Противники хуситов считают, что они пытаются возродить зейдитский имамат, который существовал в Северном Йемене до революции 1962 г. Осенью после обострения ситуации на Ближнем Востоке йеменские хуситы заявили о намерении нападать на все израильские суда в Красном море. Ответственность за нападение на британское нефтяное судно в Красном море и американский беспилотник MQ-9 в провинции Саада взяли на себя хуситы из йеменского движения «Ансар Аллах». После начала войны между Израилем и сектором Газа движение хуситов из Йемена стало атаковать суда, которые плыли в Израиль. Ранее йеменские повстанцы-хуситы вновь попытались атаковать коммерческое судно в Красном море.
Кто такие хуситы: почему они атаковали Израиль, за что борются, кто их поддерживает?
Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели. Иногда за это время обстановка по маршруту успевает кардинально поменяться и капитанам приходится на ходу прокладывать новые, срывая сроки и неся дополнительные издержки. То, в какой ситуации оказались сейчас морские перевозчики и их клиенты, нагляднее всего можно показать на примере. Обычно корабли в этом случае идут через Панамский канал и Тихий океан. Но, как говорится, беда не приходит одна: в этом году засуха привела к падению уровня воды в канале, что значительно увеличило время ожидания кораблей. Путь через Панаму в обычное время занимает 20 дней, но в этот раз очередь перед каналом могла надолго задержать танкер, поэтому капитан принял решение идти альтернативным маршрутом — через Атлантику и Суэцкий канал, а это плюс 10 дней пути. Уже на пятый день, 19 декабря, на фоне тревожных новостей об атаках хуситов капитан снова изменил маршрут и направил судно в обход Африки, что сделало путь еще на 15 дней длиннее.
Источник: Vesselfinder В итоге Pacific Weihai, который должен был достичь берегов Китая еще в первых числах января, прибудет в пункт назначения только к концу месяца. А расходы на это почти кругосветное путешествие оказались на 1,8 млн долларов больше, чем изначально рассчитывала компания. Такие случаи неминуемо сказываются на стоимости перевозимых морем товаров, а в некоторых случаях — и на их доступности. Что подорожает и на сколько вырастут цены В начале 2024 года морской импорт в Европу сократился до рекордно низких показателей — даже во время пандемии коронавируса он был выше. Это уже приводит к росту цен — в первую очередь в продовольствии. Удорожание продуктов. Конфликт у берегов Йемена остановит замедление глобальной продовольственной инфляции — это прогноз аналитиков Bloomberg , который уже начал сбываться.
Британский продуктовый гигант Tesco предупредил , что перебои в доставке могут привести к росту цен на некоторые товары, прежде всего азиатского происхождения. Так, одним из первых на кризис отреагировал китайский имбирь: на европейских рынках он подорожал с декабря уже на треть. Продовольствие под ударом еще и потому, что зачастую это скоропортящийся товар, для которого удлинение сроков доставки критично. Итальянские производители яблок, киви и цитрусовых опасаются, что их продукция теперь не сможет доехать до Азии свежей. Аналогичные страхи у индийских аграриев, которые в высокий сезон обеспечивают треть европейского рынка столового винограда. Некоторые продукты могут совсем исчезнуть из магазинов. Например, возить из Вьетнама кофе робуста европейцам теперь невыгодно и от него стали отказываться в пользу производителей из Бразилии.
В целом, по оценкам Bloomberg, под угрозой находится почти 70 млрд евро импорта и экспорта агропродовольственной продукции ЕС, включая фрукты, мясо, специи, чай, сыры и вина. Источник: Bloomberg Перебои в промышленности. В январе компании Tesla и Volvo заявили , что приостановят выпуск машин на своих европейских заводах. Из-за ситуации в Красном море они столкнулись с разрывами в логистических цепочках: поставки комплектующих для автомобилей задерживаются из-за удлинившихся маршрутов. В Morgan Stanley считают , что в зоне риска оказалась вся европейская автоиндустрия. А инвесторы уже сокращают вложения в этот бизнес , ожидая падения прибылей. У европейских производителей одежды, которые сильно зависят от морских поставок, схожие проблемы.
В числе первых о рисках сокращения выпуска и продаж предупредила британская Next, у которой большинство фабрик находятся в Азии. Перебои в поставках могут ударить также по Nike и Adidas. А вот испанская Zara должна пострадать меньше, потому что производит значительную часть продукции в близлежащих странах. В Oxford Economics подсчитали , что на горизонте года удорожание судоходства добавит 0,6 процентного пункта к инфляции в еврозоне. Но эти оценки могут быстро терять актуальность по мере обострения конфликта.
Начало конфликта в Йемене Вот уже 10 лет в небольшом государстве на юге Аравийского полуострова —Йемене — продолжается гражданская война. Предпосылки конфликта начали появляться еще в 2011 году, когда страна погрузилась во внутриполитический кризис. По крупным городам Йемена прокатились митинги, оппозиция требовала отставки властей. В ноябре 2011-го президент Йемена Али Абдалла Салех, находившийся на посту с 1978 года, подписал с оппозицией договор о передаче власти. Так, в конце февраля 2012 года прошли президентские выборы. В 2014-м срок полномочий Хади был продлен еще на один год. Между властью и оппозицией постоянно происходили вооруженные столкновения. Обострение ситуации Наиболее остро конфликт разгорелся между сторонниками президента Хади и движением "Ансар Аллах". В августе 2014 года противостояние вылилось в жестокие вооруженные столкновения. Причиной обострения стал резкий рост цен на бензин, вызванный сокращением субсидий на нефтепродукты. В крупных регионах страны прошли массовые протесты. К середине сентября хуситы захватили несколько районов столицы Саны. Одним из главных условий стала отставка действующего правительства. В октябре новым премьером страны был назначен Халед Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но, несмотря на мирный договор, мятежники продолжили вооруженную борьбу. Зимой 2015-го власти Йемена предложили разделить страну на шесть провинций, лишив хуситов стратегически важного портового города Ходейда. В ответ повстанцы напали на кортеж Бахаха, а затем захватили здание спецслужб и резиденцию президента в Сане. Под давлением хуситов президент Хади и правительство во главе с Бахахом были помещены под домашний арест.
С начала осени 2023 года хуситы из Йемена организуют нападения на корабли Соединенных Штатов и Великобритании в Красном море, а также на суда, связанные с Израилем. Это их способ поддержать палестинское движение "Хамас" в противостоянии с Израилем. Представители хуситов заверили, что не будут атаковать корабли из Китая и России. Судно китайцев не получило серьезных повреждений.
В конце декабря 2023 года США даже объявили о начале военной операции против хуситов в Красном море, призванной обеспечить безопасность судоходства. Этот регион в основном населяют зейдиты — представители умеренной ветви мусульман-шиитов. Термин «хуситы» образован от названия племени Хуси, из которого происходят лидеры движения на данный момент таковым является Абдул-Малик Аль-Хуси. При этом сами представители движения называют себя «Ансар Аллах», то есть «сподвижники Аллаха». Термин «хуситы» они не приемлют. Движение хуситов возникло в Сааде на севере Йемена в 1992 году в виде организации «Верующая молодежь», имевшей в основном просветительский характер и занимавшейся проведением школьных кружков и летних лагерей. К середине 90-х через мероприятия этой организации прошли 15-20 тысяч школьников. Хуситы критиковали тогдашнее йеменское правительство за его сотрудничество с Саудовской Аравией и США, а также за коррупцию и притеснение зейдитского населения. Со временем влияние движения росло, и к середине нулевых дело дошло до прямого противостояния с властями. В июне 2004 года государственные войска были направлены на север страны, чтобы задержать лидера хуситов Хусейна Аль-Хуси.
Йеменские хуситы объявили мобилизацию для войны в секторе Газа
Беспилотник был назван в честь лидера хуситов Салеха ас-Саммада. Такими беспилотниками хуситы атакуют месторождения и нефтеперерабатывающий завод в районе Шейба в Саудовской Аравии. Samad-1 имеет дальность полета в 500 км и его основной функцией является разведка. Samad-2 с длинной в 2,8 также выполняет разведывательные задачи, однако может брать на борт до 18 кг боеприпасов, а Samad-3 является БЛА повышенной дальности двойного назначения, который способен преодолеть расстояние в 1500 км.
Однако атакам подвергаются и корабли, никак не связанные с еврейским государством. Причем они не только обстреливают суда ракетами и атакуют при помощи дронов. Повстанцы уже захватили один корабль и попытались захватить еще несколько судов, а на прошлой неделе один из их лидеров пригрозил начать топить корабли в Красном море.
Обращает на себя внимание отсутствие конкретной информации о коалиции во главе с США, которая будет охранять корабли, проходящие по Красному морю. Известно только, что пообещали прислать военные корабли Оттава, Лондон, Париж, а также Брюссель, говоривший от имени всех 27 европейских стран. Как сообщают западные СМИ, пока ни одна страна региона не присоединилась к коалиции, не желая распространения конфликта в Газе на весь ближневосточный регион. Саудовская Аравия, например, выступает за взвешенный подход к новому кризису, сообщил член аравийской делегации, ведущей сейчас переговоры о прекращении войны с хуситами, которую Эр-Рияд ведет с 2015 года без каких-либо результатов.
В частности, реакцией на захват Саны стал масштабный теракт, осуществленный смертниками в двух городских мечетях: в результате погибли 142 человека шииты по вероисповеданию , что стало самой смертоносной террористической атакой в истории Йемена. В 2015 году они при поддержке США вторглись в Йемен по официальной просьбе законного президента страны Абд-Раббу Мансура Хади — это вторжение, в разные периоды носившее звучные названия «Буря решимости» и «Возрождение надежды», продолжается по сей день. По состоянию на текущий момент потери обеих сторон исчисляются тысячами со стороны интервентов это в основном саудовские солдаты.
Сейчас образованный хуситами Верховный политический совет контролирует практически весь так называемый Северный Йемен, населенный в основном шиитами. Он и раньше был независимым государством — до объединения с Южным Йеменом в 1990 году, когда и возник Йемен в его нынешних международно признанных границах. Поэтому можно сказать, что с исторической и религиозной точек зрения сегодняшний территориальный расклад в этой ближневосточной стране вполне оправдан. Впрочем, многие исследователи отмечают, что хуситы вовсе не являются фанатичными исламистами. Во многом в основе их идеологии и практики лежит не религиозная, а национальная идея — хуситов вполне можно назвать йеменскими националистами. При этом, несмотря на зейдитскую и — шире — шиитскую основу, движение способно выстраивать вполне конструктивные отношения и с суннитами, и с немусульманами. Пожалуй, такой здоровый прагматизм и позволяет хуситам уверенно держаться на плаву в противостоянии с намного превосходящей их по силам вражеской коалицией.
В адрес Израиля прозвучали новые угрозы от йеменских хуситов, которые ранее объявили о начале специальной военной операции Йеменские хуситы на своих каналах опубликовали фото с изображением ядерного исследовательского центра, который находится в израильском городе Димон. Они обвели здание тремя красными кругами и оставили подпись: «Мы не будем колебаться». Об этом сообщает издание «Московский комсомолец».
Как атаки хуситов в Красном море влияют на мировую торговлю
Хуситы предприняли несколько попыток остановить наступление противника, применив баллистические ракеты и беспилотники-камикадзе. Однако представитель военизированного крыла йеменских хуситов «Ансар Алла» Яхья Сариа заявил, что на самом деле танкер принадлежит британской компании. В начале 2015 года хуситы захватили столицу Йемена Сану и создали Революционный совет.
Кто такие хуситы в Йемене?
Численность хуситов в Йемене оценивается в десятки тысяч. Йеменские хуситы возникли как политическое и религиозное движение в начале 1990-х годов. Гражданская война в Йемене началась в 2014 году, когда силы хуситов штурмовали столицу Сану и свергли международно признанное и поддерживаемое Саудовской Аравией правительство, что спровоцировало гражданскую войну. Хуситы контролируют самые густонаселенные районы Йемена, включая столицу Сану – после англо-американских бомбардировок численность их войск может только увеличиться.
Хуситы в новой войне на Ближнем Востоке
В 2015 году хуситы захватили столицу Йемена Сану и создали Революционный совет. Йеменское мятежное движение «Ансар Аллах» продолжит атаковать связанные с Израилем гражданские суда в Красном море, несмотря на удары США и Великобритании по объектам на подконтрольной хуситам территории. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Причина — нападения хуситов из Йемена на торговые суда. Однако представитель военизированного крыла йеменских хуситов «Ансар Алла» Яхья Сариа заявил, что на самом деле танкер принадлежит британской компании. Хуситы шиитского движения «Ансар Алла» объявили на севере Йемена народную мобилизацию для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа.
Активизация хуситов может привести к большой войне
Власти севера Йемена, где правит шиитское движение «Ансар Алла» (хуситы), проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал «РИА Новости» член. Йеменские хуситы захватили израильское грузовое судно в Красном море и отбуксировали его к побережью Йемена. Спецпредставитель армии хуситов бригадный генерал Яхья Сари заявил, что Йемен (подконтрольный хуситам) продолжит наносить удары с помощью ракет и дронов до тех пор, пока израильская агрессия не будет остановлена. С 2004 года хуситы воюют против правительства Йемена. Так, арабская улица уже объявила йеменских повстанцев "героями, воюющими с Израилем в одиночку", и открытая война Египта против хуситов привела бы к недовольству среди населения страны, которая, стоит добавить, за последние месяцы приняла тысячи палестинских беженцев.
Кто такие йеменские хуситы и почему они воюют с США и Британией: История и идеология движения
Йеменские Хуситы открыли второй фронт в поддержку «угнетенных братьев в Палестине». Хуситы предприняли несколько попыток остановить наступление противника, применив баллистические ракеты и беспилотники-камикадзе. На этой неделе у побережья Йемена разбился третий американский БПЛА, предположительно, сбитый хуситами, передает CBS News со ссылкой на официального представителя США. Йеменские хуситы возникли как политическое и религиозное движение в начале 1990-х годов. Йеменские хуситы просто отказывались жить спокойно: скоро они снова поссорились с президентом и в декабре 2017 года подорвали из гранатомета машину Салеха, а его самого убили выстрелом в голову. Йеменские повстанцы успешно уничтожили крупнейшую базу саудовских сил и наёмников, фактически, разрушив её до самого основания и ликвидировав находившихся там военных.
Высокотехнологичные повстанцы. Кто такие хуситы и почему они смогли бросить вызов Западу
Однако представитель хуситов заявил, что группировка продолжит агрессию против коммерческих судов в Красном море. Хуситы «продолжат препятствовать навигации израильских кораблей в портах оккупированной Палестины в Аравийском и Красном морях», - сказал Сари. Мохаммед аль-Бухаити, представитель хуситов, заявил в декабре 2023 года «Аль-Джазире», что группировка будет противостоять любой возглавляемой США коалиции в Красном море, а нападения в январе сигнализируют о том, что конфронтация на водном пути будет продолжаться в течение всего 2024 года. Атаки хуситов и мировая экономика Дэвид Дж. Продолжающиеся нападения хуситов привели к увеличению стоимости морских перевозок по всему миру, заставили грузовых перевозчиков или их клиентов выбирать более длинные альтернативные маршруты из Азии в Европу и Соединенные Штаты и вызвали тревогу по поводу экономических издержек более широкого конфликт. Солнечные батареи, аккумуляторы для электромобилей, игрушки и пылесосы — среди товаров, которые можно купить в этой поездке.
Но на данный момент экономисты не ожидают серьезного воздействия на цены, которые платят потребители в США — если только насилие не усилится. В условиях неопределенности относительно того, как долго продлятся атаки, производители и ритейлеры уже ощущают экономические последствия. Автопроизводители Tesla и Volvo заявили в последние дни, что приостановят работу заводов в Германии из-за нехватки запчастей, связанной с перебоями в работе. Британская нефтяная компания Shell прекратила все свои поставки через Красное море, сообщила 16 января Wall Street Journal. За последние четыре года глобальные цепочки поставок пережили пандемию коронавируса , изменение структуры потребительских покупок, рекордно высокую инфляцию и войну в Европе.
В последние месяцы сильная засуха ограничила доступ к Панамскому каналу и вынудила часть грузов перевозиться через перешеек по железной дороге, а не на корабле. Теперь обостряющийся конфликт на Ближнем Востоке угрожает повседневной торговле. Еще один грузовой корабль подвергся нападению в Красном море 16 января, в то время как вторая крупная нефтяная компания начала отводить свои танкеры от водного пути, что является признаком того, что военные удары США по повстанцам-хуситам в Йемене мало что сделали для подавления угрозы мировой торговле. Греческий сухогруз «Зография» был поражен ракетой через день после того, как принадлежащее США судно «Gibraltar Eagle» пострадало в результате аналогичного удара. В ходе другого инцидента, произошедшего примерно в то же время 16 января, четыре небольших катера подошли на расстояние 400 метров к кораблю в Красном море к северу от Эритреи, но были отогнаны огнем из стрелкового оружия, согласно отчету Морской торговли Соединенного Королевства.
Никто не взял на себя ответственность за последние рейды, последовавшие за третьим раундом военных действий США против объектов хуситов в Йемене. Атаки начинают распространяться за пределы Красного моря в Аденский залив, который ведет к Аравийскому морю и Индийскому океану. Это угрожает морскому подходу к Джибути, торговым воротам для 120-миллионного населения Эфиопии, и усложняет задачу, стоящую перед военными планировщиками США и их союзников. Через три месяца после начала войны в секторе Газа морская опасная зона простирается на сотни миль от своего первоначального местоположения на Красном море, сказал Ами Дэниел, генеральный директор Windward, морской разведывательной компании, базирующейся в Лондоне. Военно-морские силы, защищающие мировую торговлю, сейчас опасно истощены.
Он ожидает, что Суэцкий канал, через который проходит от 10 до 15 процентов мировой торговли нефтью, в результате будет фактически закрыт для международного судоходства. Отправка корабля через Суэцкий канал теперь будет стоить от 3 до 5 миллионов долларов, включая более высокие страховые сборы, оплату за безопасность и оплату опасности для экипажа. По его словам, обход мыса Доброй Надежды на юге Африки, что добавляет семь-девять дней к путешествию из Азии, может стоить всего 2 миллиона долларов для корабля того же типа. Из-за недавних атак боевиков-хуситов в Красном море корабли, которые обычно используют Суэцкий канал, на данный момент перенаправляются вокруг южной оконечности Африки. По словам Ами Даниэл , нападение на «Гибралтарский орел» 15 января «сделало Суэцкий канал неактуальным».
Если нападения на Красное море продолжатся, некоторые грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья, прежде чем загружать их на грузовые поезда для направления на восток, говорят аналитики. Хуситы начали атаковать корабли в Красном море после начала войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в начале октября 2023 года.
В северном Йемене, где власть находится под контролем хуситов, объявлена всеобщая народная мобилизация для подготовки солдат к участию в военных операциях на стороне палестинского сопротивления в Газе, заявил агентству РИА Новости член политбюро "Ансар Алла" Хузам аль-Асад. Хуситы в Йемене заявили о новой атаке на суда в Красном море 18 декабря 2023, 17:28 "Что касается всеобщей народной мобилизации в поддержку нашего народа в секторе Газа, то она была начата во всех провинциях, были открыты тренировочные лагеря, десятки тысяч молодых людей пошли добровольцами обучаться военному ремеслу, несколько групп уже выпустились в различных провинциях Йемена", — сообщил представитель движения.
Это вызов международного масштаба, требующий совместных действий», — говорилось в опубликованном Пентагоном заявлении от имени его главы Ллойда Остина. Для проведения этой операции США собрали международную коалицию. Стоит отметить, что в заявлении Пентагона какие-либо конкретные военные цели, которых собирается достичь эта коалиция и её силы, указаны не были. При этом впоследствии координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби на брифинге пояснил, что постоянно конвоировать гражданские суда по Красному морю для обеспечения безопасности они не будут. Эти суда будут действовать как элементы одного формирования в рамках специальной группы.
Но их размещение в Красном море будет пропорционально присутствию торговых судов и угрозе, исходящей из Йемена», — сказал Кирби. При этом чиновник Белого дома ушёл от прямого ответа на вопрос, почему в операции Prosperity Guardian не принимают участия Саудовская Аравия и ОАЭ, которые ранее вели боевые действия против хуситов в Йемене. Новая география конфликта Заявление хуситов о намерении направить своих бойцов в Газу говорит о том, что израильско-палестинский конфликт начинает расширять свои границы, отметил в разговоре с RT заведующий кафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ имени Плеханова Андрей Кошкин. Тогда они начали запускать ракеты и БПЛА, атаковать контейнеровозы и сухогрузы. Через месяц США начали свою операцию, но Йемен продолжает атаковать все приближающиеся корабли. Мы сейчас видим, как конфликт между Палестиной и Израилем начинает расширяться географически с вовлечением других участников», — констатировал аналитик. Необходимо проводить наземную операцию, но маловероятно, что США решатся на это», — заявил эксперт. Он отметил, что сейчас администрация Байдена не может согласовать военное финансирование Украины и Израиля, а ситуация с Йеменом стала внештатной, на наземную операцию средств нет.
Как известно, угрожающее предупреждение было озвучено после заявления движения хуситов «Ансар Алла» о том, что оно три раза атаковало территорию Израиля, применяя баллистические ракеты и беспилотники, которые были начинены взрывчаткой. Источник фото: Фото редакции Напомним, что ранее 31 октября от представителя армии хуситов Яхья ас-Сариа стало известно о запущенном по территории Израиля большом количестве авиаракет и беспилотников. Он дал обещание, что хуситы на этом не остановятся и будут продолжать более качественно бить по израильским регионам.