Новости великое пятикнижие достоевского

«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского. 24 ноября 2021, Самарская областная универсальная научная библиотека в Самаре — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных его романов, написанных практически один за другим и представляющих своеобразный марафон гениального прозаика.

Блог издательства Delibri

Достоевский и истина Прежде чем начать говорить про романы, которые написал Достоевский пятикнижие , хочется сказать несколько слов о личности автора. Невозможно отрицать масштабы фигуры Федора Михайловича Достоевского. Его творчество вот уже сто пятьдесят лет остаётся неисчерпаемым источником для научных исследований и открытий языковедов, литературных критиков, философов, психологов, кинематографистов и многих других. Всё это говорит о гениальности писателя, но ещё больше — о том, что до сегодняшнего дня так и не разгадана какая-то главная тайна его личности, души и особенно его слов.

Впрочем, она не будет, не может и не должна быть разгадана, ибо в ней сокрыта истина, вершина которой, как у плавающего айсберга, открыта взору, а подводная часть непостижима. Но именно в этой непостижимости и заключается суть истины и суть Достоевского. Она, как и его таинственное слово, проникая сквозь разум и чувства, дарует и глубочайшее страдание, и великую радость, и открывает душу человека Богу.

После нее, как и после книг Фёдора Михайловича, особенно после романов пятикнижия, невозможно оставаться прежним. Это ли не откровение Божье? Главные идеи Продолжаем говорить о произведениях, которые написал Достоевский пятикнижие.

Что объединяет эти романы?

Не было никакого «перелома» в мировоззрении Достоевского после каторги. Он еще до каторги отказался от атеистического социализма, как от «муравьиного начала», то есть отказался от атеистического социализма во имя персонализма и свободы.

Достоевский 1880. Брат Достоевского. Достоевский 1878. Знаменитые произведения Достоевского. Великие романы Достоевского.

Петербург в произведениях русской литературы. Достоевский Пятикнижие порядок. Последний Роман Достоевского. Начало творческого пути Достоевского. Федор Достоевский собрание сочинений. Полное собрание Достоевского в 30. Полное собрание сочинений Достаевский. Достоевский собрание сочинений в 30 томах.

Раши тора. Тора с комментарием Раши. Тора 5 книг. Структура Пятикнижия. Пятикнижие 5 книг. Тора Пятикнижие названия. Достоевский собрание 1882-1883. Полное собрание сочинений ф.

Достоевского 1882-1883. Достоевский полное собрание сочинений 1888. Достоевский полное собрание сочинений 1896. Собрание сочинений Достоевского Санкт Петербург 1898. Издание сочинений Достоевского братьев Пантелеевых. Всемирная история 7 томов. Дубнов история евреев в 10 томах. Дубнов Всемирная история евреев.

Интересные факты о Достоевском. Ф М Достоевский интересные факты. Федор Достоевский интересные факты. Интересные факты о жизни Достоевского.

Издание и собственность Ф. Стелловского, 1865.

I», а также самые ранние публикации в журналах «Эпоха», «Русский вестник» и «Отечественные записки» за 1864, 1868, 1871 и 1875 гг. В 1861-63 гг. Достоевским, где Ф. Достоевский заведовал художественным и критическим отделами. С 1864 года преемником «Времени» стал журнал братьев Достоевских «Эпоха», в первые четыре номера которого вошла повесть Ф. Достоевского «Записки из подполья».

Знаменитое 4-х томное прижизненное собрания сочинений, изданного Ф. Стелловским, вышло в свет в 1865-1870 гг. В этом собрании впервые опубликован роман «Игрок». В 1-м томе, хранящимся в наших фондах, напечатаны произведения: «Хозяйка», «Господин Прохарчин», «Слабое сердце», «Записки из Мертвого дома», «Бедные люди», «Белые ночи» и «Честный вор». Эти романы были написаны практически один за другим, и они представляют собой своеобразный литературный марафон, в котором отразилась вся мощь, весь талант Достоевского - «Преступление и наказание» 1866 , «Идиот» 1868-69 , «Бесы» 1871-72 , «Подросток» 1875 и «Братья Карамазовы» 1879-80. На выставке можно познакомиться с литературно-политическим журналом М.

Каткова «Русский вестник» за 1868 год, в котором впервые было напечатано одно из самых любимых произведений писателя, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х гг. В 1874 году Достоевский предложил свой новый роман на тот момент существовавший только в замыслах в очень либеральные «Отечественные записки» Н. Некрасова, которые были до этого его ярыми критиками. Без особых колебаний его предложение было принято. В фонде библиотеки имеется несколько дореволюционных собраний сочинений Ф. Среди них: 12-ти томное полное собрание сочинений с критико-биографическим очерком, составленным В.

Виртуальная книжная выставка «Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского

Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен. Экранизации и театральные постановки К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы.

Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Петр Чердынин 1910 Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» 1958 , где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев.

Акира Куросава 1951 Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» 1951 режиссера Акиры Куросавы. Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» реж.

Сделать такой ответственный шаг помогла хорошая база, полученная в РосНОУ, и любимая девушка, которая ждала его в Китае. Я люблю учиться — это важно. Я делаю то, что интересно. Если занимаешься любимым делом, ты успешен. У меня не было проблем с адаптацией в чужой стране, с учебой, с однокурсниками. А все остальное мне было понятно. Например, мне не нужно было объяснять особенности местной бюрократии — у нас все почти также.

Оставшись вдовой в 28 лет с маленьким сыном и дочерью на руках, Анна открыла школу в Сингапуре для детей британских офицеров. Вскоре она получила приглашение от короля Сиама преподавать английский его 82 отпрыскам и 39 женам. Это книга-впечатление о жизни во дворце, о суровых законах гарема, о культуре и обычаях Сиама. В 1870 году Анна опубликовала свои воспоминания о загадочной азиатской стране, в которой правят два короля, поклоняются белому слону и кремируют царственных покойников через год после их смерти.

Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись. С сюжетной точки зрения роман предельно трагичен. Экранизации и театральные постановки К сюжету романа роману «Идиот» обращались многие режиссеры кино и театра, композиторы. Драматические инсценировки начинаются уже с 1887 года. Одной из самых значительных театральных постановок версий романа Достоевского стал спектакль 1957 года, поставленный Георгием Товстоноговым в Большом драматическом театре в Петербурге. В роли князя Мышкина выступал Иннокентий Смоктуновский. Режиссер Петр Чердынин 1910 Первая экранизация романа относится к 1910 году, периоду немого кино. Автором этого короткометражного фильма стал Петр Чардынин. Выдающейся киноверсией первой части романа стал художественный фильм Ивана Пырьева «Идиот» 1958 , где роль Мышкина сыграл Юрий Яковлев. Акира Куросава 1951 Одна из лучших зарубежный экранизаций романа — японская чёрно-белая драма «Идиот» 1951 режиссера Акиры Куросавы. Евгений Миронов в роли князя Мышкина в экранизации романа «Идиот» реж.

Портал правительства Москвы

Все произведения Великого пятикнижия Достоевского являются самобытными и великими, и каждое из них предлагает особую перспективу на жизнь и человеческую природу. А что же такое "великое пятикнижие Достоевского"? Пятикнижие Достоевского — это пять великих романов, написанных русским писателем Федором Достоевским. Трейлеры и скриншоты. Описание книги Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг). «Великое пятикнижие» — это неофициальный цикл, в который исследователи творчества писателя объединяют пять самых значительных, «больших» произведений Фёдора Михайловича Достоевского, написанных в 1860 – 70-е годы.

Пятикнижие Достоевского

Пятикнижие Достоевского — это пять великих романов, написанных русским писателем Федором Достоевским. Похожие. Следующий слайд. Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг Эксмо. Романы Достоевского Михаил Бахтин называл «полифоническими романами» — очень точно и красиво; мы слышим не только героев «положительных», мы узнаём каждого из них.

Лекция «Великое пятикнижие Достоевского»

Пятикнижие Период с 1866 по 1881 год стал пиковым в творчестве Достоевского — именно в это время он написал пять своих самых значимых романов, которые исследователи прозвали Пятикнижием, и окончательно вошёл в число великих русских писателей. В 1866 году Фёдор Михайлович начал работать над романом «Преступление и наказание». Идея сложилась из замыслов двух повестей, над которыми писатель работал одновременно. В «Пьяненьких» автор затрагивал крайне острую для своего времени проблему пьянства, а «Исповедь убийцы» выросла из воспоминаний о каторге: литератор вспоминал, что, оказавшись в остроге в окружении уголовников, убийц, мошенников и грабителей, Достоевский ни разу не заметил на их лицах ни следа раскаяния или сожаления. С каторги писатель вернулся с твёрдым убеждением, что любое преступление неизбежно влияет на душу совершившего его человека, поэтому «Преступление и наказание» — это не столько роман о том, тварь ли Раскольников дрожащая или право имеет, а сколько о его моральной гибели после совершённого убийства и последующем воскрешении его души, которое было бы немыслимым без Сонечки Мармеладовой. В 1867—1868 году Достоевский написал роман «Идиот». По его собственным словам, замысел романа заключался в попытке «изобразить положительно прекрасного человека», который оказывается настолько инородным телом в современном обществе, что окружающие принимают этого человека за идиота. Выход книги воспринимался как значимое событие в литературной жизни страны, и о ней говорили даже те, кто обычно не интересовался современной русской литературой. Это история о поисках Бога в себе и окружающих, бессмертии души и распаде семейных связей.

После выхода «Братьев» популярность Достоевского взлетела до небес, но сполна насладиться славой писатель не успел. В каком порядке читать романы Достоевского В целом мы рекомендуем начать знакомство с творчеством Достоевского примерно в хронологическом порядке, опуская самые неудачные вещи и оставляя Пятикнижие на закуску: «Бедные люди». История любви двух «маленьких людей», которые из-за своей нищеты не могут быть вместе и ищут утешения в полных нежности письмах. Именно этот роман открыл Достоевского для литературных кругов, и читатели, и уважаемые критики не могли поверить, что молодой на момент написания книги Фёдору было всего 24 года писатель мог так глубоко разобраться в характерах «маленьких людей». Романтическая история любви с грустным финалом. Главный герой повести, робкий и одинокий мечтатель, одной белой ночью знакомится на улице с девушкой и влюбляется в неё с первого взгляда. Настенька же видит в герое родную душу. Пока пара гуляет по улочкам и каналам Петербурга, девушка рассказывает свою грустную историю.

Роман написан легко и увлекательно, поскольку задуман в первую очередь для увеличения тиражей выпускаемого братьями Достоевскими журнала «Время». По этой же причине каждая публикуемая в журнале часть обрывалась на самом интересном месте.

Он раскрывал все стороны человеческой натуры: сострадание и преданность, беззащитность и жестокость, равнодушие и ложь.

Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского — это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения великого русского писателя посвящены вечным вопросам мироздания, и их значимость сохраняется и сегодня.

Но вместе с тем он и не отрицал, и любил его, и продолжал поиск совершенства… Новый поход Продолжаем список книг, вошедших в пятикнижие Достоевского, по порядку. В 1872 году появляется роман «Бесы», на который писатель возлагал большие надежды. В нём он желал видеть лишь выразителя основных своих идей, пусть даже и в ущерб художественности.

Позже данное произведение будет считаться одним из значительнейших его трудов, романом-предупреждением, романом-пророчеством, который, к сожалению, станет явью. Далее в журнале «Отечественные записки» выходит роман «Подросток» 1875. И завершает серию, которую написал Достоевский пятикнижие , самое важное и сильное произведение — «Братья Карамазовы» 1880. Над ним он работал долгие два года, и в нём, по мнению литературоведов, воплотил одну из идей — этапы «духовного роста человека». По мнению писателя, каждый человек, и Достоевский не исключение, в той или иной мере проходит через три последовательные стадии становления личности — незрелость Дмитрий , отрицание Бога Иван , высокая духовность Алёша.

Главные герои Кто находится в центре внимания Достоевского? Главные герои серии, которую написал Достоевский пятикнижие , — это обыкновенные люди, стремящиеся к счастью. Но в отличие от пушкинского и гоголевского «маленького человека», эти помещики, студенты и дворяне полны сил и решимости изменить себя и мир вокруг.

Харкера Заглавие Историческое значение слова «идиот» — человек, живущий в себе, далекий от общества. В романе обыгрываются различные оттенки значения этого слова, чтобы подчеркнуть сложность образа героя. Мышкина считают странным, его то признают нелепым и смешным, то считают, что он может «насквозь прочитать» другого человека.

Он, честный и правдивый, не вписывается в общепринятые нормы поведения. Лишь в самом конце романа актуализируется другое значение — «душевнобольной», «помраченный рассудком». Мышкин говорит: «Какие мы еще дети, Коля! В этом совершенно отчетливо звучит евангельский призыв: «будьте как дети» Мф 18:3. Еще один оттенок значения слова «идиот» — юродивый. В религиозной традиции блаженные — проводники Божественной мудрости для простых людей.

Смысл произведения В романе повторяется и подлинная евангельская история, и история Дон Кихота. Мир снова не принимает «положительно прекрасного человека». Лев Мышкин наделен христианской любовью и добром и несет их свет ближним. Однако главные препятствия на этом пути — неверие и бездуховность современного общества. Люди, которым пытается помочь князь, губят себя на его глазах. Отвергая его, общество отвергает возможность спастись.

"Великое пятикнижие Фёдора Михайловича Достоевского"

В ходе пленарного заседания было зачитано четыре доклада: «Коммуникативное измерение художественного пространства романов Ф. Достоевского», «Антропоцентризм Ф. Достоевского: современное прочтение русской классики», «Ф. Достоевский глазами современника», «Преступление и наказание: пространство смысла». Студенты филологического факультета показали инсценированный отрывок «Воскрешение Лазаря» из романа «Преступление и наказание». После пленарного заседания работа конференции продолжилась в секциях по следующим направлениям: «Cлово и образ в творчестве Ф. Достоевского», «Художественная антропология Ф.

В 1870 году Анна опубликовала свои воспоминания о загадочной азиатской стране, в которой правят два короля, поклоняются белому слону и кремируют царственных покойников через год после их смерти. Сказания о Сиаме поразили современников, и книга тут же стала бестселлером. В XX веке по мотивам автобиографии Анны поставили бродвейский мюзикл «Король и я» и сняли несколько одноименных фильмов. Последняя экранизация «Анна и король» вышла в 1999 году с Джоди Фостер в главной роли.

В частности, в разделе «Катехизиса революционера» под заголовком «Отношение революционера к обществу» есть такие строки: «Революционер вступает в государственный, сословный, так называемый образованный мир и живёт в нём только с верою в его полнейшее скорейшее разрушение. Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом мире. Он не должен останавливаться перед истреблением положения, отношения или какого-либо человека, принадлежащего к этому миру. Все и вся должны быть ему равно ненавистны. Тем хуже для него, если у него есть в нём родственные, дружеские или любовные отношения; он не революционер, если они могут остановить его руку». Своеобразную интерпретацию «Катехизиса» выдаёт Пётр Верховенский, один из центральных персонажей романа «Бесы»: «Мы проникнем в самый народ...

Наши не те только, которые режут и жгут, да делают классические выстрелы да кусаются. Я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтобы испытать ощущения, уже наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают!.. Везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный... Знаете ли, сколько мы одними готовыми идейками возьмём? Уже преступление не помешательство, а именно здравый-то смысл и есть, почти долг, по крайней мере, благородный протест.

Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «двести розог, или тащи водки ведро». О, дайте, дайте, взрасти поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы они ещё попьянее стали! Ах, как жаль, что нет пролетариев! Но будут, будут, к этому идёт... Одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь — вот чего надо! А тут ещё «свеженькой кровушки», чтобы попривык... В русском народе до сих пор не было цинизма, хоть он и ругался скверными словами... Надо, чтоб и народ уверовал, что мы знаем, чего хотим, а что те только «машут дубиной и бьют по своим». Эх, кабы время!

Одна беда — времени нет. Мы провозгласим разрушение... Надо, надо косточки поразмять. Мы пустим пожары... Мы пустим легенды... Тут каждая шелудивая «кучка» пригодится. Я вам в этих же самых кучках таких охотников отыщу, что на всякий выстрел пойдут, да ещё за честь благодарны останутся. И начнётся смута! Раскачка такая пойдёт, какой ещё мир не видал... Затуманится Русь, заплачет земля по старым богам...

Заражена была не только столица, а и самая что ни на есть патриархальная Русь. В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение.

Пользователей библиотеки ожидала встреча с удивительным циклом, состоящим из пяти самых масштабных романов русского классика: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы».

Информационный ресурс познакомил с литературоведческими работами профессионалов, экранизациями, театральными постановками, цитатником и иллюстративным рядом.

«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского.

Среди них, конечно, «великое пятикнижие». А что же такое "великое пятикнижие Достоевского"? Русский дом в Нур-Султане (Казахстан) представляет пилотный выпуск своего нового проекта «Великое пятикнижие Федора Достоевского», приуроченного к 200-летию со дня рождения великого русского писателя и мыслителя, классика мировой литературы. Библиотека-филиал №3 МБУК «ЦБС г. Рязани» предлагает вашему вниманию виртуальную выставку «Достоевский и мир великих романов», рассказывающую о пяти великих произведениях писателя – романах «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы». Все произведения Великого пятикнижия Достоевского являются самобытными и великими, и каждое из них предлагает особую перспективу на жизнь и человеческую природу.

Портал правительства Москвы

В среде русских интеллигентов, разночинцев и прочих расцветает террористическое и радикальное движение. Небывалое явление в политической жизни страны получает определение — «Нечаевщина». Московские события потрясли Достоевского. Он начинает писать свой новый роман уже в первых числах января 1870 года. Фактологическую основу составили политические предпосылки, организационные принципы радикального общества «Народная расправа», особенности личности Сергея Нечаева, подробности его подпольной деятельности, обстоятельства идеологического убийства Ивана Иванова, послужившего прототипом для персонажа «Бесов» Ивана Шатова. Достоевскому представлялось важным не только раскрыть содержание и смысл нашумевшего события, но и выявить его подоплёку, определить почву, питающую подобную идейную практику. Убийство студента воскресило в сознании писателя воспоминания молодости, когда в кружке Петрашевского он сам увлекался теориями утопического социализма и, по собственному признанию, внутренне был готов на подобный поступок: «Нечаевым я не мог бы сделаться никогда, но Нечаевцем, не ручаюсь, может, и мог бы... В дни моей юности». Художественный замысел романа, по выражению самого Фёдора Михайловича, состоял в следующем: «Я хотел поставить вопрос, и сколько возможно яснее, в форме романа дать на него ответ: каким образом в нашем переходном и удивительном современном обществе возможны не Нечаев, а Нечаевы, и каким образом может случиться, что эти Нечаевы набирают себе под конец нечаевцев». Идейно-художественный замысел «Бесов» требовал такого изображения единичного события, чтобы в нём отразились основные тенденции бытия современного общества, раскрылись связи настоящего с будущим, проявились бы отчётливые переходы высокого в низкое, извращённое и растленное. Фёдор Михайлович подчёркивал, что в его произведении нет реальных фотографических портретов и буквального воспроизведения нечаевской истории.

Ему необходимо было создать литературный тип псевдореволюционера, который мог нисколько не походить на Сергея Нечаева, однако должен был вполне соответствовать совершённому злодейству и будущим злодейским замыслам под видом активной деятельности «на благо народной революции». В образе Петра Верховенского и его сообщников по революционной «пятёрке», в их мыслях и действиях концентрированно и выпукло проявляется истинный облик и реальные мотивы поведения мнимых борцов «за справедливое переустройство общества». Достоевский показывает, каким ужасным бумерангом может вернуться и возвращается нигилистическое стремление уничтожить социальные формы и установления, через которые из века в век, от поколения к поколению передавались общественные ценности, морально-нравственные идеалы, традиции. Воинствующее безверие, отсутствие семейного очага и главного занятия, поверхностное образование, незнание народа и его истории — эти духовно-психологические предпосылки развращающе действуют на душу и формируют «ум без почвы и без связей — без нации и без необходимого дела». Роман «Подросток» 1875 г. Четвёртый роман своего «великого пятикнижия» Достоевский, по просьбе Н. Некрасова, предоставил для публикации журналу «Отечественные записки». На его страницах роман и выходил на протяжении 1875 года. Главному герою романа — Аркадию Долгорукому — девятнадцать лет. Автор называет его Подростком.

Именно так воспринимают его и все действующие лица. В черновиках к роману Аркадий произносит: «Все считают меня подростком». Он искренне возражает против этого: «Какой я подросток! Разве растут в девятнадцать лет? Незаконнорождённый Аркадий оказывается в обстоятельствах, которые делают проблему жизненного выбора неизбежной и полной возможностей. Возможности — в его юности, незавершённости процесса становления, а неизбежность — в том состоянии уже начавшегося распада его личности, морального и психического, который отмечает критическая сторона сознания самого героя. Неизбежность и в авторской предрешённости. Девятнадцатилетний возраст Аркадия в период описываемых им событий подчёркивается Достоевским уже в первых набросках к роману. Существенно при этом, что, соотнося понятие «подросток» с девятнадцатью годами героя, автор отмечает несоответствие между его возрастом и традиционным толкованием возрастных границ этого определения. Обосновывая для себя право называть героя «подростком», Достоевский продолжает: «В самом деле, растут ли после 19 лет?

Характерно и следующее замечание Достоевского: «То, что его так запросто выписали, выслав ему деньги из Москвы, тётки, объясняется его 19-ю годами: и церемониться нечего, и разговаривать не стоит». Замысел романа оформлялся в период редакторской работы писателя в журнале «Гражданин» и был связан как с опубликованными там публицистическими выступлениями, предшествующими неосуществлёнными планами, так и с некоторыми ранними произведениями «Двойник», «Маленький герой», «Записки из подполья» и зрелыми романами «Идиот», «Бесы». Наряду с многими протагонистами романов «великого пятикнижия» главный герой «Подростка» — носитель идеи. На этом основании «Преступление и наказание», «Идиота», «Бесов», «Подростка» и «Братьев Карамазовых» литературоведы называют идеологическими романами термин впервые употребил Б. При этом главным в произведении Достоевский считал не проверку «идеи» Долгорукого на прочность, а поиск им идеала. Наряду с темой «отцов и детей», отражённой в «Бесах», на первый план выходит тема воспитания подростка, поэтому литературоведы причисляют произведение к жанру романа воспитания. В конце «Записок» своего рода покаянной исповеди герой пишет о неузнаваемом изменении «идеи Ротшильда»: «...

Людмила Сараскина: Предвидения автора "Дневника писателя" о будущих взаимоотношениях России и дальнего Запада, России и славянского мира поистине ошеломительны. Он был зорким свидетелем: "Взгляните, кто нас любит в Европе теперь особенно? Даже друзья наши, отъявленные, форменные, так сказать, друзья, и те откровенно объявляют, что рады нашим неудачам. Поражение русских милее им собственных ихних побед, веселит их, льстит им. В случае же удач наших эти друзья давно уже согласились между собою употребить все силы, чтоб из удач России извлечь себе выгод еще больше, чем извлечет их для себя сама Россия". Он чувствовал "химию и физику" грядущей революции, предвидел ее соблазны и последствия Россия не сегодня рассорилась с Европой; прежде Достоевского об этой вековой вековечной? Вот что мы выиграли в Европе, столь ей служа? Одну ее ненависть! Спустя столетие с лишним ничего не изменилось - Федор Михайлович мог бы с прискорбием повторить свой диагноз. В России к Федору Михайловичу неоднозначное отношение. Когда-то Анатолий Чубайс заявил: "Я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски". Сейчас уже стало общим местом обвинять Чубайса во всех бедах России, с чем я, кстати, не согласен. В сущности, он выразил мнение большинства "эффективных менеджеров", которые сегодня составляют в России особый класс. С кем же России по пути?

Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика. И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях. Убит глава семейства Федор Карамазов. Как описывает его сам Достоевский — мерзкий, жадный и гнусный старик. Неожиданно, в обычном семейном романе переплетаются философские мысли и детективное расследование. В ходе раскрытия событий, выясняется, что между, еще живым Федором и его сыном случился конфликт из-за женщины.

Весной 1878 года окончательно оформляется проект в двух-трёх томах о нравственных мытарствах Алексея Фёдоровича Карамазова и его братьев. Один из них, Иван — тип Атеиста, а сам герой — монастырский послушник, уходящий в мир. Позиции братьев Карамазовых предельно обобщены: в их судьбах представлена судьба всей современной интеллигенции, будущее человечества поставлено в зависимость от нравственно-этического развития личности. По одному из планов, «один брат — атеист. Другой — весь фанатик. Третий — будущее поколение, живая сила, новые люди». В романе представлены три поколения: отцы, взрослые дети и будущие «бродящие силы» — мальчики-гимназисты. Однако целью писателя было дать не исторический роман, а картины и лица текущей жизни. Достоевский обратился к недавнему прошлому, к событиям тринадцатилетней давности, которые должны были стать введением к современной деятельности Алексея Карамазова. Даже в самой топографии романа воспоминания детства соединяются с впечатлениями последних лет: город, в котором происходит действие романа, отражает облик Старой Руссы, а окружающие его деревни Чермашня, Мокрое связаны с имением отца писателя Даровое в Тульской губернии. Дмитрий, Иван и Алёша Карамазовы — три этапа биографического и духовного пути самого Достоевского. Дочь писателя, Любовь Фёдоровна, утверждает, что Иван Карамазов, «согласно нашему семейному преданию, — это Достоевский в его ранней молодости. Есть также известное сходство между моим отцом, каким он был, вероятно, во второй период жизни, между каторгой и длительным пребыванием в Европе после второй женитьбы, и Дмитрием Карамазовым. Дмитрий напоминает моего отца шиллеровским сентиментализмом и романтическим характером, наивностью в отношениях с женщинами... Но больше всего это сходство проявляется в сценах ареста, допроса и суда над Дмитрием Карамазовым. Очевидно, сцена суда занимает так много места в романе потому, что Достоевскому хотелось описать страдания, пережитые им во время процесса Петрашевского и никогда им не забываемые. Некоторое сходство существует также между Достоевским и старцем Зосимой. Его автобиография, по сути, является биографией моего отца, по крайней мере, в той части, которая касается детства. Отец помещает Зосиму в провинцию, в среду более скромную, чем его. Автобиография Зосимы написана своеобразным, несколько старомодным языком, которым говорят наши священнослужители и монахи. Несмотря на это, там есть все существенные факты из детства Достоевского: любовь к матери и старшему брату, впечатление, произведённое на него церковными службами, на которых он присутствовал в детстве, его отъезд в военную школу в столице, где его, по рассказу старца Зосимы, учили французскому и искусству вести себя в обществе, а заодно и столь многим ложным понятиям... Так, вероятно, отец оценил воспитание, полученное им в Инженерном замке». Но, как и всегда у Достоевского, его творческая и жизненная биография становится историей человеческой личности вообще, вселенской и всечеловеческой судьбой. Дмитрий, Иван и Алёша имеют не только один родовой корень общий отец Фёдор Павлович Карамазов : у них духовное единство — одна трагедия и общая вина за неё. По сути, все они несут ответственность за убийство или допущение убийства их отца. Достоевский напрямую связывает разложение феодально-крепостнической России и рост революционного движения с безверием и атеизмом. Вот почему, считает писатель, за убийство Карамазова-старшего особо ответствен Иван Карамазов. Это он открыто проповедовал, что Бога никакого нет, а Смердяков в собственном «маленьком уме» сделал вывод: если Бога нет, то всё позволено. Но и Дмитрий с его безудержными страстями, и даже «человек Божий» Алёша виноваты в смерти отца: Иван и Дмитрий виноваты активно, Алёша — пассивно, полусознательно. Алёша знал, что готовится преступление, и всё же допустил его. Мог спасти отца — и не спас. Общее преступление братьев влечёт за собой и общее наказание: Дмитрий искупает свою вину ссылкой на каторгу, Иван — распадом личности, Алёша — тяжелейшим нравственным кризисом. В итоге, все три брата через иссушающее страдание возрождаются к новой жизни. Само собой разумеется, что нравственная идея романа, то есть борьба с безверием, мировоззренческий тупик «Дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» , выходит за пределы жития семейства Карамазовых. Повсюду в мире порок противостоит святости, «надрыв» — кротости, а слезинка замученного ребёнка — властной, сластолюбивой «карамазовщине». В своём теософском трактате в оболочке «детективного романа об отцеубийстве» писатель намечает современному обществу выход из морально-нравственного кризиса и полемизирует с явлениями, которые считает смертоносными язвами своего века: атеизмом, милитаризмом, разложением семьи, утилитарной социалистической моралью... Маргарита Серебрянская,.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий