Николай Гоголь прославился как писатель, драматург, публицист, актёр, историк, преподаватель, чиновник, духовный наставник, монах в миру. 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. День рождения Гоголя. день рождения Николая Васильевича Гоголя.
215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили 1 апреля 2024 года
Гоголя, при этом акцент делается на детских и юношеских годах писателя. В этой же части занятия в ходе беседы обсуждается отношение Н. Гоголя к русскому языку.
Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг.
Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели. Не выдержав язвительных отзывов, классик выкупил все экземпляры произведения и уничтожил. Но несколько копий все же сохранились до наших дней. Они являются большой ценностью.
Настроение этой книги было уже иным: украинского фольклора стало в ней меньше, писатель сосредоточился на историчности «Тарас Бульба» , с тонким трепетом и печалью описывал простой быт и внутренний мир персонажей «Старосветские помещики». Отчасти поменялся и характер гоголевского мистицизма: веселой чертовщине «Вечеров…» противостояли мрачные демоны «Вия».
С 1834 по 1836 гг. Гоголь работал над текстом комедии «Ревизор». Сатирическая пьеса произвела фурор: пороки русского общества были представлены в ней с такой силой и правдивостью, что не смогли оставить равнодушным ни одного читателя и зрителя. Восторги сменялись ненавистью со стороны узнававших себя чиновников. Во второй половине 1830-х — начале 1840-х годов Гоголь работал за границей. Важнейший труд этого времени — поэма «Мертвые души», первый том которой увидел свет в России в 1842 году.
Врачи не смогли установить болезнь Гоголя, но начали лечить его как умалишенного, насильно. Признаков психического расстройства у писателя при этом не было. Неумелыми действиями доктора только ослабили организм писателя и ускорили его кончину. Причина смерти Гоголя до сих пор остается загадкой.
ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ: 215 лет со дня рождения
Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – писатель. Родился в с. Большие Сорочинцы на Украине, в небогатой семье помещика В. Гоголя-Яновского. В преддверии празднования 215-летия со дня рождения великого писателя в Межпоселенческой центральной библиотеке была проведена литературная гостиная «Художественный мир Гоголя» для молодого поколения. В российских школах урок «Разговоры о важном» 15 апреля посвятили 215-летию со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Новости и события Российского исторического общества
Отличительной чертой его повестей являются "простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния". Иллюстрация к повести Гоголя "Ночь перед Рождеством". Не обязательно быть великим критиком, чтобы увидеть в наследии Гоголя это сочетание "комического одушевления" с "глубоким унынием". Уныние нарастало и доминировало тем больше, чем старше становился писатель, чем больше нелепиц российского бытия видел. Но начинал он с произведений, которые, хоть и с некоторыми оговорками, можно назвать юмористическими. С народным простодушным "гумором" написаны обе части "Вечеров на хуторе близ Диканьки" — на родном для Гоголя малороссийском материале. Уже то, что героями этих сказов становились не аристократы, а простые селяне, было необычно для тогдашнего искусства и довольно весело.
Своеобразный юмор кроется и в мистике молодого Гоголя. В его представлениях нечистая сила только и ждет случая вмешаться в людские дела, наказать "плохих" людей и помочь хорошим. Так русалки пишут для парубка Левко грамоту, согласно которой отец, сельский голова, должен женить его на любимой, а черт несет кузнеца Вакулу в Петербург за "черевичками" тоже для капризной возлюбленной. Но чем дальше, тем меньше в творчестве Гоголя юмора - и тем больше сатиры, а то и негодования, когда писатель прямо называет своих героев недостойными членами общества. Он высмеивал всех, кто так или иначе мешал России развиваться, совершенствоваться, хорошеть, примеряя маску того же "простачка", который искренне не понимает, зачем быть скверным человеком и плохим работником, если можно быть нравственной личностью и искренним служителем отечества. Подобный стиль в дальнейшем нередко использовала политическая комедия, которая была популярна и в советской литературе.
Калинина Увлекательный вечер-портрет под названием «История одного писателя» подготовила Бородкина О. Ведущая вечера провела слушателей через хронологию жизни и творчества Гоголя, раскрывая основные вехи его писательского пути. Она подчеркнула значимость его творений в мировой литературе и выделила уникальное и самобытное мастерство писателя. При помощи яркой и информативной презентации школьники совершили путешествие по памятным местам, связанным с жизнью Гоголя. Кадры из фильмов, снятых по мотивам его произведений, таких как «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор» и «Тарас Бульба», позволили учащимся лучше представить гоголевских персонажей. Для закрепления полученных знаний была проведена «Гоголевская викторина».
Гоголе как великом писателе, с творчеством которого обучающимся предстоит познакомиться в последующих классах, строится на основе выполнения интерактивного задания и анализа иллюстративного материала. Гоголя; формирование интереса к его творчеству, чувства принадлежности к историческому прошлому и культуре России, расширение общекультурного кругозора.
В мае 1842 года из типографии Мос ковского университета вы шла в свет книга под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н.
Автор сам выбрал цвет обложки и разметил размеры шрифтов на титуле. Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским православным идеализмом. Продолжателями традиций Гого ля мож но считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова.
Когда родился Гоголь
Уроки режиссуры» наша «Женитьба» завоевала приз «Зрительское признание». Эта бесконечно смешная и бесконечно грустная история об отчаянной попытке обрести счастье становится горьким рассказом о фатальном одиночестве человека в огромном мире большого города, в шумной суете повседневности, в бесконечной череде будней, где счастье кажется несбывшимся сном. Художественный руководитель театра народный артист России и Республики Татарстан Александр Славутский Подписка на новости.
Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11]. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М.
Максимовичем и О. Присутствовали также А. Хомяков и С. Пили за здоровье Гоголя и пели украинские народные песни [12]. Тайнам», — сообщал Гоголь матери и сестрам 3 апреля 1849 года. Надежда Николаевна Шереметева, тетка поэта Федора Тютчева, писала Гоголю 12 февраля 1843 года из подмосковного Покровского: «Я к Вам хотела писать и не получа письма Вашего, чтобы к 19 марта достигло до Вас мое поздравление. Поздравляю Вас, мой милый друг, с рождением; важен для христианина этот день, получаем право наследовать вечное блаженство, как и получим, если пройдем здешнее странствие, как должно христианину…» [13].
Метрическая запись Гоголя Биографы Гоголя, в первую очередь П. Кулиш и В. Шенрок, считали датой рождения писателя 19 марта. Сомнения в этом возникли после публикации выписки из метрической книги Спасо-Преображенской церкви в Сорочинцах, где крестили Гоголя. Молитствовал и крестил священнонаместник Иоанн Беловольский». В графе о восприемнике указан «господин полковник Михаил Трахимовский [14] ». Спасо-Преображенская церковь в Сорочинцах, где был крещен Гоголь Выписку из метрической книги впервые опубликовал А.
Ставшее со временем «нулевым километром» классической русской литературы произведение создавалось вдали от России — в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Сюжет поэмы, как и комедии «Ревизор», подарил молодому автору Пушкин, осенивший своим гением новое, вскоре ставшее ведущим направление в русской литературе — глубокого психологического реализма, совмещенного с критическим восприятием действительности и христианским православным идеализмом. Продолжателями традиций Гого ля мож но считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. Сам Гогол ь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты.
Николай продал лес из своего наследства, остальные средства тоже отдал в общее пользование семье. Окончил гимназию в 1828 году и переехал в Петербург. По возможности всегда продолжал материально поддерживать мать и сестер. Нуждался в средствах, но достойное место службы долго не находилось. Жил впроголодь.
В 1829 году в журнале «Сын Отечества» напечатали стихотворение Гоголя «Италия», анонимно. Гоголь поверил в свои силы. Решил издать свою поэму «Ганц Кюхельгартен», написанную ещё в годы учёбы, под псевдонимом В. Читатели и критики приняли её прохладно, и тогда Гоголь выкупил весь тираж и уничтожил его. Летом 1829 года совершил путешествие по Германии. Осенью в Петербурге получил должность помощника столоначальника департамента уделов, имел низший чин в табели о рангах — коллежский асессор. В свободное от работы время сочинял рассказы, героями которых стали жители Полтавской губернии. Мать помогала ему — подробно описывала характеры, обычаи, одежду, пересказывала поверья, мистические истории. В 1830 году в журнале «Отечественные записки» вышло произведение Гоголя под названием «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купалы», с серьёзной переработкой издателя П. Гоголя начали издавать в различных газетах и журналах: «Женщина» и «Несколько мыслей о преподавании детям географии» вышли в 1831 году в «Литературной газете» А.
Ему же принадлежал альманах «Северные цветы», и там появилось несколько глав исторического романа Гоголя «Гетьман». Гоголь познакомился с П. Плетнёвым и В. Они нашли ему новое место работы — учителя в женском Патриотическом институте. Также Гоголь давал уроки детям богатых дворян. Работал над серией повестей о Полтаве, в 1831 году опубликовал книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящую из четырех рассказов — «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота». Обычная жизнь селян окрашена мистическими мотивами, сказочным колоритом. Сборник пользовался большой популярностью у читателей. Также книгу высоко оценили А. Пушкин, Е.
Баратынский и другие известные литераторы. Все отмечали весёлость, оригинальный красочный язык и художественный вкус. Пушкин писал о сборнике так: «Сейчас прочел «Вечера близ Диканьки». Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно… что я доселе не образумился». И далее, пересказав эпизод из письма Гоголя от 21 августа о том, как «помирали со смеху» рабочие типографии, набирая смешную книжку, Пушкин добавляет: «Мольер и Фильдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков». Интересно исследовать природу «весёлости», столь значимой в творчестве Гоголя.
Сам он считал, что в его произведениях веселье — результат потребности его души. В жизни он часто впадал в депрессивное состояние, болезненную тоску, причины которой он не знал, и тогда отвлекал сам себя чем-то смешным, весёлым. Через год вышел второй том под тем же названием, в который вошли четыре новых повести — «Страшная месть», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». И эта книга стала популярной. Гоголь стал бывать на многих литературных вечерах, где в том числе встречался и с Пушкиным. В 1834 году Гоголь поступил на работу в Санкт-Петербургский университет, на кафедру истории. Писатель стал адъюнкт-профессором, читал студентам лекции о Средневековье и Великом переселении народов. В свободное время продолжал писать. Новый сборник Гоголя «Арабески» состоял из произведений разных жанров. Сюда вошли первые петербургские повести Гоголя — «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект».
В сборнике выделяют статью «Несколько слов о Пушкине». В повести «Тарас Бульба» Гоголь использовал свои исследования по истории крестьянско-казацких восстаний на Украине, а именно восстания 1637—1638 годов. Известно, что прототипом заглавного героя повести стал атаман Охрим Макуха. Белинский так написал об этих книгах и о творчестве Гоголя в целом: «Всем известен прекрасный талант г. Его первое произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки» возбудило в публике самые лестные надежды. Но благоразумнейшие из читателей, наученные горьким опытом, не смели слишком предаваться этим надеждам. В самом деле, как богата наша литература такими писателями, которые первыми своими произведениями подавали о себе большие надежды, а последующими уничтожали эти надежды. Гоголя принадлежат к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе и вполне заслуживают те похвалы, которыми осыпает их восхищенная ими публика». В письме Пушкину от 7 сентября 1835 года Гоголь впервые упоминает о том, что «начал писать «Мёртвых душ»: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь». Идею для поэмы Гоголю подсказал Пушкин, который, будучи в ссылке в Кишинёве, услыхал о помещике, который своих умерших крепостных крестьян записывал как сбежавших.
Теперь же Гоголь задумал написать пьесу и снова обратился к Пушкину: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалованья университетского 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта. Ради бога. Ум и желудок мой оба голодают». Несмотря на бедственное финансовое положение, Гоголь оставил преподавание в университете, решив все силы посвятить литературному творчеству. Пушкин рассказал Гоголю историю о том, как некий молодой человек, накануне сильно проигравшийся в карты, приехав в уездный город, выдал себя за ревизора. Все должностные лица города начинают унижаться, лебезить, выкручиваться, давать взятки, чтобы высокопоставленный чиновник из Петербурга не узнал об истинном положении дел в управлении городом.
Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». В 1836 году пьеса была написана, Гоголь долго не мог получить разрешения на постановку — не пропускала цензура. Помог В. Жуковский, который лично обратился к императору. Пьесу поставили в Александринском театре.
Николай Гоголь
Все грани Гоголя | Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. |
Николай Гоголь - биография и произведения писателя | 26 апреля в Самарской областной универсальной научной библиотеке открылась выставка, посвящённая 215-летию со Дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя. |
Урок «Разговоры о важном» посвятили 215-летию со дня рождения Гоголя
Продолжателями традиций Гоголя можно считать практически всех талантливых отечественных писателей — от Достоевского и Гончарова до Платонова и Булгакова. Сам Гоголь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты. Остальное было сожжено автором, осознавшим невозможность создать живой литературный образ идеального положительного героя на русском жизненном материале своего времени. Гоголь как «великий учитель» по Достоевскому попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Утопическая проповедь, однако, не встретила понимания у общественности.
Вот почему в России за два поколения появилась так много художников, поэтов и писателей. Кстати сказать, не потому ли Тарас Шевченко стал художником? Легко вычислить — чей он внебрачный сын. Но в отличие от Энгельгардта, Дмитрий Трощинский досконально знал законы российского государства и лазейки в этих законах. Не случайно его назначили министром юстиции и генерал-прокурором. Поэтому для "юридического" подтверждения дворянского происхождения своего внебрачного сына, он отдал его "на усыновление" своим бедным родственникам. Когда юная Маша "потяжелела" в 14 лет, то ему, как сейчас сказали бы, светила статья "за растление малолетних".
А внебрачного ребенка нужно было отдавать в солдаты или художники. Генерал подстраховался дважды. Поручил своему управляющему Васе Яновскому срочно жениться на Маше. И дал в приданное огромную сумму. Сестра Гоголя указывает на 40 тысяч, но, видимо, она сделала поправку на инфляцию, которая была в России после войны 1812 года. А когда родился Николай Гоголь, то его сделали старше на два года. Так он, по школьным документам Полтавы, родился в 1811 году.
Потому что Маше 1794 года рождения к тому времени уже было 17 лет. Все законно. Трощинскому стукнуло 59 лет. Он достиг возраста, о котором говорят в народе: "Седина в бороду — бес в ребро". Как потом ни "копали" под министра юстиции конкуренты, но доказать ничего не смогли. Тогда еще не было проверки отцовства на ДНК. Тем не менее, "доброжелатели" регулярно докладывали об интимных делах Трощинского.
Все знали в округе все: кто с кем ходит… И сейчас, и двести лет назад, если чихнешь на одном краю села, то на другом скажут: "Будьте здоровы"! Вот и пришлось отправлять Машу рожать к давнему другу — военному врачу Михаилу Трахимовскому в Большие Сорочинцы. Место там бойкое. Из местечка выходит сразу пять дорог: есть откуда приехать и куда, в случае чего, уехать… Существовала даже легенда "прикрытия", что Гоголь родился в дороге, чуть ли не у самого моста через реку Псел, которую он так красочно описал в повести "Сорочинская ярмарка".
Считается, что именно он подсказал писателю сюжет для «Ревизора». Тогда Пушкин рассказал молодому писателю анекдот о проезжем господине, выдававшем себя за чиновника и обобравшем всех городских жителей. Гоголю настолько понравилась эта комичная история, что он захотел сделать из нее произведение. Прозаику понадобилось всего два месяца, чтобы написать «Ревизора». Поговаривают, что литераторы хохотали до слез. Но, когда вышла пьеса, критики ничего смешного в ней не разглядели. Из-за негативных отзывов писатель впал в затяжную депрессию, а после уехал за границу. Гоголь настолько реалистично описывал в своих произведениях всякую нечисть, что многие поговаривали о его причастности к загробному миру, с которым он якобы имел связь при жизни. Но у психиатра Владимира Чижа другое мнение. В беседе с Life он рассказал, что у писателя были галлюцинации как слуховые, так и зрительные. Смерть Гоголя и по сей день продолжает считаться одним из самых загадочных событий в истории литературы. В 1839 году классик схватил сильнейшую болотную лихорадку малярию , тогда ему чудом удалось избежать смерти. Но болезнь поразила мозг писателя.
Он прислонился к окну и расположился ожидать терпеливо, пока не раздались наконец позади его шаги парня в синей рубахе, его приспешника, натурщика, краскотерщика и выметателя полов, пачкавшего их тут же своими сапогами. Парень назывался Никитою и проводил все время за воротами, когда барина не было дома. Никита долго силился попасть ключом в замочную дырку, вовсе не заметную по причине темноты. Наконец дверь была отперта. Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего, впрочем, они не замечают. Не отдавая Никите шинели, он вошел вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям. Он устал сильно, скинул шинель, поставил рассеянно принесенный портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе, так что Никита засовывал под нее черные чулки, рубашки и все немытое белье. Посидев и разлегшись, сколько можно было разлечься на этом узеньком диване, он наконец спросил свечу. Художник вспомнил, что действительно и вчера еще не было свечи, успокоился и замолчал. Он дал себя раздеть и надел свой крепко и сильно заношенный халат. И ненастное расположение духа овладело им вполне. Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет». Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть — словом, кое-где показать свою молодость. Но при всем том он мог взять над собою власть. Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно. Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами. Еще потемневший облик, облекающий старые картины, не весь сошел пред ним; но он уже прозревал в них кое-что, хотя внутренно не соглашался с профессором, чтобы старинные мастера так недосягаемо ушли от нас; ему казалось даже, что девятнадцатый век кое в чем значительно их опередил, что подражание природе как-то сделалось теперь ярче, живее, ближе; словом, он думал в этом случае так, как думает молодость, уже постигшая кое-что и чувствующая это в гордом внутреннем сознании. Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал. Это приходило к нему на ум не тогда, когда, занятый весь своей работой, он забывал и питье, и пищу, и весь свет, но тогда, когда наконец сильно приступала необходимость, когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру. Тогда завидно рисовалась в голодном его воображенье участь богача-живописца; тогда пробегала даже мысль, пробегающая часто в русской голове: бросить все и закутить с горя назло всему. И теперь он почти был в таком положении. Взаймы ведь никто не даст. А понеси я продавать все мои картины и рисунки, за них мне за все двугривенный дадут. Они полезны, конечно, я это чувствую: каждая из них предпринята недаром, в каждой из них я что-нибудь узнал. Да ведь что пользы? Да и кто купит, не зная меня по имени? Что, в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами. Произнесши это, художник вдруг задрожал и побледнел: на него глядело, высунувшись из-за поставленного холста, чье-то судорожно искаженное лицо. Два страшные глаза прямо вперились в него, как бы готовясь сожрать его; на устах написано было грозное повеленье молчать. Испуганный, он хотел вскрикнуть и позвать Никиту, который уже успел запустить в своей передней богатырское храпенье; но вдруг остановился и засмеялся. Чувство страха отлегло вмиг. Это был им купленный портрет, о котором он позабыл вовсе. Сияние месяца, озаривши комнату, упало и на него и сообщило ему странную живость. Он принялся его рассматривать и оттирать. Омакнул в воду губку, прошел ею по нем несколько раз, смыл с него почти всю накопившуюся и набившуюся пыль и грязь, повесил перед собой на стену и подивился еще более необыкновенной работе: все лицо почти ожило, и глаза взглянули на него так, что он наконец вздрогнул и, попятившись назад, произнес изумленным голосом: «Глядит, глядит человеческими глазами! Окончательнее всего были в нем глаза, которым изумлялись современники; даже малейшие, чуть видные в них жилки были не упущены и приданы полотну. Но здесь, однако же, в сем, ныне бывшем пред ним, портрете было что-то странное. Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство. Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется ярким, нестройным криком? Или, если возьмешь предмет безучастно, бесчувственно, не сочувствуя с ним, он непременно предстанет только в одной ужасной своей действительности, не озаренный светом какой-то непостижимой, скрытой во всем мысли, предстанет в той действительности, какая открывается тогда, когда, желая постигнуть прекрасного человека, вооружаешься анатомическим ножом, рассекаешь его внутренность и видишь отвратительного человека? Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та же самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он так же был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца». Он опять подошел к портрету, с тем чтобы рассмотреть эти чудные глаза, и с ужасом заметил, что они точно глядят на него. Это уже не была копия с натуры, это была та странная живость, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы. Свет ли месяца, несущий с собой бред мечты и облекающий все в иные образы, противоположные положительному дню, или что другое было причиною тому, только ему сделалось вдруг, неизвестно отчего, страшно сидеть одному в комнате. Он тихо отошел от портрета, отворотился в другую сторону и старался не глядеть на него, а между тем глаз невольно, сам собою, косясь, окидывал его. Наконец ему сделалось даже страшно ходить по комнате; ему казалось, как будто сей же час кто-то другой станет ходить позади его, и всякий раз робко оглядывался он назад. Он не был никогда труслив; но воображенье и нервы его были чутки, и в этот вечер он сам не мог истолковать себе своей невольной боязни. Он сел в уголок, но и здесь казалось ему, что кто-то вот-вот взглянет через плечо к нему в лицо. Самое храпенье Никиты, раздававшееся из передней, не прогоняло его боязни. Он наконец робко, не подымая глаз, поднялся с своего места, отправился к себе за ширму и лег в постель.
215 лет со дня рождения Н.В.Гоголя
Гоголь как «великий учитель» (по Достоевскому) попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Писатель Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года. 1 апреля двухсотпятилетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили в Петербурге. С тех пор каждый год команда театра празднует День рождения Гоголь-центра именно в эту дату. 1 апреля 2021 года исполняется 212 лет со дня рождения классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя. 1 215 лет со дня рождения русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души», «Ревизор».
8,5 Кирилла Серебренникова: как прошел день рождения «Гоголь-центра»
Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал.
Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели.
Скорее всего, на эти умения повлияло то, что писатель все детство жил в окружении женщин. Помимо мамы и бабушки, у Николая Васильевича было еще четыре сестры.
Гоголь был поклонником миниатюрных книг. Ему нравился сам процесс коллекционирования, потому что далеко не все книги, которыми он владел, были им прочитаны. А еще писатель очень любил лечиться. Как бы это странно ни звучало, но это действительно доставляло Гоголю какую-то особенную радость.
Выставка будет работать до 1 мая. В честь юбилея Российский союз писателей в 2024 году учредил медаль «Николай Гоголь 215 лет», которая по своему статусу является общественной наградой. Она будет вручаться в сентябре в Центральном Доме литераторов участникам премиальных изданий РСП — «Антологии русской поэзии» и «Антологии русской прозы» — за вклад в развитие русской литературы.
По словам директора мемориального музея и научной библиотеки «Дом Гоголя» Веры Викуловой, отмечать такие памятные даты, как юбилей Николая Гоголя и других литературных деятелей, очень важно: «Празднование юбилейных дат в честь таких людей являются необходимым ритуалом культурной идентификации. В этом контексте юбилей исторических лиц, ученых и писателей приобретает особый смысл. Вокруг этого имени [Николай Гоголь — прим. Таким образом, юбилей не только хранит культурную память народа, но и объединяет общество».
В этой же части занятия в ходе беседы обсуждается отношение Н. Гоголя к русскому языку. Обобщающая беседа о Н.
01/04/2023
Николая Васильевича Гоголя. В будапештском Русском центре отметили 210-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Гоголя, родившегося 1 апреля 1809 года. 4 апреля на сцене Юго-Запада отмечаем день рождения Николая Васильевича спектаклем РЕВИЗОР.
8,5 Кирилла Серебренникова: как прошел день рождения «Гоголь-центра»
Межпоселенческая библиотека | Новости | Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. |
Гоголь, Николай Васильевич — Википедия | День рождения Гоголя. |
Межпоселенческая библиотека | Новости | Московский «Гоголь-центр» в день своего семилетия поделился планами на этот сезон. |