Новости всеволод мейерхольд биография

С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства.

149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Великий русский театральный режиссер Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года, 145 лет тому назад, в Пензе, в крепкой и богатой немецкой семье. Всеволод Мейерхольд вступил в его труппу и за первые четыре сезона сыграл 18 ролей! Кем был Мейерхольд — шарлатаном или гением, любителем дешевых сенсаций и сомнительных экспериментов или великим строителем нового театра, развязным выскочкой или вдохновенным и тонким художником? В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок.

2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда

Его работа продолжалась вплоть до революции, которую он принял и посчитал нужным вступить в Коммунистическую партию РКП. Весна 1919 — конец лета 2020. Во времена смены власти Всеволод находился как можно дальше от политического центра событий — на Кавказе и в Крыму. С 1920 по 1921 заведует ТЕО театральный отдел , так как принял приглашение Луначарского.

В это же время Всеволод Мейерхольд вводит новое понятие — «биомеханика» в рамках сценодвижения и запускает программу «Театральный октябрь». Тогда же был основан его одноименный театр — ГосТиМ. В 1926 году театр Всеволода Мейерхольда признали государственным.

Параллельно Всеволод продолжает вести работу в Театре Революции. В 1928 году театр чуть не был расформирован. Мейерхольда заподозрили в государственной измене, поскольку он надолго задержался во Франции из-за болезни, лечения и переговоров о гастролях.

На благо театру Всеволод успел вернуться и вопрос был решен. Через 4 года в 1934 в Москве была представлена постановка «Дама с Камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. К несчастью, на спектакле присутствовал Иосиф Сталин, которому абсолютно не понравилось увиденное.

На Всеволода обрушился пласт критики, в частности его обвинили в эстетстве. Сама Райх в защиту Мейерхольда написала Сталину письмо, в котором не постеснялась выразиться о его непонимании искусства в целом.

По инициативе художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина в августе 2022 года Новая сцена была названа именем выдающегося режиссера. Александринский театр отметит 150-летие Всеволода Мейерхольда серией событий на Основной и Новой сценах. Юбилею Мастера Александринский театр посвятил весь нынешний театральный сезон 2023-2024 , получивший название «Мейерхольдоведение». Замысел проекта раскрыл генеральный продюсер Новой сцены Александр Малич: «Наш марафон — это пример горизонтальной коммуникации внутри сообщества. Мы просто рассказывали коллегам, что в феврале будет юбилей Мейерхольда.

Оказалось, что это важно не только для нас и получился такой самоорганизованный Мейерхольд. Марафон, в котором принимают участие те, кому это интересно. Мы никаких условий не ставили, бюджет у каждого участника свой, контент тоже. В этом смысл нашей задумки».

Образование - В 1895 году окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. Немировича-Данченко и в 1898 году его закончил. Карьера - В 1898 году вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. В МХТ за четыре сезона он сыграл 18 ролей. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей.

Он исполнял главные роли в постановках К. Станиславского, возглавлял театр имени В. Комиссаржевской, преподавал сценическое искусство, а также ставил множество спектаклей, в частности «Ревизор», «Сестра Беатриса», «Жизнь человека», «Дама с камелиями», «Клоп» и другие. Мейерхольд в 1940 году был признан изменником Родины и расстрелян, но в 1955-м его имя и честь восстановили посмертно.

Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Так что от реалистического театра Станиславского до революционного кино страны Советов всего два шага — и между ними Всеволод Мейерхольд. Создатель нового театра 76 Мейерхольд родился за два десятилетия до появления кинематографа. В родном городе Пензе он впервые вышел на театральные подмостки, вкусил первую славу как актер-любитель. Студент юридического факультета Московского университета, он вскоре перешел в музыкально-драматическое училище. Его учителями были основатели Московского художественного театра — Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. Но усвоив азы реалистического театра, Мейерхольд понял, что реализм не для него. И пошел своим путем. Поначалу, как и у всех представителей «смежных искусств», отношение к кино у Мейерхольда было пренебрежительным. Искусство за гранью 76 Однако вскоре он сам «притянулся» к молодому искусству кино, понял его огромные возможности. Когда Мастеру впервые предложили снять фильм, он написал: «Мое отношение к существующему кинематографу крайне отрицательное. Расследовать способы кинематографии, неиспользованные, но которые в ней таятся, — моя ближайшая работа.

Через неделю я приступаю к съемке «Портрета Дориана Грея». Сценарий написал я сам: в нем все распределено на ряд областей. Актеру — диалог, указания — режиссеру, художнику и осветителю.

После окончания Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, Мейерхольд присоединился к труппе Московского художественного театра, основанного Владимиром Немировичем-Данченко и Константином Станиславским. Проявив себя как блестящий актер, Мейерхольд, однако, видит свое призвание в режиссуре. Поэтому в начале XX века он основал собственную труппу, известную впоследствии как «Мейерхольдовский театр», которому были присущи нестандартные формы, а также экспериментальный характер.

Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Школа Мейерхольда оказала существенное влияние на многих режиссеров и актеров того времени и стала важным элементом модернизации театрального искусства. Григорьев «Портрет В. Здесь он впервые применил метод «Биомеханики» в актерской игре, что открыло новые пути для развития актерского мастерства. Биомеханика — это система тренировки актеров, основанная на физической подготовке и развитии пластики и энергетики движений. Основной идеей «Биомеханики» было использование четких, ритмичных и энергичных движений, которые служат средством передачи эмоций и мыслей персонажа.

Для достижения этого Мейерхольд предлагал актеру изучать и анализировать движения и жесты живой природы, такие как упругость и легкость животных, скорость и точность птиц и насекомых. Он также предлагал использовать элементы гимнастики, акробатики и борьбы для развития физической силы и гибкости актера.

И этот мальчик еще не знал, что ледяной февраль, словно рок, будет преследовать его всю жизнь… Драгоценны строки, крохи воспоминаний об ушедших людях. Замечательно, что эти люди были…жили, творили, зажигали души, будили фантазию и заставляли сладко замирать сердца при соприкосновении с искусством, имя которому — театр. Последние одиннадцать лет жизни Мейерхольда были насыщены до предела! Он был знаменит, он любил и был любим.

На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен. Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод.

Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты». Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной.

Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит.

К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка.

Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист.

Одним из них стала «пирамида», символизировавшая коллективизм. Музыка в постановках режиссёра-экспериментатора — одно из главных действующих лиц.

Это стержень, объединяющий действие. Всеволод Эмильевич, как правило, работал вместе с композитором, согласовывал с ним замысел. Так было и с «Маскарадом». Музыку к спектаклю писал Александр Константинович Глазунов.

Ритм, а вместе с ним и движения актёров, менялись от величественно-неторопливого до оживлённого, хаотичного настроения бала. Мейерхольд требовал, чтобы в некоторых сценах слово сочеталось со звуком. Репетировали до изнеможения. Рождалась единая композиция, которая завораживала зрителя от первого до последнего действия.

Всеволод Эмильевич перешёл в статус контрреволюционера не за один день. Во-первых, в 1922 году режиссёр обратился за помощью к Троцкому, чтобы получить военную технику для постановки «Земля дыбом». Ему он и посвятил свой спектакль. Во-вторых, в 1930-е годы вместе со своим театром Мейерхольд отправился на длительные гастроли за рубеж.

Было ещё много мелочей, например, музыка Шостаковича в спектаклях. Но самое главное — как идеолог, к тому же слишком талантливый, он Сталину не подходил. В эпоху социалистического реализма экспериментам режиссёра просто нет места. На него ополчаются коллеги — все, кроме Станиславского.

Премьера так и не состоялась; в спектакле ясно ощущалась апология 1920-х годов, революционный подъем, который в 1930-х сменился всеобщим упорным, монотонным трудом ради социалистического счастья. Особняком стоял и спектакль «Дама с камелиями». Главную роль в этой постановке исполнила супруга Мейерхольда Зинаида Райх.

Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд

1940)- выдающийся театральный деятель и педагог, главный режиссер Императорских театров, один из первых режиссеров- авангардистов в СССР, создавший «биомеханику», систему специальных упражнений для актёров. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. смотреть фото и новости из личной жизни (Биография).

Травля Мейерхольда

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Дети Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх сиротами стали трижды – когда в 1925 году повесился их настоящий отец Сергей Есенин, когда в 1939-м, через несколько дней после ареста отчима, была жестоко убита их мать, и когда был убит сам Мейерхольд. Всеволод Мейерхольд – советский актер и режиссер, без сожаления ломавший стереотипы классического театра.

Новые публикации

  • Содержание
  • Возвышение
  • Биография, история жизни, творчество, писатели, ЖЗЛ
  • Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят
  • Главный режиссер Императорских театров
  • Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе

В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”. Биография Мейерхольд Всеволод Эмильевич в архиве мемориала ПомниПро. История любви Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх: гениальный режиссёр помог раскрыться великой актрисе, но оба они погибли в репрессиях. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и поступил в труппу Московского художественного театра. В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.

Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда

В 1902 основал Товарищество новой драмы Херсон, Тифлис, Полтава. Драматургией символизма его всерьёз заинтересовал писатель А. Ремизов, тогда — литературный консультант труппы. И всё же решающее влияние на формирование режиссёра оказали художники. Спектакли Мейерхольда оформляли Н. Сапунов, С. Судейкин, А. Головин, Л. Бакст, В. Денисов, Б. Анисфельд, К.

Коровин, М. Добужинский, В. Дмитриев, Н. Ульянов, К. Малевич, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко, Л. Лисицкий, А. Дейнека, В.

Шестаков, А. Тышлер, Кукрыниксы, В. Из всей суммы влияний необходимо выделить одну: в мае 1905, в новом Театре-студии на Поварской, куда Станиславский пригласил работать Мейерхольда, он встретил Сапунова, Судейкина, Ульянова и Денисова. Мейерхольд понял тогда, насколько велики выразительные возможности внешнего облика спектакля. За год работы 1906—1907 в Театре В. Комиссаржевской он поставил пятнадцать спектаклей вместе с Сапуновым, Судейкиным, Денисовым , став создателем символистского направления и особого, нового языка.

И через полгода признался во всем: в шпионаже в пользу англичан, японцев, в участии в троцкистской организации… Он назвал всех своих сообщников: Эренбурга, Пастернака, Катаева, Эйзенштейна, Шостаковича, Утесова… К счастью, ни одного из них брать не стали. А поздним вечером 15 июля 1939 года Зинаиду Николаевну Райх зарезали грабители. То есть сначала пришли двое сотрудников НКВД, открыли балкон в кабинете Всеволода Эмильевича и опечатали его, не запирая на замок. А потом уж, минут через двадцать, двое неизвестных зашли через этот балкон в квартиру и нанесли хозяйке 17 ножевых ран. Соседи слышали крики Райх, но решили, что у нее очередная истерика. Впрочем, дворник все же выглянул из своей каморки — как раз в тот момент, когда двое мужчин садились в ожидавшую их машину. Зинаида Николаевна Райх похоронили в том же черном бархатном платье, в котором она играла свою долгожданную «Даму с камелиями». Сразу по возвращении с кладбища ее дети — Татьяна и Константин Есенины — узнали, что обязаны освободить квартиру, так как она отходит НКВД. Прошло несколько лет, и убийцы Зинаиды Райх были, наконец, названы народу: соседи Мейерхольдов, артист Большого театра Головин с сыном. И напрасно они твердили, что единственная улика — золотой портсигар с вензелем Мейерхольда — был подарен на день рождения! Преступникам пришлось-таки отсидеть в тюрьме несколько лет — пока их не реабилитировали и не освободили. Пришлось посидеть и домработнице Мейерхольдов, Лидии Анисимовне Чарнецкой, и она говорила товаркам по камере: «Так чего ж они хочут от меня, никак в толк не возьму? Откуда ж знать мне, об чем хозяева разговаривали? Я ж им только кушать на стол подам — и снова на кухню! Через пять дней, 2 февраля, его отвели в подвал Военной Коллегии и расстреляли. В тот же день расстреляли и журналиста Михаила Кольцова. Остается только добавить, что бывшая семья Мастера — Ольга Михайловна и дочери — получила извещение о том, что Мейерхольду дали 10 лет без права переписки. Для него в Бутырке даже брали передачи, и бедные женщины несколько месяцев провели в чудовищных тюремных очередях. Пока Ольга Михайловна не объявила, проснувшись однажды утром: «Я это предчувствовала — теперь знаю точно: вашего отца нет в живых». А еще через несколько месяцев она и сама тихо угасла — дочери говорили, что от горя… «Расстрелянный театр» Об аресте Мейерхольда рассказал его знакомый И. Романович: «Я расстался с ним в четыре часа утра. Последнюю, в своей нормальной жизни, ночь, он провел в квартире у Юрия Михайловича Юрьева. На рассвете Всеволод Эмильевич и я вышли из квартиры Юрьева. В руках Мейерхольд держал бутылку белого вина и два бокала — для себя и для меня. Мы устроились с бутылкой на ступеньках лестницы и продолжали тихо говорить о том, о сем, в том числе снова о лагере и о тюрьме». Установлено, что в течение ряда лет Мейерхольд состоял в близких связях с руководителями контрреволюционных организаций — Бухариным и Рыковым. Арестованный японский шпион Иошида Иошимасу еще в Токио получил директиву связаться в Москве с Мейерхольдом. Установлена также связь Мейерхольда с британским подданным по фамилии Грей, высланным в 1935 году из Советского Союза за шпионаж. Исходя из вышеизложенного, постановил: Мейерхольда-Райх Всеволода Эмильевича арестовать и провести в его квартире обыск». Берии 27 июня 1939 года «Признаю себя виновным в том, что, во-первых: в годах 1923—1925 состоял в антисоветской троцкистской организации, куда был завербован неким Рафаилом. Сверхвредительство в этой организации с совершенной очевидностью было в руках Троцкого. В годы, приблизительно 1932—1935 состоял в антисоветской правотроцкистской организации, куда был завербован Милютиной. В этой организации состояли: Милютин, Радек, Бухарин, Рыков и его жена. Был привлечен в шпионскую работу неким Фредом Греем английским подданным , с которым я знаком с 1913 года. Результатом этой связи были следующие преступные деяния в отношении моей Родины: а Я дал Грею рекомендательную записку на знакомство с зам. Подробные показания о своей антисоветской, шпионской и вредительской работе я дам на следующих допросах». Подтверждаете это? ОТВЕТ: Да, поданное мною на прошлом допросе заявление подтверждаю… В антисоветскую группу я был вовлечен неким Рафаилом, который руководил Московским отделением народного образования и одновременно Театром Революции, директором которого являлась Ольга Давыдовна Каменева Розенфельд — жена врага народа Каменева и сестра Иудушки Троцкого. Я же был заведующим художественной частью и режиссером этого театра. В то время я познакомился со статьями Троцкого в его книге о культурном фронте и не только впитал распространяемые в ней идеи, но и отображал на протяжении всей своей дальнейшей работы. Он называл меня «неистовым Всеволодом», чем сравнивал с неистовым Виссарионом Белинским. Что касается Рафаила, то он хорошо знал о моих антисоветских настроениях и щедро отпускал средства на мои постановки в Театре Революции. Моя антисоветская вредительская работа заключалась в нарушении государственной установки строить искусство, отражающее правду и не допускающее никакого искажения. Я эту установку настойчиво и последовательно нарушал, строя, наоборот, искусство, извращающее действительность. Наряду с этим, я старался подорвать основы академических театров. Особенно сильный удар я направлял в сторону Большого театра и МХАТа, и это несмотря на то, что они были взяты под защиту самим Лениным… После 1930 года моя антисоветская работа еще более активизировалась, так как я возглавил организацию под названием «Левый фронт», охватывающую театр, кино, музыку, литературу и живопись. Мое антисоветское влияние распространялось не только на таких моих учеников, как Сергей Эйзенштейн, Василий Федоров, Эраст Гарин, Николай Охлопков, Александр Нестеров, Наум Лойтер, но и на ряд представителей других искусств. Назовите их! Здесь мое влияние распространялось на Сергея Эйзенштейна, который является человеком, озлобленно настроенным против советской власти. Нужно сказать, что он проводил и практическую подрывную работу. Но эта картина, как искажающая классическое произведение, не была допущена до экрана. По линии кино — это все. В живописи, например, под моим влиянием находился Давид Штернберг. Еще более антисоветски настроен мой бывший ученик, художник Дмитриев. Что касается литературного фронта, то антисоветские разговоры, направленные против партии и правительства, я неоднократно вел с Борисом Пастернаком. Он вообще настолько озлоблен, что в последнее время ничего не пишет, а занимается только переводами. Аналогичные позиции занимает поэт Пяст. Вплоть до его ареста прямые антисоветские разговоры были и с писателем Николаем Эрдманом. Я ничего не намерен скрывать, и расскажу не только о своей вражеской работе, но и выдам всех своих сообщников. Именно этого и добивался следователь: ему нужно было сломать не только физически, но и морально не очень здорового 65-летнего деятеля искусств. Путаясь и сбиваясь, возвращаясь от одних событий к другим, Всеволод Эмильевич причисляет к антисоветски настроенным людям композиторов — Шостаковича, Шебалина, Попова, Книппера, прозаиков и поэтов — Сейфулину, Кирсанова, Брика, Иванова, Федина, а также многих актеров, художников и режиссеров. Не оговариваете ли Илью Эренбурга? Илья Эренбург, как он сам мне говорил, является участником троцкистской организации, причем с весьма обширными связями не только в Советском Союзе, но и за рубежом. В 1938 году он и французский писатель Андре Мальро были у меня на квартире и вели оживленную беседу на политические темы: они были уверены, что троцкистам удастся захватить власть в свои руки. Больше того, именно я вовлек в нашу организацию и Пастернака, и Олешу, а несколько позже и Лидию Сейфулину. Ей я поручил антисоветскую обработку писательской молодежи, а Юрия Олешу мы хотели использовать для подбора кадров террористов, которые бы занимались физическим уничтожением руководителей партии и правительства. Он мотивировал это тем, что, мол, в европейских странах его произведения очень ценят, а здесь за них только прорабатывают. В связи с этим, он выражал намерение выехать за границу и больше в Советский Союз не возвращаться. Что касается Шебалина, то он тоже был в большой обиде на партию и правительство, в связи с отрицательной оценкой его формалистических произведений. А завербовал меня Секи Сано, который работал в моем театре в качестве режиссера-стажера с 1933 по 1937 год. Я безоговорочно подписал последний лист дела так же как безоговорочно подписывал ряд протоколов, делая это против моей совести. Показания мои ложны. Мне предъявлены обвинения по ст. Я никогда не был изменником Родины, я никогда не участвовал ни в каких заговорческих организациях против советской власти, я не входил никогда ни в право-троцкистскую организацию, ни в какую иную троцкистского толка. И кто посмел клеветать на меня, что я был шпионом хоть одного из иностранных государств? Но следователи вынуждали меня репрессивными мерами в этих преступлениях «сознаваться», и я лгал на себя. Прошу вызвать меня к себе, и я дам развернутые объяснения и назову имена следователей, меня к вымыслам вынуждавших. Или дайте мне возможность изложить на бумаге все ответы на все вопросы, мне заданные, и снять всю накипь силой вызванной фантазии и передать изложенное соответствующему прокурору. Бутырская тюрьма.

С этого времени началась его самостоятельная режиссерская работа. Он возглавил вместе с А. Кошеверовым группу молодых актёров в Херсоне. Труппа получила название «Товарищество новой драмы». Сезон открылся 22 сентября 1902 года. В преддверии весны Мейерхольд отправил жену в Пензу, где 31 мая 1903 года у них родилась вторая дочь, татьяна. Сам же вместе с труппой выехал на гастроли - сначала в Николаев, потом в Севастополь. В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. В мае 1905 года он был приглашен Станиславским в театр-Студию на Поварской. Однако в октябре, после генеральной репетиции «Смерти Тентажиля» М. Метерлинка, Станиславский отказался продолжать эксперимент и Театр-Студию закрыли. Осенью 1906 года В. Комиссаржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Открытие театра состоялось 10 ноября в новом помещении на Офицерской улице. За один сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей — «Сестру Беатрису», М. Метерлинка, «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Сезон в театре на офицерской завершился 4 марта 1907 года. В 1907—1918 годах Мейерхольд работал в петербургских Императорских театрах, поставив там 21 драматический спектакль и 10 музыкальных. Мейерхольд приходил домой только ночевать. Он жил тогда рядом с Мариинкой Театральная площадь,2. В семье уже было три дочери. Младшую звали Машей.

Полюбить так, как любят обычные люди, великий режиссер тоже не мог. Его любовь должна была стать необыкновенно сильной, разрушительной, опасной... В молодости любовь заставила его изменить свою жизнь: в 1921 году в автобиографии, написанной для проводившей партийную чистку комиссии, он вспоминал о своей первой любви, девушке Маше, работавшей на фабрике Майергольдов: "Не рассказать в пяти строках той большой драмы, которая разыгралась в жизни моей в этот период половой зрелости, да и не нужно это знать комиссии по очистке партии... Летом 1921-го руководивший высшими режиссерскими мастерскими Мейерхольд полюбил свою студентку, дочь силезского немца, красавицу Зинаиду Райх. Она недавно развелась с Сергеем Есениным: брак продержался 4 года, потом Есенин ее оставил. Есенин сам спровоцировал разрыв: он попросил друга рассказать ей о любовнице, которой у него не было. А она много позже назвала их брак "самым главным и самым страшным", что было в ее жизни. От этого брака у Райх остались двое детей и последствия тифа, которым она заразилась от одного из них. После тифа женщина получила тяжелое нервное заболевание, дававшее о себе знать депрессиями, истериками, а то и полной потерей адекватности. У Райх и так был непростой характер, в эти дни жизнь близких превращалась в ад - ее приходилось привязывать к постели. Брак Мейерхольда был обречен. Они должны были погибнуть вдвоем Мейерхольд женился на ней и сделал ее своей первой актрисой. В Государственном театре имени Мейерхольда работала великая Бабанова, но ей пришлось уйти: у Райх не должно было быть конкурентов. Она превосходно играла Аксюшу в "Лесе", Софью в "Горе от ума", Маргариту Готье в "Даме с камелиями", муж подарил ей 10 блестящих ролей.

Держала его мертвой хваткой

  • Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе
  • 2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда
  • МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич
  • Комиссар театрального отдела: к 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец

Мейерхольд», 1975 год, Государственный музей В. Это актерский тренинг, система упражнений для подготовки тела к выполнению актерских задач. Система Станиславского предполагает, что поставленный в обстоятельства своего персонажа актер переживает на сцене подлинные чувства, а из этих чувств уже рождается образ, мимика, жесты, интонации, которым зритель поверит. Мысль Мейерхольда движется в противоположном направлении. Он считал, что физическое действие первично, а эмоция следует уже за движениями тела, порождается ими. Для Мейерхольда тело актера — музыкальный инструмент, позволяющий извлекать из него эмоции.

Актерская гимнастика «биомеханика» — серия упражнений, этюдов, которые учат актера владеть этим инструментом. По мнению Мейерхольда, актер должен был вписывать свои движения в общий ритм спектакля. Режиссер часто сам показывал во время репетиций, как именно нужно двигаться. Есть мнение, что на портрете кисти Бориса Григорьева запечатлен момент, когда Мейерхольд дает наставление актеру. Еще примечательно, что на заднем плане портрета изображен лучник.

Свою систему упражнений Мейерхольд сформулирует только через несколько лет после создания картины, но одним из пяти классических «биомеханических» этюдов будет именно этюд со стрельбой из лука остальные четыре — «Игра с камнем», «Пощечина», «Прыжок на грудь», «Удар кинжалом». Борис Григорьев. Достаточно сказать, что второй женой режиссера стала Зинаида Райх, бывшая до этого замужем за Сергеем Есениным. Мейерхольд усыновил и воспитал детей Есенина Татьяну и Константина, а Зинаиду, которая, по мнению современников, большими талантами не обладала, сделал звездой своих спектаклей. Когда каждый день общаешься с писателями и поэтами, несложно оказаться вписанным еще и в историю литературы.

Тут можно вспомнить пронзительные строки из стихотворения Бориса Пастернака «Мейерхольдам»: «Той же пьесою неповторимой, Вы всего себя стерли для грима. Имя этому гриму душа». У Мейерхольда с Булгаковым, как впрочем, и со многими другими, отношения были натянутые. Тем не менее нельзя исключать, что режиссер и его жена Зинаида стали одними из прототипов Мастера и Маргариты.

Он был недалек от истины: актёрская система, разработанная Мейерхольдом, называлась "биомеханика".

Сегодня это одна из востребованных научных дисциплин — точнее, раздел естественных наук, изучающий на основе моделей и методов механики механические свойства тканей, органов и организма в целом и их "механические" процессы. Мейерхольд же применял этот термин к занятиям сценическим движением. Движения на сцене в его интерпретации больше напоминали акробатику. Спектакль "Баня" по пьесе В. Маяковского в постановке В.

Непонимание замыслов Мейерхольда было, увы, не последним. Его радикально "технологизированные" постановки не принимали и высмеивали даже люди, которых трудно заподозрить в косности и невежестве. Например, один из крупнейших русских писателей ХХ века Михаил Булгаков отпустил по поводу спектаклей Мейерхольда много шпилек в своей прозе и фельетонах. Он даже в фантастической повести "Роковые яйца" позволил себе шутку "ниже пояса" о том, что Мейерхольд погиб в 1927 году на сцене при постановке пушкинского "Бориса Годунова", когда обрушились трапеции с голыми боярами. Впоследствии, когда ни Булгакова, ни Мейерхольда уже не было на свете, люди усматривали в этой фразе мрачное пророчество.

Кстати, год смерти у Михаила Афанасьевича и Всеволода Эмильевича один — 1940. Но встречались на пути Мейерхольда люди, которым нравилось его "биомеханическое" искусство. Например, знаменитая актриса Вера Комиссаржевская сделала его главным режиссёром своего Драматического театра. Именно в этом коллективе в 1907 году Всеволод Эмильевич сделал "Балаганчик" по стихам Александра Блока, считающийся началом русского театра условности. Работали с ним и императорские театры — Александринский и Мариинский.

Всеволод Мейерхольд. Впрочем, как и он к ней. Уже в 1918 году Мейерхольд вступил в РКП б. Белая контрразведка арестовывала его как "красного прихвостня", но все закончилось благополучно. А революционная власть дала Мейерхольду возможности, которых у него не было ранее.

В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде ввели преподавание биомеханики как теории движений. Мейерхольд поставил один из первых спектаклей в революционном Петрограде — "Мистерию-буфф" Владимира Маяковского — и повторил эту симпатичную новой власти пьесу в Москве. Нарком просвещения Анатолий Луначарский пригласил Всеволода Эмильевича заведовать Театральным отделом Наркомпроса, что он и делал с сентября 1920 по февраль 1921 года. Еще в 1920 году Мейерхольду доверили свой театр. Конечно, не собственный — собственность отменили в 1917 году — но такой, где он мог реализовать свои представления.

На сцене этого театра долгое время в середине 1920-х годов играл настоящий негритянский джаз Сиднея Беше! Театр ГосТиМ.

Родился: 9 февраля 1874 г. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика».

В 1920-м в столице открыл двери Государственный театр, получивший имя режиссера. Сокращенно он назывался ГосТиМ. На его подмостках шли спектакли по произведениям принявших новый порядок авторов — Юрия Олеши, Ильи Эренбурга, Николая Эрдмана и, конечно же, Маяковского.

Примой театра стала Зинаида Райх, потеснившая звезду Марию Бабанову. Из-за острых конфликтов с фавориткой режиссера Бабанова, а вместе с ней треть труппы покинули театр. Дело было не только в Райх — крутым и деспотичным нравом отличался и сам Мейерхольд, пресекавший на сцене любую свободу и не терпевший чужого мнения. Есть предположения, что Алексей Толстой, создавая свою знаменитую сказочную историю о Буратино, видел прототипом Карабаса-Барабаса именно Мейерхольда, для которого артисты являлись марионетками. Прообразом же доброго Папы Карло считают Станиславского. Всеволод Эмильевич попробовал силы и в кинематографе. На его счету 3 фильма, в которых он проявил себя как режиссер и актер.

Лояльность к власти не стала «защитной грамотой» для мэтра — в середине 1930-х над его головой сгустились тучи. О своей судьбе он догадывался, но возможностью эмигрировать не воспользовался, отказавшись остаться в Париже во время поездки. Зимой 1936 года газета «Правда» опубликовала статью под названием «Сумбур вместо музыки». Критиковалась опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная Дмитрием Шостаковичем, а вместе с ней эстетство и «левацкое искусство», якобы отрицавшее простоту и реализм. И все это автор назвал «мейерхольдовщиной». В перечне награжденных Мейерхольда не оказалось. Режиссер ринулся доказывать, что он «свой», что по-прежнему лоялен к власти.

На подмостках шли спектакли о колхозной деревне, воспевались новые герои. Однако чуда не случилось: в январе 1938-го ГосТиМ закрыли. От опального и безработного режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Прежними остались отношения с Борисом Пастернаком, несколькими артистами и писателями. В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра. Смерть учителя и кумира в начале августа Мейерхольд воспринял как личную драму и знак беды. В июне 1939-го его арестовали.

Личная жизнь Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре. С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей.

Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд

Оставьте ваш комментарий о знаменитости Биография Мейерхольда Всеволода Эмильевича Мейерхольд Всеволод Эмильевич 1874-1940 — российский режиссер, актер, педагог, народный артист России 1923 , один из реформаторов театра ХХ века. В 1906-1907 — главный режиссер театра Комиссаржевской на Офицерской Санкт-Петербург. Развивал символическую концепцию «условного театра» «Сестра Беатриса» М. Метерлинка и «Балаганчик» А. Блока , 1906. В 1908-1917 годах трудился в петербургских императорских театрах. Утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность «Дон Жуан» Мольера, 1910, «Маскарад» М.

Лермонтова , 1917, в Александринском театре. После 1917 возглавил движение «Театрального Октября», выдвинув программу полной переоценки эстетических ценностей, политической активизации театра. В 1920-1938 руководил театром в Москве с 1923 — Театр имени Мейерхольда и существовавшей при нем школой. Разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, в которой нашли своеобразное применение принципы конструктивизма. Поставил спектакли «Мистерия-буфф» 1918, 1921 и «Клоп» 1929 В. Маяковского , «Великодушный рогоносец» Ф.

Кроммелинка 1922 , «Лес» А. Островского 1924 , «Ревизор» Н. Гоголя 1926 , «Горе уму» «Горе от ума» А. Грибоедова 1928 , «Дама с камелиями» А. Дюма-сына 1934. Сын владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, в 21 год принял православие, сменив имя Карл-Казимир-Теодор Мейергольд на Всеволод Мейерхольд.

Страстно увлекшись театром еще в юности, несколько раз оставался в гимназии на 2-й год и лишь в 1895 поступил на юридический факультет Московского университета. Отучившись всего 2 семестра, в 1896 сдал экзамены и был принят сразу на 2-й курс Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. Уже во время учебы обращал на себя внимание высочайшим уровнем культуры, феноменальной эрудицией, оригинальностью и живостью ума. В 1898 Немирович-Данченко пригласил своего выпускника в создаваемый им и К. Станиславским Московский Художественный театр. Толстого , принца Арагонского «Венецианский купец» У.

Редкая в актерской среде интеллигентность и утонченное искусство Мейерхольда привлекли к нему внимание А. Чехова ; их переписка продолжалась вплоть до кончины писателя. Участник легендарной «Чайки» Художественного театра, Мейерхольд считался непревзойденным Треплевым. А роль Тузенбаха в «Трех сестрах» Чехов писал специально для него. Мейерхольд называл МХТ Академией драматического искусства, а Станиславского — гениальным режиссером-учителем. Однако, как это будет часто происходить в его стремительно меняющейся судьбе, очень скоро восхищение уступило место неудовлетворенности.

Начало пути В 1902 Мейерхольд покинул МХТ и, создав собственную труппу, которая вскоре получила название Товарищество новой драмы, отправился в провинцию: Херсон, Тифлис, Севастополь, Николаев и др. Режиссер и антрепренер, он продолжал играть до 100 самых разноплановых ролей за 3 сезона. В 1902-1905 поставил около 200 спектаклей, упорно добиваясь утверждения серьезного и во многом непривычного для провинции репертуара: наряду с Чеховым, Шекспиром, А. Толстым, А. Островским, М. Горьким — Гауптман, Г.

Ибсен, М. Метерлинк, С. Пшибышевский, А. Шницлер и др. Три его первых самостоятельных режиссерских сезона сконцентрировали в себе путь русского и европейского театра последних десятилетий XIX — начала XX века: от академичности и «натурализма» к театру условному, тяготевшему к символистки-обобщенной и поэтической образности. Первые подходы к сценическому воплощению символистских пьес режиссер нащупал в нашумевших постановках — «Потонувший колокол» Гауптмана 1902 , «Снег» Пшибышевского 1903 , «Монна Ванна» Метерлинка 1904 и др.

Подготовленные им «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана на предварительном просмотре вызвали восторг Станиславского и др.

Женщина также выкрикивала проклятья в адрес агентов Народного комиссариата, а через три недели после этого она была жестоко убита в собственной квартире. Неизвестные нанесли Райх около двух десятков ножевых ранений. Тайна смерти актрисы так и осталась нераскрытой. Позже юрист и писатель Аркадий Ваксберг говорил о том, что только Берия нуждался в таком показательном садистском фарсе, потому как Райх была в те годы необычайно популярной, и слишком независимой актрисой. Самому же режиссеру сфабриковали дело, обвинив его в шпионаже и троцкизме, а необходимые признания несколько недель выбивали у него под жестокими пытками. В своем письме Вячеславу Молотову, написанному незадолго до казни, Всеволод Эмильевич отказывался от своих показаний и рассказывал о том, каким образом они были получены. По словам мужчины, его ежедневно избивали резиновым жгутом, обещая превратить его тело в бесформенную окровавленную массу, оставив нетронутыми лишь лицо и правую руку, чтобы он подписал, в конечном счете, нужные показания. Когда это письмо через некоторое время оказалось в руках Дмитрия Шостаковича, тот во время его прочтения лишился чувств. Фото: stuki-druki.

Его называли агентом английской и японской разведок, который вел активную шпионскую деятельность против СССР. На следующий день смертный приговор был приведен в исполнение. Тело режиссера было кремировано, а прах высыпан в общую могилу на окраине кладбища у Донского монастыря вместе с прахом писателя Бабеля, маршалов Егорова и Тухачевского, а также других жертв репрессий. Всеволод Мейерхольд: посмертная реабилитация В 1955-м году, спустя всего два года после смерти Иосифа Сталина, тогда все еще почитаемого, и не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины начали добиваться практически невозможного — реабилитации расстрелянного режиссера. Этими отчаянными женщинами были приемная дочь Мейерхольда — Татьяна Есенина, а также его внучка — Мария Валентей. Основные сложности заключались в том, что во многих инстанциях в те годы еще сидели недруги и ненавистники великого режиссера, которые ранее клеймили его в прессе, участвовали в травле и всячески добивались закрытия его театра. Тем не менее, женщины были настроены решительно, и в том же году, после письма Татьяны Есениной, адресованного Георгию Маленкову, дело Мейерхольда было принято на рассмотрение на предмет его возможной реабилитации. Фото: svoboda. А в 1991-м году в Москве был создан театральный Центр, названный его именем. Кроме того, Марии Валентей лишь в начале 90-х годов, спустя почти четыре десятка лет после реабилитации знаменитого деда, удалось добиться освобождения и возвращения наследникам столичной квартиры режиссера, которая после его ареста и убийства Райх была отнята у её детей и передана в собственность семей шофера и секретаря Лаврентия Берии.

Псевдоним Доктор Дапертутто. Ученик Вл. Немировича Данченко. В 1898 1902 актёр Московского Художественного театра. В 1906 07 по приглашению В.

В 1896 году Всеволод Мейерхолд оставил юридический факультет Московского университета и поступил на второй курс Музыкально драматическое… … Энциклопедия кино Мейерхольд Всеволод Эмильевич — 1874 1940 , сов. В 1916 спектакль возобновлен в Александринском театре; там же 25 февр. Позднее 1933 и 1938 … … Лермонтовская энциклопедия Мейерхольд Всеволод Эмилиевич — известный режиссер. Родился в 1874 г. Сценическую деятельность начал в 1898 г. Член КПСС с 1918.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий