Перов картины в Третьяковской галерее. Василий Перов 10 известные картины.
Василий Григорьевич Перов, биография и картины
Помощь пришла в лице преподавателя Егора Васильева, который предложил талантливому студенту пожить у него. Еще немного, и Перов бросил бы учебу по причине безденежья. Академия художеств вручила ему серебряную медаль за этюд с изображением головы мальчика. Спустя год Перов получил большую серебряную медаль за полотно «Приезд станового на следствие». Становилось очевидным, что художник предпочитает реализовываться в творчестве с помощью бытового жанра, что его больше всего интересует, как живут люди, как формируется их характер под влиянием окружающей действительности. Живопись Школу живописи Василий Перов окончил в 1861 году. К этому времени он уже успел получить золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе».
После описания бытового сюжета и своеобразного социального среза, живописец написал еще одну картину, очень похожую на эту стилем и тематикой. Перов назвал ее «Сельский крестный ход на Пасху». Критики нещадно расправлялись с работами живописца, осуждали его мастерство и смелость. Вокруг полотен Перова велись жаркие дискуссии, результатом которых стал запрет на их демонстрацию в России. Однако у Павла Третьякова хватило мужества, и он купил эту картину, не боясь того, Синод не одобрит его поступок, а автора холста могут вообще отправить в ссылку. Василий продолжал писать свои картины, по-прежнему, предпочитая бытовые и социальные темы.
Он не обращал внимания на споры вокруг его живописи, и вскоре представил еще одну картину — «Чаепитие в Мытищах». Он изобразил ленивого священника за чаепитием, а рядом с ним изможденных голодающих, которых слуга отгоняет от господина. Он посетил много европейских городов, зарисовывал бедные кварталы, следил за тем, как работают простолюдины, и живут обездоленные. Сценки, подмеченные острым глазом художника, нашли отражение в полотнах «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и еще нескольких работах. Оторванный от родины, Перов сильно тосковал. Он просил академию прервать его стажировку за границей и разрешить вернуться домой.
Василий говорил, что не получает никакого вдохновения от своей работы, и созданные на чужбине картины не приносят ему удовлетворения. Вернувшись домой, живописец продолжил писать в жанре реализма, его интересовал, в основном, социальный контекст. В 1860-х годах Перов начал изображать на своих полотнах детей, крестьян, а также служащих высокопоставленным чиновникам. В 1869 году Василий вступил в кружок «передвижники». Товарищество организовывало передвижные художественные выставки, и первая экспозиция открылась в 1871 году.
Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга. В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».
Перов, в качестве пансионера Академии художеств, прожил там два года. Написал несколько картин, изображающих сцены из уличной жизни: «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники». В 32 года Перов создал самую пронзительную картину «Деревенские похороны». Иллюстрация с картины часто печаталась в учебнике литературы. О картине писали: «Эти похороны ещё безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе». Картины «Тройка», «Приезд гувернантки» так же широко известны публике. За них художнику было присуждено звание академика. Его картины «Рыболов» и «Охотники на привале» были представлены на Всемирной выставке в Вене. Василий Перов был и прекрасным портретистом.
Ее звали Марья, она вела сына к Троице-Сергию. Перов написал про это рассказ: Марья даже не хотела брать деньги, все понять не могла, что хочет от нее этот странный человек. Перов привел мать с ребенком к себе в мастерскую, сделал наброски. Спустя годы он встретил женщину, та рассказала ему, что сын Вася умер от оспы. Протянула художнику какие-то деньги в тряпице и попросила продать «ту» картину. Перов отвел ее в Третьяковку, где она сразу среди множества произведений нашла сына. Она повесила портрет рядом с образами. За картину художник получил звание академика. Ему было на тот момент 33 года. Государственная Третьяковская галерея. Василий Перов был охотником, и цикл его охотничьих картин сравнивали с «Записками охотника» Ивана Тургенева. Федор Достоевский после выставки, на которой показали полотно, писал: «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». А враль был настоящий — врач Дмитрий Кувшинников, знакомый Перова, Левитана и Чехова, для последнего ставшего прототипом доктора Дымова в рассказе «Попрыгунья». Жена Кувшинникова держала что-то вроде салона и очень увлекалась знаменитостями. Художников и писателей она обожала, а своего мужа считала скучным.
Василий Перов: «поэт скорби»
В последние годы жизни Перов Василий Григорьевич пишет ряд произведений на религиозные чсюжеты и сюжеты из русской истории "Плач Ярославны", "Никита Пустосвят. Спор о вере" , которые по своим художественным качествам и идейной направленности уступают его произведениям поры расцвета. Напряженная творческая деятельность, лишения привели живописца к тяжелой болезни. Умер Перов Василий Григорьевич в 1882 году. К портретному жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека или группы людей. Каждый портреный образ передает индивидуальные, присущие только портретируемому или, как говорят художники, модели черты. Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. К тому же автор произведения, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Портретное искусство насчитывает несколько тысячелетий. В живописи имеется ряд портретов, где художник едва наметил лицо, и все-таки человека можно узнать. Художник Перов Василий Григорьевич - крупнейший русский художник-демократ 60-х годов ХХ века, один из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.
Гости лектория также узнали, что наследие художника знаменито не только полотнами религиозного и исторического характера, но и портретами. Василий Перов создал портреты ряда известных деятелей русской культуры: А. Островского, В. Даля, М. Погодина, а портрет Ф.
Остальным фигурантам не интересна проповедь.
Кто-то из них откровенно спит, кто-то флиртует, на лицах некоторых крестьян отражены их каждодневные заботы. В этом же году появилось еще одно полотно Перова с подобным сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». На картине изображена русская деревня шестидесятых годов, нищие крестьяне и порочные священники. По поводу этой картины разгорелись нешуточные дискуссии. Некоторые восхищались автором за его смелость, другие же в категоричном тоне отвергали работу Перова. В итоге картина была снята с выставки с последующим запретом показа в России.
Положение спас Павел Третьяков, который, несмотря на возражения Священного Синода, выкупил ее для своей галереи. Вопреки всем запретам, Перов в 1862 году написал еще одну картину, которую назвал «Чаепитие в Мытищах». На ней изображен сытый, неповоротливый священник, сидящий за накрытым к чаю столом, и просящие подаяние нищие, которых отталкивает служанка. Появление этих картин настолько распалило общество, что власти начали подумывать о наказании для вольного художника. Каждое из полотен являлось вызовом тому лицемерию и ханжеству, которые царили в России во второй половине 19 века. Перова спасло лишь наличие золотой медали от Академии художеств и отъезд в Европу.
За время своего пребывания в Европе Перов посетил множество музеев в таких городах, как Дрезден, Париж, Берлин. Особый интерес вызывали у художника самые бедные городские кварталы. Там он делал зарисовки для своих будущих картин: «Парижская шарманщица», «Слепой музыкант», «Праздник в окрестностях Парижа», «Савояр». Слепой музыкант. Еще задолго до окончания срока своей поездки он написал прошение в Академию художеств о досрочном возвращении на родину. Россия нужна была художнику как источник энергии, вдохновения и реализации его идей.
По возвращении в Россию в 1864 году начался новый плодотворный этап в творчестве Василия Перова. Имя художника было на устах критиков и передовой части общества. Каждое новое полотно с восторгом принималось прогрессивными людьми и вызывало гнев и раздражение у консерваторов. Обличением вопиющей несправедливости проникнуты картины «Деревенские похороны», «Тройка», «Последний кабак у заставы», «Утопленница» и другие. Перов также создавал картины, на которых изображал будни простого народа, их радости и быт. Среди них «Спящие дети», «Охотники на привале», «Рыболов», «Голубятник» и другие.
Портретная живопись В 1869 году было организовано Товарищество передвижных художественных выставок. В состав его основателей входил и В. В 1871 году открылась первая выставка передвижников, на которой были представлены картины Перова «Рыболов» и «Охотники на привале». Помимо работы в Товариществе Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Отметился художник и на литературном поприще, написав рассказы «Тетушка Марья» и «На натуре», посвященные своему творчеству. Портрет Ф.
Перова несколько изменилось. На смену социальным картинам пришли работы, изображающие провинциальную жизнь: «Ботаник».
Фамилия или псевдоним Перов появилась уже позже — её дал будущему художнику учитель грамоты. Учился живописи в художественной школе А. Ступина; в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В последнем получил серебряную медаль за этюд головы мальчика. За свою жизнь художник Перов получил немало медалей и наград, как серебряных, так и золотых.
Жизненная правда Василия Перова
Это «остроумное» прозвище за отличное владение пером придумал первый учитель подрастающего художника. Мало того, что супруги Криндер своевременно не позаботились о будущем своего сына, так семья еще и находилась в постоянных разъездах. Сначала из-за службы отца, а потом из-за его несдержанного языка. Криндеры скитались по Петербургу, Самаре, Арзамасу, ютились у родственников, что явно не делало атмосферу в семье более благоприятной. Но однажды барону поступило предложение служить управляющим в большом имении в Арзамасе, на что он охотно согласился. Здесь отец заметил увлеченность сына рисованием и отдал его в частную школу Ступина, где мальчик занимался два раза в неделю. Но однажды подросток заявился домой совершенно пьяным после празднования именин некой девушки, и обеспокоенная мать не выпускала сына из «ежовых рукавиц» до конца его учебы. К 20 годам Василий Перов поступил в Московскую школу живописи и ваяния, где занимался под руководством педагога Васильева, быстро разглядевшего талант в новоиспеченном студенте. Главной особенностью обучения Перов считал возможность писать картины на придуманные начинающими художниками темы, избегая шаблонных вариантов.
Василий нарисовал здесь свою последнюю студенческую работу «Первый чин», которая принесла ему малую золотую медаль. По окончании училища Перов написал картины «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе» и «Чаепитие в Мытищах», которые вызвали большой интерес в обществе, потому что каждая воспринималась как контрольный «выстрел» в человеческое малодушие и лицемерие.
Такого, который сразу бы привлек внимание.
Как-то, гуляя по Москве, Перов увидел бедно одетую женщину с ребенком, именно таким, которого хотел изобразить. Он подошел, познакомился, и женщина, которую звали Марья, рассказала, что она и ее сын Васенька пришли пешком из Рязанской области паломниками в монастырь и им негде остановиться в Москве. Перов пригласил их к себе и попросил разрешения написать Васеньку.
В мальчике Перов увидел будущего героя своей картины. Женщина поначалу не соглашалась позволить сыну позировать художнику. Но после долгих уговоров Василий Григорьевич всё-таки убедил её, и картина была закончена.
Я забыл и женщину, и мальчика, — вспоминал позже Перов, — картина давно была продана и висела на стене Третьяковской галереи. Однажды кто-то постучал ко мне. Я вышел и увидел перед собою маленькую, сгорбленную старушку, тонкие губы ее были сухи, маленькие глазки глядели грустно.
Она беззвучно шевелила губами, бесцельно суетилась и, наконец, вытащив из кузова яйца, завязанные в платок, подала их мне и сказала, что знает меня давно, что я списывал ее сына. Наконец, наплакавшись и немного успокоившись, она объяснила мне, что сынок ее, Васенька, заболел и умер». Старушка сказала художнику, что хочет купить картину, где нарисован ее сын.
Художник ответил, что картина продана и висит в Третьяковской галерее, но что ее можно посмотреть. О том, что произошло далее, Василий Григорьевич написал в письме другу. Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!
Старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение её дорогого и незабвенного сына». За год до смерти он опубликовал рассказ «На натуре.
Художнику нужен был труп молодой девушки, за ним он отправился в морг. Вот так сам Перов описывал эту сцену: «Мы пошли в третью комнату. Чтобы войти в нее, нам нужно было подняться на несколько ступенек.
Это была не комната, а скорее пустой полутемный чердак. Оказалось, однако, что это был и не чердак, и не комната, а просто ледник, устроенный так: внизу был ямник, где лежал лед, а над ним дощатый, с большими щелями пол, на который клали трупы, чтобы в летнее жаркое время трупы эти нескоро разлагались. Осмотревшись, я ясно различил несколько покойников, лежащих рядом и прикрытых простынями.
Сколько у нас красавиц-то! Я указал на один труп, показавшийся мне всех моложе.
В годы обучения в училище он работает очень много. Его труд был вознаграждён малой золотой медалью в 1860 году за следующие произведения — «Сцена на могиле», «Первый чин». А через год Василий получил высшую награду заведения — золотую медаль за работу «Проповедь в селе». Приезд станового на следствие, 1857 г.
Сцена на могиле, 1859 г. Проповедь в селе, 1861 г. Получение Большой золотой медали Императорской академией художеств означало получение пансиона для зарубежной стажировки выпускника.
Протянула художнику какие-то деньги в тряпице и попросила продать «ту» картину. Перов отвел ее в Третьяковку, где она сразу среди множества произведений нашла сына. Она повесила портрет рядом с образами. За картину художник получил звание академика. Ему было на тот момент 33 года. Государственная Третьяковская галерея. Василий Перов был охотником, и цикл его охотничьих картин сравнивали с «Записками охотника» Ивана Тургенева.
Федор Достоевский после выставки, на которой показали полотно, писал: «Что за прелесть! Конечно, растолковать — так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства». А враль был настоящий — врач Дмитрий Кувшинников, знакомый Перова, Левитана и Чехова, для последнего ставшего прототипом доктора Дымова в рассказе «Попрыгунья». Жена Кувшинникова держала что-то вроде салона и очень увлекалась знаменитостями. Художников и писателей она обожала, а своего мужа считала скучным. О чем, собственно, написал Чехов достаточно зло, и это рассорило его с Левитаном: тот узнал себя в персонаже. Слева на картине — другой врач, Василий Бессонов. Раньше Перов написал его портрет. Справа — Николай Нагорнов, в будущем он входил в Московскую Управу.
7 знаменитых «проклятых» русских картин: что с ними не так
РИА Новости, 1920, 02.01.2024. Уже работая над картиной, Перов все никак не мог найти образ мальчика – центрального в тройке. Сам Перов отмечал непрофессионализм данной картины. Василий Перов — известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца — «Охотники на привале», написанная. О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ). В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе».
Топ 42 самые известные русские картины в истории живописи: шедевры с описанием
5 картин передвижников, которые должен знать каждый - Новости | О тяжелой женской доле рассказал Перов в картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866, ГТГ). |
Жизненная правда Василия Перова | Уже в ранних картинах Перова появились столь характерные для него острые темы и сатиры, художественная критика увидела в нём прямого наследника Федотова. |
Ошибка 404. Страница удалена или временно не доступна - Финно-угорские библиотеки России | На этой странице размещена биографическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Перов Василий. |
Глашатай истин вековых | В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». |
Русская живопись: Василий Перов (86 работ)
Известные картины Перова В.Г. с названиями. Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году. Картины Василия Григорьевича Перова данного периода особенно интересны и критичны. Поскольку Перов относится к числу известных художников, к продаже его картины стоит как следует подготовиться. Главная Картины известных мастеров Яркие личности в искусстве Василий Перов: картины, биография художника. Вперед Знаменитые картины с изображением женщин.
Красота спасет мир
- Творчество Перова
- Энциклопедия мировой живописи(очередной 261 выпуск)
- Василий Григорьевич Перов
- Василий Перов Картины биография Perov Vasily
- Направление в деятельности Перова
- Автопортрет. Холст, масло. 77х59. 1851.
Василий Перов: жизнь и творчество художника
Картины Перова обычно относят к жанровой живописи. Знаменитую картину, которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее, Василий Перов написал в 1866 году. Эскиз-вариант картины «Суд Пугачева» (1875, ГИМ). Перов Василий. Ранние картины живописца Василия Григорьевича Перова проникнуты анекдотически обличительным настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе и на духовенство.
Творчество Перова
- Творчество Перова
- Живописец Перов: история его самых известных картин
- Картину "Охотники на привале" Василия Перова отреставрировали
- Василий Перов Картины биография Perov Vasily
Живописец Перов: история его самых известных картин
Известно, что Перов писал портрет со старика, в жизни которого хотел принять участие, устроить его в приют. Картина Василия Перова, изображающая трех охотников за перекусом и разговорами, была написана в 1871 году. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении. Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей.
Осень жизни: пять живописных портретов ко Дню пожилого человека
Многие работы Перова приобрел П. М. Третьяков для своего собрания картин (сегодня они хранятся в Государственной Третьяковкой галерее). Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. Среди них, например, известная картина Аристарха Лентулова «Василий Блаженный», на которой знаменитый кремлевский собор изображен в стиле кубизма и напоминает мозаику или витраж.
Картина Василия Перова выставлена на аукцион в Москве за почти $1 млн
Крестный код Перова | Картина Василия Перова ушла с молотка более чем за $1 млн. |
Перов Василий Григорьевич: картины, их названия и описание | Как известно, Перов запечатлел этого мальчика на своей картине (в середине) и через некоторое время мальчик умер. |
Жизненная правда Василия Перова | собрал знаменитые картины Перова, многие из которых были раскритикованы его современниками, но затем принесли ему славу одного из наиболее значительных русских живописцев. |
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882) | В этом видео представлены жанровые картины русского художника Василия Перова. |
Выставка-вернисаж к 185-летию русского художника Василия Перова
Он был внебрачным сыном прокурора Г. Криденера — человека просвещенного и свободомыслящего, принимавшего в своем доме ссыльных декабристов. Любовь к искусству проявилась у мальчика очень рано. Получив основы грамоты сначала у матери, потом у заштатного дьячка, Перов был определен в 1846 году в Арзамасскую художественную школу А. Ступина, по окончании которой поступил в Московское училище живописи и ваяния.
Общение Перова с учениками, съехавшимися отовсюду, большая и искренняя дружба с И. Прянишниковыми И. Шишкиным, занятия у педагогов, продолжавших традиции венециановской школы, увлечение произведениями Некрасова, Тургенева, Толстого — все это оказывало огромное влияние на формирование мировоззрения молодого художника. Годы учения оказались трудными для Перова: негде было жить, не было средств к существованию.
Он едва не бросил Училище и не уехал из Москвы, но счастливый случай спас художника. Узнав о бедственном положении юноши, преподаватель Училища Е. Васильев устроил его к себе на квартиру. В 1856 году на долю Перова выпал первый успех: за рисунок «Головка мальчика» он получил Малую серебряную медаль, а за картину «Приезд станового на следствие» 1857, ГТГ награжден Большой серебряной медалью.
С самого начала творческого пути художник твердо избирает жанр бытовой живописи, продолжая традиции критического реализма, зачинателем которых был П. В 1861 году, уже сложившимся мастером бытовой живописи, Перов заканчивает Училище и получает Большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» ГТГ , принесшую ему известность. В этой ранней работе проявились основные черты, свойственные дарованию художника — острая сатирическая направленность и меткость характеристик, ясность композиционного решения и мягкость, приглушенность колорита. Продолжая развивать эту же тему, он завершает картину «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861, ГТГ — одно из наиболее обличительных и смелых полотен в русской живописи.
В картине Перов представил безотрадную жизнь убогой русской деревни 60-х годов с нищетой и невежеством. Художник осуждает пьянство, дикость сельского духовенства. Но смысл картины не ограничивается антицерковной направленностью, ее значение глубже. Перов обличает темные стороны российской действительности и выступает с критикой общественно-политического строя.
Картина была выставлена в Петербурге и вызвала оживленный обмен мнениями. Одни восторженно приветствовали ее, отмечали смелость художника, его художественное мастерство, другие, особенно представители официальных кругов и духовенства, негодовали. Вскоре картина была снята с выставки и запрещена для показа русской публике. Павел Михайлович Третьяков, купивший ее для своей галереи, получил письмо от художника Худякова, который писал: «…Слухи носятся, что будто бы Вам от св.
Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично…? Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий! Смысл картины — в острой критике социального неравенства, в обличении лицемерия, тунеядства монахов. Поводом для ее создания явились личные впечатления художника от поездки в Мытищи, где он не раз наблюдал подобные сцены.
Это библейское полотно примыкает к «Страстному циклу» художника и изображает кутающуюся в одежду одинокую фигуру, стоящую спиной к зрителю и холодному лунному свету. Это Иуда, который смотрит, как солдаты с факелами уводят преданного им Иисуса Христа. Василий Перов Василий Перов. Именно их мы видим на полотне «Очередные у бассейна» 1865 года. В Москве еще не существовало водопровода: воду хранили в так называемых бассейнах, а горожане платили за ее доставку водовозам или набирали сами, но тоже за плату. Ночью за бассейнами никто не следил, и после наступления сумерек бедняки шли к бассейнам и выстраивались в очередь, чтобы наполнить ведра.
В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. Далее, за картину «Приезд станового на следствие» завоевал большую серебряную медаль. Критики считали его наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды. В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника. Художник показал на полотне социальный срез: невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору. В том же году Василий Григорьевич написал еще одну картину со схожим сюжетом: «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие оказались до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову, ссылка в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах», где изобразил сытого и ленивого священника за полуденным чаем и двоих истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.
Но после полотен «Шарманщик», «Савояр» и «Парижские тряпичники» художник понял, что не может передать чужой уклад жизни так же успешно, как это удавалось сделать на родине. Основной целью поездки Василий Перов считал совершенствование техники, но осознавал, что не может «исполнить ни одной картины, которая, на его взгляд, была бы удовлетворительна». Художник просто прогулялся по Лувру, получил новые впечатления и завел знакомства со многими мастерами. Перов честно пытался дотянуть свой профессиональный уровень до признанного европейского, но не смог этого сделать. За границей он чувствовал себя всего лишь иностранцем, который тщетно пытается запечатлеть сценки из жизни коренного населения. Поэтому в 1864 году Перов взял разрешение у Академии и вернулся в Россию. В Москве художник работал в том же направлении, с которого когда-то начинал. Она закрепила за Перовым роль лидера идейного реализма. Художник заложил основные идеи передвижничества, ведущего напрямую к народу, который успел окрестить Перова «отцом русского жанра». В 1865 году из-под его кисти одна за другой вышли картины «Тройка» и особенно популярная работа «Охотники на привале». Ходили слухи, что ученые установили поразительный факт: собственная температура полотна и воздух рядом с ним на несколько градусов выше, чем в помещении.
Перов. Картины с названиями и описанием. Годы жизни (1833-1882)
Не случайно на 1-й Передвижной выставке, по существу программной, он рядом с портретами, в том числе Н. Островского кстати, страстного рыболова , показал картину «Охотники на привале» 1871 г. В 1877 году Василий Григорьевич исполнил полотно «На тяге», а в 1879 — «Охоту на медведя зимою».
На выставочной экспозиции представлены альбомы с репродукциями известных картин В. Перова: «Сельский крестный ход на пасху»,«Охотники на привале», «Монастырская трапеза», «Тройка» и др.
Выставка представлена тремя разделами. В разделе «Творческий путь» размещены книги об автобиографии художника и о его творчестве в целом: В. Ставсов «Избранные статьи о русской живописи», Сборник «Юный художник» и т.
Одни хвалили её за правдивость и верное изображение реальности, другие же заявляли, что именно такие картины «убивают» истинное искусство.
Но главное — равнодушным не остался никто. Василий Григорьевич Перов «Сельский крестный ход на Пасху», 1861 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Бунтарь Перов Сам же Перов мало беспокоился о пересудах и недовольстве, которые вызывали его произведения. Вскоре он представил публике ещё одно неоднозначное произведение — «Чаепитие в Мытищах». На ней живописец показал ленивого священника-чревоугодника за чаепитием, а рядом с ним — измученных голодных людей, которых слуга отгонял от своего господина.
Стоит ли говорить, что такая картина нравилась далеко не всем? Василий Григорьевич Перов «Чаепитие в Мытищах», близ Москвы, 1862 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Но, несмотря на недовольные отзывы и разногласия, которые вызывали работы Василия Григорьевича среди критиков, в 1862 году Императорская академия художеств выделила ему стипендию и достаточно крупную сумму на содержание. Эти средства позволили Перову отправиться за границу, о чём он давно мечтал. Тоска по родине Во время своей заграничной работы Перов много наблюдал за жизнью простолюдинов.
Он часто посещал кварталы, где обитали бедняки, видел самые неприглядные места в европейских городах. Его не интересовали блеск двора или парадные улицы — он хотел увидеть истинную реальность, жизнь большинства людей, а не отдельных избранных, которым посчастливилось достигнуть вершины власти и влияния. Сцены из жизни, подмеченные глазом живописца, нашли отражение в картинах «Слепой музыкант» и «Парижская шарманщица». Несмотря на плодотворную деятельность, Василий Перов оставался истинно русским живописцем.
И хотя прежде он мечтал о поездке за границу, теперь, оказавшись вдали от родины, он отчаянно тосковал по России и её неповторимому родному колориту. Он не получал никого удовлетворения от своей работы и просил разрешения раньше времени прекратить стажировку в европейских странах, чтобы скорее вернуться домой. Ещё до истечения предоставленному ему срока в два года Перов направил в Совет при Академии художеств письмо, где признавался: «Живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ». Василий Григорьевич Перов «Парижская шарманщица», 1864 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Правда и скорбь Возвратившись наконец на родину, живописец продолжил создавать полотна, которые затрагивали социальную тематику.
На творениях 1860-х годов у Перова можно увидеть угнетённых крестьян, несчастных голодных обездоленных людей, нищих, безвольных служащих богатых господ. Как очень точно отмечал Владимир Стасов, именно здесь проявлялась истинная суть искусства реализма: «Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями». В 1865 году живописец создал картину, которую по праву считают одной из лучших его работ — «Проводы покойника» «Деревенские похороны». Жанровое произведение оставило сильнейшее впечатление у критиков и простых зрителей.
Уже в ту пору о Перове начали говорить как о «певце скорби», который способен гениально изобразить самые трагические моменты человеческой жизни. Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, — у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в её горе». Василий Григорьевич Перов «Проводы покойника», 1865 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Знаменитые «Охотники на привале» Это произведение и ряд других работ Василия Григорьевича были представлены на Всемирной выставке 1867 года.
А в скором времени Перов стал преподавателем в Московской школе живописи. Кроме того, живописец пополнил ряды «передвижников», став одним из тех, чьи работы были представлены на первой передвижной выставке. Особенно полюбились публике «Охотники на привале» Перова. Здесь он отошёл от привычной «скорбной» тематики и, напротив, решил удивить зрителя новым взглядом.
Такая, казалось бы, обыденная сцена у Перова приобрела и «вкус», и некий неповторимый колорит. Василий Григорьевич Перов «Охотники на привале», 1871 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Перов-писатель Далеко не все знают, что Василий Григорьевич интересовался не только живописью. Так, например, в шестидесятые годы XIX столетия его увлечением стала литература. Он даже опубликовал два своих произведения — «Тётушка Марья» и «На натуре.
В них он рассказывал о собственном творческом опыте и наблюдениях. Нужно признать, что литературный талант также имелся у живописца, хотя Перов не считал литературу серьёзным занятием. В одном из своих творений он рассказывает с живостью образов и описаний, присущих истинному художнику: «На другой день, около полудня, явилась Фанни… Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза.
Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать». В рассказе «На натуре. Однако теперь он увлёкся написанием полотен со сценками из жизни русской провинции, деревенскими зарисовками.
В итоге подходящего ребенка по имени Вася он встретил на улице с матерью. Перов долго уговаривал суеверную вдову, чтобы та позволила зарисовать ее единственного оставшегося в живых сына. Через несколько лет к Перову пришла убитая горем женщина, в которой он с трудом узнал мать Васи. Крестьянка рассказала, что смерть забрала ее единственного сына, и молила Перова продать ей «Тройку», которая уже находилась в Третьяковской галерее. Перов отвел ее в музей, где одинокая вдова долго плакала и молилась перед портретом умершего сына.
Увидев эту сцену, художник написал для нее отдельный портрет мальчика.