Новости чин елеосвящения

В чине елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякаго зла». Елеосвящение, также соборование — одно из семи таинств Православной и Католической церквей, заключающееся в помазании тела освящённым елеем (отсюда и название таинства). Во время таинства елеосвящения священники молятся о даровании им благодатной силы к совершению священнодействия.

Храм Николы на Глинках обрел свой голос

Чин Елеосвящения (Соборования) совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи (Требник). Соборование – потому, что в этом Таинстве принимает участие "собор", то есть несколько священнослужителей. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников.

Священный Синод утвердил документ Межсоборного присутствия «О чинопоследовании Елеосвящения»

  • Таинство для выздоровления | Православный Саров
  • Как проходит Соборование?
  • Please wait while your request is being verified...
  • Читайте также
  • Поделиться
  • Священный Синод утвердил документ Межсоборного присутствия «О чинопоследовании Елеосвящения»

Завершена работа над онлайн-курсом «Чины Требника»

Есик было совершено таинство Елеосвящения Соборования заключительное в текущем посту. Чин соборования возглавил настоятель подворья епископ Актюбинский и Кызылординский Игнатий. Владыке сослужил клирик прихода иеромонах Амвросий Дудонов.

Допустим, человек болен каким-то заболеванием, соборовался, а через два месяца, например, случилось несчастье — он попал в аварию, лежит в больнице.

Родственники могут пригласить к нему священника, и не будет никакой проблемы еще раз собороваться, несмотря на то, что между соборованиями прошло небольшое время. Это таинство, и оно должно быть воспринято по необходимости, а не по какому-то регламенту. Потому что мы сначала живем по регламентам, а потом начинаем их возводить в ранг обязательности.

По поводу забытых грехов я отвечу несколько шире. У нас в Церкви есть четыре таинства из семи, которые оставляют человеку грехи. В первую очередь это таинство Исповеди, второе — таинство Крещения, третье — таинство Причастия, четвертое — таинство Соборования.

Но это совершенно разный контекст взаимодействия человека и Бога в поле обсуждения грехов. При исповеди мы каемся в грехах как в поступках. Простейший рисунок того, что такое исповедь: вы кому-то наступили на ногу, повернулись и извинились.

Есть поступок, за который вам неловко, вы хотите, чтобы человек на вас не держал зла, — и просите прощения. Сразу надо сказать, что в исповеди грех прощается и стирается. Если вы с кем-то поругались, повысили голос, а потом извинились перед этим человеком, так сказать, исповедовались, то когда этому человеку будут напоминать: «Помнишь, как он на тебя кричал?

Не может быть, чтобы мы исповедовались, а нам потом это припоминали. Второе: таинство Крещения. В крещении, по мнению Церкви, прощается предыдущая греховная жизнь человека.

Когда человек крестится, он погружается во Христа, полностью входит в Церковь, полностью входит в новую жизнь и становится другим. В таинстве Крещения, когда человек приходит в новую жизнь, прощается предыдущая греховная жизнь. Третье таинство, когда прощаются грехи, — таинство Причастия.

Все, кто подходит к Святой Чаше, слышат слова священника: «Да будет причащение Святых Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную». В таинстве Причастия мы расстаемся с грехом уже не как с поступком, а как со склонностью, предрасположенностью ко греху. Те, кто в Церкви давно, по своим ощущениям и из общения с другими знают, что после причастия не хочется ни с кем ругаться, не хочется лениться, хочется что-то делать, творить добро.

Потому что тяга к совершению греха, эгоизму и каким-то гадостям рвется. Когда человек исповедуется, он оставляет грехи, которые произошли у него в силу определенных обстоятельств, и, причащаясь, разгоняет от себя те прилоги, которые в его жизни происходят. Прощение грехов в рамках таинства Соборования происходит под своим углом.

Например, если ребенок совершает нехороший поступок, обязанность родителей — его наказать. Наказание, наказ — это наставление; сейчас значение этого слова сместилось в какую-то негативную сторону. Родитель должен наказать своего ребенка, то есть должен ему сказать, что было неправильно и как надо поступить в следующий раз.

Но то ли этого наказа не было, то ли человек не так внимательно смотрит на свою жизнь, потому совершает те или иные ошибки, поступки, прегрешения, которые имеют свойство накапливаться. И эти связи удерживают человека от каких-то великих свершений. Человек может этих вещей не помнить, не осознавать, не понимать того, что с ним происходит, укореняясь в каких-то греховных проявлениях.

Через какое-то время эти греховные проявления порождают некую болезнь. Физические недуги очень сильно связаны с духовным устроением. Мир, в котором мы живем, законы нашего мира как раз помогают понять нам законы Божественные.

Например, если ребенок не понимает, когда ему пригрозили пальцем или поставили в угол, то его шлепнут по попе или лишат конфеты, прогулки; ему станет неприятно, больно, как-то нехорошо — и он пересмотрит свое поведение. Христос говорит, что у нас есть закон и пророки. Мы можем читать Священное Писание, наставляться и жить свято.

Но почему-то человек так не может: он ошибается, получает какие-то ограничения, смещение возможностей и, лавируя между теми возможностями, которые как-то ограничиваются, все равно двигается к своим целям, совершая те или иные ошибки. В какой-то момент критическая масса этих ошибок становится очень большой, и Бог, Который изначально обо всем предупреждал через какие-то обстоятельства, вынужден человека погрузить в некую болезнь, чтобы от этой болезни человек пришел к покаянию. Я хотел бы остановиться на одном из текстов Священного Писания, который всем довольно хорошо известен.

Некий слепец, услышав, что идет Иисус, стал Его звать. Люди просили его помолчать, но он все-таки докричался, Христос его позвал и спросил: «Чего ты хочешь от Меня? И Господь ему говорит: «Прозри».

Мы должны обратить внимание на то, что в первую очередь в своей жизни видит этот человек. Он видит Христа, Который стоит перед ним. Второй момент заключается в том, что человек, после того как прозрел, сразу пошел за Христом.

Он ни разу в своей жизни не видел родителей, не видел дома, в котором живет, тех людей, которые ему помогали. Впервые в жизни у него появилась возможность увидеть солнечный свет, окружающий мир и все остальное, но он все это, можно сказать, оставляет и идет за Христом. Из этого мы видим, что этот человек прозрел не только телесными очами, но еще и духовно.

Кто-то говорит, что можно собороваться четыре раза в год. Я, например, с радостью бы часто соборовался, хотя чувствую себя, слава Богу, нормально, не жалуюсь, что я больной».

Вокруг сосуда в пшеницу водружают семь стручьев «стручцев», или палочек, обвитых хлопчатой бумагой или ватой для помазания. Обыкновенно сюда же вокруг сосуда вставляют семь зажженных свечей, изображая этим седмеричное число совершителей таинства. В состав последования Святого Елея входят три части: молебное пение, освящение елея и само помазание елеем. Первая часть до великой ектении представляет собой молебное пение и есть сокращение утрени, совершаемой в дни поста и покаяния. Первый из священников, окадив стол и елей на нем , иконы и всех людей, обратясь к востоку или в сторону икон, произносит возглас: «Благословен Бог наш... После обычного начала, — Трисвятого и по Отче наш, — читается 142-й псалом, который представляет сокращение шестопсалмия, произносится малая ектения, бываемая на утрене. Затем поется на 6-й глас Аллилуиа вместо «Бог Господь» , как во время покаянное, и покаянные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». После этого читается 50-й псалом и поется канон: «Моря чермную пучину» — Арсения, епископа Корфского IX в.

Припев к тропарям канона в Требнике не указан. В древних Требниках московского издания указан припев: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе». В южнорусских Требниках встречается другой припев: «Услыши нас, Господи, услыши нас, Владыко, услыши нас, Святый». После 3-й, 6-й и 9-й песни канона полагается малая ектения. В каноне и стихирах больному испрашивается от Господа исцеление от недугов и болезней душевных и телесных. После стихир читается: Трисвятое по Отче наш — и поется тропарь: «Скорый в заступлении един сый, Христе». Затем следует вторая часть чинопоследования таинства — освящение елея. Вторая часть. Диаконом или первым священником произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой прилагаются прошения о благословении елея силою и действом и наитием Святого Духа. После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и соделать его целительным для помазуемого.

Остальные священники также читают эту молитву тихо, подобно тому как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии при соборном служении. Во время чтения этой молитвы «во елико же глаголется молитва от священников» поются тропари — Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, Димитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице. Далее следует третья часть — совершение самого таинства Елеопомазания. Третью часть Елеосвящения составляют семь чтений из Евангелия, семь молитв и семь помазаний святым елеем, с произнесением одной и той же совершительной молитвы.

Он до конца этого не делает, потому что мы не только должны исцелиться от грехов, от болезней, но и понять всей своей жизнью, что без Бога мы этого сделать не можем. И сколько бы мы не молились, сколько бы не просили, но человеческая природа здесь на земле остается поврежденной. И только в Царствии Небесном мы получаем то первозданное, абсолютно совершенное тело после Воскресения Христова, которое уже не будет подвержено ни старению, ни гниению, ни другим болезням, ни человеческим страстям. И человеку нужно пройти этот земной, достаточно сложный, но важный путь, чтобы задуматься об этом, чтобы у человека в душе появились необходимые для спасения качества. Если мы послушаем Священное Писание, то что Господь говорит?

Жертва Богу — это сокрушенный дух, сокрушенное сердце и смирение. Это, в принципе, одно и тоже, только другими словами. Смирение — это основа нашего спасения. Настоящему, истинному христианскому смирению если мы не научимся, то, к сожалению, никакого спасения не будет. Так говорят святые отцы. Для подлинного смирения нам как раз Господь и посылает разного рода скорби, проблемы, болезни. Они все, как один, призваны смирить наш горделивый дух, самообольщенный и самонадеянный ум, потому что настоящее смирение, настоящее покаяние, сокрушение сердца — это дар Божий. Но потихонечку оно приоткрывается нам в скорбях, когда мы понимаем, что мы, оказывается, ничего не можем. Сколько бы у нас не было средств, молодости или здоровья, все это временное.

К чему я все это говорю? Соборование исцеляет наше тело, нашу душу. И каждый священник, наверное, неоднократно по крайней мере те, с кем я общался сталкивался с тем, что часто в таинстве Соборования происходят реальные чудеса. Казалось бы, нет никаких шансов у человека выжить после какого-то серьезного происшествия, после того, как человек попадает в кому. Я лично соборовал человека в коме, люди приходили в себя, уже осознанно исповедовались и причащались в коме, без сознания нельзя исповедовать и причащать, а соборовать можно. Соборование — это такое интересное, исключительное таинство, когда человек обмазывается освященным маслом елеем, читаются специальные молитвы над человеком, в том числе разрешительные молитвы, прощаются и грехи человеку в этом таинстве, но не те грехи, которые человек не хочет признавать и называть на Исповеди как и во всех таинствах прощаются грехи, также и в таинстве Соборования они прощаются. И начинаются часто изменения жизни человека. Не обязательно это бывает резкое исцеление. Иногда после таинств Господь касается сердца человека, отвечает на его вопросы.

Я часто говорю: «Дай нам какое-то идеальное здоровье, чтобы совсем все было хорошо, никаких проблем, никаких болезней, то пошло бы это на пользу нам, на пользу нашей души? Скорее всего, нет». Болезни нас останавливают от каких-то грехов. И мы это знаем. Более того, мы знаем, что болезни — это следствие наших грехов. Когда мы не можем себя воздерживать от разных вредных продуктов, от курения, наркомании, алкоголя, когда мы не можем воздерживать себя в интимной жизни и так далее. Что ни возьми, оно часто очень сильно вредит нашему телу, поэтому в таинстве Соборования мы получаем исцеления духовные, поэтому в таинстве Соборования рекомендуют участвовать людям старше семи лет, и всем желающим, и людям и до семи лет, если ребенок действительно серьезно болеет. При этом у взрослых людей внешних, физических явных недугов может не быть, но все равно человеку рекомендуется хотя бы раз в год пособороваться, потому что каким бы ни был человек физически здоровым, но духовные заболевания у нас у всех есть, потому что они связаны с грехопадением и сами по себе исцелиться от греха мы не можем лекарствами сильнодействующими, а только можем исцелиться единством с Господом Богом в церковных таинствах, где Господь лечит нашу душу и, как правило, лечит и наше тело. Многие болезни лечат и таинство Причастия, и таинство Соборования.

Очень много случаев чудесных исцелений. Этому можно, наверное, посвятить отдельную тему. И в моей жизни священнической я это вижу. Когда общаюсь со взрослыми священниками, то тоже о многих разных чудесах после таинств церковных они могут рассказать. Я уже говорил, что на моей практике люди от тяжелых заболеваний исцелялись, в том числе онкологических. И это не то, что это были какие-то врачебные ошибки в диагнозах. Болезнь, с точки зрения врачей, сама собой, а с нашей точки зрения Благодатью Божией начала купироваться, анализы это показывали. И из состояния комы люди выходили, хотя, казалось бы, шансов уже не было. Люди потратили большие деньги, чтобы сохранить жизнь своей маме, ее соборовали, она пришла в себя, исповедовалась, причастилась, и уже потом только ее Господь призвал через какое-то время.

Почему мы назвали нашу лекцию «Таинство Соборования и Великий пост»? Как вы думаете, таинство Соборования связано как-то с Великим постом? Вопрос: — Будет ли работать таинство Соборования без таинства Причастия? С древности почему-то в дни Великого поста, а точнее в Византии каждое воскресение перед Литургией совершалось таинство освящения маслом. После таинства Причастия помазывались верующие болящие люди этим освященным маслом. Но помазывались однократно. А так как у нас в Великом посту семь недель, поэтому семикратно в Великий пост помазывались эти люди. Это такая древнегреческая традиция. Так как помазывание было растянуто на семь недель, 49 дней последнее воскресенье — это Пасха, сам Великий пост идет 48 дней , то наша русская традиция объединила все эти семь помазываний в один день — чистый четверг.

Слышали об этом? Чистый четверг — это не потому что надо дома пол помыть, окна протереть и шторки постирать, навести порядок, а это значит, что в своей душе надо навести порядок духовный перед встречей с Воскресшим Христом. Чистый четверг, когда Христос омывает ноги своим ученикам и говорит, что теперь они чистые полностью, не потому что у них были грязные ноги, а потому, что Господь им показывает истинное, подлинное смирение. А смирение — это и есть чистота духовная. В противоположность ей черная, грязная душа, горделивая. Гордость оскверняет все наши благие начинания. У всех у нас она есть, в той или иной степени. Святые отцы даже боялись делать добрые дела, чтобы не впасть в тщеславие или прелесть. Настолько мы все заражены этим грехом, что мы даже добрые дела до конца не можем делать без греха.

Это не должно приводить человека в какое-то уныние. Это человека должно приводить в трезвость. Трезвым умом и трезвыми глазами нужно смотреть на этот мир и понимать, что весь мир во грехе лежит и без Господа Бога нет у нас возможности очиститься или стать лучше. Если у нас Господь в какой-то момент заберет благодать, то мы можем на такое дно грехов залечь, что никогда оттуда и не встанем. Это, к сожалению, реальность нашей жизни. Мы говорили, что в Греческой церкви была такая традиция, а в Русской Церкви Соборование проводилось в пост в Великий четверг. Это последняя седьмая Неделя Великого поста, за три дня до Пасхи. Но это таинство было тесно связано с богослужением. Приходило семь священников.

Почему семь раз помазывали? А потому что каждый священник должен был помазывать по разу. Они служили сначала вечернее богослужение, потом утреннюю, потом расходились на Литургию каждый в свой храм, потом приходили опять в храм, чтобы помазать одного единственного человека, или два—три, или сколько их там было. Конечно, это было все очень сложно. И, в первую очередь, это было сложно для самого больного человека. Ему надо было выстоять столько служб или хотя бы просидеть их. И семь священников надо было собрать вместе на сутки. Поэтому сам чин Соборования видоизменяется. И последняя корректировка была в 2013 году, когда в исключительных случаях нам допускается читать одно Евангелие, одно Послание из Святых Апостолов и помазывать однократно.

Этот так называемый сокращенный чин Соборования предназначен для каких-то экстренных случаев, когда человек, например, лежит в больнице или совсем при смерти. Мне неоднократно приходилось людей соборовать перед смертью, после Соборования они умирали у меня на руках. Но я уже говорил о том, что священники не всегда успевают доезжать до больных людей и Соборовать, потому что некоторые люди по своему суеверию, ложному представлению думают, что Соборование нужно исключительно перед смертью. И пока человек живет, он думает, что ему собороваться не нужно, а если ты пособоровался, то должен умереть. Это заблуждение. Мы соборуемся не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы исцелиться и жить полноценной, здоровой, счастливой человеческой жизнью до тех пор, пока Господь нас не призовет. Итак, сокращенные Соборования происходят в больницах.

О совершении Таинства елеосвящения (Соборования) в Святой обители.

молитвомаслие (святой елей)], одно из 7 церковных таинств, в к-ром при помазании тела больного специально освященным елеем. По Требнику чин Елеосвящения совершается над одним человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Во время чина митрополит Савва возгласил молитву освящения колоколов сооруженных «к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго имене Твоего». Как проходит Соборование Зачитывается подготовительный чин: покаянные молитвы, канон и стихиры — в текстах проговаривается суть будущего таинства. Во время чина митрополит Савва возгласил молитву освящения колоколов сооруженных «к службе церкве твоея святыя, в славу же великолепаго и всесвятаго имене Твоего».

Елеосвящение

Рядом столик с сосудами, в которых находятся елей и пшеница. В пшеницу, зерна которой символизируют обновленную жизнь, вставляют 7 зажженных свечей и 7 кистей для помазания — по числу священнослужителей, участвующих в таинстве. Прихожане также держат горящие свечи, свидетельствующие о том, что Христос являет Собой Свет Вечной Жизни. Соборование в Донском мужском монастыре г. Москвы Священнодействие начинается с обыкновенных начальных молитв, после которых произносятся псалом, тропари и мирная ектенья. Церковнослужители возносят прошения Создателю освятить елей и избавить собравшихся от их немощей. Затем следуют канон, Апостольское Послание и фрагмент Евангелия, после которых звучат вновь прошения об освящении масла и о здравии немощных при этом произносятся их имена. Собравшимся крестообразно помазывают следующие участки на теле: чело чтобы освятить помыслы , уши для освящения слуха , нос чтобы освятить осязание , рот ради освящения языка , руки для освящения трудов , грудь для освящения чувств. После этого снова следует чтение посланий апостолов, Евангелия и молитв.

Потом очередное помазывание. Подобное чередование следует 7 раз. После 7-го помазания каждому из собравшихся на голову возлагают Евангелие, читая при этом разрешительную молитву. После этого произносятся тропари святым целителям: свт. Николаю , мчч. Косьме и Дамиану , вмч. Пантелеимону , после которых следует отпуст. Молящиеся прикладываются к Кресту с тем, чтобы через несколько дней согласно древней христианской традиции вновь вернуться в храм для причастия.

Интересный факт 26 декабря 2012 года на заседании Священнейшего Синода духовенство одобрило «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору». Подобный чин елеосвящения совершается над тяжело немощными, проходящими лечение в стационаре. Он включает в себя всего несколько молитв и однократное помазывание елеем. Подготовка к таинству Соборования К любому таинству нужно готовиться и подходить с ответственностью. Соборование дополняет таинства исповеди и причастия. Иерей Владимир Панарин дает наставление: «Соборование — это, по сути, продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления.

Для этого нужно взять книжку «В помощь кающемуся» и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки». Следует, однако, сделать оговорку, что не все священнослужители считают принципиальным исповедь накануне таинства, некоторые разрешают исповедоваться и после Елеосвящения. Перед Соборованием необходимо также примириться с окружающими. Нельзя держать в сердце обиду и зло, препятствующие вхождению в него Божественной Благодати. Соборование На многих православных интернет-порталах указаны также рекомендации почитать перед таинством Покаянный канон и акафисты Иисусу Сладчайшему, Пречистой Богоматери и святым целителям. В каких случаях можно собороваться дома? Обычно таинство на дому совершают над тяжело больными. В этом случае проводят, как правило, сокращенный вариант священного действия.

Как использовать елей после Соборования? При душевных и физических недугах освященным елеем помазывают страждущих. Часто в приходах при раздаче елея верующим предупреждают, что его можно использовать и внутрь и добавлять в еду. Протоиерей Константин Пархоменко наставляет: «Принесли домой масло с соборования и помазуйтесь им каждое утро после молитв со словами: «Помилуй ны Боже, помилуй ны Владыко, помилуй ны Святый! Исцели ны Боже, исцели ны Владыко, исцели ны Святый! Этим елеем можно помазывать родственников». Последование таинства Соборования Елеосвящения Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Молебное пение Молебное пение — первая часть чинопоследования — есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста.

Совершающие Таинство священники или священник становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежат Святое Евангелие и всех принадлежностей, а также больного. Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь».

Были списки, в которых полагались особые Апостолы и Евангелия при Елеопомазании женщин об исцелении тещи Петровой См. А в одном из списков XVI века есть следующая замечательная подробность: «аще будет освящение маслу в Великий Четверг или в Великую Субботу, то посреди молитвы "Владыко Многомилостиве... Отмеченный в этом списке обычай помазывать елеем двери и стены домов, несомненно, имел свое значение: изображенный елеем крест воспринимался как щит против болезней и искушений, которые приписывались действию злого духа.

Можно предположить, что этот обычай является отражением ветхозаветного события: помазания дверей, которые совершали евреи в ночь перед исходом из Египта для предохранения своих первенцев от Ангела смерти. В длинный период своего существования оно разделило общую со всеми другими чинопоследованиями Таинств судьбу, то осложняясь и расширяясь в своем составе, то сокращаясь. К истории православного богослужения. Сергиев Посад. Таинства и обряды Православной Церкви. Начинается это пение такими словами: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя». Стихиры же «на стиховне» поются в конце вечерни.

Пономарев Вячеслав]. Расположен в деревне Летово Новомосковского административного округа Москвы.

В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрело смысл все человеческое страдание, но больше — оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась». В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия.

Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом. В Нем «все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» 1Кор. О веществе таинства Елеосвящения Елей масло занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом. Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных Лев. Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» Ис. В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит: «Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.. В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствовал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека. Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Симеон, архиепископ Со-лунский.

Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями.

Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы. Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-ванием одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни.

Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела.

Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых.

Почему семь раз помазывали? А потому что каждый священник должен был помазывать по разу. Они служили сначала вечернее богослужение, потом утреннюю, потом расходились на Литургию каждый в свой храм, потом приходили опять в храм, чтобы помазать одного единственного человека, или два—три, или сколько их там было. Конечно, это было все очень сложно. И, в первую очередь, это было сложно для самого больного человека. Ему надо было выстоять столько служб или хотя бы просидеть их. И семь священников надо было собрать вместе на сутки. Поэтому сам чин Соборования видоизменяется. И последняя корректировка была в 2013 году, когда в исключительных случаях нам допускается читать одно Евангелие, одно Послание из Святых Апостолов и помазывать однократно. Этот так называемый сокращенный чин Соборования предназначен для каких-то экстренных случаев, когда человек, например, лежит в больнице или совсем при смерти. Мне неоднократно приходилось людей соборовать перед смертью, после Соборования они умирали у меня на руках. Но я уже говорил о том, что священники не всегда успевают доезжать до больных людей и Соборовать, потому что некоторые люди по своему суеверию, ложному представлению думают, что Соборование нужно исключительно перед смертью. И пока человек живет, он думает, что ему собороваться не нужно, а если ты пособоровался, то должен умереть. Это заблуждение. Мы соборуемся не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы исцелиться и жить полноценной, здоровой, счастливой человеческой жизнью до тех пор, пока Господь нас не призовет. Итак, сокращенные Соборования происходят в больницах. Например, у меня, даже если я читаю быстро, уходит час времени на Соборование. Есть батюшки, которые не торопятся, читают полтора часа. И, конечно, врачи не будут нас терпеть в реанимации, где, по их мнению, мы занимаемся чем-то непонятным. В лучшем случае нас запускают минут на 15 в реанимацию, у священника есть такая привилегия. В ковид было очень сложно, и сложно до сих пор. Но обычно меня всегда пускали даже к новорожденным маленьким детям, которые находятся в перинатальных центрах на грани жизни и смерти. Всегда пускали, чтобы покрестить, конечно, с согласия родителей, чтобы причастить больных, умирающих людей, пособоровать. Сокращенное таинство Соборования происходит в любой момент над любым человеком верующим, крещеным, даже не всегда находящемся в сознании. Начиная с V века практика врачевания больных в частных домах уступает место Соборованию в храмах. То есть до V—VI века чаще всего Соборовали в своих домах. До IV века до 313 года вообще не было храмов в Римской империи в нашем представлении, потому что вера христианская была гонимая. Потом появляются храмы, и таинство Соборования переходит в храмы. И если до этого времени чинопоследование таинства было жестко привязано к службам суточного круга, то начиная с описываемого периода, оно становится самостоятельным. Что надо приготовить на таинство Соборования? На таинство Соборования с собой надо принести масло для освящения, вино. В нашем храме мы берем вино из храма, приносить его отдельно не надо. Но если хотите пожертвовать для храма специальное вино, то можно это сделать. В храме по православному канону используется красное крепленое виноградное вино, называется оно «Кагор». Это чисто русская традиция, потому что в большинстве случаев за исключением южных городов на Руси не было виноградников. И чтобы вино не бродило, и чтобы его можно было довезти по всей стране, его «крепили». Вот откуда такая традиция. И она сохранилась до сих пор, хотя у греков, у сербов все служат на сухом, в крайнем случае полусладком красном вине. Недавно мы на киноклубе обсуждали какое вино Христос брал для совершения Евхаристии, таинства Причастия. Что думаете? Есть мнение, что это просто виноградный сок, есть мнение, что это обычное вино, некоторые думают, что Он брал Кагор наш современный. Глядя на евангелие, как думаете? Употреблял ли Христос спиртные напитки? А почему тогда Его осуждали, что Он ест и пьет со всеми? Или, например, когда в Канне Галилейской Он берет шесть каменных водоносов, каждый из которых примерно по 40—60 литров, и превращает чудесным способом воду в вино. Да так, что домоуправитель этого дома сказал, что обычно сначала подают хорошее вино, а когда люди напьются, то дают плохое. А тут оставили хорошее вино до конца свадьбы. А свадьбы обычно праздновали неделю, могли заходить на свадьбу любые прохожие. И их должны были накормить и напоить вином. И если не хватало еды или вина, то это был серьезный позор, это означало, что семья не смогла достойно отметить свадьбу. И потом этой семье еще долго это припоминали. Если внимательно читать Евангелие, то Христос действительно пил вино и ел обычную полноценную еду. Он не был постником таким, например, как Иоанн Креститель. Но естественно, что все это Он употреблял в меру. Естественно, что Его никто не видел пьяным, шатающимся где-то. Речь идет не о том, что нельзя пить вино, а о том, что все должно быть в меру, прилично с христианской точки зрения, без зависимости. Это я говорю к тому, что для Елеосвящения мы тоже берем настоящее вино, а не виноградный сок. Хотя мы во время Елеосвящения вино в чистом виде не пьем, но при Елеосвящении это вино с елеем освященным можно употреблять и в пищу в том числе. Вина, конечно, добавляется малое количество, пару ложечек. Люди иногда приносят большие банки с маслом. И оно, бывает, что потом портится. В этом нет ничего противоестественного. Поэтому долго вино и масло освященные сохранять не нужно, все прогоркнет. Если у вас масло прогоркло, то его нужно вылить в непопираемое место или принести в храм. Есть у нас место, где мы уничтожаем, сливаем в безотхожее место. Нужно еще на таинство Соборования принести свечи, салфетки, чтобы себя вытирать после этого таинства. Какие вы знаете суеверия, связанные с таинством Елеосвящения? Первое, что мы уже назвали — это то, что надо проходить таинство Соборования перед смертью, телесной кончиной. Я нашел, что пишут про суеверия: «К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся и фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных же и бабьих басен отвращайся 1Тим. Еще есть «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения никогда больше нельзя употреблять мясную пищу; что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека». Надо отметить, что еще Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Надо отметить, что есть такие ревнители Православия, которые говорят: «Достаточно одного таинства Соборования. Больше не нужно ни к каким врачам обращаться, никакие лекарства пить». Естественно, что это самовредительство. Мы говорим, что в таинстве Соборования исцеляется наша душа, а также нам Господь дает какие-то физические медицинские средства для нашего исцеления. И мы знаем, что апостолы некоторые были врачами. Апостол евангелист Лука был врачом и до того, как стал апостолом, и после того. И помимо исцеления души он занимался исцелением тела. У апостолов вообще была благодать. Священное Писание нам говорит, что тень апостола Павла могла исцелять. Опять же по вере вашей да будет вам Мф. Есть ли какие-то вопросы? Что вам еще интересно?

Гостиница "Макаровская"

  • Борисоглебская епархия - Таинство соборования в психоневрологическом интернате
  • ТАИНСТВО ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ – СОБОРОВАНИЯ В ХРАМЕ В ИОАННО-БОГОСЛОВСКОМ ХРАМЕ
  • ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
  • Поделиться
  • В РПЦ отказались называть причины запрета в служении иерея Сафронова после панихиды по Навальному
  • В РПЦ не стали комментировать отстранение иерея от служения после панихиды по Навальному

Все материалы

  • ЖУРНАЛЫ Священного Синода РПЦ от 24 августа 2023 года
  • Монастырь приглашает на таинство Елеосвящения (Соборования)
  • Другие материалы раздела
  • Православная беседа

В РПЦ отказались называть причины запрета в служении иерея Сафронова после панихиды по Навальному

В 2006 году в сане диакона начал служить в храме Покрова на Лыщиковой горе. Он проводил панихиду на Борисовском кладбище на 40-й день после смерти Алексея Навального. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету.

Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» Иак. Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов.

Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами. По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов...

В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя... По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя... Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72. Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней. Краткая история развития чинопоследования Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них.

В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника см. Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни.

Все эти элементы легли в основу чинопоследования Елеосвящения. В византийских рукописях с X-XI вв.

Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое.

Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Для совершения этого таинства предварительно ставится стол, а на столе полагается святой крест, Евангелие и блюдо с пшеницей, в которую ставятся 7 свечей, как прообраз семи даров Св. Духа, и 7 спичек, обернутых на концах ватой для помазания.

Также в пшеницу ставятся сосуды с маслом и вином. Пшеница служит утешением для больного. Выставляя ее на вид больному, св.

Церковь в утешение его как бы так говорит: «как в этой иссохшей по виду пшенице есть начало жизни, и оно может в свое время дать от себя росток, так и в иссохшем от болезни теле твоем есть начало жизни, которая, по воле Божией, может расцвести теперь же на земле или после всеобщего суда и воскресения». Больной помазуется не только маслом, но и вином, по примеру милосердного самарянина, который врачевал раны избитого разбойниками иудея маслом и вином Лк. Важное значение в этом таинстве имеет седмеричное число: его совершают 7 священников однако в реальной жизни такое число клириков удается собрать крайне редко, поэтому, как правило, таинство совершается одним или двумя священниками , читается 7 евангелий, 7 посланий апостольских и 7 молитв, в которых испрашивается больному разрешение от грехов и исцеление от болезней; больной 7 раз помазуется.

После службы верующие могут забрать домой оставшийся елей. Этот же елей используется и при погребении христиан — масло выливают в гроб перед тем, как закрыть крышкой. Это напоминает о вечной жизни и готовит к ней.

Чин соборования в храме Торжества Православия

Великим постом Церковь призывает православных христиан принять участие в таинстве Елеосвящения или соборования. Исследователи говорят, что еще с древности таинство елеосвящения стало восприниматься как особо действенный покаянный чин, готовящий верующих к таинству причащения. Елеосвящение (Соборование) – это Таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет немощи духовные и телесные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий