Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из наиболее консервативных отраслей российской экономики. Как отметил независимый эксперт в сфере ЖКХ и экономист Егор Клопенко, мера прежде всего должна быть экономическая — необходим более высокий тариф на старых счетчиках. Жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы на электроэнергию, тепло, воду, вывоз мусора, отопление; просрочка платежей за услуги ЖКХ, долги бизнеса за энергоресурсы и. гаражных кооперативах, поскольку правила использования и владения общим имуществом в многоквартирных домах и так подробно прописаны в Жилищном кодексе», – пояснил эксперт. Минстрой России практически год готовит проект Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Стратегия).
Указ подписан: с 1 мая за отопление и воду пенсионерам платить больше не нужно
Всё потому, что стоимость перехода может быть очень высокой. Некоторые эксперты уверены в том, что тарифы на коммуналку не должны резко увеличиться, рост будет в пределах нескольких процентов, поскольку переходить на умные счетчики будут постепенно, а затраты на их установку в любом случае лежат на жильцах. Также нужен единый центр обработки информации, поступающей с приборов: только тогда учет потребления коммунального ресурса можно считать достоверным. Перейти на такие счетчики должны все потребители, как это сделано в электроэнергетике, — считает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Эксперт в сфере ЖКХ Константин Крохин отмечает, что попытки запустить систему умных счетчиков предпринимаются властями с определенной периодичностью. Но тогда поднялась волна возмущений, СМИ активно это освещали.
Кроме того, умные тепловые счетчики оказались в 5—10 раз дороже обычных, и тогда даже самим инициаторам стало очевидно, что тема не пройдет, — пояснил эксперт. Константин Крохин — председатель Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. Впрочем, по словам Крохина, несколько лет назад одной из таких идей удалось увидеть свет. Но выходит, что энергомонополия, получив разрешение на сбор дополнительных денег, выполнять соцобязательства не спешит.
Изменим несовершенное законодательство в ЖКХ!
В сухом остатке остается повышение тарифа, к чему и ведут сегодня все инициативы лоббистов и монополистов. Что еще почитать по теме Россияне уже начали получать мартовские квитанции за коммуналку, а в них — измененные нормативы расчета на общедомовые нужды. Их изменили с 1 марта, и это решение уже раскритиковал руководитель думской фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. По его словам, некоторые люди уже получили счета, которые «вдвое выше прежних».
Выяснили, что это за изменения и действительно ли повысились цифры в квитанциях. Еще одна из новых инициатив в сфере ЖКХ — введение единой квитанции, в которой будут использоваться показания квартирных и общедомовых счетчиков. Разобрались в том, как это будет работать и что можно будет увидеть в таких квитанциях. В некоторых регионах в квитанциях на ЖКУ стали замечать новую строчку — о добровольном страховании жилья. Несмотря на присутствие слова «добровольное», людей это всё равно настораживает. Вместе с экспертами разбирались, что это за услуга такая, стоит ли ее оплачивать и что будет, если ее игнорировать.
Нужно обязательно посмотреть тепловой режим дома. По правилам, должно быть 20 градусов в квартире и 18 градусов в угловой комнате, а иногда, в силу неправильной регулировки, наблюдаем дома 25-26 градусов», — объяснил эксперт. Также он призвал закрывать окна на лестничных площадках и подъездную дверь. Виктор Федорук отметил, что именно управляющие компании должны качественно подготовить дом к зиме.
Окно на лестничной площадке должно быть остеклено не в одно, а в два стекла, как положено, чтобы создавать тепловой барьер и не топить улицу. Чтобы чердаки у нас были теплые, а тепло, от которого потом растут сосульки, не выходило на улицу. Сосульки — это плохая управляющая компания, если растут у нее сосульки, значит, дом был не готов к зиме.
Россиянам напомнили о бесплатных услугах ЖКХ
Некоторые эксперты считают, что в итоге все права на это получит монополист – Газпром, что в итоге может негативно сказаться на качестве обслуживания газового оборудования. Эксперт в области ЖКХ оценила идею изменить отопительные нормы после взрыва в Ногинске. Эксперт в сфере ЖКХ Фатима Кривенцова рассказала , насколько это экономически выгодно. Ваш главный информатор о жизни в коммунальном пространстве. Ваш главный информатор о жизни в коммунальном пространстве. Новые правила позволят жильцам существенно сократить расходы на коммунальные услуги при поставке низкого качества.
Изменения в сфере ЖКХ в 2023 году
Не знаем, за что и сколько платим: как IT хочет спасти ЖКХ от коррупции | Центр финансовой экспертизы Роскачества рассказывает про важнейшие изменения этой весны в сфере ЖКХ. |
ЖКХ Эксперт – Telegram | Как отметил независимый эксперт в сфере ЖКХ и экономист Егор Клопенко, мера прежде всего должна быть экономическая — необходим более высокий тариф на старых счетчиках. |
Журнал ЖКХ эксперт | По его словам, жилищно-коммунальное хозяйство «недополучает ресурсы», а не испытывает недофинансирование из бюджета. |
Материалы с меткой «ЖКХ» – Москва 24 | интервью с представителями органов власти, организаций ЖКХ, профессиональным экспертом. |
Эксперт по ЖКХ Федорук дал советы по экономии на жилищно-коммунальных услугах летом
Такие данные, которые могут показаться удивительными, сообщили «НГ» в Минстрое. Но объяснение есть: как уточнили в ведомстве, это значит, что потребители погашают образовавшуюся ранее задолженность по оплате коммунальных услуг. Правда, долг, судя по данным, все равно растет, достигая колоссальных сумм. По состоянию на июнь просроченная задолженность потребителей ЖКУ составила более 870 млрд руб. Из них около 380 млрд руб. Эти цифры могут удивить. Но и размер долга тоже впечатляет. В пресс-службе Минстроя сообщили «НГ», что на 1 июня 2023-го объем просроченной дебиторской задолженности за коммунальные услуги составил 871,69 млрд руб. В том числе просроченная задолженность граждан, имеющих прямые договоры с РСО, была 379,63 млрд руб.
Судя по предыдущим отчетам, долг растет. Для сравнения: на 1 апреля 2023-го размер просроченной задолженности российских потребителей за коммунальные услуги составлял без учета безнадежных долгов 777,6 млрд руб.
Как изменится норматив потребления Если это ветхое или аварийное жилье, готовящееся к сносу, где нет счетчиков ОДН, то для него остаются действовать нормативы, но с 1 марта 2023 года расчет меняется. Вводится новый метод аналогов. Суть в том, что УК берет схожий дом с теми же или близкими характеристиками и определяет в нем, сколько он тратит по счетчикам. Соответственно, на основе этих цифр определяется плата по аналогичным домам без счетчиков. Работы и услуги по капитальному ремонту будут определять региональные власти С 1 марта 2023 года работы, выполненные в рамках капитального ремонта многоквартирного дома, не будут оплачены региональным оператором до тех пор, пока акт приемки не будет подписан представителем органа местного самоуправления и лицом, уполномоченным действовать от имени собственников помещений дома. По ранее действующим правилам достаточно было провести согласование акта с указанными лицами.
Кроме того, с марта 2023 года перечень работ и услуг, которые относятся к капитальному ремонту и оплачиваются за счет взносов на него, будет определять каждый регион самостоятельно, с учетом общего федерального перечня, предусмотренного ст. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку. При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
При нарушении температурного графика граждане могут предоставить поставщику услуг претензию. В этом случае он произведёт перерасчёт, тогда ТСЖ сделает жителям дома счисление.
Однако, указал специалист, существуют и технические ограничения, например, в старых домах советской постройки. При этом квартирный счётчик мотает», — заметил он.
Первая, конечно, отсутствие окупаемости. Действительно, в крупных городах и особенно в сфере теплоснабжения концессии заключаются достаточно охотно. Но если говорить про малые города, сельскую местность — там тысячи километров сетей с крайней степенью износа и низкие тарифы. Был расчет Ассоциации водоканалов, согласно которому, чтобы окупились инвестиции в водоканал города Щекино в Тульской области , нужно 130 лет. На таких условиях ни один инвестор, естественно, не придет», — рассказала заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. Участвовать в столь сложных и длинных инвестициях могут себе позволить только крупные игроки, малому и среднему бизнесу это не под силу, отмечает эксперт. Кроме того, по мнению Крохина, многое зависит от руководителей регионов. А в других — инертны, депрессивны.
Пришел, место получил и начинает раздавать должности своим друзьям, знакомым, родственникам», — подытожил специалист. Так как в России механизм передачи в концессию еще не отлажен, губернаторам нужно активно заниматься повышением привлекательности отрасли для инвесторов. Единственный выход Эффективным решением проблем модернизации ЖКХ оказался федеральный проект «Инфраструктурное меню», запущенный в 2021 году. Тогда в стране появились дополнительные механизмы госфинансирования инфраструктурных проектов, которые повысили их окупаемость и привлекательность для инвесторов. Во-первых, регионам стали выдавать инфраструктурные бюджетные кредиты с низкой ставкой — 3 процента годовых — и сроком погашения до 15 лет. Во-вторых, частные деньги стали привлекать через инфраструктурные облигации: их выпускают под конкретный объект, который требует больших вложений, но обещает гарантированный доход. Предполагается, что с помощью этих двух механизмов в ближайшие годы регионы получат около 650 миллиардов рублей. В среднем по миру в них вкладывают 60 процентов бюджетных средств и 40 процентов частных инвестиций. У нас до последнего времени пытались на одних инвесторах: говорили, что сейчас придет бизнес и всю разрушенную инфраструктуру нам поправит. Но бизнес — не благотворитель, он тоже должен был извлекать какую-то прибыль, а тарифы при этом не поднимать Светлана Разворотневазаместитель председателя комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Концессии не принесли ощутимых результатов, заявляет Разворотнева: деньги не вкладываются, практически нет заемных средств, соглашения не выполняются.
Этот подход доказал, что при государственных вложениях и инвестор нормально идет, и тариф не поднимается», — говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль». По ее словам, теперь в правительстве признали, что финансирование ЖКХ — не черная дыра и не просто затратный проект, а вклад в экономику регионов, рабочие места, рынки сбыта для отечественных производителей, налоги в местные бюджеты. Кроме того, средства нужно направлять и на адресную поддержку нуждающимся, в частности, выделение субсидий при наличии долгов, считает Разворотнева. Тем не менее выделеные на обновление инфраструктуры в 2021 году 150 миллиардов рублей оказались недостаточной суммой, заявила управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. Разумеется, 150 миллиардов рублей в соотношении с масштабом работ — если не капля в море, то сумма небольшая», — заявляет аналитик. В 2020 году замглавы Минстроя Максим Егоров оценил необходимую для полной модернизации сумму минимум в 4 триллиона рублей. Например, инвестор берет на себя обязанность вкладывать только на 20-30-й год — сначала он эксплуатирует и ничего не вкладывает. За этим никто не присматривал. У муниципалитетов не было и нет ни навыка, ни опыта взаимодействия с концессионерами — пришел жулик, наговорил с три короба, и с ним договорились», — рассказала депутат. Теперь, когда государство через ФНБ выдает дешевые и длинные кредиты регионам, в том числе на условиях привлечения частных инвесторов, присутствует рассмотрение заявок, анализ документов и контроль со стороны ответственных органов, «дело пойдет гораздо более энергично», резюмировала исполнительный директор «ЖКХ Контроль».
В июне 2022 года на ежегодном форуме «Недвижимость в России» Минстрой озвучил некоторые промежуточные результаты федпроекта. Бюджетные кредиты оказались крайне востребованы регионами — поданных заявок оказалось вдвое больше, чем власти смогли одобрить.
Дырявые трубы и воровство в ЖКХ коммунальщики "повесят" на жильцов: эксперт о новых нормах
Член координационного совета ассоциации председателей многоквартирных домов Московской области, эксперт народного фронта по ЖКХ Юлия Белехова рассказала, когда обычно. Автор: Новости ЖКХ2 дня назад. Жилищно-коммунальное хозяйство, тарифы на электроэнергию, тепло, воду, вывоз мусора, отопление; просрочка платежей за услуги ЖКХ, долги бизнеса за энергоресурсы и. первая экосистема сервисов ЖКХ» в Дзене: В марте 2023 года в жилищные НПА внесены десятки изменений, но законодатели продолжают вносить и.
В России в мае начнет действовать закон о должниках по ЖКХ
Эксперт «» выступил на Всероссийском жилищном конгрессе в Сочи. Эксперт «ЖКХ Контроль» Мамчур: реагенты для дорог состоят из смеси соли и песка. По мнению эксперта, потребители не видят прозрачности в схеме формирования тарифов, им непонятно, почему стоимость услуг ЖКХ растет столь высокими темпами и куда уходят их. Автор: Новости ЖКХ2 дня назад.
Эксперт Федорук объяснил, как не потерять деньги из-за отключений воды
РИА Новости: Эксперт Ковалев заявил, что иногда долги за неуплату ЖКХ начисляют несправедливо | Эксперт ЖКХ Широков предложил переселить россиян из их квартир в арендное жилье. |
ЖКХ России в будущем: что предлагают доработать эксперты | Эксперт ЖКХ Белехова рассказала, когда отключат отопление в Подмосковье. |
Эксперт назвал объекты ЖКХ, на которые надо найти деньги в первую очередь | По мнению эксперта, потребители не видят прозрачности в схеме формирования тарифов, им непонятно, почему стоимость услуг ЖКХ растет столь высокими темпами и куда уходят их. |
Эксперт оценил идею ГД упростить получение субсидий на оплату ЖКХ | Новости компаний работающих в сфере жилищно коммунального хозяйства. |
Эксперт рассказала об изменениях в оплате услуг ЖКХ | Эксперт Ковалев напомнил россиянам о бесплатных услугах ЖКХ. |
РИА Новости: Эксперт Ковалев заявил, что иногда долги за неуплату ЖКХ начисляют несправедливо
Эксперт ЖКХ Белехова рассказала, когда отключат отопление в Подмосковье - Новости | Эксперт по ЖКХ Крохин: смена «человейников» на коттеджи сократит сроки отключения воды. |
Эксперт прокомментировал предложение не платить за некачественные услуги ЖКХ | за оплату установки, замены и поверки "умных" счетчиков в жилых домах. |
Зачем нужны умные счетчики
- Эксперт Федорук объяснил, как не потерять деньги из-за отключений воды | Москва | ФедералПресс
- Эксперт ЖКХ Белехова рассказала, когда отключат отопление в Подмосковье
- Правила комментирования
- Эксперты по ЖКХ рассказали, как платить за отопление меньше
- Эксперт назвал главную проблему россиян в сфере ЖКХ
- Форма поиска
Самые выгодные кредитные карты с рассрочкой
- Новости партнеров
- Эксперт объяснил, как можно уменьшить плату за ЖКХ - 31.03.2023, ПРАЙМ
- Архивы ЖКХ - НФ Аналитика
- Эксперт рассказал, кого затронут новые нормы ЖКХ
- Эксперт объяснил, как можно уменьшить плату за ЖКХ - 31.03.2023, ПРАЙМ
- Новости ПО БУДНЯМ 27.04.2024
Дырявые трубы и воровство в ЖКХ коммунальщики "повесят" на жильцов: эксперт о новых нормах
Правда, и такой переход имел подводные камни: на сайтах, посвященных проблеме, среди минусов прямых договоров иногда упоминались отсутствие единой квитанции, риски запутаться с платежами. Если же говорить о проблеме в целом, то, как напомнила аналитик Института комплексных стратегических исследований Елена Киселева, население в прошлом году дважды столкнулось с повышением тарифов на ЖКУ: в июле и декабре. Аварий в коммунальной сфере становится меньше, но при этом речь идет о тысячах инцидентах за год. Ситуации, особенно на фоне событий минувшего года, могут быть разные. Проблема долгов в сфере ЖКХ вызывает много вопросов. Ведь, как следует из данных Минстроя, россияне демонстрируют отличную платежную дисциплину, избегая массовых неплатежей. Конечно, среди и конечных потребителей услуг, и тех посредников, которые взаимодействуют со снабжающими организациями, все же есть прослойка неплательщиков, в том числе злостных. Но, как можно судить, эта прослойка не столь велика. Однако долги по коммунальным платежам все равно достигают колоссальных размеров. Доцент РЭУ им.
Плеханова Дмитрий Осянин указал также на проблему высокой изношенности и низкой эффективности регионального жилищного фонда и коммунальных сетей.
В открытой системе теплоноситель идёт и на отопление, и на горячее водоснабжение. В закрытой теплоноситель не идёт напрямую в кран горячей воды, а нагревает приходящую с «Водоканала» очищенную холодную воду и та идёт в систему водоснабжения дома. Закрытая система с точки зрения качества воды — логичный, адекватный вариант, — сказал специалист. Что касается перехода с открытой на закрытую систему, например, в бесподвальных домах, то здесь нужно исходить из экономической целесообразности. Кроме того, нет смысла переходить на закрытую, если выдерживаются все нужные температуры и так далее, — добавил Степура.
Чтобы не получить штраф, им нужно определённое число сотрудников в штате, которое многие не тянут. Им проще отдать эту работу на аутсорс», — говорит Сотонин. Сегодня с Doma. Владельцам УК сложно рассматривать его как бизнес, где можно много заработать. Мы хотим создать набор сервисов, которые позволят зарабатывать на коммунальных услугах честно.
Нынешние полусерые УК смогут работать в белую, но зарабатывать при этом как раньше, а может, даже и больше». Однако, если в организации царит неразбериха, её не спасёт даже самое совершенное приложение. Поэтому прежде всего УК должны отстроить бизнес-процессы, уверен он. Информационные системы в сфере ЖКХ довольно однотипны и отличаются лишь пользовательскими интерфейсами, но «это не отменяет их универсальной значимости», говорит Павел Склянчук. А эти интересы состоят в некой непрозрачности.
Информационные сервисы натыкаются на те же грабли», — рассуждает он. Конкурентными преимуществами цифровых платформ, по мнению Склянчука, могут стать «хорошие отношения с крупными клиентами»: «У компании Doma. Сегодня даже крупные застройщики продолжают использовать огромные талмуды, куда всё записывают вручную». Цифровизация ЖКХ в России находится на начальном этапе, но до 2025 года большинство управляющих организаций начнут двигаться в сторону цифры, считает Марк Толстов. При этом, указывает Толстов, из-за консерватизма рынок будет меняться всё-таки не быстро.
Что нам это даст? Кроме того, некоторые УК думают, что предложивший сотрудничество стартап может внезапно закрыться и им придётся заново придумывать и настраивать уже отлаженные сервисы», — рассказывает Сотонин. Он считает, что в трансформации рынка ЖКХ важную положительную роль сыграет государство: «На примере налоговой можно увидеть, что государство меняется. Как собирались налоги раньше и как сейчас? Это большая разница.
Управляющим компаниям также придётся измениться, если они хотят остаться на рынке». Развиваться будут соседские комьюнити и технологии умного дома», — говорит она. Но это реальный ключ к устранению непрозрачности и технологической отсталости», — резюмирует Павел Склянчук.
По его словам, жилищно-коммунальное хозяйство «недополучает ресурсы», а не испытывает недофинансирование из бюджета. С 2021 года совокупный платёж россиян за коммунальные услуги поднялся на 17 процентов. В июле 2021 года тарифы повысились на 4 процента.
В 2022-м они увеличивались дважды: с 1 июля — на 4 процента, с 1 декабря — на 9 процентов. Из-за этого в 2023 году действовал мораторий на индексацию. Инфляция по итогам 2021 года составила 8,39 процента, по итогам 2022-го — 11,94 процента. В 2023 году, по прогнозу Банка России, она будет доходить до 6—7 процентов. Суммарная инфляция за 2021—2022 годы — 20,33 процента, что уже на 3,3 процента больше, чем рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. С учётом 2023 года индексация отстанет от инфляции примерно на 10 процентов, что подтверждает заявление министра экономического развития РФ.
По мнению специалистов, попытка властей в очередной раз залатать дыры в комплексе проблем ЖКХ за счёт населения поставит рынок на грань краха. Ежегодное повышение тарифов руководство страны всегда объясняло подъёмом цен на топливно-энергетические ресурсы, привязанным к инфляции, и необходимостью регулярно модернизировать ЖКХ для снижения числа аварий и обеспечения населения качественными услугами. Однако специалисты всё это время утверждали, что за счёт коммунальных платежей, даже постоянно индексируемых, провести модернизацию невозможно. Как отмечают аналитики, грядущее увеличение тарифов позволит разве что поддержать отрасль в текущем — кризисном — состоянии, но не спасёт от проблем, которые начали возникать как результат событий 2020—2023 годов. Наглядное тому подтверждение — увеличение задолженности населения за коммунальные услуги. По сведениям Росстата, в первом квартале 2023 года её размер составил почти 900 млрд рублей — абсолютный рекорд за всю историю наблюдений.
Для сравнения: в первом квартале 2022 года долг россиян за услуги ЖКХ чуть превышал 804 млрд рублей, в первом квартале 2021-го он доходил до 747 млрд рублей. Общий прирост задолженности в период 2021—2022 годов составил 128,6 млрд рублей, или 17,2 процента, что совпадает по процентному увеличению с показателями индексации тарифов.
Три законопроекта в ЖКХ и их значение для УО: разъясняет эксперт
С вами свяжутся наши специалисты. Произошла ошибка! Попробуйте, пожалуйста, позже.
Очень важно задавать тренды. Если у нас будет десять суперпримерных умных городов, остальные подтянутся. С другой стороны, если эти деньги будут потрачены на то, чтобы проблемы ЖКХ ушли бы, например, проблема реноваций или плохих дорог. Если это будет улучшать инфраструктуру так, чтобы мы могли бы впоследствии более эффективно внедрять концепцию Умного города, тогда я только "за", - сказал Акопян. Эксперт уточнил, что выделенные на IT-решения средства, которые остаются, например, по итогам года, разумно направлять на улучшение отрасли. Однако это не должно негативно сказываться на построении и развитии Умных городов.
В цифровизации ЖКХ, как полагает эксперт, следует в первую очередь концентрироваться на потребителе. В идеале должна появиться единая система с цифровым ассистентом. Он заводит десятки личных кабинетов.
Прежде всего, нужно повысить привлекательность IT-решений, чтобы за счет них сокращались операционные издержки. Он отметил, что цифровизация ЖКХ происходит очень медленно по объективным причинам. Усложняет ситуацию, в том числе, полярность мнений относительно внедрения новых технологий. С одной стороны, есть бытовые задачи, на которые нужно тратить деньги. С другой стороны, порой лучше потратить средства на цифровые решения, чтобы инвестировать в будущее. Смотря как это будет сделано. Я считаю, что цифровизация, будущее, важнее, чем текущая инфраструктура. Очень важно задавать тренды. Если у нас будет десять суперпримерных умных городов, остальные подтянутся.
В таких условиях создавать IT-решения крайне сложно, это дорого стоит», — рассказал эксперт. Цифровые платформы могут решить проблемы рынка ЖКХ. Какие сервисы есть в России и как они устроены «Домопульт» «Домопульт» — один из первых сервисов для автоматизации работы коммунальных организаций в России. Он помогает повысить эффективность управляющих компаний и облегчить их контакт с жителями. Основана в 2015 году Марком Толстовым и Евгением Островским. Ежемесячно компания собирает 1,5 млрд рублей платежей за жилищно-коммунальные услуги, ежедневно онлайн-диспетчерская обрабатывает 2,7 тысячи заявок, а мобильное приложение использует 1 млн жителей. Сейчас сервис работает в более чем 30 регионах России. Система «Домопульта» состоит из нескольких отдельных приложений, объединённых в сеть. Кабинет для управляющего Позволяет собирать статистику и обнаруживать слабые места в работе, анализировать финансовые метрики например, собираемость платежей , просматривать информацию по конкретному лицевому счёту, взаимодействовать с внешними поставщиками услуг и анализировать, насколько клиенты довольны оказываемыми услугами. Онлайн-диспетчерская Соединяет в себе инструменты для работы по заявкам. В ней можно принимать и обрабатывать входящие сообщения от собственников и арендаторов, оповещать о плановых работах, выставлять счета на оплату ЖКУ, а также напоминать о задолженностях и ограничивать доступ к услугам для должников. Приложение для исполнителя Это инструмент для коммуникации с внутренними и внешними поставщиками услуг. Здесь можно получать оповещения о новых заявках, фотографировать и размещать результаты выполненных работ, общаться с диспетчером в чате, чтобы оперативно решать вопросы. Приложение для жителя Позволяет создавать заявки и мониторить статус их выполнения. Через приложение можно подавать показания счётчиков и оплачивать ЖКУ, просматривать отчёты о работе управляющей организации, общаться с диспетчером в чате, заказывать и оплачивать бытовые услуги из каталога. Жителям также предлагают участвовать в опросах и голосованиях, оценивать качество услуг и оформлять пропуска для гостей дома. Основная бизнес-модель «Домопульта» — это подписка, за неё платит управляющая организация. Кроме того, разработчики получают комиссию от дополнительных услуг. Основная цель платформы — дать канал взаимодействия, который увеличит собираемость платежей, отмечает сооснователь «Домопульта» Марк Толстов. Другие не платят, потому что неудобно, или просто забывают. Но раз в год УК вдруг спохватывается и начинает активно собирать долги — как правило, перед Новым годом. Такой хаотичный подход к сбору долгов не создаёт у жителей привычки платить и понимания, что, если не заплатишь, спустя месяц тебе уже начнут настойчиво через все каналы напоминать. Привычку платить нужно формировать, и автоматизация — верный путь», — говорит Илья Сотонин.