воинов-афганцев Насиминского района, ныне – главный редактор Информационно-аналитического агентства “3rd View” Рауф Раджабов, – сообщает со ссылкой на вует цепочка событий, предшествовавшая событиям 20 января. В Азербайджане 20 января официально считается Днем траура и памяти по «сложившим головы борцам за свободу и независимость».
Азербайджан и власти Карабаха договорились о полном прекращении боевых действий
В Азербайджане 20 января официально считается Днем траура и памяти по «сложившим головы борцам за свободу и независимость». 20-го января в историю Азербайджана были вписаны как трагические, так и героические страницы. 20 января в Азербайджане является Днём всенародной скорби в связи с трагическими событиями 20 января 1990 года, когда в Баку были введены советские войска для подавления политической оппозиции. Отметим, что с событий, происшедших в ночь с 19-го по 20-ое января, прошло 26 лет.
День всенародной скорби в Азербайджане
20 января 1990 года в Азербайджане ассоциируется с трагическими событиями. 20 января 1990 года стало героической страницей в истории борьбы за независимость и территориальную целостность Азербайджана. По данным военного коменданта (их приводил в статье в “Московских новостях” кинорежиссер Станислав Говорухин) в ночь с 19 на 20 января было использовано 60 тысяч патронов. С подробностями с армяно-азербайджанской границы — корреспондент “Ъ” Владимир Соловьев. 20-го января в историю Азербайджана были вписаны как трагические, так и героические страницы. общенациональный траур в связи c трагическими событиями 20 января 1990 года.
Новости от 20.01.2023
20 января в Азербайджане является Днём всенародной скорби в связи с трагическими событиями 20 января 1990 года, когда в Баку были введены советские войска для подавления политической оппозиции. День 20-го января получил в Азербайджане собственное название, после чего стал считаться Днём «Чёрного января» или Днём «Кровавого января». это наша большая трагедия, но в то же время это героическая страница истории Азербайджана. Советские войска, возглавляемые командующим воздушно-десантной дивизией вооруженных сил СССР, генералом Александром Лебедем, вошли в столицу Азербайджана 20 января.
20 января 1990. Баку Азербайджан. Азербайджанцы погибшие за Свободу от СССР Чёрный Январь
Были блокированы военные казармы. В итоге советское руководство вынуждено принять решение об использовании регулярных воинских частей. От миролюбия до неприязни В период советской стабильности Азербайджанская ССР являлась благодатной территорией. Теплый климат, урожайные земли, занятость населения, невысокий уровень преступности. Традиционно очень уютно чувствовали себя в Азербайджане и советские военнослужащие. Солдат и офицеров обычно свободно приглашали в кафе.
За счет заведения угощали чаем и сладостями, могли бесплатно пропустить в кино и прокатить на такси. При таком отношении и военные смотрели на местных жителей как на самый что ни на есть дружественный народ. Однако в конце 80-х обстановка здесь начинает накаляться. Перестроечный голод в СССР достиг и братских республик. Продукты по талонам, очереди, дефицит.
Гостеприимные и в своем большинстве благополучные азербайджанцы к такой жизни приучены не были. В этой связи утрачивается доверие к Москве и непосредственно к русскому народу. Появляются лозунги: «Татары — в Казань, а русские — в Рязань! Появились трудности с получением продуктовых талонов и другие неслучайные неудобства. Армянские семьи вообще готовятся к смене места жительства, увольняются с работы, собирают вещи.
Если проанализировать даже открытые для общественности документы, складывается довольно понятная и логически выстроенная картина. Цепочка нерешенных вопросов, среди которых проблемы взаимоотношений с Арменией, резкое падение доходов, привела к закономерным последствиям. В республику двинулся поток беженцев с Нагорного Карабаха и регионов Армении. Почти полмиллиона человек. Эти семьи начинают селиться отдельными анклавами и волей-неволей на этнической родине доставляют различные неудобства своим землякам.
Регулярно проходят акции протеста и стихийные митинги. Спецназовцев привлекают для патрулирования улиц города, охраны домов, в которых проживали советские офицеры с семьями.
Перед нашей больницей и возле памятника XI Красной армии было много раненых и убитых, танки здесь открыли огонь по мирному населению. Джахангир Атакишиев - врач-уролог Клинической больницы имени Миркасимова: В ночь на 20 января мы с Фуадом были на дежурстве в хирургическом отделении. Когда началась стрельба, я поднялся на крышу. Перед моими глазами развернулась чудовищная по своей жестокости картина: танки кружили на площади перед памятником XI Красной армии, стреляли и давили мирных жителей, направляясь дальше на городские проспекты. Собравшиеся не произвели в сторону танков ни одного выстрела, они были безоружны. Было много жертв, так как на площади не было места, где можно было бы укрыться от танков. Как только танки покинули площадь, мы кинулись спасать раненых. Начиная с половины первого ночи в больницу стали доставлять раненых.
Кроме тех, кто был ранен огнестрельным оружием, были и пострадавшие с признаками отравления газом, рвотой, кровохарканьем, асфиксией, слезящимися глазами. Во время одной из операций стоило сделать надрез и вскрыть брюшную полость пациента, как операционная наполнилась запахом токсичного газа. Нам пришлось прервать операцию, чтобы проветрить помещение. Мы проводили операции до самого утра, поток раненых убавился только ближе к шести утра. Одна из наших медсестер, участвовавшая в доставке раненых в больницу, была сражена вражеской пулей. В тот день в наше отделение поступили 38 раненых, шесть из которых скончались до начала операции, двое — во время операций. В отделение травматологии в ту ночь было доставлено 40 раненых — молодые люди, самому старшему из которых было 30 лет. Гасымов - в 1990-м году главврач Республиканской больницы: 21 января в больнице закончились перевязочные материалы, антибиотики и обезболивающие. Только донорская кровь была в достатке, так как с утра люди стали приходить на станции переливания крови и сдавать кровь. К нам в больницу тоже приходили добровольцы, кроме того наши врачи и медсёстры также сдавали кровь.
Врачи из Агсу, Бейлагана, Шемахи и других городов республики снабжали нас лекарствами и всем необходимым для проведения операций.
Не обошлось без жертв и среди военнослужащих. Узнав о намерении военных властей вывести трупы погибших на военных кораблях, 50 гражданских судов, в том числе и нефтяные танкеры, заблокировали Бакинскую бухту. Они систематически обстреливались военными кораблями. Двухмиллионный город напоминал прифронтовую полосу. Жертвы трагедии были похоронены как герои борьбы за независимость в парке имени Кирова, который впоследствии был переименован в Аллею шехидов. В 2000 году Указом президента республики Г.
От действий советских подразделений погибло 147 человек среди них 20 женщин, 45 стариков и 18 детей , 744 человека получили ранения, 841 человек были незаконно заключены под стражу. Большинство — обычные горожане, которые просто вышли на улицу и были приняты за «пикетчиков». Есть сведения об убитых на собственных балконах и в квартирах. Почти всё население столицы Азербайджана вышло проводить соотечественников в последний путь.
Их могилы находятся в парке имени Кирова, известного сегодня как Аллея шехидов. В этот день не работали аэропорты, вокзалы, отсутствовала телефонная связь.
Азербайджанский народ чтит светлую память жертв трагедии 20 Января (ФОТО)
С 17 января 2000 года все погибшие и без вести пропавшие в результате событий «Чёрного января» были удостоены почётного звания «Шехид 20 января», утверждённого указом Гейдара Алиева 31 марта 1998 года. В День всенародной скорби в Азербайджане объявляется траур. Жители посещают Аллею шехидов и несут к могилам героев цветы. Поминальные церемонии проходят в каждом уголке Азербайджана и за его пределами: приспускаются государственные флаги, поезда, автомобили дают траурные сирены, после чего объявляется минута молчания. Этот день чёрной страницей вошёл в историю борьбы за независимость и территориальную целостность Азербайджана.
Весь транспорт был остановлен на одну минуту в память о жертвах «Черного января». Корабли в Бакинской бухте, автомобили на дорогах и поезда дали гудок в память о погибших. Государственные флаги в Азербайджане сегодня приспущены в знак траура.
Нам пришлось прервать операцию, чтобы проветрить помещение. Мы проводили операции до самого утра, поток раненых убавился только ближе к шести утра. Одна из наших медсестер, участвовавшая в доставке раненых в больницу, была сражена вражеской пулей. В тот день в наше отделение поступили 38 раненых, шесть из которых скончались до начала операции, двое — во время операций. В отделение травматологии в ту ночь было доставлено 40 раненых — молодые люди, самому старшему из которых было 30 лет. Гасымов - в 1990-м году главврач Республиканской больницы: 21 января в больнице закончились перевязочные материалы, антибиотики и обезболивающие. Только донорская кровь была в достатке, так как с утра люди стали приходить на станции переливания крови и сдавать кровь.
К нам в больницу тоже приходили добровольцы, кроме того наши врачи и медсёстры также сдавали кровь. Врачи из Агсу, Бейлагана, Шемахи и других городов республики снабжали нас лекарствами и всем необходимым для проведения операций. Из Москвы и других городов Союза никакой помощи не поступило. Все наши усилия были направлены на то, чтобы быть готовыми к новым предполагаемым нападениям советской армии. Врачи считали, что вероятность новых нападений очень высока. Мы взяли кровь у 145 человек, остальных направили в другие станции переливания крови. Солтан Алиев — в те годы работал на должности заместителя главврача Республиканской больницы.
Все основные больницы в Баку работали в таком же режиме. Мы запасались лекарствами, обезболивающими и другими материалами для проведения хирургических операций, готовясь к следующему вероятному потоку раненых. К счастью, этого не произошло. Отмечу также, что, если бы не процесс подготовки к приему нового потока раненых, стресс, который испытали многие наши врачи и медсестры от увиденного и пережитого в те дни, был бы гораздо сильнее». К этим свидетельствам можно добавить лишь то, что развернувшаяся 20 января перед глазами медицинских работников картина была столь ужасающей, что последствий испытанного ими психологического шока можно было избежать только в процессе подготовки к приему новых раненых, поддерживая режим полной готовности к интенсивной работе».
По их призыву люди разошлись, БТРы были препровождены с эскортом из нескольких легковушек в Сальянские казармы. Там Газиев потребовал встречи с командиром части. Суть этого нелепого ультиматума была в том, что при следующем выводе бронетехники за пределы войсковой части совет обороны. Как рассказывает очевидец, легкость, с которой замкомчасти согласился с Газиевым, буквально насторожила всех, кто там был. Но не горе-математика, который через 2 года, будучи министром обороны, прилюдно обещал пустить себе пулю в лоб, если падет Шуша, но потом, по зрелому размышлению, передумал.
Почему лидеры НФА, узнав около 18 часов 19 января о том, что войска войдут в город в 24. Если бы они пошли к людям на баррикады и попробовали бы уговорить их разойтись, то тем самым расписались бы в своем дилетантстве, если не глупости. Любой гражданин мог бы у них спросить, а зачем все это строилось, зачем нас призывали сюда собраться?! Кто-то другой мог бы обвинить их в трусости, в боязни за собственную шкуру. Кстати, именно из-за боязни за нее, драгоценную, на баррикадах ночью не было ни одного лидера. Как они признавались позже, кто пересидел ту страшную ночь у друга, кто у брата, свата и прочей родни. Люди, часами разглагольствовавшие о том, что национально-освободительное движение порой требует массу жертв, в качестве таковых видели кого угодно, но только не себя. Самое страшное, что они до сих пор не покаялись. А ведь на совести целого ряда нынешних партийных лидеров, выросших из шинели НФА, не только халатность и трусость 20 января 1990-го, но и промахи и преступления 1992-1994, 1998, 2003, 2005 гг. Более того, с их стороны то и дело делаются попытки записать героизм павших на свой счет, заработать задним числом политические очки.
Но не все павшие были героями, многие — случайные жертвы Были и случайные жертвы. Например, двое детей или заколотый штыками слепой русский мужчина, переходивший дорогу, милиционер, звонивший по таксофону, и другие. И не все герои тех событий действовали только в Баку. Вспомним хотя бы поступок Гейдара Алиева, находившегося тогда в Москве. Бесконечно жаль, но были и такие жертвы, о которых вы упомянули. Тем не менее, основная масса погибших в ту ночь шла на баррикады осознанно. Это пример массового героизма, несгибаемости нашего народа. Отдадим дань светлой памяти другого героя, Гейдара Алиева, который, несмотря на то, что был в опале в Москве, поднял свой голос в защиту азербайджанского народа и гневно заклеймил Горбачева, отдавшего преступный приказ стрелять по безоружным людям. Его выступление прорвало информационную блокаду, устроенную Центром Азербайджану. Оно было переведено на несколько языков и растиражировано по всему миру.
Многие за рубежом, именно со слов Гейдара Алиева, узнали о страшном преступлении, содеянном против азербайджанского народа Горбачевым и его кликой. Позже опять-таки именно Гейдар Алиев инициировал рассмотрение вопроса январских событий 1990 в парламенте Нахичевани в 1991-92 гг.