О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ
Новости. Знакомства. После волжских походов и разгрома Хазарии князь Святослав стал добиваться расширения границ Киевской Руси на западе. Источниками по истории Восточного похода Святослава I являются известия "Повести временных лет", а также отрывки из "Книги облика Земли" арабского географа и путешественника X в. Ибн Хаукала. Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г.
Походы святослава
Помимо трансконтинентального «пути из варяг в греки», Святославу по разгрому Хазарии достались низовья Волги и Керченский пролив в виде будущего Тмутараканского княжества. На Волге тогда, кстати, русичи пытались закрепиться основательно, вспомним и русскую крепость «Белую Вежу» на нижнем Дону тысячелетней давности. Поволжье пытались удержать ещё и при Владимире Святом за пять веков до казанских и астраханских походов Ивана Грозного. Но вернемся к Святославу. Дельта Волги и Керченский пролив явно требуют логического продолжения в виде Черноморских проливов с Царьградом в придачу. Конечно, взять Константинополь в ту эпоху киевскому князю было не реально — у Святослава после эпического разгрома Хазарии явно случилось головокружение от успехов. Однако, к своему проекту на Дунае и за Дунаем князь подготовился весьма основательно — тогда у русов имелась в активе мощнейшая коалиция с венграми, печенегами, частью болгар и даже с учётом внутреннего разлада в Византии. Словом, некий шанс на успех у Святослава всё же был.
Тот признал его власть безоговорочно, даже вступив в конфликт со своей дружиной. Почему Бориса и Глеба канонизировали лишь в 1072 году? Почему в их святости сомневались даже самые высокие иерархи церкви, к примеру, киевский митрополит Георгий. Почему именами Бориса и Глеба Ярослав не назвал своих детей? Глеб появляется лишь среди его внуков, однако Бориса там так и нет. Зато внука Ярослава, сына Изяслава Ярославина назвали Святополком. Это говорит о том, что это имя не было запятнано вплоть до 1072 года. Иная версия описанных событий содержится в зарубежных источниках — в скандинавской «Эймундовой саге», которая была записана в XIII веке, а до этого передавалась из уст в уста, и в немецкой «Хронике», написанной Титмаром Мерзебургским 1012-1018. Данная версия содержит большое количество ответов на вопросы, которые были озвучены ранее, однако, при этом, возникает и множество других. Соответственно этой версии, около 1012-1013 годов Святополка, туровского князя, Владимир посадил в тюрьму по ложному обвинению в государственной измене. В качестве повода для обвинения выступила его женитьба на дочери польского короля Болеслава I Храброго 992-1025. Святополк был лишен туровского княжения и вычеркнут из числа всех претендентов на престол. Князь Новгорода, Ярослав, поднял мятеж в 1014 году, так как отказался платить традиционную новгородскую дань Киеву. Владимир немедленно запланировал карательный поход на Новгород, однако осуществлению этого плана помешала болезнь и последующая скоропостижная смерть великого князя, которая произошла 15 июля 1015 года. Борис получил киевский стол. Для того, чтобы сопротивляться Киеву, Ярославу пришлось нанять скандинавскую дружину Рагнара и Эймунда и начать войну. Сага повествует о войне Бурислава и Ярицлейва. Борислав — это полное имя Бориса, то ясно, что речь идет именно о войне Ярослава с князем Борисом, а не со Святополком. В процессе усобицы власть переходила из рук в руки. В 1017 году варяги убили Бориса в ночном лагере, отрезали ему голову и преподнесли ее Ярославу. Так новгородский князь одержал победу. Святослав и Глеб также погибли, а Ярослав сел на киевский стол. Летом 1018 года с запада на Киев пошли немецкие и польские войска во главе с Болеславом, который защищал права своего зятя Святополка на престол. Святополку удалось из-за междуусобиц и безвластия бежать из темницы и он отправился в Польшу за помощью. Ярослав оставил свою мать и восемь сестер в Киеве и попытался скрыться за морем. Однако новгородцы разбили его ладьи и заставили отбивать у Святополка киевский престол. Святополк потерпел поражение зимой 1018 года, пытался скрыться в Польше и там умер. Великим князем киевским стал Ярослав, которого нарекли Ярославом Мудрым. Для того, чтобы оправдать свой захват власти претендовать на престол он не мог из-за «младшего» происхождения , он приказал создать легенду о мучениках, святых братьях Борисе и Глебе, а также о Святополке Окаянном, который их загубил. В основе легенды, как писал Б. Успенский, лежит миф об Авеле и Каине. Данилевскому — библейский миф о козле отпущения из Книги Левит. Можно обнаружить очевидные текстологические совпадения между библейскими фрагментами и текстом летописи. Данная трактовка произошедших событий — гипотетическая, и мы не можем дать точный ответ на то, каким образом проходила борьба за власть в годы «второй усобицы» 1015-1018. Здесь можно увидеть все особенности политической системы: и борьбу младших и старших князей, и то, как история переписывалась в свою пользу, и то, как привлекались иностранные родственные связи для того, чтобы решить проблемы внутри страны и т. Каким бы образом ни развивались события в 1015-1018 годах, по ним видно, что существовавшая политическая система была принципиально уязвима и вполне могла положить начало последующим междуусобицам. Всё ещё сложно?
Ряд историков полагают, что план вмешательства в болгарские дела существовал у Святослава ещё до обращения к нему за помощью императора Никифора Фоки. Поэтому то князя не пришлось долго уговаривать, чтобы тот двинул своё воинство на юго-запад. По крайне мере значительная часть княжеской рати шла в Болгарию сухопутным путём, через простиравшиеся до устьев Днестра и Дуная земель тиверцев. Это славянское племя было подчинено Киеву отцом Святослава — Игорем. Разгромив во второй раз в 969 году Петра, русский князь вступил в коалицию с новым болгарским царём Борисом II. Примечательно, что Святослав признавал власть Бориса над большей частью Болгарии, непосредственно контролируя лишь Нижнее Подунавье. Рядом с болгарским царём в Преславе между тем находился сильный русский отряд во главе с воеводой Свенельдом. Примечательно и то, что русский князь не стал менять прежние административные органы и даже чиновников, ранее управлявших в завоеванном Подунавье. Такая политическая конструкция усилила влияние прорусской партии в болгарских элитах. Антивизантийски настроенные болгары воспринимали Святослава как продолжателя курса царя Симеона по сокрушению Константинополя. Благо русский князь не скрывал желания разбить свои шатры у стен византийской столицы. Культурно-языковое родство русичей и болгар облегчило их взаимодействие в ходе боёв с ромеями. Сами византийцы свидетельствовали, что при обороне взятого ими Преслава в 970 году болгарских воинов пало не меньше, чем русских. А массовый переход болгарской знати на сторону византийцев случился только после падения столицы и блокирования Святослава в Доростоле. Православная церковь отмечает день памяти княгини 24 июля На усиление провизантийской партии русский князь ответил репрессиями. Византийские источники сообщали, что Святослав казнил около трёхсот наиболее родовитых и влиятельных болгарских аристократов, а около двадцати тысяч человек — потенциальных мятежников поместили в темницы. Ответ на вопрос, к чему стремился Святослав Игоревич в Болгарии кроется в его высказывании, с которого началось данное повествование. Как известно, он пожелал остаться жить и править в Переяславце на Дунае, поскольку "там середина земли моей".
А в скором времени почти вся восточная Болгария была завоевана Святославом. Как сообщает летопись, «одолел Святослав болгар. И взял восемьдесят городов по Дунаю, и сел, княжа здесь, в городе Переяславце, принимая дань от греков». Летом 968 года Святослав вынужден был оставить Переяславец и поспешить на помощь Киеву, который осадили печенеги. Одержав победу над печенегами, Святослав занялся укреплением властной структуры Киевского государства. Старшего сына Ярополка он посадил на княжеский престол в Киеве, Олега отправил в Древлянскую землю, а Владимира — в Новгород посадником наместником. Сам же объявил о намерении заключить союз с германским императором Оттоном I и создать мощное славянское государство на просторах между Дунаем и Черным морем. Во время второго похода на Болгарию, в 969 году, Святослав захватил ее столицу, Преславу, пленив при этом царя Бориса II. Правитель Болгарии был лишен трона и знаков царской власти.
Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава
С учётом своей коалиции, своих прежних успехов и внутренних проблем противника претендент на константинопольский престол Калокир, заговор Цимисхия и т. Закрепление на Дунае и у Черноморских проливов, вкупе с дельтой Волги и Керченским проливом и не забываем про путь из «варяг в греки» , дало бы Святославу мощнейший ресурс - полный контроль над транзитами из центра Азии в Средиземноморье и на Балтику. То есть при успехе, в руки Святослава вполне бы валилась империя мировых масштабов для той эпохи. Словом — было за что повоевать за Дунаем. Любопытно, что витязи Святослава тогда дошли до тех же районов на дальних подступах к Константинополю, что и их дальние потомки в последнюю русско-турецкую войну 1877-78 гг. Ну и добавлю, что если дунайские походы Святослава более-менее широко известны у нас, то аналогичный поход на Дунай полтора столетия спустя войск Владимира Мономаха у нас почти не помнят. А ведь в 1116-19 гг. Тот же Доростол вновь дважды переходил из рук в руки — его осаждал один из сыновей Мономаха.
Русы отступили в Восточную Болгарию. Кочевники отхлынули от границ империи. Лишившись помощи печенегов и венгров, норманны заключили перемирие с греками.
Император Иоанн потратил не менее года на то, чтобы покончить с мятежами и собрать силы для войны с норманнами. Весной 971 г. Русы привыкли воевать в летние месяцы. Весеннее наступление греков застало их врасплох. Трехдневный штурм завершился падением Преслава 14 апреля 971 г. Союзник русов царь Борис сдался в плен Цимисхию. Вскоре греки осадили Доростол с суши, а их флот блокировал крепость со стороны Дуная, отрезав русам пути к отступлению. В боях у стен Доростола русы пытались биться в конном строю, но, по свидетельству византийских очевидцев, это им плохо удавалось. Исход последнего боя решила атака императорской конницы, закованной в броню. Русы понесли огромные потери.
По условиям мирного договора 971 г. При любом вторжении в Византию князь должен был тотчас выступить с войском на ее защиту. Обязательство о военной помощи носило односторонний характер. Никаких статей о торговле, посольских и купеческих делах в договоре не было. Вторжение киевского войска на Балканы причинило наибольший ущерб славянскому государству Болгарии. Болгары нашли случай отомстить недругам. Жители Переяславца предупредили печенегов о возвращении киевского войска на Русь, и те перенесли многочисленные кочевья к днепровским порогам. Святослав не смог пройти пороги, и вынужден был укрыться в днепровских лиманах. Запасы продовольствия, полученные от греков, кончились, в войске начался голод. После трудной зимовки Святослав вновь попытался прорваться через пороги, но попал в засаду и погиб.
Его войско было истреблено. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу для вина. Скрынников Р. Древнерусское государство.
Выполняя условия договора, Святослав выдал пленных и отправился на Русь. Гибель Святослава. Чориков С окончанием русско-византийской войны северо-восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили лишь болгарские земли на западе. Болгарский царь Борис II был лишён царского титула, став византийским вельможей. Святослав с небольшой дружиной на ладьях отправился в Киев, но днепровские пороги заняли печенеги, предупреждённые по версии ПВЛ болгарами. Князь остался зимовать в устье Днепра, а весной 972 года сделал ещё одну попытку пройти пороги. Последствия кратко изложены в ПВЛ : «И напал на него Куря , князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Согласно Повести Временных Лет, большая часть русского войска, бросив добычу, вернулось в Киев сухопутным путём под началом воеводы Свенельда. Скилица утверждает, что войско Святослава погибло полностью. Историография по войне[ править править код ] Наиболее подробно русско-византийская война 970 — 971 описана византийскими историками Львом Диаконом , современником событий, и Иоанном Скилицей 2-я половина XI века. Современные историки предполагают, что они могли использовать единый источник, однако их изложение не дублирует, но дополняет друг друга. Армянский хронист начала XI века Степанос Асохик сообщает, что болгары выступили против Иоанна Цимисхия в союзе с русами. Асохик свёл всю войну к единственному сражению в 971 году , о котором он рассказал так: «Когда завязался бой, Рузы [русы] обратили в бегство оба крыла греческого войска. Царь со всею армянскою пехотой оставался неподвижным посередине фронта. Отряд пехоты, называемый отрядом саларов [букв. Он врезался в стоявших лицом к лицу с царем и шедших против него под прикрытием своих щитов и, дав работу мечу, многих положил на месте, а остальных разогнал в разные стороны; и принудил булхарский народ покориться. С русской стороны поход Святослава освещён в самом раннем из дошедших до нашего времени летописных сводов, « Повести временных лет ». Татищевым по так называемой Иоакимовской летописи , подлинность которой ставится под сомнение, и другим источникам, оставшихся неизвестными. В изложении Татищева поход в Болгарии был вызван не только деньгами от византийцев, но тем, что дунайские болгары не признавали власть Святослава в Хазарии и собирали всех недовольных им. По пути в Болгарию Святослава на Днестре встретило соединённое войско дунайских болгар, хазар, ясов и касогов, и он должен был подняться вверх по Днестру на соединение с венграми. Только после этого он смог переправиться через Днестр. В Болгарию он пришёл только весной 968 года и занял крепости на Дунае. Болгары восстали против русов, вынудив русского воеводу Волка отступить на ладьях по Дунаю. Волк встретил на Днестре Святослава, который возвращался в Болгарию с войском от своего тестя, венгерского князя [19]. После захвата Переяславца Святослав посчитал Византию виновной в восстании болгар и объявил ей войну. Чтобы оправдать поражение, Святослав обвинил христиан, бывших в его войске, в том, что они прогневили языческих богов, и даже казнил единственного брата Глеба. По Иоакимовской летописи, Святослав решил вернуться в Киев с целью покарать христиан, но погиб на порогах. Современные историки предлагают различные трактовки событий, изложенных в вышеуказанных источниках. Различия связаны главным образом с оценкой личности Святослава и взаимоотношений болгар и русов. Полный обзор версий представлен в книге А. Сахарова «Дипломатия Святослава».
Первый, как и говорится в ПВЛ, состоялся в 965 г. В ходе него Святослав уничтожил одни главные центры Хазарии и утвердился в других. Во втором, который, как и сообщает Ибн Хаукаль, мог приходится на 968 - начало 969 г. Русам досталась огромная военная добыча материальные ценности, скот, пленники-рабы. Была выведена в Киев торговая элита Каганата - купцы-иудеи, хазары и евреи по происхождению, которых компактно поселили в русской столице, отчего в последствии одни из ворот в Киеве носили название Жидовских. Слово «жид» в русском языке до XIX в. В отечественной историографии господствует мнение, что после разгрома Хазарии Святославом, Хазарский Каганат, как государство, прекратил свое существование. Однако специалист по Хазарии А. Новосельцев предполагает, что на небольшой территории в Низовьях Волги Хазарское государство существовало еще в 90-е годы Х в. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. Жители этой Хазарии приняли ислам, а окончательно Хазарское государство было ликвидировано в ходе очередной волны миграций, связанных с Великим переселением степных азиатских народов в 1050-1160 гг. Прорыв тюрок-кыпчаков половцев заставил последних хазар бежать в среднеазиатские исламские государства. Так или иначе, а в 960-е гг. Возвращаясь домой, Святослав прошел заново через земли вятичей. Теперь он уже требовал от них признания своего старшинства и дани, на что вятичи вынуждены были согласиться. Международный авторитет Руси и ее территория росли. Византийские источники ничего не сообщают нам о войнах Святослава с хазарами, но из греческих хроник известно, что в тот момент Ромейская империя, одна из самых сильных и цивилизованных империй средневекового мира, стремилась поддерживать с Русью добрые союзнические отношения, а заодно и расширить свое территориальное господство руками храброго русского «архонта» и его воинов. Богато одарив князя и его приближенных, император, судя по всему, предлагал Святославу за крупную дань покорить для Византии Дунайскую Болгарию. Эта страна образовалась на европейской политической карте в ходе Великого переселения народов. В VII в. Именно с этим союзом и объединился упомянутый выше булгарский хан Аспарух, откочевавший к Балканам от Волги. По версии Л. Гумилева, настоящими тюрками среди подданных Аспаруха являлись только его ближайшее окружение и знать. Остальные кочевники Аспаруха были тюркоязычными мадьярами. В 681 г. Аспарух во главе славяно-булгарского войска разбил императора Константина IV и принудил его не только признать независимость части балканских земель, но и выплачивать ежегодную дань. Так родилось Первое Болгарское царство, просуществовавшее до 1018 г. Кочевники вскоре были ассимилированы славянами, которые значительно превышали их численностью. От Орды Аспаруха осталось лишь название страны - Болгария, и первая правящая династия, ведущая начало от булгарского хана. Во времена наибольшего расцвета Дунайская Болгария занимала большую часть Балканского полуострова, ее владения омывались тремя морями. Соседство с Византией порождало не только борьбу, но и благотворное культурное влияние. В царствование Бориса I 852-889 греческие монахи, уроженцы Салоник Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит и грамоту. Это произошло в 863 г. Староболгарский язык лег в основу письменного старославянского языка, именно на нем была написана древнерусская «Повесть временных лет». При Симеоне Великом 893-927 начался «золотой век болгарской литературы». Первое Болгарское царство достигло максимальных своих территориальных размеров. Однако бесконечное противостояние с Ромейской империей и внутренние смуты в частности распри между ортодоксальными христианами и богомилами подтачивали мощь Болгарии. В царствование Петра I 927-969 начался упадок Болгарии, а Византия решила, что пора брать реванш. Между тем войны Империи с арабами отвлекали ее силы от решения болгарского вопроса, поэтому Никифор Фока и подумал, что привлечение к разгрому Дунайской Болгарии победителя Хазарии Святослава есть выгодный ход. И на юго-запад из Киева выступило его десятитысячное войско. Дружинники и вои сплавились на ладьях вниз по Днепру, вышли в Черное море и вскоре оказались в болгарский пределах. Это оказалось полной неожиданностью для болгарского царя Петра. Он выставил войско, превосходящее силы русов, но был разбит. Петр решился обратиться за помощью к своим прежним врагам византийцам. Но это не помогло, ибо вскоре сам царь, его сын-наследник Борис и все царские домочадцы оказались пленниками князя Руси Святослава. ПВЛ сообщает о новых победах Святослава очень кратко: «В году 6475 967. Пошел Святослав на Дунай на болгар. И сразились, и одолел Святослав болгар, и взял городов восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков». Но из этой реплики летописца следует, что византийскую плату за разгром болгар Святослав получил, а уходить с Дуная не торопился. Как показало последующее развитие событий, Святослав замыслил создание своей империи, которая должна была протянуться от Белой Вежи и Тмуторакани до Балкан. Столицей же ее Святослав, видимо, собирался сделать город Переяславец на Дунае. Такой оборот событий означал настоящую катастрофу внешнеполитического курса византийского императора Никифора Фоки. За нее он и поплатился жизнь и престолом. Кузен Никифора Фоки известный ромейский полководец Иоанн Цимисхий произвел переворот, умертвил брата и сам был провозглашен императором. Иоанну предстояло вытеснять Святослава с Дуная, воюя с новорожденным русско-болгарским союзом. Осада печенегами Киева в 968 году Тем временем свое первое враждебное Руси «слово» сказали печенеги. Разгромив Хазарию, Святослав сам посодействовал, чтобы хозяевами в Причерноморских степях стали печенеги. Возможно, первое нападение печенегов на Руст в 968 г. Это могла быть и самостоятельная акция печенегов, которым Киев, оставшийся после ухода войска Святослава в Болгарию без серьезной защиты, показался легкой добычей. Об осаде Киева кочевниками и о последующих событиях русские летописи рассказывают куда подробнее, нежели о войнах Святослава с вятичами, Волжской Булгарией и Дунайской Болгарией. Предоставим слово Нестору, предполагаемому автору «Повести временных лет»: «В год 6476 968. Пришли печенеги впервые на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце. И осадили печенеги город силой великой: было их бесчисленное множество вокруг города, и нельзя было ни выйти из города, ни вести послать, и изнемогли люди от голода и жажды. И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, — сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, — иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня? И когда приблизился он к реке, то, скинув с себя одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. Те же заметили его с другого берега, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: «Если не подступите завтра рано утром к городу, то люди сдадутся печенегам». Воевода же их, по имени Претич, сказал: «Пойдем завтра в ладьях и, захватив с собой княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав». И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенеги же решили, что пришел князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один к воеводе Претичу и спросил: «Кто это пришел? Печенежский князь спросил: «А ты не князь ли? Так сказал он, чтобы их припугнуть. Князь же печенежский сказал Претичу: «Будь мне другом». Тот ответил: «Будет так». И подали они друг другу руки, и одарил печенежский князь Претича конем, саблей и стрелами. Тот же дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города, и нельзя было коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою потеряешь, нас ведь чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих? И собрал воинов, и прогнал печенегов в степь, и наступил мир. В год 6477 969. Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли — паволоки, золото, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха, и воск, и мед, и рабы». Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле, как утренняя звезда перед солнцем, как заря перед рассветом… В год 6478 970. Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам? И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - милостницы Ольгиной. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец». Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава. Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь Пловдиев , населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город Филиппополь ». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом. Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс.
Первый поход Святослава на Дунай
972) - (Sviatoslav I of Kiev) князь новгородский и Великий князь Киевский с 945 по 972 год, легендарный русский полководец, прославившейся своими походами. Поход князя Святослава Игоревича на Дунайскую Болгарию. Кампании. Дата: Лето (август) 968 г. Противники: Дунайская Болгария. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой. Дунайские походы святослава кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг.
Научная статья на тему 'ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА И СУДЬБА ЕГО ВОСТОЧНЫХ ЗАВОЕВАНИЙ НА КАРТАХ АТЛАСА ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ'. Первый Дунайский поход Дунайские походы князя Святослава — история, которая овеяла его имя легендой. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах. Походы князя Святослава в контексте византийско-болгарских отношений. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Походом на Саркел, начинались новые походы князя Святослава. В 865 году Святослав Игоревич захватил крепость Саркел, которую впоследствии переименовали в Белая Вежа.
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ - все походы - битвы, даты, войны - Кратко | Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. |
Дунайские походы святослава кратко | Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 968—971 годах. В 967 или 968 году Святослав, по просьбе Византии, совершил набег на Болгарию, но скоро вернулся в Киев, осаждённый печенегами. |
Русь при Игоре, Ольге и Святославе | Рассматриваются походы князя Святослава, правление князя Владимира и политическая борьба на Руси в конце X-начале XI века. |
ПОХОДЫ РУССКОГО КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА ИГОРЕВИЧА 942—972 гг. | Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. |
Походы Святослава
Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Походы Святослава Игоревича в Болгарию — походы великого князя киевского Святослава на Болгарское царство и Византию в 967—971 годах. III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира. Великий князь киевский Святослав Храбрый (942 – 972 года), разгромивший Хазарский каганат в ходе дерзкой десантной операции в 965 году [1], провел неудачную, но прославившую в веках русское мужество и стойкость в бою, десантную операцию в Болгарии Дунайской. Главная» Новости» Дунайские походы святослава. Второй поход Святослава в Болгарию, состоявшийся в 970 г. Болгары восстали против его власти и захватили город Преслав.
ЗАБЫТЫЕ ВОЙНЫ РОССИИ. ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Поход князя Святослава Игоревича на Дунайскую Болгарию. Кампании. Дата: Лето (август) 968 г. Противники: Дунайская Болгария. Святослав переносит свою ставку (столицу) в Переяславец на Дунае. По пути в Киев Святослав был убит печенегами. Второй Дунайский поход Святослава, 969-971 годы Разделив в 969 г. III. Дунайские походы Святослава «Дипломатические игры» вокруг Дунайской Болгарии В 967 г. византийский император Никифор Фока прислал в Киев своего посла знатного патриция Калокира.
День, когда русские вернулись на Дунай
Голова у него была совсем голая, только на одной ее стороне висела прядь волос, означающий древность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким". Заключив мир с греками, Святослав вместе с дружиной отправился на Русь по рекам в ладьях. Один из воевод предупредил князя: «Обойди, князь, Днепровские пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Но князь не послушал его. А византийцы известили об этом кочевников-печенегов: «Пойдут мимо вас русы, Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатства и пленных без числа». И когда Святослав подошел к порогам, оказалось, что ему совершенно невозможно пройти. Тогда русский князь решил переждать и остался зимовать. С началом весны вновь двинулся Святослав к порогам, но попал в засаду и погиб. Летопись так передает рассказ о смерти Святослава: «Пришел Святослав к порогам, и напал на него Куря, князь печенежский, и убил Святослава, и взял голову его, и сделал чашу из черепа, оковав его, и пили из него».
Случилось это в 972 году. Так героически погиб князь Святослав Игоревич, Освободитель, великий сын Земли Русской, выдающийся воин и полководец Значение разгрома Хазарии для Руси Главным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость. Свободу от дани, свободу от дани войском для Хазарских походов. Конец работорговли в регионе и набегов на Русские земли с целью захвата рабов, поставившие под вопрос выживание русского народа. Хазарский каганат был сокрушен. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии.
Сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения - порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы. Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Русские летописи и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после разгрома Хазарии и восточные и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские летописи и былины этого не делают. В русских былинах есть два образа - Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими богатырями воюет против врагов Руси.
Со вторым сражается Илья Муромец. В былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с "царем иудейским" и "силой жидовскою". То есть русский народ видел разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных хазарских памятников до сих пор не обнаружено.
Да и после возмужания Святослава, когда он начал ходить в свои знаменитые военные походы, внутренняя жизнь Руси, очевидно, управлялась Ольгой, вплоть до ее кончины в 969 г. Святослав вошел в историю, как князь-воитель. В 964 г. В 965—966 гг.
В результате с исторической карты исчезло такое могущественное государство, контролирующее транзитные торговые пути, как Хазарский каганат, а Волжская Булгария была вынуждена выплатить дань киевскому князю и согласиться пропускать русских купцов через свою территорию. Русскими форпостами в Великой Степи стали бывший хазарский Саркел, теперь носивший название Белая Вежа, а также греческий торговый город с многонациональным населением — Тамарахта, которую русские летописи будут именовать Тмутараканью. Успешной оказалось и вторжение Святослава на Северный Кавказ, в земли союзников Хазарии — аланов, ясов и касогов. Возвращаясь в Киев, Святослав нанес поражение вятичам, заставил их признать свою верховную власть и платить дань Киеву. В ходе их Святослав пытался создать огромное русско-болгарское царство с центром в Переславце на Дунае, которое в геополитическом плане могло стать серьезным противовесом Византийской империи на Юго-Востоке Европы. Поэтому не удивительно, что Второй Дунайский поход Святослава 969—971 вылился в открытое столкновение Руси и Ромейской империи. В ходе Дунайских экспедиций Святослава у Руси возникли проблемы с печенегами. Разгром Хазарии способствовал тому, чтобы племена этого тюркского народа, не знающего государственности, окончательно утвердились в приграничных с Русью степях.
В 968 г. С помощью северян во главе с воеводой Претичем киевляне отбились, а позже печенегам нанес поражение спешно вернувшийся с Балкан князь Святослав. Осада печенегами Киева вызвала неудовольство княгини Ольги, киевских бояр и горожан. Для лучшей защиты подвластных Киеву территорий Святослав после смерти матери в 969 г. В дальнейшем это привело к междоусобной войне братьев, а тогда, устроив так Русь, оплакав и похоронив мать, Святослав умчался опять к Дунаю. Для Руси Второй Дунайский поход 969—971 гг. Святославу пришлось отказаться от претензий на Дунайскую Болгарию. Эта страна на время фактически утратила независимость и попала под контроль Константинополя.
Последний заключил с Киевской Русью мир и выплатил Святославу своего рода «откупное» — дань. При возвращении на Русь, Святослав погиб в бою с печенегами на днепровских порогах в 972 г. Все историки признают Святослава Игоревича великим полководцем эпохи раннего русского Средневековья, однако при оценке его как государственного деятеля мнения специалистов расходятся. Одни видят в князе великого политика, пытавшегося создать уже в X в. Для других — Святослав талантливый военный вождь, которых немало знала эпоха Великого переселения народов и эпоха «варварских королевств». Для этих вождей война, военная добыча и военная слава были образом жизни и пределом их помыслов. Оба этих подхода к анализу свершений князя Святослава не отрицают, что его военные достижения значительно расширили известность Древнерусского государства и укрепили его авторитет как на Востоке, так и на Западе. Последний бой Святослава над Днепровскими порогами в 972 году.
Диорама фрагмент В нашем дальнейшем рассказе мы сосредоточимся на военной истории. Завершая же краткую справку о княжении Святослава в целом, сообщим о круге источников, на базе которых ученые реконструируют деятельность этого киевского князя. Из отечественных источников — это прежде всего «Повесть временных лет» Ипатьевская и Лаврентьевская редакции. Из зарубежных — История византийского автора второй половины X в. Также следует упомянуть еще два византийских свидетельства: Историю Кедрина и Анналы Зонары. Дополнительными источниками являются сообщения арабских, хазарских и западноевропейских авторов. Определенную роль для воссоздания впечатления от походов Святослава на современников играет фольклорный эпический материал, такой как древнерусские былины и скандинавские саги. Князь и дружина Детство и ранняя юность Святослава прошла в дружинной среде.
Он был, по сути, воспитанником своей дружины. Известно и имя его «кормильца» — Асмуд. Судя по имени, это был варяг, как и другой видный воевода — Свенельд. Последний являлся главой киевской дружины при четырех правителях: князе Игоре 912—945 , регенте княгине Ольге 945—969 , князе Святославе 945—972 , князе Ярополке Святославиче 972—980. Наличие варяжских воевод при дворе киевских князей в IX—XI вв. Со времен призвания Рюрика выходцы из Скандинавии являлись на Руси наемными воинами, служили княжескими посланниками в дипломатических, судебных и торговых делах, могли сидеть наместниками в отдельных областях Киевской Руси наряду с представителями восточнославянской племенной знати нарочитой чади. Помимо варягов, в личную дружину киевских князей входило много представителей племени полян, чьим племенным центром в свое время являлся Киев. Однако были в дружине и воины из других восточнославянских племен северян, древлян, ильменских словен и пр.
Не случайно в первом письменном законодательстве Руси — «Русской Правде» — за убийство свободного горожанина или крестьянина-общинника полагался тот же штраф вира в 40 гривен серебра , что и за жизнь «отрока», т. Наиболее были распространены ромбовидная киевская гривна, вес которой колебался вокруг 90 г серебра, и более палкообразная новгородская гривна весом около 200 г серебра. Упомянутые военные учителя юного князя Святослава Асмуд и Свенельд, конечно, не были рядовыми дружинниками «отроками, мечниками, гриднями, детскими» и т. Они относились к старшей дружине «княжеские мужи», «бояре» — по одной из версий, происхождение термина «боярин» связано со славянским словом «бои». Старшую дружину составляли воеводы и советники князя. Князь отправлял их послами. Назначал своими наместниками в подвластные ему земли. В отличие от родоплеменной знати «нарочитой чади» , которая была связана с землей и общинами, старшая дружина была связана именно с князем.
В князе, как источнике верховной центральной власти, мужи и бояре видели источник своих благ и социального могущества. Со времен внука Святослава — князя Ярослава Владимировича Мудрого — жизнь представителя старшей дружины охраняла вира в 80 гривен серебра. Князь Святослав. Холст, масло Со своими мужами и боярами правитель держал «думу», т. В IX—XI вв. Одновременно советы с дружиной и вече являлись способом налаживания социального компромисса в древнерусском обществе, который, в свою очередь, служил прочной опорой новорожденной государственной власти. В ранние века существования Руси связь князя с дружиной была очень прочной. Младшая дружина вообще жила подле князя, в его доме, кормилась из его рук, получала плату долей в военной добыче, дани, торговых прибылях, подарках князя.
Мужи княжеские обладали собственными дружинниками. Помимо доходов, означенных выше, они могли получать право сбора дани в свою пользу с целых территорий. Это право соблюдалось во времена правления Ольги и Святослава и даже в первые годы после гибели Святослава, пока его сын Олег Древлянский не убил сына Свенельда Люта, посчитав, что охота Люта Свенельдича в древлянских лесах нарушает его права властителя всей Древлянской земли. Как мы уже сообщали, русские летописи говорят, что Святослав вырос среди дружины. По древнему обычаю знатный мальчик княжич, сын «нарочитой чади» или княжеских мужей «превращался в мужчину» в 3 года. Именно в этом возрасте происходили «постриги», символический праздник, когда мальчику впервые подстригали волосы отрезали локон , переводили его с женской половины дома на мужскую, отец дарил сыну коня и детское оружие. Это оружие отличалось от настоящего только размером и весом. Княжескому сыну полагался еще и «кормилец», т.
Но это мог быть и опытный преданный «отрок», член младшей дружины, который вполне мог оказаться и княжеским рабом. Но это, конечно, был не простой раб. Социальный статус его и должность могли быть очень высоки, а по смерти хозяина или совершеннолетии воспитанника он обретал полную свободу, оставаясь в ближайшем и знатнейшем окружении князя. Непосредственным воспитанием Святослава занимался Асмуд, а жизнь мальчика окружал дружинный быт. При реконструкции облика княжеской дружины IX—XI вв. При первых русских князьях их личная дружина без призванных «из-за моря варягов», которых при Олеге, Игоре, Святославе, Владимире и Ярославе Мудром регулярно звали для того или иного похода; и без воинов-ополченцев, так называемых «воев» из свободных горожан и сельских жителей составляла от 200 до 500 человек. Большинство дружинников имело восточнославянское происхождение. Отечественные историки Л.
Клейн, Г. Лебедев, В. Назаренко на основании изучения курганного археологического материала заключили, что неславянские воины составляли в княжеской дружине X в. Неславянский контингент составляли выходцы из скандинавских, финно-угорских, лето-литовских, тюркских, иранских этносов. Клейн Л. Норманские древности Киевской Руси на современном этапе археологического изучения. Дружина была не только ядром войска князя. Дружинники выполняли также различные поручения, в том числе и хозяйственные при дворе князя и в его государстве.
Они могли быть судьями, гонцами, сборщиками дани и т. Верность князю, храбрость, воинское искусство и физическая сила, а также умение дать дельный совет князю — вот те добродетели, которые культивировались в дружинной среде. Однако если дружинник был свободным человеком, он мог оставить службу, уйти к другому князю. Дружинников-рабов это, конечно, не касалось. Пока имел большое международное значение торговый путь «Из варяг в греки», связавшей западноевропейские страны с Византией и другими странами развитого Востока, основное богатство древнерусской элиты проистекало из доходов от этой торговой артерии. Древнерусский купец — это прежде всего воин, который, являясь торговым агентом киевского князя, приезжает в соответствии с русско-византийскими договорами 911 и 944 гг. Памятник князю Святославу В X в. Киевский князь контролировал всю торговлю по пути «Из варяг в греки».
Он также выступал предводителем в походах на соседние страны. В случае победы он награждал дружинников их долей в военной добыче. Киевский князь вел консолидацию восточнославянских земель и часть дани, налога, собираемого князем в ходе полюдья, также оказывалась в собственности дружины. Иных доходов, кроме военной добычи, даней, княжеских подарков и части торговых прибылей, в X в. Это случится из-за открытия западными крестоносцами короткой морской дороги из Европы в Левант восточное побережье Средиземноморья , а также из-за «засоренности» враждебными Руси половцами нижнего течения Днепра. Судя по курганным захоронениям X в. Несколько позже простую кольчугу стали укреплять чешуйчатой броней, расположенной сверху кольчуги. Лишь в конце XII в.
Руки и ноги дружинников прикрывали наручи и поножи. Они были сделаны из прочной кожи с металлическими чешуйками. В отличие от горшковидного скандинавского шлема на Руси был распространен конический шлем, широко известный и в восточных странах. Он заканчивался острым навершием. Постепенно к таким шлемам стали добавлять наносники и бармицу, кольчужную защиту, которая прикрывала шею, спускаясь на плечи. У варягов широко были распространены так называемые «личины» и «полуличины», закрывавшие лицо или его часть. Щиты древнерусских дружинников были двух форм — круглые и каплевидные. Щиты изготавливались из дерева, но имели железную или кожаную окантовку.
В центре щита находился «умбон», металлическая чаша. Она могла быть круглой или конической формы. Оружие воина зависело от того, был ли он легковооруженным или тяжеловооруженным пехотинцем или всадником. Пеший легковооруженный дружинник имел лук, колчан со стрелами, 2—3 дротика «сулицы» , меч или топор и щит. Его тяжеловооруженный собрат владел щитом, копьем, мечом или топором. Всадники тоже были легковооруженные или тяжеловооруженные. Легкая конница была вооружена луками и стрелами, щитами, боевыми топориками, мечами, а иногда саблями. Тяжелая — имела копья, щиты, мечи.
Вообще на вооружение древнерусских дружинников оказывали влияние соседи, которые служили русским князьям или, напротив, являлись их противниками. От скандинавов русские славянские воины позаимствовали любимое оружие северных германцев — боевой топор и длинный, обоюдоострый меч. От восточных степняков — саблю. Общий вес вооружения дружинника в X в. Княжеская дружина и приглашенные «из-за моря» варяги часто двигались на ладьях — «драконах». Нос корабля украшала голова дракона. Греки называли эти суда «моноксилами» однодеревками. Ученые полагают, их киль изготавливался из одного древесного ствола.
Такая ладья могла взять на борт до 40 человек, плюс запас продовольствия и товаров. Небольшая осадка судна позволяла ходить по мелководью, как в морях, так и в реках. Разгрузив корабль, его можно было перетаскивать из одного водного объекта в другой.
Подписание вечного мира Рязани и Москвы 1385 — Кревская уния Великого княжества Литовского с Польшей 1392 — присоединение Нижнего Новгорода к Москве 1406—1408 — война с Великим княжеством Литовским 1408 — нашествие Едигея на Русь 1433—1453 — Феодальная война 1449 — избрание Ионы митрополитом Московским и всея Руси 1453 — взятие турками-османами Константинополя 1456 — поход Василия II на Новгород. Яжелбицкий мирный договор 1463 — присоединение Ярославского княжества к Москве 1465—1469 — война с Казанским ханством 1471, 1478 — военные походы на Новгород, падение Новгородской республики, присоединение Новгорода к Москве 1472 — венчание Ивана III на Софье Палеолог 1474 — присоединение Ростовского княжества к Москве 1487 — поход Ивана III на Казань 1480 — «стояние на Угре» 1485 — присоединение Тверского княжества к Москве 1492—1494, 1500—1503, 1507—1508, 1512—1522 — «порубежные» война с Великим княжеством Литовским 1495—1497 — война со Швецией 1501—1503 — война с Ливонским Орденом 1510 — присоединение Псковской земли к Русскому 1514 — присоединение Смоленска к Русскому государству 1521 — присоединение Рязанского княжества к Русскому государству 1547 — провозглашение Ивана Грозного царем 1547—1548, 1548—1550, 1551—1552 — походы Ивана Грозного на Казань, взятие Казанского царства 1549 — созыв первого Земского собора 1549—1560 — деятельность Избранной рады 1550-е гг.
Обозначьте стрелками разного цвета направления восточных и дунайских походов князя Святослава. Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Подпишите их названия и населяющие их племена и народы. Рассмотрим карту на странице 9 атласа. Территория Древнерусского государства к концу правления Святослава обозначена на карте оранжевым цветом.
Территории соседних с Древней Русью государств: Волжская Булгария — обозначена жёлтым цветом; Византийская империя — обозначена розовым цветом; Болгарское царство — зелёным цветом; Польское княжество — фиолетовым цветом.
Походы выдающегося полководца Древней Руси князя Святослава
Родители и происхождение Святослав был сыном князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги. Неизвестно, был ли он единственным ребенком властвующей четы. О других детях от этого брака не упоминается в летописях. Краткая биография Святослава описана в трудах русских и византийских историков. Он родился до 945 года, точная дата неизвестна, но на момент смерти отца он был еще ребенком. В 945 году Игоря убили древляне , его единственным наследником был Святослав, который стал князем Киевским. Пока он был ребенком, государством фактически управляла его мать Ольга. Годы полновластного правления датируются с 964 по 972 год. Детство и отрочество Детство Святослава было неспокойным.
С ранних лет ему пришлось участвовать в военных походах. Так, когда по некоторым данным, ему было всего 3 года, он уже сопровождал мать в походе против убийц своего отца. Святослав видел месть древлянам. Он воспитывался в суровом духе в обстановке постоянных кровопролитий. Его жизнь после смерти отца была под угрозой. Древлянский князь претендовал на киевский престол и хотел жениться на Ольге. Княгиня выбрала мщение и уберегла сына от неминуемой гибели. Возможно, состояние опасности и риска предопределило мальчику дальнейший выбор пути воина.
Первый бой Сохранились сведения о том, что Святослав Игоревич в 10 лет уже участвовал в настоящем бою и подвергал жизнь опасности. Но формально первым боем малолетнего князя считается сражение с древлянами в 946 году. Мальчику было не более 6 лет, но он уже уверенно держался в седле. Юный Святослав метнул копье в сторону войска противника. Копье упало рядом с ногами коня, не пролетев и десяток сантиметров. Бой под управлением великого князя начался, укрепив моральный дух дружины. Предпосылки начала политической жизни Согласно русским источникам, князь Святослав Игоревич находился все время при матери в Киеве. Однако византийские историки упоминают о его княжении в Новгороде.
В любом случае, мать погрузилась в управление государством, не сильно пытаясь привлечь сына к политическим делам. Воспитанием юного княжича занимались в основном воеводы. Это стало первой предпосылкой формирования политических взглядов. Внутренняя политика была в руках у матери, и энергичный сын выбрал для себя оставшуюся свободной нишу — внешнюю политику. Второй предпосылкой является формирование разных религиозных убеждений. Святослав был ярым язычником, он не собирался изменять своей вере даже в угоду политическим выгодам от выбора единой религии для всех племен. Князь и дружина Все великие деяния князя неразрывно связаны с его дружиной. Он был талантливым военачальником.
Дружину он начал набирать себе сам еще в ранней молодости. Люди Святослава были все как на подбор: такие же храбрые, энергичные и выносливые. Дружина славилась тем, что быстро перемещалась благодаря отсутствию возов с провиантом. Святослав был очень неприхотлив, и такими же были его воины. Они не варили мясо в котлах, а ели зажаренную на углях конину или дичь. Спали не в шатрах, а на земле, подложив под голову седло.
Покажите разными цветами территорию Древнерусского государства к концу правления Святослава и территории соседних с Древней Русью государств. Подпишите их названия и населяющие их племена и народы. Рассмотрим карту на странице 9 атласа. Территория Древнерусского государства к концу правления Святослава обозначена на карте оранжевым цветом. Территории соседних с Древней Русью государств: Волжская Булгария — обозначена жёлтым цветом; Византийская империя — обозначена розовым цветом; Болгарское царство — зелёным цветом; Польское княжество — фиолетовым цветом. Также соседями Древней Руси в то время были следующие племена и народы: пруссы, литва, ятвяги, жмуть, ливы, мари черемисы , мордва, буртасы, половцы, печенеги, касоги, аланы, валахи и венгры.
Печенеги побежали, после чего Святослав бросил в бой тяжеловооружённую конницу венгров и основные силы русов. Удар венгров византийцы отразили, но русы вклинились в ряды неприятеля. Варда Склир ввёл в сражение отряд катафрактариев, который атаковал русов во фланг. Обе стороны понесли серьёзные потери. Византийские историки считают, что победа досталась Варде Склиру, а русские летописи сообщают о победе Святослава. Скорее всего, это сражение закончилось ничьей, однако большие потери заставили Иоанна Цимисхия заключить перемирие и выплатить русскому князю дань. Весной 971 г. Из восточных округов империи на Балканы были переброшены закалённые в боях с арабами воинские части. Византийская дипломатия сумела договориться с венграми и печенегами, и те отошли от союза со Святославом. Сам князь, надеясь на перемирие, не успел приготовиться к войне. Его силы оказались раздроблены: часть воинов находилась в Преславе, а основные силы вместе со Святославом — в болгарском Доростоле. Византийский флот, состоявший из 300 дромонов, блокировал устье Дуная, отрезав русам путь к отступлению. Византийская армия, насчитывавшая 60 тыс. Осада длилась три месяца — с 23 апреля по 22 июля — и была очень тяжёлой для обеих сторон. Святослав не раз выводил войско из крепости и принимал сражение в поле. Большую вылазку он предпринял в ночь на 29 апреля, пытаясь пробиться на ладьях в море. Попытка не удалась — византийцы сожгли часть русских судов, а другая их часть вернулась в Доростол. В ходе ночного боя погиб его начальник Роман Куркуас. Однако положение русов всё осложнялось. В крепости начался голод. Святослав вывел из города все оставшиеся у него силы — около 20 тыс. Перед сражением Святослав, по словам Льва Диакона, призвал русов: «Либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей». Русы выстроились стеной и обрушились на центр противника, потеснив его пехоту. Но византийская конница нанесла удары по флангам и зашла в тыл русских. Положение спасла вторая линия стены, отразившая этот удар, после чего Святослав прорвался обратно в Доростол. Тяжёлые потери понесли обе стороны, и Иоанн Цимисхий был вынужден вновь вступить в переговоры и заключить со Святославом почётный мир.
Взяв во дворце кагана, в домах знати и купцов большую добычу и предав город огню, дружина, ведомая Святославом, пошла на юг — к древней столице каганата, Семендеру. В ту пору в здешних крепостях сидел свой царь, имевший собственное войско. Святослав войско разбил и рассеял, город захватил, царя со сподвижниками принудил к бегству в горы. Святослав, разбросав во все стороны дозоры, задачей которых было пресечь любые известия о его движении, объявился уже у Черного моря — у подошвы Кавказских гор, смирив тут железной рукой ясов и касогов. Крепость Семикара Святослав взял штурмом с ходу. А вскоре показались и города, запирающие Азовское море — Тмутаракань и Корчев. Русичи ударили — и города лишились хазарских наместников, не слишком любимых местными горожанами, которые вместе с воинами Святослава очищали от хазар крепостные стены. Так было заложено будущее русское Тмутараканское княжество. Дальше в Крыму лежали богатые и беззащитные сейчас владения Византии, и их жители замерли в смертном ожидании, с ужасом представляя, что сделают с ними невесть откуда появившиеся у самых их границ варвары. Но Святослав не ударил — он хотел не добычи, но победы, победы над каганатом, все еще висевшим камнем на шее. Он повернул на север, оставив в тылу нетронутыми земли Империи, черед которой еще не пришел. Пройдя по Дону, русские обрушились на Саркел — шестибашенную мощную крепость, в цитадели которой, за высокими стенами, устремившимися в небо, гордо возвышались еще два башенных шпиля, выше остальных. Крепость была выстроена на мысу и с трех сторон омывалась Доном, вдоль четвертой же хитроумные византийские зодчие прорыли два глубоких рва, призванных охладить наступательные порывы возможного неприятеля. Но строители крепости, как и ее защитники, не причисляли к нему русские дружины — и, как оказалось, напрасно. Саркел был взят штурмом, сожжен, а после почти в буквальном смысле стерт с лица земли. Оставив в захваченных землях малые дружины а оставленным дружинникам в Тмутаракани и особый наказ — тревожить Византию , Святослав вернулся в Киев. Все земли, через которые он прошел за три года боев и походов, покорились ему. И лишь славяне-вятичи спокойно отнеслись к тому, что отныне со всех сторон держава грозного киевлянина окружала их земли. И даже не то что спокойно, а достойно, ибо не захотели подчиниться победителю Каганата. Князю пришлось идти на них походом, и только после этого вятичи признали главенство Киева. Дань была огромна, Киев громко приветствовал победителей, но Святослав и его люди уже начинали нетерпеливо поводить глазами в поисках очередного настоящего мужского дела. Князь Святослав думал, что ему делать, а в это время на подобную же тему размышлял и иной государь — византийский император Никифор Фока , начавший войну с дунайскими болгарами. Помня заветы предшествующих императоров, которые учили, что варваров лучше всего смирять руками других варваров, он решил, что на роль болгаробойца вполне может подойти Святослав. Император приказал направить к русскому князю своего посланца — сына правителя Корсуни Калокира — и выдать ему на подарки князю и дружине двадцать пять пудов золота. Калокир раздал в Киеве золото, но он бы не особо преуспел, если бы не имел за душой тайной мысли императора, поманившего руссов в Болгарию, дабы отвлечь их внимание от Причерноморья. И император, и Святослав помнили, что население Болгарии наполовину состояло из славян, так что страна эта вполне могла стать частью государства Руссов. Воистину это была цель, ради которой можно было преодолеть невозможное. Святослав и его дружина решили, что преодоление подобного им по плечу, и князь во главе десятитысячного войска пустился на ладьях в долгий путь. Как всегда, несмотря на внешнюю импульсивность решений, поход был тщательно продуман. Лишь в самом конце лета 967 года, когда Святослав уже приблизился к Дунаю и готовился произвести высадку, болгарский царь, еще продолжающий требовать по обычаю дань с Византии, поспешно собрал тридцать тысяч и бросил их против руссов. Но противник его был не из тех, кто уповает лишь на численный перевес и привык побеждать напором массы. Каждый дружинник Святослава был мастер одиночного боя, а все вместе они отлично умели биться в строю. И теперь они еще раз доказали это. Предводительствуемое Святославом русское войско выстроилось в некий многорядный монолит и железной волной ринулось на болгар. Те были разбиты. И так сильно, что не помышляли о дальнейшем сопротивлении: все уцелевшие бежали и заперлись в сильной крепости Доростол. Царь Петр от огорчения вскоре умер. Следующий год отдал в руки Святослава Переяславец, Доростол и восемьдесят других городов-крепостей. Фактически все городки по Дунаю были в руках киевлян. Князь сел на место болгарских царей и стал управлять новой своей державой. Калокир был с ним рядом. И лишь теперь Никифор Фока понял, какую заботу он себе нажил — вместо начинавшей понемногу стареть Болгарской державы он получил в соседи великого воина, обдумывающего не менее великие планы, в которых Византии отводилась важная, но отнюдь не беспечальная роль. Император заключил с болгарами мир против общего врага и подговорил печенегов, часть которых привел ныне в Болгарию Святослав, напасть на Киев, успокоив их тем, что войска Святослава далеко. Кочевники обложили Киев, но стоило малой дружине русичей подойти к городу и представиться передовым отрядом войска князя, как хан печенегов дрогнул и снял осаду города. Киевляне, воспользовавшись этим, сумели послать к князю гонца, который без соблюдения дипломатического политеса передал своему повелителю и князю голос земли: он-де, князь, чужую землю ищет и блюдет ее, а от своей отрекся, а Киев вместе с его матерью и детьми чуть было не взяли печенеги. Неужели ему не жаль ни отчизны, ни состарившейся матери, ни детей своих? Речь произвела необходимый эффект, а семя пало на добрую почву — князь, верный обычаю защиты родных пределов и людей, в невообразимо малый для подобных дел срок оказался в Киеве. Пройдя облавами по землям степняков, русичи захватили их богатство — лошадей. На Русь опять снизошло спокойствие, и вновь тесно стало на ней Святославу. Вскоре старая княгиня, прозванная в последние годы Вещей, тихо скончалась. Поручив власть своим подросшим сыновьям, князь дал понять, что покидает Киев скорее всего навсегда и станет отныне княжить в Болгарии, сделав ее центром своего нового обширного государства.
Глава 16 Дунайский поход Святослава
Сын князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги. В 945 году после смерти отца Святослав в раннем возрасте остается с матерью Ольгой и приближенными воспитателями Асмудом и Свенельдом. Святослав рос среди дружинников. Ольга, решив отомстить за смерть мужа, взяла ребенка с собой и посадив его на коня, вручила копье. Он начал битву, символически бросив копье, которое пролетело между ушей коня и упало к его ногам. Походы Святослава Уже с 964 года Святослав правил самостоятельно. В 965 оставив княгиню Ольгу управлять Киевом, отправился в поход. Всю дальнейшую часть жизни Святослав проводил в походах и сражениях, лишь иногда навещая родные края и мать, в основном в критических ситуациях. В течение 965-966гг.
В своих сражениях Святослав прославился тем, что прежде чем напасть на врага, посылал гонца со словами: «Иду на вы! Во походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так и ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины». Мнения историков в описании Святослава совпадают.
Непонятно также, почему он начал брать «дань» с византийцев. Это летописное сообщение сомнительно, поскольку преувеличивать успехи русов на начальном этапе военной кампании не стоит. Диакон сообщает, например, что ещё осенью 969 года византийский император Никифор Фока, стремившийся сохранить видимость нейтралитета в русско-болгарском конфликте, отправил в Болгарию посольство, возглавляемое патрикием Никифором Эротиком и епископом Евхаитским Филофееем9. Судя по всему, византийские послы застали дела в Болгарии в большом расстройстве — болгарский царь Пётр был тяжело болен. Он умер 30 января 970 года — спустя несколько месяцев после появления в его столице — Великом Преславе патрикия Никифора и епископа Филофея. Следовательно, к этому времени русы ещё не заняли болгарскую столицу, находившуюся в Северо-Восточной Болгарии, всего в ста километрах от г. Доростола, к которому войска Святослава подошли практически сразу после высадки в устье Дуная летом 968 года. Значит, русы заняли только территорию нынешней Добруджи. Этому предположению вовсе не противоречит сообщение в ПВЛ о 80 городах на Дунае, якобы захваченных Святославом. То были города в придунайской области Северо-Восточной Болгарии10. Но почему именно 80? Скорее всего, это какой-то поэтический, фольклорный способ передачи информации о значительном числе взятых русским князем городов11. Приобретение же Добруджи являлось крупным успехом русов. Расположенный здесь г. Доростол был важным политическим, военно-административным, торговым и церковным центром Нижнего Подунавья резиденцией болгарского патриарха. Овладение дунайской областью давало и массу торговых преимуществ — как раз тех, о которых грезил русский князь согласно летописному повествованию. Возможно, по соглашению с византийцами русы должны были занять именно Добруджу. Лишь к весне 970 года Святослав отступил от достигнутых с Никифором Фокой договорённостей — русы, выйдя за пределы Добруджи, заняли столицу Болгарского царства, разорили провизантийски настроенный город Филиппополь, жестоко расправившись с его оставшимися в живых жителями.
Чтобы ускорить дело, он, по словам Скилицы, предложил Святославу решить войну поединком между ними: «Тот не принял вызова и добавил издевательские слова, что он, мол, лучше врага понимает свою пользу, а если император не желает более жить, то есть десятки тысяч других путей к смерти; пусть он и изберет, какой захочет. Июль 971 года [ править править код ] Иоанн Цимисхий с военачальниками. Рисунок конца XIX века. В бою Святослав был ранен, однако и греки выстояли по византийской официальной версии только благодаря помощи св. Диакон так представил результат сражения: «Говорят, что в этой битве полегло пятнадцать тысяч пятьсот скифов, [на поле сражения] подобрали двадцать тысяч щитов и очень много мечей. Среди ромеев убитых было триста пятьдесят. Условия, предложенные русским князем, заключались в следующем: русы уходят из Болгарии на родину, а греки обеспечивают им свободу выхода и снабжают хлебом на дальнюю дорогу. Кроме того, восстанавливаются торговые отношения с Византией. Император принял все условия, после чего было заключено соглашение , текст которого сохранился в ПВЛ : «Список с договора, заключенного при Святославе, великом князе русском, и при Свенельде, писано при Феофиле Синкеле к Иоанну, называемому Цимисхием, царю греческому, в Доростоле, месяца июля, 14 индикта, в год 6479. Я, Святослав, князь русский, как клялся, так и подтверждаю договором этим клятву мою: хочу вместе со всеми подданными мне русскими, с боярами и прочими иметь мир и истинную любовь со всеми великими царями греческими, с Василием и с Константином, и с боговдохновенными царями, и со всеми людьми вашими до конца мира. И никогда не буду замышлять на страну вашу, и не буду собирать на неё воинов, и не наведу иного народа на страну вашу, ни на ту, что находится под властью греческой, ни на Корсунскую страну и все города тамошние, ни на страну Болгарскую. И если иной кто замыслит против страны вашей, то я ему буду противником и буду воевать с ним. Как уже клялся я греческим царям, а со мною бояре и все русские, да соблюдем мы неизменным договор. Если же не соблюдем мы чего-либо из сказанного раньше, пусть я и те, кто со мною и подо мною, будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем. Не сомневайтесь в правде того, что мы обещали вам ныне, и написали в хартии этой и скрепили своими печатями. Обращает на себя внимание близость этой цифры к тем 20 тыс. Выполняя условия договора, Святослав выдал пленных и отправился на Русь. Итоги и последствия Гибель Святослава. Чориков С окончанием русско-византийской войны северо-восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили лишь болгарские земли на западе. Болгарский царь Борис II был лишён царского титула, став византийским вельможей. Святослав с небольшой дружиной на ладьях отправился в Киев, но днепровские пороги заняли печенеги, предупреждённые по версии ПВЛ болгарами. Князь остался зимовать в устье Днепра, а весной 972 года сделал ещё одну попытку пройти пороги.
Отвечала ему Ольга: «Разве не видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня? И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали о ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте. Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу. Была она предвозвестницей христианской земле, как утренняя звезда перед солнцем, как заря перед рассветом… В год 6478 970. Святослав посадил Ярополка в Киеве, а Олега у древлян. В то время пришли новгородцы, прося себе князя: «Если не пойдете к нам, то сами добудем себе князя». И сказал им Святослав: «А кто бы пошел к вам? И сказал Добрыня: «Просите Владимира». Владимир же был от Малуши - милостницы Ольгиной. И сказали новгородцы Святославу: «Дай нам Владимира». И взяли к себе новгородцы Владимира, и пошел Владимир с Добрынею, своим дядей, в Новгород, а Святослав в Переяславец». Разделив в 969 г. Русскую землю на 3 области и вручив их опеке сыновей, Святослав отбыл в Болгарию. Идея русско-болгарской державы мало вдохновляла болгар. В отсутствие русского князя они завладели Переяславцем на Дунае, а когда к этой своей «столице» вернулся Святослав, болгары вышли биться с ним. Болгарам в начале сражения даже удалось потеснить русов, но победа все равно осталась за Святославом. По смерти царя Петра болгарским правителям стал его сын Борис II. Новый царь вынужден был признать себя вассалом Святослава. Все это спровоцировало большую войну с Византией. Верный себе Святослав сам напал на греков. Во главе русской пехоты и болгарских конников, которых вели царь Борис II и Свенельд, Святослав обрушился на византийскую «долину роз», занял Филиппополь Пловдиев , населенный преимущественно болгарами. По сообщению византийского историка Льва Диакона, здесь Святослав казнил 20 тыс. Через Адрианополь русский князь намеривался добраться до Царьграда. Он послал сказать грекам: «Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город Филиппополь ». Греки вступили в переговоры, в ходе которых пытались выведать численность армии Святослава. Русский князь требовал дани на 20 тыс. Переговоры позволили Иоанну Цимисхию собрать войско, которое превосходило силы Святослава. Под Адрианополем византийский полководец Варда Склир нанес Святославу поражение. Отряды наемных венгром и печенегов, присоединившихся ко Второму Дунайскому походу Святослава, предпочли покинуть его. Однако и дела Иоанна Цимисхия шли не совсем гладко. В Азии против него поднял мятеж Варда Фока, для его подавления Иоанн пошел на перемирии со Святославом. Разгромив мятежников, весной 971 г. Иоанн Цимисхий вел 30 тыс. После двухдневной осады греки взяли Переславец Преславу. Сидевший там с дружиной русский воевода Свенельд, муж доблесный и огромного роста, по описанию Льва Диакона, вынужден был отступать к Святославу, который тогда находился в Доростоле на Дунае. Падение Преславы вызвало отход от союза со Святославом города Плиска и других болгарских крепостей. Вскоре Святослав с поредевшим войском оказался запертым в Доростоле. Император Иоанн Цимисхий, по свидетельству историка Льва Диакона, непосредственного участника осады Доростола, приказал своим воинам построить под Доростолом укрепленный лагерь, окруженный валом и рвом. Опираясь на него, византийцы и сражались со «скифами». Так по византийской традиции Лев Диакон именовал «росов». Бои шли с переменным успехом, Лев Диакон отмечал мужество бойцов с обеих сторон. Вскоре к грекам подошли боевые триеры, оснащенные приспособлениями для метания греческого огня. Дружина Святослава опечалилась. В византийский лагерь было доставлено продовольствие и лекарства. А в Доростоле воины Святослава терпели голод, умирали от ран, болезней. Пал в бою второй по значению после Святослава, по мнению Льва Диакона, предводитель русов Икмор. Византиец так описывает гибель Икмора: «храбрый муж гигантского роста… окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас бросился на Икмора, настиг его и ударил [мечом] в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только [Икмор] погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу». Но и русы не оставались в долгу. Во время отчаянной вылазки русских дружинников с целью поджечь камнеметные машины греков, наносившие колоссальный вред осажденным в Доростоле, пал магистр Иоанн Куркуас. Это был родственник Иоанна Цимисхия, который командовал воинами, обслуживающими катапульты. Увидев его дорогие доспехи, дружинники Святослава решили, что это сам император, и изрубили Куркуаса. В ходе битвы под Доростолом русы стали осваивать не привычные им прежде военные навыки.