Зоя Федорова с дочерью и внуком в США. Зоя Фёдорова впервые увлеклась театром ещё в средней школе и исправно посещала детский драмкружок. Зоя Фёдорова и дочь Виктория. По версии отставного розыскника, Зоя Фёдорова якобы намеревалась передать через эту знакомую кольцо с бриллиантом для своей дочери.
Зоя Федорова
Её кино началось с плясовой комедии «Гармонь» 1934. Она, такая красивая и элегантная, с комической невозмутимостью, обыденной деловитостью — Ладынина бы на ее месте сгорела б со стыда, а Серова картинно изображала бы брезгливость — пила пиво в стояке с Эрастом Гариным в «Музыкальной истории» 1940. Покинула она сталинский экран после «Свадьбы» 1944 , по иронии оставшейся ее самой запомнившейся ролью первого призыва, где воплотила образ шелудивого, какого-то совсем уже запаршивевшего мещанства, ничуть не отстав от партнеров — таких королей комедии, как тот же Гарин, Мартинсон и Фаина Раневская. Поэтому она совершенно легко вошла в оттепель под аккомпанемент плотоядных сюсюканий с Сергеем Филипповым «Кусик, где же гусик? Эта роль стала своего рода передачей эстафеты, потому что Муравьева в этой и ряде последующих работ воплотила уже следующий этап советского мещанства, брежневского, но Фёдоровский говорок с вызовом, руки в боки, вечно какие-то семечки во рту — все это осталось при, как оказалось, никакой не сталинской, а вечной героине, мещанке, порожденной государством, где правит повариха. Борис Барнет. Герберт Раппопорт, Александр Ивановский. Исидор Анненский. Эльдар Рязанов. Во втором пришествии она играла только для смеха — лишь регурировала тепло, в зависимости от строя картины, то прикручивая, как в уютных «бабушкиных» образах в фильмах Ролана Быкова «Пропало лето», 1963, «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», 1974 , то совсем убирая, как в карикатурах из «Алых парусов» 1961 или «Скверного анекдота» 1966. Но в сталинских фильмах в одном образе всегда присутствуют две Фёдоровых — когда она говорит и когда молчит.
В отличие от своих современниц, которые хлопотали лицом, даже выслушивая реплики, всю дорогу проявляли какую-то реакцию, Фёдорова обладала уникальной особенностью полностью выключать себя, когда ей не нужно в кадре говорить. Комедия Червякова ставит те гендерные вопросы, от которых нынешние девушки без ума: казаков отправляют на учения, а баб оставляют убирать урожай. Вопрос: сладят ли бабы без мужского руководства, но Фёдорова его еще и обостряет — а почему это ее Мишка Николай Крючков пошел на учения, а ей, видите ли, нельзя? Но когда баба, оставшаяся за главную, принимается плакать, что и впрямь хозяйство у нее разваливается, а если еще и Фёдорова уедет на маневры — ей кранты, Фёдорова минуты на три замолкает. Она ничего не делает с лицом, но мы видим, как к ней приходит осознание, как внутренне она ставит себя на место председательницы, понимает, что чуть ее не предала.
Чтобы заниматься таким специфическим бизнесом, надо обладать хорошим денежным капиталом. А откуда деньги у маловостребованной, бедной актрисы.
Я бы еще понял, если бы она была еврейка и это был её семейный бизнес, как это часто бывает у кашерных евреев. А тут ничего этого нет. Федорова только дважды была замужем за евреями Вейцер и Раппопорт , это не повод начать заниматься бриллиантами. Так откуда у бедной актрисы хорошие навыки по скупке и продаже бриллиантов. Она всю жизнь ничего в них не понимала. И вдруг под старость не с того не с сего, бешенный азарт появился к бриллиантам. В 70 годах Зоя Федорова начинает заниматься, нет не пишет сценарии к фильмам, а к всеобщему удивлению бриллиантами.
Где рядом живут Щелоковы и другие большие чины. Вы наверно уже догадались, что за организация помогла ей с деньгами. Кто разъяснил ей, что такое бриллианты и как с ними надо работать. Для чего это было сделано. Андропов решил приглядывать за высшим руководством страны, которое очень сильно оторвалось от народа, имело много денег и творило что хотело. Короче, высшая партийная номенклатура расшалилась и пора за ней приглядывать. Шалить номенклатура начала именно с бриллиантами.
Дорого и компактно можно в рот положить и провести за кордон. Не еврейка бедная актриса вдруг начинает шуровать бриллиантами. Это была, конечно, спецоперация КГБ по внедрению Зои Федоровой в партийную номенклатуру, чтобы узнать чем они там занимаются. Почему Зою Федорову? У нее большой круг знакомств на Мосфильме. Её все любят, как актрису, она хорошо сходиться с людьми. Отсидела 9 лет во Владимирской тюрьме, значит, не любит Советскую власть, поэтому её бояться не будут вороватые чиновники.
Её зацепили в 1927 году, она любила танцевать новый американский танец «фокстрот». И кто-то там оказался английским шпионом. Она на Лубянке провела две недели, с ней зачем-то разговаривал сам Ягода. После чего ее отпустили. Большинство историков сходятся на том, что именно тогда ее и завербовали ну а дальше известный случай, когда Берия предложил ей вступить в диверсионный отряд в Москве. Она согласилась. Но немцы в Москву не зашли.
А дальше вообще интересно. Зоя Федорова якобы влюбляется в военно-морского атташе Джексона Тайтона. И рожает от него дочь в 1946 году. Это конечно очень странная история. Так как всем хорошо известно, что все разведки мира постоянно ищут подходы к таким людям, как Тайтон. И американская контрразведка объясняет как и любая другая контрразведка дипломатам, что вас могут заманить в «медовую ловушку». Вот этой ловушкой оказалась Зоя Федорова.
Приманка сработала. Тайтон попался.
Есть предположение, что в 1927 году девушку освободили после ареста не просто так, она стала агентом ОГПУ. Ведь неслучайно Берия в 1941 году предложил ей работать на советскую разведку, если в Москву войдут немцы. Кроме того, во время ареста Фёдорову допрашивал сам полковник Лихачёв. Для сравнения: главкома Жукова и замминистра Серова допрашивал просто старший следователь. Это свидетельствует о том, что актриса могла рассказать нечто такое, о чём не всем полагалось знать. На допрос Фёдорову водили 99 раз. Но из всех протоколов сохранилось только 23, в одном из которых имелись показания Фёдоровой о том, что она имела намерение убить Сталина. Куда делись остальные, неизвестно.
Причина в том, что на этом совещании подсудимые не присутствовали и не давали показания. Поэтому Зоя не могла повторить то, о чём говорилось в исчезнувших протоколах. И наконец, то, что ей ужесточили наказание, заменив лагеря тюрьмой, где можно было контролировать её переписку. Кто-то очень боялся, что её письма к Берии дойдут до адресата. Возможно, её «признания» о преступном замысле против «вождя народов» были сделаны не только под давлением следователя. Скорее всего, здесь можно было проследить связь с кем-то наверху. Может быть, этот кто-то и помог ей выйти на свободу в 1955-м, в обмен на молчание. А уехав в Америку, она могла нарушить уговор. Поэтому её и убили. Бриллиантовая смерть.
Криминальная версия гибели актрисы базировалась на её причастности к «бриллиантовой мафии», состоящей из родственников высокопоставленных чиновников. Эти люди занимались скупкой и перепродажей драгоценностей, антиквариата и ценных произведений искусства. Фёдорова не только была членом этой негласной группировки, но и занимала в ней довольно высокое положение. Иначе как объяснить то, что она смогла приобрести квартиру на Кутузовском проспекте, где жили семьи Брежнева, Андропова и Щёлокова. Похоже, что у неё имелся компромат на многих членов этой мафии. В её записной книжке следователи нашли более 2000 телефонов и столько же адресов. Возможно, это и стало причиной её смерти. Когда её не хотели выпускать из страны, скорее всего, она решилась на шантаж. А писатель Юрий Нагибин предположил, что Зоя владела каким-то уникальным бриллиантом, который очень хотела заполучить супруга Щёлокова. Кто знает, может, он и прислал убийцу.
Правда, Юлиан Семёнов считает, что версия Нагибина надуманная. Ведь Фёдорова занималась организацией «левых» гастролей. За это её вполне можно было посадить с конфискацией и заполучить камень. Он рассказывает, что Фёдорова во время гастролей скупала драгоценности с бриллиантами и передавала их дочери в США, чтобы обеспечить себе безбедную старость на чужбине. Незадолго до смерти она отправила Виктории очень ценную картину, надеясь выручить за неё столько денег, что хватит им обеим. Но полотно оказалось подделкой.
После смерти Тейта в 1978 году ещё дважды приезжала в США к дочери эмигрировавшей в 1975 году , а затем начала собирать документы для выезда туда на постоянное место жительства. Убийство 11 декабря 1981 года после 14. Убийство до сих пор не раскрыто. Среди его возможных мотивов называют предполагаемую причастность актрисы к секретным операциям КГБ ходили слухи о причастности КГБ к убийству и её связь с так называемой «бриллиантовой мафией», состоявшей в основном из родственников высокопоставленных советских чиновников и занимавшейся скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Она была убита выстрелом в затылок из пистолета марки «Зауэр». У преступника был ключ от квартиры. Потом история стала обрастать легендами. В Москве приходилось слышать, что Зоя располагала какими-то секретными сведениями, потому ей не дали уехать. Это неправда.
Зоя Федорова
Однако в конце 1946 года Зоя Фёдорова все-таки была арестована и через год приговорена к 25 годам лишения свободы за шпионаж. ?sub_confirmation=1Связаться с нами/tvekspress@ 50 лет назад на экраны СССР вышел филь. Опасаясь за судьбу дочери, рожденной от американца, Зоя Федорова вышла замуж за композитора Александра Рязанова.
Зоя ФЕДОРОВА
Выстрел в затылок: тайна убийства заслуженной советской актрисы | В связи с этим Зоя Федорова долго не могла добиться очередного разрешения прокатиться к дочери и начала транслировать желание остаться в США навсегда. |
Зоя Федорова - биография, личная жизнь, причина смерти, фото, фильмы и последние новости | Зоя Федорова после отъезда дочери отнюдь не стала для властей персоной нон грата. |
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой | Виктория Федорова, дочь Зои Федоровой, родилась 18.01.1946 г. в Москве. |
О Зое Федоровой, заключенной Владимирского централа | Родилась Зоя Фёдорова 21 декабря 1907 года в Петербурге в семье рабочего-металлиста Алексея Фёдорова. |
Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой | На тот момент Зоя Федорова уже родила дочь Викторию, о чем Джексон Тейт даже не подозревал. |
Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
Зоя Федорова в юности Все было бы прекрасно, если бы не арест отца. Алексея Федорова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы. По одной версии, поводом стали его нелицеприятные высказывания в адрес руководителей страны. По другой, он обращался за помощью к немецким докторам, чтобы те помогли вылечить жену Екатерину, заболевшую раком. Во времена партийных чисток — веская причина для обвинения. Любящая дочь Зоя сделала все от нее зависящее для освобождения: она дошла до самого Берии. Усилия не были напрасными, Алексея освободили досрочно перед самой войной. За последующие 10 лет актриса снялась в 22 фильмах, в основном играя главные роли. В этот период получила две главные государственные награды — Сталинские премии II степени. Знакомство с Лаврентием Берией стало причиной рокового падения Зои Федоровой. В 1943 году она приехала к нему домой, якобы по просьбе жены на празднование дня рождения.
Но Лаврентий Павлович встретил Зою один в халате. Быстро сообразив, в чем дело, актриса в сердцах оскорбила высокопоставленного ухажера и выбежала на улицу. Там ее догнал автомобиль с букетом роз и злобное напутствие: «Это на Вашу могилу». Месть настигла Зою Алексеевну спустя 3 года, когда она почти забыла о происшествии. В декабре 1946 она вернулась на работу в театр и поняла, что тучи над головой сгущаются по нескольким деталям: в фойе был снят ее портрет, а главные роли распределены другим актрисам. Вскоре Зою Федорову арестовали — были предъявлены тяжелейшие обвинения в действиях против власти. Приговором суда ей дали 25 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Родные были высланы в Казахстан. Девятимесячная дочь Вика оказалась на воспитании тети Александры. Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке» Женщина воспитывала малышку, как родную — приемный ребенок называл тетку мамой 9 лет — до самого освобождения из-под стражи Зои Алексеевной.
На зоне женщине приходилось туго. Несмотря на всенародную любовь, стражи с ней и не думали церемониться. Она испытала и душ из кипятка и переломанные пальцы рук. Доведенная до отчаяния актриса писала Берии письма, полные мольбы о спасении, но ничто не помогало. В 1955 Зоя Алексеевна была оправдана и смогла вернуться в Москву. Без средств к существованию, не имея угла, она получила помощь от Лидии Руслановой , другой звезды советской сцены.
Он хоть и старый партиец, но позволяет себе слишком откровенные высказывания в адрес существующей власти. Однако статус дочери врага народа никак не сказывается ни на жизни актрисы, ни на ее карьере. Она прилагает все силы, чтобы спасти отца, и добивается встречи с самим Берией. Вскоре отца выпускают из тюрьмы, а Федорова становится практически неуязвимой. С каждым годом ей позволяется все больше. Она постоянно встречается с иностранцами. Не странно ли? В 1945-ом Федорова встретила на своем пути довольно высокопоставленного дипломатического работника из США - Джексона Тейта. Вероятно, эту встречу подстроили спецслужбы. Но в КГБ не учли одного: Федорова - в первую очередь женщина, а только потом шпионка. Внезапно начавшийся бурный роман с красавцем Тейтом был воспринят, как откровенный бунт, вызов. Хотя сама актриса об этом, похоже, и не подозревала. Зоя и Джексон не просто влюбились, а условились быть вместе до конца дней. Но всесильная рука, схватившая Зою Алексеевну еще девчонкой, теперь не хотела ее отпускать. Американец долго разыскивал свою любимую, отправлял бесконечные запросы и однажды получил ответ: «З. Федорова бракосочеталась с известным композитором и воспитывает детей». Тейт не подозревал, что в Стране Советов у него растет дочь, которую назвали Викой, и что ее мать арестовали в 47-ом. Зою Федорову посадили на 25 лет как иностранную шпионку. Актриса пишет Сталину и Берии с просьбой помочь, но безрезультатно. Зоя Алексеевна возвратилась в столицу в 55-ом — после смерти обоих. А ей уже 46 лет. Ни дома, ни семьи, ни работы у нее нет. Дочь Вика давно выросла и не знает, кто ее мама. Соскучившись по общению, она начинает заводить множество знакомств. Говорят, подружилась даже с Галиной Брежневой. В семидесятые происходит невероятный прорыв. Зоя Федорова переезжает в роскошную трешку в легендарном доме на Кутузовском, где живут семьи Брежнева и Андропова. Ей даже позволяют поехать в Штаты к Тейту. Она везет дочь Викторию, которая тоже стала киноактрисой. Позже Вика переберется в Америку навсегда, а Федорова дважды съездит к ней погостить. Внешне все выглядит просто сказочно. Но в 1970-е получить визу в Штаты не намного легче, чем улететь на Луну. А в доме, в котором она теперь жила, простых смертных не селят. Не говоря уже о бывших политзаключенных. Так в чем же дело? Неужели это своеобразное извинение от Кремля за 8 лет заключения? Или речь идет о начале той тайны, которая будет иметь трагическую развязку в конце 81 года? Давайте вернемся к книге Питера Уотсона о Нурееве, которая была написана на основе документов из архива Лубянки. Уотсон пишет: «Согласно файлам КГБ в начале декабря Федорова сообщила нескольким друзьям, что 10 декабря ждет гостя из Франции. Она не упомянула имени, но, исходя из показаний друзей, гость прибыл». Кто этот загадочный гость из Франции, чье имя нельзя сообщать даже близким друзьям? Кто этот человек, прибывший накануне гибели актрисы? Уотсон продолжает: «В архивах КГБ хранятся документы, позволяющие утверждать, что гостей в тот роковой день у Федоровой было двое. Причем один из них американец, второй - израильтянин». Франция, неизвестные гости за день до убийства, американец, израильтянин. Прежде чем выстроить эти факты в единую логическую цепочку и понять наконец, причем тут Нуреев, давайте восстановим саму картину убийства актрисы. Маргарита Набокова, подружка Федоровой, дала показания, что в день убийства она приезжала к Зое в 13:00, как они и договаривались. Десять минут она звонила и стучала, но дверь ей не открыли. Тогда она написала записку и сунула ее в дверь. Однако в это время актриса находилась дома, причем живая и невредимая. Это подтвердила работница «Мосфильма», которая без четверти два разговаривала с Федоровой по телефону. Хозяйка просто не захотела впускать подружку к себе. Но по какой причине? У нее в квартире уже кто-то находился? Совершенно очевиден тот факт, что она прекрасно знала своего убийцу, ведь даже с соседями она всегда разговаривала только на лестничной клетке, в дом не пускала. О трупе сообщил в милицию ее племянник Юрий Федоров. Он приехал к ней к вечеру, позвонил в дверь — тишина. Вышел из подъезда, увидел, что в гостиной горит свет, испугался, вернулся к себе за ключами и инструментом, чтобы перекусить цепочку. Сотрудники милиции обнаружили Федорову на стуле с трубкой телефона в руке. Рядом находилась записная книжка. Эта книжка потрясла даже видавших виды следователей. Более двух тысяч телефонных номеров и почти полторы тысячи почтовых адресов. Не всякий агент с Лубянки может похвастаться таким количеством связей. Абоненты значились не по именам, а по принадлежности к профессии. Был там и длинный список людей, связанных с драгоценными камнями: ювелиры, антиквары, оценщики. Здесь самое время поговорить о версиях. Кто мог хотеть смерти Федоровой? Актриса действительно собиралась ехать к дочке в США. Однако если она и знала какие-то государственные секреты, то не проще было бы запретить ей выезд? Ведь в те времена, если кто забыл, без санкции Большого Брата за границу не выпускали.
Правда, теперь роли были характерные, эпизодические: "Девушка без адреса", "Ленинградская симфония", "Алые паруса", "Свадьба в Малиновке"... С 1956 года и до самой смерти актриса состояла на службе в труппе Театра-студии киноактёра. С годами она стала прижимистей, усилилась подозрительность. Соседи рассказывали, что в квартиру никого не пускала, с ними и с работниками ЖЭКа разговаривала через дверь, всегда проверяла, кто перед ней: звонила в ЖЭК, интересовалась — присылали ли такого человека. Если гости настаивали на встрече — назначала её во дворе. Пустить в дом чужого человека не могла. Значит, её убил кто-то из знакомых или родных? Этой версии придерживалась дочь Фёдоровой Виктория. Став актрисой, она сделалась ярой антисоветчицей, в 1975 году уехала в США, где разыскала отца Джексона Тейта — тот был уже контр-адмиралом, — и осталась там жить. Она наотрез отказалась приезжать на похороны матери, мотивируя это тем, что опасается за свою жизнь. В общем-то, многие невозвращенцы слишком преувеличивали свою значимость для КГБ, но, возможно, она действительно что-то знала и опасалась какого-то конкретного человека. Зоя Фёдорова с дочерью и внуком в США. Все версии отпали одна за другой. Никаких особых секретов актриса раскрыть не могла — она их не знала. Версия о бриллиантах тоже рассыпалась в прах — актриса действительно распродавала какие-то вещи перед отъездом, но доказательств того, что у неё на руках было хоть что-то по-настоящему ценное, так и не нашли. Бирки, которые остались от распроданных украшений, указывали на то, что особой ценности безделушки не представляли. Тело Зои Фёдоровой на месте убийства. Более того, убийца, прикончив жертву, расчесал ей волосы. Некоторые журналисты, зацепившись за орудие убийства — трофейный пистолет "Зауэр" Sauer , пытавшиеся доказать, что такими пистолетами убивали исключительно советские спецслужбы, тоже были неправы — во время войны на территории СССР, скорее всего, остались тысячи таких трофейных пистолетов.
Фильм "Подруги", выпущенный в 1936 году, принес ей огромный успех и всесоюзную известность. Жизнь была прекрасна, актриса была востребована и знаменита, но затем наступил трудный период, связанный с арестом ее отца. Его арест мог быть вызван его свободными высказываниями в отношении правительства. Его задержание и заключение на 10 лет были неожиданными. Чтобы помочь своему отцу, Зоя записалась на прием к Лаврентию Берии. Берия, который был слаб к красивым актрисам, пригласил ее в свой особняк. Отец был освобожден летом 1941 года, а Зоя получила право обращаться к Берии за помощью в любое время. Зоя Федорова в молодости После того, как отец был арестован, Зоя стала дочерью "врага народа". Но это не повлияло на ее карьеру актрисы - Федорова продолжала сниматься. За 10 лет она снялась в 22 фильмах, в большинстве из которых играла главную роль. За свои роли в "Музыкальной истории" 1940 и "Фронтовых подругах" 1941 она получила высшую награду того времени - Сталинскую премию. Арест Зоя Федорова была одной из наиболее известных актрис советского кинематографа, которую обожали и любили, а фильмы с ее участием были очень популярны. Однако к концу 1946 года над ней начали сгущаться тучи, и в декабре ее арестовали. Ее обвинили в проведении враждебной агитации, создании антисоветской группы, злобных нападках на советское правительство и даже в готовности к совершению террористических актов против руководства. Зоя Федорова в молодости Берия не помог актрисе, и ее обвинили в ужасных преступлениях, за которые она получила тяжелый приговор - 25 лет в лагере. Ее семья была отправлена в ссылку, а все ее имущество было конфисковано. Ее маленькая дочь была отправлена к родственникам в село Полудино в Казахстане. В 1955 году Зоя Федорова была реабилитирована, а позже ее полностью оправдали. Она воссоединилась со своей дочерью в возрасте 9 лет, вернулась в кино и снялась во многих фильмах.
Биография Зои Федоровой
Зоя Федорова и ее дочь переехали в один из самых престижных районов Москвы. Читайте полную биографию актрисы Виктории Федоровой, дочери актрисы Зои Федоровой. Американскому адмиралу Джеку Тейту Зоя Федорова была верна всю свою жизнь.
Трагическая семейная история актрисы Зои Федоровой и ее дочери Виктории
На тот момент Зоя Федорова уже родила дочь Викторию, о чем Джексон Тейт даже не подозревал. Зоя Федорова после отъезда дочери продолжала сниматься. Зоя Федорова спешит на вокзал – сегодня приезжает ее дочь.
Фёдорова, Зоя Алексеевна
Ее открытость и простосердечие понравились мне, мы начали общаться. Зоя не скрывала историю произошедшего с ней, в одной из бесед призналась: «Я — однолюбка. За всю жизнь по-настоящему любила только своего американца». А когда она рассказала мне про арест, который проводил лично Берия, я поняла, какой ужас ей довелось пережить. Впрочем, сначала нужно напомнить, что за путь она прошла до того, как ее судьба была сломана. Зоя родилась в простой петербургской семье, отец — рабочий, мать — домохозяйка. После революции их положение изменилось. Они переехали в Москву, отец — старый большевик — получил место начальника паспортной службы Кремля.
Семья стала жить в достатке, Зоя хорошо училась в школе, занималась в драмкружке и мечтала быть актрисой. Но родители ее мечты не поддерживали, папа устроил ее после школы работать счетчицей в Госстрах. Но Зоя упорно добивалась своего и через несколько лет все-таки поступила в театральное училище, их она сменила два. В кино ее стали приглашать, еще когда она была студенткой. Со смехом вспоминала Зоя свою первую роль. В фильме «Встречный» она сыграла эпизод. Когда картина вышла, пригласила в кинотеатр всех друзей, с замиранием сердца ждала своего появления.
Но так и не дождалась, эпизод вырезали.
Знакомство вовсе не было тайным, наоборот: и Зоя Федорова, и капитан Тейт были приглашены на прием к Молотову по случаю Дня Красной армии. Общение с иностранцами было, как известно, под жесточайшим контролем и регламентировалось, но Федорова и Тейт не на шутку влюбились друг в друга. Любовники пообещали друг другу, что победного ребенка они назовут Виктором или Викторией. Через две недели капитана Тейта объявили персоной нон грата и в 48 часов выставили из страны. Зое Федоровой, как ни странно, дали родить. В январе 46-го на свет появилась Виктория Джексоновна. На русский манер — Яковлевна. О рождении дочки выдворенный Тейт тогда не узнал.
Не лишним будет напомнить тут одну макабрную легенду. И пригласил ее в свой особняк на Садовом кольце. Федорова пришла, но начала сопротивляться и выскочила из бериевского кабинета. А в приемной уже ждал ее адъютант с букетом цветов. И, как было приказано, вручил его беглянке. Идя через двор особняка, Зоя Алексеевна увидала самого Лаврентия Павловича, вышедшего на балкон. И игриво бросила: "А за букет — спасибо". На что Берия, по легенде, произнес: "Это не букет, это венок". Анекдоты с подобной концовкой есть и другие, так что за достоверность эпизода поручиться никак нельзя.
Зою Федорову посадили на 25 лет как иностранную шпионку. Актриса пишет Сталину и Берии с просьбой помочь, но безрезультатно. Зоя Алексеевна возвратилась в столицу в 55-ом — после смерти обоих. А ей уже 46 лет. Ни дома, ни семьи, ни работы у нее нет. Дочь Вика давно выросла и не знает, кто ее мама. Соскучившись по общению, она начинает заводить множество знакомств.
Говорят, подружилась даже с Галиной Брежневой. В семидесятые происходит невероятный прорыв. Зоя Федорова переезжает в роскошную трешку в легендарном доме на Кутузовском, где живут семьи Брежнева и Андропова. Ей даже позволяют поехать в Штаты к Тейту. Она везет дочь Викторию, которая тоже стала киноактрисой. Позже Вика переберется в Америку навсегда, а Федорова дважды съездит к ней погостить. Внешне все выглядит просто сказочно.
Но в 1970-е получить визу в Штаты не намного легче, чем улететь на Луну. А в доме, в котором она теперь жила, простых смертных не селят. Не говоря уже о бывших политзаключенных. Так в чем же дело? Неужели это своеобразное извинение от Кремля за 8 лет заключения? Или речь идет о начале той тайны, которая будет иметь трагическую развязку в конце 81 года? Давайте вернемся к книге Питера Уотсона о Нурееве, которая была написана на основе документов из архива Лубянки.
Уотсон пишет: «Согласно файлам КГБ в начале декабря Федорова сообщила нескольким друзьям, что 10 декабря ждет гостя из Франции. Она не упомянула имени, но, исходя из показаний друзей, гость прибыл». Кто этот загадочный гость из Франции, чье имя нельзя сообщать даже близким друзьям? Кто этот человек, прибывший накануне гибели актрисы? Уотсон продолжает: «В архивах КГБ хранятся документы, позволяющие утверждать, что гостей в тот роковой день у Федоровой было двое. Причем один из них американец, второй - израильтянин». Франция, неизвестные гости за день до убийства, американец, израильтянин.
Прежде чем выстроить эти факты в единую логическую цепочку и понять наконец, причем тут Нуреев, давайте восстановим саму картину убийства актрисы. Маргарита Набокова, подружка Федоровой, дала показания, что в день убийства она приезжала к Зое в 13:00, как они и договаривались. Десять минут она звонила и стучала, но дверь ей не открыли. Тогда она написала записку и сунула ее в дверь. Однако в это время актриса находилась дома, причем живая и невредимая. Это подтвердила работница «Мосфильма», которая без четверти два разговаривала с Федоровой по телефону. Хозяйка просто не захотела впускать подружку к себе.
Но по какой причине? У нее в квартире уже кто-то находился? Совершенно очевиден тот факт, что она прекрасно знала своего убийцу, ведь даже с соседями она всегда разговаривала только на лестничной клетке, в дом не пускала. О трупе сообщил в милицию ее племянник Юрий Федоров. Он приехал к ней к вечеру, позвонил в дверь — тишина. Вышел из подъезда, увидел, что в гостиной горит свет, испугался, вернулся к себе за ключами и инструментом, чтобы перекусить цепочку. Сотрудники милиции обнаружили Федорову на стуле с трубкой телефона в руке.
Рядом находилась записная книжка. Эта книжка потрясла даже видавших виды следователей. Более двух тысяч телефонных номеров и почти полторы тысячи почтовых адресов. Не всякий агент с Лубянки может похвастаться таким количеством связей. Абоненты значились не по именам, а по принадлежности к профессии. Был там и длинный список людей, связанных с драгоценными камнями: ювелиры, антиквары, оценщики. Здесь самое время поговорить о версиях.
Кто мог хотеть смерти Федоровой? Актриса действительно собиралась ехать к дочке в США. Однако если она и знала какие-то государственные секреты, то не проще было бы запретить ей выезд? Ведь в те времена, если кто забыл, без санкции Большого Брата за границу не выпускали. Откуда вообще появилась версия о причастности КГБ? Вспомним о том, что Зоя Федорова с большой долей вероятности имела долгие, тесные связи с Лубянкой. Начиная еще с 1927 года.
Об этом, разумеется, знали не только сама Федорова и ее куратор из Комитета госбезопасности. Например, в МВД тоже знали. И именно там родилась версия причастности Лубянки к смерти актрисы. Его отношения с хозяином Лубянки Андроповым в этот момент уже перешли в открытую войну. И через дело об убийстве Федоровой комитетчиков можно было очернить. Однако стоит ли искать причину только лишь в ненависти Щелокова к Андропову? Скорее всего, в основе щелоковской версии об убийцах из КГБ была не личная неприязнь к шефу кагэбэшников, а защита личных интересов.
И тут нам стоит вернуться на место преступления и подробнее изучить следы, которые там оставлены. Бриллианты не для пролетариата Светлана, жена Щелокова, очень любила своего мужа и бриллианты. Вместе с подружкой Галиной Брежневой они скупали камни в несметных количествах, соревнуясь друг с другом. О бриллиантовой коллекции пожилой актрисы ходили легенды. Ее собрание камней могло сравниться разве что с фамильными драгоценностями дрессировщицы Ирины Бугримовой и с сокровищами вдовы А. Толстого Людмилы Ильиничны. Но в конце 80-го с Людмилой Толстой произошло несчастье - из ее квартиры украли всю бриллиантовую коллекцию.
Семнадцатилетней девчонке такая работа была совершенно не интересна, она любила музыку и танцы. На одной из вечеринок у девушки завязались романтические отношения с сотрудником штаба охраны Реввоенсовета Кириллом Прове, которого вскоре внезапно арестовали и, как иностранному шпиону, вынесли приговор о высшей мере. Зою тоже взяли под стражу и подозревали в пособничестве врагу. Через пару месяцев дело было неожиданно закрыто из-за недостатка доказательств, что совершенно не соответствовало ситуации того времени. Было ли это работой на перспективу ОГПУ или судьба помогла Зое, но ее отпустили и в 1930 году она все-таки поступила в театральное училище.
На этих съемках Федорова познакомилась со своим будущим мужем, оператором Владимиром Раппопортом. Экранным дебютом Зои стал музыкальный фильм «Гармонь», который был снят в 1933 году. Молодую, талантливую актрису заметили и стали приглашать на съемки. Одна за другой появлялись картины с ее участием. Необыкновенный успех и всеобщую известность принесла Федоровой картина «Подруги», вышедшая в 1936 году.
Когда актриса была на пике славы, на нее посыпались несчастья. Сначала ее мама заболела раком, и советские врачи ничем не могли помочь больной. Тогда отец нашел для жены немецкого врача, но ему не удалось спасти молодую женщину. Мама умерла, а отца посадили на 10 лет за обращение к иностранному специалисту. Решив спасти отца, Зоя обратилась к Лаврентию Берии, известному любителю красивых актрис.
Что случилось во время их встречи, никому не известно, но отца Зои освободили летом 1941 года, а сама она могла в любой момент обратиться за помощью к Берии. Несмотря на клеймо дочери «врага народа», Зою Федорову продолжают активно снимать. В большинстве из 22 фильмов, которых были сняты с ее участием в течение десяти лет, Зоя сыграла главные роли. За комедию «Музыкальная история» и военную драму «Фронтовые подруги» ей присуждены высшие по тем временам награды — Сталинские премии. Однажды Зою пригласили на улицу Качалова, в известный особняк Берии.
«Это не букет, а венок»
- Зоя Федорова - биография, причина смерти актрисы, фото, фильмы
- ЗОЯ ФЕДОРОВА. НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ИЗ ЖИЗНИ ЗАСЛУЖЕННОЙ АРТИСТКИ.
- Фокстрот с Ягодой
- фотографии >>
Рожденная для сцены
- Гражданка США
- Читайте также:
- История известной киноактрисы Зои Федоровой
- Кто и почему убил актрису Зою Федорову?
Мамино наследство
- Слава, тюрьма и выстрел в затылок: судьба актрисы Зои Федоровой
- Времена не выбирают...
- Гражданка США
- Зоя Федорова: биография
Легендарная актриса Зоя Федорова стала жертвой советской диктатуры
Почему мы все это читаем? Просто это качества лица актрисы, сделавшие ее звездой. Это та красота, в которой отражается и удостоверяется каждое НАШЕ, зрительское озарение. Точно так же, когда она воспользуется своими чарами и обманет в ходе маневров Крючкова и он устроит ей за это выговор, она только спокойно покачает головой, и мы прочитаем и ее раскаяние, и сожаление, что Мишка всегда будет видеть в ней только бабу, хозяйку, накрывающую на стол, но никак не друга, с которым можно играть в войну. Евгений Червяков. Молча, отпустив всякое выражение с лица она играет крайнюю степень и комичности, как в упоминавшейся сцене, где она пьет пиво с дураком Гариным, и трагичности — как когда в финале «Великого гражданина» смотрит на мать у гроба ее сына. Это великое качество кинозвезд — обладать таким лицом, которое вместе со студийным светом ловит и отражает любые чаяния зрителей — в СССР тогда не знали, да и за границей, вообще-то, тоже Гарбо немало покривлялась. Как закон экранного присутствия это придет позже, с Антониони и Годаром.
Фёдорова с сильным опережением дала Монику Витти, полностью отпуская себя, когда не надо подавать реплик. Есть подозрение, что в этом ей мог помочь, уловить эту особенность, подсказать ничего не делать тогдашний муж оператор Рапопорт, снимавший ее и в «Подругах», и еще в паре-тройке картин, приносивших ей как раз сталинские и комсомольские премии. В те времена шел у нас американский фильм «Секрет актрисы». Сталинский опыт Фёдоровой дает исчерпывающий ответ — в чем этот секрет. Ей надо просто родиться. Да, просто родиться — с таким лицом, в котором зритель увидит всё. Пожалуй, это что-то сродни кулешовскому опыту с лицом Мозжухина: ведь мы читаем в нем мысли, спровоцированные той ситуацией, которая сейчас разворачивается на экране без участия Фёдоровой.
Но эти ее моменты молчания, моменты внутрикадровых выключений сродни чему-то вечному, исчерпывающему и великому, как буддистский «ом».
Ветеран органов внутренних дел поведал, какую версию он считает более правдивой. Изделия забрал преступник. Мы изъяли только «следы» — пустые коробочки из-под драгоценностей, их был не один десяток, бирки, которые убийца срезал», — цитирует мужчину «КП». Также Васильев убеждён, что вариант устранения актрисы спецслужбами — это большая глупость. Ее убийство было связано только с похищением драгоценностей. Она располагала деньгами. Убийца не просто так к ней пришел», — подытожил бывший оперативник. Ранее стало известно, как выглядит и чем занимается внучка Сталина , живущая в США.
Новая жизнь началась с новых ролей в кино. Правда, теперь роли были характерные, эпизодические: "Девушка без адреса", "Ленинградская симфония", "Алые паруса", "Свадьба в Малиновке"... С 1956 года и до самой смерти актриса состояла на службе в труппе Театра-студии киноактёра. С годами она стала прижимистей, усилилась подозрительность. Соседи рассказывали, что в квартиру никого не пускала, с ними и с работниками ЖЭКа разговаривала через дверь, всегда проверяла, кто перед ней: звонила в ЖЭК, интересовалась — присылали ли такого человека. Если гости настаивали на встрече — назначала её во дворе.
Пустить в дом чужого человека не могла. Значит, её убил кто-то из знакомых или родных? Этой версии придерживалась дочь Фёдоровой Виктория. Став актрисой, она сделалась ярой антисоветчицей, в 1975 году уехала в США, где разыскала отца Джексона Тейта — тот был уже контр-адмиралом, — и осталась там жить. Она наотрез отказалась приезжать на похороны матери, мотивируя это тем, что опасается за свою жизнь. В общем-то, многие невозвращенцы слишком преувеличивали свою значимость для КГБ, но, возможно, она действительно что-то знала и опасалась какого-то конкретного человека.
Зоя Фёдорова с дочерью и внуком в США. Все версии отпали одна за другой. Никаких особых секретов актриса раскрыть не могла — она их не знала. Версия о бриллиантах тоже рассыпалась в прах — актриса действительно распродавала какие-то вещи перед отъездом, но доказательств того, что у неё на руках было хоть что-то по-настоящему ценное, так и не нашли. Бирки, которые остались от распроданных украшений, указывали на то, что особой ценности безделушки не представляли. Тело Зои Фёдоровой на месте убийства.
Более того, убийца, прикончив жертву, расчесал ей волосы.
Вот только замуж так и не вышла. В 1973 году Федорова получила письмо от Джексона Тейта. Оказывается, он все это время любил ее и писал письма, недоумевая, почему она не отвечает. А конверты с американским штемпелем попадали прямиком в КГБ...
Тейт писал, что неизлечимо болен и хочет перед смертью повидаться с дочерью, о существовании которой узнал лишь недавно. Ответа нет... Тело 74-летней женщины было обнаружено в ее квартире с пулей в голове. Тут же поползли слухи. Одни утверждали, что ее ликвидировал КГБ, -уж слишком покойная любила «молоть языком».
Другие считали, что она отказалась отдать грабителю свои бриллианты - о любви Федоровой к драгоценностям знали все. Третьи не сомневались: актриса замешана в «бриллиантовой мафии». В годы тотального дефицита благодаря своим связям Федорова из-под полы продавала драгоценные камни. Этим можно было объяснить и ее элитную квартиру на Кутузовском проспекте, и богатую обстановку - на скромные гонорары от эпизодических ролей такое не купишь. В записной книжке Зои Алексеевны нашли более двух тысяч зашифрованных номеров телефонов.
Одно не вызывало сомнений: убийцей стал хорошо знакомый ей человек, возможно, даже родственник. Под конец жизни актриса была крайне подозрительна и никого в дом не впускала - открывала дверь только самым близким. Какая из этих версий является правдой? Эту тайну Зоя Федорова унесла с собой в могилу. Фильмография Зои Федоровой Первую роль актриса получила в 1932 году в киноленте «Встречный».
Однако в финальной версии ее героиню вырезали. Спустя два года она снялась в картине «Гармонь». Но настоящая известность пришла к ней после роли Зои в ленте «Подруги». Хитом стала ее роль Дашеньки в ленте «Свадьба».
Московский детектив: так все-таки кто убил Зою Федорову?
Зато как модель Виктория себя реализовала, став лицом косметического бренда Beauty Image. В это же время Зоя Федорова собирала документы для эмиграции в США, но переехать к дочери ей было не суждено. Виктория получила известие о гибели матери, но приехать на похороны не получилось: ей было отказано во въезде в СССР. Развод, пятый брак, творческая деятельность Брак Виктории с американским пилотом распался в 1990 году. По решению суда, сын бывших супругов остался с отцом. Через некоторое время Виктория в 5 раз сочеталась брачными узами с Джоном Дуайером из пожарного департамента.
Карьера в Америке Голливудская карьера советской актрисы не задалась: она снялась в 2 малобюджетных фильмах и 3 сериалах. Зато как модель Виктория себя реализовала, став лицом косметического бренда Beauty Image. В это же время Зоя Федорова собирала документы для эмиграции в США, но переехать к дочери ей было не суждено. Виктория получила известие о гибели матери, но приехать на похороны не получилось: ей было отказано во въезде в СССР. Развод, пятый брак, творческая деятельность Брак Виктории с американским пилотом распался в 1990 году. По решению суда, сын бывших супругов остался с отцом.
Поэтому ее решили убрать. Вторая версия — бриллиантовая мафия Основная версия гибели актрисы базировалась на том, что она была причастна к так называемой «бриллиантовой мафии». В нее входили сплошь высокопоставленные чиновники и их родственники — например, свои роскошные украшения Галина Брежнева приобретала через таких вот «мафиози». Они занимались скупкой и перепродажей драгоценностей и антиквариата. Сторонники этой версии приводят в качестве аргумента тот факт, что сама Федорова жила в престижной квартире на Кутузовском проспекте — следовательно, имела вес в чиновной среде. Возможно, у нее хранился крупный компромат на замешанных в темных делишках чинуш. И когда началась волокита с ее выездом из страны, женщина решила прибегнуть к шантажу. Поэтому ее ликвидировали как опасного свидетеля. Кстати, в записной книжке актрисы нашли более 2000 телефонных номеров, а также 1398 почтовых адреса, причем 427 из них — не московские, иногородние. Это также подтверждает широту ее связей. Имеется и вариация вышеизложенной версии. По ней Зоя Федорова действительно скупала антиквариат и драгоценности и переправляла дочери в Америку для реализации, надеясь впоследствии переехать и жить с Викторией, ни в чем не нуждаясь. Однажды она переслала дорогостоящую картину, которая, по оценкам американских экспертов, оказалась подделкой. Возможно, предприимчивая женщина хотела пригрозить недобросовестному продавцу, а тот, опасаясь огласки, просто убил ее. Сама Виктория впоследствии вспоминала, что накануне своей смерти мать позвонила ей и сказала: «Меня могут скоро убить», но быстро перевела разговор на другую тему. Откуда деньги? Может возникнуть вопрос: а откуда у Федоровой вообще были средства на покупку ценностей? Ведь все тогда жили более чем скромно? Только не Зоя Федорова! В ней явно была предпринимательская жилка. Во-первых, она занималась организацией так называемых «левых» концертов, за которые платили черным налом. Актриса и сама охотно в них участвовала и, бывая в глубинке, непременно посещала местные барахолки, на которых люди порой были готовы отдать старинную вещь за бесценок. Кроме того, из своих поездок в США она всегда привозила разный дефицит — в том числе модные нейлоновые шубы. Поскольку материал был синтетический, дешевый, в Америке они стоили по тем временам не больше 3 долларов. А в Москве за них готовы были отдать аж целых 500 рублей! Достаточно неожиданная, но вполне правдоподобная версия принадлежит Борису Кривошеину, бывшему начальнику уголовного розыска 123-го отделения милиции города Москвы. В свое время именно он вел это дело, и оно ему запомнилось. Выйдя на пенсию, он решил начать собственное расследование.
Именно у неё Фёдорова и жила первое время после освобождения. Ей помог Сергей Михалков, с которым она была знакома. Он пригласил её к себе домой и дал две тысячи рублей. Это был царский подарок для женщины, у которой за душой не было ни гроша. А затем состоялась долгожданная встреча Фёдоровой с девятилетней дочерью Викторией. Эта встреча состоялась весной 1955 года на Казанском вокзале, куда Виктория приехала из города Петропавловска. Карьера Фёдоровой в кино возобновилась через несколько месяцев после возвращения из тюрьмы. Летом 1959 года Фёдорова впервые за долгие годы решила узнать о судьбе Джексона Тэйта. Через свою подругу, которая работала в гостинице, ей удалось выйти на русскую, которая была замужем за американцем и согласилась помочь найти бывшего возлюбленного. На эти поиски ушло немало времени. Но Тэйт не проявил сильного порыва увидеть ни свою бывшую возлюбленную, ни родную дочь. Объяснить это было просто: к тому времени Тэйту было далеко за шестьдесят, у него была семья, а свою дочь от русской женщины он никогда не видел. Но Фёдорова этого не знала и с нетерпением ждала новостей. И вот осенью 1973 года пришло долгожданное письмо от Джексона Тэйта, в котором он просил у двух дорогих ему женщин прощения за то, что стал невольным виновником постигших их бед. Виктория загорелась желание увидеть отца. Так началась почти двухлетняя эпопея с её отъездом в США. Фёдорова после отъезда дочери отнюдь не стала для властей персоной нон грата. В 70-е годы она продолжала хоть изредка, но сниматься в кино, получила квартиру в престижном доме на Кутузовском проспекте. В апреле 1976 года её отпустили в США, где она встретилась со своим возлюбленным Джексоном Тэйтом и дочерью. Она могла бы остаться в Америке, однако почему-то этого не сделала. Что-то её удерживало в этой стране. В 1980 году она вновь собралась в США, но на этот раз её долго не отпускали. И всё же виза на отъезд была получена. Версий этого убийства несколько. По одной из них с актрисой могли расправиться её коллеги по "бриллиантовому" бизнесу, в котором Фёдорова начала вращаться с конца 60-х, по другой - преступление спланировали в КГБ, чтобы не отпустить актрису навсегда за кордон. Какая из этих версий является правдой, неизвестно до сих пор. В 1934 году окончила Драматическую студию при московском театре Революции. С 1932 года — актриса киностудии «Ленфильм».