Самые свежие новости дня онлайн, актуальные события во всех 85 регионах России, аналитические и обзорные статьи, фоторепортажи.
Украина.ру
Самые свежие новости дня онлайн, актуальные события во всех 85 регионах России, аналитические и обзорные статьи, фоторепортажи. Ситуация вокруг Ирана и Израиля и конфликт в секторе Газа сегодня играет на руку России, заявил президент Украины Владимир Зеленский в интервью французскому блогеру Уго Траверу. В ленте представлены новости и видео Донбасса, ДНР и ЛНР, России и Украины, а также важные события мира. Последние новости и сводки о ходе спецоперации на Украине от известного журналиста и блогера Юрия Подоляки:: бои за Очеретино, взятие Новомихайловки, успешное продвижение российских войск в районе Часова Яра и Красногоровки. Специальная военная операция рано или поздно завершится успехом для нас», — сказал пресс-секретарь президента РФ, комментируя анонсированное президентом Франции Эммануэлем Макроном обсуждение европейской оборонной инициативы.
Пока Украина ждет военную помощь, Россия готовит мощное наступление
Глава государства полагает, что в этом случае страны, "которые ещё даже сомневаются, поддерживать Украину или нет" перевод по РБК могут перестать поддерживать Россию, чтобы подтолкнуть её к диалогу. При этом он подчеркнул, что несмотря нехватку артиллерийских снарядов и средств радиоэлектронного подавления украинские военные ищут способ и дальше держать оборону. Напомним, что ранее Киев неоднократно отказывался от мирных переговоров с Россией до возвращения Украины к границам 1991 года. Кроме того, Владимир Зеленский утвердил решение Совета нацбезопасности и обороны Украины страны о том, что диалог между странами невозможен, пока президентом РФ остаётся Владимир Путин, недавно победивший на выборах.
Лукин не исключил, что в июне представитель Китая — вероятно, довольно низкого уровня — все же примет участие в мирной конференции в Швейцарии, которую инициирует Зеленский.
Но, скорее всего, китайский дипломат просто понаблюдает за дискуссиями, предполагает эксперт. Однако, по словам Лукина , заокеанский гость вряд ли добьется подвижек в позиции Китая. Си недавно выступил против того, чтобы страны оказывали военную помощь разным сторонам конфликта. Чем отличается отношение Евросоюза и США к СВО На самом деле, для Белого дома уже вполне приемлем тот вариант, при котором Украина просто сохранится как независимое государство, считает бывший украинский парламентарий Килинкаров.
Независимо от того, какую территорию в итоге будет контролировать Киев, Штаты на весь мир заявят, что их усилия и финансы, вложенные в эту страну, включая поставки вооружений, дали результат. Как большую победу преподнесут то, что Украина существует как независимое государство», — пояснил эксперт. По его словам, Евросоюз боялся, что США полностью переключат свое внимание на Ближний Восток и оставят европейцев одних «разгребать» украинский конфликт. Они показали, что не оставили Европу наедине с Россией.
Евросоюз , наверное, будет и дальше что-то выделять Киеву, но ресурсы у него небольшие», — рассказал эксперт. Не думаю, что европейцы смогут помогать в тех же масштабах, что и раньше», — заключил он. Москва сможет поддерживать стабильный натиск на Киев Еще в феврале аналитики британского Королевского объединенного института оборонных исследований RUSI выразили мнение о том, что российские вооруженные силы в зоне СВО смогут «поддерживать стабильный темп атак» в течение всего нынешнего года. Британские эксперты предположили, что Москва не спешит и намерена достичь успеха к 2026 году.
Тут надо понимать, что, несмотря на задержки с официальным пакетом американской военной помощи, все это время Запад продолжал спонсировать Украину и накачивать оружием ВСУ. Воевали наемники, трудились инструкторы, работала западная техника, шли поставки и матпомощь из Европы. И тем не менее линия фронта неумолимо продолжает придвигаться к Киеву. Ну и что с этим делать? Ведь деньги из Вашингтона не могут волшебным образом превратиться в полмиллиона солдат, которые кровь из носу нужны киевским, чтобы остановить российскую армию.
Люди продолжают бегать от тэцекашников и платить своими жизнями за кредит Зеленскому отнюдь не хотят. Поэтому начало нового "контрнаступа" все время сдвигается вправо. Это мнение эксперта приводит агентство Reuters. Так оно отвечает на свой же вопрос "Как американская помощь скажется на Украине? Напрашивается очевидный ответ: никак.
В Минобороны РФ назвали потери ВСУ на Херсонском направлении 20 апреля, 18:07 Считается, что криками про безнадежное положение на фронте Зеленский подбадривал американских конгрессменов, чтобы ему дали денег. Но эта процедура уже почти завершена — голосование в сенате, где доминируют демократы, будет лишь формальностью, а перспективы для Киева мрачны по-прежнему.
По его словам, вооруженные формирования Украины не смогли выдержать давления ВКС и артиллерии, поэтому были вынуждены покинуть свои позиции. Советник отметил, что населенный пункт подвергается давлению сразу с нескольких направлений. В случае возникновения агрессии против республики или ее союзника белорусская сторона рассмотрит возможность задействования военной силы «только после исчерпания возможностей использования политико-дипломатических, правовых, экономических, информационных, идеологических и других мер в интересах обеспечения военной безопасности и обороны». По данным РИА Новости, среди погибших глава сельской администрации Любовь Тымчак, хозяйка одного из частных домов, трое жителей и, возможно, двое силовиков. Подозреваемые признались в убийстве. Они якобы хотели поселиться в Абрикосовке, но Тымчак отказала им в этом, за что ее застрелили. Затем злоумышленники подожгли два дома и планировали сделать то же самое с третьим.
Ru» начинает онлайн-трансляцию 793-го дня специальной военной операции России на Украине. Появились новые записи.
Когда закончится военная спецоперация? Что говорят в России, на Западе и Украине
Об этом заявила министр обороны Бельгии Людвин Дедондер после заседания в формате Рамштайн. Отныне на блокпостах будут работать два представителя Нацполиции и два представителя ТЦК. Сообщается, что по состоянию на 26 апреля во Львовской области обустроены 7 внутренних блокпостов.
Леонид Кучма и Владимир Путин на борту крейсера «Москва» , флагмана Черноморского флота РФ, июль 2001 Двусторонними соглашениями 1997 года были оговорены условия аренды базы Черноморского флота на территории Украины [46] , а также срок пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины — до 28 мая 2017 года. Процесс раздела наследства бывшего Краснознамённого Черноморского флота СССР и окончательного формирования на его базе Военно-морских сил Украины и Черноморского флота Российской Федерации в основном завершился к 2000 году. К этому времени была также формально разрешена проблема статуса Севастополя как основной военно-морской базы двух флотов на Чёрном море [36]. В результате распада СССР в составе независимой Украины оказался регион, большинство населения которого составляют этнические русские [48] , где традиционно сильны пророссийские настроения и размещена главная база Черноморского флота РФ. Кроме того, основной город Черноморского флота — Севастополь — является для России значительным патриотическим символом.
В феврале 1991 года по результатам всекрымского референдума была восстановлена Крымская АССР в составе Украины, а в сентябре 1991 года Верховный совет Крымской АССР принял декларацию о государственном суверенитете автономии [20]. В 1992—1994 годах пророссийскими политическими силами предпринимались попытки отделения Крыма от Украины — так, например, 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма было принято постановление о проведении общекрымского референдума по вопросу независимости и государственной самостоятельности Республики Крым [51] , которое впоследствии было отменено благодаря вмешательству Верховной рады Украины. В России деятельность крымских сепаратистов нашла отклик в первую очередь у московских властей. Тот факт, что никакой делимитации или демаркации проведено не было, позволяло наиболее радикально настроенным деятелям подвергать сомнению даже саму территориальную целостность Украины. При этом российский парламент уточнил, что в связи с конституированием последующим законодательством РСФСР факта передачи Крымской области [53] и заключением между Украиной и Россией договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, а также в связи с закреплением данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, он считает необходимым урегулировать вопрос о Крыме путём межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения [52]. В ответ на это решение Верховная рада Украины 2 июня 1992 года постановила рассматривать постановление ВС РФ по Крыму как «не имеющее юридического значения», а в вопросе статуса Крыма в составе Украины исходить из того, что он не может быть предметом межгосударственных переговоров [54]. Эта же позиция была высказана и в последовавшем на следующий день заявлении украинского парламента по данному вопросу [55].
Президент России Борис Ельцин негативно отреагировал на действия Верховного Совета, заявив: «Мне стыдно за решение парламента… Не начинать же войну с Украиной» [57]. Российский президент предпочёл не обращать внимания на ситуацию вокруг Крыма, будучи слишком поглощённым внутриполитической борьбой и собственными региональными конфликтами, чтобы делать неосторожные заявления в адрес соседнего государства, тем более по территориальным вопросам [20]. Заявление российских парламентариев прозвучало на фоне острого политического кризиса в России 1992—1993 годов, вылившегося в жёсткое противостояние между парламентом и президентом. В 1994 году на Украине начала работу миссия ОБСЕ , главной задачей которой было содействие стабилизации ситуации на Крымском полуострове [60] миссия завершила свою работу в 1999 году в связи с выполнением своего мандата [61]. Её руководители выдвигали ряд лозунгов весьма радикального характера — курс на сближение Республики Крым с Россией, вплоть до полного присоединения, заключение с Россией военно-политического союза, предоставление жителям Крыма российского гражданства [62]. В начале 1994 года был зафиксирован наивысший на тот период успех крымского пророссийского движения: в январе известный общественный деятель Юрий Мешков был избран президентом Республики Крым , а большинство в Верховном Совете автономии завоевал созданный при поддержке Республиканской партии Крыма блок «Россия» [62]. Однако после убедительной победы на президентских и парламентских выборах новое руководство Крыма столкнулось с отсутствием финансовой, экономической, управленческой базы для обеспечения реальной автономии, а также с отсутствием поддержки со стороны самой России, руководство которой пыталось в то время сблизиться с Западом и потому рассматривало активность пророссийских деятелей за рубежом как неприятную помеху, способную возродить на Западе подозрения относительно «неизжитых имперских амбиций» России [62].
В сентябре 1994 года Верховная рада Украины переименовала Крымскую АССР Республику Крым в Автономную Республику Крым [63] , а в марте 1995 года в одностороннем порядке отменила конституцию Республики Крым 1992 года [64] и, соответственно, упразднила пост президента республики. Лишённый своей должности, Юрий Мешков выехал в Россию и смог вернуться на полуостров лишь в марте 2014 года. Ряд крымских партий был распущен в частности, партии, входившие в состав блока «Россия». В 1998 году пророссийские политические силы в Крыму, ослабленные политическим кризисом, потерпели поражение на выборах в Верховный Совет Крыма. Как бы то ни было, Крым таким образом стал окончательно закреплён в статусе региона Украины, вопросы с самоопределением автономного образования и вмешательством в этот процесс российских политиков на некоторое время отошли на второй план. Этому во многом способствовал избранный в 1994 году президент Украины Леонид Кучма. Проводя политику «многовекторности», он сумел наладить отношения с президентом России Ельциным [20].
На определённое время в деятельности пророссийских организаций собственно политическая составляющая ушла на второй план, при этом более важную роль начали играть вопросы русского языка, религии, культуры, исторического самосознания, поддержания связей с исторической Родиной [62]. Новый виток напряжённости вокруг Крыма произошёл уже при президенте Викторе Ющенко [20]. Безъядерный статус Украины и Будапештский меморандум[ править править код ] В результате распада СССР увеличилось число ядерных держав, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории. По этому соглашению все атомные заряды демонтировались и вывозились в Россию, стратегические бомбардировщики и шахты для запуска ракет уничтожались на средства США [67]. Внешний долг СССР[ править править код ] Переговоры по поводу урегулирования внешнего долга СССР и раздела зарубежных активов СССР длились три года и завершились в декабре 1994 года, когда между Россией и Украиной было подписано соглашение об урегулировании вопросов правопреемства в отношении долгов и активов бывшего СССР — украинская сторона в конце концов согласилась на так называемый «нулевой вариант», при котором Россия брала на себя обязательства по оплате всех долгов бывшего СССР, но при этом оставалась единственным владельцем всей советской загрансобственности [69]. Однако соответствующее соглашение так и не было ратифицировано украинской стороной по причине того, что Россия не раскрывает полный перечень зарубежной собственности СССР и сведения о его стоимости.
В связи с этим вплоть по настоящий момент соответствующие бывшие советские активы де-факто контролируются Россией, но их юридический статус до конца не урегулирован [70]. Основная статья: Проблема поставок и транспортировки энергоносителей в российско-украинских отношениях «Газовый вопрос» в отношениях России и Украины возник почти сразу после распада СССР. Разрушение единого экономического пространства бывшего СССР способствовало упадку национальных экономик России и Украины в целом и нефтегазовой отрасли в частности. Тотальная ориентация украинской промышленности и коммунального сектора на российские нефть и газ выступали значительным фактором зависимости украинского государства от Российской Федерации. Однако геополитическое расположение Украины определило и обратную зависимость: прохождение через украинскую территорию всех магистральных экспортных газопроводов « Уренгой — Помары — Ужгород », « Союз » «Оренбург — Западная граница СССР» , «Прогресс» «Ямбург — Западная граница СССР» и отдалённость перспективы прокладки альтернативных путей, с одной стороны, позволяли ей отстаивать собственные позиции по экономическим вопросам, а с другой — предоставляли возможность осуществлять несанкционированный отбор экспортного топлива. В итоге, к концу 1990-х годов подобное поведение превратилось в обычную практику украинских компаний, для борьбы с которой эффективных методов борьбы практически не существовало [69] [71]. В августе 1992 года были достигнуты первые договорённости о поставках газа на Украину и транзите через её территорию, а также о взаиморасчётах по этим операциям.
Межправительственным соглашением особо оговаривалось, что транзитный газ «не подлежит распределению среди населения Украины», в случае недопоставки газа в третьи страны по вине Украины Российской Федерации должны были полностью возмещаться все понесённые в связи с этим убытки, Украина не имела права реэкспортировать полученный из России природный газ [72]. Со второй половины 1992 года задолженность Украины за поставленные энергоресурсы — природный газ для промышленности и населения и нефть для украинских НПЗ — стала всё более усугубляться. Для решения этой проблемы украинское правительство воспользовалось механизмом технических кредитов межгосударственных денежных кредитов, предоставляемых для закупки определённых товаров, которые могут быть погашены либо встречными поставками товаров, либо оформлением государственной задолженности. В связи с тем, что Украина не имела возможности расплачиваться по этим займам, правительство постоянно просило об увеличении их размеров и о новых кредитах [72]. В результате уже к первой годовщине украинской независимости вопрос об оплате за энергоносители стал одной из ключевых проблем российско-украинских отношений [69]. По состоянию на февраль 1993 года долг Украины перед РАО «Газпром», по данным российской компании, превысил 138 млрд рублей. В ответ на объявление о приостановке поставок газа на Украину из-за неуплаты украинские власти заявили, что в таком случае перекроют транзитные газопроводы [73].
Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году [73] [74]. Несмотря на то, что премьер-министры России и Украины договаривались об обеспечении устойчивой работы газо- и нефтепродуктопроводов, проходящих по их территориям, и беспрепятственный транзит этой продукции в третьи страны, в августе 1993 года экспорт энергоресурсов на Украину впервые был приостановлен на пять дней в связи с неуплатой [69]. Практически сразу выяснилось, что сокращение поставок российского газа является малоэффективным механизмом обеспечения возврата долгов. В связи с тем, что основная часть транзитного маршрута к европейским потребителям проходила по территории Украины, это позволяло украинской стороне беспрепятственно осуществлять несанкционированный отбор российского экспортного газа на собственные нужды [72]. С одной стороны, он отчётливо продемонстрировал финансовую несостоятельность государств постсоветского пространства и их полную неготовность к переходу на рыночные условия взаиморасчётов при поставках энергоносителей. С другой стороны, выяснилась зависимость России от ряда новых независимых государств, в частности, в газовой сфере — от Украины, которая в условиях финансового хаоса воспользовалась единственным имевшимся у неё преимуществом — своим геоэкономическим расположением [72] [75]. Несмотря на корпоративные экономические интересы РАО «Газпром», оно постоянно оказывалось «заложником» политического диалога между Россией и Украиной [69].
О справедливости этой фиксированной цены высказывались диаметрально противоположные мнения. Президент России Владимир Путин, например, в середине 2000-х заявлял, что Россия в течение 15 лет ежегодно спонсировала Украину на три-пять миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Президент Украины Виктор Ющенко, однако, утверждал, что Россия на протяжении 1990-х поставляла Украине газ по ценам выше среднеевропейских. Так или иначе, но эта схема оплаты за газ была далека от рыночной, но устраивала и украинскую промышленность, и «Газпром» [71]. При этом, однако, статус монопольного транзитёра позволял Украине в кризисных ситуациях осуществлять «несанкционированный отбор» российского газа из экспортных трубопроводов, что никак не могло способствовать добрым отношениям между государствами. О неожиданно вскрывавшихся «потерях» на территории Украины «Газпром» периодически заявлял; украинские власти сначала всё опровергали, но впоследствии хищения всё же признавали. Если здесь откачают миллиард кубометров — это же ничтожная доля», — заявил президент Украины Леонид Кучма в интервью журналу «Spiegel» в 2000 году.
Это заявление вызвало скандал в России [71]. В дальнейшем создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и Северный поток привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина по крайней мере до конца 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитёром российского газа в Европу [71]. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета МАК , самолёт был сбит украинской зенитной ракетой С-200 , запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове военных учений [77] [78]. Долгое время украинские власти отрицали свидетельства того, что самолёт был сбит украинской ракетой, и затягивали выплату компенсаций семьям погибших. В итоге компенсации всё же были выплачены, но официально взять на себя вину за катастрофу Украина, по сути, отказалась, а уголовное дело, в рамках которого могли быть наказаны конкретные виновники случившегося, было закрыто [79]. Договор о российско-украинской границе[ править править код ] 28 января 2003 года в Киеве президентами двух стран был подписан Договор о российско-украинской границе , который определил по суше линию границы между странами.
В период от подписания до ратификации Договора произошел Конфликт вокруг острова Тузла , вызванный строительством Россией дамбы в Керченском проливе от Таманского полуострова до острова Тузла.
Саммит пройдет в Рио-де-Жанейро в июле 2024 года. Российский президент находится под ордером Международного уголовного суда МУС на арест за военные преступления в Украине. После переговоров со своим украинским коллегой Дмитрием Кулебой Бербок заявила, что украинские дети были похищены и подверглись бесчеловечному промыванию мозгов "с целью настроить их против собственной родины - Украины". Ожидается, что вопрос о похищенных детях Бербок будет поднимать в кулуарах Генеральной Ассамблеи ООН, которая состоится на следующей неделе в Нью-Йорке.
Киев утверждает, что Москва вывезла из оккупированных территорий в общей сложности около 20 тысяч украинских детей. Британия обвинила Россию в атаке на гражданское судно Правительство Великобритании утверждает, что в прошлом месяце российские военные нанесли удар по гражданскому грузовому судну в Черном море. По заявлениям Лондона, "несколько ракет", запущенных российскими войсками, были успешно перехвачены Украиной.
При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна. Документ, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий от платформы рекомендаций СМИ24.
Война Украины и России - последние новости сегодня
Читайте последние новости дня по теме Переговоры России и Украины: Песков: говорить о Минске как площадке переговоров с Украиной преждевременно, Лавров о переговорах: Россия не видит у Киева желания вести дело по-честному. Новости по теме. Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 22 апреля, вечер. Читайте последние статьи из зарубежных СМИ по теме Украина: США ведут опасную игру Украинцы не доверяют ни парламенту, ни кабинету министров, ни министру обороны.
В Киеве заговорили о необходимости перемирия с Россией
Новости сегодня: самые актуальные новости России и мира. Фото и видео. Разговор с украинками из Днепра и Одессы про Россию и Украину сегодня, СССР, СМИ, настрой украинцев и другое. Al Jazeera: Россия и Украина при посредничестве Катара начали процесс воссоединения семей. украина россия. "Украинцы потеряют еще территории": Запад ищет ответ на наступление России. Затяжной кризис в отношениях России и Украины вылился в самую натуральную полномасштабную спецоперацию.
Навигация по записям
- Навигация по записям
- Украина — последние новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Онлайн-трансляция специальной военной операции на Украине — 793-й день
- Отношения России и Украины — Русский эксперт
Россия и Украина раньше и сейчас
Украина. Украину снова подставили: Почему обещанные дотации не спасут Украину. Политика Украина Спецоперация Война Россия Новости YouTube. В отношениях Украины и России очередной кризис. Свежие новости в России и мире. Последние новости с фронта, все о войне и другие актуальные новости Украины! Зеленский: Украина может начать обсуждение с Россией урегулирования конфликта.
Зеленский ждет «несчастливого» исхода СВО. Как это будет: реальные версии
Пока рано говорить, как и куда, но уже в этом году заслуженный военный деятель вернется в Россию и получит заслуженную должность. Читайте последние новости дня по теме Переговоры России и Украины: Песков: говорить о Минске как площадке переговоров с Украиной преждевременно, Лавров о переговорах: Россия не видит у Киева желания вести дело по-честному. Новости, прямой эфир и программа передач Радио «Комсомольская правда».
Враги или братья? История отношений между Россией и Украиной
- Война Украины и России - последние новости сегодня
- Россия и Украина обменялись телами погибших — Росбалт
- спецоперация на Украине — последние новости сегодня | Аргументы и Факты
- Все материалы
- Бесплатно воевать не будут
Украина – последние новости
При этом Россия согласилась оставить Тузлу за Украиной в обмен на сохранение права блокировать проход судов третьих стран через Керченский залив [88]. Президентские выборы. Это Соглашение было одновременно ратифицировано в 2004 году Верховной радой и Государственной думой, проводилась большая работа по созданию общей нормативно-правовой базы экономической интеграции четырёх стран. Именно в Киеве предполагалось разместить органы управления Единым экономическим пространством. Масштабный характер стало приобретать сотрудничество Украины и России в высокотехнологичных отраслях авиационной, атомной и нефтегазовой , разрабатывались крупные проекты, в том числе и по совместному использованию газотранспортной системы. Интеграционные процессы ускорялись тем, что лидеры ЕС и НАТО посылали украинскому руководству чёткие сигналы о невозможности в обозримом будущем присоединения Украины к этим организациям [ источник не указан 144 дня ].
Все социально-экономические прогнозы обещали стране стабильное развитие и высокую динамику экономического роста [89]. Украина, правда, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Однако именно намерение правительства Виктора Януковича который шёл на президентские выборы 2004 года в качестве главы кабинета министров интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [90]. Полемика выплеснулась и за стены парламента, на Майдан Незалежности, расколов украинское общественное мнение и вызвав пристальнейшее внимание со стороны российского руководства, которое делало ставку на победу Януковича и инвестировало в неё значительные средства. Среди тех, кто в эти дни был направлен на Украину, были не только опытные политологи и политтехнологи, но и популярные артисты.
Были проведены масштабные пропагандистские мероприятия — парад, посвящённый 60-летию освобождения Украины от нацистов, торжественное подписание соглашения о железнодорожно-паромном сообщении между портами «Кавказ» и «Крым» [90]. В своих публичных выступлениях Янукович говорил о союзе с Россией, о придании русскому языку статуса второго государственного, что находило отклик у избирателей, проживающих прежде всего в восточных областях Украины [91]. Президентские выборы 2004 года стали, по сути, первой серьёзной попыткой российского руководства развернуть Украину на восток [90]. Как утверждал позднее Андрей Илларионов, занимавший в 2000—2005 годах должность советника Владимира Путина, победа «оранжевой коалиции» «серьёзно шокировала» и жестоко разочаровала российского президента. Это событие, на фоне войны в Ираке и противостояния с Евросоюзом и НАТО, считает Илларионов, «привело к радикальному развороту в сознании, мировоззрении Владимира Путина на международной арене» [90].
Позже, уже после того, как в стране начались массовые протесты, Путин ещё раз поздравил Януковича с победой: «Большинство украинских граждан поддержало Ваше стремление развивать добрососедское и многоплановое сотрудничество с Россией, со всеми странами СНГ и другими государствами Европы и мира» [90]. Но это не помогло. На фоне грандиозных акций протеста, финансирование которых осуществлялось в том числе и из западных источников, Верховный суд отменил результаты второго тура и назначил третий, по итогам которого победителем объявили Ющенко. Его Путин поздравил лишь через несколько недель, уже перед самой инаугурацией [90]. Поражение российской политики на украинском направлении совпало с резким креном украинской власти в сторону Запада — Ющенко провозгласил евроатлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы, который все годы своего президентства старался лавировать между Москвой и Брюсселем.
По заявлению вице-премьера Украины по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука , сделанному сразу же после назначения, Украина не намеревалась отказываться от сближения с Россией в смысле снятия торговых барьеров, но собиралась принципиально поменять политику в отношении России: «Мы станем двумя народами, каждый из которых отстаивает свои интересы… Мы будем говорить с Москвой на равных… Надо сказать россиянам: мы ваши партнёры, но намерены делать только то, что нам выгодно». Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [92]. И сама «Оранжевая революция», и потерпевшая фиаско поддержка Януковича, и последовавший внешний и внутренний курс Ющенко — всё это привело к росту националистических настроений на Украине, породив целую череду затяжных кризисов во взаимоотношениях двух стран. В частности, Россия активизировала свои действия, направленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины; украинское же руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных видов топлива [90]. Уже в апреле 2005 года, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП , президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».
Министр экономики Украины Сергей Терёхин объявил, что Украина будет настаивать на пересмотре базового соглашения по формированию ЕЭП, подписанного в 2003 году, поскольку, согласно тексту соглашения, после поэтапной отмены ограничений в торговле, что должно было произойти до 2012 года , планировалось создание наднациональных органов, которые бы проводили скоординированную экономическую политику. В конце августа 2005 года на саммите глав стран — участниц Соглашения по формированию Единого экономического пространства Виктор Ющенко подтвердил, что украинское руководство считает возможным подписать лишь 15 документов, регламентирующих создание зоны свободной торговли. Остальные документы по ЕЭП, в которых речь идёт о создании наднационального тарифного органа и таможенного союза , украинское руководство не устраивали. С 2007 года начались переговоры о заключении Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. В мае 2009 года Украина вступила в « Восточное партнёрство », одним из направлений деятельности которого являлось развитие экономической интеграции со странами Евросоюза.
Российское руководство, со своей стороны, негативно оценивало как саму « Оранжевую революцию », так и политику нового украинского президента в отношении языкового вопроса , трактовок истории Голодомора и Украинской повстанческой армии , его курс на членство в НАТО [93] [94]. Всё это мало способствовало развитию отношений между Украиной и Россией [90]. Первая встреча новоизбранного президента Украины Ющенко с президентом РФ Путиным прошла уже 24 января 2005 года [95] , однако Межгосударственная комиссия «Путин — Ющенко» за полтора года после объявления о её создании в марте 2005 года так ни разу и не собралась. Тогдашний глава Службы безопасности Украины Александр Турчинов высказал мнение, что пребывание Черноморского флота России на украинской территории противоречит национальным интересам Украины. В декабре 2005 года Украина объявила о необходимости проведения инвентаризации всех объектов, используемых российским ЧФ.
Эти действия совпали по времени с обострением конфликта между Россией и Украиной в отношении цен на российский газ, поставляемый на Украину см. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 , хотя украинские власти отказывались признавать наличие здесь какой бы то ни было связи. В 2006 году Виктор Ющенко заявил, что Украина будет придерживаться положений соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота России на украинской территории лишь до 2017 года [96]. Ющенко заявил, что Конституция Украины не предусматривает возможности пребывания на украинской территории военных баз иностранных государств [97] [98] , а поэтому украинский президент поручил начать подготовку к выводу российского флота после 2017 года [99]. В частности, Россия активизировала свои действия, направленные на строительство трубопроводов в обход территории Украины.
Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и Северный поток привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [71]. Что касается украинского руководства, то оно в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива [90]. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. С этой целью Украина реанимировала ГУАМ , активно участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства и Содружества демократического выбора.
Все эти мероприятия отличались политической ангажированностью и неучастием в них России [100]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Попытки независимого от России энергоснабжения Европы потерпели неудачу [100]. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок. На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам.
В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [100] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. Тема Голодомора[ править править код ] С приходом к власти Виктора Ющенко основой идеологической политики руководства страны [ источник не указан 261 день ] фактически стала тема Голодомора — массового голода 1932—1933 годов на Украине. По всей Украине открывались памятники жертвам голода, музеи и выставки, посвящённые трагедии 1930-х годов. Противники Ющенко утверждали, что Голодомор стал для президента едва ли не национальной идеей , вокруг которой он попытался сплотить нацию [101].
Ющенко не ставил под сомнение утверждение, что Голодомор был геноцидом украинцев, заявляя: «Голод на Украине 1930-х годов не являлся смертью через голод, а убийством народа через голод». По словам Ющенко, «голод на Украине был выбран как способ усмирения украинского народа. Эти преступления по своим масштабам, целям и методам, безусловно, подпадают под определение геноцида, которое даёт конвенция Организации Объединённых Наций 1948 года. Цель была обескровить Украину, подорвать её силы и таким образом устранить возможность восстановления украинской государственности. Эта цель не скрывалась».
В соответствии с этой позицией украинские власти активизировали свои усилия и на международной арене, пытаясь добиться того, чтобы на уровне ООН Голодомор был признан геноцидом, а его отрицание — преступлением [71]. В 2006 году Верховная рада Украины приняла закон, квалифицирующий голод 1932—1933 годов как геноцид украинского народа [102] [103] [104]. Тогда же СБУ опубликовала в интернете 5 тысяч страниц документов ГПУ, относящихся к периоду массового голода 1932-33 годов [105]. В самом Киеве начали раздаваться призывы к требованию компенсации от России как правопреемницы СССР — правда, лишь в том случае, если решение о признании геноцида примет ООН. При этом заместитель главы МИД Украины Юрий Костенко в 2008 году заявлял: «Мы ещё раз отбрасываем какую-либо связь между тем, что мы хотим, чтобы почтили память жертв Голодомора, и тем, что мы будем требовать компенсации от Российской Федерации… Мы много раз говорили, что народ и руководство России не несут никакой ответственности за преступления сталинского режима, за исключением тех, кто говорит, что является продолжателем дела Иосифа Виссарионовича Сталина».
И всё же ни одно упоминание Голодомора в те годы не обходилось без слов о тех, кто сегодня должен покаяться за это преступление [71]. Российское руководство, даже признавая и осуждая репрессии сталинских времён, в итоге так и не отреагировало на призывы о покаянии. В 2008 году Владимир Путин, рассуждая о сложностях в отношениях с Украиной, заявил: «Мы не поднимаем вопросов надуманного характера типа Голодомора, политизируя эти общие проблемы прошлого» [71].
Историю нельзя построить на пересказах, только на документах, либо на пересказах, ставших документами. Бенедетто Кроче 1866 — 1952 , итальянский философ История отношений России и Украины — полна трагизма, военных конфликтов, предательств, и вместе с тем небывалого единства и созидания. Бенедетто Кроче, итальянский философ, кроме того считал историю бесполезной наукой без связи с настоящим, с происходящими сейчас событиями. Но это личное его мнение.
В этой же статье я выскажу свое личное мнение на историю отношений России и Украины, историю скажем так, недопонимания, и об их причинах. Многие недалекие люди начинают говорить, что раз Киев был матерью городов русских, значит из Украины — вышла Россия. На самом же деле в X веке не было никакого этнического деления Восточных славян на русских, украинцев или белорусов. Это была одна этническая общность. Да, в ней были различия — племенные, различия в образе жизни, культуре. Но иначе и быть не может ввиду огромной территории, которую занимала Древняя Русь. Кстати, про образование государственности у славян читайте здесь.
Я считаю, что именно в рамках этого государства и появились те факторы, которые стали объединительной силой будущих народов: русского, украинского и белорусского. Вот они: Христианизация Руси оказала сильнейшее культурное и объединительное влияние на восточных славян. Теперь они верили в одного бога, строили одни и те же храмы, читали одни и те же религиозные трактаты, писали одни и те же летописи. Если раньше их разделяло язычество, они шли войной друг на друга вспомним восстание древлян , дружина спорила с князем, то теперь, уже, в XI столетии, при Ярославе Мудром такого не было. Русь достигла своего расцвета — перед упадком. С конца XI века началась феодальная раздробленность. Кстати, про ее причины здесь , а про ее последствия тут.
Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Несмотря на конфликтные отношения с Россией, Украина решила пойти на продление договора — так 29 сентября 2008 года Олег Билорус, в 2007—2012 гг.
О необходимости продления «Большого договора» было также заявлено на переговорах глав МИД обеих стран [56]. Продление поддержал и сам президент Украины Виктор Ющенко [57]. Таким образом, до 1 октября 2008 года ни России, ни Украина не выдвинули официальных возражений против пролонгации «Большого договора», поэтому он был автоматически продлён на следующие 10 лет в соответствии с 40-ой статьей. Такая ситуация, с одной стороны, отражала крах антироссийской политики Юшенко в плане тяжёлых для населения экономических последствий и усталости от постоянной пропаганды, направленной на очернение России и создание Украине образа страны-жертвы.
В этот же день в эксклюзивном интервью «Воскресному Времени» он рассказал о своей концепции внешней политики Украины, пообещав восстановить сбалансированные и дружеские отношения с Россией. Вопрос: Вы уже обговорили о своих внешнеполитических приоритетах на этой неделе, тем не менее, я не могу не повторить этот вопрос в нашем интервью. Какими вы видите отношения и с Россией, и с Западом? И наиболее болезненный вопрос - судьба НАТО.
Как будет Украина строить свои отношения с этим блоком? Янукович: У нас будут сбалансированные отношения, прагматичные отношения. Что касается России, мы в обязательном порядке восстановим уровень дружеских отношений, таких, которые соответствуют интересам Украины и России. И, я думаю, что те традиционные связи, которые были, к которым стремятся украинский и русский народы, мы их восстановим.
И мы уже на этот вопрос ответили. Украина сегодня заинтересована в том, чтобы развивался проект создания системы коллективной безопасности европейской, мы готовы принимать в нем активное участие и поддержать инициативу Президента Дмитрия Медведева" [6]. Улучшение действительно наступило, но далеко не такое, как хотелось бы России. Янукович отказался от вступления в НАТО, но сохранил в качестве стратегической цели украинского государства идею интеграции в Евросоюз, [37] а не в гипотетический союз Украины, России и Беларуси [38].
Были подписаны так называемые Харьковские соглашения по Черноморскому флоту, продлившие срок его размещения в Крыму на 25 лет. Произошёл рост взаимного товарооборота Украины и РФ до 42 млрд долларов в 2010-м и 50,6 млрд долларов в 2011 году, оживилось сотрудничество в различных областях. Интенсивный характер получили контакты на высшем государственном уровне: в 2010 году президенты государств Дмитрий Медведев и Виктор Янукович встречались 10 раз, состоялся официальный визит президента России Дмитрия Медведева на Украину [6]. Харьковские соглашения 2010 В апреле 2010 года состоялся визит в Харьков президента России Дмитрия Медведева, в ходе которого лидеры Украины и России достигли соглашения о продлении на 25 лет срока пребывания Черноморского флота в Крыму, с возможностью его продления ещё на 5 лет — до 2042—2047 годов [58] [59].
Одновременно была достигнута договорённость о поставках в Украину российского газа на льготных условиях. После присоединения Крыма в 2014 году, Россия в одностороннем порядке денонсировала Харьковские соглашения [31]. В Соглашении оговорена арендная плата за пребывание ЧФ в Крыму, устанавливаемая с 2017 года и формируемая главным образом за счёт снижения цены на поставляемый на Украину природный российский газ. Летом 2011 года были подписаны ещё два соглашения по Черноморскому флоту — первое регулировало режим и порядок пребывания военнослужащих вне границ дислокации, а второе — совместные действия в борьбе со стихийными бедствиями [39].
Заключение Харьковских соглашений вызвало резкое неприятие в среде украинской оппозиции. Перед и во время их ратификации проводились многочисленные акции протеста [60]. Сторонники Тимошенко и Ющенко, проигравших президентские выборы, обвинили Януковиче в предательстве интересов страны, заявляя, что в результате достигнутых договорённостей республика частично потеряла суверенитет и лишилась части территории. Сторонники же Януковича, в свою очередь, утверждали, что соглашения направлены на нормализацию российско-украинских отношений и, кроме того, скидка на газ позволила стабилизировать непростую в то время финансовую ситуацию в стране и сохранить низкие тарифы на газ для населения [40] Обострение газового вопроса 2011—2012 На момент подписания Харьковских соглашений обе стороны были вполне удовлетворены их условиями — это был копромисс, устроивший обе страны — но за два года ситуация изменилась.
В 2012 году на Украине стали всё больше говорить о невыгодности соглашений и необходимости либо их ревизии, либо в случае отказа России их денонсации. Недовольство Украины вызывал тот факт, что Россия отказывалась от пересмотра газовых контрактов 2009 года и, соответственно, от снижения цены на поставляемый газ — на момент 2012 года по данным «Нафтогаза Украины» , цена за 1 тыс. Осень 2011 года Николай Азаров, в 2010—2014 премьер-министр Украины, пригрозил России иском в Стокгольмский арбитражный суд по поводу газовых контрактов, а также пообещал за счет украинского угля сократить втрое потребление газа из России. О том же говорил и Юрий Бойко, в 2010—2012 министр энергетики и угольной промышленности Украины, заявляя о готовности украинских ТЭЦ перейти на отечественный уголь — впрочем о конкретных шагах в 2012 году не было ничего известно.
Однако реальной угрозы Харьковским соглашениям не возникло — Россия не собиралась покидать базу в Севастополе до 2042 года, а Украина была кровно заинтересована в скидке на газ. Таким образом, киевское руководство решило обезопасить договор от нападок оппозиции. Ранее фракции «Блок Юлии Тимошенко» глава Юлия Тимошенко и «Наша Украина — Народная самооборона» глава Виктор Ющенко регулярно выступали в парламенте с предложением денонсировать соглашения [40]. В мае того же года Конституционный Суд Украины признал данный закон неконституционным [61].
Обострение вопроса базирования российского флота 2012 В определенной мере Черноморский флот РФ стал заложником непростых газовых отношений двух стран — уже в 2012 году украинское руководство предпринимало шаги, препятствующие его нормальному функционированию. Это привело к нескольким спорам по поводу базирования Черноморского флота России на Украине. Во-первых, для России одним из ключевых вопросов был проблема модернизации вооружений и техники подразделений, дислоцированных в Крыму — физическое и моральное устаревание техники угрожало в недалеком будущем потерей боеспособности флота. Для России это был один из ключевых вопросов — физическое и моральное устаревание техники угрожало в недалеком будущем потерей боеспособности флота — при этом российское руководство считало неприемлимым добавление в потенциальное соглашение пункта об обязательном согласовании с Украиной замен кораблей и самолётов, на котором настаивала Украина.
Также руководство Украины требовало предоставления полного перечня вооружения новых кораблей и заключения контрактов на их обсуждение с украинскими судоремонтными предприятиями — причем не только для флота, но и для наземной техники, береговых систем и авиации. В итоге соглашение так и не было подписано [62] [63] [40]. Во-вторых, Россия была недовольна намерением Украины собирать собирать таможенные пошлины со всех товаров, ввозимых для нужды Черноморского флота. Даже более того — руководство России пыталось добиться отмены всех налогов, которые действовали для грузов, ввозимых для обеспечения дееспособности российского флота [40].
В-третьих, проблема принадлежности объектов навигационно-гидрографического обеспечения НГО также вызвала серьёзные разногласия сторон. Украина настаивала на заключении отдельного соглашения по этим объектам, ибо они не были собственностью Черноморского флота. В 2011 году Минобороны Украины потребовало у России вернуть маяки, находящиеся в пользовании Черноморского флота [64] — при этом Олег Волошин, представитель МИД Украины, заявил о продолжении поисков компромисса на заседании украинско-российской рабочей группы [65] [40]. В апреле 2012 года в Москве прошли переговоры по всем эти вопросам, но они закончились практически безрезультатно.
Единственный момент, в котором прогресс казался возможным, это проведение инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости, используемых флотом. К 2012 году участились коррупционные скандалы, связанные с их незаконным использованием — однако, власти России, видимо, решили навести здесь относительный порядок, чему, правда, активно препятствует флотское руководство [40]. О евроинтеграционной политике Януковича — см. Отношения Украины и Европейского Союза Первые годы в «Восточном партнерстве» 2010-2013 Взаимосвязь России и Украины играет решающую роль во всей евразийской геополитике — на это указывал Збигнев Бжезинский, знаменитый американский геополитик и политолог, в своей книге «Великая Шахматная Доска» [41] : Без Украины с ее 52-миллионным славянским населением любая попытка Москвы воссоздать евразийскую империю способствовала бы, по всей видимости, тому, что в гордом одиночестве Россия оказывалась запутавшейся в затяжных конфликтах с поднявшимися на защиту своих национальных и религиозных интересов неславянскими народами...
Любое новое евразийское государство, базирующееся исключительно на власти России, без Украины неизбежно с каждым годом будет становиться все менее европейским и все более азиатским Именно Украины еще с середины 1990-х годов оказалась «камнем преткновения» для Европы в ее движении в восточном направлении и для России в ее движении к Западу. Украина как никакя другая из республик бСССР за исключением, может быть, Беларуси важна для России в качестве «коридора стратегической безопасности», возможность контролировать который давала бы ей серьезные «бонусы» в отношениях с Европой. В свою очередь, для Европы и Запада в целом Украина, наряду с Турцией, является геополитическим плацдармом, позволяющим, при необходимости, ограничивать возможности экономического и стратегического маневра России на юго-западном направлении то есть «закрывать» для нее и Ближний Восток, и Юго-Восточную, и Центральную Европу [42]. Параллельно этим процессам в конце 2011 года в качестве постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого Экономического пространства была создана трехсторонняя с участием России, Беларуси и Казахстана Евразийская экономическая комиссия ЕЭК [42].
Ввиду непосредственно расположения рядом с Россией и Белоруссией и наличия с ними давних торгово-экономических связей, Украина рассматривалась как один из естественных кандидатов на вступление в Таможенный союз. Россия предлагала Украине присоединиться к Таможенному союзу, аргументируя это выгодой для украинской экономики, а значит, и для внутренней стабильности государства. Одним из аргументов была возможность получать российские энергоносители, в частности газ, по внутрисоюзным тарифами [38]. Другим аргументом был ожидавшийся в связи с этим рост украинской экономики — на встрече с Януковичем в марте 2012 года Владимир Путин заявил, что «В случае присоединения Украины к Таможенному союзу рост ВВП для Украины составит от 1,5 до 6,5 процентов в зависимости от глубины интеграции» [43] При этом руководство России не учитывало политическую составляющую, а точнее направленность украинских элит на интеграцию именно с ЕС, а также обязательства руководства страны перед Евросоюзом.
В итоге, всё было сведено к сугубо символическому участию Украины в Таможенном союзе в качестве «наблюдателя». Украине было отказано в выборочных преференциях в торговле с Таможенным союзом. Янукович, продолжая курс на евроинтеграцию страны, вёл переговоры с Россией, пытаясь выработать приемлемую модель сотрудничества Украины с Таможенным союзом. Таким образом, он пытался получить экономические и торговые преференции, как со стороны России, так и со стороны Запада одновременно [31].
В сентябре 2013 года правительство Украины одобрило проект Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом — спустя месяц Путин прямо заявил, что в случае создания ассоциации с ЕС Украина не сможет присоедиться к Таможенному союзу [44]. И если нет, то почему? Путин: Нет, невозможно. Невозможно это потому, что в рамках этой ассоциации предполагается создание зоны свободной торговли между Евросоюзом и Украиной.
В рамках этой зоны Украина берёт на себя обязательство внедрить на своей территории торговые правила, торговые режимы торговой политики Евросоюза... Это не значит, что мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках зоны свободной торговли, а на них будет распространено правило так называемого режима наибольшего благоприятствования. То есть в такое же положение будут поставлены товары украинского производства, как и всех других стран мира — членов ВТО.
Неофициально сообщалось, что Россия предложила Украине около 15 млрд долларов США в виде прямой экономической помощи, кредитов и прочих преференций. Также Украине пообещали снизить цену на энергоносители, в частности, газ, что должно было позволить сэкономить бюджету страны еще несколько миллиардов долларов. Российские предложения были гораздо выгоднее обещанных Европой 600 млн евро, которые Украина смогла бы получить в случае подписания Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Российская сторона также предложила расширить межгосударственную кооперацию, участвовать в финансировании нескольких крупных проектов в области инфраструктуры.
Более того, украинским предпринимателям, в том числе, и из ближайшего круга президента Януковича, было предложено участие в «чрезвычайно выгодных проектах», что должно было вызвать личную заинтересованность в сотрудничестве именно с Москвой. Возможно, именно это обстоятельство стало решающим в решении украинской власти отсрочить подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом [31]. В конце ноября 2013 года, за неделю до саммита «Восточного партнерства», где должно было состояться подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, правительство Украины приостановило подготовку к подписанию Соглашения, что привело к массовым протестам на Площади Независимости в Киеве получившие впоследствии названия «Евромайдан» и «Революция достоинства». После разгона палаточного городка протестующих в ночь на 30 ноября протесты приняли антипрезидентский и антиправительственный характер [31].
Отношения после Евромайдана Основная статья: Украинский кризис Президент Виктор Янукович был свергнут и бежал в Россию в результате госпереворота в феврале 2014 года , когда после длительных протестов так называемый Евромайдан начались столкновения с силовиками в Киеве.
Новости, прямой эфир и программа передач Радио «Комсомольская правда»
Возможно ли расширение Эксперт считает, что Зеленский, понимая, что его «сливают», может решиться на масштабирование конфликта. С военной точки зрения обстрелы Белгорода и других населенных пунктов не имеют никакого смысла. Более того — они вредны, поскольку впустую расходуются боеприпасы, а часть украинской артиллерии нам удается уничтожить, — рассуждает Андрей Земцев. Спровоцировать ее на ответные удары по гражданским объектам в Киеве, Харькове, Одессе, Львове. Благо нам их нанести крайне просто. Зеленскому очень-очень нужна Буча.
Только не такая, как в 2022-м — в нее никто не поверил, — а настоящая, с сотнями, а лучше тысячами гражданских жертв. В этом случае он может рассчитывать уже на прямую помощь Запада, взмолившись «остановить геноцид». Второй путь, по которому идет сейчас Киев, — возвращение сбежавших на Запад беженцев. И для перерегистрации они указали место жительства. Теперь из посольств Украины им будут приходить повестки на фронт.
А кто не придет — тут же пришлют запрос из Генпрокуратуры Украины — дескать, человек уклонист, верните его на Родину. Кого-то, глядишь, и пришлют. По мнению эксперта, обстрелы мирных городов России и отлов уклонистов уже в Европе — признак начала конца Киевского режима. Украина «кончается», — считает Андрей Земцев. Если учесть, что, по данным украинской стороны, каждый день военных действий обходится ей в 100 миллионов, то, получается, объем помощи — на два с половиной дня.
В Вашингтоне пока не могут согласовать дополнительное финансирование для Украины на 2024 год: президент Джо Байден настаивает на выделении Киеву 61 млрд долларов, однако республиканцы требуют больше финансирования на охрану собственных границ. В начале января представитель госдепа Мэттью Миллер сообщил, что США продолжат оказывать военную поддержку Украине, но не на уровне 2022—2023 годов. Сейчас Украина держится главным образом за счет старых запасов денег, оружия и боеприпасов. А еще — за счет помощи европейских стран. Но и запасы тают, и уровень помощи снижается.
КСТАТИ Министр экономики Украины Юлия Свириденко рассказала в интервью Financial Times, что без западной помощи Киев не сможет выплатить вовремя пенсии миллионам граждан, а также зарплаты 500 тысячам чиновников и 1,4 млн учителей. По ее словам, стране срочно необходимо получить не менее 37 млрд внешней поддержки на 2024 год. Некоторые западные политики высказались в духе, что Киев мог бы «продержаться несколько месяцев за счет внутренних заимствований и денежно-кредитного финансирования со стороны Нацбанка», то есть, по сути, временного включения печатного станка, пока «партнеры утрясают разногласия». Однако Свириденко заявила, что «такие шаги лишь спровоцируют инфляцию и могут подорвать финансовую стабильность страны».
Нам много чего обещали, поэтому здесь одних обещаний недостаточно", — подчёркивал президент России. Он указывал, что "сейчас вести переговоры только потому, что у них патроны заканчиваются, — это как-то нелепо с нашей стороны". Но мы должны чётко и ясно понимать для себя, что это не пауза, которую противник хочет взять для перевооружения, а это серьёзный разговор с гарантиями безопасности Российской Федерации. Мы знаем различные варианты, о которых идёт речь, знаем те "морковки", которые нам собираются показывать, для того чтобы убедить нас в том, что момент настал. Мы хотим, повторяю ещё раз, разрешать все споры и данный спор, данный конфликт, мирными средствами. И мы готовы к этому, мы этого хотим. Но это должен быть серьёзный разговор с обеспечением безопасности и для противоборствующей стороны, и в данном случае нас прежде всего интересует безопасность Российской Федерации. Мы из этого и будем исходить", — отмечал президент России. Стало известно о поисках французских наёмников для боев на Украине. Во-вторых, конечно же, веры никакой им нет... Не с формулы Зеленского надо начинать, ее надо вообще в сторону. Если хотят, как сказал президент, давайте пообсуждаем те основы, на которых мы готовы договариваться", — указал Лавров. При этом он подчеркнул, что Россия сделала вывод из обмана Украины в Стамбуле.
Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки. Дополнительное согласование не требуется.
Украина уходит в оборону. Удастся ли Москве принудить Киев к миру силой Бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны, генерал-полковник в отставке Леонид Ивашов считает, что Россия должна взять под контроль всю левобережную Украину, что, «конечно, вопрос не текущего года», и «технологически догнать Запад», чтобы эффективнее отражать атаки воздушных и морских дронов. Евсеев объяснил, что украинское население «нас еще не принимает» и «надеется сохранить прежнюю жизнь», а российской армии пока «нет смысла проводить широкомасштабные наступления», поскольку ВСУ еще сохраняют боеспособность. Некоторые российские эксперты допускают заморозку конфликта на Украине, но подчеркивают, что такой сценарий невыгоден России. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов считает , что в условиях проблем с финансированием и поставками западного оружия «не то, что заморозка, а даже скорее перемирие было бы в интересах Украины». Предпосылок для заморозки конфликта со стороны России, по его мнению, нет. Эксперт Бюро военно-политического анализа Николай Костикин в свою очередь считает, что прекращение огня устроило бы Россию и принесло ей «небывалый ранее авторитет». Однако, по его мнению, заморозка возможна только при условии смены администрации США по итогам выборов в ноябре 2024 года. Что говорят на Украине О том, что в наступившем году ждать завершения боевых действий не приходится, говорят и украинские спикеры. По его мнению, в ближайшие годы военные действия не закончатся. На Украине отвергают вариант заморозки конфликта, хотя и не отрицают такого развития событий. Запад опасается эскалации и применения оружия массового поражения, поэтому помогает Украине «ровно на столько, сколько нужно, чтобы она не потерпела поражение», и в то же время с оглядкой на Россию, считает бывший заместитель Генштаба ВСУ, генерал-лейтенант запаса Игорь Романенко. Главной задачей для украинской армии на 2024 год Романенко назвал проведение «стратегической оборонительной операции», для выполнения которой, по его словам, необходимо мобилизовать не менее 300 тыс. Новое наступление ВСУ, по оценке генерала запаса, возможно «в лучшем случае» во втором полугодии при условии накопления необходимых ресурсов. Безусловно, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые изменят ситуацию, но в целом тенденция такова.