«Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Замечательный и остроумный писатель Островский в своей бесценной пьесе "Гроза".
Гроза - краткое содержание
История создания пьесы "Гроза" Н.А. Островского | «Гроза» была задумана Островским во время путешествия по Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода в почтовой карете вместе с актером Провом Садовским. |
Современное прочтение «Грозы» Островского | Драма «Гроза» по произведению Александра Островского стала очередной яркой премьерой этого года в Приамурье. |
Гроза островский эпизоды | На первом Качаловском фестивале, проходящем в эти дни в Казани, казанскому зрителю представили драму «Гроза» Александра Островского, поставленную на сцене Воронежского камерного театра. |
Гроза - краткое содержание | «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. |
У каждого своя «Гроза»: пьесу Островского обсудят в «Лектории»
«Гроза» история создания пьесы Островского – кратко о времени написания драмы | В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. |
Островский Александр - Гроза | В результате пьеса получилась народной, жизненной и удивительно достоверной – настолько, что когда 10 ноября 1859 года в Костроме произошёл случай, до деталей напоминающий сюжет пьесы, было решено, что Островский использовал его за основу своего произведения. |
Островский А. Н. «Гроза»
В ноги кланяйся! Явление шестое Кабаниха остается одна и сетует на неумения молодости: даже проститься толком не могут! Для нее важны законы приличия и соответствия традициям. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего» Явление седьмое Входят Катерина и Варвара. Кабаниха упрекает невестку, что она не выла Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце.
Катерина возражает, что это смешно. Варвару Кабаниха легко отпускает гулять: еще насидится в замужестве. Явление восьмое Катерина остается одна. Она жалеет, что у нее нет детей, в доме тихо и тоскливо.
Ее посещают мысли о смерти: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка» мысли Катерины о смерти Чтобы отвлечься и скоротать время, она решает купить холста и шить белье для бедных.
Явление девятое К Катерине входит Варвара. Она сообщает, что договорилась с Глашей и матерью ночевать в саду. Она дает Катерине ключ от калитки, но та сопротивляется: ей видится в этом страшное искушение. Варвара между делом замечает, что ключ нужен не только Катерине, но и ей самой.
Явление десятое Катерина осознает, какой соблазн перед ней стоит: с ключом она получает доступ к свободе и сможет видеться с Борисом. Ей очень страшно, она ждет беды и чувствует себя грешницей, но устоять не может и ищет себе оправдания. Странница говорит Кабанихе, что мир меняется, и наступают последние времена. А все потому, что покой и мир старых традиций сменяет суета.
Кабаниха соглашается с ней: ей по сердцу мир и покой. Феклуша сообщает ей, что и время теперь стало в умаление приходить , то есть сокращаться от суетности и греховности людей. Явление второе Входит Дикой и начинает браниться с Кабанихой, но она — равный ему соперник и смело отвечает на его грубость. Оказывается, Дикой просто пьян и не находит себе места.
Он просит Кабаниху разговорить его, чтобы у него сердце прошло. Кабаниха отправляет Феклушу в кухню и расспрашивает Дикого. Он вне себя от того, что у него с утра просят денег: «у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу.
Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет» Дикой о своем характере Кабаниха считает, что он таков, потому над ним старших нет. Появляется Глаша и зовет обедать, Кабаниха с Диким уходят.
Девушка замечает, что приближается Борис. Явление третье Борис ищет Дикого, но есть и другая причина, почему его тянет к Кабановым. Ему хочется тайком взглянуть на Катерину. Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно» Борис о замужестве в Калинове Появляется Кулигин и беседует с Борисом.
Изобретатель сетует, что в городе не приживается прогресс: даже на новом бульваре никто не гуляет, все по домам заперты. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить.
И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьянства! В этот момент в отдалении показываются Варвара с Кудряшом, они целуются. Явление четвертое Варвара, закрываясь платком, чтобы ее не узнали, подходит к Борису и говорит, чтобы он приходил в позднем часу к оврагу за садом Кабановых. Он не понимает в чем дело, а Варвара, не объясняя, исчезает.
Сцена 2-я События происходят ночью у оврага у сада Кабановых Явление первое Кудряш с гитарой ждет возлюбленную Варвару, которой все нет. Кудряш поет песню о казаке. У оврага появляется и Борис. Явление второе Борис просит Кудряша уйти, но получает отказ: у Кудряша здесь место насиженное и дорожка …протоптана.
Он даже угрожает Борису, думая, что он положил глаз на Варвару. Борис рассказывает, что ему велели прийти сюда, но зачем, он не понимает. Он делится своими переживаниями с Кудряшом. Тот сочувствует ему, узнав, что чувство у Бориса — к замужней.
Он отговаривает его, но Борис уже не в силах противиться своей душе: Уж я коли полюбил... Мало-помалу Кудряш догадывается, что речь идет о Катерине, и поздравляет Бориса: раз ему «велели» прийти, значит, она придет на свидание. Кудряш предупреждает, что это может быть опасно для обоих: «себе хлопот не наделайте, да и ее-то в беду не введите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта» Кудряш о Кабановых Явление третье Варвара гуляет с Кудряшом.
Борис счастлив, он полон чувств, он счастлив и очень взволнован: вот-вот придет Катерина. Она появляется, и Борис признается ей в любви. Женщина пугается и сначала отстраняется от него: она предупреждает его о грехе, ведь она замужем. Она обвиняет его в том, что он ее загубил.
Борис возражает, что Катерина пришла к нему по своей воле.
Речь идет о постановках «Не все коту масленица» и «Наливные яблоки». Фото: Pixabay.
Гроза Александр Николаевич Островский спектакль. Иллюстрации к пьесе гроза.
Катерина Островский. Екатерина Кабанова гроза. Гроза Островский Екатерина. Пьеса гроза 1859. Островский 1859. Гроза фильм 1977.
Катерина гроза 1977. Гроза Островский фильм 1977. Гроза Островский фильм 1977 Катерина. Гроза Александр Островский спектакль. Пьесы Островского в театре гроза. Пьеса гроза Островский спектакль.
Катерина гроза. Любовь в жизни Катерины в пьесе гроза. Любовь Катерины в пьесе гроза. Драма Островского гроза. Галерея в грозе Островский. Монолог из произведений Островского.
Достоевский гроза. Гроза Островский первое издание. Гроза есть, без сомнения одно из лучших его произведений. Драма Александра Николаевича Островского гроза. Островский Александр Николаевич произведения гроза. Гроза Островский презентация.
Драма гроза презентация. Пьеса гроза Островский презентация. Анализ драма гроза Островский произведение. Драма гроза содержание пьесы. Катерина — «Луч света в темном царстве» н. Луч света в темном царстве.
Катерина героиня пьесы Островского гроза. Катерина - героина драмы "гроза" Островский. Н А Островского гроза образ Катерины. Содержание пьесы гроза Островского. Сюжет пьесы гроза кратко. Гроза Островского краткое содержание.
Гроза Островский краткое. Н Островский драма гроза. Островский гроза монолог Катерины. Монолог Катерины из пьесы гроза Островского. Монолог Катерины в грозе Островского. Отрывок из пьесы гроза Островский.
Гроза Островский спектакль Катерина. Пьесы Островского в театре Катерина. Гроза Островский тема. Островский гроза кратко.
В этом отношении показательна песня, которую поет Кудряш.
По сюжету казак размышляет, когда убить жену, а она умоляет его подождать до ночи: Уж ты, батюшка, мил сердечный друг! Ты не бей меня да со вечера, Уж ты дай уснуть малым детушкам, Малым детушкам, всем ближним соседушкам! В теории такая история может произойти с жертвами домашнего насилия и сегодня. И об этом тоже можно поговорить с школьниками, обсудить с ними отношение общества к домашнему насилию во времена Островского и сейчас. Важно также разобрать с подростками само устройство быта того времени, рассказать им, как строились тогда семьи, по каким правилам они существовали.
Только тогда им станет понятно, что мешало Катерине поступить иначе и самой выйти из замкнутого круга. Интересно, что при абьюзивном построении отношений тут страдают все, даже агрессоры. Главный из них — Дикой — тоже не хочет идти домой, потому что там война Также здесь можно поговорить еще и о том, каким образом люди противостоят насилию. Например, отвечают ударом на удар Варвара избегает наказания, просто соблюдая формальности, — и это всех устраивает либо, напротив, пытаются быть честными до конца, но жертвуют при этом собой, как Катерина. Героиня одинока в поиске личного счастья, она не может остаться в живых просто по законам жанра и совершает самоубийство.
Здесь вспоминается судьба «Русалочки» Андерсена, которая превратилась в морскую пену, или шекспировские Ромео и Джульетта, изначально обреченные на смерть. Это чувство непонимания и отчуждения близко каждому подростку, и поэтому с человеческой точки зрения героиня Островского и теперь способна вызвать сочувствие у школьников. Читайте также: «Информацией считаются и книги Толстого, и жёлтая пресса, и сайты знакомств». Плюс в пьесе есть еще и поколенческий конфликт — обновление этики предыдущего поколения.
В Омской драме версия "Грозы" Островского от Зальцман
«Гроза» (Лектор: Дмитрий Бак) на YouTube «Гроза» — пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского. Гроза это одна из самых запоминающихся пьес Островского, хотя у Островского очень много пьес, и запоминается она тем что погружает в сложности социальных отношений XIX века, персонаж который больше всего появляется в пьесе это, Катерина жена Кабанова. Режиссер спектакля Антон Яковлев о спектакле: «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского, я давно хотел ее поставить. С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя.
«Гроза»: краткое содержание
- История создания
- О премьере в Русском драматическом театре Стерлитамака
- Содержание
- Гроза (пьеса) — Википедия
- Островский А. Н. «Гроза»
"Грозу" Островского в современном прочтении иркутяне смогут увидеть 12 февраля
1. Пьеса «Гроза» была написана Островским в 1859 году. В Сети появился трейлер фильма «Гроза» от скандального режиссёра Григория Константинопольского с Любовью Аксёновой, Иваном Макаревичем и Викторией Толстогановой в главных ролях. «Семья — это маленькое государство»: 160 лет драме Островского «Гроза». Именно поэтому пьеса Островского из социально-бытовой драмы купеческого сословия переросла в трагедию.
История создания
- «Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
- Хронология работы над драмой
- Феминизм, абьюз и Фрейд: как говорить про «Грозу» с современными школьниками
- Гроза в театре “Сатирикон”: трагически...
- Гроза / Театр им. Евгения Вахтангова. Официальный сайт.
- Гроза - О пьесе
В Кировском драмтеатре готовится премьера спектакля по пьесе Островского «Гроза»
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Гроза (значение названия пьесы) Гроза как физическое явление (IV действие) Гроза в душе Катерины – от постепенного смятения, вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему к покаянию. Пьесу Александра Николаевича Островского «Гроза» зрители впервые увидели 16 ноября 1859 года.
Другие персонажи
- Почему «Гроза»?
- История создания пьесы Гроза: краткое содержание и замысел драмы Островского
- Смотрите также
- Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы
- «ГРОЗА» — Новый экспериментальный театр ГБУК "НЭТ" Волгоград
Современное прочтение «Грозы» Островского
Этот её дебют мне кажется совершенно очевидно победным, и это невозможно не заметить и не отметить. Для Островского сильная любовь — это чувство, которое в принципе не может не вступать в конфликт с реальностью, и поэтому оно обречено? Тогда и у Толстого, и у Шекспира. Ну, потому что это чувство сродни прикосновению к Богу. Такая сильная мощнейшая любовь — это резкое открытие истины, а истина граничит со смертью.
Открытие истины буквально опасно для жизни. Мне кажется, все великие писатели и поэты ощущают, что это сравнимые величины. Прикосновение к Богу — что я имею в виду — это когда человек резко прозревает и начинает всеми органами чувств ощущать истину. Даже не правду, не голость факта, а истину — глубокую, высокую пронизывающую весть, какое-то понимание.
Это очень опасно. Это опасно и в житейском смысле, потому что носители истины тоже долго не живут. Ведь вокруг человеческое племя живет не по законам истины, а по каким-то своим житейским правилам.
Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва Последние записи:.
Плетнева , так и осуждающими Л. Толстой, А. Неоднозначно воспринял новое детище Островского и признанный в то время критик Д. Писарев, вступивший в этой связи по ряду вопросов в полемику с Добролюбовым. Как бы то ни было, «Гроза» навсегда вошла в число лучших пьес драматурга. А настоящей наградой, несомненно, стала Большая Уваровская премия, присуждаемая авторам лишь за поистине гениальные произведения, написанные для сцены. Сюжет и герои История создания пьесы «Гроза» во многом объясняется действием драмы, которое разворачивается в небольшом городке с красивым названием Калинов, расположенном на берегу Волги. При знакомстве он выглядит вполне благополучным: великолепный пейзаж, дающий ощущение тишины и покоя. Одна из первых фраз, которую слышит зритель от местного жителя: «Красота!
Драматург умело изобличает пороки общества, веками живущего по законам домостроя. Отсюда, возможно, и название города - Калинов, пришедшее из русского фольклора. Это символ устоявшегося, страшного, «сказочного» мира, который трудно разрушить. И вот в среде «злых» и могущественных сил появляется человек, решившийся открыто выступить против их власти - Катерина. Судьба героини складывается трагически, так как она пока еще не находит ни единомышленников, ни защитников в лице, например, того же мужа , способных поддержать ее в начавшемся противостоянии. Молодой человек, в котором она видит свое будущее счастье и лучшую судьбу, тоже струсил, не поняв по-настоящему Катерину. В условиях, когда уничтожены все нравственные начала, трудно найти и виновников гибели девушки. Споры по поводу истоков сюжета Высказывания по поводу прототипов и сюжетной основы произведения весьма противоречивы.
Если ума не хватает сходить Вк и... Саберхаген Фред - Крылатый шлем Лариса 53 минуты назад Фантастичен в части ядерный войны и всей ситуации с вывозом тел, ибо в рассказе это реальность.
Ну и рассказ о том,... Если бы не одно но, героев для того, наверное, нарисовали глупыми, хотя на...
7 секретов «Грозы»
Афиша к пьесе Островского "Гроза" Работу выполнили: Калинина Виолетта Герасева Элина Потокина Елизавета Пташник Никита Цель Цель Создание афиши к театральной постановке. Гроза Островский Александр Николаевич Пьесы А. Н. Островского — целая эпоха в истории национального русского театра, важная веха на пути развития русской классической литературы и проверен. 27 марта в московском «Центре драматургии и режиссуры» состоялась постановка пьесы Александра Островского «Гроза».
Камерная «Гроза». В Омской драме состоялась премьера по Островскому
Репертуар Донецкой муздрамы пополнится спектаклем «Гроза» по Островскому | В Кировском драмтеатре готовят к выпуску новый спектакль по пьесе Островского «Гроза». |
⛈️ Гроза · Краткое содержание по действиям | Афиша к пьесе Островского "Гроза" Работу выполнили: Калинина Виолетта Герасева Элина Потокина Елизавета Пташник Никита Цель Цель Создание афиши к театральной постановке. |
Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского | Вы хотите одну-единственную причину, зачем перечитывать «Грозу» Островского? |
Островский А. Н. «Гроза» • Литература, Русская литература второй половины XIX в. • Фоксфорд Учебник | Пьеса А.Н. Островского «Гроза» приобрела успех благодаря своей актуальности. |
"Грозу" Островского в современном прочтении иркутяне смогут увидеть 12 февраля | В Сети появился трейлер фильма «Гроза» от скандального режиссёра Григория Константинопольского с Любовью Аксёновой, Иваном Макаревичем и Викторией Толстогановой в главных ролях. |
Островский Александр - Гроза
Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе; у тебя жена молодая. Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю. Да для чего же мне менять-с? Я обеих люблю. Ну да, да, так и есть, размазывай! Уж я вижу, что я вам помеха. Думайте как хотите, на все есть ваша воля; только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем.
Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит. Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли?
В последний раз в областном центре ее ставили 30 лет назад. И вот теперь московский режиссер создал современную - не классическую - постановку. Душа радуется! Первая половина 19 века. Вымышленный приволжский городок Калинов.
Общественный сад. Пьеса, знакомая, пожалуй, всем. В ролях - актеры драмтеатра и студенты Иркутского театрального училища. Это дипломная работа выпускников.
Одна из них олицетворяет гнетущую власть «темного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. Это жертвы «темного царства» , но по- разному выражающие свой протест против этой силы. Рисуя образы представителей «темного царства» - Дикого и Кабаниху, автор совершенно ясно показывает, что деспотизм и жестокость их держаться на деньгах. Это деньги дают Кабанихе возможность и распоряжаться у себя в доме, и командовать странницами, которые постоянно всему свету разносят ее нелепые мысли, да и вообще диктовать нравственные законы всему городу. Основной смысл жизни Дикого - обогащение.
Жажда денег изуродовала его, превратила в безрассудного скрягу. Нравственные устои в его душе основательно расшатаны.
Статья выдающегося критика и убежденного демократа сочетала в себе литературоведческий разбор произведений Островского и яркое публицистическое высказывание, обличающее домостроевские порядки патриархального купечества: деспотизм и произвол — одних, и бесправие и безволие — других. Статья вызвала огромный резонанс в обществе! Глубоко взволновала она и самого Островского: хотя прямых свидетельств об этом почти не осталось, но сохранившиеся архивные материалы дают исследователям основание считать, что для Островского статья Добролюбова стала огромной нравственной поддержкой [2].
Более того, многие литературоведы уверены, что суждения и оценки, содержащиеся в «Темном царстве», самым непосредственным образом повлияли на некоторые страницы «Грозы», над которой Островский работал как раз в то время, когда эта статья была опубликована [3]. В результате, вместо очередной комедии или сатирической пьесы из-под пера драматурга появляется острая социальная драма, перерастающая в трагедию. В конце 1859 года «Гроза» ставится на театральных подмостках Москвы и Петербурга; в 1860 году опубликован текст пьесы. Сразу же, с премьерных показов, пьеса становится объектом пристального внимания рецензентов. Хотя первые отзывы, в основном, были посвящены анализу театральных постановок, их художественной ценности, практически сразу в обществе разворачивается и социально значимая, временами политически окрашенная дискуссия, в центре которой были сюжет и герои «Грозы».
По ее поводу высказались многие известные современники Островского — Л. Толстой, А. Фет, И. Тургенев, М. Щепкин… Это были разнозаряженные, противоположные суждения и оценки.
Яркой иллюстрацией ожесточенных споров, вылившихся в том числе и на страницы личной переписки, может служить эмоциональное письмо Тургенева к Фету за 28 ноября 1859 года, отрывок из которого приводит в своей книге «Гроза» А. Островского» видный литературовед А. Ревякин: «Фет! Где было Ваше чутье, Ваше пониманье поэзии, когда Вы не признали в «Грозе» Островский читал ее у меня вчера удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собою таланта? Где Вы нашли тут мелодраму, французские замашки, неестественность?
Я решительно ничего не понимаю — и в первый раз гляжу на Вас в этого рода вопросе с недоуменьем. Какое затменье нашло на Вас? Высоко оценил «Грозу» замечательный русский писатель и тонкий критик И.
«Гроза-шестидесятница»: хрестоматийная пьеса Островского на Качаловском фестивале
Завтра в иркутском драмтеатре премьера - пьеса "Гроза". В последний раз в областном центре ее ставили 30 лет назад. И вот теперь московский режиссер создал современную - не классическую - постановку. Душа радуется! Первая половина 19 века. Вымышленный приволжский городок Калинов. Общественный сад. Пьеса, знакомая, пожалуй, всем. В ролях - актеры драмтеатра и студенты Иркутского театрального училища.
Все в огне гореть будете в неугасимом!
Как воспринимает впечатлительная, наивная Катерина сумасшедшую барыню? Не как полоумную бабку с деменцией, а как чуть ли не высшее существо, как пророчицу, чьим голосом вещают силы небесные. Катерина получает четкую установку: «в омут, да поскорей». Вот после этого Катерина во всем признается мужу, и начинается последний этап развития ее страсти. То, что с ней происходит, не имеет ничего общего с покаянием в христианском понимании этого слова. Она вовсе не собирается меняться внутренне, не собирается жить новой, правильной, богоугодной жизнью, не просит у Бога помощи в своем добром намерении. Вместо этого начинается то, что сейчас психологи назвали бы «реактивной депрессией». Вот отрывок из ее реплики, обращенной к Варваре: «А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня?
Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была. Между прочим, Михаил Михайлович считает, что само по себе самоубийство Катерины в описанных обстоятельствах вовсе не было неизбежным, это у Островского сознательный драматургический прием, намеренное усиление конфликта. Оно нужно только для завершения впечатления», — полагает он. И поясняет: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления». На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло.
Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало. Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи. Она плохо ориентируется в реальности, ей и в голову не приходит, что вообще-то сделать с ней такое никто не имеет права. Она каждый день ждет казни. Не фигуральной казни, не казни в каком-то символическом смысле, а вполне реальной, физической.
Она получила установку «в омут, да поскорее». Она считает себя недостойной жить. И ей никто не приходит на помощь. Даже сочувствия никто не проявляет. Результат очевиден. Но тут возникает вопрос: а как же ее вера? Она же христианка, она знает, что самоубийство — самый страшный грех. И тем не менее... Михаил Михайлович на это отвечает: «Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям?
Конечно, противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины». И далее поясняет: «Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера». Именно ее слабость, по мысли Михаила Достоевского, и стала причиной самоубийства: «Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние». Катерина вся соткана из противоречий. Да, она сильно отличается от обывательской массы, она человек высоких порывов, сильнейших эмоций потому-то Добролюбов и считал ее лучом света. Она способна на громкий поступок, выходящий за рамки дозволенного ее окружением. Но вместе с тем она неспособна самостоятельно решать свои проблемы, она до последнего момента надеется, что кто-то могучий придет и все разрулит. Здесь гремучая смесь силы и слабости, воли и безволия, ужаса от совершаемого греха и наслаждения им.
Она страдает — и упивается своими страданиями, она и надеется на помощь, и отказывает себе в праве к чьей-либо помощи прибегать. Ничего не напоминает? Да это же Настасья Филипповна из «Идиота»! А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания». Получается, что старший Достоевский подробнейше исследовал тот психологический тип, который младший годы спустя воплотит в своей прозе напомню, статья Михаила Михайловича написана в 1860 году, «Преступление и наказание» начато в 1865 году, «Идиот» начал публиковаться в 1867-м. И можно предположить, что поскольку братья были очень дружны, постоянно общались, то Федор Михайлович с огромной вероятностью читал статью Михаила Михайловича. Вполне возможно, этот разбор Катерины из драмы Островского как-то повлиял на последующее творчество Федора Михайловича и подтолкнул к созданию женских образов — с огромным эмоциональным размахом, сладострастных, не способных сделать шаг от раскаяния к покаянию. Конечно, это лишь гипотеза. Да, непроверяемая, но и не безумная.
В чем польза? Ведь эта драма написана более полутора столетий назад, и той социальной среды, к которой принадлежат ее герои, давно уже нет. Отдельный, кстати, вопрос — о необходимости «Грозы» именно в школьной программе. Понятно, зачем ее включали туда в советское время: обличить темное царство, намекнуть, что даже такие лучи света, как Катерина, в нем обречены, а потому общество должно быть переустроено на иных началах. Но со времени распада Советского Союза прошло более тридцати лет. И все же произведение, кульминация которого связана с катастрофическим, в том числе и с духовной точки зрения, поступком запутавшейся в проблемах героини, остается в списке книг для изучения. Точно ли нельзя найти у Островского иное произведение, которое бы познакомило современных школьников с этим действительно важным для истории русской литературы автором? Да и нравственный посыл «Грозы», думается, совершенно банален. Конечно, нехорошо тиранить ближних своих, плюс к тому же среда может стереть в порошок добрых и светлых людей.
А то мы этого не знаем! Словом, если воспринимать «Грозу» как бытописательство или социальный памфлет, от нее немного толку. Однако на драму Островского можно взглянуть с других позиций, и тогда оказывается, что драма эта духовная, что это на самом деле про всех нас, что в этом смысле наш XXI век ничем не отличается от XIX века. Я начал эту статью с того, что герои «Грозы» показались мне детьми.
К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.
Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин: Беспредел и самодурство купеческой братии. Отчаяние и безысходность их жертв — это, пожалуй, общий устрой всей патриархальной России. Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!
Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории. Трагически заканчивается пьеса «Гроза». Очень краткое содержание таково: замужество для главной героини Катерины становится невыносимым, она не находит себе места в мещанской семье мужа, решается на измену и заканчивает жизнь самоубийством. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения.
В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где: Марфа Игнатьевна Кабаниха — глава семейства. Тихон Иванович — сын. Варвара — дочь. Катерина — невестка. Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта.
Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи.
При поддержке Президентского фонда культурных инициатив началась работа над постановкой по Островскому. Подготовка премьеры займет около полугода, уточнила гендиректор муздрамы.
В репертуаре Донецкого театра уже есть два спектакля по произведениям Александра Островского.