Интерфакс: Арктический совет приостанавливает работу в связи с действиями России на Украине, сообщается в четверг в совместном заявлении стран-участниц организации.
Россия может выйти из Арктического совета. Что это за структура?
Наша страна намерена развивать сотрудничество в Арктике с конструктивно настроенными партнерами как в двустороннем, так и многостороннем форматах, которые уже доказали свою эффективность. Прорабатывается ряд двусторонних проектов в таких сферах, как научные исследования, логистика, охрана окружающей среды, а также морское сотрудничество. Одна из важных областей диалога — наука о Заполярье. Идет подготовка к запуску международной исследовательской станции «Снежинка» с участием страны-партнера из Азии. Интерес к проекту проявляют и другие страны, их окончательный состав пока не определен. В сфере особого внимания — Северный морской путь.
СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей. Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике.
Акцент также делался на развитии оленеводства и арктического туризма. В плане укрепления транспортной инфраструктуры было налажено сотрудничество в сфере полярной авиации. Завершена реализация проектов, касающихся оценки влияния климатических изменений на экономику Севера, обеспечения здорового будущего детей и юношества в Арктике, равноправия женщин, управления ресурсами в сельских районах Севера. В качестве задела на будущее условлено о развитии энергетического измерения в работе Совета, нацеленного на сотрудничество в области устойчивой нефтегазодобычи. ЕППР призвана содействовать предупреждению, готовности и реагированию на чрезвычайные экологические ситуации и другие происшествия, а также поиску и спасанию в Арктике. В то время как ЕППР не является оперативной группой реагирования, её члены осуществляют проекты для устранения пробелов, подготовки стратегий, обмена информацией, сбора данных и сотрудничества с соответствующими партнёрами в отношении возможностей и исследовательских потребностей. Проекты и мероприятия рабочей группы включают разработку методологических принципов и методов оценки рисков, координацию учений по реагированию, подготовку кадров, а также обмен информацией о передовых практиках в отношении предотвращения, обеспечения готовности и реагирования на происшествия и угрозы от непреднамеренных выбросов загрязняющих веществ и радионуклидов, а также на последствия стихийных бедствий. На ЕППР возложена ответственность за разработку и обновление Практического руководства для реализации Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 г.
ЕППР также поддерживает реализацию Соглашения о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике 2011 г. Деятельность группы направлена на развитие сотрудничества между арктическими странами и расширение обмена опытом и информацией в сфере предотвращения, подготовки и действий в чрезвычайных ситуациях. На российских предприятиях «Атомфлот» и «Звёздочка» реализована третья фаза проекта по контролю над источниками радиоактивности. Мандат ПАМЕ заключается в разработке политических и иных мер, связанных с сохранением и устойчивым использованием морской и прибрежной среды Арктики. В рамках группы осуществляются проекты по реализации Стратегического плана по защите арктической морской среды, оценке арктического морского судоходства, портовых мощностей по переработке судовых и грузовых отходов, изучению крупных морских экосистем, обновлению региональной программы действий по защите арктической морской среды от антропогенной деятельности. В ПАМЕ в настоящее время действуют несколько временных целевых групп: - Целевая группа по морскому сотрудничеству была учреждена в 2015 г. Изначально США активно продвигали в рамках целевой группы по морскому сотрудничеству инициативу по учреждению регионального наднационального механизма управления арктическими морями, однако эта идея не была поддержана другими государствами-членами АС. На министерской сессии АС в Фэрбанксе в мае 2017 г.
В случае принятия министрами решения о создании такого нового органа, он будет сформирован, как ожидается, на основе юридически не обязывающего акта и решения данного органа будут приниматься на основе консенсуса как и в целом в АС. При этом по инициативе российской стороны было зафиксировано, что одним из основных принципов деятельности такого органа будет уважение суверенитета и суверенных прав прибрежных арктических государств в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. В 2015 г. Россия одной из первых представила в эту группу соответствующий национальный доклад по этой тематике. Основные направления деятельности АС и результаты работы За время существования АС в его рамках реализовано большое количество различных проектов, в первую очередь — в области охраны окружающей среды Арктики.
АМАП совместно с Международным арктическим научным комитетом участвуют в инициативе «Сеть арктических опорных наблюдений». Взаимодействие АМАП с международными организациями сосредоточено на расширении сотрудничества со структурами Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и связано с планируемой будущей работой по комплексному мониторингу и оценке загрязнения воздуха, в ходе которой особое внимание будет уделяться совершенствованию научных знаний о воздействии воздушных загрязнителей на Арктику. АМАП также участвует в оценке эффективности Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях 2001 г.
АМАП является партнёром в усилиях по координации программы Европейского союза «Горизонт 2020» и поддерживает инициативу EU-PolarNet, направленную на улучшение координации между полярными исследовательскими институтами Европейского союза и на разработку комплексной европейской полярной исследовательской программы. Под наблюдением группы осуществлялся ряд многосторонних проектов, в частности, по сокращению применения бромсодержащих пламягасителей, снижению содержания ртутных загрязнений в выбросах в атмосферу, по утилизации просроченных пестицидов. АКАП призвана содействовать усилиям по снижению экологических рисков и предотвращению загрязнения окружающей среды в Арктике. АКАП выступает в качестве укрепляющего и поддерживающего механизма АС в целях поощрения национальных действий по сокращению выбросов и других видов проникновения загрязняющих веществ в окружающую среду и по снижению экологических, медицинских и социально-экономических рисков. АКАП в сотрудничестве с органами власти арктических государств разрабатывает пилотные проекты, которые создают потенциал и демонстрируют деятельность по сокращению выбросов загрязняющих веществ. Обмен информацией и знаниями о передовом опыте, технологиях, нормативно-правовых актах, существующий между арктическими государствами, является ключевым инструментом. АКАП способствует выполнению арктическими государствами международных договоров, касающихся вопросов загрязнения Арктики. В рамках АКАП реализуются следующие проекты: 1.
Снижение содержания ртути в выбросах в атмосферу стран Арктики 2. Снижение уровня использования бромсодержащих веществ в огнетушителях; 3. Экологически безопасное хранение запрещённых к использованию пестицидов и химикатов с истекшим сроком годности; 4. Поэтапный отказ от применения полихлорбифенилов в России; 5. Разработка стратегии обращения с опасными отходами для завершения реализации проектов, касательно устаревших пестицидов и эксплуатации полихлорбифенилов; 6. Сокращение выбросов диоксинов и фурана в окружающую среду; 7. План действий по укреплению общности коренного населения. Мандат КАФФ заключается в работе над проблемой сохранения биоразнообразия Арктики и в доведении результатов своих исследований до сведения правительств и населения Арктики с целью содействия продвижению практик, обеспечивающих жизнеустойчивость биологических ресурсов Арктики.
Мандат СДВГ заключается в предложении и утверждении мер, которые могут быть предприняты арктическими государствами для содействия устойчивому развитию в Арктике. Это включает в себя реализацию возможностей по защите и содействию развитию окружающей среды и экономики, культуры и здоровья коренных народов и арктических сообществ. СДВГ фокусируется на инициативах, которые предоставляют практические знания и способствуют наращиванию потенциала коренных народов и арктических общин с учётом местных, региональных и глобальных вызовов и возможностей. Группой осуществлялись проекты в области охраны здоровья проживающих в Арктике, в т. СДВГ инициирован крупномасштабный исследовательский проект по изучению жизненных условий в Арктике.
Однако натовцам гораздо ближе Конвенция ООН по морскому праву, принятая в 1982 году, но не ратифицированная Вашингтоном. Она определяет, что территория государства включает лишь шельф, границы которого определены в 200 морских миль, а с претензиями на большее стране необходимо подавать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа, созданную в 1997 году; для этого требуется урегулировать спорные вопросы с «другими заинтересованными странами». Сейчас риск большого конфликта в Арктике заметно растёт. Правда, срок службы единственного действующего тяжелого полярного ледокола американской береговой охраны «Полярная звезда» через пару лет заканчивается, а новые не строились уже более 40 лет. То, как дальше будут развиваться события за Полярным кругом, приоткрывает исследование Фонда Карнеги. Исследование подтверждает , что последние международные события прежде всего, СВО превращают Арктику в арену острой геополитической конкуренции. Уже через месяц НАТО после начала СВО провела крупнейшие за последние три десятилетия учения в Арктике, в которых приняли участие до 30 000 военнослужащих из 27 стран на суше, на море и в воздухе. Затем норвежский «Холодный ответ 2022» показал, что ситуация в регионе стала напряжённой. Этим и следует объяснять «тревогу» Финляндии и Швеции, нарушивших свои давние традиции нейтралитета и подавшихся в НАТО.
Итоги председательства России в Арктическом совете и будущее сотрудничества в регионе
Россия председательствовала в организации с мая 2021 года. Однако в марте 2022 года страны Запада не захотели сотрудничать с РФ и заявили о нежелании участвовать в событиях объединения из-за старта спецоперации на Украине. Что сделала Россия в рамках председательства в Арктическом совете В ходе периода председательства особое внимание уделялось работе с народами Севера, улучшению качества их жизни. Речь шла о повышении благосостояния, здоровья, образования и качества жизни людей. В фокусе внимания работы на посту председателя неизменно находилась тематика развития человеческого капитала, обеспечения комфортных условий для жизни и работы в Арктике», — пояснил Николай Корчунов. Он добавил, что в рамках Арктического совета был запущен проект по цифровизации культурного наследия малых народов. Уже есть конкретные результаты. Так, удалось остановить исчезновение языка лесных юкагиров. Их осталось совсем мало, буквально единицы. Кроме того, был сделан акцент на охрану окружающей среды. Ученые отмечают, что климат в Арктике стремительно меняется.
Важно смягчить негативные последствия этих изменений. Необходимо грамотно использовать природные ресурсы, поддерживать здоровье арктических экосистем, сохранять различные виды животных и птиц.
Россия неизменно выступала и выступает в поддержку процесса реформы СБ ООН и не считает, что данный орган должен оставаться в неизменном виде. На эту тему с 2009 года ведётся скрупулёзный переговорный процесс, нацеленный на выработку компромиссного решения, которое будет пользоваться максимально широкой поддержкой, в идеале — консенсусом. Российская сторона совместно с единомышленниками активно над этим работает. Российская Федерация, как и подавляющее большинство государств-членов ООН, выступает в пользу исправления исторической несправедливости в отношении Африки, нынешняя представленность которой в Совете Безопасности никак не соответствует ни общему числу государств континента, ни их современной роли в международных делах. А вот западные страны, строго придерживающиеся блоковых подходов, определяемых в Вашингтоне и Брюсселе, напротив, уже существенно перепредставлены в СБ ООН.
Кроме того, организация была межправительственным форумом высокого уровня, обеспечивающим содействие сотрудничеству в Арктике.
Председатель меняется каждые два года. Россия председательствовала в организации с мая 2021 года. Однако в марте 2022 года страны Запада не захотели сотрудничать с РФ и заявили о нежелании участвовать в событиях объединения из-за старта спецоперации на Украине. Что сделала Россия в рамках председательства в Арктическом совете В ходе периода председательства особое внимание уделялось работе с народами Севера, улучшению качества их жизни. Речь шла о повышении благосостояния, здоровья, образования и качества жизни людей. В фокусе внимания работы на посту председателя неизменно находилась тематика развития человеческого капитала, обеспечения комфортных условий для жизни и работы в Арктике», — пояснил Николай Корчунов. Он добавил, что в рамках Арктического совета был запущен проект по цифровизации культурного наследия малых народов. Уже есть конкретные результаты.
Так, удалось остановить исчезновение языка лесных юкагиров. Их осталось совсем мало, буквально единицы. Кроме того, был сделан акцент на охрану окружающей среды. Ученые отмечают, что климат в Арктике стремительно меняется.
И не мы будем инициативно предпринимать шаги по его упразднению", - сказал он. По его словам, не должно быть никаких сомнений, что Россия гарантированно обеспечит свои интересы в Арктике. Он отметил, что Россия ответит в случае проявления Западом военной активности в Арктической зоне. Рябков добавил, что когда страны Северной Америки и Северной Европы осознают, что у них не получается решать арктические проблемы без России, они об этом сообщат.
В МИД назвали условие выхода России из Арктического совета
Приглашаем принять участие в 8-ом Международном Арктическом саммите «Арктика и шельфовые проекты: перспективы, инновации и развитие регионов» (Саммит Арктика 2024). Россия может выйти из учреждённого в 1996 году Арктического совета, если его деятельность не будет соответствовать её интересам. Международная межправительственная региональная организация приполярных государств, созданная по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны — Арктический совет — учреждён представителями восьми государств: Дании, Исландии. Посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов заявил, что Россия может выйти из Арктического совета при нарушении ее членских прав в организации.
В МИД назвали условие выхода России из Арктического совета
Арктический совет — важнейшая межправительственная организация Заполярья — постепенно восстанавливает свою деятельность после продолжительной паузы, вызванной решением семи западных государств резко ограничить сотрудничество с Россией на фоне ее. Официальный YouTube-аккаунт Международного арктического форума / Official YouTube account of the International Arctic Forum. всем вопросам, касающимся деятельности арктических организаций, выполнение научных исследований, способствующие комплексному гармоничному развитию северных территорий, коренному улучшению жизни и быта северян. Напомним, Общественный совет Арктической зоны при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики образован в сентябре 2020 года, и призван обеспечить учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации. дарственном уровне не обозначен его статус в качестве межправительствен- ной организации.
Закрытие Международной недели арктической науки в САФУ
Дальнейшее будущее Арктического совета зависит от позиции западных партнеров России по этой организации. Цена на Неделя арктического научного саммита (АССВ) ежегодно организуется членом ISC, Международный арктический научный комитет (IASC) предоставить возможности для координации, сотрудничества и сотрудничества между различными научными организациями. Заявление Вашингтона о том, что Арктический совет может работать без России, является голословным, поскольку его решения принимаются консенсусом всех стран-членов.
Арктический совет посетовал на проблемы из-за прекращения работы с Россией
Поскольку в Арктическом совете председательствовать РФ теперь будет исключительно сама с собой, остается проанализировать, что мы потеряли с остановкой работы этой организации. Официальный YouTube-аккаунт Международного арктического форума / Official YouTube account of the International Arctic Forum. Семь стран Арктического совета решили возобновить работу объединения без участия России Арктический совет, в который входят страны, владеющие территорией на Крайнем Севере, решил возобновить свою работу, но в «урезанном» составе. Из-за политических баталий работа Арктического совета оказалась сильно затруднена – семь из восьми стран, входящих в Совет, приостановили свое участие в нем на неопределенное время. В выступлении, посвященном 25-летию Арктического совета, Сергей Лавров отметил роль организации в развитии региона: «Сегодня Арктика уверенно утверждается в международной повестке в качестве региона плодотворного сотрудничества.
Будущее Арктического совета
единая площадка по развитию международного молодёжного сотрудничества стран Арктического совета. Кроме того, Элисон ЛеКлер отметила важную роль Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» в формировании арктической повестки. Семь стран Арктического совета решили возобновить работу объединения без участия России Арктический совет, в который входят страны, владеющие территорией на Крайнем Севере, решил возобновить свою работу, но в «урезанном» составе. Международная межправительственная региональная организация приполярных государств, созданная по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны — Арктический совет — учреждён представителями восьми государств: Дании, Исландии. Заявление Вашингтона о том, что Арктический совет может работать без России, является голословным, поскольку его решения принимаются консенсусом всех стран-членов.
Россия может выйти из Арктического совета. Что это за структура?
В общем зарегистрировались представители 12 стран, из них 7 представителей посольств Финляндия, Исландия, Индия, Сингапур, Нидерланды, Швейцария, Польша. ПОДРОБНЕЕ Инфраструктура географической информации ИГИ или инфраструктура пространственных данных ИПД и Арктика Арктика становится новым важным регионом на мировой арене, которая привлекает множество стран многогранностью скрытых возможностей, среди которых исследование окружающей среды, изучение изменения климата, освоение природных ресурсов, организация и использование морских судоходных путей, контроль территории, исследования для нужд вооруженных сил, а также в качестве инструмента геополитики. Арктика является отдаленным регионом с очень низкой численностью населения и низким уровнем развития инфраструктуры.
Это центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона. Статус постоянного участника Арктического совета имеют шесть организаций коренных народов Арктики, которые участвуют в принятии решений и формировании его политики.
Наблюдателями в АС являются 13 неарктических государств, 13 межправительственных и 12 неправительственных организаций, список наблюдателей постоянно растет. Постоянный секретариат Арктического совета располагается в норвежском Тромсё. Заседания Арктического совета на уровне министров иностранных дел проводятся каждые два года страной-председателем последнее состоялось в 19-20 мая 2021 г. Комитет старших должностных лиц КСДЛ — представители Министерств иностранных дел — собирается регулярно раз в полгода.
Для решения приоритетных задач в Арктическом совете сформировано шесть рабочих групп: по устранению загрязнения Арктики; по сохранению арктической флоры и фауны; по защите арктической морской среды; по реализации программы арктического мониторинга и оценки; по предупреждению, готовности и реагированию на ЧС; по устойчивому развитию в Арктике.
Продолжаем в арктических условиях движение и развитие северных креативных идей. Мотивация на успех, отличное настроение и желание расти и развиваться — это всегда наш девиз! Поделитесь ссылкой.
При этом в 2021 году американцы якобы вышли из этой группы и стали сторонниками реформы СБ ООН и Организации в целом, тогда как Россия и Китай остались её противниками.
Россия неизменно выступала и выступает в поддержку процесса реформы СБ ООН и не считает, что данный орган должен оставаться в неизменном виде. На эту тему с 2009 года ведётся скрупулёзный переговорный процесс, нацеленный на выработку компромиссного решения, которое будет пользоваться максимально широкой поддержкой, в идеале — консенсусом. Российская сторона совместно с единомышленниками активно над этим работает. Российская Федерация, как и подавляющее большинство государств-членов ООН, выступает в пользу исправления исторической несправедливости в отношении Африки, нынешняя представленность которой в Совете Безопасности никак не соответствует ни общему числу государств континента, ни их современной роли в международных делах.