может, и к лучшему, что рассталась с этим пьянчужкой. Жду не дождусь лета — сад-огород-земелька.
Пройти мимо сообщения о следах человека на Марсе? Не высветить очередную теорию заговора? Не обратить внимание на то, что волатильность биржевых котировок накладывается на лунные циклы? Широкое со Проекты в эфире Проекты в эфире.
Также я в качестве продюсера готовлю цикл документальных фильмов об истории русских тюрем. На нашей студии "Остров" создали замечательную работу "Кресты", ее уже отобрали на Варшавский кинофестиваль, где состоится европейская премьера. Это фильм с современными героями и экскурсом в историю.
На самом деле это огромная история нашей страны, потому что здесь много людей, которые отбывали наказание, и людей, которые будут отбывать наказание, их родственников или пострадавших. Думаю, проект будем обговаривать с интернет-платформой. Часть серий снимет Ангелина Голикова, которая сделала фильм "Кресты". Она преподаватель во ВГИКе и крепкий режиссер. Вам действительно удалось охватить значимый период жизни людей — героям вот уже по 35 лет. При просмотре предыдущих частей становится очевидным, как они меняются: в семь лет они охотно делятся своим взглядом на мир, но с возрастом становятся все более закрытыми. Каким будет этот новый фильм? Я думаю, что человеческая жизнь в 35 лет — зенит. До этого человек видит тень, которая направлена в сторону детства. Постепенно она уменьшается, к 35 годам — замирает, а после начинает увеличиваться в сторону конца.
В момент зенита, когда луч жизни находится над головой, люди совершают различные поступки, не всегда простые Но картина не будет только мрачной, потому что многие герои складывают жизнь очень грамотно. Сейчас очень модно казаться — быть интересными в Instagram, например, а на самом деле проживать тяжелую жизнь. Фильм будет о том, что надо как раз жить, а не казаться.
Среди моих одноклассников и однокурсников есть самоубийцы, сгоревшие от алкоголя, погибшие в криминальных разборках. Ушедшие в искреннюю веру, в церковь, в священники — тоже есть. А по-настоящему счастливы те, кто дожил до внуков, познав радости благополучной семьи. Роскошь народного аристократизма в пору реставрации дикого капитализма. Рожденные детьми Великой Отечественной, мы тяжело пережили поражение Советского Союза в «холодной войне».
И не думали, что попадем в войну «ледяную», нынешнюю, когда Россию «обжали» со всех сторон — санкциями, унижениями, обвинениями. Заходим на второй круг: мои однокурсники воевали в Афганистане, а теперь их дети попали в Сирию. Всё те же всадники апокалипсиса — главная угроза разрушения и хаоса. Но повидавшие «и Крым, и рым», мои однопоколенники в основном сторонятся политики. Как опытные марафонцы, мы копим силы для дальнего и трудного пути, чудом выживая в условиях постоянного зажима социальных гарантий. Вот и пенсию «шестидесятникам» отодвинули. Еще один тур народной забавы «попробуй доживи». А каково безработным предпенсионерам в пандемию?..
Бесплатной вакциной сыт не будешь. И все же, дважды попав под каток мировой истории, наше поколение уцелело. Мы свидетели преступлений. Против народа, государства, человечества. Чипами нас не возьмешь, подачками не купишь. Жизнь, лучшую ее часть, мы прожили, неся «русский крест» — демографический феномен превышения смертности над рождаемостью. Кладбища и поминки мы посещали чаще, чем роддома и крестины. Что дальше?..
Без следа: Как развал Союза добил героев фильма "Рождённые в СССР"
Рожденные детьми Великой Отечественной, мы тяжело пережили поражение Советского Союза в «холодной войне». Это 60-80 годы, как раз время детство и юность рождённых в шестидесятые. — Здесь мы видим, как мода шестидесятых вписалась в более жесткие моральные условия Советского Союза. Мы в СССР все жили очень дружно, С соседями, с друзьями и роднёй, Ведь ссориться нам было и не нужно, Мы не страдали этой ерундой. В кондитерских отделах середины шестидесятых годов можно было увидеть расставленные в пирамиды сахарные головы.
Жизнь Советского Союза в фотографиях. 1960-е — 1
Я родилась женщиной в Советском Союзе. Смотрите BigPicture Советский Союз От стиляг до работяг — 20 фото советской молодежи 60-х годов. Мы родились в СССР в шестидесятые годы,когда страна поднялась и окрепла после родители работали и верили в наше счастливое будущее,верили стране,верили в порядочность и человечность росли в большой стране и гордились своими людьми. Рожденные детьми Великой Отечественной, мы тяжело пережили поражение Советского Союза в «холодной войне». Подборка душевных и ностальгических фото 60-х-80-х годов Сегодня вспоминаем нашу жизнь в СССР, с головой окунаемся в те годы, годы нашего – Самые лучшие и интересные новости по теме: СССР, истории, ретро на развлекательном портале А вот счастья советских людей в 60-х им украсть не удастся!
Главное слово — «достать»
- Аллея Памяти: Павел Николаевич Ромахин
- Жизнь в СССР в шестидесятые и семидесятые года прошлого века. | Пикабу
- Отбросим шляпы
- популярные тэги
Время Детства – из модных нынче, шестидесятых
Жаль, что в Советском Союзе сериал «Рожденные в СССР» не стали снимать раньше, например, про поколение детей, появившихся на свет в шестидесятых, про моих ровесников. Мы родились в шестидесятых (СССР). вчера в 20:00. Я рожден в СССР 3.
Время Детства – из модных нынче, шестидесятых
Я этого тоже дать не могу. В моих силах только помочь вам сделать так, чтобы вы получили то, с помощью чего вы бы стали счастливым. Я понятно выражаюсь? Нужно не счастье просить, а то, что сделает меня счастливым.
Давай ты мне дашь, к примеру, стадо коров, голов так, тысячу. Они ж божьи создания? А я уже сделаю себе ферму, буду заботиться о них, людей найму.
Будем молоко продавать, других людей кормить и радовать. И мне прибыль, и людям хорошо, и тебе подходит. Бог их создавал, как и людей, свободными и никому не принадлежащими.
Так что, я никак не могу тебе их дать в собственность. Что не скажешь, все не так! Давай тогда мне жизнь еще одну запасную!
Так можно? Жизнь, она, как бы сказать… В базовую комплектацию входит при рождении. И она одна.
Так задумывалось изначально и менять я ничего не могу. Михаил резко встал со скамейки. С тобой весело, конечно, но мне уже домой пора.
Так с тобой можно всю ночь сидеть и ничего не придумать. У тебя на все, что я загадываю, отговорки есть. Велосипедист тоже встал и схватил Михаила за руку.
Помогите мне, а я вам дам все, что вы захотите. Единственное что, нужно подумать, чтобы это подходило по условиям. Поймите меня, не я же их придумывал!
Переехал и переехал.
Такого, что бы у кого-нибудь «обнесли» квартиру случалось чрезвычайно редко. На моей памяти, во всяком случае, такого не сохранилось. Телефоны в квартирах были редкостью. Нужно было отстоять очередь в несколько лет, чтобы стать владельцем сего волшебного аппарата.
Весть, о наличии у тебя телефона распространялась быстро, и соседи иногда заходили сделать звоночек. Но и часто не досаждали. Вот такой аппарат висел у нас в коридоре. Телевизор в шестидесятых был не у всех. Его наличие свидетельствовало о хорошем материальном достатке.
В наличие были сначала один, затем и два телевизионных канала с ограниченным временем показа. Об идеологии. Странно это, но большинство имело к этому какое-то двойственное отношение. В школах, высших и средних учебных заведениях, да и на производстве и т. Мы в советскую верили в той или иной степени, но предпочитали носить «забугорные» шмотки.
Соседи заходили в гости по-простому, не смотря на социальный статус и достаток. Просто пообщаться «за жизнь». Да и всех соседей, не только из своего подъезда, но и из ближних домов мы знали. Где-то в середине шестидесятых потихоньку к нам стала проникать зарубежная музыка, которая получила огромную популярность среди молодёжи. Уже в конце шестидесятых-начале семидесятых особым шиком считалось отрастить волосы и ходить в расклешённых брюках, а лучше в «забугорных» джинсах.
Хотя последние были для большинства недоступны из-за своей цены на «чёрном рынке».
И иностранцев постоянно читал — какие в руки попадались. Вообще должно признать, что мы, во всяком случае те, кто много читал, были воспитаны и образованы совершенно интернационалистски. Можно даже сказать — космополитически. Мы знали, что от Москвы до ближайшей зарубежной страны не менее тысячи километров. Ну и, конечно, мы осознавали, что не всё то, что за пределами Советского Союза, и нас любит, и нами любимо.
Но никакой духовной, ментальной замкнутости не было. Даже напротив. Зарубежных авторов между прочим, благодаря книгоиздательской политике СССР мы читали почти столько же, сколько и отечественных. В этом смысле мир для нас был полностью открытым и единым. Но я, конечно, больше читал авторов русских и советских. Просто по факту необъятности и этого литературного океана.
По существу, всех, кто тогда издавался и был популярен. А издавалось много. Советский Союз того времени просто сходил с ума от науки и научной фантастики, воспринимавшейся как совсем недалёкое будущее. Я и небольшой роман Ярослава Голованова, с которым тоже годы спустя познакомился, а тогда он как журналист уже гремел на всю страну, — роман «Кузнецы грома» очень полюбил. Много раз перечитывал. Но этот роман небольшую книжечку малого формата , по-моему, я прочитал в 9 или 10 классе.
Роман интересен тем, что он прямо сопрягает настоящее с будущим, так как Голованов пишет его как документальную прозу о готовящемся полёте советских космонавтов на Марс. Однако более всего повлияло на моё увлечение наукой появление в доме Детской энциклопедии. Выдающееся было издание. Отец мой, занявший к тому времени начальствующую должность, получил возможность оформлять подписку на все дефицитные периодические издания включая журналы «Америка» и «Англия» , а также на некоторые так называемые подписные издания — книги, выходившие по подписке по специальным абонементам. Вот он-то мне эту Детскую энциклопедию кажется, 12-томную , впервые издаваемую, и выписал. Том за томом по мере выхода приносил с работы.
И я их прочитывал от корки до корки. Буквально от корки до корки — в данном случае это не расхожий оборот. По сути, все свои знания очень эффективно дополнявшие то, что мы изучали в школе я получил именно из этой энциклопедии. Повторяю: великолепной, выдающейся. Почему её сейчас не переиздают? Одно переиздание, по-моему, всё же было, но ещё в советские времена.
Все нынешние многочисленные детские псевдо- и квазиэнциклопедии и в подмётки той не годятся. Называлось издание энциклопедией, но строилось не по словарному принципу, а по тематическому: система хорошо и подробно написанных статей, постепенно детализирующих тематику тома. А тома назывались, если не ошибаюсь, так: «Вселенная», "Земля", «Человек» и так далее. Большая часть этих томов была посвящена естественным наукам. Даже не помню, были ли там тома, посвящённые литературе и русскому языку. Их либо не было, либо свои главные знания и о том, и о другом я черпал уже из других книг.
Я до сих пор помню иллюстрации из этой энциклопедии. От классической тогда фотографии учёного в белой рубашке и с галстуком, сидящего, сложив руки, перед гигантской доской, полностью покрытой математическими формулами, до фотографий антенного поля РАТАН-600 и расшифровку этой аббревиатуры с тех пор помню — Радиотелескоп Академии наук СССР и всяких космических объектов. И опять я жалею, что продал, учась в университете сдал в букинистический или начав работать в АПН но тогда — через Игоря Захарова , эту энциклопедию. Не оставил для своего ребёнка. Да и для себя, в конце концов. С каким интересом и не без дополнительных воспоминаний перелистывал бы сейчас эти болотного цвета тома… Я всех самых известных а это десятки имён советских учёных того времени, кроме тех, чьи имена были засекречены, знал — прежде всего потому, что о них часто писали в газетах и их часто показывали по телевизору.
Быть учёным — в те годы для таких подростков, как я, высшей и более счастливой доли не существовало. Мне трудно оценить, насколько верило в то время советское общество в коммунизм или даже в социализм как его первую стадию, но то, что оно верило в науку и боготворило её, сомнения нет. Если спросить сегодняшнего школьника, кто возглавляет Российскую академию наук, то, думаю, из сотни едва ли один ответит правильно. А я в 5—6 классах не только знал Мстислава Всеволодовича Келдыша в лицо, но и мог рассказать о некоторых его научных достижениях — теории флаттера, например. Он был настоящей звездой тогдашнего телевидения — его постоянно показывали. И, думаю, по своей популярности и авторитетности в массовом общественном сознании, или, как бы сейчас сказали, по рейтингу, он стоял на первом месте, обгоняя и Хрущёва, и пришедшего на его место Брежнева.
Может быть, только всеми уважаемые Косыгин и Громыко могли бы с ним соперничать. И, разумеется, в те времена никакая эстрадная или даже оперная или балетная звезда самой громкой всесоюзной славы не могла бы составить конкуренцию в таких опросах, если бы они тогда проводились, ни политикам и ни крупнейшим учёным. Советское общество было серьёзным — наносное и преходящее не подменяло в нём вечное и фундаментальное. Впрочем, это, видимо, была какая-то детская, наивная серьёзность. Так же, как и нынешняя весёлость современного российского общества не есть весёлость взрослого человека, а лишь признак и проявление затянувшегося инфантилизма и, похоже, увы, даже дебилизма. Наука была кумиром тогдашнего советского общества, а космонавтика — ещё и любовью и мечтой.
Космос, а не коммунизм был нашей идеологией. Вот и меня особо увлёк из всей великолепной Детской энциклопедии том «Вселенная». Биографии всех астрономов иностранных и наших я знал почти наизусть. Имена их и сейчас могу перечислить. Не менее свободно я ориентировался в созвездиях. И вообще во всём, что касалось космоса и его освоения.
Тем более что постепенно это стало моим главным на несколько лет увлечением. Эссе об анекдотах Не хуже, чем собственно язык, передают дух времени и анекдоты. В России — определённо. Конечно, анекдоты передают этот дух всегда утрированно или концентрированно? Не знаю, анализировал ли кто-либо анекдоты той поры 60-х годов ХХ века , но я хочу обратить внимание на их национальный аспект, который, конечно, не является националистическим, но всё-таки не случаен. Отдельно взятые анекдоты были только о евреях и о хохлах.
Последних было меньше, чем еврейских анекдотов. Серия «армянское радио», кажется, появилась как раз в 60-е, но сами армяне крайне редко в ней фигурировали. Впрочем, вроде бы была тогда серия так называемых армянских анекдотов то есть про армян, а не про армянское радио , но что-то ничего конкретного я вспомнить не могу. Анекдоты про чукчу, если не ошибаюсь, появились уже в середине 70-х.
Как выяснилось, Игорь искал ее 30 лет — списывался с одноклассниками, обращался в «Жди меня». Но безрезультатно, жизнь разбросала.
Все изменили соцсети. А Игорь поднял информацию о всех Назаровых в городе. И вышел на мою родственницу. А она позвонила мне. Вот уже десять лет они держат связь — созваниваются, разговаривают, делятся сокровенным. И не пошли мне Бог тогда, сорок лет назад такого учителя, такого человека… Возможно, всего этого бы не было.
Я попросту мог замерзнуть той зимой на Камчатке, во сне, завернутый в тряпье… Да мало ли смертей может поджидать маленького бича. У меня были радости и было горе. Но все это БЫЛО. А могло и не быть. Я всегда повторяю ему: это не я, это ТЫ. Это твое желание не упасть на дно все решило.
Бог тебя берег. Не я ему что-то дала, а он мне многое дал. Рядом с такими людьми мы не черствеем. Хотя это была молодость. Только окончили институт — можно гулять, общаться: кафе, бары, рестораны. Портовый город, там всего в достатке.
Но у тебя есть ответственность, и это решает дело. У школы. В Шубино. Родители называют это ссылкой. Мне лет восемь. Начало лета.
Начало приключений. Длинные каникулы. У мамы в сумке вареная курица, чёрный хлеб и огурцы. Меня всегда кормят перед выходом, но я всегда сразу хочу кушать в поезде. Верхняя полка всегда моя. Один раз я упала на стол.
Но не больно. Просто для всех неожиданно получилось. Потом мне всегда чего-нибудь подкладывали под край матраса. Лежу на животе и смотрю в окно. Сердце стучит, кровь бежит. Скорее, скорее, скорее.
Так мне хочется уже скорее приехать. Там озеро, собака в будке, корова, коты, петух и куры, там конь, там сеновал. Там баня, там бабуля, там дед. Там вечером с бабушкой коров встречать. Их видно издалека, сначала пыль, потом стадо. У Звездочки белое пятно во лбу.
Огромные карие глаза и невероятно мягкий и мокрый нос. У бабули в кармане кофты всегда большой кусок чёрного хлеба для неё. Я боюсь её кормить, мне кажется, что оттяпает всю руку. Бабуля смеется. Она вообще легко смеётся. У неё пара волнистых прядей выбивается из под платка.
Комментарии в эфире
- Листая старые альбомы: как жили 60-х - 70-х годах, фотоподборка
- Отбросим шляпы
- Что еще почитать
- СССР в 60-е годы
- Разделы презентаций
- СССР в 60-е годы
И снова про поколение 60х
Их должности за 69 лет существования страны назывались по-разному, от председателя Совнаркома до президента. Иосиф Виссарионович Сталин, 29 лет 1 месяц 12 дней. Георгий Максимилианович Маленков, 6 месяцев 2 дня. Никита Сергеевич Хрущёв, 11 лет 1 месяц 7 дней. Леонид Ильич Брежнев, 18 лет 27 дней. Юрий Владимирович Андропов, 1 год 2 месяца 28 дней. Константин Устинович Черненко, 1 год 25 дней. Михаил Сергеевич Горбачёв, 6 лет 9 месяцев 14 дней. С чего начинается Родина? Ответ на этот вопрос в Советском Союзе знал и малыш в детском саду, и убелённый сединами ветеран-труженик. Ответ на стенах Брестской крепости и фашистских застенков писали стране её защитники; его кричали командир, комиссар, уводя солдат в бой, и шептали бойцы в последний миг атаки - «За Родину!
За нашу землю, до конца! Родина начиналась с «берёзки под ветром», «отцовской будёновки в шкафу, «с клятвы, что в юности».... С каждого из нас, с того, что впитано сызмальства от родных, учителей, что дорого сердцу, от чего оно переполнялось гордостью при мелодии советского гимна и взгляде на красное знамя. Родина это была наша Советская страна, мощная, сильная, надёжная. Родина это были мы - советские граждане. И патриотизм, любовь к Отечеству у большинства были настоящие. Помните, друзья-единомышленники, наши песни об Отчизне, что звучали и в бою, и в труде, и на отдыхе. А наш гимн помните? Вначале международный Интернационал, переведённый Аркадием Коцем, а в самый разгар Великой Отечественной Сергей Михалков, Габриэль Эль-Регистан и Александр Александров подарили стране к Новому, 1944 году, строки о «Союзе нерушимом республик свободных». Его знали все, и очень многие советские люди начинали день с этих строчек, кто-то, слыша их в 6 утра по радио, кто-то просто, готовясь к работе и учёбе, тихонько напевал слова - они, действительно, помогали, вели за собой.
И даже, когда два десятилетия, с 1956-го в пылу борьбы «с культом личности», вместо слов звучала просто мелодия, к 1977-у текст немного подкорректирован , советские люди мысленно повторяли в такт знакомые строки. Просто потому, что по-настоящему были с Родиной. Патриотизм в Советском Союзе был искренний, не насаждался, а воспитывался, перенимался из поколения в поколения, он просто был частичкой большинства, с самого рождения. Малыши торопились скорее пойти в школу, ведь там принимали в октябрята, и какая была гордость, радость, когда к форме прикрепляли красную звёздочку с портретом маленького Володи Ульянова. А как стремились в пионеры, повязать красный галстук, «он ведь с нашим знаменем цвета одного», идти потом гордо, пальто нараспашку, пусть прохладно, зато все видят: ты «младший брат и помощник комсомольцу и коммунисту». И вступление в ряды Ленинского комсомола было целым событием, тоже принимали лучших, и делами своими, жизнями они все доказывали, что достойная смена старшим поколениям. Стать членом партии большевиков, хотя бы просто кандидатом, для многих было честью, погибая в Великую Отечественную да и потом, в Афгане , просили «считать коммунистом». Это желание было искренним у большинства, не ради каких-то поблажек, а ради того, чтобы доказать преданность Родине, сполна нести ответственность спрашивали за всё строго за свою страну, быть с нею во всём и всегда. Страна, Отечество, Родина, была у каждого, каждому дороги, ведь их и создавал каждый.
Если вы были ребенком в 50-е, 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня. В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было! Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Без спросу! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны! Как мы вообще выжили? Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду.
Как раз незадолго до этого мои родители заканчивали Новочеркасский политехнический институт. Они рассказывали, что под Новочеркасском в то время стояла конная дивизия имени Будённого. Постепенно всех коней пустили на убой, так как людям нечего было есть. Народные умельцы тут же сочинили песню: Товарищ Будённый, война на носу, А конница Будённого пошла на колбасу. Как всегда я опять увлекся и попал не в своё время. Возвращаемся из пятидесятых в середину шестидесятых. В кондитерских отделах середины шестидесятых годов можно было увидеть расставленные в пирамиды сахарные головы. Отец иногда покупал такую голову и колол её на крупные куски ножом. От ударов лезвия большого ножа сахар раскалывался на кусочки, а сахарные крошки разлетались по кухне. Уже потом, эти поколотые отцом кусочки сахара, кололись на более мелкие кусочки специальными щипчиками для сахара. Этот сахар был на удивление сладким и чай с таким сахаром пился только вприкуску. В пирамидах других отделов стояли «Завтрак туриста», «Килька в томате» 33 копейки банка или сгущённое молоко 55 копеек , сливки и кофе с какао со сгущённым молоком. А вот шпрот, лососевых консервов, сардин и тем более икры в магазинах не бывало никогда. Изредка родители где-то доставали такие консервы, отец их ставил в сервант, и доставались они оттуда только в праздники. Доставали и импортные сардины, которые открывались специальным ключом, на который накручивалась крышка.
А жизнь продолжается Янв 22, 2022 Новости Сегодня в своём телеграмм-канале Мария Шукшина выложила статью директора Независимого научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития» Виктора Алексеевича Ананьева. Отличная статья! Предлагаем к ознакомлению. Ананьев Виктор... Долгожданная книга Янв 23, 2021 Новости Пётр Алёшкин. Издатель журнала "Наша молодежь".
Самое счастливое благополучное поколение России
Дети растут, их кормить, одевать надо. Мужья не выдерживали груза ответственности, уходили. Кто - к матерям, кто - в другие семье, а кто - в лучший из миров. А потом наступило новое время - с платной медициной если хочешь качественную пломбу , с дополнительными занятиями у репетиторов, с платными ВУЗами. На все это нужны деньги, силы. Не успели расслабиться, как стали появляться внуки, а дети - брать ипотеку. И это все - грузом висит над всей семьей, потому что у нас не делят проблемы на твои и мои. К самостоятельности приучают, но в случае чего - плечо подставят свое, помогут. И вот сейчас, когда детям уже за 30 - пожить бы. Но нет.
Во всей красе громыхнула пенсионная реформа и отбросила людей на годы назад.
Скажем, нас учили, что женщины — прекрасный и слабый пол, и наша святая обязанность — их завоевывать, а затем оберегать, помогать им, любить, защищать и обеспечивать. А оказалось, женщины желают равенства во всем и не только не нуждаются в нашей помощи и защите, но и ведут себя порой так агрессивно, коварно и подло, что в пору нам самим искать от них защиты. Нам говорили: любить родину — наш долг, это важно, почетно, достойно. Повзрослев, мы прозрели: любить безответно — глупо. Да что любить, уважать и то не за что, эту бездушную Родину-мать, которая подобна мифическому чудовищу, пожирающему собственных сыновей. Учили не предавать друзей, помогать им, рискуя собой.
Вероятно, именно это облегчало другим задачу использовать нашу преданность, и за сущие пустяки рисковать или даже отнимать наши жизни! Нас уверяли: если учиться, развиваться, трудиться, стремиться — всё окупится сторицею. Но скоро выяснилось: наши знания, способности, умения, навыки, мастерство и таланты ничего не стоят, если ты не умеешь врать, предавать, лицемерить, унижаться и приспосабливаться. А в идеале — овладеть одним-единственным умением быстро и легко идти к заветной цели напролом, распихивая слабых и больных, шагая твердой поступью и по живым, и по трупам... Нас воспитывали в эпоху тотального дефицита всего, но в первую очередь людям не хватало личной и всеобщей свободы. А жить нам пришлось, когда кругом всего полно, торгуют всем, в том числе и свободой. В дефиците лишь всеобщий порядок и личная порядочность...
С раннего нашего детства мамы с укором отчитывали нас: "Как тебе не стыдно! Нельзя брать чужое. А ну отдай мальчику его лопатку! Как некрасиво! Тебе должно быть стыдно! Тебе стыдно? А вот мне за тебя стыдно!
Но мы их любили, наших родителей, мы не хотели их огорчать, не хотели, чтоб им было стыдно! И отдавали честно отобранную лопатку! А когда косолапый гаденыш воровал, скажем, солдатика, и мы были готовы, вернув своё, закопать гаденыша живьём в песок, мамы и тут нас корили: "Ай-яй-ай-ай, ну не будь таким жадным! Ну что тебе жалко! У тебя дома куча таких, ну поделись с мальчиком... Как тебе только не совестно быть таким! Нам привили всякие нравственные ценности, например, элементарное: брать чужое — плохо.
В результате кругом воровали, а мы не могли. А если присваивали чужое, собственная совесть начинала царапать душу разочарованным взглядом родной матери. Мы, как учили нас мамы, готовы были поделиться последним до тех пор, пока это последнее не пытались отобрать у нас, чуть ли не под дулом пистолета. И таких примеров тьма. Но ведь это ерунда. И в общем-то так было всегда. Наши мамы считают, что мы — самые умные, сильные, добрые, честные, благородные, щедрые, трудолюбивые, прямолинейные, великодушные.
А если мы по какой-то причине вдруг не дотягиваем до этого идеала, то мамы огорчаются, а мы страдаем и мучаемся, не желая их так тотально разочаровывать. Но это было всегда! Во все времена! Так отчего же именно мы сильнее и больше остальных чувствуем какое-то непреодолимое чувство вины перед нашими матерями? Это чувство вины можно загнать поглубже, в самый темный угол, в подвал подсознания, но совершенно избавиться от этого удается далеко не многим. И вот это неизлечимое, мегагигантское чувство вины было присуще почти всем нам. И это прямой результат нашего "правильного воспитания" наших мам.
Как это произошло? Все просто! И хотя это простое тяжело объяснить, но я попробую. Сейчас в Европе и в Америке огромной популярностью пользуются труды по теории поколений. Авторы почти одновременно пришли к выводу, что конфликты поколений обусловлены не разницей в возрасте, а различием ценностей. А иначе все повторялось бы и шло по кругу и люди, достигая определенного возраста, принимались бы вдруг ценить то, что раньше ценили их родители. Но, согласитесь, это не так.
То есть мы, конечно, можем с возрастом полюбить тишину, уединение, покой. Но я сейчас говорю именно о ценностях. Вряд ли нынешнее поколение сорокалетних мужчин через двадцать лет начнет уважать вдруг коммунистические идеи, к примеру. Вообще, главный вывод этих книг: что предыдущие поколения наряду с влиянием экономической и политической ситуация в стране формируют следующее поколение, хочет оно того или нет. Так было. Так есть. И так будет.
Исходя из этого, авторы классифицируют разные поколения, придавая им определенные параметры, свойства, которые обычно диаметрально противоположны параметрам, свойствам, привычкам и ценностям представителей других поколений. Так происходит во всем мире. Мы не исключение. Но те события, которые происходили во всем мире и влияли на людей обычно, были не известны людям Советского Союза. К примеру, такие события, как бешеная популярность рок-н-ролла. Философия этой музыки, ее лучшие представители, идеологи и рьяные адепты навязывали молодежи по всему миру совершенно новое, особое отношение к культуре, политике, к миру, к войне... К нам рок-Н-рол, как и его философия свободы, раскрепощения, даже легкого пофигизма, или некоего фатализма, дошла с опозданием лет на десять.
И против его влияния были брошены все силы гигантской государственной машины от комсомольской организации до Комитета госбезопасности. Так что классификация поколений, принятая в Европе, у нас должна быть справедливо смещена во времени. И поколение Х у нас взрослело примерно в девяностые, а не в восьмидесятые, как это происходило у них, за рубежом. Растущему поколению конца восьмидесятых — начала девяностых не повезло больше всего: люди, рожденные в период с 1964 по 1984 год — это самые искалеченные люди на сегодняшний день. Они много чего пережили, многое испытали и продолжают расплачиваться за то, в чем нисколько не виноваты. И им можно только посочувствовать. Позволю себе одно философское, но предельно ясное и красивое лирическое отступление.
В Китае есть одна древняя пословица, и не пословица даже, а присказка-проклятие: "Чтобы твои дети жили в эпоху перемен". Или как вариант: "Чтобы ты жил в эпоху перемен". Для китайцев это проклятие куда страшнее пожелания скорой гибели. Но вернемся к моему поколению. Следуя логике китайского пожелания-проклятия, получается, что мы прокляты как минимум трижды. Уходя из детского возраста, мы имели счастье пережить массу перемен. Мы, по большому счету, начинали взрослеть и жить в период, когда одни перемены сменялись другими, еще более глобальными.
Вспомните, после брежневского застоя последовала череда стремительных смен генсеков. Генсеки и их товарищи из ближнего окружения умирали один за другим, о чем мы узнавали утром из газет, а догадывались об очередной смерти еще накануне, когда телевизионная программа передач резко прерывалась трансляцией какого-нибудь балета. Обычно "Лебединое озеро". Это даже стало притчей во языцех. Итак, ряд смертей первых лиц государства, потом приход Горбачева, а вместе с ним и резкие порывы невиданных доселе ветров: перестройка, гласность, ускорение... Потом чернобыльская трагедия... А дальше перемены набирали скорость: разоружение, вывод войск из Афганистана, резкая неожиданная и горячая дружба с Европой и Америкой...
Далее рухнул железный занавес, рухнула Берлинская стена. Стали рушиться и основы государства, и даже нерушимая идея победы коммунизма. Потом беспредел и переходный период, который, по-моему продолжается до сих пор. Мне возразят: не стоит обобщать, у каждого своя история. Да, соглашусь я, но они все в общем очень похожи, различие лишь в нюансах. Милые мои, я и сам испытываю стойкую неприязнь ко всякого рода обобщениям. В конце концов, несмотря на поразительное сходство советских людей, которых за рубежом правда мгновенно узнавали по неулыбчивым лицам, настороженному взгляду и скованности, как в манере поведения, так и в обыкновенных движениях тела, люди все-таки не слишком ярко, но отличались друг от друга по воспитанию, по статусу, месту жительства, по темпераменту и характеру наконец.
Однако, эти отличия все-таки минимальны. Матери моего поколения — это в основном дети войны, или рожденные в первые 5-10 лет после войны. А значит, их родители были искалечены по-своему войной, голодом, террором, почти что рабским трудом, лагерями или многолетним страхом перед арестом. И все это по-своему сказывалось на специфическом воспитании детей. Ну, вот представьте себе то время! В каждой третьей семье отец не вернулся с войны, а в каждой второй — отец, вернувшийся с фронта, становился либо алкоголиком, либо трудоголиком. В любом случае дети видели его крайне редко.
Дети войны и послевоенные дети росли в семье, где мать привыкла к тяготам жизни, была чаще всего неулыбчивой, сосредоточенной, работящей, вечно уставшей. Во время войны и в послевоенные годы она думала только об одном: чем бы накормить детей, как и во что их одеть, обуть. Как верно отметил один из авторов статьи о различиях между поколениями, лицо матери этого поколения представляет собой застывшую маску, которой физически больно было отвечать на улыбку ребенка, она минимизировала общение с ним. Но ребенок-то не знал истинной причины такого отчуждения и чрезвычайно холодного поведения. Единственный вывод, который он мог сделать, был ошибочным и имел катастрофические последствия. То есть наши отцы и наши матери вырастали с твердым сознанием того, будто они никому не нужны, никто их не любит и вообще они только лишняя обуза для родных. Само собой разумеется, эта информация лежала не на поверхности, она не вертелась у них на языке, она была выжжена на подкорке, она влияла на модель дальнейшего поведения.
Смогут ли такие люди, тотально недолюбленные в детстве, устроить свою личную жизнь идеально? Не думаю. Могу привести пример из собственной жизни, вернее из жизни моей матери. Мама родилась в сорок втором году. Не самый удачный год для появления на свет. Война, оккупация, голод… Послевоенные годы тоже не шибко сытые. С пяти лет она болела бронхиальной астмой.
По вечерам дети во дворе играли, бегали, бесились… Мама тоже пыталась играть с ними, из-за чего по ночам были приступы — она задыхалась. Порошки всякие, таблетки… А если не помогало — вызывали скорую помощь. Приезжала бригада, делали уколы. Короче, весёлого мало. Когда приступ проходил, маму начинала ругать моя бабушка — тоже несчастная бедовая женщина. Иногда доходило до рукоприкладства. А утром, не выспавшись, мама брела в школу, где одноклассники дразнили её "керосинщицей": бабушка торговала на базаре керосином.
Семью надо было кормить. Я видел несколько детских фотографий мамы. Ни на одном фото она не улыбается. Хуже того. Складки губ скорбно опущены вниз. Девочка семи лет, первоклассница… Девочка лет десяти… Двенадцатилетняя девочка… Стройная девушка лет пятнадцати… Всегда без улыбки. Ни намёка на улыбку.
Грустно смотрит в объектив, словно видит из своего невесёлого настоящего всё своё безрадостное будущее. И дело не только во времени и обстоятельствах. Тогда тяжело было всем. Но люди всегда люди: они жили, плакали и смеялись, верили и сомневались, влюблялись, женились и ссорились. Люди всегда люди.
Красный галстук снимая, мы гордо, посвящали себя комсомолу Уезжали на стройки в отряды, если партия скажет: "Вперед! Коммунизм, что был так неизбежен, как-то так проскочил незаметно Появились талоны на сахар,на спиртное. Сигареты исчезли с прилавков, научились крутить самокрутки, А на рынке чинарики в блюдцах, можно было увидеть всегда Я не помню, почем продавали, да и дело-то в общем не в этом Нас зараза тогда не пугала, нас ничто не пугало тогда.
И он обычно очень любил советские пионерские лагеря. Нормальный ребенок из заботливой семьи, если только он не редкостный экстраверт и не энергетический вампир, никогда по своей воле не поедет несколько недель жить в одной палате — название-то какое! В пионерлагерь детей, за редким исключением, отправляли только с одной целью — сбыть с рук, высвободить время для отдыха. Жили тесно, часто ссорились — родители мечтали отдохнуть от детей. Сегодня этому прозаичному мотиву пытаются придать романтический шарм. Отдельная сегодня почти забытая тема — эксплуатация Союзом детского и молодежного труда. Мало кто помнит, что школьники летом приходили на отработку: делали ремонт, мыли окна, чистили школьный парк. Кому они задолжали и что отрабатывали? А поездки «на картошку»? О том, что это было огромным преступлением против детства и образования, помнят единицы, остальные часто вспоминают «картошку» как школу жизни, уроки самостоятельности и трудолюбия. Провинция отправляла «на картошку» с пятого класса, мегаполисы — с восьмого. Сельхозработы на первые полтора-два осенних месяца были обязательными для всех училищ, техникумов и почти всех вузов. Исключения школьникам делались только для Москвы и столиц союзных республик. Да и они нарушались в случае авральной уборки урожая. Любая школа СССР поставляла подшефным колхозам и совхозам рабочую силу для копки картошки, сбора или сортировки моркови, капусты. Вы представляете себе, что это были за совхозы, если пятиклассникам приходилось брать над ними шефство? Там иногда беременели, становились жертвами насилия — бывший советский криминалист рассказывал мне, что за свою карьеру не раз выезжал на изнасилования «на картошке». Детей из Средней Азии гоняли на хлопок. Там они с сентября по ноябрь начиная с третьего класса под палящим солнцем таскали до тракторной тележки 20-килограммовые мешки.