Новости /. "Царь Эдип". Римас Туминас объяснил: царь Эдип для него — идеальный герой, из-за чувства вины сумевший отказаться от власти и богатства. Самоуверенность толкает Эдипа на безупречное, как и положено удачливому царю, расследование и поиск настоящего виновника бед. Премьера спектакля «Царь Эдип» на сцене Театра имени Евгения Вахтангова состоялась в преддверии 95-летия театра — 12 ноября 2016 года.
Театр Вахтангова отметил свое 95-летие премьерой трагедии «Царь Эдип»
Глава региона Виктор Томенко стал одним из зрителей спектакля "Царь Эдип" в заключительный день гастрольного тура Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, приуроченного к вековому юбилею театра. Об этом он рассказал на своей странице в Instagram. Всего прошло восемь спектаклей, их посмотрели около четырёх тысяч человек".
Туминас откровенен со зрителем, как всегда, его герою сопереживают, а тема о том, как недолог путь от славы к забвению, звучит резонансно. Спектакль Царь Эдип в Театре Вахтангова - постановка мощная, захватывающая. Здесь сильный актерский состав, Виктор Добронравов, Людмила Максакова, Евгений Князев - проходят на сцене путь своих героев. Сценография усиливает каждый эпизод, давая залу прочувствовать настроение, накал напряженности, драматизм событий. Где купить билеты на Царь Эдип?
Виктор Добронравов в роли царя Эдипа. Фото — Александра Торгушникова Буквально с первой сцены — безмолвный воинственный пробег домочадца по кругу — пошли аплодисменты.
Потом греки мне объяснят, что у них не принято хлопать во время действия и уж если такое случается, значит действительно тронуты игрой. Князев слепой прорицатель Тересий , Трамова Креонт , два выхода Максаковой Иокасты , монологи Эдипа, финальный монолог Севриновского сопровождаются аплодисментами. Отдельный разговор о хоре, работа которого придает постановке невероятный объём. Хор, как мне объясняет после спектакля композитор Теодор Абази, в древности, да и теперь — такое зеркало между героями и зрителями. Зрители, смотря на хор, как будто смотрят на себя и разговаривают с героем. Хор слушает историю героев, воспринимает, вычленяет смысл и как бы отдает его зрителям. А зрители становятся с хором как бы одним целым. Вот в «Эдипе» хор звучит наиболее трагично, потому что он становится одним целым с Эдипом, и его трагедию переносит на зрителей. Не рассказывает трагедии, а живёт в ней.
В Древней Греции хор звучал более лирично, почти как песни, потому что древний наш язык более мелодичный. Поэтому первые партитуры для хоров строились больше на мелодике языка, чем на мелодии как таковой, музыка уже потом сверху накладывалась. В нынешней постановке мы говорим на современном языке и надо было написать нечто близкое к древним хорам. В 4 веке до нашей эры под сценой располагались бочки, чтобы звук хора лучше доходил до зрителей. А ещё хористы надевали маски, чтобы звучание было мощнее, что давало эффект — зритель чувствовал себя внутри трагедии. Но у нас масок нет — другой стиль спектакля. Как можно определить стиль новой работы Туминаса и его постоянных соавторов — художника Яцовскиса, композитора Латенаса и хореографа Холиной? Экспрессивный, метафорический, неизменно рождающие свои многосложные и одновременно ясные образы на основе психологического театра. Образы сложнейших понятий возникают как будто из ничего.
В «Эдипе» сакральный смысл трагедии несёт огромная труба в диаметре больше двух метров, что грузно валяется у края орхестры. Греческий хор. Фото — Александра Торгушникова По мере того как развиваются события, это железное «создание » начинает жить своей жизнью.
Вскоре Туминасу позвонили пранкеры Врован и Лексус, предложив режиссеру от имени Минкультуры Украины поставить спектакль «Мой друг Бандера». Он согласился и сделал еще несколько резонансных заявлений. Позже режиссер назвал «мерзостью» разговор с пранкерами, пояснив, что они «перевернули все смыслы». В сентябре 2022 года Театр им. Вахтангова отменил показы в Петербурге спектакля Туминаса «Война и мир». При этом сейчас и этот спектакль, и «Царь Эдип» есть в афише театра.
Спектакль «Царь Эдип» — отзывы
Между тем, первый теоретик драматического искусства, Аристотель, назвал «Царя Эдипа» идеалом трагического произведения, и арбатская сцена сумела передать это совершенство. В городе Фивы, правителем которого является Эдип его играет Виктор Добронравов , мор. Гибель людей можно остановить, выгнав из города убийцу предыдущего царя Лая. Все бы ничего, но этим человеком является Эдип. О том, как к нему приходит осознание своего преступления, и рассказывает трагедия. Но Эдип не злоумышленник, он жертва судьбы. Дело в том, что Лай в свое время приказал убить собственного новорожденного сына, услышав пророчество, что тому суждено однажды убить его самого и жениться на его вдове и собственной матери Иокасте Людмила Максакова. Слуга, которому поручили расправу, из жалости отдал младенца на воспитание в семью из соседнего города.
Между тем, первый теоретик драматического искусства, Аристотель, назвал «Царя Эдипа» идеалом трагического произведения, и арбатская сцена сумела передать это совершенство. В городе Фивы, правителем которого является Эдип его играет Виктор Добронравов , мор. Гибель людей можно остановить, выгнав из города убийцу предыдущего царя Лая.
Все бы ничего, но этим человеком является Эдип. О том, как к нему приходит осознание своего преступления, и рассказывает трагедия. Но Эдип не злоумышленник, он жертва судьбы.
Дело в том, что Лай в свое время приказал убить собственного новорожденного сына, услышав пророчество, что тому суждено однажды убить его самого и жениться на его вдове и собственной матери Иокасте Людмила Максакова. Слуга, которому поручили расправу, из жалости отдал младенца на воспитание в семью из соседнего города.
На каждом этапе жизни Эдип придерживался твердых правил, поэтому и может назваться честным человеком. Виктор Добронравов в роли царя Эдипа Сама постановка очень интересна и поучительна. Проблемы людей того времени ничем не отличаются от проблем современных людей, это нам и хотел показать Режиссер постановки. Помимо сюжета спектакль дополняют и великолепные артисты, которые за долгие годы службы в театре получили признание. Это будут В.
Добронравов, Л. Максакова, Е. Князев, Э.
Атакующая лейттема гоплита, глаз не отвести от Крылатой девы — мифическое существо гипнотизирует. На фоне крепко действующих символов, а каждый из них проявляет грани истово-беспощадной трагедии главных героев, некоторые актеры сбиваются на игру понарошку, привычную, бытовую. Избежать издержек русской психологической школы удается Максиму Севриновскому — Домочадцу царской семьи с перебинтованным лицом: «Мой персонаж разделяет с Эдипом бессознательный гнет рока. Он знает, что случится, но не может, конечно, помешать этому, и в его силах только бросить горький крик — небесам, которые оказались так жестоки. Монолог отчаяния дорог мне — он полон смыслами и болью. Мне нравится наблюдать за греческим хором, для них текст Софокла не литературный памятник, он живой и актуальный, традиции античности там в крови». С молодым актером трудно не согласиться. Как и положено традиционному древнему хору, он — и плакальщик, и рассказчик, ведущий действие, и его комментатор. Многоголосные песнопения, речитативы, мелодекламации сложные партитуры сочинил Теодор Абазис исполняют колоритные греки разных возрастов и телосложения в черных костюмах и черных шляпах. Фабульные перипетии сопровождают щемящие мелодии Фаустаса Латенаса, давнего партнера режиссера. Музыка и действие дышат вместе. В одной из сцен поет саксофон в руках Эдипа. Художник Адомас Яцовскис — тоже единомышленник Туминаса — распахнул сцену и погрузил ее во тьму. По центру — образ тщеты богатства и славы: колесо Фортуны в виде огромной трубы-цилиндра, чье движение беспощадно. Когда из ее отверстий валит пар, кажется, театр заполняется адским дыханием. Труба возносит людей на вершины, и она же их забирает, проходясь по телам, как катком. От этого пожирающего детей Молоха попытаются в финале убежать две девочки в белых платьях — Антигона и Исмена, дочери Эдипа и Иокасты. А когда страшный вал покатится к рампе, по залу пронесется вздох ужаса. К катарсису, очищающему души, призывает театр. На поклонах актеры кладут руки друг другу на плечи и без всякого жеманства начинают двигаться в ритме сиртаки.
Гастроли Государственного академического театра им. Евг.Вахтангова "ЦАРЬ ЭДИП"
К своему 95-летию Театр имени Вахтангова подготовил для зрителей подарок — премьеру греческой трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. Главная • Театры • Театр имени Евгения Вахтангова • Царь Эдип. Смотрите видео онлайн «Во Владикавказе театр им. Вахтангова представил древнегреческую трагедию «Царь Эдип»» на канале «Телеканал МИР» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 29 мая 2023 года в 13:04, длительностью 00:02:28, на видеохостинге RUTUBE. Вахтангова. Гости привезли лишь один спектакль, но это особенный спектакль. Об этом представители творческой группы российского театра, возглавляемого знаменитым литовским театральным режиссёром Римасом Туминасом, рассказали на специально созванной. Виктор Добронравов играл Эдипа. Хорош в финальных монологах.
«Царь Эдип». Театр Вахтангова. Режиссер Римас Туминас
К 95-летнему юбилею Театра им. Вахтангова на его сцене состоялась премьера спектакля «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса. В спектакле «Царь Эдип» состоялся дебют заслуженного артиста Олега Макарова в роли прорицателя Тиресия, который осмелился открыть правителю страшную правду. Трагедия «Эдип-царь» — не «трагедия рока», как указывали неогуманисты ХVIII и ХIХ вв, противопоставляя ее трагедии характеров, а трагедия, в которой хоть и признается зависимость человека от воли богов, но вместе с тем признается и свобода действий человека.
Состоялось открытие нового сезона Театра имени Вахтангова
В главных ролях были заняты российские артисты, а хор состоял из греческих актёров. Все они играют на своих языках. После спектакля греческие зрители устроили десятиминутную овацию. Не менее бурный прием ожидал «Царя Эдипа» и в греческой столице, где его показали в конце сентября. Сегодня настал черед москвичей познакомиться с этим масштабным проектом.
Международный фестиваль «Гешер», который пройдет с 18 мая по 3 июня, представит зрителям лучшие спектакли российских театров и оригинальные израильские постановки.
И персонаж в марлевой повязке, которую потом в конце спектакля снимет Эдип, есть уже в самом начале спектакля. Так, как будто, параллельно разворачивающейся на сцене трагедии, множество других людей решают те же проблемы. Как будто путь Эдипа-это путь каждого взрослого человека. Осознание ответственности за сделанные часто по незнанию поступки.
Текст они зачитывают на своем родном языке — понять их зрители могут по субтитрам. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова Весь хор тоже одет официально, в костюмы-тройки, с бабочками и галстуками, словно свидетели происходящих событий или суд присяжных. Современность перемежается с древностью. Сценография решена просто и грозно одновременно. На сцене находится огромная труба — она же колесо судьбы, зловещий рок, небесная кара. Она охотно «заглатывает» Эдипа, прокатывая его, как скалка, и периодически исторгает неведомое существо с замотанной головой — пожалуй, так мог бы выглядеть страх или отчаяние правителя. Вахтангова в театре драмы в Барнауле Анна Зайкова И эта круглая судьба катится по миру, настигая в финале всех — сначала детей Эдипа, которые по инерции пытаются бороться с ней; а затем и зрителей. И это выглядит особенно впечатляюще — во время спектакля труба не перекатывалась через красную стоп-черту, проведенную посреди сцены, но в конце злой рок так стремительно подлетает к краю сцены, что, кажется, еще чуть—чуть и эта махина раскатает весь зал. Впрочем, так и произойдет в жизни. Только без художественных образов. Трогательно и трагично Рассказы о великих и великом продолжили в Молодежном театре Алтая. Там столичный театр показал спектакль «Крик лангусты» о последних днях жизни императрицы театра Сары Бернар — ее сыграла известная актриса Юлия Рутберг. Спектакль "Крик лангусты" театра им. Но чтобы написать их, ей снова нужно окунуться в прошлое, разыграть его, как на сцене, перевоплотиться в молодую версию себя. Поэтому бедному Питу приходится примерять на себя образы матери Бернар, а затем настоятельницы монастыря, куда 11-летнюю Сару сдала собственная мать. Калейдоскоп воплощений не обошелся и без врача, ампутировавшего актрисе ногу. Вахтангова в Молодежном театре Алтая Анна Зайкова Лучше всего у него получается Оскар Уайльд, который и рассказал историю о крике лангусты — когда повар сворачивает раку шею, это безмолвное морское существо первый и последний раз в жизни издает отчаянный вопль. Спектакль решен донельзя аскетично, главная героиня не встает со своего кресла все полтора часа. Все зрительское внимание приковано к ней — и Юлия Рутберг в его удержании, пожалуй, ничуть не уступает самой Бернар. Вместе с героями зал искренне смеялся, плакал, а главное — полностью сопереживал женщине, в которой было величественно все — вплоть до подаренного на Цейлоне веера из костей обезьян и шелка.
Эдип без комплексов: к 95-летию Театр Вахтангова поставил трагедию Софокла
Режиссером стал артист Театра Сатиры Антон Буглак. Но мы развиваем сюжетную линию. Мы скрупулезно собирали сведения из дневников, книг и личных воспоминаний наших артистов. И в результате появился спектакль-концерт, спектакль-исследование «Синий платочек». В постановке переплетены три линии: тех, кто родился и жил во время войны, тех, кто родился после и рассказывает от первого лица об артистах старшего поколения, с которыми посчастливилось работать на сцене, а также линия молодых артистов, которые из современности смотрят на трагические события прошлого. Приходят другие.
Вахтангова громко отпраздновал в минувшее воскресенье свое 95-летие. К примеру, народный артист РФ Сергей Маковецкий даже свистел от восторга. Так эмоционально реагировал зрительный зал на российско-греческий спектакль по трагедии Софокла "Царь Эдип" в постановке художественного руководителя вахтаговцев Римаса Туминаса, московскую премьеру которого специально приурочили к юбилею знаменитого театра, отмечаемому 13 ноября.
Российско-греческий спектакль "Царь Эдип" в постановке Римаса Туминаса покорил Афины Ребенка прокляли еще в младенчестве, и пророчество сбылось. Отца убил, на матери женился, а та не вынесла позора. Гигантская труба на сцене - по сути единственная декорация - к финалу превращается в колесо судьбы, которое катится на зрительный зал. Еще немного и задавит, но в последний момент останавливается, и зал, выдохнув, начинает аплодировать стоя. Придумка фантастическая, и сыграно моими коллегами великолепно. Я кричал браво и даже свистел от восторга".
Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть — законная как по рождению, так и по завоеванию. Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать. Эдип — вне закона, вне совести, вне норм морали. Он — игрушка рока, страшное орудие судьбы. Проклятый сын Лая и Иокасты. Но Эдип предпочитает правду. Он ее ищет, находит и мужественно принимает всю трагедию своего рождения и ужасной жизни. Чувствуется, что Римас Туминас восхищается героем Софокла, его смелостью, бескомпромиссностью, но одновременно звучит современный мотив толерантности и смирения. Но мир изменился. Мир стал очень материальный и не такой пытливый, как в далеком прошлом. На этом контрасте века Софокла и века нынешнего Туминас ставит свой трагический спектакль. Красивый, страшный, сильный и при этом светлый. У Эдипа — две дочери… Одна из них — Антигона. Девочки в спектакле — это надежда.
Мне хотелось, чтобы в "Эдипе" зрители услышали, ощутили боль через какую-то тему. Для меня эта тема Иокасты. Римас где-то точнее это объяснил, это спектакль не столько об Эдипе, сколько об Иокасте. Через тему Иокасты для меня слышны темы и мора, и беды, и опасности, нависшей над городом, вообще над человеком. Это тема, которая заставляет понять: никуда от рока не убежишь». Теодор Абазис композитор, автор музыки для греческого хора и речитативов : «Я знал, что в спектакле и вообще в русском и литовском театрах много музыки. Она всегда звучит в эпизодах. Поэтому для меня самым главным было не заглушить ее, а, напротив, помочь зазвучать еще пронзительней. То есть помогать ей, не прикрывать. С Фаустасом мы работали параллельно, поэтому до нашей общей встречи его музыки я не слышал. Как он не слышал моей. К тому же изначально мы здесь больше работали над произношением текста, тонами и полутонами. Наше дело — больше говорения, ритма, речитатива. Хор олицетворяет общество, правильнее сказать, сообщество, которое реагирует на то, что происходит на сцене. А там происходят конфликты. Оно их обсуждает. Конфликты могут быть и в хоре, каждый характер в этом хоре может иметь свою позицию. Но эта позиция так или иначе должна потом стать общей». Это герои без оглядки на конкретную эпоху и время. Они близкие, понятные, узнаваемые. Туминас каждого из них оправдывает, больше того — он их жалеет и им сочувствует. Костюмы героям придумал художник Максим Обрезков, хореограф - Анжелика Холина. Людмила Максакова: «Иокаста совершила преступление. Она погубила трехдневного ребенка, отдала на смерть, потому что муж боялся предсказания, которое гласило, что он умрет от руки своего сына. И она убила ребенка. Есть преступление и наказание. Но я не играю, как вы говорите, женщину-убийцу. Это что-то из вампирского сегодняшнего лексикона. Софокл — это же не Спилберг, правда? Но я его оправдываю. Я как артист должен это делать — находить оправдания любым поступкам своих персонажей. И, знаете, найти оправдание легко даже самым подлым и низким действиям: "Да, я сделал плохое, но я сделал это, потому что…" Эдип попытался перехитрить богов. Но он не плохой человек. В итоге он взял на себя ответственность. В этом весь смысл». Евгений Князев: «Тиресий — исторический персонаж, согласно мифам, действительно предсказатель. По одной из легенд, этот дар ему дала Гера, по другой — Зевс. Если вы спрашиваете, что это за характер — его в древнегреческой трагедии нет. Тиресий мудр. Он здесь и сейчас вспоминает о том, что он когда-то предсказал Лаю. Рок движет миром, от него никуда не скроешься. Найдется ли на Кифероне место, которое не огласишь ты воплем, свой брак постигнув? Почти пустое пространство, гулкое эхо. По сцене катается гигантская ржавая труба как страшный символ все сметающей на своем пути судьбы, рока. Над сценой на длинных палках проносят чучела черных воронов. Вызывающая оторопь, ошеломляющая картина конца времен. Адомас Яцовскис: «Если бы я знал, как придумалась эта труба, я был бы счастливым человеком. Первая мысль, когда услышал, что ставим, была "О Боже, не придумаю! Но я каждый раз так думаю. Эта труба как отдушина. Когда спектакль переедет в Москву, я думаю, он многое обретет. Эта декорация будет лучше смотреться на сцене. Но что-то он и потеряет точно, конечно». Завершающий блок — в Эпидавре. Из-за изнуряющей жары работа начиналась только поздно вечером, заканчивали глубокой ночью. Людмила Максакова: «Самое сложное — найти какое-то понимание, все объединить.
Трагедия «Царь Эдип» идет в Театре Вахтангова
Забронируйте столик в буфете перед началом спектакля или на антракт по ссылке Спектакль Царь Эдип в театре Вахтангова Прикосновение к античности всегда риск. «Царя Эдипа» сыграют в Москве на юбилее театра — в ноябре Вахтанговский отмечает 95-летие. К своему 95-летию Театр имени Вахтангова подготовил для зрителей подарок — премьеру греческой трагедии Софокла «Царь Эдип» в постановке Римаса Туминаса.
Билеты на Царь Эдип
Разве у боли есть национальность? Я устал от сравнений. Есть мировой дух театра, нет отдельных школ. Есть единая школа — школа таланта. Вот это я признаю, это от Бога. Хочется поставить спектакль о главном — о человеческом достоинстве, о чести, о сильном человеке, о лидере, который смог наказать себя сам: выдворить себя из страны, уйти из жизни нищим. Сегодня такого практически нет. Все они лидеры , во всяком случае, в большинстве своем, чувствуют себя не виноватыми ни в чем. Все оправдывается.
Сегодня мы понимаем, что возраст становится все более относительным понятием, особенно для любви.
Не исключено, что будет изобретен рецепт вечной молодости, и тогда все будут молодыми, красивыми и желанными. Пожалуй, «Эдип» — самый современный и, возможно, преждевременный спектакль Туминаса. Он о том, что еще пока остается тайной, но, судя по ходу истории, очень скоро люди узнают, есть ли душа, другие жизни, перевоплощения или все это фантазии? Человечество подходит к разгадке главной тайны — есть ли жизнь после смерти, встретимся ли мы еще со своими родными на небесах? Возможно, эта разгадка дорого обойдется миру, но истину утаить невозможно, — и об тоже этом спектакль «Царь Эдип». Не все хотят, чтобы правда открылась. И далеко не всем нужны истины. Многие предпочитают жить в неведении, лжи. И если бы в царстве Эдипа — в Фивах, не наступил мор, то людям и не нужны были бы истины.
Эдип продолжал бы царствовать, любить Иокасту, своих детей и, разумеется, народ…И его власть — законная как по рождению, так и по завоеванию. Только морального права у него нет ни царствовать, ни любить, ни спасать. Эдип — вне закона, вне совести, вне норм морали. Он — игрушка рока, страшное орудие судьбы.
V век до нашей эры, нас и героев Софокла разделяют почти 2500 лет. И всё же: гордость, страсть, ответственность, сострадание — это вечные темы. Театр Вахтангова находит способ приблизить ту эпоху к современному зрителю, наполнить её эмоциями и страстями. Такой, что его сюжету могут позавидовать современные авторы. Целеустремленный, требовательный и беспощадный, наделённый безграничной властью следователь распутывает нити интриг и оказывается главным преступником.
Артисты, занятые в спектакле, играют на своих языках: русские — на русском, греки — на греческом. Мировая премьера «Царя Эдипа» с огромным успехом прошла в июле 2016 года в древнейшем действующем амфитеатре Греции — Эпидавре.