Биография Янины Жеймо. Янина Жеймо — легендарная советская актриса польского происхождения. Ее триумфом стала роль Золушки, которую она сыграла в 1947 году в возрасте 38 лет. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).
Сталинская Золушка (Янина Жеймо)
А актрисе Янине Жеймо, приглашенной на первую советскую экранизацию «Золушки» режиссерами Павлом Акимовым и Надеждой Кошеверовой, на тот момент исполнилось уже тридцать семь. 29 декабря 29 лет назад, в канун нового 1988 г. ушла из жизни замечательная актриса Янина Жеймо, которую зрители помнят по главной роли в фильме «Золушка». В 1930-х Янина Жеймо снялась более чем в 13 полнометражных картинах, получила орден «Знак Почета» и успела стать настоящей звездой. Янина Болеславовна Жеймо родилась 29 мая 1909 года.
Янина Жеймо (Золушка) - биография, фото, личная жизнь актрисы
Это только в той иерархии советского кино, которое выстроило и зацементировало в сознании уже нескольких поколений наше телевидение, звездный час артистки Жеймо — это «Золушка» 1947 года. Однако за 13 лет до действительно дивной киносказки по Шарлю Перро все в киношной славе ее центральной исполнительницы было именно так, как отрефлексировал Олейников. На данный момент она муза, модель и подруга всех тех, кто олицетворяет живородящее начало советского кинематографа — Козинцева и Трауберга, Марка Донского, Зархи и Хейфица; последнему после роли поварихи, служащей проблеском света и человеческого тепла в экспрессионистском кошмаре инцидента на советско-маньчжурской границы в его фильме «Моя родина» 1933 , она стала еще и женой. В будущем, 1935, году к восторженному хору кинотусовки присоединятся простые зрители — «Ленфильм» завалят письмами, адресованными Пуговице, — душевной и нелепой героине Жеймо в «Подругах», первом культовом советском фильме о пронесенной через годы и исторические катаклизмы женской дружбе, из которого вырастут «Сверстницы» и «Москва слезам не верит». Непосредственно в момент написания стихотворения сам Олейников совместно с драматургом Евгением Шварцем, будущим автором «Золушки», готовят для актрисы эксцентрический кинобенефис — она исполнит главную роль 12-летней девочки, которая, по словам ее брата, «спит как лошадь» и потому хронически опаздывает в школу, в реанимации жанра немой комической «Разбудите Леночку» — причем эта неочевидная затея будет иметь такой успех, что два года спустя похождения Леночки возобновят, уже в звуковом фильме «Леночка и виноград». А сам стих прозвучит на празднике по случаю 30-летия актрисы, куда она заявится после того, как во дворе ее, по выражению дочери актрисы, «отмутузят» 12-летние мальчишки.
Дело в том, что готовясь к роли Леночки, миниатюрная женщина с ростом 1м 48 см и 31-ым размером ноги, которой предстояло играть в фильме школьницу в окружении всамделишных детей и не выделяться возрастом на их фоне, напялила платье 12-летней сестры и вышла проверить свою похожесть на ребенка на детскую площадку, где сперва благополучно вписалась играть в лапту, но позже была избита за ряд неудачных подач. Только это был «Жестяной барабан», не отягощенный идеологией — но как раз ее отсутствие и было лучшим идеологическим противоядием от сталинской сверхидеологизированности. Клоунесс в нашем тогдашнем кино хватало. Но их клоунада коренилась в сатире Мария Миронова или хотя бы высмеивании определенных отдельных отстающих гражданочек Рина Зелёная, Мария Барабанова. Или же это была клоунада гадких утят, которым в новых исторических условиях предстояло стать увешанными орденами лебедями Орлова, Ладынина.
В то время как у Костричкина была лишь одна запомнившаяся роль Башмачкина в экранизации гоголевской «Шинели» 1926 год , а в звуковом кино он так себя и не проявил, Жеймо мелькала на экране постоянно. Но в конце 1930-х годов ситуация изменилась: у актрисы случился простой из-за приостановки работы сразу над двумя фильмами, в которых она должна была играть главные роли. Почему так случилось, ответа нет. Поговаривали, что актриса-травести не нравилась Сталину: в его вкусе были яркие красавицы типа Орловой. Пережила Жеймо этот период очень тяжело. Она просто не могла не сниматься, будучи, по словам коллег, «чистокровным кинематографистом». Как говорил Евгений Шварц, актриса без ролей была беспомощна и сердита, «как сердятся глухонемые». Если других актеров в подобных случаях выручает театр, то Жеймо на сцене почти не играла. На эстраду она тоже не планировала возвращаться, объясняя свое нежелание тем, что «эстрада после кино — это как дышать одним легким». Украденное счастьеПережить безвременье Янине помог второй муж Иосиф Хейфиц.
Познакомившись с режиссером на картине «Горячие денечки», актриса отметила его блистательный ум и мягкий характер. Они стали друзьями, потому что оба были словно из одного теста — деликатные, интеллигентные и светлые. К ним обоим тянулись люди. И когда в середине 30-х годов Янина и Иосиф стали парой, друзья за них искренне порадовались. Родился сын Юлий, всё было отлично, и никто не мог представить, что счастье не навсегда. Началась Великая Отечественная война. Хейфиц отвез падчерицу и сына в эвакуацию. Дети оказались в Алма-Ате, муж отправился снимать кино в Монголию и Ташкент, а жена задержалась на съемках «Боевых сборников» в Ленинграде. Когда блокадное кольцо сомкнулось, Янину хотели вывезти из оцепленного врагами города на самолете, но она отказалась, потому что не хотела поступать по отношению к остававшимся коллегам «не по-товарищески». Эвакуировалась она позже — вместе с сотрудниками «Ленфильма».
С набитым вещами мужа чемоданом несколько месяцев добиралась до Алма-Аты — поезда долго стояли на запасных путях, пропуская военные эшелоны. И когда актриса, наконец, доехала до своей семьи, встреча оказалась не радостной. Выяснилось, что у мужа уже — другая женщина. Ему сказали, что Янина погибла — вместе с артистами, ехавшими в разбомбленном тихвинском составе… Новой женой Иосифа Хейфица стала молодая красавица Ирина Светозарова — мать будущего режиссера сериала «Улицы разбитых фонарей» Дмитрия Светозарова и художника-постановщика «Собачьего сердца», «Пацанов» и сорока других замечательных фильмов Владимира Светозарова скончался летом 2017 года. Вот как сын описывал «разлучницу», невольно разбившую первую семью отца: «Мама была женщиной редкой красоты, ездила в юности на сталинских парадах на велосипеде по Красной площади, а для этого отбирали стройных и загорелых девушек».
Под его управлением работала небольшая семейная труппа. В ее состав входила жена Болеслава Анна, четыре дочери, а также сын Вацлав. Янина была самой младшей в семье. Отец семейства не только руководил труппой, но и сам играл в ней. Будущая актриса рано начала выступать в цирке, на сцене она с трех лет. За это время она сменила много амплуа — гимнастки, наездницы, балерины, эквилибристки. Успехи на сцене были настолько колоссальными, что в подростковом возрасте девушка уже начала самостоятельно давать уроки танцев. Учеников не смущало, что очень часто наставница была намного младше из самих. Янина Жеймо в юности Цирковая часть биографии Янины Жеймо завершилась в 1923 году, когда почил глава семейства. Семейная труппа быстро прекратила свое существование, мать забрала детей и переехала жить в Петербург. В Северной столице они продолжили зарабатывать себе на жизнь творчеством. Так появилось «Трио Жеймо», после чего началось активное покорение российской эстрады. Янине нужно было работать с тяжелыми ксилофонами, часто носила их на голове, они стали причиной ее медленного роста. До четырнадцати лет девочка развивалась нормально, потом начали появляться проблемы. В Петербурге Янина успешно окончила курсы под названием «Фабрика эксцентричного киноактера», после чего начала строить свою карьеру в качестве актрисы кино. Уже после недолгого проживания в большом городе Янина полюбила Петербург, даже во время кратковременного отъезда девочка постоянно хотела вернуться назад в Северную столицу. Во время блокады Янина не покинула Ленинград сразу же, вместе со всеми жителями переживала трудности военного времени. Первые роли в кино В 1924 году Янина начала заниматься в студии у знаменитых режиссеров Григория Козинцева и Леонида Трауберга.
Любые роли Жеймо — главные или эпизодические, драматические или романтические — отличались в ее исполнении разнообразием красок и оттенков, соединяя лирику, характерность и эксцентрику. В 1939 году Жеймо была награждена Орденом «Знак Почета». Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные — маленький рост, почти детское лицо и хрупкое телосложение — стали источником художественного своеобразия актрисы. Все это определяло её амплуа — всю жизнь она играла девчонок-подростков. В начале Великой отечественной войны Янина осталась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина эвакуировалась в Ташкент — туда же переместилось кинопроизводство. В эти годы она снялась в фильмах «Белорусские новеллы», «Два бойца» и других. Широкую известность актрисе принесла главная роль в фильме-сказке «Золушка» в 1947 году. Жеймо тогда было 37 лет. Картина имела огромный успех. Но премьера «Золушки» совпала с началом малокартинья в отечественном кино. Семья Жеймо решила перебраться в Москву, где Янина участвовала в дублировании зарубежных фильмов и отечественных мультфильмов. Свою последнюю роль актриса сыграла в фильме «Два друга» 1954. В 1957 году со своим мужем, польским режиссёром Л. Жано, Янина уехала в Польшу, в Варшаву. Там она не снималась, хотя ей несколько раз поступали предложения от режиссеров, но по разным причинам они не были приняты. Зато Янина часто сопровождала мужа на съемках и порой давала ему дельные советы. Она поддерживала связь с русскими актерами — Михаилом Пуговкиным,Вячеславом Тихоновым и другими — они приезжали к ней в гости. Жеймо и сама часто бывала в Советском Союзе. Но свои последние 30 лет жизни Янина прожила в Польше. Умерла Янина Болеславовна Жеймо 29 декабря 1987 года, ее похоронили в Москве на Востряковском кладбище. Источник: calend. Девочку сыграла в 38 «Янина Жеймо была великой актрисой советского кино, — говорит публицист Виталий Вульф. Её сравнивали с итальянкой Джульеттой Мазиной. Главная картина Жеймо была снята в 1947 году — «Золушка» Надежды Кошеверовой. Зритель верил чистоте помыслов Жеймо, доброму взгляду. Никто не мог догадаться, что актрисе в реальной жизни почти 40 лет. Хрустальные туфельки 31-го размера костюмеры «Ленфильма» делали на заказ. Это была поистине ювелирная работа. Правда, Жеймо в них не ходила и не танцевала. Сделать в них даже пару шагов было невозможно. Башмачки из оргстекла реквизиторы разрешали только примерить, войти в них в кадр и тут же снять.
Милая Золушка. Янина Жеймо
Об этом можно прочесть в книге ижевского журналиста и краеведа Вячеслава Яковлевича Безымяннова 1 и статьях воткинских краеведов Зои Анатольевны Владимировой 2 и Эмилии Михайловны Башегуровой 3. По воспоминаниям самой Янины Болеславовны 4 , цирковая семья гастролировала также в Челябинске, Барнауле, Тобольске, Тюмени. География этих выступлений на Урале и в Сибири была связана с именем ижевского антрепренера Александра Гавриловича Коромыслова 1859—1919 , который был владельцем цирка-шапито в Челябинске, содержал деревянные цирковые здания в Ижевском заводе, Новониколаевске ныне Новосибирск , Тюмени, Тобольске. Среди цирков Коромыслова именно тобольский стал свидетелем первого успеха в 1913 году четырехлетней Янечки Жеймо — девочки-клоуна. А на одном из выступлений на арену вышел сибирский купец, снял с плеча шубу соболиного меха и бросил ее к ногам маленькой артистки. Овация долго не смолкала» 5. В новом здании Тобольского цирка состоялось и первое знакомство циркового предпринимателя с семейством Жеймо, заявившим на антрепризу шесть человек. Ответ не заставил себя ждать и явился в виде короткой, но выразительной пантомимы, содержащей единственный жест — указующий перст Вацлава Жеймо в сторону открытой двери, на пороге которой играла с любимой хозяйской и цирковой собачкой Джизиком девочка с огромным красным бантом на макушке. Коромыслов тоже картинно возвел руки вверх: мол, всё ясно.
В следующем, 1914 году «секстет» участвовал в гастрольных представлениях в Ижевском цирке. Они играли на самодельных дудочках, а младшенькая, Янина, неистово колотила в барабан, не мешая коллективу эксцентриков воспроизводить мелодии простеньких музыкальных пьес и русских народных песен. Затем перед зрителями предстали гротеск-наездница, мастер конной выездки, акробаты и воздушные гимнасты. Цирковая семья высокого исполнительского мастерства — есть такой штамп. Пусть будет! Вскоре к Анатолию Анатольевичу приехала молодая жена Анна Гельд, закопёрщица дамской цирковой борьбы.
Съёмки "Золушки" обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на её роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих "сестёр" и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо "не такое". Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что многие работники студии приносили из дома все мало-мальски "дворцовое" и "придворное" для съёмок бальных сцен, а Золушкино платье сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь тридцать первого размера не смогли. Роль Золушки принесла новую волну популярности актрисе. Евгений Шварц вспоминает: "Картина появилась на экранах в апреле 1947 года и имела успех. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку с мужем. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая — тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. Дубляж — работа специфическая, не каждый актёр даже с хорошими голосовыми данными к ней пригоден. Но голос Жеймо, говорившей за Герду в "Снежной королеве" или за героиню в фильме "Марти", нежный, спокойный, робкий и в то же время гордый, забыть невозможно. Кино отвергло её облик — она отдала ему свой голос. В своих дневниках Евгений Шварц написал: "Удивительно привлекательное существо Жеймо сделала десятую долю того, что могла бы. Должна бы. Все её существо — туго натянутая струнка. И всегда верно настроенная. И всегда готовая играть". Свою последнюю роль она сыграла в 1954 году в фильме "Два друга", когда ей было только 45 лет. В 1957 году Янина с мужем уехала в Польшу, в Варшаву. Там она прожила последние тридцать лет своей пятой жизни, сугубо частной, о которой известно не много. Она выучила язык, дружила с известным польским киноведом-классиком Ежи Теплицем... Казалось бы, странно. Но ведь не всегда главное — соглашаться на что угодно, только бы сняться, мелькнуть, напомнить о себе.
А может сработало и то и другое. Развод, впрочем, не сильно сказался на материальном положении актрисы — она снималась постоянно и неплохо зарабатывала. Как актриса амплуа травести, играла она все больше роли девочек-школьниц, героинь в детстве и даже пацанов. Но Жеймо как никому удавалось во взрослом возрасте изображать детей и режиссеры этим пользовались. Он был необыкновенно популярен в свое время. Актриса сыграла школьницу-подростка, которая вечно опаздывает на уроки. На этот момент Жеймо было уже 26 лет. Да что там говорить, ее дочь уже ходила в школу. И в этом был один из феноменов будущей Золушки. Дебют Янины Жеймо в кино В 1924 году Янина поступила на ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера», где занималась в актёрской студии под руководством знаменитых режиссеров Леонида Трауберга и Григория Козинцева. На тот момент её актёрский стаж составлял 12 лет — значительно больше, чем у своих руководителей, чем она повергла их в шок. На съёмках фильма она познакомилась с актёром Андреем Костричкиным, который стал её первым мужем. В браке у них родилась дочь, названная в честь мамы Яниной. Однако брак вскоре распался. В 1926 годы Жеймо сыграла главную роль в комедии режиссёров Козинцева и Трауберга «Братишка». Тридцатые годы стали самым счастливым периодом в творчестве актрисы, режиссёры активно приглашали её сниматься. В 1934 году ей досталась главная роль школьницы в картине «Разбудите Леночку». После выхода фильма «Подруги», где актриса сыграла роль Аси по прозвищу Пуговица, восторженные зрители завалили киностудию письмами, на которых был указан незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице». Поклонники толпами ходили за ней. Кадр их фильма «Горячие денёчки». Она снялась в небольшой роли всего в одном фильме, а два других фильма с её участием были приостановлены. За то в этом году актриса встретила свою новую любовь — режиссера Иосифа Хейфица, который стал её вторым мужем. У них родился сын Юлий, впоследствии ставший кинооператором. Янина Жеймо с детьми Фильмы Янина Жеймо была небольшого роста, всего около 148 сантиметров, и с невинным детским личиком. Поэтому неудивительно, что ее амплуа сложилось раз и навсегда — она играла исключительно подростков или юных девушек. А в первом кинофильме «Мишки против Юденича» ей и вовсе досталась роль мальчика. В 30-е годы актрису стали снимать еще больше, а роли предлагали более ответственные. Более всего известна из того периода комедия «Разбудите Леночку! В обоих фильмах 26-летняя Жеймо играет 13-летнюю девочку. Янина Жеймо в фильме «Разбудите Леночку! Поклонники по пятам ходили за актрисой, присылали ей мешки писем и подарков. В тот же период Жеймо поучаствовала в создании военной драмы «Шёл солдат с фронта», бытовой киноленты «Моя Родина» и комедии «Горячие денёчки». Но главной картиной Янины Жеймо оказалась ее предпоследняя работа — веселая экранизация сказки «Золушка», в которой также были задействованы другие звезды тех лет: Фаина Раневская, Эраст Гарин, Алексей Консовский. Янина Жеймо в фильме «Золушка» Интересно, что художественный совет хотел на эту роль взять профессиональную балерину Марию Мазун, но после первых проб стало ясно, что Янина, даже несмотря на свои 37 лет, выглядит в этом образе гораздо гармоничнее. Кинопробы: Надежда Нурм в роли Мачехи и Мария Мазун в роли Золушки Последним фильмом Жеймо стала детская лента «Два друга», в которой она наконец-то сыграла взрослую женщину. Дальше сниматься актриса отказалась и сосредоточилась на озвучивании мультиков, кстати, именно ее голосом разговаривает Герда в знаменитой рисованной сказке «Снежная королева». Янина Жеймо в фильме «Два друга» Также она дублировала иностранные кинофильмы, помогая заговорить по-русски Софи Лорен, Николь Курсель, Джульетте Мазине и другим западным звездам. Из-за маленького роста Янина Жеймо не доставала до стандартного микрофона и специально для нее сделали скамеечку, которую называли «жеймовочка». Янина Жеймо в блокаду Волею судьбы в Ленинграде в начале войны осталась только Янина: дети и муж были в эвакуации в Ташкенте. Уехать вместе с ними она не смогла — сильно заболела сестра Эля. Позже, когда блокадное кольцо замкнулось, ее не раз хотели вывезти на самолете — она отказывалась, считая, что это не по-товарищески. Зал взорвался хохотом. Смеялись не зло, понимая, что в груди сказочной Янины Жеймо бьется храброе сердце. Хрупкая, исхудавшая Золушка в валенках, в тулупе и с винтовкой на плече помогала приблизить победу — несла ночные дежурства, став частью истребительного батальона. В самые тяжелые блокадные дни она продолжала выступать перед раненными в госпиталях, играла в агитационных фильмах юных девушек, как и остальные ленинградцы, получая 125 грамм хлеба. Конечно, было смертельно тяжело, но вслух она шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела». Кадр из фильма «Два бойца». Однако встреча с мужем оказалась нерадостной. Эшелоны бомбили, они подолгу стояли. Янина добиралась 2 месяца. Тем временем в Ташкент пришло сообщение о том, что тихвинский эшелон с артистами разбомбили, и Жеймо погибла.
Золушке — 16! Казалось, что это нереально. Но всех убедил Шварц. Сценарист видел свою Золушку не смазливой куклой, а хотел показать ее внутреннее очарование. В итоге худсовет утвердил Жеймо. В послевоенном Ленинграде, где почти не осталось мебели и даже тряпок, сожжeнных в блокаду, не было роскошного реквизита. Часть его из дома принесли актeры, другую позаимствовали в Мариинском театре. Оттуда же пригласили балерин для сцены бала. Платья им пошили из занавесок и тюля. Единственная деталь, которую костюмеры делали на заказ, — хрустальные туфельки 32-го размера для маленькой ножки актрисы. Эту обувь Янине разрешали надевать лишь в сценах с общими планами. Танцевала и ходила по сказочному дворцу Золушка в обычных туфельках, очень похожих на хрустальные. Фильм, премьера которого состоялась в 1947 году, имел колоссальный успех. Но вопреки ожиданиям, карьера актрисы не взлетела на новый уровень с выходом сказки. Та самая туфелька. На чужбине у нее не раз случались инфаркты — она страдала из-за разлуки с дочкой, которая приняла решение остаться в Москве. Свой последний день 78-летняя звезда «Золушки» провела в домашних хлопотах. Ничто не предвещало беды. Янина скончалась в Варшаве 29 декабря 1987 года перед самым Новым годом. Актриса хотела, чтобы ее похоронили в Москве.
Янина Жеймо: Золушка, Леночка, вечная девочка
Это уникальный случай, когда зрелая женщина «под сорок» сыграла юное создание. И все зрители верили в то, что сказочная героиня — почти девчонка! Однако никто не знал, что скрывается за легкостью, непосредственностью, наивным очарованием… «АиФ» рассказывает о непростой судьбе известной советской киноактрисы Янины Жеймо. Будущая звезда киноэкрана родилась в 1909 году в Волковыске Гродненской области в семье цирковых артистов. Отец Юзеф-Болеслав был поляком, мать — русской.
С трёхлетнего возраста девочка выступала в цирке — наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. Лишь через много лет профессор медицины убедил актрису в том, что маленький рост никак не связан с её физическими нагрузками в детстве, а является генетической предрасположенностью. Но именно маленький рост позволил Янине сделать удачную карьеру драматической актрисы. Её впервые пригласили в кино 16-летнем возрасте, и в дальнейшем она несколько лет была востребована в киноиндустрии, в том числе и в амплуа травести.
Будучи совсем маленькой, она заразилась дифтерией, задыхалась, была на волосок от смерти, но точно знала, что должна жить, боролась и победила-таки эту страшную болезнь. А когда, работая в цирке, упала с лошади во время трюка, то не испугалась, пришла в себя и снова вышла на арену. Янина пережила и войну со всеми ее ужасами. Жеймо долгое время оставалась в Ленинграде, отказывалась от эвакуации, помогала больным и раненым, дежурила вместе с остальными жителями блокадного города, предупреждая людей о воздушной атаке.
Она похоронила многих своих близких. Чуть сама не умерла от голода и холода. Но что ее надломило — так это предательство любимого человека… В шаге от смерти.
Жеймо играла детей, максимум — юных студенток.
Пацаны не только поверили, что перед ними ровесница, но и отмутузили ее за несколько неудачных подач. Маме на тот момент было 25 лет. Удар Во время войны, когда ее второго мужа, режиссера Иосифа Хейфица, и детей — Янину и маленького Юлия — отправили в эвакуацию, Жеймо осталась в Ленинграде. Днем она выступала в госпиталях, а ночью дежурила на крышах и тушила зажигательные бомбы.
Она получала всего 125 граммов хлеба в сутки. В 1942-м актриса отправилась к мужу в Казахстан. Пока она прорывалась на относительно безопасный юг, кто-то сообщил Хейфицу, что его супруга погибла. Иосиф тут же решил жениться снова.
Едва сойдя с поезда, Янина обнаружила, что ее «вдовец» почти готов к новой свадьбе, хотя с момента «гибели» Жеймо прошло всего несколько недель. И она взяла только вещи Хейфица. И вдруг такое! Иосиф Ефимович, узнав, что она вернулась, тут же приехал и буквально бросился ей в ноги, но мама сказала: «Нет!
С трудом узнавала знакомых, с трудом ориентировалась в пространстве. Из тяжелой депрессии Жеймо вытаскивал приятель, режиссер Леон Жанно, который спустя много лет стал ее третьим мужем. Леон нашел врача, который отпаивал Янину дефицитным антидепрессантом — три капли в день.
Кадр их фильма «Горячие денёчки». Она снялась в небольшой роли всего в одном фильме, а два других фильма с её участием были приостановлены. За то в этом году актриса встретила свою новую любовь — режиссера Иосифа Хейфица, который стал её вторым мужем.
У них родился сын Юлий, впоследствии ставший кинооператором. Янина Жеймо с детьми Янина Жеймо в блокаду Волею судьбы в Ленинграде в начале войны осталась только Янина: дети и муж были в эвакуации в Ташкенте. Уехать вместе с ними она не смогла — сильно заболела сестра Эля. Позже, когда блокадное кольцо замкнулось, ее не раз хотели вывезти на самолете — она отказывалась, считая, что это не по-товарищески. Однажды после выступления перед красноармейцами ее спросили, почему она не уехала. Зал взорвался хохотом.
Смеялись не зло, понимая, что в груди сказочной Янины Жеймо бьется храброе сердце. Хрупкая, исхудавшая Золушка в валенках, в тулупе и с винтовкой на плече помогала приблизить победу — несла ночные дежурства, став частью истребительного батальона. В самые тяжелые блокадные дни она продолжала выступать перед раненными в госпиталях, играла в агитационных фильмах юных девушек, как и остальные ленинградцы, получая 125 грамм хлеба. Конечно, было смертельно тяжело, но вслух она шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела». Кадр из фильма «Два бойца».
Первые шаги в кино Янине давались нелегко. Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена — подобные чувства испытывали многие молодые артисты после своих первых пробных съемок на пленку.
Ведь киногеничность во многом зависит от профессионализма оператора, от того, как установлен свет. По свидетельству знаменитой американской актрисы Лилиан Гиш, на заре кинематографа нередки были случаи, когда свет специально ставился так, чтобы завалить актерскую пробу. Но постепенно постоянный фэксовский оператор Андрей Москвин приноровился к лицам студийцев, и Янина Жеймо на экране стала походить на себя и выглядеть естественно. Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла ее: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади! Невеселая перспектива…» В чем-то материнские слова оказались пророческими, потому что Янина Жеймо осталась в памяти одной из золушек, незвезд отечественного кино. Мы проглядели русскую Джульетту Мазину… Кино довоенного периода Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься.
Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли ее почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку» 1934. Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой». По словам Григория Козинцева: «И «Разбудите Леночку», и более поздний фильм «Приключения Корзинкиной» были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке». Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд. Это было время наибольшей ее популярности особенно после фильма «Подруги»:wink:.
Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны. Кадр из фильма «Подруги» 1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съемки еще двух картин с ее участием были остановлены. В паузах актеру, чтобы он не чувствовал себя невостребованным и профессионально не застаивался, могла бы помочь работа в театре. Но Жеймо — «кинематографист чистейшей крови» — очень мало была связана с театром и тяжелое время переживала вне профессии. А как — кто знает?..
А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые» Е. Шварц, «Телефонная книжка». Тем не менее в 1939 году ее награждают орденом «Знак Почета». Годы войны Еще до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Ее новым супругом стал знаменитый режиссер Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо. Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше.
Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, что ее дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла.
Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком… Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась. Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леон Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил ее, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться. Янина Жеймо и Леон Жано «Золушка» 1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты.
Хотя бы экранной, сказочной, придуманной… И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка «Золушка», где Янина исполнила главную роль. Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актеры «неизвестны». Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а… закат. Они вместе работали до этого в фильме «Шел солдат с фронта», а позже — на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» Консовский часто играл простых деревенских пареньков. Актеры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съемки «Золушки» обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое».
Янина Жеймо: Золушке было 40 лет!
Янина Жеймо: Золушка, Леночка, вечная девочка – Журнал «Сеанс | и осталась для нас хрупкой героиней волшебной сказки. |
Янина Жеймо - биография, новости, личная жизнь | Янина Жеймо родилась в городе Волковыск, сейчас это Гродненская область. |
Янина Жеймо: биография советской Золушки
Мать — русская. С трёх лет выступала в цирке. Была наездницей, гимнасткой, балериной и музыкальным эксцентриком. Из цирка ей пришлось уйти, когда умер отец. Тогда Янина с сестрой начали выступать на эстраде с танцевальными номерами. В 14 лет из-за гормонального сбоя Янина вдруг перестала расти, но именно эта особенность и стала в дальнейшем главной составляющей ее успеха.
В 1925-1927 годах работала на эстраде. В 1929 году окончила в Ленинграде Фабрику эксцентрического актёра мастерская ФЭКС , в которой обучали мастерству молодых актёров и ставили спектакли. С 1949 по 1956 годы — актриса Театра-студии киноактёра. Затем актриса киностудии «Ленфильм». Актриса отличалась очень хрупким девическим телосложением и юным лицом.
Была маленького роста: 148 см, имела 31-й размер ноги. Скамейку, на которую миниатюрная Янина становилась в радиостудии, чтобы достать до микрофона, называли «жеймовочка». По сути до 40 лет она выглядела юной девушкой. Это определяло её амплуа травести.
Яня снялась в целой серии картин с одной героиней, исполнив девочки Леночки. В фильмах «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград» вместе с ней снимались дети, подростки, и они не подозревали, что актрисе уже 26 лет. Следующим значительным событием стали съемки в картине «Подруги», снятой в 1935 году по повести Раисы Васильевой «Первые комсомолки». Она особенно тщательно готовилась к работе, даже чертила диаграмму роли, продумывая каждый эпизод.
В 1940-м году выходит фильм «Приключения Корзинкиной», снятый, как и картины про Леночку, в жанре эксцентрики с постоянной героиней. Янина смогла бы стать мастером таких короткометражных лент, но началась война. Летом 1941года Янина с новорожденным сыном Юлием и дочкой отдыхали на даче «Ленфильма». Второй муж актрисы, Иосиф Хейфиц, был командирован в Монголию. Позже детей удалось эвакуировать, а Янина всю блокаду прожила в Ленинграде. Семикомнатная квартира стала приютом для бездомных, сама Жеймо организовала дежурство на крышах, тушила зажигательные бомбы, выступала с концертами в госпиталях. Только после прорыва блокады, в 1943 году, актрисе удалось уехать в Узбекистан. На ташкентской киностудии Янина снялась в лентах «Мы с Урала» и «Март — апрель».
Пройдя через многие жизненные испытания, Янина возвратилась в Ленинград. Здесь и произошла ее встреча с режиссером Надеждой Кошеверовой. Актрису ждала самая главная ее роль — Золушка. Успех в новой картине нагадал ей на картах Михаил Зощенко, и даже перспектива такой роли очень вдохновляла Яню. Актриса знала — она справится с работой, хотя многие оговаривали ее от участия в картине. Долгим было и утверждение на главную роль, ведь Золушке 16 лет, Жеймо 36, к тому жена роль Золушки еще претендовала молодая балерина. Но Янечка, как называли ее близкие, уже умела держать удар, не в ее характере было сдаваться. Золушка кроткая, но веселая, беззащитная, но сильная, такой образ и хотела создать актриса.
Помог получить роль сам Евгений Шварц.
На съёмках фильма она познакомилась с актёром Андреем Костричкиным, который стал её первым мужем. В браке у них родилась дочь, названная в честь мамы Яниной. Однако брак вскоре распался. В 1926 годы Жеймо сыграла главную роль в комедии режиссёров Козинцева и Трауберга «Братишка».
Янина Жеймо в фильме «22 несчастья». Тридцатые годы стали самым счастливым периодом в творчестве актрисы, режиссёры активно приглашали её сниматься. В 1934 году ей досталась главная роль школьницы в картине «Разбудите Леночку». После выхода фильма «Подруги», где актриса сыграла роль Аси по прозвищу Пуговица, восторженные зрители завалили киностудию письмами, на которых был указан незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице». Поклонники толпами ходили за ней.
Кадр их фильма «Горячие денёчки». Она снялась в небольшой роли всего в одном фильме, а два других фильма с её участием были приостановлены. За то в этом году актриса встретила свою новую любовь — режиссера Иосифа Хейфица, который стал её вторым мужем. У них родился сын Юлий, впоследствии ставший кинооператором. Янина Жеймо с детьми Янина Жеймо в блокаду Волею судьбы в Ленинграде в начале войны осталась только Янина: дети и муж были в эвакуации в Ташкенте.
Там же находился сам Хейфиц, застрявший на съёмках ещё до блокады Ленинграда. Янина приняла решение остаться в городе. Во время ночных дежурств на крыше «Ленфильма» Янина гасила «зажигалки» — фугасные бомбы. Когда советские войска частично прорвали блокаду, в Смольном приняли решение срочно эвакуировать актрису. Её, обессиленную, вместе с сестрой перевезли самолётом через Ладожское озеро.
Далее надо было ехать в Алма-Ату. На станции Тихвин Янина вместе с родными села не в свой поезд — это спасло ей жизнь. Состав, в котором должна была следовать артистка, разбомбили немецкие самолёты. Никто не выжил. Хейфицу сообщили, что его жена погибла, и, пока актриса добиралась до их места встречи в эвакуации, он завёл новые отношения.
Этого Жеймо простить не смогла. Она подала на развод и впала в депрессию, отягощённую общим истощением организма. Актриса на нервной почве разучилась читать, почти ничего не ела и таяла на глазах. Спасли её дочь Янина, учившая маму азбуке, и польский режиссёр Леон Жанно, который сначала был просто другом и буквально выходил актрису, кормя с ложки, а потом стал её третьим мужем. С ним она прожила до конца своих дней.
Помогла актрисе и работа. Едва окрепнув, Жеймо полностью погрузилась в съёмки в фильмах «Два бойца» 1943 и «Март-апрель» 1943.
С арены на сцену
- Янина Жеймо: биография
- Янина Жеймо биография, личная жизнь, фото
- Работа, жизнь и семья.
- Несказочная реальность Янины Жеймо / Шоубиз
- Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности
- Янина Жеймо (Janina Zejmo) биография актрисы, фото и личная жизнь | Узнай Всё
Любовная драма главной Золушки советского кинематографа
29 декабря 29 лет назад, в канун нового 1988 г. ушла из жизни замечательная актриса Янина Жеймо, которую зрители помнят по главной роли в фильме «Золушка». Все это – о советской киноактрисе польского происхождения, биография и личная жизнь которой были успешными, несмотря ни на какие жизненные трудности, – Янине Болеславовне Жеймо. 29 декабря 29 лет назад, в канун нового 1988 г. ушла из жизни замечательная актриса Янина Жеймо, которую зрители помнят по главной роли в фильме «Золушка».
Сталинская Золушка (Янина Жеймо)
Янина Жеймо в фильме *Золушка*, 1947. Янина родилась в 1909 г. в семье циркачей, поэтому с детства освоила все цирковые профессии. В 1930-х Янина Жеймо снялась более чем в 13 полнометражных картинах, получила орден «Знак Почета» и успела стать настоящей звездой. "Рамблер" расскажет историю Янины Жеймо. Янину Жеймо называли ее Золушкой – по самой известной роли, хотя в жизни она была похожа на Дюймовочку – ее рост был всего 148 см, она носила обувь 31-го размера и одежду 34-го размера. Янина Жеймо — советская киноактриса, чьей визитной карточкой стала миловидная детская внешность. Главным амплуа в карьере Янины Жеймо стали образы подростков и маленьких девочек. Из-за яркой и необычной внешности артистка до старости перевоплощалась в юных девочек, а одной из самых заметных ее работ стала сказка «Золушка». Советские зрители. Для Янины Жеймо «Золушка» стала звездным часом, после которого она работала за кадром – озвучивала мультфильм «Снежная королева», играла в радиоспектаклях и дублировала иностранных звезд в зарубежных картинах.
Биография Янины Жеймо
Легендарная Золушка: как Янина Жеймо перенесла блокаду Ленинграда | Янина Болеславовна Жеймо — чем известна, биография, достижения и успехи в кино — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. |
Несказочная реальность Янины Жеймо | Детские и юношеские годы биографии Янины Жеймо, первые шаги к успеху и карьера в кинематографе. Личная жизнь и рождение детей, смерть актрисы и интересные факты. |
Читайте также
- Частная история// Актриса Янина Жеймо
- Янина Жеймо, биография, новости, фото — узнай вce!
- Янина Жеймо - самая известная советская Золушка и ее непростая судьба (18 фото)
- Милая Золушка. Янина Жеймо
- Янина Жеймо: биография, фото - «Кино »
Биография Янины Жеймо
- Легендарная Золушка: как Янина Жеймо перенесла блокаду Ленинграда
- О знаменитости
- Янина Жеймо (биография, личная жизнь, фильмы)
- Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила
Янина Жеймо: биография советской Золушки | Жеймо Янина В 1925 Янина Жеймо дебютировала в кино, в фильме «Мишки против Юденича» в роли Мишки. |
Янина Жеймо — биография и личная жизнь | Биографии известных людей | Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка". |
Сталинская Золушка (Янина Жеймо). Как обуздать еврейство. Все тайны сталинского закулисья | Под названием Янина. Болеславовна Жеймо». |
110 лет со дня рождения Янины Жеймо | Янина Жеймо тяжело перенесла расставание с мужем, её практически разбил паралич и на ноги её смог поставить только врач, успешно использовавший эффект плацебо. |
Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности | Янина Жеймо родилась 16 (29 по новому стилю) мая 1909 года в городе Волковыск (Гродненская губерния Российской империи, ныне Гродненская область Белоруссии) в семье цирковых артистов. |