Также вспомним определение объекта КИИ, приведенное в 187-ФЗ, согласно которому объектами КИИ является некое множество ИС/ИТ/АСУ, принадлежащих субъекту КИИ. нарушить правила обмена информацией об инцидентах (в частности, между субъектами КИИ). В Госдуму внесен законопроект Минцифры о переходе субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное программное обеспечение и радиоэлектронную. По нему к субъектам КИИ относятся те организации, которые для страны жизненно важны и потому должны работать при любой ситуации.
Субъекты КИИ перейдут на российский софт к 2030 году
Субъекты КИИ, разработчики, производители и ответственные ФОИВ должны работать в едином информационном поле. До 2025 года субъекты КИИ обязали перейти на всё отечественное. Современные вызовы КИИ российской промышленности», сообщает пресс-служба Ассоциация КП ПОО. Построение системы безопасности КИИ по выгодной цене в Москве и на всей территории РФ: обеспечение защиты субъектов и объектов критической информационной инфраструктуры.
Обновлены проекты о переводе субъектов КИИ на отечественный софт
Обзор изменений в законодательстве за апрель 2023 / Хабр | Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России готовит документ, в соответствии с которым субъекты телевещания признают объектами критической. |
Импортозамещение ПО для критической информационной инфраструктуры | Статья про идентификацию объектов КИИ и субъектов КИИ. |
Закон о безопасности КИИ в вопросах и ответах | Значимые субъекты КИИ должны перейти к использованию доверенных программно-аппаратных комплексов на своих объектах до 1 января 2030 года. |
Категорирование объектов КИИ
Пока что выходом является комбинирование нескольких продуктов для обеспечения компании необходимым функционалом. Альтернативной этому решению является использование отечественного стека совместимых продуктов от нескольких российских поставщиков. Также, переход на новое программное обеспечение требует времени. Тестирование нового решения обычно занимает от полугода до года, но перевод мощностей осуществляется постепенно и может длиться более пяти лет.
Наконец, еще одна причина медленных темпов миграции — недоверие к отечественным технологиям. В мышление российских предпринимателей и потребителей вросла установка «западное происхождение товара — гарант качества», в то время как российские продукты воспринимаются как нечто сделанное наспех, не функциональное и не надежное. Зато теперь, когда государство говорит о том, что пора делать то же самое, но с отечественными решениями — осуществлять внедрение, получать обратную связь от заказчика для доработки продукта и т.
Как бы то ни было, теперь миграции не избежать. Нужно подобрать отечественные технологии и начинать тестирование как можно скорее.
Да, сферы деятельности организации по обеспечению жизнедеятельности населённых пунктов впрямую нет.
Но почему сразу надо делать вывод про субъект КИИ? Здравоохранение не подходит? А критерии значимости из социальной первые два и экологической сфер?
Там теперь есть подходящие критерии и формулировки. Наверное, проще впрямую добавить в перечень сфер, в которых функционируют системы и сети, «сферу обеспечения жизнедеятельности населения и экологической безопасности». Про системы росреестра сделали же законопроект - в ГосДуме сейчас.
Или зря тревожу тему? Всем всё ясно, понятно, однозначно?
Основным нормативным правовым документом, регулирующим взаимодействие различных субъектов в сфере критической информационной инфраструктуры, выступает Федеральный закон от 26. Кто должен защищать КИИ? Защиту объектов КИИ и сетей электросвязи, используемых для организации взаимодействия объектов КИИ, обеспечивают субъекты КИИ в соответствии с действующим законодательством в области информационной безопасности посредством принятия правовых, организационных и технических мер. Субъектами КИИ выступают: 1 государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат объекты КИИ, а также 2 российские юридические лица и или индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие объектов КИИ ст. Помимо субъектов в процессе обеспечения безопасности объектов КИИ принимают участие: 1 ФСТЭК России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, при этом: осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры; ведет реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры; проверяет правильность соблюдения порядка осуществления категорирования и определения категории значимости объекта КИИ, и другое.
Что предпринять? Определить, являетесь ли вы субъектом КИИ Сверить состав кодов ОКВЭД и лицензий и иных разрешительных документов, выданных организации, с составом сфер деятельности, приведенным в п.
Сформировать Комиссию по категорированию Комиссия по категорированию создается приказом руководителя субъекта КИИ. Требования к составу комиссии приведены в п.
Субъектов телевещания могут признать объектами критической информационной инфраструктуры
К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг. До 1 января 2030 г. субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) обязаны перевести принадлежащие им значимые объекты на доверенные программно-аппаратные. Короче говоря, объекты КИИ — это информационные системы, принадлежащие субъектам КИИ и помогающие в выполнении критических процессов. Субъект КИИ — это организация, т.е. государственный орган, государственное учреждение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, у кого присутствует объект КИИ. Докладчик: Алексей КомаровВторой вебинар из серии: "Безопасность КИИ и требования 187-ФЗ"Темы: Главные определения, их смысловое наполнение, практические нюа. Категорирование субъектов КИИ осуществляется на основе критериев значимости и показателей их значений, а также соблюдением установленного порядка.
Обзор законодательства РФ о критической информационной инфраструктуре
Информационно-телекоммуникационные сети ИТКС. Системы, осуществляющие передачу информации по линиям связи. Автоматизированные системы управления АСУ. Комплекс средств автоматизации и информационных технологий для реализации производственных функций. Как правило, у различных сегментов экономики преобладает конкретный тип объекта КИИ, в случае с операторами связи — информационно-телекоммуникационные сети ИТКС. Оператор связи это субъект КИИ? Законодатель пошел простым путем, он ввел критерии, по которым можно быстро определить является организация субъектом КИИ или нет. То есть субъектами КИИ операторов связи обозначили сразу, а далее каждый утверждает отсутствие, наличие и количество объектов КИИ, описывает их и обеспечивает выполнение мер для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. Надзорный орган производит оценку действий и решений субъектов КИИ, контролирует и корректирует их работу. Необходимо провести инвентаризацию следующих систем: Информационных базы данных, файлы данных ; Программных системное и прикладное ПО ; Технических компьютеры, сервера, коммутационное оборудование, носители данных.
В случае с операторами связи необходимо выделить критические процессы, прекращение и некорректная работа которых может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, в том числе у других субъектов КИИ, которые обеспечивают оборону, безопасность и правопорядок государства и критической информационной инфраструктуры. Необходимо провести анализ угроз безопасности информации, мониторинг критических процессов и уязвимостей, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ, а также рассмотреть возможные действия нарушителей: создать модель угроз нарушителя безопасности информации. С чего начать?
Медведев оценил идею отключить Россию от глобального интернета Как сообщал Life. Закупить такое ПО можно лишь после согласования с профильным ведомством. В полном объёме мера вступит в силу в 2025 году.
Решение комиссии оформляется соответствующим актом и в течение 10 дней после его утверждения направляется во ФСТЭК России.
Предоставленные материалы в тридцатидневный срок со дня получения проверяются регулятором на соответствие порядку осуществления категорирования и оценивается правильность присвоения категории. Категория значимого объекта КИИ может быть изменена по мотивированному решению ФСТЭК России в рамках государственного контроля безопасности значимых объектов КИИ, в случае изменения самого объекта КИИ, а также в связи с реорганизацией субъекта КИИ в том числе ликвидацией, изменением его организационно-правовой формы и т. ГосСОПКА представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и программно-технические средства обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак далее — силы и средства ОПЛ КА. К силам ОПЛ КА относятся: уполномоченные подразделения ФСБ России; национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, который создается ФСБ России для координации деятельности субъектов КИИ по вопросам обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных инцидентов; подразделения и должностные лица субъектов КИИ, которые принимают участие в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак и в реагировании на компьютерные инциденты. В данной системе должна собираться и агрегироваться вся информация о компьютерных атаках и инцидентах, получаемая от субъектов КИИ. Перечень информации и порядок ее предоставления в ГосСОПКА будет определен соответствующим приказом, проект которого был представлен на общественное обсуждение. Согласно текущей версии документа, срок предоставления информации о кибератаке составляет 24 часа с момента обнаружения.
Кроме того, в рамках ГосСОПКА организуется обмен информацией о компьютерных атаках между всеми субъектами КИИ, а также международными организациями, осуществляющими деятельность в области реагирования на компьютерные инциденты. При этом центры ГосСОПКА могут быть ведомственными, то есть организованными государственными органами, а также корпоративными — построенными государственными и частными корпорациями, операторами связи и другими организациями-лицензиатами в области защиты информации. Государство же будет выступать только в качестве регулятора и координатора. Интеграция в ГосСОПКА требует от субъекта КИИ: информировать о компьютерных инцидентах ФСБ России, а также Центральный Банк Российской Федерации, если организация осуществляет деятельность в банковской сфере и иных сферах финансового рынка; оказывать содействие ФСБ России в обнаружении, предупреждении и ликвидации последствий компьютерных атак, установлении причин и условий возникновения компьютерных инцидентов. В этом случае субъект дополнительно обеспечивает его сохранность и бесперебойную работу.
Хранители профильных баз данных получат особый статус и дополнительные обязанности. Депутаты Госдумы РФ в третьем чтении приняли поправки в закон "О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ". Его действие распространили на сферу регистрации сделок с недвижимостью. В среду, 5 июля, законопроект поступит на рассмотрение Совета Федерации РФ.
Согласно документу, к субъектам критической информационной инфраструктуры КИИ теперь будут отнесены лица, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно—телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере государственной регистрации недвижимости. Например, есть системы, связанные со здравоохранением, транспортом, обороной, безопасностью. Читайте также: Болтун — находка для хакера: нейросети стали помогать мошенникам "Государство заинтересовано в том, чтобы предотвращать компьютерные атаки и сбои в этих системах, так как они угрожают безопасности как страны, так и жизни граждан. У субъекта КИИ, то есть у организаций, которые к этим системам имеют отношение, есть ряд обязанностей. С недавних пор через ГосСОПКА передаются также и сведения об инцидентах, связанных с утечкой персональных данных", — объясняет он. По большому счёту закон не устанавливает большое количество обязанностей, но довольно чётко регламентирует взаимодействие государственных органов и субъектов КИИ.
Владельцы социально значимых объектов КИИ будут использовать ПАК
Я думаю, с точки зрения интересов субъектов персональных данных правильно пользоваться другой терминологией — «нормативкой» не по пожарной безопасности, а, допустим, по работе банков. Если, скажем, ты берешь деньги, относишь в банк, а потом приехали ребята с автогеном, с динамитом и твои деньги из банка украли — это не твои проблемы, это проблемы банка, и всё равно он эти деньги должен будет тебе вернуть. И с точки зрения защиты персональных данных — чужой информации — мы должны прийти к аналогичной ситуации. Если утекает информация, то речь должна идти не о штрафах, а о компенсациях владельцам персональных данных. Логика следующая: если у тебя украли деньги, то с ними понятно — вот они здесь, а вот их нет.
Если украли персональные данные, то ты уже не можешь сделать «как было» — найти в интернете украденные сведения и стереть их. Соответственно, речь должна идти о какой-то компенсации. Достаточно сложно выработать механизм расчета, сколько надо компенсировать, в том числе — в зависимости от того, какие потенциальные данные хранились и какой ущерб, в том числе моральный, их утечка могла нанести владельцам этих персональных данных. Но тем не менее это можно разработать.
И тогда защита персональных данных станет сбалансированной. С пониманием того, что утечка персональных данных одного субъекта грозит компенсацией в таком-то размере, ситуация сразу нормализуется. Возникает конкретный финансовый риск организации — не нарушение, которое регулятор, может быть, не заметит, не штраф 75000 рублей, который не так уж велик для крупных организаций, а реальный финансовый риск, даже если это — 10 рублей за одну запись. Десять рублей — это условная сумма: конечно, если человеку в результате утечки придется менять паспорт, то мы говорим про совсем иные суммы компенсаций.
Мой прогноз — так или иначе мы к этому придем. На «SOC-Форуме» один из выступающих сказал, что это — гражданские отношения, сами субъекты персональных данных должны эту ответственность где-то прописать. Но это — не работающее право. Если ты придешь в страховую и скажешь: «Я не буду с вами договор страхования заключать, если вы мне не гарантируете, что в случае утечки моих персональных данных вы мне заплатите 3000 рублей», то на тебя посмотрят как на идиота.
Точно так же, как если бы до 2006 года кто-то начал «качать права», что это — мои персональные данные, давайте я вам напишу список, как вы должны их охранять. Так не будет работать. Порядок нужно доверить государству, а государству — брать это всё в свои руки и регламентировать эти вопросы. Если говорить об утечке биометрических данных — что человек будет делать?
Он же не может пальцы или лицо заменить? Ответственность той организации, которая защищает биометрические данные, должна быть в разы выше? Но если украден рисунок радужной оболочки глаза, то человек по сути теряет возможность такой идентификации. И для него это начинает быть проблемой: ему нужно удалить это отовсюду, где он им пользовался, и в дальнейшем этого не применять.
Для человека это — потери, и это тоже можно посчитать в деньгах. Если речь — про отпечаток пальца, то придется пользоваться не привычным, а остальными. И это — тоже некое неудобство, которое можно также просчитать. Такая схема касается персональных данных, там ситуация является классической в смысле триады «конфиденциальность, целостность, доступность».
Когда мы говорим о следующем объекте регулирования — критической информационной инфраструктуре, — там эта триада уже эффективно не работает. Там мы говорим о безопасности киберфизических систем, там о конфиденциальности этих данных мало кто беспокоится, всех волнует то, чтобы резервуар с какими-то химикатами не лопнул из-за избыточного давления и ядовитое облако не накрыло город. Тут ситуация несколько меняется: это — риски не ИБ, не нарушения конфиденциальности, и нет процесса передачи информации какому-то оператору, как в случае с персональными данными. Есть много сторон, заинтересованных в том, чтобы эти последствия не наступили: чтобы отопление продолжало поступать в дома, чтобы работало электричество и никого не накрывало ядовитыми облаками.
Но схема — примерно та же самая: те риски, которые видит для себя промышленное предприятие, химпредприятие, медицинское учреждение, транспортное, и те риски, которые могут возникнуть вне самого предприятия, но из-за проблем у них — разные. И мы можем предполагать, что эту внутреннюю оценку рисков предприятия для себя сделали. Но последствия для других они точно при этой оценке не рассматривали. На SOC-Форуме Виталий Лютиков в одном из вопросов очень эмоционально сказал, что сообщество информационной безопасности оказалось не готово работать с внешней моделью рисков, которая заложена в 187-ФЗ.
Все эти риски, на его взгляд, оказались непонятными. Потому что все «крутились» внутри. Если у тебя что-то происходит — простой производства, взорвался резервуар с химикатами, еще что-либо, — то, наверное, ты можешь посчитать, сколько на территории твоего предприятия займет нейтрализация последствий. Может, вообще ничего не потребуется и облако просто унесет на город, само предприятие никак не пострадает: все противогазы надели, полчаса посидели и сняли.
Единственное, что есть — это поврежденный резервуар; вероятность того, что это случится из-за каких-то киберпроблем, крайне низка. Поэтому защитные мероприятия — не очень то и серьезные. Но облако пошло в сторону города, его накрыло, и будем надеяться, что никто не умер. И этот риск — это не полчаса посидеть в противогазе.
До принятия закона его никто не оценивал. Сейчас «нормативка» по ФЗ-187 расширяет и формализует имеющуюся оценку рисков. Если кто-то делал оценку рисков умозрительно, ему это непривычно. Если как-то пытался формализовать — с калькулятором, Excel или еще чем-то, — то ему всё равно непривычно, потому что он оценивал внутренние риски для своей организации.
А об экологии, жизни и здоровье граждан никто не заботился.
Как отмечает министерство, по таким объектам КИИ правительство будет устанавливать сроки перехода на российские ИТ-продукты. Согласно тексту проекта, в частности, предлагается наделить правительство полномочиями устанавливать требования к используемым на значимых объектах КИИ программному обеспечению ПО и радиоэлектронной продукции, в том числе - к телеком-оборудованию и программно-аппаратным комплексам ПАК.
Также правительство будет устанавливать случаи и порядок согласования использования на значимых объектах КИИ иностранного ПО, радиоэлектроники, телеком-оборудования и ПАК. Кроме того, согласно проекту, правительство будет определять порядок и сроки перехода значимых объектов КИИ на преимущественное использование российского ПО и оборудования.
Соответствующее изменение внесены в федеральный закон 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», сообщается на сайте Президента России. Денис Чупров Денис Чупров К субъектам критической информационной инфраструктуры теперь также отнесена сфера государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
Категорированию подлежат объекты КИИ, которые обеспечивают управленческие, технологические, производственные, финансово-экономические и или иные процессы в рамках выполнения функций или осуществления видов деятельности субъектов КИИ. В соответствии с ч.
Если объект КИИ не соответствует критериям значимости, показателям этих критериев и их значениям, ему не присваивается ни одна из таких категорий. После формирования комиссии идут следующие действия: 1 Формируется перечень объектов КИИ, подлежащих категорированию, с указанием сроков проведения их категорирования и согласование указанного перечня со ФСТЭК России.
Экономика, экология и оборона
- ЦБ РФ напомнил о категорировании субъектов КИИ
- Telegram: Contact @fstecru
- ФЗ-187 — основной нормативно-правовой акт в отношении КИИ
- Владельцы социально значимых объектов КИИ будут использовать ПАК
Кабмин будет определять типы информсистем для их отнесения к важным объектам КИИ
Сейчас субъекты КИИ регулярно и специально снижают степень значимости имеющихся в их распоряжении объектов КИИ, и эту проблему отмечают в Правительстве РФ уже давно. Субъекты КИИ обяжут перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы. Соответствующее постановление Правительства РФ было официально опубликовано 14 ноября. Методические рекомендации по категорированию объектов КИИ Порядок принятия решения о признании организации субъектом КИИ. Права и обязанности субъектов КИИ, реестр значимых объектов (ЗО) КИИ, надзорная деятельность регулятора. Сегодня в отечественной индустрии разработки программных продуктов сложилась уникальная ситуация, когда практически все субъекты КИИ и разработчики прикладного ПО.
ФСТЭК России проводит проверки субъектов КИИ
Кто же такие субъекты КИИ? К субъектам КИИ относятся организации, от которых зависит работа транспорта, сетей связи, функционирование финансовой системы и государственных, медицинских и прочих услуг. Подробный план перехода субъектов КИИ будет утвержден до 1 сентября 2024 года.