Тело Владимира Ленина вряд ли захоронят в ближайшие десятилетия, считает депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Сохраняющийся и по сей день культ Ленина является одной из причин того, что его тело до сих пор не предано земле. В рамках спецпроекта к 150-летию Ленина «Афиша Daily» выяснила, что стало с телом вождя за 96 лет нахождения в Мавзолее, сколько на самом деле процентов осталось от его трупа, и привела инфографику c интересными фактами о нем. Никаких завещаний по поводу того, где его похоронить, Ленин не оставлял. В связи с подготовкой и проведением государственных мероприятий допуск посетителей в Мавзолей Владимира Ленина и к некрополю у Кремлевской стены с 23 апреля по 16 мая 2024 года осуществляться не будет.
Стало известно, когда можно будет захоронить Ленина
Для данного исследования важен тот факт, что вышеуказанные документы прямо отменяли привилегии на основании сословий, титулов и др. Подобное уравнение напрямую затронуло и похоронную сферу жизни новоиспечённых граждан, поскольку в Российской Империи существовало семь разрядов похорон, основанных на социальном статусе умершего, в соответствии с которыми, в т. Традиционно российские кладбища и похоронные обряды, носили конфессиональный характер[4] что, учитывая антиклерикальную политику и эгалитаристскую риторику советской власти в целом, не могло не повлечь за собой масштабную похоронную реформу. Историк и антрополог Анна Соколова, описывает её целеполагание следующим образом: «Похоронная реформа 1917—1918 годов предполагала установление новых правил, основанных на идее другой, якобы более справедливой концепции «общего блага», чем та, которая была принята при старом режиме. Во-первых, необходимо было лишить церковь и другие религиозные институты контроля над погребением и доходами от него. Во-вторых, необходимо было уничтожить деление на разряды погребения, то есть сделать похороны единообразными и доступными для всех.
Третьей целью было введение кремации, против которой систематически выступала церковь». Целеполагание подтверждается и письменными рассуждениям самих большевиков-реформаторов. Один из ближайших соратников Ленина, советский партийный и государственный деятель, управляющий делами Совнаркома в 1917-1920 гг. Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич так описывал данную реформу: «Само собой понятно, что из этой основной реформы должны вытекать давно жданные свободомыслящими людьми гражданский брак и гражданские похороны… Хоронить наших покойников мы также можем гражданским порядком на любом из кладбищ без участия духовенства. Желающие же могут хоронить по-старому, с духовенством, но обязательность таких похорон должна быть отменена совершенно».
Подобные выводы и рассуждения имеют своё документальное подтверждение. В 1917 г. Декретом Российской республики «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января 02 февраля 1918 г. Впоследствии принимается Декрет «о кладбищах и похоронах» от 07 декабря 1918 года, не только прямо легализовывающий кремацию, но и подытоживающий результаты реформы: 1. Все кладбища, крематории и морги, а также организация похорон граждан поступают в ведение местных Совдепов.
Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды как мест погребения, так и похорон уничтожается. Похоронные религиозные обряды в храме и на кладбищах могут совершаться по желанию родственников и близких умершего за их собственный счет. Ни одно погребение не может быть допущено управлением кладбища без представления от местного отдела записей актов состояния документа, удостоверяющего регистрацию факта смерти данного лица. Председатель Совета Народных Комиссаров В.
Ульянов Ленин. Декрет СНК от 07. Данное Постановление уточняет вопросы порядка оплаты похорон и предоставления мест на кладбищах, переводит кладбища, крематории и морги в ведение коммунальных отделов местных советов. Так, например, похороны на территории г. Москвы, в 1924 г.
Действовала данная инструкция до июня 1929 г. Как видно из приведённых выше НПА, по состоянию на январь 1924 года, для советского гражданина существовало два легальных светских способа окончания «последнего пути» — кремация и трупоположение на кладбище. При этом похороны сопровождались следующим документооборотом: 1. Сведения от врачей; 2. Документ из местного отдела ЗАГС, удостоверяющий регистрацию факта смерти; 3.
Заявление родственников умершего иных ответственных ; 4. Документ с места службы или местного органа социального страхования или иного места страхования или государственного учреждения, на иждивении которого находился гражданин или трудовая книжка; 5. Свидетельство на похороны. В совокупности вышеуказанные акты можно трактовать как утверждение не только прижизненной, но и посмертной эгалитарности граждан СССР, ведь, теоретически, любой человек теперь мог быть похоронен на любом кладбище. Тем не менее, на практике, советская власть сама же впоследствии вносила некоторое расслоение.
Иерархиизация захоронений выражалась, например, в практике торжественных захоронений в индивидуальных и братских могилах на Красной площади в Москве, на Марсовом поле в Санкт-Петербурге и иных. Другим примером можно назвать тарифную сетку в 3 категории стоимости похорон, основанную на классовом принципе, принятую президиумом Моссовета 30 июня 1923 г.. Что характерно, похороны Ленина, автора данной реформы, отличаются как от буквы, так и духа НПА того времени,. Глава II. Похороны Ленина Советский гражданин, Владимир Ильич Ульянов Ленин , скончался в возрасте 53 лет 21 января 1924 года в 18 часов 50 минут.
Обстоятельства смерти Ленина, хоть и были широко растиражированы в печати, тем не менее, до сих пор находятся под гнётом секретности. Так, по словам главного врача Научно-медицинского геронтологического центра Валерия Новоселова, при изучении архивных документов в 2016-17 годах, по вопросам болезни и обстоятельств смерти Ленина, сотрудники архива отказались предоставить возможность снять копии с документов, мотивируя это секретностью, продлённой до 2024 г. Новоселов отмечает, что подобная секретность противоречит законодательству и должна была быть снята ещё в 1999 году. Ленина посредством Правительственного сообщения. Ленина» в которую изначально вошли Н.
Муралов, М. Лашевич, В. Бонч-Бруевич, К. Ворошилов, В. Молотов, И.
Зеленский и А. Председателем был назначен Феликс Дзержинский. Об участии в процессе «похоронного подотдела отдела благоустройства Московского коммунального хозяйства Моссовета», а равно заявлений родственников умерших и иных требуемых законом документов, информации в открытом доступе так же нет. Гроб с останками Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для обозрения. Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции.
На оригинале документа слово «останки» — попросту вымарано, а поверх написано «тело». Ленина; «о переименовании города Петрограда в Ленинград»; «об издании сочинений В. Ленина для организации помощи беспризорным детям»; а так же — Постановление «О сооружении склепа для помещения праха В. По сути, данный документ имеет юридическую силу, большую, чем все документы «похоронной реформы», так как был принят высшим органом государственной власти СССР до Конституции 1936 г. Несмотря на юридическую силу Постановления II съезда Советов, низкая детализация его регулирования не отменяет и не заменяет имеющееся на тот момент законодательство, что и открывает простор для юридического дискурса.
Например, по смыслу законодательства, родственники умершего являются непосредственными участниками процесса, хоть это и не было их обязательством или исключительной привилегией. После смерти В. Ульянова Ленина , в живых осталось несколько его близких родственников — сестры Анна и Мария, брат Дмитрий, племянница Ольга, а также — супруга, Надежда Константиновна Крупская. По законодательству того времени, сиблинги и супруг характеризовались как «близкие родственники». Подобный тезис подтверждается, например, п.
Однако исходя из ст. В любом случае участие близких родственников в непосредственной организации похорон законодательно не ограничивалось.
Калининым был поднят вопрос об организации похорон. Сталин, согласившись с Калининым в необходимости организации «величественных» похорон, тем не менее полностью отвергает идею кремации, предлагая забальзамировать Ленина, в целях «позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».
Свою позицию Сталин аргументировал в т. Троцкий прямо возразил Сталину, что его предложение есть ничто иное, как заменить мощи Сергия Радонежского, на мощи Владимира Ильича. Каменев поддерживает критику, говоря, что он: «видит в этом своеобразный и странный отголосок того «поповства», которое бичевал Ленин в своей философской книге». Косвенное подтверждение возможности существования подобного разговора можно, например, найти в автобиографии Троцкого «Моя жизнь: Опыт автобиографии», впервые опубликованной в 1930 году.
В ней Троцкий пишет: «Отношение к Ленину, как к революционному вождю, было подменено отношением к нему, как к главе церковной иерархии. На Красной площади воздвигнут был, при моих протестах, недостойный и оскорбительный для революционного сознания мавзолей. Учитывая тот факт, что на момент смерти Ленина, а равно во время похорон и их приготовлений Троцкий находился на лечении в Сухуме, не публикуя каких-либо сообщений в ходе возведения мавзолея, возможно, этот протест озвучивался им до смерти его близкого соратника. Официальная версия утверждает, что решение о бальзамировании «настолько надолго, насколько это возможно» было принято исключительно после смерти Ленина.
Она базируется на реальных письмах в Комиссию и в СМИ, от граждан, рабочих и партийных коллективов, партийных деятелей. Ленина от А. Из всех родственников умершего публичный протест озвучила лишь Надежда Константиновна, через газету Правда, однако, по воспоминаниям Бонч-Бруевича, не только Крупская, но и брат с сёстрами Ульяновы не поддерживали идею о мумификации: «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича. Так же высказались и его сестры Анна и Мария Ильиничны.
То же говорил и его брат Дмитрий Ильич. Ни у граждан, ни у советской элиты она не прижилась и после. Преданы земле видные деятели у Кремлёвской Стены и на Марсовом Поле. Киров, В.
Куйбышев, М. Горький, В. Чкалов, Ю. Ларин, А.
Цюрупа, К. Цеткин, В. Маяковский и многие другие. Посмертный покой советская власть предоставляла и тем, кого обвиняла в т.
Каменеву, Г. Зиновьеву, М. Тухачевскому, И. Уборевичу, И.
Якиру, А. Енукидзе, В. Блюхеру, П. Постышеву, И.
Бабелю, М. Кольцову, В. Мейерхольду, Н. Ежову, а позже и Л.
Близкой можно назвать историю захоронения Сталина, но, тем не менее, в настоящий момент, он захоронен в земле. Помимо культуры советских похорон, следует отметить отношение советской власти и к мощам, с которыми трупоположение Ленина справедливо сравнивают: «Работая в деревне и ведя антирелигиозную пропаганду, мне приходится сталкиваться с взрослым крестьянством, которое прямо заявляет: «А что, разве нет новой советской религии? Есть, и мощи есть, или, вернее существует новое идолопоклонство», подразумевая под мощами мавзолей Ленина и под идолопоклонством массу существующих памятников. Разве, говорят, не ездят поклоняться «Мощам» или для чего существуют памятники, как не для поклонения.
В то же время советские «врачебные эксперты» признают мощи мумифицированным телом: «Представленное экспертизе тело, называемое мощами святителя Феодосия Черниговского, есть действительно тело человека в состоянии сухого омертвления - мумификации без признаков гниения. Тело хорошо сохранилось». Тело святого Феодосия было представлено на экспертизу 18 февраля 1921 г. Тем большим оксюмороном выглядит произошедшее, учитывая, что Ленин непосредственным образом участвовал в кампании по ликвидации мощей которую справедливо считать частью «похоронной реформы».
Ленин систематически заслушивая доклады и проекты документов, согласовывая, редактируя и утверждая их. Начатая в 1918 г. Ленину, на фоне планов по вскрытию мощей Сергия Радонежского, против такого вскрытия, в совокупности с 5000 подписей, также не возымело каких-либо результатов и 11 апреля 1919 г. Первоначально вопрос о вскрытии мощей является вопросом местного значения.
Ленина , заслушав доклад Междуведомственной комиссии по делу Троице-Сергиевой лавры, поручает Наркомюсту разработать вопрос о порядке ликвидации мощей во всероссийском масштабе. Преамбула данного акта, содержала позицию советской власти к самому факту подобной формы трупохранения, как к недопустимому. Постановление обязывает найденные мощи — предать земле или передать в музеи. Мощи святых передавались в экспозиции Эрмитажа, музея Народного Комиссариата Здравоохранения, региональных и этнографических музеев.
Отношение к мощам, как к музейному экспонату, также является точкой сопоставления между ними и телом Ленина. С годами посещение Мавзолея всё чаще становится строчкой в перечне туристических повесток, где посещение Мавзолея предшествует посещению балета «Спящая красавица» или как архитектурная достопримечательность. Помимо отношения к телу умершего, как к мощам или музейному экспонату, к ним присоединяется и статус объекта научного исследования. Постановление II Съезда Советов не регламентирует вопросы ребальзамирования тела, освежений путём обмывания, последующего создания иных склепов и саркофагов, создания лабораторий, допустимость выноса тела за пределы склепа то есть эксгумации , как, например, на время Великой Отечественной Войны.
Тем не менее, начатая в марте 1924 г. Воробьёва, вместе с Борисом Ильичом Збарским, она положила создание в 1939 г. Лаборатории при Мавзолее В. Лаборатория посвятила свою деятельность исключительно изучению мумификации Ленина, и видных иностранных коммунистически деятелей.
Збарский же в 1944 году получает государственную премию за «выдающуюся научную работу по сохранению тела В. Ленина» в размере 150 тыс. Этичность подобных научных работ и достижений, не поднимается в государственных органах и документах — в принципе. При всём при этом, не стоит недооценивать уровень этики советских ученых.
И если в начале XX века, научная этика, только оформлялась, то к 1980-ым годам, Советский Союз становится передовиком по количеству философов, медиков, учёных развивающих эту дисциплину, как внутри Союза, так и на международном уровне. Научная этика должна четко признавать уникальность и свободу индивида, и быть обеспечена моральными и законодательными нормами и действиями со стороны общества.
Алексей Щусев, архитектор Любопытно, что первый мавзолей, вопреки распространенному мнению, был не законченным произведением, а лишь частью первоначального проекта. Основной объем — куб — должен был стать постаментом для более величественного монумента в виде четырех колонн, перекрытых общим антаблементом — верхней частью архитектурного ордера. Но из-за трудностей, возникших в ходе строительства, от него пришлось отказаться. В конечном счете получилось максимально простое сооружение: единственным декоративным элементом стала надпись "Ленин" на фасаде. Первый мавзолей ожидаемо оказался не особо прочным. Он изначально подразумевался как временный склеп, в котором тело Ленина сможет пролежать некоторое время до принятия окончательного решения.
Поэтому уже весной 1924 года, сразу после закрытия мавзолея на перебальзамирование тела Ленина, началось строительство второго — более монументального, хотя и снова временного. Для подготовки к строительству каменного мавзолея требовалось больше времени, поэтому пока на базе старой усыпальницы решили возвести новую, более долговечную конструкцию — она простояла пять лет. К ее открытию был сделан стеклянный саркофаг по проекту архитектора Константина Мельникова. Алексей Щусев, архитектор Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию — это была задача настоящего мавзолея. Алексей Щусев, архитектор Второй деревянный мавзолей разительно отличался от первого: склеп был объединен вместе со входом и выходом в одно цельное сооружение, двери перемещены к центру фасада, а наверх добавлен небольшой объем, образованный квадратными столбами с венчающей их плитой. Принципиально новым стало появление боковых трибун, хотя мавзолей изначально стоял на месте, с которого Ленин обращался к народу. В первом проекте объединять мемориальный памятник и главную трибуну страны не стали: сразу после смерти вождя революции постройка воспринималась исключительно как его могила. Деревянные мавзолеи Первый строили три дня, второй — полгода.
Третий, постоянный, мавзолей должен был стать самым грандиозным. К составлению проекта привлекли лучших советских и зарубежных архитекторов. В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс, причем к участию в первом туре приглашались все желающие, вне зависимости от профессии. Принимались эскизы, наброски и даже текстовые описания идей. Граждане Страны Советов с энтузиазмом подошли к задаче увековечивания памяти вождя. Крестьяне и рабочие, студенты и служащие присылали свои предложения в комиссию конкурса — всего было представлено 117 работ. Среди них встречались самые нетривиальные варианты: например, монумент в виде корабля "Октябрь" с фигурой Ленина на борту, сооружение в форме пятиконечной звезды или аналог египетской пирамиды. После завершения конкурса в проектировании постоянного мавзолея наступила пауза.
К монументу вернулись только через четыре года. Тогда же было решено отталкиваться от ставшего уже привычным образа деревянного мавзолея, а строительство вновь поручить Алексею Щусеву. Поиски архитектурного решения не прекращались: Щусев разрабатывал новые эскизы, корректировал пропорции и детали. Наконец, финальный проект был утвержден. Каменный мавзолей решили строить полностью из отечественных материалов: гранит для него везли со всех уголков Советского Союза — из карьеров Карелии, Урала и Украины. По сторонам от усыпальницы разместили трибуны на 10 тыс. А Красную площадь в ходе реконструкции перепланировали так, что Мавзолей занял на ней самую высокую точку. Интерьер каменного мавзолея тесно связан с особым ритуалом его посещения: люди обходят тело Ленина, будто бы участвуя в церемонии прощания.
Облицовка верхней части стены напоминает бесконечные колонны с красными знаменами, которые движутся в ту же сторону, что и траурная процессия вокруг саркофага. Каменный мавзолей Строился около полутора лет. Как удалось сохранить Мавзолей и тело Ленина в годы Великой отечественной войны? Мавзолей тем временем замаскировали под двухэтажный дом: над ним возвели металлический каркас, на который натянули огромное полотно с нарисованными окнами и дверьми. Кремлевскую стену также разрисовали под здание, рубиновые звезды на башнях погасили и зачехлили, а золотые купола церквей перекрыли серой краской. Все это сделали для того, чтобы с высоты Красная площадь казалась просто жилым кварталом. Утром 3 июля сотрудникам лаборатории при Мавзолее сообщили, что их эвакуируют вместе с семьями на Восток. Только в поезде им стало известно, куда на самом деле они держат путь.
А ехали они в Тюмень, вместе с телом Ленина в специальном охлаждаемом вагоне. Изначально об этом знал только директор лаборатории Борис Збарский — один из тех, кто в 1924 году бальзамировал вождя. Его назначили ответственным за сохранение тела в период эвакуации.
Как на Красной площади появился мавзолей После смерти Ленина рабочие из дальних регионов не успевали на похороны и предложили его забальзамировать. Хотя многие члены правительства были против, идею все же реализовали. Бальзамированием занимались двое ученых — биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев. Для этого они превратили деревянный мавзолей в лабораторию. Еще в конце 2021 года Дмитрий Песков заявил, что вопрос похорон Владимира Ленина не обсуждается. Однако отметил, что члены правительства планируют заняться этим в 2024 году, к 100-летию со дня смерти Владимира Ильича. Тогда же откроют его завещание.
Эти слова приводит ТАСС. Мавзолей Ленина wikipedia.
Почему тело Ленина никак не вынесут из мавзолея?
Тело Владимира Ленина вряд ли захоронят в ближайшие десятилетия, считает депутат Госдумы от ЛДПР Василий Власов. Сохраняющийся и по сей день культ Ленина является одной из причин того, что его тело до сих пор не предано земле. Ленина если и похоронят то не в ваше и не в следующее поколение, тому есть масса причин. Депутат Вассерман: если похоронить Ленина, его дело не удастся восстановить.
Почему тело Ленина никак не вынесут из мавзолея?
Почему тело Ленина никак не вынесут из мавзолея? | На сооружение первого, временного, мавзолея Щусеву отвели всего пару дней: он получил срочное задание в ночь на 24 января, а уже 26 января должны были состояться похороны Ленина (но из-за проблем со строительством срок сместили на день). |
Вынести нельзя оставить. Почему не хоронят Ленина — и надо ли? | Почему Ленина не похоронили: версия о последней воле вождя. |
КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА? | Телеканал «СПАС» | Дзен | О том, что вынос из мавзолея и последующее перезахоронение останков Ленина может привести к «разделению российского общества», высказался в начале 2016 года и президент Владимир Путин. |
Лоза и Вассерман заочно поспорили о выносе тела Ленина из Мавзолея. Пора ли хоронить вождя? | Когда Россия похоронит Ленина. Традиционное новогоднее новостное затишье в этом году оказалось прервано темой, которая возникает в российской внутриполитической повестке регулярно и каждый РИА Новости, 04.01.2022. |
В Госдуме рассказали, когда будет похоронен Ленин
Остановилось только его сердце ровно 100 лет назад. Но его идеи, его созидательная политика, его тактика, его провидение реализовано в нашей стране. Ленин показал, что за 5 лет можно четырежды изменить политику. Он все сделал для того, чтобы страна, убитая и разорванная в клочья в ходе Первой мировой войны, возродилась в виде советской республики. И он проводил эту политику, по историческим меркам, стремительно - от военного коммунизма, продразверстки, продналога до НЭПа и плана ГОЭЛРО, который осветил всю страну и поднял ее из руин и пепла. Сталин продолжил этот курс, проводя индустриализацию, коллективизацию и культурную революцию. Перед войной за 10 лет было построено 9 тысяч на ту пору лучших заводов. И это был главный памятник тому курсу, который начинал и предначертал на будущее Ленин. И неслучайно вся Европа легла под фашистов, а мы расколотили это жуткое воинство, которое поставило своей задачей уничтожить нашу страну. И сегодня - самые талантливые и грамотные, кроме тех, кто предал нашу Победу, предал всех нас, кто положил страну в 1990-е годы под американский капитал, кто разворовал, растащил, уничтожил целые отрасли… Кроме всех этих - все остальные, в большинстве своём, уважительно относятся к нашим выдающимся деятелям и к нашей истории. А оплевывают ее только предатели, пьянь и законченные мерзавцы.
Циолковский, открывший нам космическую эру, говорил: среди великих Ленин самый гениальный. Эйнштейн писал: такие люди, как Ленин, сберегают и приумножают совесть человечества. Бернард Шоу: если мир пойдет за Лениным, то я спокойно ухожу в мир иной, в противном случае нас всех ждут большие потрясения и несчастья. И ещё… Ленин остается самым читаемым в мире политиком.
Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России.
Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И. Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164.
Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39]. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы.
Требовалось новое, основательное бальзамирование. Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41]. Против замораживания выступил профессор анатомии Владимир Воробьев : он считал, что это только ухудшит состояние тела [42]. Борис Збарский и Владимир Воробьёв предложили способ долговременного бальзамирования: Владимир Воробьёв занимался мумификацией животных и птиц, мумии хранились на кафедре в обычных условиях и за 15 лет сохранились в отличном состоянии. Учёным предложили провести бальзамирование [45].
Чтобы осуществить задуманное, Мавзолей снова закрыли, и 26 марта 1924 года устроили в нём лабораторию [46]. Задача требовала постоянного наблюдения и круглосуточной работы. По приказу Дзержинского к Мавзолею проложили трамвайные рельсы и электрические провода, был установлен специально оборудованный вагон, чтобы учёные могли отдыхать от работы в нормальных условиях [47]. Воробьёв использовал смесь из формалина, ацетата калия и глицерина. Для глубокой пропитки мышц формалином и бальзамирующим раствором на теле сделали разрезы [45].
В апреле Воробьёв с помощью пергидроля отбеливал потемневшие участки кожи. Когда тело Ленина переложили в ванну, в неё поочерёдно добавили спирт, глицерин , а в июне добавили ацетат калия. В конце июня жидкость в ванной состояла из следующих компонентов: 240 литров глицерина, 150 литров воды и 110 килограммов ацетата калия [45]. Успехи учёных произвели на делегатов впечатление. В июне 1924 года началась работа по устройству саркофага, а Мавзолей открыли на один день для участников пятого конгресса Коминтерна.
Зачем политикам фигура Ленина По мнению историка и политолога Павла Данилина , выступление за или против Ленина действительно важно для аудитории политиков. Митинги коммунистов с подношением цветов к Мавзолею говорят о том, что фигуру вождя СССР помнят и чтят, и даже противникам его идей тело Ленина не дает покоя. Для одних защита Ленина — это очень важно, для других, наоборот, важны похороны Ленина, поскольку коммунистов они на дух не переносят. Для них похоронить Ленина — то же самое, что похоронить коммунизм», — рассказал Данилин в беседе с «ФедералПресс».
Кроме того, по мнению эксперта, традиционные выступления КПРФ — политический реверанс другим социалистическим странам. А вот для россиян в целом эта тема не так важна. А вот массово россиянам тема Ленина не просто не близка, а в целом не имеет никакого значения. Это ток-шоу «похоронить Ленина», которое начинается каждый год, но для реальной политики эта тема вообще не значима», — поясняет политолог.
Что касается личного мнения о судьбе «вождя мирового пролетариата», Павел Данилин предложил сделать из Мавзолея музей.
Весь город был в трауре. На всех домах, где черные, где красные с черной каймой, флаги», — записала в дневнике 16-летняя жительница Петрограда Александра Финогенова. Там уже были погребены красногвардейцы, иностранные революционеры, а также некоторые видные большевики — например, председатель ВЦИК Всероссийский центральный исполнительный комитет Яков Свердлов.
Заказать цинковый гроб. Могилу вырыть перед могилой т. Гроб нести на руках и везти на лафете. Существуют разные объяснения, почему в итоге большевики решили гроб с телом Ленина установить в мавзолее.
По официальной советской версии, идею забальзамировать Ильича выдвинули рабочие и рядовые большевики, обратившиеся с соответствующей просьбой к Михаилу Калинину , другому видному партийцу. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича», — возмущался марксист-безбожник Троцкий. Бытует и версия, что сохранить тело Ленина хотели адепты идей революционера Александра Богданова , верившего в возможность физического воскрешения после смерти.
Построить мавзолей нужно было за трое суток. За считанные часы Щусев нарисовал проект последнего пристанища Ленина.
Стало известно, когда можно будет захоронить Ленина
Когда Ленин умер, наверное, его нужно было похоронить, и его вдова была за погребение. Мы поговорили о наследии Владимира Ленина и о том, почему спустя 100 лет после его смерти почитатели искусственно-созданного культа этой личности возражают против его захоронения. В 1929 году пришли к выводу, что хоронить Владимира Ленина не стоит. Если сейчас тело Ленина будет вынесено из мавзолея, то это будет посягательство на веру тех людей, для которых тело Ленина остается святыней, — заявил Иларион. Похоронят ли Ленина в 2024 году: прогнозы и перспективы. Независимо от точки зрения, одно ясно: вопрос о похоронах Ленина в 2024 году останется спорным и актуальным до самого момента принятия окончательного решения.
Возложение цветов к Мавзолею В.И. Ленина в 154-ю годовщину со Дня его рождения
Сейчас попытка устроить погребение Ленина приведет к расколу в обществе и противостоянию, заявил он в ходе телеэфира, посвященного "ленинскому" вопросу. 14 сентября 2020 в 18:28 В Госдуме рассказали, когда будет похоронен Ленин. Депутат Госдумы РФ Василий Власов рассказал, когда может произойти вынос тела Ленина из Мавзолея. Главная» Новости» Похоронят ли ленина в 2024 дата. — Ленин ведь не был первым из лидеров большевиков, кто был там похоронен? Депутат Госдумы РФ Василий Власов рассказал, когда может произойти вынос тела Ленина из Мавзолея.
Ленина вынесут из Мавзолея для перекладки в здании напольной плитки
Когда похоронят Ленина: кто и зачем хочет увезти Ленина из России, правда или нет | Художник из США хочет выкупить тело Ленина за 50 миллионов долларов, для того чтобы сделать из вождя мирового пролетариата арт-объект. |
КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА? | Какими бы ни были причины, по которым не похоронили Ленина, в 1924 году уже никто особо Сталину не возражал. |
«По мощам и елей»: как хоронили Ленина
- Читайте также:
- Церемония похорон
- Мавзолей Ленина: когда похоронят вождя
- Тело Ленина похоронят через 10 лет?
- Возложение цветов к Мавзолею В.И. Ленина в 154-ю годовщину со Дня его рождения
- Тайна держалась почти 100 лет: вот почему не хоронят Ленина :: Ростов-на-Дону :: RusNews
Временное бальзамирование Владимира Ленина
- Наследие революции и символизм
- Когда захоронят останки Ленина? /
- Но мать-земля не принимает тело, а душу отвергают небеса — где и когда похоронят Ленина?
- О компании
- Сторонники коммунистических идей против
Умолял дать яд
- КОГДА МЫ ПОХОРОНИМ ЛЕНИНА? | Телеканал «СПАС» | Дзен
- Рассылка новостей
- Тайна держалась почти 100 лет: вот почему не хоронят Ленина
- Ответы : Зачем тело Ленина хранят в мавзолее? Почему его не похоронят?
Достояние общественности: почему тело Ленина до сих пор не похоронили
На сооружение первого, временного, мавзолея Щусеву отвели всего пару дней: он получил срочное задание в ночь на 24 января, а уже 26 января должны были состояться похороны Ленина но из-за проблем со строительством срок сместили на день. Работы велись в 30-градусные морозы и не прекращались ни днем, ни ночью. Один из участников строительства вспоминал, что ежедневно на стройку приходило много добровольцев и по окончании смены никто не хотел идти домой — все продолжали трудиться. Будучи большим знатоком древнерусской архитектуры, в творческих поисках Щусев намеренно не обращался к ее наследию — увековечивание памяти "отца революции" требовало принципиально нового подхода.
Идея родилась из архитектурных символов вечности: в основу композиции первого мавзолея лег куб, увенчанный трехступенчатой пирамидой. Фактически постройка состояла из трех объемов: центрального куба, под которым находился склеп, и двух боковых — они служили входом и выходом. Усыпальницу обшили тесаными досками в елочку и выкрасили в темно-серый цвет — все это вкупе с композицией создавало впечатление единого каменного монолита.
Имя его навсегда, на вечные времена вошло в историю России, в историю человечества. Как нам почтить его память? Чем отметить его надгробие?
У нас в зодчестве вечен куб. От куба идет все, все многообразие архитектурного творчества. Алексей Щусев, архитектор Любопытно, что первый мавзолей, вопреки распространенному мнению, был не законченным произведением, а лишь частью первоначального проекта.
Основной объем — куб — должен был стать постаментом для более величественного монумента в виде четырех колонн, перекрытых общим антаблементом — верхней частью архитектурного ордера. Но из-за трудностей, возникших в ходе строительства, от него пришлось отказаться. В конечном счете получилось максимально простое сооружение: единственным декоративным элементом стала надпись "Ленин" на фасаде.
Первый мавзолей ожидаемо оказался не особо прочным. Он изначально подразумевался как временный склеп, в котором тело Ленина сможет пролежать некоторое время до принятия окончательного решения. Поэтому уже весной 1924 года, сразу после закрытия мавзолея на перебальзамирование тела Ленина, началось строительство второго — более монументального, хотя и снова временного.
Для подготовки к строительству каменного мавзолея требовалось больше времени, поэтому пока на базе старой усыпальницы решили возвести новую, более долговечную конструкцию — она простояла пять лет. К ее открытию был сделан стеклянный саркофаг по проекту архитектора Константина Мельникова. Алексей Щусев, архитектор Дать дереву монументальные формы и не перейти в бутафорию — это была задача настоящего мавзолея.
Алексей Щусев, архитектор Второй деревянный мавзолей разительно отличался от первого: склеп был объединен вместе со входом и выходом в одно цельное сооружение, двери перемещены к центру фасада, а наверх добавлен небольшой объем, образованный квадратными столбами с венчающей их плитой. Принципиально новым стало появление боковых трибун, хотя мавзолей изначально стоял на месте, с которого Ленин обращался к народу. В первом проекте объединять мемориальный памятник и главную трибуну страны не стали: сразу после смерти вождя революции постройка воспринималась исключительно как его могила.
Деревянные мавзолеи Первый строили три дня, второй — полгода. Третий, постоянный, мавзолей должен был стать самым грандиозным. К составлению проекта привлекли лучших советских и зарубежных архитекторов.
В январе 1925 года Президиум ЦИК СССР объявил международный конкурс, причем к участию в первом туре приглашались все желающие, вне зависимости от профессии. Принимались эскизы, наброски и даже текстовые описания идей. Граждане Страны Советов с энтузиазмом подошли к задаче увековечивания памяти вождя.
Крестьяне и рабочие, студенты и служащие присылали свои предложения в комиссию конкурса — всего было представлено 117 работ. Среди них встречались самые нетривиальные варианты: например, монумент в виде корабля "Октябрь" с фигурой Ленина на борту, сооружение в форме пятиконечной звезды или аналог египетской пирамиды. После завершения конкурса в проектировании постоянного мавзолея наступила пауза.
К монументу вернулись только через четыре года. Тогда же было решено отталкиваться от ставшего уже привычным образа деревянного мавзолея, а строительство вновь поручить Алексею Щусеву. Поиски архитектурного решения не прекращались: Щусев разрабатывал новые эскизы, корректировал пропорции и детали.
Наконец, финальный проект был утвержден. Каменный мавзолей решили строить полностью из отечественных материалов: гранит для него везли со всех уголков Советского Союза — из карьеров Карелии, Урала и Украины. По сторонам от усыпальницы разместили трибуны на 10 тыс.
А Красную площадь в ходе реконструкции перепланировали так, что Мавзолей занял на ней самую высокую точку.
Последующее бальзамирование тела вождя революции — уже на 40 дней — провели профессор анатомии Владимир Воробьев и биохимик Борис Збарский. Гранитный Мавзолей Владимира Ильича Ленина увидел свет в 1930 году. С того времени и до конца существования Советского Союза это здание так или иначе фигурировало в истории страны и всего мира — от парадов Победы до полета человека в космос. По христианской или по атеистической? Да и кому решать, что есть нетленная во всех смыслах история, а что — пережиток прошлого?
И если в начале XX века, после образования социалистического государства, шел полный слом всех социальных и этических норм, то позднее это уже стало скорее нормой от привычки», — заметил в беседе с «360» Шуванников. Global Look Press Режиссер уверен, что российские власти поступают, в отличие от многих активистов, мудро, оставляя вопрос с нахождением Ленина в мавзолее неизменным. Так Россия избегает ненужных общественных трений и не уподобляется многим бывшим странам Советского Союза, которые в первую очередь бросились сносить своих бронзовых вождей со всех площадей. В какой-то мере эта задача выполнена: для многих людей фигура Ленина стала заменой святым или святой фигурой. Любые попытки изменить этот статус-кво, убрать тело из мавзолея будут восприниматься как покушение на нечто святое», — объяснил Шуванников. Однако, добавил собеседник «360», похоронив тело одного из самых неоднозначных и при этом значимых людей в истории страны, россияне в первую очередь выполнят волю самого Ленина и его жены.
Надежда Крупская, как вспоминали современники, после похорон мужа в мавзолее больше ни разу замечена не была. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и так далее — всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Надежда Крупская из письма, опубликованного в газете «Правда», 30 января 1924 года Почему не надо хоронить Ленина Депутат Госдумы и публицист Анатолий Вассерман в разговоре с «360» рассмотрел как самого Владимира Ленина, так и судьбу его останков с точки зрения политики. Он напомнил, что с необратимыми последствиями решений вождя мирового пролетариата современная Россия вынуждена мириться до сих пор. Например, с его решением дать национальным регионам Советского Союза право на выход из состава государства.
Скажем, сама структура социалистического государства в значительной степени им была создана, а эта структура повлияла на весь мир. Собственно то, что мы сейчас называем социальным государством, появилось в противовес государству социалистическому, чтобы показать, что в условиях рынка возможно достижение некоторых социальных благ», — добавил депутат. Уровень, масштаб и значимость Ленина, его действия в условиях, когда не приходилось выбирать между хорошим решением и плохим, а подстраиваться под объективную реальность, сделали из Владимира Ильича культовую фигуру, подчеркнул Вассерман. И обращаться с такими фигурами надо бережно. Во-первых, негоже вычеркивать какие-то периоды из исторической памяти. Во-вторых, вообще не люблю необратимые действия.
Если мы его перезахороним, то мы не сможем его тело восстановить, когда в очередной раз оценим его деятельность под другим углом.
По их мнению, Ленин остаётся в Мавзолее из-за решающей позиции президента РФ. Он ещё в 2019 году заявил : тело Ленина «не нужно трогать, во всяком случае до тех пор, пока есть...
Борьба с Ильичом — борьба с Россией? Ленин — уникальный биополитический феномен, считает кандидат социологических наук Иван Суслов. По его мнению, Ленин — один из немногих исторических деятелей, если вообще не единственный, физическое тело которого и после смерти продолжает обладать политическими смыслами.
Более того, с мумией Ленина «оппоненты продолжают политический диалог, яростно требуя повторной смерти вождя мировой революции», а она приобретает «функции защитника эпохи социализма», обратил внимание социолог. На постсоветском пространстве Ленин «ассоциируется с защитником русского мира и проводником влияния России», продолжил Иван Суслов. Он напомнил слова кинорежиссёра Карена Шахназарова: «Когда ломают статуи Ленина, в этом есть что-то антирусское».
Поэтому борьба с российским влиянием приобретает форму борьбы с каменными копиями тела вождя мирового пролетариата, полагает Иван Суслов. В связи с эскалацией американской борьбы c неправильными памятниками летом 2020 года в западных медиа повысился интерес к исторической политике российских властей, отказавшихся от выстраивания единого нарратива повествования — прим. Таким образом, один из пиков упоминаний Ленина в июне 2020 в западных медиа пришёлся на апогей американской борьбы с историческими деятелями, не вписавшимися в актуальную BLM-повестку», — подчеркнул кандидат социологических наук.
Читайте ещё: Незаметная война: как сносят памятники Ленину в российских городах Декоммунизация провалена Дискуссии об искоренении из российской топонимики имени Ленина, как и споры о предании земле его останков, покоящихся в Мавзолее на Красной площади, давно потеряли смысл и превратились в пустую болтовню, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров. А попытки насильственной декоммунизации в России провалились, обратил внимание он.
Позже он подкорректировал свои слова в интервью "Смене", сказав, что это "шёпотная легенда". Якобы кто-то из старых большевиков слышал, как он говорил, что хотел бы быть похороненным на Волковском кладбище Петрограда рядом с матерью. Пустой саркофаг: Как тело Ленина тайно вынесли из Мавзолея То, что никакого завещания не было, подтверждала и племянница вождя, Ольга Дмитриевна Ульянова. Она же уверяла, что никогда ни от кого из родни не слышала о желании вождя быть похороненным рядом с матерью. Религиовед Денис Батарчук сказал Лайфу, что вряд ли, несмотря на религиозные взгляды и неверие в Бога, вождь мирового пролетариата хотел бы после смерти быть мумифицированным. Известный священник РПЦ Дмитрий Смирнов сказал Лайфу, что вопросы об отпевании такого человека в православном храме кощунственны с точки зрения верующего человека, поскольку Ленин не любил Россию и не желал ей добра. Это доказывают история, разгром церквей, репрессии и убийства представителей духовенства.
По мнению историка РПЦ, пожелавшего остаться неизвестным, разговоры о захоронении тела Ленина напоминают сейчас национальную игру, но через некоторое время она закончится — с уходом эпохи и людей, которые пока не готовы её отпустить. Однако в сознательном возрасте выбрал путь богоборца и стал творцом "научного атеизма". Именно поэтому его не считают членом Церкви и к нему не могут применять погребальные христианские обряды, в том числе и отпевание. Книга хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Представитель ФСО раскрыл тайны Мавзолея: почему Ленина не перезахоронят
Он не входил в комиссию по организации похорон под председательством Ф. Дзержинского, которая принимала такие решения, а его подручный К. Ворошилов, член комиссии, яростно противился этой идее. Сталин являлся членом Политбюро, которое, оказывается, утверждало все рекомендации комиссии, но, кажется, активной роли в принятии решения не играл. По слухам, возникшим через несколько десятилетий в 1960-е гг. Эта история выглядит весьма неправдоподобно. Мысль, что такой осторожный политический тактик, как Сталин, будет открыто предлагать способ распорядиться телом Ильича, пока тот ещё жив, да ещё в присутствии своего главного соперника Троцкого, почти смешна. Верховные руководители сочли бы обсуждение подобного вопроса при жизни своего драгоценного Ленина непростительным оскорблением, и Сталин точно не подставился бы так, на радость Троцкому. Советская историография Согласно советской историографии, идея не захоронить тело Ленина, а сохранить его и поместить в саркофаг возникла в среде рабочих и рядовых членов большевистской партии, которые направили многочисленные телеграммы и письма об этом руководству Советской России. Официально это предложение выдвинул М. Постсоветская историография Большинство постсоветских историков полагало, что эта идея на самом деле была инспирирована И.
Сталиным , а корни этой идеи видели в желании некоторых большевиков см. По мнению некоторых историков, Сталин уже в то время намеревался восстановить историческую парадигму , дав народу царя в лице себя самого и бога в лице Ленина. Другие версии Также существует точка зрения, что идеологом посмертного сохранения тела Ленина был Леонид Красин он осуществлял надзор за бальзамированием тела Ленина , который разделял идеи Александра Богданова о физическом бессмертии и Николая Фёдорова о возможности физического воскресения умерших в будущем [27] :163-164. Высказывается и точка зрения, что одной из причин, побудивших руководство страны сохранить тело Ленина, было стремление не допустить появления самозванцев , выдающих себя за Ильича, поскольку в народе стали распространяться слухи, что Ленин пытался убежать из Кремля и покаяться перед народом, однако был остановлен охраной у Иверских ворот и изолирован в Горках [38] :35-36[ неавторитетный источник ]. Лаборатория по сохранению тела Ленина[ править править код ] 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина и своевременному принятию необходимых мер». Вопрос о сохранении тела обсуждали на заседаниях тринадцать раз [39]. Первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина, этому мешало и весеннее потепление. В начале марта академик Алексей Абрикосов сообщил о появлении на теле Ленина пигментации и изменении цвета кожи — начинались необратимые процессы. Требовалось новое, основательное бальзамирование. Исполнительный комитет под председательством Вячеслава Михайловича Молотова принял решение об использовании низких температур для сохранения тела [40] [41].
Против замораживания выступил профессор анатомии Владимир Воробьев : он считал, что это только ухудшит состояние тела [42]. Борис Збарский и Владимир Воробьёв предложили способ долговременного бальзамирования: Владимир Воробьёв занимался мумификацией животных и птиц, мумии хранились на кафедре в обычных условиях и за 15 лет сохранились в отличном состоянии. Учёным предложили провести бальзамирование [45]. Чтобы осуществить задуманное, Мавзолей снова закрыли, и 26 марта 1924 года устроили в нём лабораторию [46]. Задача требовала постоянного наблюдения и круглосуточной работы.
Из дерева же была сделана надпись «Ленин».
То есть надпись не менялась со времен первого Мавзолея. Вход организовали с одной стороны, затем ступеньки вниз и выход с другой стороны. Вот и вся конструкция. Из воспоминаний архитектора Щусева: «Все сооружение было сделано из дерева и обшито деревянными досками. Планировка Мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивающий беспрерывное движение значительных масс народа без образования встречного потока. Для этого в Мавзолее были сделаны две двери — одна входная, другая выходная.
Входя, народ должен был спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом Владимира Ильича, и, обходя его кругом, поднимались по такой же лестнице к выходной двери. Для утепления Мавзолея было решено выстлать пол, стены и потолок центрального зала хвойными досками со слоем чистых опилок между ними. Лестницы оставались холодными». Потолок зала был оформлен полотнами материи красного и черного цвета, собранными складками. В центре находилось изображение серпа и молота. Серп и молот были сделаны из красной материи на черном фоне.
С потолка спускались две электрические лампы в матовых абажурах. Зачем же тогда понадобилось возводить новый Мавзолей? К тому же выяснилось, что одной своей частью Мавзолей стоит на непрочном грунте, которым засыпан Алевизов ров. Ведь с 1508 года Кремль был не только крепостью, но и островом. Тогда ров глубиной до 20 метров был прорыт от реки Неглинки до Москвы-реки, была система прудов и запруд. Засыпали его уже после войны с Наполеоном.
Кидали все, что под руку попалось: органика, мусор… С инженерной точки зрения очень хорошо было сделано. Но не для Мавзолея. Но в перспективе могла возникнуть большая проблема. Поэтому пока было решено поднять фрагменты белокаменной облицовки рва и передать в Исторический музей, а стены укрепить слоем песка. Но производить какие-либо бетонные работы не было никакой возможности. Из воспоминаний архитекторов: «Через 10 дней после открытия Мавзолея приходилось менять ступеньки на входе и выходе».
В исторической литературе, как правило, фигурирует профессор Борис Збарский. Он действительно совершенно замечательный специалист, но он не был первым. Первых было двое: одного, профессора Владимира Воробьева, пригласили из Харькова. Второй, профессор-анатом Петр Карузин, был знаменит тем, что лучше всего понимал биохимические процессы, которые происходят с телом после смерти. У него есть монография по этому поводу. Так что Збарский был всего лишь третьим из приглашенных.
Другое дело, что он добился, как ни парадоксально, самых лучших результатов. Комиссия по увековечиванию, комиссия по похоронам — она четыре раза меняла название — решила, что работать надо прямо внутри склепа. Но там температура около нуля градусов, некомфортно для серьезной работы. После двух дней один из профессоров уехал с воспалением легких. Пришел Феликс Дзержинский, увидел все это — и за полдня поставили специальный вагон на Красной площади с отоплением и едой, чтобы можно было хоть как-то отогреваться. Начались работы.
Не было единой точки зрения, каким образом все это будет происходить. Но победила точка зрения Збарского. Справка «МК»: Борис Збарский разработал метод бальзамирования с помощью антисептического бактерицида. Ученые из команды Збарского создали «бальзамическую жидкость». Она блокирует процессы высыхания тканей и предотвращает любые изменения в коже. В 1934 году специально созданная комиссия пришла к выводу, что «результаты сохранения тела В.
Ленина представляют собой научное достижение мирового значения». Опять же деревянный. На этот раз дискуссий особенных не было. Форма первого Мавзолея вполне понравилась высшему большевистскому руководству. В результате тогда же, в марте 1924 года, началось строительство второго Мавзолея. По сути, новый деревянный Мавзолей накрывал собой первый.
Он просто был более монументальным, более серьезным. Деревянная усыпальница Ильича версии 2. Потом еще шли работы по оформлению внешнего вида и интерьеров, уборка территории. Вновь открыт Мавзолей был 1 августа 1924 года. Это было уже фундаментальное здание, с применением нормальных строительных технологий, широкими лестницами, которые ведут в траурный зал. Именно в тот момент появился тот образ Мавзолея, который мы видим сегодня.
Визуально они очень похожи. Решение о возведении трибуны принималось перед самой войной. Тогда Мавзолей уже был каменным.
Проблема Украины рано или поздно будет решена.
И, с большой долей вероятности, будет поставлен вопрос о перезахоронении Ленина, который стоял у истоков развала российской империи. А в качестве основания результаты вышеприведенного опроса. Но пока стоит дождаться решения первой проблемы. А что будет потом, покажет история….
Критики указывают на то, что сохранение тела в противоречии с правилами природного порядка и традициями христианской погребальной культуры. Для некоторых людей Мавзолей стал своеобразным памятником и историческим свидетельством периода, который они считают значимым и революционным. Следовательно, захоронение Ленина может быть воспринято как попытка стереть историческую память и изменить официальную интерпретацию событий. Москва, Большой Саввинский пер. II; Адрес редакции: 119435, г.