Главная» Новости» Операция концерт и рельсовая война.
19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"
Операция «Концерт» 19. За это время партизаны осуществили комплекс диверсионных акций на железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных коммуникациях фашистов. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника.
География «Концерта» стала шире, захватив на сей раз Карельский перешеек и Крымский полуостров, и многолюднее: к прежним 100 тысячам бойцов добавилось ещё 20 тысяч. Рельсов в ходе её проведения было подорвано несколько меньше 150 тысяч ; немцы, кстати говоря, научились их чинить не только путём замены, но и накладывая переходные мостики. Зато мостов через реки и глубокие овраги уничтожено больше только белорусские партизаны взорвали их 72, а ремонт таких сооружений занимал зачастую не одну неделю , попутно партизаны разгромили 58 немецких гарнизонов. Когда взрывчатки не было, железную дорогу просто разбирали Параллельно с «Концертом» в те же сроки и теми же силами проводилась операция «Пустыня», целью которой ставился вывод из строя системы водоснабжения железнодорожных станций. Поставленных задач — уничтожения 232 водокачек на всех магистралях — достичь не удалось из-за недостатка взрывчатки: погода резко ухудшилась и доставить её самолётами с Большой земли не представлялось возможным. Но 43 водокачки всё же взлетели на воздух. Кроме того, партизаны разрушили 6 напорных водопроводов, одну плотину, 6 водонапорных башен и 4 гидравлические колонки. Что, вместе взятое, опять-таки на 35-40 процентов вновь снизило пропускную способность железных дорог, находящихся под контролем вермахта, только что восстановленных. Группа подрывников у взорванного ими моста на Украине, который был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники. Январь 1944 г. Особо впечатляющих результатов ввиду вышеуказанных причин невозможности достаточного снабжения партизан спецсредствами для ведения рельсовой войны из-за сложившихся метеоусловий он не дал, но тоже внёс свой вклад в копилку Победы. Общие итоги проведения партизанами трёх рельсовых войн-«концертов», а также сольных выступлений отдельных исполнителей и «концертных бригад» в лице отрядов и соединений народных мстителей таковы: за годы войны они пустили под откос порядка 20 тысяч эшелонов противника и 58 бронепоездов, взорвали или вывели из строя иным способом 10 тысяч паровозов, 110 тысяч вагонов, платформ и цистерн, уничтожили свыше 12 тысяч мостов на железных, шоссейных и грунтовых дорогах. Автор крупнейшей диверсии на железной дороге периода Великой Отечественной войны Фёдор Андреевич Крылович Рельсовые войны явили миру множество своих героев. Крупнейшей из успешно проведенных диверсий не только Великой Отечественной, но и, вероятно, всей Второй мировой войны стала устроенная 30 июля 1943 года на узловой станции Осиповичи в Белоруссии электриком Ф. Отправившись на ремонт им же повреждённого светофора, подпольщик по ходу следования установил две магнитные мины: в начале и конце эшелона с бензином, сделавшем остановку на станции. Заминированный им состав оказался рядом с тремя другими эшелонами, гружёнными боевой техников и боеприпасами, из-за чего в результате взрывов магнитных мин на нефтеналивном составе сначала полыхнули 25 цистерн с бензином и 8 цистерн с авиационным маслом, а от них сдетонировали 65 вагонов с боеприпасами. Это, в свою очередь, уничтожило на платформах 8 танков из них 5 типа «Тигр» , 7 бронетранспортеров, 5 паровозов, 12 вагонов с продовольствием и разнесло в пыль станционные постройки.
Так, во время несанкционированной акции, состоявшейся 25 октября в Минске, радикально настроенные граждане предприняли попытку захвата здания Центрального РУВД. После пресечения сотрудниками правоохранительных органов противоправных действий агрессивно настроенные граждане направились в спальные районы города, где продолжили грубо нарушать общественный порядок, поставив под угрозу безопасность и спокойствие людей», — рассказал Бычек. Кроме того, он рассказал об обнаружении под древком бело-красно-белого флага в ночь на 26 октября в Гомеле мины-ловушки, которая должна была сработать при попытке извлечения, а также о пяти случаях умышленного замыкания цепи на различных участках железной дороги утром 26 октября. Бычек заявил, что эти действия спланированы и реализованы организованными преступными группами, «преследующими цель дестабилизации общественно-политической ситуации в стране, устрашения населения, насильственного изменения существующего конституционного строя». Тем временем МИД Белоруссии, который некоторые эксперты призывали «чистить», продолжает вызывать критику у сторонников власти. Так, 27 октября стало известно о новом прошении об отставке посла Белоруссии в Аргентине Владимира Астапенко. Никакой реакции на это не получил. Сейчас я это заявление отозвал и 27 октября подал новое, с требованием освободить меня от должности посла уже на основании статьи 41 — в связи с нарушениями нанимателем законодательства, препятствующими выполнению моей работы по трудовому договору», — заявил он в комментарии изданию Tut. По словам Астапенко, целый ряд действий нанимателя создает объективные условия для непризнания легитимности главы государства и международной изоляции Белоруссии. Эти слова Астапенко, а также относительная пассивность МИД Белоруссии вызвали озабоченность некоторых экспертов. Очередной посол предал, полное молчание по поводу ответственности Польши и Литвы за подстрекательство к терроризму. Послов этих государств нужно высылать, иначе они не понимают.
А когда немцы оккупировали Белоруссию, он получил задание подпольного обкома организовать партизанское движение. В лес вместе с ним ушли многие работники депо. И они не дали оккупантам жить спокойно. Бойцы партизанской бригады Заслонова парализовали работу железнодорожного узла Орша, вывели из строя более 200 паровозов. Они забрасывали в тендер паровозов бомбы, замаскированные под куски угля, — ещё довоенное изобретение. Кто заметит такой «подарочек»? Да и «закладку» практически не видно, тем более ночью. А взрыв в топке паровоза ведёт или к тяжёлой аварии, или к полной катастрофе. Если даже «угольная мина» легла в топке неудачно, посередине, тогда от взрыва рухнет колосниковая решётка, чугунные колосники снесут зольник паровоза с почти гарантированным сходом всей головы состава. А если рванёт возле стенки топки, то это вызовет разрыв листового металла и неконтролируемое падение давления пара в котле, за этим последуют мгновенное закипание всей воды и взрыв многотонной паровой бомбы. От паровоза в результате остаются одни ошмётки, да и всё вокруг выглядит так, как после бомбежки. Ходили партизаны и в атаки. Командир партизанской бригады имени Щорса Михаил Ромашин в марте 1943 года руководил операцией по взрыву «голубого» моста через реку Десна под Брянском. Более тысячи партизан в течение получаса уничтожили роту охраны и взорвали мост, имеющий стратегическое значение. Движение было прервано на 28 суток, и немцам в результате всех трудов удалось восстановить только одну ферму. В разгар немецкого наступления на Курской дуге пропускная способность целого участка линии сократилась в три раза. И это помогло советским войскам нанести такой урон врагу, от которого он уже не смог оправиться до конца войны. Такие «концерты» в постановке партизанских «дирижёров» немцы запомнили навсегда. Правда, лишь те из них, кто успел унести ноги. Со стен музея на нас глядят очень простые, открытые лица партизан, вставших грудью на защиту родной земли.
Что такое Рельсовая война и Концерт?
Поэтому пришлось ударными темпами - по 3 км в сутки! В итоге была создана кольцевая односторонняя железная дорога, которая смогла питать боеприпасами и техникой огромные массы войск. Об особенностях логистики в Курской битве и о скоординированных действиях советских партизан в это же время, рассказывает исследователь транспорта, автор сайта Transsib.
Действия брянских партизан в ходе операций "Рельсовая война" и "Концерт". Часть 3.
Историк-исследователь Сергей Валерьевич Ушкалов продолжает рассказ о боевой работе деятельности брянских партизан на заключительном этапе Курской битвы и в ходе освобождения Орловской и Смоленской областей операции "Кутузов" и "Суворов". На этот раз речь пойдет о брянских партизанах действовавших под руководством Западного штаба партизанского движения и их взаимодействии с наступающими частями Красной армии. Основные тезисы: 1.
Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста Источник: waralbum. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги Источник: waralbum.
В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год Источник: waralbum. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum. Одновременные диверсии во множестве мест вызвали настоящую панику в подразделениях, которые несли охрану на железнодорожных путях — а это были в основном части, состоящие из коллаборантов, или подразделения союзников по «оси».
Объём перевозок врага к осени сократился на 40 процентов. Пропускная способность железных дорог снизилась, на их оборону нацистскому командованию пришлось бросить дополнительные силы, которые так и не попали на фронт. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. С 19 сентября по октябрь 1943 года была проведена аналогичная операция под кодовым названием «Концерт». Всего в ходе двух операций партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Их действия были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период.
19 сентября 1943 года началась партизанская операция "Концерт"
Партизанская операция «Концерт» стала продолжением «Рельсовой войны». Но если операция «Рельсовая война» в основном была сосредоточена именно на перерезании. Главная» Новости» Операция концерт и рельсовая война. Операции «Концерт» и «Рельсовая война» были организованы выдающимся советским диверсантом Ильёй Григорьевичем Стариновым. В дальнейшем, когда операция «рельсовая война» переросла в операцию «концерт» на территорию СССР рельсы перебрасывались из самой Германии, стран Бенилюкса и Польши.
«Концерт» после «Рельсовой войны»
Главная» Новости» Операция концерт и рельсовая война. Она стала продолжением битвы «Рельсовая война». Операции присвоили кодовое название «Концерт». Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.
"Рельсовая война" и "Концерт" для врага. Как начиналось освобождение Беларуси
Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война". Операция «Концерт» стала второй частью операции «Рельсовая война». При планировании масштабного наступления советских войск на Днепр к участию в нём было привлечено более 120 тыс. партизан. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт».
Партизанская операция «Концерт»
Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» вошли в историю военного искусства как блестящий пример тщательно организованных действий в тылу врага. Партизанские «концерты» там сыграли весомую роль в победе над захватчиками.
«Рельсовая война» и «Концерт»
Узнайте о операциях "Рельсовая война" и "Концерт", проведенных партизанами во время Великой Отечественной войны. Итогом двух операций – "Рельсовая война" и "Концерт" – с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов.
Операция «Концерт» как второй этап операция «Рельсовая война» .
Также по теме «Профессиональные палачи»: какую роль в холокосте на Украине сыграли местные националисты 7 апреля 1943 года в Теребовлянском гетто на Западной Украине произошёл массовый расстрел евреев. Немецкие каратели и украинские... За одну эту ночь партизаны установили около 10,5 тыс. Сообщение по многим шоссейным дорогам из-за налётов партизан могло осуществляться только днём и только в сопровождении вооружённого конвоя», — констатировал впоследствии начальник тыловых сообщений группы армий «Центр» полковник Герман Теске. Масштабные наступательные операции советских войск позволили завершить освобождение территории СССР до конца 1944 года. По его словам, сегодня история данного вопроса, как и история партизанского движения в целом, изучены недостаточно. По некоторым вопросам мы до сих пор находимся в плену мифов и заблуждений. Например, многие воспринимают все действия партизан в тылу врага как некую самодеятельность.
Но это совсем не так. Причём эти три системы не пересекались. Из-за действующего с тех времён режима секретности общественность до сих пор не знает даже, сколько одновременно действовало штабов и управлений, занимавшихся партизанским движением, и кто ими руководил», — подчеркнул Колпакиди в беседе с RT. Историк добавил, что вопрос реальной результативности действий партизан тоже изучен плохо. Существовали приписки. Например, каждого уничтоженного врага они любили записать в немцы, хотя на самом деле значительную часть из них составляли полицаи-коллаборационисты, ликвидировать которых было всё-таки значительно проще. С другой стороны, о части своих больших заслуг партизаны даже сами не знали: ведь сколько противников было уничтожено в результате атаки на колонну, никто не считал», — отметил Колпакиди.
В качестве примера эксперт привёл ликвидацию целого ряда влиятельных нацистских функционеров, например бригаденфюрера СС Вальтера Шталкера, которого убили в 1942 году партизаны под Ленинградом, но кто именно и как — до сих пор неизвестно. На советской Украине, освобождённой от немецких оккупантов, во время Великой Отечественной войны РИА Новости По словам Колпакиди, большое значение в то время имел так называемый советский фактор. Даже поляки, которых убивали бандеровцы на Волыни, в своей массе бежали не в Армию Крайову, бойцов которой многие из них считали предателями, а в отряды СССР. В целом на Украине в рядах именно советских партизанских сил сражалось примерно в шесть раз больше людей, чем числилось в националистических формированиях. Вклад партизан и в рельсовую войну, и в победу в целом, был весьма значителен», — отметил эксперт. Аналогичной точки зрения придерживается писатель, кандидат исторических наук Алексей Исаев. Что касается рельсовой войны, то эффект был бы больше, если бы руководство ориентировало партизан на уничтожение не рельсов, а поездов, локомотивов.
Рельсы у гитлеровцев были, и они, хоть и с трудом, но меняли их, восстанавливали, а локомотивов не хватало. Лучшее свидетельство эффективности действий партизан — это признания самих немцев, которые писали, что действия их транспортников были существенно затруднены», — резюмировал Исаев.
В 1943 году фашисты придерживались политики "выжженной земли" и тотального опустошения оккупированной территории. Создавались специальные команды поджигателей, которые опустошали территорию при отходе фашистских войск: грабили и уничтожали населенные пункты, жителей уничтожали либо угоняли в Германию. Партизаны отряда имени Чапаева ведут бой за убранную рожь, 1943 год Брестское соединение. Партизаны отряда имени Фрунзе в перерыве между операциями читают свежие газеты В 1943 году в разных районах Беларуси оккупанты провели более 60 крупных карательных операций против партизан и населения, в том числе операции "Фриц", "Хубертус", "Освещение храма", "Барбара", "Осенняя охота", "Танец", "Охота на зайцев", "Охота на уток", "Генрих". Однако ничто не могло сломить сопротивление белорусского народа оккупантам и остановить партизан. Немецкий железнодорожный эшелон, сожженный партизанами, 1943 год Минское партизанское соединение. Партизаны на боевых учениях, 1943 год Брестское партизанское соединения.
В лесном лагере партизаны слушают Москву В 1943-1944 годах в пределах всей оккупированной территории Беларуси партизанами была проведена крупномасштабная операция "Рельсовая война". Ее первый этап начался в ночь с 3 на 4 августа 1943 года и продолжался до середины сентября 1943-го, второй - с 19 сентября 1943 года до начала ноября 1943 года он получил название "Концерт". За это время партизаны взорвали 200 тыс. Под откос летели эшелоны, взрывались мосты, водокачки, железнодорожные станции, было разгромлено 220 вражеских гарнизонов и опорных пунктов. Пархоменко разрушают железнодорожное полотно Партизаны минируют мост, 1943 год Немецкий железнодорожный эшелон,сожженный партизанами, репродукция БЕЛТА Партизаны постоянно проводили боевые и диверсионные операции, отвлекая на себя внимание немецких тыловых и военных частей.
Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки.
Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов. Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага. Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре—октябре 1943 года в результате действия партизан значительно снизилась.
Начальник Центрального штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования генерал-лейтенант П. Пономаренко Цель операции — массовым выводом из строя больших участков железных дорог в тылу восточного фронта немецко-фашистских войск от Карелии до Крыма затруднить оперативные перевозки войск, боевой техники и других материальных средств врага. Являясь продолжением операции «Рельсовая война», операция «Концерт» проводилась под руководством ЦШПД и была тесно связана с предстоящим наступлением советских войск на смоленском и гомельском направлениях и в ходе битвы за Днепр.
К участию в операции привлекались 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью 120 615 человек, которые должны были подорвать более 272 тыс. На территории Белоруссии в операции участвовало около 92 тыс. Центральный штаб партизанского движения предполагал забросить белорусским партизанам 120 т взрывчатки и других грузов, калининским и ленинградским партизанам — по 20 т.
Ввиду резкого ухудшения метеоусловий к началу операции удалось перебросить партизанам лишь около половины запланированного количества грузов, поэтому было решено массовые диверсии начать 25 сентября. Однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не могла учесть изменения сроков операции и в ночь на 19 сентября, когда Красная Армия, освобождая Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, приступила к её осуществлению. Только партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали 19 903 рельса.
Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.
Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное!