это Христианский праздник, посвящённый воспоминанию Крещения Иисуса Христа в водах Иордана. 19 января православные христиане отметят один из величайших праздников – Крещение Господне. Считается, что именно в этот день пророк Иоанн Предтеча окрестил Иисуса Христа в реке Иордан. Крещение и омовение восходят к одним и тем же древним принципам очищения души и тела перед знаковыми событиями. Человек погружается в живую воду, чтобы возродиться к новой жизни. Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. Уборка на Крещение. Праздник Крещения на Руси имел особую традицию предпраздничной уборки, которую совершали люди 18 января, возвратившись с утренней службы.
Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции
Крещение, которым крестил Иоанн, было Крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека. Праздник Богоявления именуется праздником посвящения, праздником света.
Был заключён союз между Русью и Византией, для подавления мятежа князь Владимир отправил в помощь русское войско, за что получил бы в жёны царевну Анну, а сам должен был принять христианство. После подавления мятежа Константинополь не выполнил обещаний, в связи с чем Владимир Красное Солнышко осадил и взял Корсунь Херсонес. Позже он всё же женился на царевне и крестился, точная дата и место не известно, чаще всего считается, что в Крыму в 988 или 989 г. Крещение Владимира было в большей степени шагом политическим. Византийское христианство представляло организованный институт управления, оно отлично сочеталось со славянскими обычаями, уже была создана христианская литература на славянском языке и культурное влияние Византии уже распространилось по Руси. Началось распространение христианства с крещения бояр, затем и всех жителей Киева, которых сгоняли к Днепру. Языческие капища разрушали идолов и сбрасывали в воду. Новая вера насаждалась «огнём и мечом», только в некоторых племенах язычество сохранялось ещё несколько веков.
В остальном новая религия смешивалась с языческими обычаями и суевериями. Киевский митрополит являлся главой русской церкви, однако назначался Византией. На протяжении долгого времени митрополиты и большая часть священников были греками.
Сам же Иисус не имел греха, однако, обряд крещения, с его слов, означал не только покаяние, но и присоединение к Богу, Святому Духу. Таким образом термин крещения вошёл в христианство, как первое значимое таинство, через которое человек обретает единство с господом, принадлежность к определённой вере. Крещение в других религиях также ассоциируется с очищением не только физическим, но и духовным.
В истории известны факты омовения младенцев, с нареканием их собственными именами. Сегодня Крещение проповедуют большинство религий: буддизм — Сангху обряд посвящения в религию ; ислам — Гусль ритуальное омовение ; иудаизм, исток большинства христианских традиций, проповедует Гиюр Обращение , для мужчин обязателен ритуал обрезания, с последующим окунанием в микве. Крещение в самых распространенных христианских религиях Сегодня христиане воспринимают традиционный праздник Крещения Господня наравне с Рождеством, или Пасхой. Множество людей совершают омовение, полное погружение в воду. Освещение воды в этот день считается великим ритуалом, придающим благодатные, целебные свойства. В православии Крещение Господне — великий праздник для церкви из разряда двунадесятых наиболее важных.
Отличают верующие во всём мире этот день 19 января.
Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы.
Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось. К южному порталу вела каменная галерея, также с крыльцом не сохранились. Богоявленский собор Авраамиева монастыря Во имя Богоявления освящен собор Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря в Костроме. Богоявленский собор — древнейшее из сохранившихся в Костроме каменных монументальных зданий.
Заложен в 1559 г. Представляет собой пример сооружения старого соборного типа, отличаясь величием форм и пропорций. Красное-на-Волге Костромской области имеет богатейшую историю. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом.
В конце 1950-х годов под руководством архитектора И. Шевелева в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. Богоявленский храм в пос. Красное-на-Волге Костромской области В честь Богоявления освящена церковь в с.
Челмужи Республики Карелия. Храм был построен в 1605 г. Церковь имеет необычную композицию: большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика, западная и восточная, опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви.
Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами. Это уникальный памятник архитектуры, так как шестигранных деревянных церквей больше не сохранилось. Построена в 1617 году. Основу церкви составляет бревенчатый шестигранный сруб.
Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. Описанный вид церкви не является изначальным.
Шестерик на подклете он убран в начале XX века завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Церковь Богоявления Господня в с. Пянтег в Пермской области В д. Кодлозеро Архангельской области существовала Богоявленская церковь.
Приход располагался по обоим берегам реки Пуксы, впадающей в Мехреньгу, и по реке Мехреньге, в 200 верстах от Холмогор. Церковь, вероятно, была построена одновременно с возникновением здесь пустыни в 1618 г. В 1933 г. Церковь Богоявления Господня располагалась в г.
Мценске Орловской области. Первое упоминание о храме содержится в Писцовой книге писца Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625-1626 гг. Позднее в Сметных книгах и Росписных списках г. Мценска второй половины XVII в.
Богоявленская церковь была закрыта в 30-е годы XX в. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и вскоре после ее окончания руины церкви снесли. На берегу Елгомского озера в бассейне реки Моша Каргопольского уезда ныне Няндомский район Архангельской области при впадении речки Елгома в озеро располагалась Елгомская пустынь. Точное появление обители неизвестно.
Первое упоминание относится к середине XVII века и связано со строителем храмов пустыни старцем Тарасием Москвитиным 1631-1642 гг. В книге «Русское деревянное зодчество» 1942 г. Позднее церковь была обшита тесом, окна расширены, главы покрыты железом. До наших дней Елгомская пустынь с ее храмами не сохранилась.
Богоявленская церковь в Елгомской пустыни. Фото из книги И. Грабаря «История русского искусства» Т. Труфановская Архангельской области.
В состав Красновского погоста, наряду с пятиглавой Богоявленской церковью 1640 года постройки, входила церковь Параскевы Пятницы. Богоявленская церковь на Красновском погосте. Фото из архива Мининых Во имя Богоявления освящен один из храмом Ферапонтова монастыря, который располагается в с. Ферапонтово Вологодской области.
Храм датируется 1649 годом.
Праздник Крещения в России
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. Крещение господне 19 января. В результате появления в мирской жизни Отца, сына и Святого духа Крещение по-другому называют Богоявление. Освящение в праздник Крещения отличается тем, что оно происходит в воспоминание того события, которое мы празднуем. 19 января весь православный мир отмечает великий праздник — Крещение Господне. Что же это за день, чем он интересен и почему, если верить, именно на этот праздник вся вода обретает чудесные свойства?История праздника Ночь на 19 января еще называется Богоявлением.
Все о детях, все для родителей
К этому времени готовят постные блюда — вареники, рыбу, выпечку. Раньше на Руси для богатого урожая после постной трапезы ложки складывали в общую миску и накрывали хлебом. Чтобы оградить жилище от нечистой силы, над дверью и окнами рисовали кресты. Главным символом Крещения является вода, а традицией — ее освящение. Воду освящают как накануне праздника, так и в день Богоявления на Божественной литургии. Крещенскую воду называют «агиасма», то есть — великая святыня. Верующие набирают святую воду в ночь Крещения и хранят весь год. Ей окропляют жилые помещения и принимают во время болезни. Но использовать для бытовых нужд такую воду нельзя. Как отмечают церковнослужители, в праздничную ночь вода становится святой во всех водоемах и даже в обычных кранах.
Освящение воды 4 Главная традиция праздника Крещение Господне — освящение воды, которое происходит в храмах и на водоемах. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии. Крещенская вода называется "агиасма" и считается святыней, исцеляющей душу и тело. Употреблять крещенскую воду можно в течение всего года. Святой водой можно окроплять жилые помещения, вещи, принимать во время болезни, наносить на больные места, а также давать пить тем, кто не может быть допущен ко Святому Причастию.
По словам церковных служителей, даже водопроводная вода из крана в этот день освящается. Освященную в храме воду нельзя использовать для бытовых нужд, мытья или стирки. Хранить святую воду рекомендуется в доме, желательно возле икон.
Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма. Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею.
Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления.
В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор.
В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу. Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» без возгласа. По завершении ектении священник настоятель громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» трижды и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо низводя в воду и возводя , и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь трижды : «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник а не аналой с иконой , перед которым духовенство и певчие поют тропарь и на «Слава, и ныне» кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой. К освященной воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. На ектеньи великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления спасения , благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…» «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов…, и на всяку пользу изрядну сильную …» В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.
Все это время она не портится и остается свежей. Ею окропляют помещения, вещи, наносят на больные места, ее, в частности, дают пить тому, кого не допускают к причастию. Как говорят служители церкви, в этот праздник вся вода, даже из-под крана, является освященной. Такую воду нельзя применять для бытовых надобностей — стирки белья или уборки. Святую воду хранят в доме. Хорошо, если она стоит возле икон. Не следует держать ее на виду и на полу.
Воду в Крещение набирают в чистые прозрачные емкости без этикеток. Нельзя святить воду в бутылках из-под спиртного. Хорошо набирать воду в интервале с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут в ночь на 19 января — при этом важно почувствовать себя соучастником освящения этой воды, соучастником молитвы, которую в праздничную ночь совершают верующие. По возвращении из храма служители церкви рекомендуют окропить дом святой водой, чтобы защитить его от зла. На протяжении всего дня 19 января можно пить освященную воду в любом количестве. В остальное время ее принимать можно лишь натощак. Приметы, связанные с Крещением В Крещение принято просить Бога о желанном, молиться своим ангелам — считается, что в этот период они особенно внимательны. Бытует поверье, что в сновидениях даются подсказки, потому что крещенские сны являются вещими. Также по народным приметам большое количество снега и метель предвещают большой урожай в наступившем году. Того, кто крестится на Крещение, всю жизнь будет сопровождать удача.
А свадьба в эти праздничные дни — залог благополучного супружества.
Доклад по истории на тему крещение руси
Креститесь в знак покаяния, я крещу вас водой, а Он будет крестить Духом Святым». Многие верили Иоанну, каялись и крестились в реке Иордан. С тех пор Иоанна стали называть Крестителем, а Предтечей его назвали потому, что он готовил людей к приходу Иисуса Христа и появился раньше Него. Своим погружением каждый человек, покаявшийся в грехах, подтверждал желание начать новую, безгрешную жизнь. Согласно Библии, в этот день в толпе людей появился Иисус и сказал, что тоже хочет креститься, несмотря на то, что не имеет никакого греха. Тогда Иоанном была сказана фраза, что Иисус берет на себя грехи всех людей.
Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, он пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна. Бог поведал Иоанну, что это не простой человек, а Сын Божий. Когда Иоанн увидел Христа, он сразу его узнал и сказал об этом людям, которые в это время были рядом с ними. Христос послушал Иоанна и попросил, чтобы тот крестил его тоже. Иоанн долго отказывался и говорил Христу, что это он сам должен креститься у Него.
Но Христос настаивал, и, в конце концов, Иоанн крестил и его тоже. В процессе крещения Иисус вошел в реку, Иоанн положил свои руки ему на голову и Христос окунулся в воду.
Чтобы открылись наши глаза на самих себя как на великое и гениальнейшее Творение Божье. Православные традиции. В Православии праздник принадлежит к числу двунадесятых 12 важнейших после Пасхи праздников. Крещением завершаются святки или святые дни-12 дней после праздника Рождества Христова до Богоявления.
В России в ночь на Крещение принято освящать воду. Освящённая в праздник вода называется Богоявленской. Она не портится в течении года и считается Великой Святыней. Существует так же неприемлемый церковью обычай гадать на Крещение, относящийся к древним языческим традициям. В России так же принят обычай купаться в иордани отверстие, прорубленное в замёрзшем водоёме , набирать воду из проруби в вёдра и пластиковые бутылки. В народе считается, что купание в освящённой воде избавляет от недугов и заряжает тело энергией и здоровьем на целый год.
Крещение на Руси. На Руси новогодние праздники длились 2 недели.
Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. В Херсонской области российские десантники побывали на службе в часовне, а затем смогли окунуться в купель. А это кадры из Запорожской области.
Там для военнослужащих южного округа также оборудовали место для купания на реке.
Вода — символ разрушения и смерти и, вместе с тем, — символ очищения, обновления , возрождения. Смерть — разложение естества на те стихии, из которых оно образовано. Потоп, прообразуя крещение, возвращает искаженное грехом творение водам, из которых оно вышло. Нисский, 12, с. Смертоносные воды становятся материнским лоном для крещаемого, Христос — новый Адам, рождает каждого, входящего в купель, в Вечную жизнь, начертывая на его челе Свое Имя.
Чин освящения воды появился в конце 2-го века в связи с "возникновением и оформлением в нижнем Египте... В 3-ем веке об освящении воды свидетельствует Киприан, говоря, что "вода должна быть прежде очищена и освящена священником... Здесь намечены два момента освящения: очищение — освобождение от нечистых духов и освящение, когда материя становится средой Божественного присутствия. Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас чтобы спасти нас... Освящение воды, как видно из Апостольских Постановлений, вероятно, следовало за елеопомазанием. После троекратного дуновения перед фразой: "Да сокрушатся под знамением... В современных Требниках, отражающих традицию 17-го века, знаменование предшествует дуновению и совершается троекратно, и фразы "Велий еси Господи...
В чине крещения вкратце молитва освящения воды дана в более кратком варианте. Елей радования Следующая часть Последования крещения — молитва освящения "елея радования" с помазанием им освященной воды и крещаемого. Елей — символ радости, мира, исцеления. Воды творения исцелены, исполнены Божественной славы, торжествует, восклицает от радости вся выходящая из них тварь, обновленная, измененная, примиренная с Богом. В Западной Церкви такой обычай есть и сейчас. В церковной практике однажды освященный в сосуде елей может употребляться и при совершении других крещений. Крешаемый вступает в мир, исполненный радости и света.
Крещаемый готовится пройти со Христом через воды, чтобы выйти из них исцеленным. До 7-го века акт елеопомазания существовал лишь в Восточной Церкви. Слова "раб Божий" перед именем крещаемого как при помазании елеем, так и при последующем погружении появляются с 11-12 вв.
Учреждение церковной организации в Киеве
- Святое водное крещение - Союз ЕХБ
- Детям о Крещении Господнем: история, обычаи, традиции
- Святое водное крещение
- Все о детях, все для родителей
- Читать реферат по религиоведению: "Крещение Господне" Страница 1
19 января – Крещение Господне: как россияне отмечают один из древнейших христианских праздников
По некоторым чинам Греческой Церкви, а также Русской Церкви в 14-16 вв. Следующий затем возглас "Благословенно Царство... В ранней Церкви акт крещения совершался перед Литургией и заканчивался торжественным введением новокрещенных в евхаристическое собрание для приобщения Телу и Крови Христа, во имя Которого они крестились. Во время произнесения диаконской ектении священник произносит тайную молитву "Благоутробный и милостивый Боже... Если нет диакона, эта молитва читается священником перед началом крещения до возгласа "Благословенно Царство... Первая часть ее — вступление — возводит нас к началу творения, вышедшего из вод, устроенного Премудростью Божией. Небо есть жилище ангелов, но небеса из воды. Творение, вышедшее в начале из вод, было не таким, как нынешнее.
Вторая часть молитвы — воспоминание Божественного домостроительства спасения человека. Вода — символ разрушения и смерти и, вместе с тем, — символ очищения, обновления , возрождения. Смерть — разложение естества на те стихии, из которых оно образовано. Потоп, прообразуя крещение, возвращает искаженное грехом творение водам, из которых оно вышло. Нисский, 12, с. Смертоносные воды становятся материнским лоном для крещаемого, Христос — новый Адам, рождает каждого, входящего в купель, в Вечную жизнь, начертывая на его челе Свое Имя. Чин освящения воды появился в конце 2-го века в связи с "возникновением и оформлением в нижнем Египте...
В 3-ем веке об освящении воды свидетельствует Киприан, говоря, что "вода должна быть прежде очищена и освящена священником... Здесь намечены два момента освящения: очищение — освобождение от нечистых духов и освящение, когда материя становится средой Божественного присутствия. Священник благословляет и прославляет Владыку Бога Вседержителя, Отца Единородного Бога, благодаря, что послал Сына Своего вочеловечиться для нас чтобы спасти нас... Освящение воды, как видно из Апостольских Постановлений, вероятно, следовало за елеопомазанием. После троекратного дуновения перед фразой: "Да сокрушатся под знамением... В современных Требниках, отражающих традицию 17-го века, знаменование предшествует дуновению и совершается троекратно, и фразы "Велий еси Господи... В чине крещения вкратце молитва освящения воды дана в более кратком варианте.
Конечно, Русь многое почерпнула из огромного потенциала византийской культуры. Это вопрос бесспорный. И все же здесь более важным представляется другое. Византия не могла в силу ослабления своего военно-политического потенциала оказать сколько-нибудь значительную помощь в борьбе с кочевниками. Русь же самостоятельно не смогла противостоять ордам с востока. В итоге, неокрепшая российская цивилизация оказалась сметена в результате нахлынувшего девятого вала в виде нашествия монголо-татар. Русь оказалась растерзанной и разграбленной. Пока она, образно выражаясь, «зализывала раны», приходя в себя после разорения, культура Западной Европы ушла далеко вперед и при этом оказалась глубоко чуждой русской культуре.
Именно таким образом Россия была лишена возможности налаживать культурное взаимодействие посредством династических браков. Что касается повышения авторитета власти внутри страны посредством принятия христианства, то эта культурообразующая функция христианской веры полностью была реализована в России. Прежде всего здесь необходимо указать на изменение отношения народа к верховной власти. Традиционно в киевский период развития российской цивилизации отношение к княжеской власти определялись принципами весьма далекими от положения о божественной природе власти, превалировавшего в идеологии раннего христианства. Князь, как верховный носитель власти, рассматривался народом в качестве лица, поставленного на княжение согласно народной воле. Это велось еще с легенды о призвании Рюрика новгородским старостой Гостомыслом. Призванному князю народ мог дать отказ в княжении и отправить в изгнание, если он нарушал традиционный порядок взаимоотношений с обществом. В целом положение князя в киевский период было неустойчивым.
По летописным свидетельствам князья постоянно меняли место своего княжения иногда по нескольку раз в год и происходило это не в последнюю очередь из-за активной политической позиции народа. С принятием христианства на Руси хотя и не сразу, но очень многое изменилось. Русская православная церковь изначально с момента учреждения ее иерархии на Руси стала содействовать усилению княжеской власти. Первоначально этот процесс продвигался с большим трудом. Ему всячески препятствовала Византия, так как формирование идеологии божественного происхождения верховной власти на Руси противоречило официальной идеологии Константинополя, согласно которой земную власть от Бога получил только византийский император, а все остальные приобрели властные полномочия лишь непосредственно из Константинополя. Однако после окончательной гибели Византии в 1453 году в результате нашествия турок-османов, это препятствие было снято и в российском государстве утверждается идеологическая система «Москва - третий Рим», согласно которой русская империя имеет божественный характер и призвана утвердить истинное христианство во всем мире. Власть великого князя получает божественное освящение и государство становится особым фактором формирования русской культуры. Ни в одном из государств средних веков и нового времени верховная власть не играла столь значительной роли культурообразующего фактора, как в России.
Говоря о повышении авторитета великокняжеской власти в ходе принятия христианства, важно также отметить и еще один существенный аспект. Мы должны иметь в виду, что период X-XII веков это время, когда восточнославянские племена переживали процесс этнической интеграции. Нужно признать, вопреки тому, что утверждалось ранее из соображений современной политики в национальном вопросе, что на политической карте современной России могли сформироваться несколько разноэтнических государств. Отделение на современном этапе Белоруссии и Украины от России - лишь слабое отражение сценария, по которому могли бы развиваться события. Восточнославянские племена, как явствует из источников, никогда не осознавали себя единой общностью. Но и процесс племенного самосознания в X веке еще только начинался. Основной критерий этнического единства - общность языка -восточные славяне еще сохраняли, правда, уже на уровне диалектов. Но появились и существенные различия, главным образом, во внешнем виде и в религии.
В каждом племени складывался свой пантеон богов, со схожими функциями, но с различными названиями, которые, кроме прочего, ориентировали верующих к осмыслению их племенной исключительности относительно других восточнославянских племен, выполняли роль символов племенного единства, и следовательно, активно служили процессу его национального самосознания. Приостановить ход развития в этом направлении могла только та религия, которая стоит над узконациональными воззрениями и несет в себе общечеловеческие ценности. В истории развития русской культуры эту миссию и выполнило христианство. В киевский период развития российской культуры общенационального самосознания русским народом себя как единой этнической и культурной общности еще не было. Может быть поэтому, как отмечает В. Ключевский, в наших летописях часто звучит понятие «русская земля», но практически никогда - «русский народ» Ключевский, 1987. Самосознание замерло на стадии территориального единства, будучи прерванным на местах централизаторской политикой киевских князей. Но до уровня духовного единства нации оно не возвысилось.
Потребуется страшное нашествие Батыя, после которого процесс национального самосознания будет окончательно связан с христианством, прежде воспринимавшимся формально, и с более мощными импульсами к территориальному единству, следствием чего станет тот факт, что на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины сформируются три, а не, скажем, тридцать народов и государств. Заключение В нашей работе мы рассмотрели далеко не все аспекты предметного пространства исследования. Впрочем, это едва ли возможно. Ведь помимо обозначенного, хри- стианство оказало влияние и на другие стороны культурной жизни русского общества, затронув практически все его сферы. Христианство содействовало распространению грамотности. Особая роль здесь принадлежит монастырям, при которых создавались общеобразовательные школы. Издание книг религиозного характера также требовало расширения грамотности. Хотя бы в среде людей, которые должны были вещать народу божественную истину и проводить богослужение.
Христианство дало толчок развитию архитектуры. Как здесь не сказать о том, что первые каменные строения на Руси были христианскими храмами. Но наиболее важным и значимым стало то, что христианская религия существенным образом изменила психологию народа, оказала значительное влияние на формирование новых ценностей, обычаев, норм поведения. Эти изменения были, конечно, постепенными. Они не сразу пробивали себе дорогу в толщу народного сознания, но именно они, изменения духовного плана, и оказались главным культурообра-зующим фактором. Ведь историю, и, стало быть, культуру, творит народ. В целом, подводя общий итог, следует сказать о большом позитивном значении факта крещения Руси для формирования и развития российской культуры, ее дальнейшего становления как самобытной части общемировой цивилизации. Бердяев Н.
Душа России.
Между тем Византия, как государство, неизбежно клонилась к упадку. Конечно, Русь многое почерпнула из огромного потенциала византийской культуры. Это вопрос бесспорный.
И все же здесь более важным представляется другое. Византия не могла в силу ослабления своего военно-политического потенциала оказать сколько-нибудь значительную помощь в борьбе с кочевниками. Русь же самостоятельно не смогла противостоять ордам с востока. В итоге, неокрепшая российская цивилизация оказалась сметена в результате нахлынувшего девятого вала в виде нашествия монголо-татар.
Русь оказалась растерзанной и разграбленной. Пока она, образно выражаясь, «зализывала раны», приходя в себя после разорения, культура Западной Европы ушла далеко вперед и при этом оказалась глубоко чуждой русской культуре. Именно таким образом Россия была лишена возможности налаживать культурное взаимодействие посредством династических браков. Что касается повышения авторитета власти внутри страны посредством принятия христианства, то эта культурообразующая функция христианской веры полностью была реализована в России.
Прежде всего здесь необходимо указать на изменение отношения народа к верховной власти. Традиционно в киевский период развития российской цивилизации отношение к княжеской власти определялись принципами весьма далекими от положения о божественной природе власти, превалировавшего в идеологии раннего христианства. Князь, как верховный носитель власти, рассматривался народом в качестве лица, поставленного на княжение согласно народной воле. Это велось еще с легенды о призвании Рюрика новгородским старостой Гостомыслом.
Призванному князю народ мог дать отказ в княжении и отправить в изгнание, если он нарушал традиционный порядок взаимоотношений с обществом. В целом положение князя в киевский период было неустойчивым. По летописным свидетельствам князья постоянно меняли место своего княжения иногда по нескольку раз в год и происходило это не в последнюю очередь из-за активной политической позиции народа. С принятием христианства на Руси хотя и не сразу, но очень многое изменилось.
Русская православная церковь изначально с момента учреждения ее иерархии на Руси стала содействовать усилению княжеской власти. Первоначально этот процесс продвигался с большим трудом. Ему всячески препятствовала Византия, так как формирование идеологии божественного происхождения верховной власти на Руси противоречило официальной идеологии Константинополя, согласно которой земную власть от Бога получил только византийский император, а все остальные приобрели властные полномочия лишь непосредственно из Константинополя. Однако после окончательной гибели Византии в 1453 году в результате нашествия турок-османов, это препятствие было снято и в российском государстве утверждается идеологическая система «Москва - третий Рим», согласно которой русская империя имеет божественный характер и призвана утвердить истинное христианство во всем мире.
Власть великого князя получает божественное освящение и государство становится особым фактором формирования русской культуры. Ни в одном из государств средних веков и нового времени верховная власть не играла столь значительной роли культурообразующего фактора, как в России. Говоря о повышении авторитета великокняжеской власти в ходе принятия христианства, важно также отметить и еще один существенный аспект. Мы должны иметь в виду, что период X-XII веков это время, когда восточнославянские племена переживали процесс этнической интеграции.
Нужно признать, вопреки тому, что утверждалось ранее из соображений современной политики в национальном вопросе, что на политической карте современной России могли сформироваться несколько разноэтнических государств. Отделение на современном этапе Белоруссии и Украины от России - лишь слабое отражение сценария, по которому могли бы развиваться события. Восточнославянские племена, как явствует из источников, никогда не осознавали себя единой общностью. Но и процесс племенного самосознания в X веке еще только начинался.
Основной критерий этнического единства - общность языка -восточные славяне еще сохраняли, правда, уже на уровне диалектов. Но появились и существенные различия, главным образом, во внешнем виде и в религии. В каждом племени складывался свой пантеон богов, со схожими функциями, но с различными названиями, которые, кроме прочего, ориентировали верующих к осмыслению их племенной исключительности относительно других восточнославянских племен, выполняли роль символов племенного единства, и следовательно, активно служили процессу его национального самосознания. Приостановить ход развития в этом направлении могла только та религия, которая стоит над узконациональными воззрениями и несет в себе общечеловеческие ценности.
В истории развития русской культуры эту миссию и выполнило христианство. В киевский период развития российской культуры общенационального самосознания русским народом себя как единой этнической и культурной общности еще не было. Может быть поэтому, как отмечает В. Ключевский, в наших летописях часто звучит понятие «русская земля», но практически никогда - «русский народ» Ключевский, 1987.
Самосознание замерло на стадии территориального единства, будучи прерванным на местах централизаторской политикой киевских князей. Но до уровня духовного единства нации оно не возвысилось. Потребуется страшное нашествие Батыя, после которого процесс национального самосознания будет окончательно связан с христианством, прежде воспринимавшимся формально, и с более мощными импульсами к территориальному единству, следствием чего станет тот факт, что на огромных пространствах Восточно-Европейской равнины сформируются три, а не, скажем, тридцать народов и государств. Заключение В нашей работе мы рассмотрели далеко не все аспекты предметного пространства исследования.
Впрочем, это едва ли возможно. Ведь помимо обозначенного, хри- стианство оказало влияние и на другие стороны культурной жизни русского общества, затронув практически все его сферы. Христианство содействовало распространению грамотности. Особая роль здесь принадлежит монастырям, при которых создавались общеобразовательные школы.
Издание книг религиозного характера также требовало расширения грамотности. Хотя бы в среде людей, которые должны были вещать народу божественную истину и проводить богослужение. Христианство дало толчок развитию архитектуры. Как здесь не сказать о том, что первые каменные строения на Руси были христианскими храмами.
Но наиболее важным и значимым стало то, что христианская религия существенным образом изменила психологию народа, оказала значительное влияние на формирование новых ценностей, обычаев, норм поведения. Эти изменения были, конечно, постепенными. Они не сразу пробивали себе дорогу в толщу народного сознания, но именно они, изменения духовного плана, и оказались главным культурообра-зующим фактором. Ведь историю, и, стало быть, культуру, творит народ.
В целом, подводя общий итог, следует сказать о большом позитивном значении факта крещения Руси для формирования и развития российской культуры, ее дальнейшего становления как самобытной части общемировой цивилизации. Бердяев Н.
Исходя из этого, в городе легче формируется индивидуальная личность.
Личность же менее зависима от окружения и легче может принимать новшества, в том числе и в области религии. Принятие христианства требовало некоторого разрыва с традиционными нормами и представлениями, и в городах процесс этого разрыва протекал более быстрыми темпами и менее болезненно. Другой важный момент христианизации Руси, отличающий процесс принятия христианства в городской и сельской местностях, заключается в том, что жители городов более восприимчивы к культуре.
А ведь христианство явилось тем фактором, который способствовал развитию оригинальности и самобытности русской культуры, поднимая ее на новый, в сравнении с язычеством, несоизмеримо более высокий уровень развития. В городах после принятия христианства начинаются учреждаться школы. В первую очередь потребность в них объяснялась в необходимости подготовки профессиональных и грамотных служителей культа.
Однако помимо этой функции церковь на Руси занималась и образованием самых широких слоев населения. Найденные историком Яниным при раскопках Новгорода «берестяные грамоты» восточные славяне писали на коре березы позволяют увидеть, что грамотность была распространена широко практически во всех слоях населения Самыгин, 2018. Сама образовательная деятельность церкви осуществлялась на основе церковнославянского литературного языка, который пришел на Русь также вместе с христианством.
Христианизация Руси обуславливала необходимость издания книг религиозного содержания. И вот здесь можно отметить уникальность нашей культуры. Уже в XII в.
Между тем аналогичное обстоятельство произошло в странах Западной Европы лишь в XVI столетии, на четыре века позже. Издание христианской литературы также сделало возможным развитие светского литературного творчества и издание законов, регулирующих правовую жизнь общества. В последнем случае христианство косвенным и прямым образом содействовало становлению форм государственной жизни на Руси.
Итак, христианство развивалось прежде всего в городах. Однако преувеличивать степень легкости его усвоения не стоит. Это было бы существенным искажением реальности.
Так, например, ПВЛ свидетельствует о том, что в Новгороде народ первоначально отказывался принимать христианство, не хотел порывать с язычеством, и дяде великого князя Добрыне, который руководил процессом крещения новгородцев, пришлось применить вооруженную силу. Да и в самом Киеве, по свидетельству того же источника, Владимир загонял киевлян в воду для крещения «акы стада». Разница между культурообразующими факторами христианства и культуро-образующими факторами язычества, конечно, велика, и народ не мог сразу отказаться от своих культурных традиций.
В целом, можно отметить, что христианизация городского населения на Руси завершилась к середине XI века, а сельского растянулась на два-три столетия. Борьба двух культур - языческой и христианской - развернувшаяся на Руси на рубеже Х-Х1 столетий, закончилась формальной победой христианства. Формальной эту победу следует назвать потому, что элементы языческой культуры не исчезли полностью из сферы культурной жизни Руси, они оказались органично вкрапленными в цивилизационную ткань, и в последующем в течение длительного времени воздействовали на формирование русской культуры, прежде всего народной ее части, то есть сферы фольклора Клибанов, 1989.
Между тем развитие российской цивилизации не ограничивается лишь рубежом Х-Х11 вв. И, если рассматривать развитие русской культуры в перспективе, то следует указать, что христианство выступило в качестве наиглавнейшего фактора, обусловившего её особенности. Крещение Руси, если верить летописной записи, состоялось в 988 г.
С этого момента Русь официально стала христианской державой. Приятие христианства принято связывать с личностью великого князя киевского Владимира Святославича. Именно благодаря его решению Древнерусское государство вошло в семью христианских народов.
Во всяком случае, личное решение князя креститься логически предполагало и крещение всего народа, так как с точки зрения ценностей того времени, власть не могла быть устойчивой и авторитетной, если верхушка общества в религиозном плане неоднородна с основной массой населения. Обычно в науке принято считать, что Владимир принял христианство в целях укрепления государственной власти. В этом смысле проблема имеет два основных значения: повышение престижа власти на международной арене и утверждение ее авторитета внутри страны.
В средневековье единоверие играло существенную роль, влияя на торговлю между отдельными странами, заключение политических и матримональных союзов, использование иностранных наемных дружин, обмен достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной религии - христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными друг другу, принадлежащими одному культурному миру, противостоящему варварам-язычникам.
Выполнило ли христианство для Руси эту свою культурную задачу? В период развития российской цивилизации, приходящийся на время Киевской Руси, полностью. Рюриковичи, как представители княжеского рода, сочетались браками с самыми различными европейскими королевскими и княжескими дворами.
Быть в династическом союзе с киевскими князьями считалось почетным. Доказательством служат не только два династических брака с византийским двором. Признанием значения великокняжеского стола Руси был также династический брак с Францией наиболее развитым государством того времени - дочь Ярослава Мудрого Анна была французской королевой.
В дальнейшем, однако, авторитет княжеской власти на международной арене был в значительной степени подорван. Конечно, здесь сыграли свою роль и превратности русской истории например, монголо-татарское нашествие , но важно также отменить и собственно культурологические факторы. В 1054 г.
Это привело к изоляции двух культур: восточно-христианской и западно-христианской, углублению цивилизационных различий между ними. Русь тесно связала свою судьбу с Византией, которая была основополагающей базой православной культуры. Между тем Византия, как государство, неизбежно клонилась к упадку.
Конечно, Русь многое почерпнула из огромного потенциала византийской культуры. Это вопрос бесспорный. И все же здесь более важным представляется другое.
Византия не могла в силу ослабления своего военно-политического потенциала оказать сколько-нибудь значительную помощь в борьбе с кочевниками. Русь же самостоятельно не смогла противостоять ордам с востока. В итоге, неокрепшая российская цивилизация оказалась сметена в результате нахлынувшего девятого вала в виде нашествия монголо-татар.
Русь оказалась растерзанной и разграбленной. Пока она, образно выражаясь, «зализывала раны», приходя в себя после разорения, культура Западной Европы ушла далеко вперед и при этом оказалась глубоко чуждой русской культуре.
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
совсем не одно и то же, что моржевание, говорят священнослужители. Уборка на Крещение. Праздник Крещения на Руси имел особую традицию предпраздничной уборки, которую совершали люди 18 января, возвратившись с утренней службы. Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. Крещение Руси превратило ее в равноправного партнера средневековых христианских государств и тем самым укрепило ее внешнеполитические позиции в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно.
История праздника Крещение Господне для детей с традициями и обычаями
Святую воду хранят в доме. Хорошо, если она стоит возле икон. Не следует держать ее на виду и на полу. Воду в Крещение набирают в чистые прозрачные емкости без этикеток. Нельзя святить воду в бутылках из-под спиртного. Хорошо набирать воду в интервале с 0 часов 10 минут до 1 часа 30 минут в ночь на 19 января — при этом важно почувствовать себя соучастником освящения этой воды, соучастником молитвы, которую в праздничную ночь совершают верующие. По возвращении из храма служители церкви рекомендуют окропить дом святой водой, чтобы защитить его от зла. На протяжении всего дня 19 января можно пить освященную воду в любом количестве. В остальное время ее принимать можно лишь натощак. Приметы, связанные с Крещением В Крещение принято просить Бога о желанном, молиться своим ангелам — считается, что в этот период они особенно внимательны. Бытует поверье, что в сновидениях даются подсказки, потому что крещенские сны являются вещими.
Также по народным приметам большое количество снега и метель предвещают большой урожай в наступившем году. Того, кто крестится на Крещение, всю жизнь будет сопровождать удача. А свадьба в эти праздничные дни — залог благополучного супружества. С 19 января и до Масленицы проходит сезон венчаний. Как правильно нырять в прорубь на Крещение Во время пандемии купания рекомендуется ограничить: организм ослаблен инфекцией, и стресс может негативно сказаться на здоровье. Во многих регионах для крещенского купания оборудовали специальные места. Как предупреждает МЧС России, при купании в проруби следует соблюдать следующие правила: Купаться можно в оборудованных прорубях у берега, спасательных станций под присмотром спасателей.
Впрочем, каменной стены еще нет. Стену вокруг города сложат позднее, а пока, пока следует признать - ландшафт вовсе не отвечает ни торжественности момента, ни парадности дружины и духовенства на реке. Подол - еще не город. Бревенчатая крепость, рубленые терема, среди них даже один каменный, княжий; жилые дома, караульни, мастерские, конюшни, амбары-склады, казармы, рынки - все это наверху, на горе. С Подола виднеется даже верх старой Ильинской церкви - в Киеве издавна немало христиан. Здесь же, на низком берегу Днепра, несколько хибарок вразброс, щепье валяется, лыко. Наверно, что-то тесали, короба плели под всякий торг купеческий. Дегтем тянет, где-то ладью смолят, и ладаном - раздули кадила попы греческие. Словом, пора начинать. Наверное, ходом церемонии распоряжался Добрыня. Дело ответственное, да и нужно ему войти в курс: по весне следующего года Добрыня княжьим посадником отправится крестить Новгород, свою вторую родину... Князь кивнул, и Добрыня поскакал вниз, к попам, распорядиться. Вот тут вернемся к «Повести временных лет». Все, о чем в ней рассказано, происходило в Киеве впервые. Никто не представлял себе, что и как нужно делать. Да и трудно понять, как массу самого разного народа можно было окрестить. Попы-то знают, но они где-то там поют, далеко и непонятно... Несомненно - сумятица. Кто залез по грудь, кто - по шею, младенцев держат на руках - не держать же их в воде, кто-то там и на месте не стоит, ходит. Нарушает таинство или нет? Крестят но греческому обряду в три погружения... Как это все сделалось? Приседали они там, что ли? С головой ли окунались? Ясно: происходило что-то путаное, какая-то не очень сообразная история вышла. Наконец разрешили вылезать. Все в мокрой одежде. Разошлись по домам. Но теперь князь знал, что в каждой киевской хижине - его «брат во Христе». И в каждой, самой бедной хижине тоже знали, что в палатах крепкого города тоже есть «брат во Христе» - великий князь. Вот только не знаем точно мы, в каком это было году. Тысячелетие 1988 года - дата условная. Историки всерьез и аргументировано спорят о ней уже более ста лет, но с полной уверенностью и сегодня никто не может сказать, произошло это в 988 или в 989 году, может быть, в 990-м, а может, и позже. Крещение других русских земель На некоторых киевлян не подействовали ни княжеский авторитет, ни угроза применения силы. И это было признаком появления в стране серьезной оппозиции религиозной политике князя Владимира. Оппозиция таила в себе большую опасность для великокняжеской власти. Оппозиционеры могли объединиться с язычниками других регионов страны и совместными усилиями свергнуть Владимира Святославича с великокняжеского престола. Князь Владимир и его христианское окружение не могли не учитывать возможности такого поворота событий. Чтобы этого не случилось, Владимир Святославич и его приверженцы должны были в кратчайший срок заставить подчиниться себе хотя бы главные городские центры Руси, где проживала местная знать, обладавшая собственными дружинниками и диктовавшая свою волю сельскохозяйственной округе. Одним из таких важнейших городских центров Руси Х в. Хорошо сознавая значение Новгорода в жизни Руси, Владимир Святославич в 990 г. На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям. В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий -- св. Леонтий -- погиб от рук язычников в 1073 согласно прологу, в 993. Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией 15 мая 1090 , восшедшим на кафедру в 1078 году. И это, конечно, совсем не случайно. По всей видимости, обращение в христианство населения иных регионов страны происходило также совсем не гладко, сопровождалось вооруженными выступлениями язычников и применением к ним вооруженной силы. Показания самых разнообразных, разновременных, но связанных друг с другом источников дают основания заключить, что князем Владимиром была крещена большая часть населения древнерусского государства. Это не означает, что все поголовно жители Руси были обращены в христианство. Некоторые из язычников обосновались, как уже говорилось, в труднодоступных местах. Уцелела и часть языческого жречества. Первые храмы на Руси Как только крестились киевляне, великий князь повелел рубить в Киеве церкви и ставить их по местам, где прежде стояли кумиры -- мера истинно благоразумная! Язычники, без сомнения, привыкли считать эти места для себя священными, привыкли собираться на них для поклонения своим истуканам; теперь, приходя на те же места по прежней привычке, киевляне должны были встречать уже христианские храмы и естественно научались, забывая прежних богов, поклоняться Богу истинному. Вслед за распространением святой веры из Киева по всей Руси русский равноапостол спешил строить храмы Божии и по другим городам и селам. Из числа этих созданных тогда в нашем отечестве храмов древнейшие сказания упоминают о нескольких. Первая церковь, построенная святым Владимиром тотчас после крещения киевлян, была церковь святого Василия. Она замечательна уже и потому, что построена была самим великим князем и во имя его ангела; построена на том самом холме, где прежде в дни своего язычества тот же великий князь поставил Перуна и других богатых истуканов и куда приходил вместе со своими подданными для совершения идольских треб. Она находилась близ двора теремного великокняжеского к востоку и, следовательно, по всей вероятности, служила вначале церковью придворною, в которой молился сам русский равноапостол, а может быть, считалась потому между церквами Киева и главною, или соборною, пока для этой цели не был построен особый храм. Судя по обстоятельствам времени можно полагать, что церковь святого Василия была первоначально деревянная, но вскоре, как не без основания догадываются, и едва ли не самим же Владимиром построена из камня, потому что сохранившиеся остатки этой последней свидетельствуют, что она и по материалам, и по способу построения своего совершенно сходна с другими каменными церквами, воздвигнутыми Владимиром и Ярославом. Другую, и уже не деревянную, а каменную и великолепную церковь воздвиг Владимир во имя Пресвятой Богородицы. Место для новой церкви он избрал также вблизи своего двора теремного к юго-западу и именно место, орошенное кровью первых двух христианских мучеников на Руси -- варягов Феодора и Иоанна, вкусивших смерть во дни Владимирова язычества. Основанная в 989 г. В 996 г. Призри с небеси и виждь, и посети виноград свой, и утверди то, что насадила десница Твоя, -- этих новых людей, которых сердца обратил Ты к познанию Тебя, Бога истиннаго. Призри и на церковь Твою сию, которую создал я, недостойный раб Твой, во имя родшия Тя Матери, Приснодевы Богородицы, и, если кто помолится в церкви сей, услышь молитву его, молитвы ради Пречистой Богородицы». Вслед за тем Владимир в присутствии митрополита Леонтия, епископов греческих и всех русских, в присутствии бояр и бесчисленного народа изрек: «Даю церкви сей святой Богородицы от именья моего и от град моих десятую часть» -- и, написав клятву, положил свое завещание в самой церкви, которая и начала называться Десятинною -- по десятине, определенной на содержание ее. В тот же достопамятный день -- день освящения Десятинного храма -- Владимир сотворил великий праздник для митрополита с епископами, бояр и старцев, людских и раздал много имения убогим. Этот великолепный храм -- красноречивый памятник веры и благочестия нашего равноапостола, доселе сохранившийся в своих развалинах, далеко превосходил по величине и богатству церковь святого Василия. В память светлого торжества, бывшего по случаю освящения Десятинного храма, установлено тогда церковною властью, конечно по желанию великого князя, праздновать этот день ежегодно 11 или 12 мая, подобно тому, как праздновались дни освящения знаменитейших храмов в Греции, и это был, сколько известно, первый праздник собственно в Русской Церкви. Третий храм, построенный Владимиром, замечателен только по случаю самого построения. Вскоре после того, как великий князь отпраздновал освящение Десятинной церкви, он услышал о внезапном набеге печенегов на город Василев, находившийся неподалеку от Киева, и поспешил с малою дружиною для защиты города. Но при столкновении с врагами не в силах был устоять против них и, спасаясь бегством, едва укрылся от преследовавших под мостом. Среди такой опасности Владимир дал Богу обет, если опасность минует, создать в Василеве церковь. Молитва благочестивого князя была услышана, и он в чувствах радости и признательности к Господу тогда же исполнил свой обет, поставил в Василеве церковь во имя Преображения Господня, так как в тот самый праздник и произошла неудачная сеча с печенегами и избавление от них. Эта церковь представляет собою первый опыт построения церквей так называемых обыденных, умножившихся у нас впоследствии: она, несомненно, воздвигнута была в один день или в самое короткое время, потому что по сооружении ее, князь праздновал в Василеве восемь дней со своими боярами, посадниками, старейшинами из всех окрестных городов и множеством народа, раздав и убогим 300 гривен, а на день Успения возвратился уже в Киев, где также сотворил великий праздник для бесчисленного множества народа. Потом на месте этой деревянной церкви, воздвигнутой по обстоятельствам наскоро, Владимир мог в память столь близкого для него события соорудить и каменный храм Преображения Господня, как свидетельствуют позднейшие сказания. Значение и последствия крещения Руси Чтобы устранить или хотя бы ослабить недовольство жителей Руси, вызванное насильственным крещением, Владимир Святославич старался всячески задобрить население.
Вы всегда можете отключить рекламу. The authors speak about two sides of this process. First, the author emphasizes the cultural role of Christianity, which contributed to the spread of literacy, the development of art, literature and architecture. Secondly, the adoption of the new faith from Byzantium became a source of civilizational isolation of the future Russian state, which appeared outside the European ecumene. Ковалев Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия Аннотация: В статье обосновывается идея, согласно которой крещение Руси, состоявшееся в 988 году, и последующая за ним христианизация восточного славянства, имели решающее значение для формирования цивилизационных особенностей российского государства. Авторы говорят о двух сторонах указанного процесса. Во-первых, подчеркивается культурообразующая роль христианства, способствовавшего распространению грамотности, развитию искусства, литературы, архитектуры. Во-вторых, принятие новой веры от Византии стало источником цивилизационной замкнутости будущего российского государства, оказавшегося за пределами европейской ойкумены. Ключевые слова: крещение Руси; христианизация; Византия; восточное славянство; язычество; великокняжеская власть. Для цитирования: Ковалев В. Крещение Руси в 988 г. Baptism of Russia in 988 and its significance for formation of features of the Russian civilization Vitaliy V. Kovalev Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia Abstract: The article substantiates the idea that the baptism of Russia, which took place in 988, and the subsequent Christianization of the Eastern Slavs, were crucial for the formation of civilizational features of the Russian state. For citation: Kovalev V. Введение В одной из своих работ великим русским философом Николаем Бердяевым было сказано, что русские не имеют никаких иных ценностей, кроме христианских Бердяев, 2002. Этим автор указывал на то огромное значение, которое имеет христианство для русской культуры. Традиционно принято подчеркивать разницу между русской и западной культурами. В этом контексте можно уточнить высказывание Н. Совершенно ясно, что он, говоря о христианстве, подразумевал православие. Учитывая же то, что в Западной Европе основными формами вероисповедания были католицизм и протестантизм, то различия между русской и западной цивилизациями следует усматривать именно в характере влияния православного вероисповедания на ход формирования российской культуры. В России православие действительно имело огромное значение для складывания культурных особенностей нашей страны. В каких же условиях происходило принятие и усвоение православия? Как оно определило особенности русской культуры? В чем состояла суть механизмов религиозного воздействия на русскую культуру? В связи со всем вышесказанным, цель статьи можно определить как анализ характера крещения Руси и влияния этого процесса на цивилизационные особенности России. Основной раздел Крещение Руси нельзя свести к разовому явлению; процесс её христианизации растянулся на многие столетия по обе стороны от официально признанной даты. Первые христиане стали появляться на Руси еще в IX веке. Как свидетельствуют археологические раскопки, проводимые в Киеве, христианские поселения в городе представляли собой по численности довольно значительный состав населения. Данные выводы делаются на основании изучения захоронений. У восточных славян был распространен обряд кремации покойников, в то время как христианская церковь запрещала сжигать верующих. Это существенным образом облегчало археологам возможность различать захоронения христиан и язычников. Другой официальный факт, подтверждающий наличие христиан на Руси до 988 года, относится к свидетельству в Повести Времени Лет о заключении договора князя Игоря с Византией. В договоре говорится, что русичи из окружения Игоря, которые являются христианами, должны были принести клятву на кресте, в отличие от язычников, клявшихся на оружии. Кроме этого, в том же договоре говорится о некоей «сборней» церкви. Некоторые исследователи, в частности А. Сахаров, предполагают, что это есть соборная церковь, а не собранная из какого-либо материала Сахаров, 1989. Гипотеза, что в Киеве есть соборная церковь безусловно предполагает наличие еще нескольких церквей, которые находятся в иерархическом подчинении у главного собора. Это означает, что в Киеве уже в первой половине X в. Другой известный факт из летописных источников свидетельствует о распространении христианства в середине X в. В ПВЛ пишется о том, что в 957 г. Княгиня Ольга многое сделала для христианизации Руси. Она неоднократно пыталась уговорить принять крещение и Святослава. Однако ее сын будучи наследником получил языческое воспитание и, став князем, наотрез отказался принимать новую веру, хотя и не чинил препятствий княгине в ее пропаганде христианства. Данные факты позволяют сделать вывод о том, что процесс христианизации начался задолго до 988 г. Крестителем Руси считается князь Владимир Святославич. Принимая христианство от Константинополя, Владимир выдвинул условие: взять в жены родную сестру правящего императора Анну. В ответ император запросил военную помощь против взбунтовавшихся малоазийских вассалов. Эта просьба была удовлетворена, и брачное соглашение состоялось. Владимир принял христианство и обвенчался с византийской императрицей Касьянов, 2017. После официального крещения христианство на Руси утверждалось с большим трудом. Основная масса населения Руси - крестьяне. А между тем, легко принять христианство могли только жители городов. Объяснение этому видится достаточно простое. Земледельческий труд предполагает существование тесной связи с природой. В силу этого верования жителей села всегда носят пантеистический характер, то есть они рассматривают Бога как природу. Отсюда происходит обожествление сил природы, поклонение Матери земле, Небу и т.
Все более и более прозревал Иоанн, пока наконец великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно. Отверзлись небеса, и увидел пророк Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными. В древности был обычай в ночь под Крещение петь дивные песни Богу и зажигать костры и факелы на улицах, площадях, перекрестках и во дворах, так что столица Византии, Константинополь, в эти ночи казалась объятой пламенем. И поныне в день Крещения именно по церковному, старому стилю, когда в храмах освящается вода, она делается нетленной, то есть не портится много лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Это происходит каждый год и только на праздник Крещения по православному, Юлианскому календарю. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет стоять нерушимая на протяжении года, а то и большего времени. А на следующий, после Крещения, день все воды снова приобретают свои обычные свойства. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: «Побеждается естества чин». И это дивное свидетельство чудесности крещенской воды невозможно, как бы ни хотелось некоторым, объяснить никакими рациональными причинами. И конечно, здесь дело не в тех ионах или катионах серебра или каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с давно уже не серебряных богослужебных крестов и богослужебных сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах. В канун, как рассказывает герой романа Ивана Шмелева «Лето Господне», «ставят кресты…мелком-снежком…на сараях, на коровниках, на всех дворах».
Богоявление — Крещение Господне: два названия одного христианского праздника+суть
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: «Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя». Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. На Крещение не приходится ни один из четырех православных постов, однако в Крещенский сочельник тем, кому позволяет здоровье, необходимо соблюдать определенные воздержания в пище. Все про праздник Крещения: история, традиции, что делать 19 января, когда брать крещенскую воду и все о купании в крещенскую ночь; комментарий священника Андрея Синицына. Крещение – реальный и действительный образ смерти и Воскресения во Христе, это уже сейчас таинственно происходящее восстановление и обновление нашего естества, которое завершится в будущем веке, распространившись на весь мир. Крещение – реальный и действительный образ смерти и Воскресения во Христе, это уже сейчас таинственно происходящее восстановление и обновление нашего естества, которое завершится в будущем веке, распространившись на весь мир.
Крещение князя Владимира и дружины
- Крещение Руси (X век)
- Традиция или церковный обряд
- Сообщить об опечатке
- Крещение Господне
- Праздник Крещения Господня: история праздника, традиции ::
- Доклад на тему Крещение Руси сообщение