В интервью телеведущей Ксении Собчак проповедник, и по совместительству бывший телеведущей телеканала «Спас» Павел Островский рассказал о причинах его ухода с телевидения. Агата Муцениеце и Павел Прилучный. Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное – домашнее воспитание. Связь между успешной карьерой мужчины и проблемами в его семье нашел и описал в своем Telegram-канале известный православный священник и блогер, настоятель храма в Нахабине Павел Островский. Павел Федорович Островский (1807-1876) – дядя Александра Николаевича Островского со стороны отца.
Павел Островский: биография, личная жизнь, жена, дети, семья
Корреспондент "Знаменки" сходила на эту встречу и собрала в своем материале самые интересные вопросы и ответы, которые прозвучали в тот вечер. Например, священника попросили дать совет молодым семьям: — Если у вас христианский брак, запомни, что в Священном Писании ни разу не сказано, что жена должна любить мужа. А вот муж жену — должен. Жена любит супруга в ответ: если ты нежен и внимателен с ней, она ответит тебе тем же. Следуй совету апостола Петра а он был женат и знал, о чем говорит : жена — немощнейший сосуд, то есть сосуд с хрупкими стенками.
Разве церковь не говорила о грехе мздоимства, о неправедных чиновниках, не обличала их? Такое было, и не раз. И те, кто это делал, преследовались властями.
Все это было сказано уже не один раз. Поэтому, мне кажется, что лучше говорить о Боге, чем в очередной раз сказать очевидную для христианина вещь, что нехорошо обижать сирот, вдов, нуждающихся. Вспомните первые недели после начала. Кто только не высказался: и прихожане, и священники, и священноначалие — и это были очень разные мнения. Я полагаю, что у нас, я имею в виду церковь, нет еще достаточно опыта, чтобы реагировать на такие ситуации. Информационно реагировать прежде всего. Поэтому лучше говорить о Боге.
А до СВО была пандемия. Какие страсти разворачивались! За прививки! Против прививок! Дезинфицировать лжицу для причастия или нет? Какие словесные баталии! А сегодня, наверное, о них уже многие забыли.
Другие времена, иные проблемы. Вообще, как я заметил, люди чаще всего хотят не узнать какое-то мнение, а найти то, которое соответствует их собственному. Человек уже знает ответ на вопрос, когда идет его искать. Такой парадокс. И от церкви часто требует того же: чтобы священники подтвердили его правоту. Зачем такие соблазны, которые приводят только к разладам и размолвкам? Сказал царь Давид: «Всяк человек есть ложь».
Особенно это касается каких-то политических оценок. Поэтому давайте лучше говорить о Боге. Люди хотят знать мнение священника. Информационный мир травмирует нас. В нем нет правды. Они сталкиваются. Не надо вносить разлад, сталкивать.
Не надо говорить о политике священникам. Лучше о Боге. Люди не знают Библии, не читают ее. Пусть лучше этим занимаются. Давайте им этот пример подадим. Могу такой привести пример из времен недавних. Те, кто пошел добровольцем в «красную» зону во время коронавируса, вот эти люди меньше всего разглагольствовали о том, нужны прививки или нет.
И она со мной согласилась. Тут проявился очень глубокий и важный парадокс, относящийся отнюдь не только к нашему воспитательскому опыту: внешнее давление всегда вызывает протест, но при этом может оказывать живительное влияние на душу. Фото: georg-hram. Одна из самых больших сегодня проблем в верующих семьях — дети вырастают и уходят из Церкви. Как их удержать?
Мне нравится строчка Пастернака: «Но быть живым, живым и только, живым и только до конца». Родители могут быть виноваты, когда не занимаются детьми — бросают их на бабушек, на кружки и секции или, как часто происходит в наше время, просто дают им в руки айпад, чтобы, с одной стороны, не надо было беспокоиться, где ребенок, с другой, он не мешал им заниматься своими делами. Отец бросает семью — тоже есть его вина. А если отец и мать стараются воспитывать детей, в этом их заслуга. И когда родители верующие, дома есть какой-то церковный уклад, дети к нему приобщаются, но это тоже ничего не гарантирует.
Детская религиозность проходит, и человек должен сам сделать выбор, а сделать его бывает непросто. Насколько я понимаю, помочь этому невозможно, можно только не мешать своим давлением, не травмировать человека. Но и при самом разумном поведении родителей нет никаких гарантий. Когда коснется человеческого сердца призывающая благодать, знает только Господь. Огромное значение имеют произволение человека и Промысл Божий.
То, как я воспитываю своих детей, тоже имеет значение, но больше для спасения моей души. Родительское воспитание — почва, семя — воля самого человека, а солнышко и дождик от Бога. Все должны стараться, но всё в руках Божьих. Как только я начал воцерковляться, сразу полюбил священство, захотелось самому служить, причем было неважно, в кафедральном соборе или в сельском храме. Моя мечта сбылась не сразу, но когда дети еще росли, неудивительно, что им понравилось отцовское служение.
Но установки вырастить их священниками у нас с матушкой не было. Всё-таки священство личное призвание, вот троих Господь призвал; если призовет четвертого, и он будет служить. Двое до недавнего времени служили со мной, да и сейчас — настоятели в нашем благочинии. Ну а старший после долгих размышлений — он советовался и со мной, и с отцом Георгием Бреевым, ездил в Лавру к отцу Кириллу Павлову , с ним беседовал, — выбрал монашество. Мне приятно, что трое моих сыновей служат, но я понимаю, что это Господь их призвал.
Протоиерей Константин Островский, епископ Константин Островсий , Никита Островский Жить общей жизнью — Можно догадаться, что жили вы очень скромно, а в девяностые годы, когда все они были еще детьми и подростками, в стране началось сильное расслоение, появились богатые. Никогда не роптали они, что у кого-то из ровесников есть то, чего у них нет? Мне кажется, здесь очень многое зависит от отношения самих родителей к своему материальному положению. Мы действительно жили скромно а когда я был аларником, просто на подаяние — и батюшки помогали, и прихожане , но никогда не считали себя обделенными. В своей самооценке мальчики ориентируются на мать, девочки — на отца я об этом читал у Фрейда, но, по-моему, это общее мнение в психологии.
Если мама огорчена тем, как выглядит ее сын, он начинает комплексовать, а если мальчик маме нравится, он чувствует себя уверенно.
И это не страсть, страсть не делает лучше, страсть делает "любимого" просто вкусным тортиком, который скоро будет съеден и нужен будет другим. А любимый - не тортик, он кондитер, который печёт и печёт тортики, вкусные только для того, кто его любит и кого любит он.
Видимо, пора на диету, если я вижу везде тортики.
Жена Павла Островского
о том, почему Крещение нельзя воспринимать как традицию погружаться в морозные купели. Павел Островский о настоящей любви, полезном браке, лихих деньгах и ь. 23 февраля на площадке ярмарки священник Павел Островский провел встречу с общественностью г. Астрахани и гостями выставки. Поиск Бога в жизни будущего священника Павла Островского начался, когда он лицом к лицу – столкнулся со смертью близкого человека. Павел Островский сочетался с женой Маргаритой в Таинстве Венчания 2004 год. священник Павел Островский - известный православный миссионер, настоятель подмосковного Георгиевского храма в Нахабине, основатель и руководитель благотворительной группы «Добрые дела».
7 фактов про Павла Островского — самого забавного священника в Интернете
Он решил, что не стоит своих дочерей и сына отдавать учиться в специальные школы с религиозным уклоном: его дочери Серафима и Василиса, это точно известно, пошли в обыкновенную среднюю школу. Полная гармония — так можно описать семейную жизнь Павла Островского. Единственное, на что он сетует — что из-за своей занятости общественной работой не может посвятить жене и детям столько времени, сколько ему на самом деле хочется. Монастырь сирийских отцов В прошлом году довелось посетить Египет. Самое яркое впечатление — это, конечно же, коптские монастыри. Колыбель монашества. Давно сложившиеся суровые иконописные образы из житий трещат по швам — когда видишь в монастырях молодых, сияющих счастьем монахов. Нас сопровождают звоном тимпанов — небольших ударных инструментов, типа литавр — и динамичными песнопениями, в которых, понятно, мы не знаем ни слова. Каждый монастырь — это целый город.
Иногда десятки, порой сотни гектаров земли, огороженной от враждебного и завистливого взора иноверцев. Копты не скрывают своей радости от встречи с нами. Они живут Христом — в Которого и мы веруем. А Он — Один. Для них жизнь во Христе — не теория, а суровая реальность жизни. В агрессивно настроенной мусульманской среде быть христианином — ежедневное исповедничество. Буквально за месяц до нашего приезда убили очередную монахиню. Просто так, подошли на улице — и застрелили.
Ни за что. Точнее, за то, что смеет быть христианкой и носит огромный крест на шее — черный, кожаный, даже не металлический, не позолоченный. Не стесняясь свидетельствовать о своей вере — и понимать, какую цену, возможно, придется заплатить. На руках у коптов — татуировки креста. Они с удовольствием их демонстрируют: крестик можно сорвать с шеи — а этот крест — только вместе с конечностью. Я нигде не видел таких счастливых монахов, как в этих древнейших монастырях христианского мира. Они и не пытаются скрывать, что им там — хорошо. Когда мы рассаживаемся в просторной гостиной для беседы за чашкой чая, монахи буквально облепливают своего старенького игумена: кто-то ложится в ноги, кто-то присаживается рядом на пол на корточки, а один и вообще бесцеремонно сзади облокачивается на игуменское кресло.
Они, словно котята, так и льнут к своему отцу. Видя такую непосредственность, один из нашей группы решается задать давно мучивший его вопрос: «Отче, скажите, а как братия борется с унынием? Вторая попытка: «Ну, понимаете, когда монаху ничего делать не хочется, ему плохо, одиноко, он грустит, впадает в тоску и безысходность? И тут происходит то, чего мы совершенно не ожидали. Они начинают… хохотать. Не улыбаться, не сдержанно похихикивать, не возмущенно отрицать — а хохотать в голос. Им на самом деле смешно. От нашего дурацкого вопроса.
Можно ли спрашивать об унынии в семье, где тебя — любят?.. Интересные факты о священнике Первую не «светскую» книжку, которую взял в руки мальчик Павел, будущий священник и проповедник, сделал его отец, Константин Островский. Мужчина в то время 80-е годы не мог купить детские религиозные книги они попросту не издавались : он вручную записал в несколько переплетенных тетрадей «Жития святых» печатными буквами, на простом и понятным детям языке. Через несколько лет этот самодельный томик был издан под названием «Жития святых для детей». Будущий иерей в юности не просто увлекался футболом — он был страстным болельщиком, его любимой командой была ЦСКА. Священник говорит, что отец его и братьев не просто воспитывал в строгости — частенько он даже пользовался ремнем, чтобы вразумить детей! Павел с братьями сильно хулиганили в детстве, и отец Константин с молитвой на устах, бывало, прибегал к телесным наказаниям. Но своих детей Павел Константинович никогда не наказывал телесно, и не собирается это делать.
Павел Константинович был в числе немногих, кто вступился за Ксению Собчак и ее жениха, когда они выбрали в качестве свадебной машины катафалк с убранством внутри, как гроб. Он сказал: «Гроб и кровать имеют одинаковую начинку: простыня, подушка, одеяло. Может, Ксения и ее супруг достигли такого духовного уровня, что для них каждый совместный день, как последний? И теперь для них любовь — до гроба». Павел Константинович очень плохо отнесся к тому, что Евгений Петросян обратился в церковь с просьбой развенчать его брак с бывшей женой Еленой Степаненко. Он сказал: «Даже если найдется священник, который пойдет на развенчание, это не снимет с Петросяна грех прелюбодеяния. Возможно, светское общество считает по-другому, но я консервативен и осуждаю его поступок. А в Евангелии сказано на этот счет: «Что Бог сочетал, человек да не разлучает».
А вот Диму Билана он поддержал, когда артист после позорного выступления в Самаре принес публичные извинения и пообещал провести еще один бесплатный концерт и построить детскую площадку: «Это серьезный и очень положительный поступок. С популярных людей спрос в разы больше, потому что они влияют сильно на молодежь своими деяниями». Священник резко и одновременно остроумно отзывается о форумных троллях, которых сейчас развелось огромное количество в интернете: «Используют свои мозги в виде сливного бачка — в одном месте пошутят, в другом оскорбят, в третьем осудят, и сразу смываются. Даже на улице, узнавая меня, трусливо себя ведут. Подбегают со спины, кричат: «А Бога нет! Целое поколение в интернете — трусливых людей! Изобилие и скудность, насыщение и голод, богатство и бедность — все перенесу и приму, и поможет мне в этом укрепляющий меня Иисус Христос». А про то, что он пользуется интернетом, делает с прихожанами селфи, Павел с юмором отзывается: «И правда, куда катится мир!
Священник не стоит на коленях, залитый воском, не читает в полумраке что-то древнее, ужас! На этот счет Павел Островский говорит: «Я стал намного сдержаннее в своих речах благодаря моей маме и старшему брату, которые долго являлись моими цензорами. Благодарю всех, кто был моими постоянными подписчиками, а особый респект тем, кто подписывался и отписывался от меня несколько раз — я ценю ваши страдания! По центру как-то странно кружатся два взрослых мужика. Очень крепких. В руках — по зачехленному армейскому ножу. Присматриваюсь — на головах полиэтиленовые пакеты. Мутные и мокрые от пота.
Глаза уже вылезают из орбит.
Всем критикующим священник предложил вспомнить слова Христа, что добрый человек из доброго сокровища сердца всегда выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца выносит только злое.
Надо признать, что родители молодого человека совершенно не ругались на него после исключения из духовной семинарии в плане того, что нервничали за его будущее. Просто отец и мать разговаривали с ним, хотели понять — что его интересует, чем он хочет дальше заниматься. В армию он служить пойти не мог — его комиссовали после перенесенного тяжелого фронтита воспаление носовых пазух. Еще слова будущего священника: «Очень благодарен родителям, что они не заставили меня идти учиться, потому что даже если бы поступил — учиться бы нигде не стал». От церкви он полностью не отвернулся, ведь он же там работал, к тому же продолжал ходить на службы, молился дома: «Но все равно образ жизни вел я не слишком хороший, выпивать продолжал периодически. Правда, исповедался, причащался. И блуда не было! Для себя четко решил — этого делать нельзя», — снова его слова.
Счастливый отец своего семейства У отца Павла Островского есть семья. Его жену зовут Маргарита, они поженились в 2004 году. У них трое детей. Павел так говорит о жизни в семье: «Я безмерно благодарен Богу за свою жену: за все ее черты характера: за манеру поведения и общения… Врать вам, дорогие читатели, о том, что моя жена мне кажется идеальной, я не буду. Но так устроил Господь, что все несовершенства моей жены положительным образом сказываются на мне: воспитывают меня, смиряют, учат терпению. Семейная жизнь — это снегопад. Если ты в мире с женой и любишь ее, то хлопья снега в лицо вызывают у тебя улыбку… Но если мира нет, то снег раздражает… Дьявол знает, что если мира между мужем и женой не будет, то и любовь рано или поздно уйдет. Поэтому сохранение мира в семье — это самое важное».
Павел Островский Павел Островский с женой, дочками и сыном Никитой Смотрите также статью Андрей Ткачёв: биография, фото семьи Его трудный путь к Богу Окружающие в тот период удивлялись: как может сочетаться в этом молодом человеке совершенно искренняя вера в Бога и одновременно далеко не совершенное поведение? Вот еще фрагмент рассказа Павла о себе: «Если при мне начинал кто-то откровенно богохульствовать, то мог и в морду от меня получить! И я одновременно и богохульствовал, и осквернял все вокруг, то есть личный пример — что было, то было — подавал ужасный ». Молодой человек одновременно с работой в церкви пономарем начал увлекаться фотографией: «У меня неплохо получалось, и я даже мог бы этим зарабатывать, если бы захотел. Но мне вполне хватало денег за пономарство и за клирос, я по поводу денег совершенно не парился», — практически дословно из откровений Павла в интервью. Читайте также: Какое значение имеют 7 смертных грехов Павел Островский в молодости 2008 год «Когда же начал пробиваться яркий свет к Богу, в какой момент случилось, что вы полностью отказались от прошлой жизни? На самом деле «вспышка» у него случилась, когда трагически погибла его невеста, и когда разом переменилась вся жизнь простого пономаря Павла, особо не проявляющего усердия в служении Богу. А потом случилось второе важное событие в его жизни — встреча с нынешней супругой Маргаритой, которая полностью его поменяла как личность и направила на тот путь, которым священник идет сейчас: подробности личной жизни Павла Островского будут описаны подробнее немного позднее.
Одно надо сказать сейчас: встретив девушку совершенно неверующую, но начавшую интересоваться христианством, он через разговоры с ней сам пришел к решению, что надо полностью измениться и заново поступить в семинарию. Чтобы парень, который курил, выпивал, имел настоящие двойные стандарты работал-то в церкви! И их недоверие будет иметь под собой основу: на самом деле трудно поверить, чтобы человек так легко отказался от ужасного образа жизни, стал примерным христианином, и начал и других наставлять на путь истинный. В 2004-м году, по словам Павла, у него «резко переключился мозг»: не было никаких божественных явлений, света Божьего, который послал ему некий сигнал. Просто в двадцать один год Павел Островский в один момент осознал, что до этого была «заморозка, некая криокамера, а не жизнь» — снова его высказывание. Павел Островский и Вероника Иващенко Поступив в семинарию, он начал активно в интернете участвовать в дебатах, посещал разные форумы, где спорили о вере. Делал это он в те годы анонимно, и позднее со смехом это комментировал: «Слава Богу, мои подписчики сейчас не могут прочитать то, что я допускал тогда в чатах и на форумах! Там была ужасная ересь, и сквернословил я жутко, защищая веру Божью!
И опять нужно упомянуть супругу Павла, с которой он встретился: девушка стала его женой не только из-за симпатии сначала, а потом по причине любви, а еще потому, что он нашел в ее лице единомышленника, приведя ее к Вере. Даже больше скажу: я сам в полной мере не осознавал, каким будет священство, к которому меня тогда потянуло, а вот жена меня полностью поддержала». Так он с благодарностью вспоминает период, когда они с Маргаритой только поженились. В 2008-м году Павел Островский окончил семинарию — он поступил в духовное заведение на этот раз в Коломну. Ездить было на занятие очень далеко, потому молодой человек принял решение обучаться экстерном, заочно. Но на экзамены-то приходилось ездить все равно: «Адская мука была — сначала туда четыре часа, и столько же домой. Это был крест, но была и польза: я учился тому, до чего раньше не дорос», — так потом Павел рассказывает про несколько лет учебы. А его все сильнее и сильнее тянуло к священству: рукополагаться можно после второго курса, но владыка Ювеналий не дал студенту Островскому на это разрешения: «Подождите еще годик».
Владыка Ювеналий отказал Павлу и на третий, и на четвертый год! Ну а когда окончил семинарию, тогда точно рукоположили», — так закончился долгий путь отца Павла к настоящему служению Богу. Семинария, в которой я отучился до конца, и уже потом стал священнослужителем — она помогла мне полностью осознать то, что до тех пор не понималось мною по-настоящему глубоко, правильно мне несколько лет подряд отказывали». Настоятель храма в Павшинской пойме подмосковного Красногорска — вот какое назначение получил Павел Островский, и куда он поехал после семинарии с женой. И снова нужно упомянуть про эту удивительную женщину, потому что когда муж ей сказал: «Поедем в область, будем заниматься хозяйством, даже, может, придется тебе корову доить», — она с радостью согласилась. Почти сразу же по приезду в Красногорск кроме основной деятельности Павел Островский вознамерился создать Евангельский кружок, хотя многие, даже пожилые прихожане, его не поняли: «Зачем это нужно?
Хороший закон? Ведь если его исполнять, то любой тиран, самовлюбленный дурак, фанатик, потребовав себе главенства в семье, испортит всем жизнь, превратив ее в ад. Но такого закона в Библии нет. Зато есть вот что: муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви Еф. То есть мужу не дана вседозволенность. Муж может быть главой семьи по примеру, который показал нам всем Христос. Какой же пример показал нам Христос? Об этом мы читаем в Евангелии: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих Мф. То есть сначала Христос послужил нам Церкви , а потом уже мы пошли за Ним. Так же и в браке: сначала муж самоотверженно служит жене, а потом она постепенно начинает идти за мужем. И как мы ко Христу приходим не сразу, так же и многие жены не сразу признают авторитет мужа. Таким образом, как заключает автор, христианская семья, это не семья, где главой является муж. Христианская семья — это малая Церковь, которую возглавляет Христос. С Христа берет пример муж, а с мужа берет пример жена. А на супружеских венцах изображено Распятие, в напоминание о том, что любовь в браке достигается только самопожертвованием. А основой христианской семьи является единомыслие. Именно из единомыслия рождается настоящая любовь. Как достигается единомыслие? Что является основной проблемой в семье? Счастьем или испытанием является семейная жизнь?
Новости с тегом "Павел Островский"
Она со Христом Богом! Помолитесь, пожалуйста, об упокоении души новопреставленной Светланы.
У нас главным миссионером был апостол Павел, который говорил, что «для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых». Если ты можешь неверующим людям на их языке рассказывать о Боге и они в итоге начинают интересоваться Православием, значит, у тебя это дарование есть. Но если ты не вызываешь интереса у неверующей или нехристианской аудитории, у тебя не получается на их языке доносить Слово Божие, то, значит, у тебя просто нет миссионерского дара. Раз нет — значит, нет. Как говорил апостол Петр, каждый должен служить тем даром, который дал Господь.
Я вот, например, точно знаю, что у меня нет богословского дара, поэтому я никогда не затрагиваю богословские темы. Нужно учиться слушать людей, потому что даже если человек не христианин и в Бога не верит, то это совершенно не означает, что он плохой человек. Необходимо уметь выслушивать, находить что-то хорошее в человеке и пытаться это развивать. Миссионер — это не тот, кто постоянно говорит, а тот, кто внимательно слушает человека и старается его понять. Для меня это стало очевидным, когда я прочитал про миссию святителя Николая Японского, который говорил: сначала полюби человека, потом дождись, когда он тебя полюбит в ответ, а потом расскажи ему о Христе. Понятно, что полюбить человека — это в первую очередь его понять. Потом дождаться, когда он начнет тебе доверять, только уже потом ему говорить о Христе.
Как быть в этой ситуации миссионеру? То есть много учителей, а отцов мало. И эти его слова сегодня особенно актуальны. У нас действительно на каждом шагу коучи от англ. Кругом одни пестуны. Но от этого в человеческой жизни не становится больше тепла и смысла. А людям, бывает, просто не хватает банального дружелюбия, в том числе и на приходах.
Иногда не нужно долго что-то рассказывать, надо быть просто отцом, то есть проявить к человеку теплое отеческое отношение. И оно станет лучиком света в этом потоке суеты, люди на это сразу откликаются. Сегодня для миссионерства самое благодатное время. Поскольку жаждущих тепла, полноты жизни в Боге очень много, и они ищут правды. Как говорил Христос про ловцов человеков, надо найти крючок, как человека зацепить, чтобы он понял, что ты ему зла не желаешь, относишься к нему по-доброму. Что это будет за передача? Я стану одним из ведущих.
Это тоже ответственное служение, частично миссионерское. Двое его старших братьев также выбрали путь священнослужителя. В 2008 г. В этом же году хиротонисан митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в Преображенском храме города Люберцы. Постоянный участник программ «Ответ священника.
Ей было очень непросто жить, много скорбей выпало на ее долю, но она при этом была большая молодец.
Незадолго до ее кончины мы ее причастили и соборовали. Теперь у нее наконец-то все хорошо.
В настоящее время священнослужитель ведёт активную общественную и миссионерскую деятельность. При Георгиевском храме в Нахабине [16] открыто молодёжное сообщество [17] , куда могут прийти ребята самых разных вероисповеданий. В ходе этих молодёжных встреч которые Островский назвал «ПяТёрками» ребята общаются, играют в настольные игры и хорошо проводят время в дружелюбной среде. По словам многих участников, эти встречи стали для них большой отдушиной в довольно суровой школьной жизни.
Тремя основными правилами встреч являются: 1. Никакой брани 3. Никакого морализаторства Эти правила касаются всех участников. При храме также работают киноклуб, женский клуб, сообщество православных девушек «Урсулинка», бесплатные курсы игры на гитаре и укулеле, студия вышивки. Открыта и воскресная школа. Каждое воскресенье после службы в трапезной при храме проводятся бесплатные обеды для всех желающих, в которых участвует и Островский.
После службы каждое воскресенье Павел проводит разборы Священного Писания. Одним из главных принципов работы священника Павла Островского, является принцип: «Даром получили — даром давайте», основанный на отрывке из Евангелия от Матфея: Больных исцеляйте, прокажённых очищайте, мёртвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте Мф. Именно поэтому все требы в храме, где Островский является настоятелем, — абсолютно бесплатны. Желающие могут пожертвовать что-то священникам или храму, но это сугубо личное решение каждого. Все товары в церковной лавке продаются по себестоимости, свечи в храме также находятся в бесплатном доступе для каждого. Проекты в YouTube[ править править код ] В 2021 году Островский вернулся к развитию своего канала на YouTube [4] , запустив программу «Помолчим» [19] , где любой желающий подросток смог прийти и рассказать свою жизненную историю.
Шоу имело резонанс, в Калининградской области по нему был даже поставлен спектакль. Причиной стало то, что многие подростки рассказывали на «Помолчим» [19] истории насилия над ними как морального, так и физического, а порой и сексуального характера. Позже появились и другие программы: «Помолчим в кавычках» [20] — «Помолчим» для взрослых, «Есть разговор» [21] — разговоры с Павлом Островским на актуальные темы, «Простыми словами о православии», «Несерьёзно» [22] — юмористический подкаст с подростками, у которого позже появился самостоятельный канал и другие. В 2022 году священник Павел Островский стал автором идеи для проекта «Евангелие в манге» [23] , где Библейская история рассказывается на страницах комиксов, нарисованных в японском стиле. Проект вызвал множество споров и оценок, как положительных, так и отрицательных. Постепенно Островский начал выходить из проекта, чтобы его участие в нём не мешало миссионерской деятельности священника.
Жена заставляет ходить в церковь. - Павел Островский иерей
В последние дни на нашем портале разыгрались нешуточные заочные баталии со священником Павлом Островским, о которых наши читатели могут судить по нескольким публикациям на «Русской народной линии». Настоятель Георгиевского храма в Нахабине Павел Островский уже 19 лет счастлив в браке с супругой Маргаритой, с которой у него родилось трое детей. В Орле побывал известный священник, миссионер и блогер иерей Павел Островский. «Жена у меня никуда не лезет, советов никому не дает, подруг, по сути, не имеет и в соцсетях не появляется», — написал полушутя священник Павел Островский.
Миссионер и блогер священник Павел Островский встретился с астраханцами
Священник-блогер, настоятель Храма в Нахабино в Красногорском городском округе Павел Островский 18 марта встретился со студентами университета «Дубна» в рамках федерального проекта «Диалог на равных». Отец Павел Островский общается с православными через социальные сети уже много лет. Павел Островский о настоящей любви, полезном браке, лихих деньгах и ь.
Священник Павел Островский: «Церковь осуждает Петросяна за связь с молодой девицей»
В школе мы учимся ради того, чтобы эти знания предложить потом, в ВУЗе, чтобы использовать потом дальше на работе. Даже в брак мы вступаем, чтобы и дальше род продолжить, достичь любви, научиться этой любви и так далее. Соответственно, жизнь с точки зрения христиан имеет смысл, именно если есть вечная жизнь. Если мы здесь, это всё дальше идёт в вечность, причём в вечность уходит только любовь. Поэтому если ты добился всего сам, то ты молодец, потому что у тебя есть творческие таланты, есть какие-то стремления, только где духовная жизнь? Где твоё общение с Богом вечным, то, чего невозможно добиться самостоятельно? Ну и последнее. Даже если речь идёт про атеиста, который всего добился сам, но, например, если он в браке, счастье в браке — это он один добился или всё-таки вместе со своей женой?
Уже не сам, а уже в коллективе вместе с женой. Послушание детей, если у них дети послушные — это его только личный подвиг, что он их как-то воспитал правильно, либо это уже участие детей тоже? На работе, если он много чего добился и счастлив на работе — это только он один или все-таки еще был коллектив, который сотрудничал? Это просто к тому, что есть такая штука, которая называется тщеславие, когда мы много чего приписываем себе, что нам не принадлежит. Отвечал священник Павел Островский Показать полностью 3.
К ним относится тема прививок — надо их делать или не надо, школьного или домашнего обучения, грудного или искусственного вскармливания, присутствия или отсутствия мужа при родах жены. Хотя темы «холиварные» от англ. Только все раздражаются. Можно поднимать глубокие темы, касающиеся духовной жизни, — молитва, пост.
Они тоже бывают жаркие, но они приносят пользу. Что Вас побудило к этому? Не могу сказать, что, устраивая дебаты на религиозные темы в интернете, я кого-то тогда привел к Богу или что-то полезное сделал. Первые годы моих выступлений в интернете не назовешь особо удачными. И опыта не было, и излишне эмоционален был, пытался скорее не выслушать человека, а что-то ему доказать. Все эти ошибки совершает любой начинающий миссионер. Формат текстового обмена сообщениями для миссии не очень подходит, потому что твои слова всегда могут быть неправильно поняты, переиначены, ты сам можешь неправильно понять человека. И пока вы друг до друга донесете то, что хотели донести, устанете и просто не сможете воспринимать другого человека. Впервые возможность проводить прямые эфиры появилась в социальной сети «Перископ».
Это было четыре года назад. Mиссионерские плоды были очевидны! Помню, первый год ведения прямых эфиров в «Перископе» — а вел я их каждый день — проходил в очень простом формате: я включал камеру, и любой человек мог задать мне вопрос в чате. Люди видели меня. Сначала я допустил ошибку: тогда я уже был священником, но проводил эфир не в подряснике с крестом, а в светской одежде. Когда же я стал выступать в облачении, то уже один мой внешний вид стал «цеплять» людей, поскольку я был тогда первым и единственным священником в этой социальной сети. И это, безусловно, был успех! Тогда мне уже стало совсем очевидно, что от текстового формата надо постепенно отказываться и переходить на видео. В какой-то момент у социальной сети «Перископ» возникли технические проблемы, другие социальные сети перехватили инициативу, добавив у себя возможность вести прямые эфиры.
Я тогда перешел в Instagram, где у меня было уже гораздо больше подписчиков. Там получился хороший симбиоз: ты можешь и выходить в прямые эфиры, и писать тексты, которые могут тоже побудить людей посмотреть твои эфиры. Что их настораживало? В те годы духовенство в интернете особо не присутствовало. К сети было очень осторожное отношение со стороны Церкви. Были и саркастичные шутки от собратьев священников, мол, вот у нас батюшка онлайн, батюшка из интернета. Читайте также: Илья пророк в черкизове расписание богослужений. Храм пророка Илии Воздвижения Креста Господня в Черкизове Очень многие священники, в том числе пожилые, не понимали, что наша страна очень нуждается в миссионерстве. Большая часть людей не то что отрицает авторитет Библии и Церкви, но они просто не знают ничего ни про Библию, ни про Церковь.
Ананьев — Подвижничество. Иерей Павел — Да, это все-таки от слова «движение». И я бы посоветовал бы нашим футболистам сборной России совершить подвиг — двигаться чуть быстрее. Ананьев — Да им уже незачем. Иерей Павел — Уже незачем, да. Ну не будем сыпать соль на рану. Ну я про то, что это движение, и что когда, например, ты смотришь, как спортсмен, который должен двигаться, он стоит, то, с одной стороны, он может себя чувствовать даже хорошо, но плодов от этого не будет вообще никаких. Соответственно, в браке крайне важно, чтобы было движение, и в первую очередь должен за собой смотреть, чтобы ты двигался, а не за тем, кто как двигается. Потому что все люди разные, и движение — это все время путь из точки А в точку Б. И когда я хочу, например, чтобы жена куда-нибудь двинулась, я же не знаю ее точки А.
То есть, наверное, есть смысл сначала с ней поговорить, узнать, в каком она состоянии находится — может, у нее там голова болит, или, может быть, она посмотрела какой-нибудь Телеграм-канал, в общем, и теперь она находится в глубоких мыслях, или переживаниях, или страхе или, наоборот, в очень хорошем настроении. То есть я, может быть, предлагаю ей совершенно неправильный путь, двинуться не в ту сторону. То есть я говорю: поехали в Сергиев Посад. А в Сергиев Посад можно ехать только с Ярославского вокзала, а она, может быть, на Казанском. То есть надо сначала-то ну хоть как-то... То есть вот это очень важно, что подвиг, он всегда из точки А в точку Б. Мы же — это опять же вопрос к фантазиям, да, — мы же зачастую, во-первых, не думаем о себе, в какой мы точке находимся. Например, когда человек хочет подвизаться духовной жизнью, ему важно подвизаться в реальной духовной жизни, не фантазировать про себя. Я, например, про себя точно знаю, что из меня очень плохой молитвенник, мне сложно дается молитва. Мне нравится молиться, но молитвенник я плохой.
И поэтому ну как бы я знаю, что у меня, например, что-то не будет получаться, вот мне сложно это дается. У меня, например, что-то в другом лучше получается. То есть я должен понимать себя реальным. Иначе все, что я начну там делать, да, ну как бы точка А — я не приду в точку Б, если я не найду эту точку А. И так же в браке — это вопрос про движение, про анализ, но никак не про что-то такое негативное. Это вообще очень интересно. Единственное, что в браке плохо — это нельзя, как в компьютерной игре, сохраниться и перепройти этот путь.
Ты будешь видеть, как деньги, которые ты дал своим детям, портят их. Лучше бы они зарабатывали все сами, чтобы они ценили, а не вот так вот тратили то, что ты заработал. С жизненным опытом появится осознание, что то, чего я добиваюсь сам, на самом деле не только пользы не приносит, а еще зачастую много вреда приносит. И вот человек, который имеет этот жизненный опыт, он понимает, что если смысл жизни упирается только в то, что здесь есть, то жизнь не имеет смысла. Жить здесь ради жизни здесь смысла нет. В школе мы учимся ради того, чтобы эти знания предложить потом, в ВУЗе, чтобы использовать потом дальше на работе. Даже в брак мы вступаем, чтобы и дальше род продолжить, достичь любви, научиться этой любви и так далее. Соответственно, жизнь с точки зрения христиан имеет смысл, именно если есть вечная жизнь. Если мы здесь, это всё дальше идёт в вечность, причём в вечность уходит только любовь. Поэтому если ты добился всего сам, то ты молодец, потому что у тебя есть творческие таланты, есть какие-то стремления, только где духовная жизнь? Где твоё общение с Богом вечным, то, чего невозможно добиться самостоятельно? Ну и последнее. Даже если речь идёт про атеиста, который всего добился сам, но, например, если он в браке, счастье в браке — это он один добился или всё-таки вместе со своей женой?
Биография священника Павла Островского
Священник словами Христа вступился за Риту Дакоту из-за хейта за венчание в храме "голой" | Для Павла Островского переломным моментом стала трагедия — гибель его невесты в автокатастрофе. |
Павел Островский: «И всё на самом деле хорошо» - Орловская среда-плюс | Православие - Интервью. |
Известный общественник Волгограда в четвертый раз стал отцом - 4 апреля 2024 - V1.ру | Иерей Павел Островский объяснил, почему церковь отрицает концепцию сексуальной свободы до брака. |
Павел Островский: биография и личная жизнь , интересные факты и новости — Эмиграция и переезд | Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное – домашнее воспитание. |
Островский против Турецкой: инста-батюшки против инста-абортниц
- Отец Павел Островский: «К вере не обязательно приходят через родителей, нужно найти ее в себе»
- Курсы валюты:
- Новости партнеров
- Из талантливого рода Островских: Павел Федорович Островский - Лента новостей Костромы
Павел Островский: «И всё на самом деле хорошо»
Telegram: Contact @pavelostrovski | После встречи корреспондент ГТРК "Орел" Юлия Опанасюк пообщалась с Павлом Островским и узнала, что больше всего беспокоит жителей нашего региона и россиян в целом. |
Из талантливого рода Островских: Павел Федорович Островский - Лента новостей Костромы | большая и счастливая семья!». |
Павел Островский: «И всё на самом деле хорошо» | Универсальный совет для тех, «кто ввязался в семейно-развлекательную игру «Остаться в живых» дал священник, настоятель Георгиевского храма в поселке Нахабино Московской области и блогер Павел Островский в своем Instagram. |
В Орёл приедет священник-блогер Павел Островский | Павел островский священник жена и дети фото. |
Священник Павел Островский: «Церковь осуждает Петросяна за связь с молодой девицей»
Поступление в Московскую духовную семинарию, отчисление за неподобающее поведение, общение с футбольными фанатами. Во времена бурной молодости будущий батюшка был классическим футбольным ультрас и топил за цвета ЦСКА со всеми вытекающими — ненавязчивым хулиганством, легким вандализмом и деликатными столкновениями с соперниками и стражами правопорядка. Но рано или поздно все взрослеют. Для Павла Островского переломным моментом стала трагедия — гибель его невесты в автокатастрофе. После чего батюшка пересмотрел многие моменты в жизни — и вернулся к вере, заочно окончил Коломенскую духовную семинарию, стал настоятелем Георгиевского храма в Нахабино. Женился и обзавёлся детьми. А затем присоединился к проекту «Батюшка онлайн». А вскоре начал вести собственный Инстаграм — и получал, и продолжает получать неоднократные выговоры от своего руководства за вольность поведения.
Но самое главное — при всём этом он остался Человеком. Помнящим о грехах и слабостях, понимающим, что каждый имеет право на ошибку, и незачем колотить его за это кадилом по голове. Результатом нашей работы, напомню, стал прирост в 57 тысяч подписчиков за 2,5 месяца. Это — с учётом бана Инстаграм-аккаунта. А работа ведь только началась! В скором времени планируем запуск нового YouTube-канала. Он будет таким же, как и сам инста-батюшка — самобытным, ярким, интересным, слегка юморным и близким для всех, независимо от вероисповедания и взглядов на жизнь.
Наша задача — не «накрутить» батюшке подписчиков за счёт эпатажа. Мы ждём, что на каналы Павла Островского подпишутся православные, католики, атеисты, саентологи и пастафарианцы. Кто угодно, кто обладает критическим мышлением или нуждается в добром совете без осуждения. И да — это один из, прямо скажем, немногих случаев, когда раскрутка идёт не во имя заработка. Иногда даже владельцы рекламных агентств делают хорошие дела просто так, бескорыстно. И даже если вы просто улыбнётесь, прочитав пару шуток от Павла Островского, значит, все это было сделано не зря. Или зря?
А вы подписались бы на православного инста-батюшку, будучи верующим-атеистом-представителем другой существующей или вымышленной религии?
Соблюдение авторских прав: Все права на материалы, опубликованные на сайте mk-orel. Использование материалов, опубликованных на сайте mk-orel. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk-orel.
У меня резко изменились представления о том, как должна строиться семья. Ее нерушимость, послушание детей родителям, разделение ролей так глубоко вошли мне в душу, как будто я вырос в такой семье, хотя я никогда ничего похожего не видел, да и не читал нигде об этом.
Но мне стало ясно, что муж — глава семьи, все его должны слушаться, он должен обеспечивать семью, а жена должна заниматься домашним хозяйством. Правда, четвертая беременность у нее протекала тяжело, и мне тогда приходилось много делать по хозяйству, но я ей объяснял: я помогаю тебе не как муж, а как брат. Если отец готовит плов или пельмени, это семейный ритуал. Хочу уточнить, что я никому ничего не навязываю. Тем более не хочу, чтобы кто-то из моих слов сделал вывод, что его жена должна уйти с работы. Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное — домашнее воспитание. Я считаю, что так естественнее: муж — лидер, на нем лежит ответственность за семью во всех смыслах: материальном, душевном, духовном , а жена — надежный тыл, мужа поддерживает и детьми занимается.
Но если муж насильно посадит жену дома, ничего хорошего это не даст. А когда оба супруга работают, вечером приходят домой, жена готовит ужин, а муж смотрит телевизор или сидит за компьютером, это нелепо. Еще большая нелепость, а такое тоже бывает, когда муж безработный, пальцем о палец не ударяет, чтобы найти хоть какую-то работу, и по хозяйству ничего не делает, а жена и деньги зарабатывает, и его «обязана» обслуживать. Такого быть не должно. Я просто говорю, как, на мой взгляд, должно быть в идеале. Как я это осуществлял, другой вопрос — не хочу и не могу хвалиться. Просто очень важно понимать, что мы разные, а я об этом стал догадываться только в институте.
Нас учили, что все люди одинаковы, у мужчин и женщин есть только анатомические различия. В этом смысле советское воспитание было либеральным — идеи, что нет никаких других различий, популярны и на Западе, и в США. Неправда, есть и другие, не менее важные различия. Мы равны перед Богом, потому что созданы все по Его образу и подобию, но не только у взрослых мужчин и женщин разная психология, но и у мальчиков и девочек. Поэтому и в жизни у нас разные роли, и в семье. Сейчас модно говорить о самореализации, так вот она свою самореализацию видела в воспитании детей, и я счастлив, что у нас с ней совпали представления о женской самореализации. Все годы моего алтарничества наш общий духовный отец протоиерей Георгий Бреев летом оплачивал нам дачу на 43-м километре, я оттуда ездил на службу, там же проводил отпуск, вот тогда мог уделить им больше времени.
А когда мы жили дома в Москве, я 2-3 раза в неделю возил детей в церковь на литургию. Поскольку сам я не спортсмен разве что в юности занимался классической борьбой , не рыбак и не грибник, не мог ни к рыбалке сыновей приобщить, ни составить им компанию в играх. Но случалось, конечно, с ними побегать, повозиться. Многие считают, что кем бы ни стал потом мальчик, какие бы у него не были блестящие способности к математике, языкам или музыке, он как мужчина обязательно должен уметь что-то делать руками, а также постоять за себя, чтобы в случае необходимости защитить слабого. Кран мог поменять, но не более того. А умение за себя постоять, если есть характер, само придет. Как все родители, мы наверняка совершали какие-то ошибки, но думаю, что в целом воспитывали своих сыновей неплохо, раз они выросли настоящими мужчинами: и за себя постоять могут, и за семьи свои чувствуют ответственность.
Старший выбрал монашество, он уже епископ, ректор Коломенской семинарии, это тоже огромная ответственность.
Особенно если ему диагноз не нравится. Потому что вопрос жизни и смерти. А то легкомыслие, которое сейчас есть, конечно, оно и в России есть. Пусть украинцы не обижаются, в России всё то же самое. Людям вообще по барабану на Христа, честно говоря. Поэтому такое отношение.
А вот когда для тебя это важно… Вот для меня это важно. Я не сомневаюсь, что есть вечная жизнь. Я понимаю, что, я однажды родился в этот мир, у меня пупок есть, свидетельствующий о том, что я однажды умер. Я жил в животе у мамы, потом родился сюда. Внутриутробная жизнь закончилась — временная началась. Временная закончится — будет рождение в Вечность. Мне важно, чтобы я был именно со Христом.
Я в каком-то смысле — пусть не обижаются мусульмане — осознанно не мусульманин. Я осознанно не иудей. Я не верю в это. Я верю конкретно, что Христос воскрес из мёртвых, именно это — вечная жизнь, и никакой другой больше нет. И православие было веками одно и то же. Сейчас православных не так много. Ну и Христос сказал: «Когда приду, найду ли веру на земле?
Даже среди мусульман не так много людей, которые Коран-то читают и намаз совершают постоянно. Не так много. Я беру в данном случае Россию. У нас была такая надежда, что, если уж будут трогать Церковь, то украинцы выйдут, не допустят поругания, не допустят политизирования. Этого не произошло. Люди довольно спокойно отнеслись. Те, которые выходят и встают грудью, защищают Лавру, — это десятки человек, не больше.
Нет никакого массового движения. Что происходит с людьми? Почему так? С одной стороны. Страх умереть. Люди понимают, что вот эта ненависть, с которой всё это делается, она способна убить. Когда Апостол Пётр, очень ревностный человек, такой пылкий по своей вере, сказал Христу: «Господи, за Тобой я готов идти даже на смерть».
На что Христос повернулся к нему и грустно сказал: «Петух не пропоет дважды, как ты уже трижды от меня отречешься». И когда Христа на суде у Каиафы первосвященника только стали бить и издеваться, Пётр, наблюдая это, подряд трижды отрекся. А последний раз ещё и с клятвой, сказано в Писании, стал клясться: «Я никогда не знал этого человека». И он это сказал — и закукарекал петух. Первый раз. Дважды петух не пропел, и он трижды от Него отрекся. И Пётр вышел — и горько заплакал.
Страшно, когда такая ненависть. И в советские времена, когда у нас по всей стране [были гонения] с яростью и с ненавистью, объявляли врагами народа. Вам не напоминает это Украину? Там же никто не говорит, что борется против Христа. Борются как бы с врагами народа. Никто не говорит, что вы христиане, а вот, дескать, мы язычники, давайте вас убьём. Там есть, конечно, всякие такие совершенно неадекваты, которые кричат «слава сатане», или ещё что-либо.
Им говорят: вы геть московского попа, вы враги народа. И за это их гонят. И люди боятся. И я не сомневаюсь, что гонения увенчаются успехом. И всех активных пересажают или убьют, храмы все отнимут. Честно говоря, если не будет вмешательства Бога, ничего не остановится. Господь может вмешаться.
Но это бывает редко. Чаще всего Господь даёт возможность людям получить то, что они хотели. Как мы в советские времена получили, обтекаем до сих пор. Мы корни свои русские срезали. Казнены были почти все священники. Все активные миряне, которые хоть что-то делали, были тоже казнены или посланы на десять лет. И, соответственно, мы всё свое православие срезали на корню, у себя же, своими руками.
У нас православная церковь сегодня — сиротка, без папы, без мамы. Христос — глава Церкви, понятно. Но мы все эти традиции как-то по крупицам пытаемся восстанавливать. У нас люди не знают песен русских народных. Фольклор неизвестен. Архитектура неизвестна. Национальные костюмы никто не знает.
Это всё было отменено. Вот, на Украине сейчас происходит всё то же самое. Они так боролись с коммунизмом, что решили повторить просто буквально ещё раз. Это невероятно странно выглядит, конечно. У нас же всё отменили русское когда-то. У нас строили наше светлое советское будущее. И поэтому всё, что ему мешало, всё было отменено.
И вот, люди сегодня и думают: кто мы, Россия? Кто мы — советские? Или какие мы? Восприятие нашей истории — Как раз смысл в том, чтобы научиться себя принимать, научиться принимать свою историю. Монолитно, а не кусочками. Осталось теперь только попытаться сшить несшиваемое. Это правда очень сложно.
Я молюсь Господу Богу о своей любимой стране, России, Родине моей. Чтобы Господь как-то совершил чудо. Потому что Советский Союз строился на отмене царского времени. И эта отмена успешно произошла. Вот как попытаться теперь соединить всё, что было во времена Российской Империи хорошего — взять, совместить с тем, что было хорошего в советское время. Как это сшить, когда одно появилось за счёт отмены другого? Это сложно.
Особенная сложность с тем, что у нас до сих пор есть люди, которые прямо монархисты и всё советское отрицают полностью, и есть люди советские, которые отрицают всё монархическое. Там есть люди, которые имеют и власть, и финансовые возможности, и свои идеи. То есть, у нас есть люди, которые прямо хотят реинкарнировать Советский Союз, и есть те, которые хотят реинкарнировать монархию. А нужно пройти по минному полю и собрать добрые плоды. Взять всё самое лучшее, что было во времена Российской Империи, включая веру православную. Если будет к нам милостив, то даст кого-нибудь нам. Во времена татаро-монгольского ига появился Сергий Радонежский.
Его назвали Игумен Земли Русской. Один человек вокруг себя воодушевил русский народ. Представляете, какая любовь была народа? Это чудо. О нём и молимся. Надо трудиться, безусловно. Потому что Господь не даёт чуда на пустое место.
Должна быть почва для этого. Нужно трудиться, всем. Неважно, какие у тебя взгляды, надо работать. Трудиться и Богу молиться. Чтобы Господь даровал чудо. Патриотизм с точки зрения веры — Как вера определяет патриотизм? Вообще в Церкви как определяется понятие патриотизма?
Обязательно ли верующий человек должен быть патриотом? Да благо тебе будет, да долголетен будешь на Земле». Вся наша страна состоит из отцов. Это Отечество. Страна состоит из семей. Соответственно, «отец» — по-гречески «патер». Отсюда — «патриотизм».
Патриотизм — это любовь к отцу. Любовь к семье. Любишь свою семью, любишь, чтишь своих родителей, любишь своих детей — соответственно, если так все делают, появляется любовь к стране. Это же заповедь, это же сложно. Потому что бывают, знаете, какие родители. Как их там чтить? Бывает одна только память об отце и матери — и уже слезы наворачиваются.
Но чтить родителей, быть верным своей жене, быть верной своему мужу, любить своих детей — и вот тогда ты можешь, как минимум, в начальной стадии, называться патриотом. Если ты изменяешь своей жене, ты не патриот. Даже если ты там будешь с флагом России ходить, даже ты будешь армии помогать, ты в глазах детей будешь предателем. Ты изменил матери. Ты неверный. Всё, ты предатель. Человеку, который на личном опыте понимает, что такое верность, должно быть понятно, что это такая вещь, которую нельзя обсуждать.
Даже на самом-самом минимуме нельзя обсуждать. То есть я не обсуждаю ни с кем свою верность Христу. Если мне кто-то скажет: «При каких условиях ты сможешь отречься от Христа? В этот же момент. Я с врагом даже разговаривать не буду. Не согласен — ну, будешь ответственнее на выборы ходить. Вот и работай.
Не бывает так, что у тебя всё со всем согласно. Вот, я в браке живу девятнадцатый год. Я много раз с женой не соглашался. Что мне теперь, идти бабу на стороне какую-то искать? А бывает, жена тебе внимания не может уделять. Например, жена беременна. Не может тебе уделять в полной мере женского внимания.
А как мужчине оно мне, может, хочется. И куча мужиков изменяет своим женам. Они предатели. Ну, а ты терпи. Терпи, жди, да, ухаживай за ней, и так далее. Не нравится тебе, что, может быть, там правитель делает — трудись. Страну-то продолжай любить.
А там, глядишь, что-то изменится. Но если ты просто изменишь своей стране, просто уйдешь, — ну всё, ты бросил. Границы священнических советов — Если человек приходит с вопросом по поводу мобилизации — идти или нет — священник может дать такой совет? Священник должен человеку давать совет духовный. Я не буду влезать в вопрос мобилизации, когда идёт междоусобная война. Приходили люди, кто хотел уклониться, потому что страшно. Ты человеку можешь сказать о вреде страха.
Просто объяснить ему про веру, всё остальное. Но решение будет принимать он всё равно сам. Приходили люди, которые хотели уклониться, потому что у них там мама или отец, или потому что там Родина. А он здесь живёт, сам по национальности украинец, а там его Родина. Я не имею права давать ему советы в стиле: «Нет, твоя Родина здесь, иди и воюй». Ты говоришь ему духовный совет. Ты можешь сказать: поступай по совести, живи как христианин, молись Господу Богу.
Как совесть тебе подскажет, так и поступай. В любом случае, за любое решение, которое ты примёшь, нести ответственность будешь только ты. Я на себя эту ответственность брать не буду. Я могу на себя взять ответственность тогда, когда речь идёт про духовные вещи. Вот он мне говорит: «Я хочу жене изменить». Я ему скажу, что если ты это совершишь, то это грех прелюбодеяния, ты будешь отлучён от Церкви. То есть ты не сможешь исповедоваться, причащаться до тех пор, пока не прекратишь прелюбодеяние.
«Нетрезвая христианка», или «Все верующие моются в шубах»
На днях Агата Муцениеце выиграла суд у Павла Прилучного по алиментам. Моя жена не любительница общественной деятельности, для нее было органично не работать, а заниматься детьми, и мы оба сходились во мнении, что для детей главное – домашнее воспитание. Отец Павла Островского окончил математическую школу в столице СССР, позже поступил в Институт электронного машиностроения. Наш журналист Наталья Варсегова подписалась на блог священника Павла Островского и решила сделать подборку его остроумных ответов на вопросы своих подписчиков.