Технологии могут пойти ещё дальше, и тогда в платёжный инструмент может превратиться ваш собственный голос или отпечаток пальца.
Стратегия развития национальной платежной системы на 2021-2023 годы
В качестве реализации новых платёжных технологий рассматривается создание в России локальной платёжной системы. Новые технологии в платежных картах и других способах оплаты, пластиковые карты со сканером отпечатка пальца, меняющийся CVV-код и другое. разработка новейших платежных технологий и современных платежных систем с поддержкой разных типов операций, возможностью кастомизации и антифрод-фильтрами.
Современные платёжные технологии: текущее состояние и тенденции развития рынка
Это в 5—7 раз выше, чем в странах ЕС, и сопоставимо со стоимостью обработки наличных для ритейлеров. Такие высокие ставки позволили проводить выгодные программы лояльности предоставлять кешбэк, мили и т. Главным толчком к переходу на безналичные расчеты послужило развитие средств бесконтактной оплаты, особенно токенизированных карт. Этому способствовало повсеместное распространение соответствующих POS-терминалов. Уже в 2019 г. В 2018 г. Россия была мировым лидером по объему бесконтактных платежей. Как уже отмечалось, преобладающий способ оплаты меняется редко. Поэтому запущенные в то же время механизмы оплаты через СБП и платежные сервисы банков не смогли конкурировать с токенизированными картами, несмотря на меньшую стоимость приема платежей для ритейлеров. Это объясняется тем, что данные сервисы не улучшили клиентского опыта покупателям предлагается сканировать QR-коды и менее выгодны для потребителей кешбэк не предоставляется или он слишком мал.
Уход международных компаний из России в 2022 г. С одной стороны, ухудшился клиентский опыт использования токенизированных карт, особенно на устройствах Apple. Некоторые банки пытаются выправить ситуацию, например при помощи стикеров с функциями карты, которые клеятся на телефон. С другой стороны, крупнейшие банки-эквайеры внедрили механизмы оплаты по QR-коду, в частности при помощи СБП. Международный опыт показывает, что в странах, где преобладает оплата по QR-коду, банки взаимодействуют с ритейлерами теснее. Так формируются замкнутые экосистемы, в которых клиенты могут получать дополнительные бонусы скидки и баллы лояльности за оплату товаров через соответствующие приложения. Перспективы использования цифровых валют в России Уже почти 10 лет в России обсуждаются вопросы, касающиеся регулирования оборота цифровых валют и использования технологии блокчейн в платежной инфраструктуре. Применять криптовалюты в качестве средства платежа на данный момент запрещено. Недоверие к ним объясняется, в частности, их ограниченной масштабируемостью, и нестабильностью курсов.
А такие события, как недавний коллапс биржи FTX, ставят под сомнение надежность нерегулируемых цифровых денег. Из основных форм цифровой валюты, упомянутых выше, в России вероятнее всего внедрение ЦВЦБ, а именно цифрового рубля. Он мог бы занять определенную нишу на рынке внутренних розничных платежей, поскольку является не спекулятивным активом, а альтернативным средством расчетов. ЦВЦБ для розничных платежей могут внедряться в различных формах. Внедрение цифровой валюты позволяет усилить контроль за платежами и снизить стоимость их проведения. Эмиссия цифровой валюты происходит быстрее и обходится дешевле, чем выпуск наличных, поэтому решения ЦБ реализуются оперативнее. При этом усиливается контроль за использованием бюджетных средств и повышается прозрачность экономики. Учитывая эти факторы, можно ожидать, что цифровой рубль будет активно продвигаться Банком России. ЦБ отмечает еще несколько важных преимуществ внедрения цифровой валюты.
Клиентам будет удобно использовать единый цифровой кошелек через приложение любого коммерческого банка или другой финансовой организации. Офлайн-режим позволит осуществлять безопасные цифровые транзакции без доступа к интернету. Стоимость администрирования платежей для государства снизится. У коммерческих банков появятся новые возможности для предложения продуктов на основе цифрового рубля. Новая форма оплаты может стать важным инструментом и в международных расчетах. В настоящее время не ожидается, что цифровой рубль займет основную долю объема розничных платежей. У него нет очевидных преимуществ с точки зрения удобства повседневного использования, и он не так выгоден для конечных потребителей, как другие платежные средства, поскольку не предполагает начисления процентов, на остаток и, скорее всего, кешбэка. Внедрение цифрового рубля может существенно повлиять на прибыльность основных игроков рынка, поскольку они получают немалый доход за счет высоких межбанковских комиссий и процентных ставок. Банки могут лишиться чистого комиссионного дохода от обработки карточных платежей, а средняя стоимость привлечения остатков может вырасти.
Абсолютный размер сокращения доходов банковского сектора зависит от оборота цифрового рубля и объема остатков на кошельках в ЦБ. По предварительной оценке, на горизонте 3—5 лет после успешного пилотирования и полномасштабного внедрения банки могут терять до 50 млрд руб. В свою очередь, потребители могут остаться без кешбэка, начисляемого за покупки. Ритейлеры же, напротив, извлекут выгоду, поскольку смогут экономить на эквайринге и моментально зачислять средства на счет.
И они будут голосовать своим кошельком. В данном случае они виртуальные.
Чем проще, удобнее, многофункциональнее и надежнее платежная система, тем больше у нее шансов сохранить лидирующие позиции. Исследование рынка электронных платежей в России Boston consulting group BCG опубликовала отчет об использовании электронных платежных систем в России. С 2010 по 2018 год количество операций по безналичным картам в России выросло в 30 раз. В то же время Россия стала мировым лидером по количеству защищенных токенизированных транзакций. BCG называет Россию главным локомотивом Восточноевропейского рынка. Оказалось, что в целом доля пользователей, которые периодически платят через Интернет, не сильно изменилась.
В то же время количество людей, которые платят онлайн за такси, бронирование гостиниц и билеты на транспорт, увеличилось, в то время как количество пользователей, которые отправляют денежные переводы и оплачивают онлайн-игры, стало немного меньше. Чаще всего люди пользуются банковскими картами, Сбербанк Онлайн, Яндекс. Деньги и QIWI кошель ки. Рис 1. Этот большой шаг стал важным поворотным моментом не только для фирмы, но и для всего рынка платежных услуг. Из платежной системы, ориентированной на взаимодействие с партнерами, эта компания превратилась в многофункциональный пользовательский сервис.
У QIWI появились новые принципы и стандарты работы с нашими пользователями. QIWI технологическая компания, являющаяся оператором электронных платежных услуг нового поколения и одним из ведущих участников российского рынка платежных услуг. В 2018 году у QIWI было более 20 миллионов активных электронных кошельков и более 45 миллионов клиентов, пользующихся услугами, предоставляемыми ежемесячно.
НАФИ оценило рынок электронных платежей НАФИ оценило рынок электронных платежей Национальное агентство финансовых исследований опубликовало прогноз развития рынка электронных платежей в 2017 — 2018 годах. Аналитики разделили рынок на три сегмента: карточные платежи, электронные кошельки, мобильные платежи. В настоящее время банки находятся под мощным прессингом со стороны небанковских организаций в лице мобильных операторов и операторов электронных кошельков. Банки, которые не смогут адаптироваться к изменениям, будут вынуждены уйти с рынка. Нужно отметить, что банки приняли вызов и меняются согласно трендам рынка и растущим ожиданиям потребителей. Всё это по праву позволяет им удерживать пальму первенства на рынке платежей по объему и качеству оказываемых услуг. Одно из лучших доказательств этому такие инновационные банки как Тинькофф Банк, Сбербанк, Альфа-Банк с их мобильным банкингом и богатым спектром предлагаемых услуг.
Второе место занимают компании операторы электронных кошельков. Они уже имеют сложившуюся клиентскую базу, не уступают по ассортименту услуг банковскому сектору, но в большей степени оптимизированы для работы с онлайн-аудиторией потребителей. На третьем месте находятся операторы мобильной связи. Несмотря на хорошую экспертизу по приему платежей, выпуск полноценных банковских карт под своим брендом сильно меняет ситуацию для оператора. По факту этот сегмент игроков сложился в начале 2017 года, когда вся четверка операторов обзавелась собственными предложениями для рынка. Их можно назвать новыми игроками на этом рынке, с пока ещё очень маленькой долей. Им предстоит «подтягиваться» к уровню основных игроков в качестве сервиса личный кабинет, бонусные программы, работа поддержки и т. В ближайшие 1-2 года их доля будет расти за счёт огромной базы абонентов и выгодных финансовых условий.
Развитие технологий и обновление регулятивной базы приводят к серьезным изменениям на рынке. Противостояние традиционных банков и новых игроков в сфере финтех, как и усиливающаяся конкуренция между платежными системами, порождают новые технологии и услуги, которые изменяют способ взаимодействия пользователей с финансовыми инструментами. Пользователи все чаще отказываются от традиционных банковских услуг в пользу мобильных приложений и других современных переводов, используя новые возможности и удобства, предоставляемые стартапами и крупными компаниями. В этих условиях регулятор вынужден учитывать эволюцию рынка, предлагать новые правила и стандарты для безопасной и стабильной работы платежных систем. Ключевые слова: российский банковский сектор, платежные системы, операторы платежных систем, криптовалюты, цифровой рубль, бесконтактный способ оплаты. JEL Е42, Е58, в21. По итогам первого квартала 2023 г. Количество операторов по переводу денежных средств на 1 июля 2023 г. В 2023 г. По состоянию на 1 июля 2023 г. Количество операторов услуг платежной инфраструктуры также не изменилось с нача- ла года: в настоящее время функционируют 24 операционных центра, 25 платежных клиринговых центров и 23 расчетных центра. Количество переводов денежных средств в рамках платежной системы Банка России в первом квартале 2023 г. В общей структуре денежных переводов2 преобладают кредитовые переводы с использованием платежных поручений. За истекший год структура не изменилась, однако можно отметить некоторый рост доли расчетов с использованием платежных карт. Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях закон, создающий основу для внедрения цифрового рубля и осуществления расчетов с его помощью4. Закон определяет понятия «платформа цифрового рубля», «правила платформы цифрового рубля», «участник платформы цифрового рубля», «пользователь платформы цифрового рубля», «цифровой счет кошелек ». Перечень субъ- ектов национальной платежной системы дополняется новым субъектом - оператором платформы цифрового рубля. Устанавливаются требования к организации функционирования платформы цифрового рубля, порядок открытия, ведения и закрытия цифрового счета и доступа к платформе цифрового рубля.
4. Развитие системы платежей и расчетов
Передача денег между пользователями будет выглядеть как перемещение цифрового кода между двумя кошельками. Вот еще несколько особенностей операций с цифровым рублем: Доступ к ЦВЦБ будет возможен через любую финансовую организацию, в которой у человека есть счет, — при условии, что банк подключен к платформе цифрового рубля. Пополнить кошелек можно будет на сумму до 300 тысяч рублей в месяц. О таком ограничении заявили в руководстве ЦБ. Проценты на остаток по цифровым кошелькам начисляться не будут. В случае с безналом мы получаем такое поощрение от банков, потому что фактически даем им деньги в долг. Цифровые рубли, как и наличные деньги, принадлежат только владельцу, а потому не могут приносить пассивный доход.
Источник: презентация ЦБ РФ , слайд 7 Кроме посредничества в совершении транзакций банки будут предоставлять клиентам свою платежно-расчетную инфраструктуру для превращения наличных или безналичных рублей в цифровые и наоборот. Какие будут тарифы. До 2025 года, пока цифровой рубль будут обкатывать в тестовом режиме, любые операции с ним на платформе Банка России будут бесплатными. А далее придется платить.
Кроме того, оплачивать покупки таким способом можно очень быстро, без дополнительных манипуляций со смартфоном или картой. Да и в том случае, если платежные средства или документы остались дома, это не станет причиной менять свои планы. Сегодня многие привыкли оплачивать покупки при помощи смартфона и отключение такой функции на у Apple привело к большому дискомфорту — многие по-прежнему уходят из дома без карт и наличных, рассчитывая на бесконтактную оплату. При этом оплата смартфоном имела ряд нюансов, которыми активно пользовались мошенники. Биоэквайринг их полностью исключает, при этом на первое время Центробанк обещает установить определенный лимит на покупки, сделанные при помощи биометрии», - отметил депутат. Первым проектом биоэквайринга в России в 2016 году стала разработка «Азбуки Вкуса» и Сбера. Тогда отпечатки двух пальцев привязывались к банковской карте, пользователь придумывал пароль, который впоследствии также нужно было вводить при оплате, приложив к терминалу палец. Карта и смартфон при этом были не нужны. За время работы системы не было зафиксировано ни одного случая мошенничества, но пользователи жаловались на плохой внешний вид терминалов и скорость их работы. В 2019 году проект был перезапущен, а потом и вовсе приостановлен. Опыт работы при помощи технологии «оплаты лицом» есть и у «Магнита» - торговая сеть запускала такую систему в тестовом виде в нескольких магазинах Казани и Краснодара. Для ее использования нужно было скачать приложение SWiP, привязать банковскую карту и сделать селфи. В магазине покупатель мог просто посмотреть в камеру терминала, установленного на кассе, после чего система узнавала лицо, применяла персональные скидки и предлагала подтвердить списание денег со счёта одним нажатием.
Во-первых, наблюдается повышение технологической грамотности населения, обусловленное развитием Интернета и интересом клиентов к использованию новых технологий и дистанционных каналов обслуживания. Исследование PricewaterhouseCoopers «Новые цифровые технологии: переломный момент» выявило, что большинство клиентов готовы платить за технологичные банковские услуги по данным опроса, около 10 фунтов стерлингов в месяц , если для них будут очевидны их удобство и польза. Во-вторых, предложение банками новых сервисов позволит их клиентам совершать операции быстрее и удобнее. В-третьих, Федеральный закон от 27. В-четвертых, стремительное развитие рынка смартфонов, в том числе с NFC-чипом, предоставляет банкам возможность внедрять ряд новых технологий, таких как мобильный банк, nfc-банковская карта [7]. Рассмотрим основные инновационные платежные технологии, которые используются в настоящее время и имеют огромные перспективы дальнейшего развития рисунок 1. Рисунок 1. Инновационные платежные технологии Совершение платежей с помощью пластиковых банковских карт уже стало довольно обычной процедурой и инновационной не является, поэтому рассматривать данную платежную технологию не будем. Интерес представляет новые бесконтактные технологии Visa payWave и MasterCard PayPass, которые позволяют оплатить покупки и услуги в одно касание. Расплатиться ими можно в любой торговой точке, где принимают карты PayPass или payWave, просто поднеся карту к терминалу с символом бесконтактной оплаты. Но даже если отсутствует возможность провести бесконтактный платеж, то можно воспользоваться такой картой как обычной пластиковой картой. Использование данной технологии позволяет совершать платежи быстрее, безопаснее и проще [1]. Технологии Visa payWave и MasterCard PayPass можно использовать не только в картах, но и в мобильных телефонах, наручных часах и различных стикерах, оборудованных nfc-технологией, то есть совершать платежи с помощью любого из этих устройств.
Непостоянный код безопасности Безопасность новых технологий в платежных картах — момент, интересующий каждого владельца. Код из 3 цифр указывается на обратной стороне фининструмента и используется при подтверждении онлайн-заказов в интернете. Финансовые учреждения решили использовать динамические коды DCVC вместо статичных в целях безопасности. В дизайне карт предусмотрены компактные экраны, в которых появляются цифры. Они обновляются автоматически каждый час. Технологию использует MasterCard. Баланс счета Компания MasterCard открыта для инноваций. Одна из них — кредитки, у которых отображается баланс по счету. Сумма выводится на специальный экран — он расположен в правом верхнем углу — сразу после покупки. Баланс остается на мониторе несколько секунд. Держатели таких карт могут по желанию изменить настройки, запрограммировав вывод баланса после введения ПИН-кода пользователем. Для набора цифр не придется искать банкомат или терминал — опция доступна непосредственно с кредитки. Биометрическая защита Биометрия считается наиболее надежной защитой личных данных и денежных средств клиентов.
Цифровой рубль и новые технологии изменят рынок платёжных систем
Новые технологии. Разработкой первого российского платежного терминала занимается отечественная компания «Элемент‑технологии». СБП — это платёжный сервис, созданный ЦБ РФ и Национальной платёжной системой. Уход международных платежных систем из России увеличил трафик национальной платежной системы: ее доля по итогам 2022 года составила 91% от всего количества транзакций в эквайринге Сбербанка.
В ЦБ назвали улучшение платежной инфраструктуры РФ приоритетом финрынка на 2023-2025 годы
И чтобы сделать онлайн-шопинг еще более комфортным, в прошлом году Mastercard совместно с партнерами реализовала технологию токенизации для интернет-магазинов в России. Применение токенизации в интернет-магазинах дает возможность хранить реквизиты в виде токенов. Токен выпускается для конкретного онлайн-предприятия, и с помощью него можно платить только в этом магазине. Поскольку данные карты не передаются при транзакциях с помощью токенов, реквизиты пользователей защищены от «перехвата» со стороны мошенников.
При перевыпуске карт токен остается одним и тем же, и за счет этого отпадает необходимость заново вводить информацию для оплаты, что очень удобно. Кстати, у Mastercard есть собственный сервис по хранению данных карт для удобной оплаты в интернете — Masterpass. C его помощью можно расплачиваться как на сайтах, так и в приложениях, с любых компьютеров и мобильных устройств.
В одном аккаунте Masterpass можно хранить данные нескольких платежных карт. Далее при покупках можно будет просто выбрать нужную карту из списка, не вводя каждый раз реквизиты для оплаты вручную. Сервис полностью бесплатен для пользователей, подробнее узнать и подключить свою карту можно на сайте masterpass.
Интеграция в социальные сети Отличительная особенность нынешнего времени — большой выбор возможностей. Раньше, чтобы отправить деньги, нужно было идти и оформлять перевод. Теперь, чтобы отправить деньги другому человеку, требуется буквально несколько секунд в любое удобное время.
С компьютера или телефона переслать деньги с карты на карту можно по номеру карты, номеру телефона, адресу электронной почты, по контакту в социальной сети. То есть отправителю даже не нужно знать номер карты, на которую он отправляет средства. К примеру, Mastercard и ВКонтакте внедрили переводы через социальную сеть.
Безналичные чаевые В последние годы с ростом безналичных платежей у клиентов кафе и ресторанов стал возникать вопрос. Как дать чаевые официанту, если с собой только карта?
Особое внимание он уделил особенностям сотрудничества в этой области. А если такой фундамент, такая основа есть, то современные, по сути, революционные технологические подходы позволяют создать действительно уникальную систему финансовых расчетов, а если смотреть шире — новаторскую инфраструктуру глобальной экономической, торговой, промышленной и научной кооперации», — прокомментировал Владимир Путин.
Сейчас нет необходимости в оперативной разработке специальных правил использования систем ИИ финансовыми организациями, уверены в регуляторе. Финансовые организации только начинают подступать к персонализации, которая включает рекомендации, проактивность в решении проблем клиента, финансовые советы, учитывающие интересы и особенности поведения конкретного человека, говорит представитель «Тинькофф».
Сначала с помощью ИИ компании просто оптимизировали процессы и решали прикладные задачи, что в первую очередь помогало сэкономить деньги, затем бизнес начал полностью автоматизировать процессы, например процесс принятия решения по кредиту или общение в чате с поддержкой, отмечают в «Тинькофф». Развитие персональных советников, в основе которых лежат рекомендательные системы, является глобальным трендом в области ИИ, замечает представитель ВТБ. Такие помощники будут становиться все более умными, у них появятся визуализированные 3D-образы, а банки вступят в конкуренцию, предлагая все более продвинутых цифровых ассистентов, ожидают в госбанке. Следующим шагом станет появление мультибанковских помощников, которые будут подсказывать, где выгоднее депозиты, какие проходят акции и т. Задачи финтеха В 2024 г. Одним из наиболее масштабных проектов в отрасли станет создание автоматизированной банковской системы АБС нового поколения на полностью импортонезависимом стеке одна из основ организации и хранения данных , отмечает он.
В России очень развитая финансовая система — в этом заключается и прелесть, и сложность финтехинноваций в стране, рассуждает Иванинский.
Рынок платежных карт показал активный рост, прежде всего за счет карт «Мир», которые замещали карты международных платежных систем. За год количество выпущенных карт «Мир» выросло в 1,6 раза и превысило 287 млн карт. Большое внимание уделялось развитию социальных и транспортных приложений на базе национального платежного инструмента.
Число таких проектов увеличилось на 5 и составило 33. Кроме того, запущен проект «Виртуальная социальная карта» для пользователей портала «Госуслуги». Он позволяет льготным категориям граждан оформить виртуальную социальную карту и использовать ее в общественном транспорте в качестве льготного проездного. Значительно выросла популярность Системы быстрых платежей СБП.
Граждане оценили удобство оплаты через СБП, в том числе с использованием технологии NFC, и стали чаще пользоваться именно этим безналичным инструментом. По данным на 1 января 2024 года, через СБП каждый второй житель нашей страны переводил деньги, а каждый третий — оплачивал товары и услуги. За год количество переводов выросло более чем в 2 раза, а операций по оплате товаров и услуг — в 4,5 раза. Общая сумма покупок, совершенных через СБП в 2023 году, составила 3 трлн рублей.
Экономисты предложили создать в России новую платежную единицу
Вместе с тем они стремятся добиться максимального сокращения операционных расходов, связанных с обслуживанием безналичных операций. Решения для данных задач появились с развитием мобильных технологий и переходом от традиционных форм оплаты к мобильным платежам. Сергей Теймуразян Заместитель Председателя Правления НКО «Русское финансовое общество» Примером подобной трансформации может служить стремительный рост популярности китайского мессенджера WeChat, который предложил своим клиентам использовать его в качестве инструмента оплаты в ритейле, а точнее, платежный сервис WeChat Pay. Sendy — инструмент безналичной оплаты платежной системы, позволяющий торгово-сервисному предприятию по-новому взглянуть на прием платежей. Покупатели смогут оплачивать товары и услуги мобильным телефоном при помощи считывания QR-кода. Система позволяет обслуживать клиентов с мобильными приложениями Sendy, WeChat.
Теймуразян: Популяризация мобильных устройств оказала ощутимое влияние на платежную экосистему и сформировала новые запросы и потребительские привычки пользователей. Мобильный телефон все чаще используется как инструмент осуществления денежных транзакций, что отражает развитие цифровой экономики. Дальнейшее развитие традиционных платежных систем будет происходить с применением новых решений, совмещающих в себе тренд в сторону мобильных технологий и снижение затрат. В настоящее время следует отметить возникновение барьеров, мешающих дальнейшему развитию традиционных форм безналичных расчетов. Существует немало торговых предприятий, в основном, это средний и малый бизнес, которые не принимают карты.
У таких ТСП сравнительно низкий оборот и высокие затраты на банковское обслуживание. Отсутствие POS-терминала в точке, как правило, обусловлено дороговизной эквайринговой комиссии, высокой стоимостью оборудования для подключения. Эти факторы, а также стремление банков переложить свои затраты на таких клиентов ограничивают возможности конечного покупателя в совершении спонтанных покупок, услуг или товаров по акции «здесь и сейчас». Очевидно, что дальнейшее развитие инфраструктуры безналичных платежей будет направлено на снижение затрат эмитентов на выпуск средств платежа и их обслуживание, уменьшение затрат банков-эквайреров на обслуживание операций мерчантов, автоматизацию обработки информации для маркетинга и планирования продаж, ускорение проведения взаиморасчетов между участниками платежной системы. Одним из таких решений в дополнение к существующим карточным технологиям является платежная технология с использованием QR-кода, где нет тех затрат на обслуживающую инфраструктуру, которые необходимы для обслуживания карточных операций.
Теймуразян: Сегодня многие компании находятся в жесткой конкурентной борьбе за клиента, пытаются найти оптимальное решение для сохранения текущей лояльности к своему бренду. От всех участников платежного рынка требуется не просто предоставить услугу платежа, но и обеспечить весь спектр клиентских запросов. Например, помимо оплаты покупки он хотел бы получить более широкий сервис — оплачивать счета, платить в транспорте и за парковку, контролировать и планировать свои доходы и расходы. Практически каждые полгода на рынок выходят новые мобильные сервисы, способные стать ответом на подобные запросы.
Но при этом В банках не понимают, какие объемы инвестиций потребуются для внедрения цифровой российской валюты, и опасаются, что могут столкнуться с миллиардными расходами. Мировая практика Национальную цифровую валюту в качестве альтернативного средства платежа уже запустили в ряде карибских стран. Пилотные проекты работают в Китае и Индии. Что происходит Процесс запуска цифровой валюты в России может начаться еще до конца года. Планируется, что в Госдуму вскоре внесут законопроект о цифровом рубле, заявили в финансовом комитете нижней палаты парламента РФ. Первые же реальные операции с новым средством платежа проведут в 2023 году. Прототип платформы цифровой валюты Центробанка ЦВЦБ создали еще в декабре 2021 года, а затем запустили пилотный проект. РФ», «Тинькофф». ЦБ вместе с этими банками тестировал ряд операций с цифровыми рублями, например открытие и пополнение кошельков, переводы, в том числе через мобильные банковские приложения, оплату товаров и услуг. В апреле 2023 года стартует пилот, в рамках которого проведут операции с реальными то есть непилотными цифровыми рублями с ограниченным числом клиентов банков. В конце концов, все банки смогут предложить своим клиентам — гражданам или компаниям — новую услугу, заявили в ЦБ. Цифровой рубль — это третий вариант российской валюты, после наличного и безналичного. Он работает на основе блокчейна, то есть все операции фиксируются и их всегда можно отследить. Чтобы воспользоваться цифровым рублем, нужно сначала создать цифровой кошелек через мобильное приложение любого банка. После этого он пополняется с обычного банковского счета. Все операции с цифровым рублем будут доступны в том же банковском приложении. Оплачивать цифровыми рублями можно и онлайн, и офлайн.
Отмечается, что перестройка экономики будет напрямую связана с возросшими потребностями в инвестициях. В этой связи специалисты предлагают уделить внимание усилению роли рынка капитала в финансировании бизнеса. Также в Банке России обратили внимание на важность восстановления доверия россиян к фондовому рынку, интерес к которому последовательно формировался несколько предыдущих лет. Для этого, уверены эксперты, потребуется сохранить устойчивость профессиональных участников рынка и усилить защиту прав инвесторов.
Среди изученных 75 крупнейших экономик собственную платежную систему развили 22 страны. Стран с собственной платежной системой и населением менее 10 млн человек оказалось всего три: Сингапур, Дания и Норвегия. Средняя численность населения стран с собственной платежной системой превысила 150 млн человек; всего в этих 22 странах проживало более 3,7 млрд людей по состоянию на 2021 год. Создание систем RTGS повышает удобство проведения платежей для пользователей: например, они могут переводить деньги между любыми банками по номеру телефона. В расчетах между компаниями моментальные платежи позволяют сократить объем денежных средств, которые временно «замораживаются» при осуществлении платежей. Кроме того, системы RTGS снижают издержки бизнеса на проведение расчетов. Среди оставшихся крупных экономик система чаще всего находится на финальных стадиях разработки или пилотных испытаний. Наконец, внедрение цифровых валют чаще всего на основе блокчейна , хотя и сопряжено с немалыми трудностями, открывает дополнительные возможности, касающиеся прозрачности, надежности и безопасности платежной инфраструктуры. На данный момент существуют три основных формы цифровой валюты: криптовалюты, стейблкоины и цифровые валюты центральных банков ЦВЦБ. Причем влияние цифровых валют на платежную сферу существенно различается в зависимости от конкретной страны. ЦВЦБ — наиболее новый и, как следствие, самый редкий из трех элементов платежной инфраструктуры. Лишь 15 стран из 75 крупнейших экономик мира завершили стадии изучения, планирования и разработки и приступили как минимум к стадии пилотирования. Россия — один из самых развитых рынков платежей в мире В середине 2010-х — начале 2020-х гг. Это в 5—7 раз выше, чем в странах ЕС, и сопоставимо со стоимостью обработки наличных для ритейлеров. Такие высокие ставки позволили проводить выгодные программы лояльности предоставлять кешбэк, мили и т. Главным толчком к переходу на безналичные расчеты послужило развитие средств бесконтактной оплаты, особенно токенизированных карт. Этому способствовало повсеместное распространение соответствующих POS-терминалов. Уже в 2019 г. В 2018 г. Россия была мировым лидером по объему бесконтактных платежей. Как уже отмечалось, преобладающий способ оплаты меняется редко. Поэтому запущенные в то же время механизмы оплаты через СБП и платежные сервисы банков не смогли конкурировать с токенизированными картами, несмотря на меньшую стоимость приема платежей для ритейлеров. Это объясняется тем, что данные сервисы не улучшили клиентского опыта покупателям предлагается сканировать QR-коды и менее выгодны для потребителей кешбэк не предоставляется или он слишком мал. Уход международных компаний из России в 2022 г. С одной стороны, ухудшился клиентский опыт использования токенизированных карт, особенно на устройствах Apple. Некоторые банки пытаются выправить ситуацию, например при помощи стикеров с функциями карты, которые клеятся на телефон. С другой стороны, крупнейшие банки-эквайеры внедрили механизмы оплаты по QR-коду, в частности при помощи СБП. Международный опыт показывает, что в странах, где преобладает оплата по QR-коду, банки взаимодействуют с ритейлерами теснее. Так формируются замкнутые экосистемы, в которых клиенты могут получать дополнительные бонусы скидки и баллы лояльности за оплату товаров через соответствующие приложения. Перспективы использования цифровых валют в России Уже почти 10 лет в России обсуждаются вопросы, касающиеся регулирования оборота цифровых валют и использования технологии блокчейн в платежной инфраструктуре. Применять криптовалюты в качестве средства платежа на данный момент запрещено. Недоверие к ним объясняется, в частности, их ограниченной масштабируемостью, и нестабильностью курсов. А такие события, как недавний коллапс биржи FTX, ставят под сомнение надежность нерегулируемых цифровых денег. Из основных форм цифровой валюты, упомянутых выше, в России вероятнее всего внедрение ЦВЦБ, а именно цифрового рубля. Он мог бы занять определенную нишу на рынке внутренних розничных платежей, поскольку является не спекулятивным активом, а альтернативным средством расчетов. ЦВЦБ для розничных платежей могут внедряться в различных формах. Внедрение цифровой валюты позволяет усилить контроль за платежами и снизить стоимость их проведения. Эмиссия цифровой валюты происходит быстрее и обходится дешевле, чем выпуск наличных, поэтому решения ЦБ реализуются оперативнее. При этом усиливается контроль за использованием бюджетных средств и повышается прозрачность экономики. Учитывая эти факторы, можно ожидать, что цифровой рубль будет активно продвигаться Банком России. ЦБ отмечает еще несколько важных преимуществ внедрения цифровой валюты.
РБК: экономисты предлагают создать новую платежную единицу
Финансовые технологии, меняющие нашу жизнь к лучшему | Необходимость перестроить все сети платёжных терминалов может привести к тому, что они практически исчезнут в России, полагают специалисты. |
Пять трендов банковских технологий и финтеха в 2023 году | Новости, кейсы, статьи по тегу #Платёжные системы в интернет-журнале Секрет фирмы. |
Отечественные разработки. Как банки используют российские банкоматы | Один из главных трендов банковский финансовых технологий последних лет, который стал особенно актуален в 2022-2023 годах в связи с уходом Visa, Mastercard, Apple Pay и Google Pay из России, — это бесконтактные платежи. |
#Платежные_системы | Российские банки в 2024 году продолжат развивать технологии, которые стали актуальными в 2023-м. |
На финансовый рынок возвращаются альтернативные платежные инструменты - Новости | Россия внедряет альтернативные SWIFT платежные системы. |
Новые технологии в платежной системе
Таким образом, доля теневой экономики сокращается, растёт налогообложение и пополняется бюджет. Также рост популярности электронных платежей в перспективе снижает расходы государства на поддержание бумажного денежного обращения, уменьшает затраты ЦБ на обеспечение оборота банкнотами и монетами», — добавила Ускова. Более того, наряду с развитием цифровых платёжных сервисов ЦБ собирается разработать механизм «переносимого банковского счёта». Сервис обеспечит зачисление средств получателю даже при изменении его банковских реквизитов при переходе на обслуживание в другой банк.
Сервис, вероятно, будет больше актуален для бизнеса, у которого, как правило, много контрагентов, и в случае смены банка надо их всех оповещать о смене реквизитов. По его словам, инициатива позволит снизить затраты компаний. При этом в банковском секторе может возрасти конкуренция, поскольку компаниям и физлицам будет проще поменять кредитную организацию на ту, которая предлагает лучшие условия обслуживания, считает Додонов.
Ошибка в тексте?
Можно сказать, что RCPM — это цифроваой базис для реализации конкурентных риск-стратегий и максимизации прибыли при допустимом риске, основа для подготовки принятия решений в современном банке, - рассказывает Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Intersoft Lab. Частичная передача функций МФЦ банкам Частичная передача функций МФЦ банкам — это госзаказ, и его выполнение выглядит неизбежным для банков, что, в свою очередь, повлечёт необходимость внедрения большого количества специфического небанковского ПО.
И хотя это ПО уже существует и успешно применяется в МФЦ, для банков это будет ИТ-инновацией, так как потребует перестройки всего ИТ-ландшафта и доработки банковских систем для использования новых данных, - полагает эксперт «Форс» Юрий Терехин. Некоммерческие предложения клиентам Михаил Комаров, директор направления Informatica в компании DIS Group, ожидает, что в ближайшее время банки будут двигаться в сторону некоммерческих предложений клиентам: банковский продукт в обмен на данные клиента. Собранные сведения потом банки смогут монетизировать в частности, передать партнёрам экосистемы. Похожая схема сейчас реализована на информационных и развлекательных ресурсах, где контент бесплатный благодаря рекламе.
Так же, по сути, начинают работать телекоммуникационные компании, - говорит он. Что умеют роботы: Работать с внутренними и внешними системами НРД, Excel , Word Работать с пользовательским интерфейсом, вводить текст, повторять все действия, нажатия клавиш, которые производит пользователь Сохранять файлы, загружать файлы, рассылать их по почте Посылать документы на печать В ближайшие годы довольно значимый набор решений в банках , как в России , так и в мире, будут принимать уже не люди, а машины. Например, автоматический CRM — подбор и предложение релевантного продукта клиенту в real-time, исходя из глубокого машинного анализа его потребностей. Решение отправить коммуникацию с предложением о кредите будет принимать не человек в рамках формирования CRM-компании, а алгоритм, - прогнозирует Владимир Волков , старший вице-президент компании « Техносерв ».
Также возможна замена ручного труда в процессе принятия кредитного решения. К примеру, раньше документы, приложенные к кредитной заявке, смотрел человек, но мы уже готовы технологически исключить данный этап из процесса принятия решения, благодаря технологиям распознавания изображения внешним источникам данных, - рассказывает Владимир Волков. За счет тех или иных роботизированных систем может быть снижена численности персонала колл-центров. Так, на часть вопросов клиентов смогут отвечать, например, чат-боты , или модели предсказания потребности клиента в звонке в контакт центр, которые будут превентивно направлять ему коммуникацию по возникшему вопросу.
Юрий Гольцер, технический директор департамента CRM компании Navicon , напоминает, что Сбербанк в начале 2018 года внедрил голосового робота-помощника в центре обслуживания корпоративных клиентов. Также банк, вместе с фондом РВК , проинвестировал разработку искусственного интеллекта ИИ для голосовых помощников и чат-ботов. Анатолий Набока , директор по работе с корпоративными заказчиками компании « Системный софт », считает, что роботизация бизнес-процессов RPA - наиболее интересная технология 2018 года. Она помогает автоматизировать наиболее простые и рутинные процессы, за счет чего существенно снижаются трудозатраты и уменьшается количество человеческих ошибок.
RPA дает возможность собирать и обрабатывать информацию из разных учетных систем, без необходимости интеграции. Роботы используются для хорошо формализованных процессов: например, оформления отпусков, назначения встреч или формирования отчетов. Однако возникает проблема формализации этих процессов и определения, какие из них должны стать объектом RPA в первую очередь. Из-за этого возникает интерес к майнингу бизнес-процессов process mining.
Эти две технологии, вероятно, станут передним рубежом банковской автоматизации в горизонте 3-5 лет, - полагает Анатолий Набока. Юрий Востриков , коммерческий директор « Норбит » группа компаний « Ланит » , заявил, что в 2018 году «Норбит» уже начал развивать новое направление по машинному обучению , которое позволяет частично роботизировать бизнес-процессы банков и повысить их эффективность за счет интеллектуального использования накопленных данных. Алексей Трефилов , директор ELMA , рассказывает, что автоматизация уже выходит «за пределы» банка и распространяется на внешние ресурсы, которые на первый взгляд, не подвластны ИТ-службам кредитного учреждения. Благодаря новым технологиям, таким как симбиоз BPM и RPA, банки все чаще будут строить качественное взаимодействие за границами своих формальных «зон ответственности».
В этом направлении движется, например, « Тинькофф Банк ». У него нет собственных ипотечных продуктов, он перепродает чужие. Клиенты заполняют форму на сайте «Тинькофф Банка» — он с помощью софтверного робота рассылает заявки по другим банкам, собирает ответы и за короткое время предоставляет продукт. То же самое происходит, когда банкам нужно подавать отчеты в госслужбы.
Просто пишется робот, который автоматически отправляет бумаги куда надо, - поясняет директор ELMA. Из презентации 2019 года "Глобальные вызовы для банковских ИТ-систем. Сергей Путятинский , заместитель председателя правления Московского кредитного банка Блокчейн Опрошенные TAdviser эксперты считают, что в ближайшие пару лет блокчейн-технологии перейдут из области спекуляций и «хайпа» в область, где лидеры рынка, в том числе банковского, начнут их промышленное внедрение. По сообщению испанского банка, применение распределенного бухгалтерского учета сократило время переговоров на кредит в размере 75 миллионов евро с «дней до часов», - приводит пример Юрий Гольцер из Navicon.
Антон Головатый , директор по развитию бизнеса « Ланит-Интеграция » входит в группу компаний « Ланит » , уверен, что в ближайшие несколько лет мы увидим не меньший объем проектов на блокчейне, чем тот, что в свое время был при интересе к Big Data. Эти ожидания подтверждаются вектором развития группы компаний «Ланит»: в марте было объявлено о создании DTG входит в группу компаний «Ланит» , которая выступит центром компетенции по формированию новых бизнес-моделей на базе технологий блокчейн, распределенных реестров и цифровых платформ, - добавляет он. Технологии удаленной идентификации Рынок завоевывают технологии удаленной идентификации и «умной» аутентификации пользователей. Процессы цифровой аутентификации во многих банках полностью автоматизированы: уже довольно давно распознаются голос и лицо клиента, сканируются отпечатки пальцев и даже сетчатка глаза.
Новый этап идентификационной «революции» - распознавание паспортов для того, чтобы клиенты из любой страны могли пользоваться всеми услугами банков по всему миру без ограничений. Вскоре мы, возможно, увидим мир «без банков», когда любую услугу можно будет оформить и получить онлайн. Более того, на рынке появляются совершенно новые инструменты, такие как идентификация пользователя по «клавиатурному почерку».
По его словам, в России могут появиться новые платежные карточные системы, которые не будут зависеть от западных стран. Считаем безальтернативным создание независимой от Запада финархитектуры, частью которой будут и новые платежные карточные системы», — заявил Биричевский.
Такое пояснение сделал Владислав Антонов. Эмиссией цифрового рубля может заниматься только ЦБ. Контролировать его тоже будет регулятор. А поскольку это третья форма денег, то он будет на себе ощущать инфляцию, девальвацию и деноминацию. Он будет под защитой государства. Ограничения на снятие наличных и денежные переводы: Какие изменения ждут покупателей и клиентов банков — Для государства плюсы цифрового рубля — это контроль за расходованием бюджетных средств, снижение издержек на администрирование бюджетных платежей, потенциал для упрощения проведения трансграничных платежей, — добавил Владислав Антонов. По сути, цифровой рубль не имеет ничего общего с классическими криптовалютами. В отличие от централизованных финансов, это скорее фиатная валюта, контролируемая Центробанком. То есть курс её не будет таким же волатильным, как у биткоина. Функционирование и надёжность гарантируются ЦБ. Это просто будет ещё одна форма денег в дополнение к наличному и безналичному рублю. Об этом рассказала операционный директор финтех-платформы "Фаст ривер" Ксения Артемьева. Главный её плюс для государства — абсолютная прозрачность любых платежей и, как следствие, высокий уровень финансового контроля. А также сокращение расходов на эмиссию рубля классического. Какие сложности могут возникнуть при обращении с цифровым рублём Ксения Артемьева считает, что главный минус цифрового рубля — возможная невостребованность этой валюты на рынке.
В Центробанке РФ оценили работу национальной системы платежных карт
Статья ИТ-новшества российской банковской сферы, 2023 Минцифры призвало банки воздержаться от предоставления услуг через мессенджеры, 2021 Россияне смогут получать переводы по старым реквизитам при смене банка, Банки в России начали рассылать клиентам. Перечень новых платежных технологий и инструментов, реализуемых на рынке. В России технология пока не так популярна, поэтому ее внедрением собирается заняться ЦБ. Платежные системы сегодня — Эксперт объяснил приостановку банками КНР принятия платежей в юанях из России. «По итогам I квартала 2023 года объем выпущенных в России платежных стикеров составляет более 1 млн. единиц. То есть любой новый платежный метод, любая новая технология требуют времени на раскачку, на изучение, на вырабатывание привычки.