Георгий Данелия - Кин дза дза - Территория Данелии. «Кин-дза-дза» — фантастика на фоне пустыни. Фильм «Кин-дза-дза» был снят в 1986 году режиссером Георгием Данелией. фантастические перипетии землян на планете Плюк всегда казались мне монотонными и затянутыми, а нарочитая эксцентрика в поведении всех этих пацаков и чатлан. Кадр из фильма "Кин-дза-дза" © "Кинопоиск".
10 чудных фактов о фильме «Кин-дза-дза!»
Но вылет съемочной группы в Туркмению отложили из-за пропажи пепелаца — модели межзвездного корабля, созданного на Мосфильме специально для съемок. Аппарат вместо Небит-Дага по вине железнодорожников очутился во Владивостоке. Чтобы вернуть его, потребовалось 1,5 месяца времени и вмешательство КГБ. Однако и на этом злоключения пепелаца не закончились.
Уже в Каракумах художник-постановщик решил подкоптить агрегат факелом для большей достоверности. Обшивка мгновенно вспыхнула. Пожар потушили, но восстанавливали аппарат целую ночь.
Основой для одежды инопланетян стали майки, фуфайки и кальсоны фабрики «Заря». Их обесцвечивали хлоркой и выжигали спичками, придавая заношенный вид.
Классически фильм принято интерпретировать, как пародию на «загнивающее капиталистическое общество», которое идет к неминуемому разрушению. Дядя Вова и Студент — это представители советского народа в безумном мире капитализма. Фото: yaplakal. В фильме этот момент комедийно обыгран с помощью цвета штанов одежда отображала статус человека. Также авторы прямо указывают на дискриминацию другой расы. Этим у нас, несомненно, грешило европейское общество. Дело в том, что общество Плюка — это общество постиндустриальное, пережившее максимальное развитие капиталистической модели, выкачавшей из своей планеты все ресурсы.
Поэтому уровень развития на Плюке намного выше, чем на Земле. Фото: ru. Сатира советского кино на западное капиталистическое общество. Но когда фильм только сняли, воспринималось все совсем иначе. Когда дядя Вова испытывает затруднения с оплатой квартиры, то это намекает на его принадлежность к низам общества. Значит, теперь они могут что-то предпринимать, чтобы исправить ситуацию.
Съемки в городе Тбилиси помогли передать подлинность атмосферы мегаполиса Москвы. Южная Монголия Бескрайние степи Монголии служили фоном для съемок пустынных пейзажей в начальной сцене фильма. Мертвое море Израиль Съемки на берегу Мертвого моря помогли в создании атмосферы фантастической пустыни, где оказываются главные герои. Все эти удивительные места, выбранные для съемок фильма «Кин-дза-дза», играют важную роль в создании неповторимой атмосферы фильма и помогают зрителям окунуться в фантастический мир двух совсем непохожих персонажей.
Художественные декорации «Кин-дза-дза»: взгляд изнутри Режиссеры фильма придумали оригинальные и запоминающиеся локации для съемок. Часть из них была построена в цехах народного художника СССР Николая Сухова, истинного мастера создания декораций, а другая часть — на открытой местности в Грузии и на побережье Черного моря. Название локации Описание Город спутников Самая большая и видная декорация в фильме. Создавалась по проектам художника Темура Джанелидзе. Город спутников — типичный пример игротехнической архитектуры, с яркими цветами и необычными формами зданий. Пост охраны с колючей проволокой Эта локация в фильме стала символом бюрократии и абсурда. Декорация представляет собой огромное сооружение из колючей проволоки и охраняемых ширм. Станция спутниковой связи Декорация станции спутниковой связи была построена на одном из плацдармов Черного моря. Она имеет строгий и функциональный дизайн, впитывая в себя характерные особенности технических сооружений того времени. Пещера по чужим размерам Своеобразная фотель-скамейка чужих размеров, где путешественники оказываются перед лицом загадочной власти непонятного мира «Плиздищевия».
Все эти декорации помогли создать неповторимую атмосферу фильма «Кин-дза-дза» и заставили зрителей окунуться в удивительный мир фантастической комедии.
Просмотры по телевизору не в счет. Мы вроде как видели это миллион раз, а на самом деле не видели. Но что еще важнее - не видели эти, сегодняшние мы", - процитировали в пресс-службе слова директора по киноканалам медиахолдинга "Цифровое Телевидение" Ивана Кудрявцева. Композитором выступил Гия Канчели. Фильм удостоился спецприза "За изобразительную концепцию" на фестивале в Рио-де-Жанейро, а Данелия получил спецприз жюри Международного кинофестиваля "Фантаспорту".
Как снимали фильм "Кин-дза-дза"
А еще в обеих кинокартинах есть сцены в бассейнах с главными злодеями. Мы не знаем, смотрел ли Дени Вильнев фильм Георгия Данелии. Возможно, причина совпадений в том, что все новое — хорошо забытое старое. У любой истории есть референс, у любой истории есть что-то, что делалось до нее.
Но если посмотреть незамутненным взглядом, то да — действительно, в чем-то похожа. Но похожа во многом из-за сеттинга, где происходит, из-за минимализма», — говорит сценарист фильмов «Притяжение», «Вторжение» и «Спутник» Андрей Золотарев.
Публике вариант сценария стал доступен еще в 1985 г. Изначально это было лишь рабочее название, фильм должен был выйти под заголовком "Космическая пыль" по сюжету ее продавали на планете Плюк, но сюжет вокруг этого вещества был в итоге выброшен из сценария. Поэтому он не только удалил из сюжета целую расу анимированных персонажей и второстепенные сюжетные линии, но и использовал в качестве костюмов самые дешевые материалы.
Основа инопланетной одежды - это теплое нижнее белье, вывернутое наружу, обожженное и выбеленное. Металлические детали были взяты из старых летных костюмов. Пальто, шапка и свитера на героях Левана Габриадзе и Станислава Любшина - из гардероба режиссера. А сапожки на Евгении Леонове - те же, что он носил в "Легенда о Тиле" 1976 г. А финальный эпизод встречи героев был снят в Москве на Калининском проспекте.
Вследствие ошибки железнодорожников реквизит, предназначенный для фильма, отправили во Владивосток, а не в туркменский город Небит-Даг. Доставка реквизита была задержана на 1,5 месяца. Из-за этого перенесли вылет съемочной группы в Туркмению, и начало съемок пришлось на самую сильную жару, что сделало непростые условия еще более тяжелыми. Участники съемок вставали в 6 утра жили они в гостинице в Небит-Даге и отправлялись в глубину пустыни, где как бы располагалась планета Плюк. Это все для того, чтобы из-за ужасной жары снимать исключительно в ранние утренние и поздние вечерние часы. Несмотря на все сложности, съемки велись в неповторимой атмосфере творческого единства. Однако, несмотря на веселое настроение, у одного актера так и не получилось принять участие в съемках.
Это был Леонид Ярмольник, которому поручили играть инопланетянина, наглого спекулянта космической пылью. Он два раза отправлялся в Туркмению на съемки. Однако его прилеты сопровождались невероятными приключениями. В первый приезд вспыхнула и сгорела дотла декорация, а во второй в нее же врезался нетрезвый водитель специальной машины, отвечающей за электропитание оборудования. Чтобы избежать дальнейших инцидентов, было принято решение удалить роль спекулянта из сценария, а картина снималась под условным названием "Кин-дза-дза! Хотя в планах лента должна была называться "Звездная или же космическая пыль". Костюмы из ничего Костюмы для фильма участники съемок делали практически самостоятельно.
В тот же период на студии "Мосфильм" готовились к съемкам другой картины "Борис Годунов", режиссер Бондарчук , что привело к коллапсу пошивочного ателье.
Нейлоновые мешочки надели на ноги пацаков и перевязали тесемками. На голову пацаков и чатлан надели лямочки, которые отпороли от летного костюма. Поскольку лямочки переплетались с резиновыми трубочками, Леонов с подозрением спросил: «А это не для того, чтобы летчики в них писали? В общем, ничего не пропало. Остальные детали инопланетных костюмов мы набрали в костюмерной «Мосфильма» и на помойках в пустыне Кара-Кумы, где снимали этот фильм. Таким образом, на Уэфе оказались надеты — брезентовые матросские штаны, байковая майка фирмы «Заря», полусапожки из фильма «Тиль Уленшпигель».
А перед самой съемкой режиссёр нашел на помойке блямбу непонятного назначения, он ее вымыл и приклеил клеем «Момент» к заду матросских штанов чатланина. На той же помойке он нашел покрышку из стеклоткани для повозки Цан. Время над ней поработало, и она была поразительной красоты. Данелия был в таком ажиотаже, что забыл, что там могут быть тарантулы и скорпионы. На Яковлева еще в Москве решили надеть летный костюм и вязаную шапочку. Когда приехали в Небит-Даг, цвет костюма показался ярким, и режиссёр решил этот костюм перекрасить. Наполнил водой ванну, вылил бутылку чернил, положил туда костюм, а утром достал.
Когда костюм высох, то оказался такого же цвета, какого и был. Когда актриса Ирина Шмелева она играла Цан прилетела в Небит-Даг, оказалось, что костюма на нее вообще нет. Заказали, сшили, но деньги вовремя не перевели. И костюм не отдали. Костюмерша Света завернула актрису в кусок ткани, и получилось что надо! Колокольчики для пацаков купили в магазине «Рыболов-спортсмен» это колокольчики для донок. Пепелац — бандуру, на которой летают герои, «Мосфильм» тоже отказался делать.
Делали его так: на свалке самолетов отрезали хвостовую часть от самолета Ту-104. Поставили этот цилиндр в коллекторе шестого павильона «Мосфильма», художник Теодор Тэжик одел его при помощи пенополиуретана и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся винт смастерил Александр Семенович Батынков — умелец, мастер на все руки. Он же сделал повозку Цан. Когда закончился подготовительный период и все должны были выезжать в экспедицию, выяснилось, что ехать нельзя: многое не готово, а кое-чего и вовсе нет.
Зачем Данелия рылся на свалке в перерыве между съемками фильма "Кин-дза-дза!"
Кин-дза-дза, фильм. А инопланетяне тоже видно одевались в Советском Союзе: какие-то штаны, которые решили выкинуть, да забыли. Кин-дза-дза — это название галактики, в которой находится планета Плюк, где происходят основные события фильма. Точные места съемок фильма Кин-Дза-Дза. Смотрите видео онлайн «Где снимали «Кин-дза-дза!» в Москве» на канале «filmgeo» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 16 мая 2022 года в 13:58, длительностью 00:00:56, на видеохостинге RUTUBE. КЦ — название обыкновенных спичек, используемое в вымышленной галактике Кин-дза-дза в художественном фильме «Кин-дза-дза!». Образ героя фильма «Кин-дза-дза» Уэфа, талантливо сыгранный советским актером Евгением Леоновым, теперь запечатлен в бронзе.
История создания фильма «Кин-дза-дза!»
Фильм «Кин-дза-дза» был снят в 1986 году режиссером Георгием Данелией. КЦ — название обыкновенных спичек, используемое в вымышленной галактике Кин-дза-дза в художественном фильме «Кин-дза-дза!». Фильм «Кин-дза-дза» получил специальный приз жюри «За изобразительную концепцию» на МКФ в Рио-де-Жанейро (1987 г.), а композитор Гия Канчели и звукооператор Екатерина Попова – «Нику-87». Кинокритик Всеволод Ревич указывал, что «Кин-дза-дза!» — это творческая неудача Данелии, фильм затянут, а в персонажах нет нарицательности. Кадр из фильма «Кин-дза-дза!». Фильм «Кин-дза-дза» получил специальный приз жюри «За изобразительную концепцию» на МКФ в Рио-де-Жанейро (1987 г.), а композитор Гия Канчели и звукооператор Екатерина Попова – «Нику-87».
25 лет назад, 1 декабря 1986 года на экраны страны вышел фильм Георгия Данелия "Кин-дза-дза!"
Во время съёмок фильма "Кин-дза-дза!" было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы, по словам режиссёра Георгия Данелия, были уверены, что им пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм. Волжская набережная в «Кин-дза-дза!» сайт Россия, Ярославль, Волжская набережная, 15. Во время съёмок фильма «Кин-дза-дза!» было столько препятствий, неурядиц, недоразумений и катастроф, что некоторые члены съёмочной группы,по словам режиссёра Георгия Данелия, были уверены, что им пакостят инопланетяне, о которых снимали фильм. Кин-дза-дза, фильм. А инопланетяне тоже видно одевались в Советском Союзе: какие-то штаны, которые решили выкинуть, да забыли.
Кин-дза-дза: открыты секреты пепелаца и панк-стиля на планете Плюк
На этот раз разговор снова о кинофантастике – подробный отзыв на фильм Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза», снятый в 1986 году. Пожалуйста, обновите свой браузер. Мы рекомендуем Google Chrome последней версии. Ставший золотым хитом Мосфильма фильм «Кин-дза-дза» получит вторую возможность понравиться зрителю, который с ним еще не знаком, а также напомнить о себе зрителю, который ранее его уже видел. Кадры из фильма «Кин-дза-дза!», в котором главные герои попадают на планету, где политический режим вроде категорически отличается от советского, но при этом и очень похож. На этот раз разговор снова о кинофантастике – подробный отзыв на фильм Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза», снятый в 1986 году.
«Кин-дза-дза!» на киноканале «Мосфильм. Золотая коллекция»
В начале фильма «Кин-дза-дза!» герои Станислава Любшина и Левана Габриадзе неким фантастическим способом переносятся на планету Плюк. Кстати говоря, когда мы с Игорем Бойковым строили станцию “Полянка”, я тогда начальником участка был, Георгий Данелия в течение недели снимал в тамошних подземельях знаменитую кинокомедию «Кин-дза-дза». «Кин-дза-дза!» — двухсерийный комедийный художественный фильм в жанре антиутопии, снятый на киностудии «Мосфильм» режиссёром Г. Н. Данелия. Кинолента "Кин-дза-дза!" не сразу нашла своего зрителя в советском прокате, но стала настоящим хитом среди молодежи, особенно среди студентов.
Куда на съемках «Кин-дза-дза» пропал пепелац и др закадровые секреты культовой трагикомедии Данелии
Он проводил творческие встречи с работниками рыбзавода, а также летчиками авиационного полка. В городском музее сохранились архивные фото, напоминающие об этом событии. Автором скульптуры выступил талантливый художник Георгий Ткемаладзе. Благодаря ему ранее на набережной Приморско-Ахтарска были установлены оригинальные композиции, уже полюбившиеся местным жителям и туристам.
В фильме «Мимино» герой Вахтанга Кикабидзе так называл свой вертолёт. Оператором на картину был приглашён Павел Лебешев. Этот воистину «мастер своего дела» в толстых очках невообразимых диоптрий снял множество больших картин, в том числе почти все фильмы Никиты Михалкова. А в комедии «Родня» он ещё и сыграл шеф повара. Правителя планеты Альфа Абрадокса должен был играть Норберт Кухинке иностранец из фильма «Осенний марафон». Но руководство Мосфильма запретило снимать его из политических соображений. Поэтому эту роль сыграл сам режиссёр Георгий Данелия.
В сценарии к фильму «Кин-дза-дза» была придумана роль специально для Борислава Брондукова, , но к моменту начала съёмок фильма артист перенёс инсульт и сниматься не мог. В результате его персонаж был полностью убран из сценария 10.
Фильм «Кин-дза-дза! Оно начинается в последний понедельник августа в 00:01 и длится восемь безумных дней.
Со всего мира сюда съезжаются объединенные общей идеей люди, чтоб возвести Блэк-Рок-Сити — самый настоящий город in the middle of nowhere. Дно высохшего доисторического озера, каким является Блэк-Рок, далеко не идеальное место для строительства. Тут нет воды и мало растительности, а значит, нет тени. Температура в августе поднимается до 40 градусов, а ночью опускается почти до нуля.
Сильный ветер несет по воздуху мельчайшую пыль, которая проникает абсолютно везде. За неделю словно пропитываешься пылью. Однако вот уже больше 30 лет люди продолжают приезжать в пустыню. За исключением кофе и льда, на Burning Man ничего не продается.
Мероприятие построено на экономике дарения: кто-то устраивает закусочную на колесах и делает бургеры или хот-доги для всех желающих, кто-то чинит велосипеды основной транспорт в пустыне , кто-то предлагает массаж. У «бернеров» есть такое выражение: «Burning Man material». Оно про тех, кто будто создан для комьюнити. Это люди с активной жизненной позицией, которые любят делиться и отдавать.
Потому что на Burning Man ездят не просто побыть зрителем, а погрузиться в процесс: в грязи поползать, в пыли построить. На свой первый Burning Man я ездил с кемпом в 15 человек. Мы привезли оборудование для пиццы и кормили всех желающих, раздавали тем, кто подходил, и развозили на велосипедах по другим кемпам. На «Берн» можно поехать по-разному, и каждый формат иначе повлияет на твой опыт.
Кроме кемпов, можно отправиться небольшой компанией в каком-то доме на колесах. Можно с кем-то в группе, а можно совсем одному. Говорят, если ты едешь на «Берн» один, это самый невероятный и жесткий экспириенс: без партнера, друзей, один в пустыне… Все, кто ездил, очень рекомендуют. Но, я думаю, в первый раз лучше всего ехать с другими людьми, особенно теми, кто едет не впервые.
Так легче войти в комьюнити. Ведь Burning Man — это, в первую очередь, огромное сообщество. И в целом вся эта недельная утопия в пустыне без денег существует благодаря очень крепкому комьюнити. Глубина человеческих отношений — то, что я реально увидел на своем первом Burning Man в 2015 году.
Часто его так и называют. Но это не фестиваль — это событие, эксперимент по созданию общества, которого еще не было. Здесь нет организованных выступлений или развлечений. Здесь каждый делает все сам и делит с другими.
И когда ты вкладываешься, создаешь что-то своими руками, то значительно больше и глубина погружения, и отдача, и вообще весь опыт, который получаешь. А фестивали — все-таки то, что кто-то что-то организовал для тебя. Ты пришел, посмотрел, возмутился, как все плохо сделано, и уехал. В этом разница между фестивалем и событием.
Здесь все работает так. Ты хочешь участвовать? У тебя есть все возможности для этого. Подавай заявку, приезжай, херачь в грязи и получай гораздо более крутой опыт, чем мог бы получить на любом коммерческом мероприятии».
Его не поняли современники. Его крайне редко показывают за пределами России и СНГ. Но в то же время это не помешало ленте стать культовой и собрать вокруг себя нестареющую армию поклонников. С особенным восторгом фильм приняли подростки.
Они перенимали язык и цитировали диалоги героев. А слова вроде «ку», «КЦ», «эцих с гвоздями» и «пепелац» перекочевали с экранов в повседневную жизнь. После премьеры в марте 1987 года людям, которые шли на Данелию, снявшего «Афоню» и «Мимино», режиссер говорил: «Я знаю, что тебе фильм не понравился, но это не имеет значения. Пройдет время, и он тебе понравится, когда ты его поймешь».
В каком-то смысле проблемы понимания сыграли создателям на руку. Сценарий приняли легко, но вовсе не потому, что он очаровал рецензентов. Скорее, его просто не поняли. И только благодаря репутации Данелии и турбулентным 1980-м, когда партийным деятелям стало не до культуры, он все-таки попал в производство.
Кажется, что именно эта «турбулентность» сделала возможным не только выход фильма на экран, но и само его появление. Советские 1980-е были довольно интересным временем. Расцвет русского рока с его вечным протестом против текущего уклада жизни и образа мыслей. Новости с Запада, джинсы и «дутые» куртки.
Тысячи людей вслед за Цоем поют о переменах, которых требуют сердца. После почти 70 лет ограничений и жестких рамок людям нужен был глоток свободы. Неудивительно, что необычный фильм, максимально отличающийся от всего, что было раньше, и визуалом, и содержанием, во-первых, воплотился в действительность, а во-вторых, так понравился молодому поколению, настроенному на изменения. Если попытаться описать «Кин-дза-дза!
Правда, это определение ровным счетом ничего не даст тому, кто фильм не видел. Хочется сказать, нужно посмотреть, чтобы понять. Вот только просмотр тоже не гарантирует понимания. Но сделать это все же нужно.
Странное слово «кин-дза-дза» было рабочим названием картины, а в прокат она должна была выйти как «Космическая или звездная пыль». По сюжету инопланетяне должны были свободно торговать наркотиками. С наркотиками не сложилось, от «пыли» отказались, а рабочее название закрепилось. Откуда оно взялось, точно никто не знает.
То ли Евгений Леонов, исполнитель одной из главных ролей, вспомнил что-то про кинзу и напевал «кин-дза-дза-дза», то ли инопланетянам понравилась трава кинза, привезенная землянами. А начиналось все с 20 единомышленников, которые собрались у костра на океанском пляже «Бейкер-Бич» в Сан-Франциско. Зачинщиками действа стали Ларри Харви впоследствии бессменный идейный вдохновитель Burning Man и его друг Джерри Джеймс, которые сколотили деревянное чучело, притащили его на пляж и торжественно сожгли. Причина и повод — празднование летнего солнцестояния и катарсис после разрыва отношений.
В 1997 году Харви в своей речи скажет, что у него был кризис среднего возраста. На ритуал сожжения человека собрались посмотреть любопытные, которые и стали первыми в истории «бернерами». В наше время сжигание гигантской деревянной фигуры стало завершающим событием каждого Burning Man. Итак, шел 1986 год.
Первый «горящий человек» был сожжен, и участники спонтанной вечеринки разошлись по домам. Но идея понравилась. В следующем году толпа выросла до 80 человек, а через год — почти до двухсот. В 1990-м Burning Man привлек на пляж рекордные на тот момент 800 с лишним участников.
Также он привлек полицейское управление Сан-Франциско, которое запретило толпе сжечь нечто, что к этому времени стало деревянным человеком около 12 метров высотой. Посмотреть, как изменилась за прошедшие годы деревянная фигура человека, можно на таймлайне. Столкновение с местными властями заставило организаторов искать место вдали от населенных пунктов.
В этом разница между фестивалем и событием. Здесь все работает так. Ты хочешь участвовать? У тебя есть все возможности для этого. Подавай заявку, приезжай, херачь в грязи и получай гораздо более крутой опыт, чем мог бы получить на любом коммерческом мероприятии».
Его не поняли современники. Его крайне редко показывают за пределами России и СНГ. Но в то же время это не помешало ленте стать культовой и собрать вокруг себя нестареющую армию поклонников. С особенным восторгом фильм приняли подростки. Они перенимали язык и цитировали диалоги героев. А слова вроде «ку», «КЦ», «эцих с гвоздями» и «пепелац» перекочевали с экранов в повседневную жизнь. После премьеры в марте 1987 года людям, которые шли на Данелию, снявшего «Афоню» и «Мимино», режиссер говорил: «Я знаю, что тебе фильм не понравился, но это не имеет значения. Пройдет время, и он тебе понравится, когда ты его поймешь».
В каком-то смысле проблемы понимания сыграли создателям на руку. Сценарий приняли легко, но вовсе не потому, что он очаровал рецензентов. Скорее, его просто не поняли. И только благодаря репутации Данелии и турбулентным 1980-м, когда партийным деятелям стало не до культуры, он все-таки попал в производство. Кажется, что именно эта «турбулентность» сделала возможным не только выход фильма на экран, но и само его появление. Советские 1980-е были довольно интересным временем. Расцвет русского рока с его вечным протестом против текущего уклада жизни и образа мыслей. Новости с Запада, джинсы и «дутые» куртки.
Тысячи людей вслед за Цоем поют о переменах, которых требуют сердца. После почти 70 лет ограничений и жестких рамок людям нужен был глоток свободы. Неудивительно, что необычный фильм, максимально отличающийся от всего, что было раньше, и визуалом, и содержанием, во-первых, воплотился в действительность, а во-вторых, так понравился молодому поколению, настроенному на изменения. Если попытаться описать «Кин-дза-дза! Правда, это определение ровным счетом ничего не даст тому, кто фильм не видел. Хочется сказать, нужно посмотреть, чтобы понять. Вот только просмотр тоже не гарантирует понимания. Но сделать это все же нужно.
Странное слово «кин-дза-дза» было рабочим названием картины, а в прокат она должна была выйти как «Космическая или звездная пыль». По сюжету инопланетяне должны были свободно торговать наркотиками. С наркотиками не сложилось, от «пыли» отказались, а рабочее название закрепилось. Откуда оно взялось, точно никто не знает. То ли Евгений Леонов, исполнитель одной из главных ролей, вспомнил что-то про кинзу и напевал «кин-дза-дза-дза», то ли инопланетянам понравилась трава кинза, привезенная землянами. А начиналось все с 20 единомышленников, которые собрались у костра на океанском пляже «Бейкер-Бич» в Сан-Франциско. Зачинщиками действа стали Ларри Харви впоследствии бессменный идейный вдохновитель Burning Man и его друг Джерри Джеймс, которые сколотили деревянное чучело, притащили его на пляж и торжественно сожгли. Причина и повод — празднование летнего солнцестояния и катарсис после разрыва отношений.
В 1997 году Харви в своей речи скажет, что у него был кризис среднего возраста. На ритуал сожжения человека собрались посмотреть любопытные, которые и стали первыми в истории «бернерами». В наше время сжигание гигантской деревянной фигуры стало завершающим событием каждого Burning Man. Итак, шел 1986 год. Первый «горящий человек» был сожжен, и участники спонтанной вечеринки разошлись по домам. Но идея понравилась. В следующем году толпа выросла до 80 человек, а через год — почти до двухсот. В 1990-м Burning Man привлек на пляж рекордные на тот момент 800 с лишним участников.
Также он привлек полицейское управление Сан-Франциско, которое запретило толпе сжечь нечто, что к этому времени стало деревянным человеком около 12 метров высотой. Посмотреть, как изменилась за прошедшие годы деревянная фигура человека, можно на таймлайне. Столкновение с местными властями заставило организаторов искать место вдали от населенных пунктов. Выбор пал на пустыню Блэк-Рок. Сан-Франциско остался в 300 милях позади, поэтому участники бывшей пляжной вечеринки разбили лагерь на ночь. А уже в следующем году Бюро землепользования потребовало от организаторов представить схему кемпингов и дорог. Она стала первым городским планом будущего Блэк-Рок-Сити. Некоторые жили в Блэк-Роке неделями, строя инфраструктуру и прокладывая дороги в ожидании других «бернеров».
Ларри Харви и другие организаторы, стоявшие у истоков, с самого начала старались избегать внешних влияний на комьюнити поэтому на Burning Man нет рекламы, а все названия брендов заклеены и чурались роли гуру. Они просто хотели создать сообщество мыслителей, деятелей, мечтателей и творцов, которые будут менять мир даже за пределами Блэк-Рок-Сити и нести идеи Burning Man в повседневную жизнь. Меняет очень многих, — говорит Никита Куимов. Во-первых, это длительность. Когда приезжаешь на мероприятие, которое идет один вечер, не успеваешь отключиться от своих внутренних процессов и преодолеть блоки. Ты словно заключен в некий пузырь. Через час или через день он все еще вокруг тебя. Первые дня два ты по-прежнему в своем пузыре.
Но всё вокруг — состояния, паттерны поведения — настолько отлично от того, к чему ты привык, что все равно этот пузырь пробивается. Начинают образовываться новые нейронные связи. Меняются границы понимания возможного. Второй момент — как все выглядит. То, что ты видишь там, нигде больше увидеть невозможно. И главное, конечно же, отсутствие денег. Отношения, не завязанные на выгоде. Ты идешь по улице, а люди тебя буквально затаскивают в свой лагерь.
Ты не приходишь и не просишь, тебе просто постоянно что-то дают. Это очень сильно меняет отношение к жизни. И люди приезжают после Burning Man измененными, генерируют кучу новых идей на этих новых нейронных связях. Мы собираем удаленщиков в разных частях света и в экономике дарения люди друг другу читают лекции, проводят воркшопы. В частности, на наших сменах мы рассказываем про принципы Burning Man по всему миру. И сами живем по этим принципам. Это работает day by day. Думаю, это может произойти.
Иногда бывает и наоборот: люди приезжают заряженными, а ничего не происходит. Это всегда очень индивидуальный опыт. Но все же шанс измениться у человека, который поехал на Burning Man, сильно выше, чем у человека, который туда не поехал». Ларри Харви облек их в слова только в 2004 году, но, по сути, «бернерская» культура формировалась вокруг них с самого начала, причем в конкретном культурном контексте.