Файзулла Ходжаев, которого называли "Лениным узбеков", был маленьким, жилистым и полным энергии, несмотря на малярию, которая часто придавала его лицу зеленоватый оттенок. Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. В Набережных Челнах простились с бывшим начальником УВД Файзуллой Хусниевым. В Набережных Челнах простились с бывшим начальником УВД Файзуллой Хусниевым.
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
Ходжаев, Файзулла [1896-1938], родился в 1896 г. в богатой бухарской купеческой семье. Файзулла Губайдуллович Ходжаев — узбекский советский партийный и государственный деятель, председатель Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР (1924—1937). Файзулла Ходжаев (1896-1938) родился в Бухаре и принадлежал к среде наиболее богатых людей Бухарского ханства.
Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
Узбекская ССР: надежды и разочарования 1920-1930-х гг. В августе 1922 г. Органы государственной власти БНСР были «укреплены» тремя сотнями работниками, специально направленными из России и Туркестана. Обращает на себя внимание решение Средазбюро ЦК РКП б , по которому все оружие сдающихся басмачей поступает в ведение военного ведомства РСФСР и только затем за исключением трехлинейных винтовок выделяется для вооружения милиции, самоохраны и Бухарской Красной армии [9]. Национально-демократические устремления руководства БНСР уже не «вписывались» в планы советской власти на Востоке и в июне 1923 г.
В итоге из состава бухарского правительства были удалены такие фигуры, как Фитрат, Аминов, Атаходжаев, Саттарходжаев, Якуб Заде. Файзулле Ходжаеву однако удалось сохранить доверии центра. Для закрепления успехов в борьбе с басмачеством и создания органов государственной власти он был направлен на три месяца в Восточную Бухару. Показательно, что в в 1923-1924 гг.
В декабре 1923 г. Ходжаев Ф. Суверенитет был утрачен. Для Ф.
Наметившаяся тенденция советской экспансии привела к разработке концепции национально-государственного размежевания Средней Азии. Отметим, что еще в феврале 1924 г. ЦК Бухарской компартии одобрил тезисы Ф. Предусматривалось, что Бухарская и Хивинская Республики, практически утратившие к этому времени основные атрибуты государственной независимости, легитимно самоликвидируются и передают полномочия новым политическим структурам в составе СССР.
В сентябре 1924 г. На основании этого в ноябре 1924 г. Казалось, это было серьезное поражение всей младобухарской программы и уничтожение бухарской государственности. С другой стороны, благодаря созданию Узбекской ССР, Бухара не только возродилась в новом политическом качестве, но и обогатилась ресурсами российского Туркестана и Хивы.
Причем управление Узбекской ССР в момент ее становления было доверено бухарской политической элите. Именно Ф. Итоги национально-государственного размежевания в Средней Азии позволяют предположить, что создание УзССР не было только «московским», но и «младобухарским» проектом. Прагматический курс Ф.
Ходжаева позволил реально реализовать программу образования Тюркской Республики, соответствующую пантюркистским идеям 1920-х гг. Масштаб этого политического проекта был точно охарактеризован М. Калининым на съезде Компартии в Бухаре в феврале 1925 г. Узбекистан, имея огромный культурный потенциал, технические возможности, наиболее богатые города Востока и людские ресурсы, должен играть в Центральной Азии огромную роль, можно сказать, роль гегемона».
С этих событий и берет начало развитие национальной узбекской государственности. Ходжаев с 1925 г. Как положительный момент он отмечал сам факт свержения бухарского амира, поглошавшего в личных целях огромные ресурсы страны, отныне используемые в интересах народа. Казалось это оправдывает советский путь развития бухарской, а затем узбекской государственности.
Но по мере укрепления СССР и концентрации власти у партийно-чекистского центра во главе со Сталиным эта «дорога» для Ф. Ходжаева и близких ему национал-патриотов стала представляться все более ошибочной. Уже во второй половине 1925 г. Ходжаевым, демонстративно подали в отставку в знак протеста против перегибов земельно-водной реформы.
В те же годы в кругу джадидов, также близких к Ф. Ходжаеву, оформляется оппозиционный советской власти «Комитет национального освобождения» [38]. Современники отмечают, что, несмотря на уход с государственных постов, неофициальным идеологом и главным советником Ф. Ходжаева в сфере культуры и образования оставался его давний политический соратник Р.
Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг.
Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф.
В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил - Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов».
Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет.
Скоро придет время, когда мы добьемся независимости... Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией».
Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38].
Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г. Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки».
Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г.
На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана. Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами?
Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция.
С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо... У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться!
Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое.
В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение [ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества.
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал. Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество.
Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу.
Также раздавали для развития промышленности и транспорта «русские» Ташкент, Алма-Ату, Красноводск, Павлодар, вплоть до Оренбурга. Уже тогда многие обратили на уникальную географию Узбекской ССР. Ее границы вытянулись через всю Среднюю Азию, соседями стали остальные новые советские республики.
О последствиях особо не задумывались… Тем не менее, трудно не согласиться со словами Файзуллы Ходжаева: «Это событие будет иметь в истории грандиозное значение. Восток переворачивает самую важную и значительную страницу своей истории». Он, как мы видим, не ошибся. Сергей Горшков Подписывайтесь на канал Вести.
UZ в Telegram УзССР-95: в чем не ошибся расстрелянный Ходжаев В комментариях запрещены нецензурная брань во всех видах включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях , высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Также просим вас не обращаться в комментариях к героям статей, политикам и международным лидерам — они вас не услышат. Бессодержательные, бессвязные и комментарии, требующие перевода с экзотических языков, а также конспирологические теории и проекции не пройдут модерацию. Спасибо за понимание!
Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение[ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества.
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов».
Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал.
Семь мифов о Файзулле Ходжаеве
Реклама на Газета. По данным ГУВД Ташкента, в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов «получили информацию о том, что Фозилходжа Арифходжаев хранит в своём мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям». Согласно религиоведческой экспертизе материалов, проведённой экспертами Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, некоторые его публикации в Facebook признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма». Адвокат подсудимого Сергей Майоров сообщил, что против Арифходжаева возбудили уголовное дело за перепост публикации от 6 марта 2021 года, где приводится комментарий о том, «уместно ли мусульманину поздравлять немусульман с их религиозными праздниками», в частности, с Международным женским днём 8 марта. В международной правозащитной организации Human Rights Watch заявили, что задержание Арифходжаева является «произвольным и нарушает международное право».
Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в « Колесовских событиях » — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой.
Согласно мемуарам Валиди Программа «союза» предусматривала: самостоятельное экономическое управление, строительство железных дорог, прокладку каналов в интересах Туркестана; подъем просвещения и знакомство с европейской культурой без посредства России; решение национальных вопросов, использование природных ресурсов с учетом количества проживающих в государстве наций; полную свободу вероисповедания, недопущение вмешательства религии в светские дела и наоборот [25], C. Последующие события и свидетельства самого Валиди позволяют считать, что основной опорой планов «Национального союза» была политическая база БНСР и в его деятельности прямо участвовали ряд лидеров БНСР. С учетом международной обстановки на первом этапе был неизбежен военный союз с РСФСР, однако для будущего решающее значение имело формирование бухарской национальной армии и поэтапный вывод российских войск с территории БНСР. В силу дефицита собственных кадров к государственному и военному строительству БНСР были привлечены турецкие офицеры, татарские и башкирские специалисты. Масштаб событий, назревавших вокруг БНСР, привлек в Бухару крупнейшую фигуру пантюркистского движения — одного из лидеров младотюрков, бывшего вице-генералиссимуса, министра обороны и начальника Генерального штаба Турции генерала Энвер-пашу 1881-1922. Это был человек с огромными международными связями и опытом руководства вооруженными силами Турции. После поражения военной диктатуры 1913-1918 гг. Для большевистского центра Энвер-паша представлялся перспективной фигурой в организации просоветского исламского движения и антибританского сопротивления на Востоке, а давлении на нового турецкого лидера Кемаля Ататюрка. Но союза с большевиками не получилось. Москва сделала ставку на Ататюрка, и в октябре 1921 г. Ходжаева [35], C. Энвер-паша начинает работу по сплочению всех антисоветских военных сил, устанавливает контакты с бывшим амиром Алим-ханом и перебазируется в Восточную Бухару для подъема басмаческого движения. Когда Энвер-паша прибыл в расположение восточнобухарских курбаши, то неожиданно был арестован Ибрагим-беком как агент БНСР и только вмешательство Алим-хана позволило ему добиться признания [21]. Сторонникам амира в Восточной Бухаре было отправлено послание Алим-хана, где, представляя Энвера, амир писал: «Брат мой волею Аллаха совершит дела, которые возвратят мусульманам их земли, их богатства, славу и великую честь» [30], C. Получив от бывшего бухарского амира полномочиями «главнокомандующего войск ислама», Энвер начал готовить стратегическую операцию по свержению советской власти в Бухаре [34]. Экономические планы Энвер-паши предполагали привлечение иностранных капиталов для разработки природных богатств региона. Его эмиссарам в Германии было поручено проработать вопрос вербовки для работы в Бухаре горных инженеров и шахтеров, а также возможность фрахтовки дирижабля для установления воздушной связи «Берлин-Бухара» [36]. В этот момент происходит принципиальный раскол пантюркистского движения. Сторонники «Национального союза» во главе с А. Пулатходжаевым выбирают союз с Энвер-пашей и встают на путь открытой вооруженной борьбы с Советами. Другая группа во главе с Ф. Ходжаевым и Р. Фитратом продолжает следовать линии национально-государственного самоопределения в рамках советской системы. Причем, как свидетельствуют архивы СНБ Узбекистана, наряду с легальной политической деятельностью, группа Ф. Ходжаева также использовала тайные формы. Сохранились документы, подтверждающие о существовании в Бухарской Республике тайной организации «Милли Иттихад Национальное единение », нацеленной на создание «независимого национального государства». Политическая линия Ходжаева-Фитрата означала сохранение сложившейся ориентации на союз с Россией, линия Валиди-Пулатходжаева вела к переориентации среднеазиатской государственности на антироссийские мировые державы, в конкретной ситуации 1920-х гг. Москва серьезно просчитались в оценке Энвер-паши. К концу 1921 г. Осенью 1921 г. ВсехбухЦИК для осуществления первоочередных мер государственного строительства направил в Восточной Бухару своего руководителя У. Его поездка была организована как крупная военно-политическая экспедиция ок. Прибыв Душанбе в декабре 1921 г. Бухарцам удалось разоружить часть душанбинского гарнизона. Другая его часть оказала сопротивление, освободила арестованных и, захватить часть оружия, сообщила о ситуации по радио в штаб Туркфронта. На помощь душанбинскому гарнизону выступили российские части из Байсуна. Отряд Пулатходжаева, понеся потери, отступил на юг в горы Бабатага [28], C. Часть бухарцев сдалась в плен, другая вернулась в Душанбе. Пулатходжаев с Али-Ризой ушли в Афганистан. В итоге красноармейские командиры, не вникая в тонкости раскола среди бухарских лидеров, заняли жесткую линию к органам БНСР в Восточной Бухаре и временно арестовало их руководителей. Это был идеальный момент для начала действий Энвер-паши. К началу 1922 г. Ему удалось связаться с повстанцами Ферганы, Хивы и координировать свои действия с их лидерами Курширматом и Джунаид-ханом. Во второй половине декабря 1921 г. Энвер-паша осадил Душанбе. Гарнизон города выдержал двухмесячную осаду, но в феврале 1922 г. К весне военная группировка Энвер-паши насчитывала около 20 тысяч человек [23], C. Важное значение имел статус Энвера как зятя турецкого султана — номинального главы мусульман, что делало его в глазах исламского населения Бухары культовой фигурой [34]. В марте 1922 г. Далее планировался поход на Ташкент. В числе главных организаторов антисоветского восстания на территории Западной Бухары был председатель «Национального союза Туркестана» А. Возникала опасность окуппации Восточной Бухары Афганистаном [36]. Ходжаевым дистанцировалось от действий У. Пулатходжаева и Али-Ризы и обратилось в Реввоенсовет Туркфронта с просьбой о немедленной военной помощи [1]. Сокрушительные действия «турецкого льва» грозили уничтожить все завоевания большевиков в Средней Азии и Ленин поручил заняться «делом Энвера» Сталину и Орджоникидзе. Ходжаев срочно выехал в Москву для разъяснения положения и организации контрмер. Если Турккомиссия РСФСР обвинила в обострении ситуации бухарское правительство, не сумевшее «создать авторитетной местной власти, легкомысленно использовавшего старых амирских чиновников», то С. Орджоникидзе, прибыв в Среднюю Азию, тут же стал требовать «для успокоения края: прекратить чрезмерно революционные мероприятия, создать национально-демократическое правительство без выпячивания его коммунистической сущности». Для снятия напряжения С. Орджоникидзе предложил немедленно «провести выборы казиев и предоставить им право судить…, возвратить вакуфные земли духовенству…, строжайше соблюдать суверенитет БНСР.. Москва поддержала Файзуллу Ходжаева как непримиримого врага бухарского амира. Бухарская Компартия вошла в состав РКП б. В апреле 1922 г. В начале июня 1922 г. Ходжаева о мерах борьбы с басмачеством, приняла политическую резолюцию, дающую оценку действиям Энвер-паши как авантюре, нацеленной на то, чтобы «с помощью восточнобухарских басмачей … Бухару сделать игрушкой Английской политики». Это «с точки зрения мусульманина вообще, так и с точки зрения Бухарца, является преступлением». Сессия призвала бухарский народ «собраться под красное знамя и объединенными силами бороться с басмачеством Энвер-паши [11]. Учитывая напряженность противостояния с энверовцами, сессия ЦИК пересмотрел порядок управления Восточной Бухарой через институт Чрезвычайной диктаторской комиссии [10] и наделили её правами издавать декреты…, отменяющие, приостанавливающие или изменяющие действие Конституции БНСР, а также законов, издаваемых БухЦИКом», а также «неограниченного права ареста и административной высылки из пределов Восточной Бухары любого лица» [2]. Среди собственных решений Диккомиссии показателен указ, обязывающий местные органы власти Восточной Бухары благоустроить все мечети на основании священных законов, привлечь массы к молитве, а в случае саботажа привлекать виновных к ответственности вплоть до расстрела [37], C. Диккомиссии были срочно ассигнованы 13 миллионов рублей и переданы 10 процентов имеющихся запасов фабричных товаров [8]. В результате действий Бухарской группы войск в течение лета 1922 г. Свою роль сыграло и дистанцирование от Энвер-паши Великобритании, существенно уменьшившей возможный объем международной военной помощи [34] , а также конфликт между Энвер-пашой о Ибрагим-беком, который ориентировался на реставрацию власти бухарского амира и отправил амиру Афганистана о возвращении Алим-хана на территорию Бухары [4]. Поражение войск Энвер-паши под Байсуном в июне 1922 г. Гибель Энвер-паши ликвидировала саму угрозу образования Пантюркистского Амирата и деморализовала басмаческое движение. Последний съезд «Национального союза», прошедший в сентябре 1922 г. Съезд уполномочил А. Валиди на выезд за рубеж и установление необходимых контактов с иностранными государствами [39]. В конце 1922 г. Арифов провели совещание о координации антисоветских действий с участием амира Алим-хана. Валиди, выехав за рубеж в начале 1923 г. Валиди был утвержден председателем внутренних и зарубежных организаций «союза», Арифов — председателем Кабульского отдела, а У,Пулатходжаев — представителем в Турции, М. Чокаев — представителем в Европе [39]. Новым лидером антисоветского вооруженного сопротивления в Бухаре стал другой турецкий офицер — Салим-паша. Однако басмаческие операции уже не имели столь значительного масштаба, как при Энвере, и со второй половины 1923 г. Но о выводе российских войск с территории БНСР уже не могло быть речи. Ходжаев констатировал «Революционное правительство при выборе более тесного единения с той или иной группировкой чужеземных стран признало, что для Бухары должна быть единственная ориентация в сторону Советской России и контактная работа с ней» [16], C. Тогда Бухаре еще удавалось сохранять свою специфику. Ходжаев Аминов Муинджан [35], C.
Для того, чтобы оторваться от преследования эмира ему пришлось отправиться в Москву. Здесь он познакомился с большевистскими лидерами, поверил в их лозунги о равенстве, независимости и стал надеяться, что благодаря вооруженной поддержки большевиков удастся свергнуть эмирский строй и установить в Бухаре демократические порядки. С такими надеждами он через два года возвращается в Ташкент. Бухарский эмир вместе с ближайшими сановниками бежит в Афганистан, превозглашается Бухарская народная республика, во главе которой стал Файзулла Ходжаев. Устанавливаются дипломатические отношения с советской Россией. В период с октября 1920 года по июль 1923 года Ф. Ходжаев осуществяет крупные мероприятия по укреплению политической и экономической независимости Бухары. Под его руководством Бухарская Народная республика стала самой быстро развивающейся страной в Центральной Азии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в те времена покупательная способность Бухарского сума в 7-8 раз превышала способность Российского рубля. Устанавливаются культурные и экономические связи Германией, Японей, Турциией. Бухарское приступает к формированию своих вооруженных сил. Советское правительство, через своих агентов, внимательно наблюдала за подобными стремлениями бухарских руководителей. В одном из донесений отмечается: "... Бухарское правительство играя между двумя лагерями- между пролетарской Россией и империализмом потеряла свою политическую физиономию, она сегодня обнимается с представителями СССР, а завтра целуется с афганским шпионом. Поэтому очень трудно определить Бухару- советская ли республика или буржуазно-консервативное или реакционное ханство, поэтому полагаться на настоящее Бухарское правительство и назвать его союзником не приходится".
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
Главная» Новости» Файзулла ходжаев семья. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Официально Ф. Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Выходец из Бухары, Файзулла Ходжаев (также именовался Файзулла Ходжаоглы; в некоторых русских документах: Файзулла Убайдуллаевич (Губайдуллаевич) Ходжаев) являлся в. Файзулле приходилось работать во всех трех узбекистанских столицах (Бухара–Самарканд–Ташкент) в условиях острой межклановой борьбы, доходившей до трех обращений Ходжаева. Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева.
Имя Файзуллы Ходжаева попало на Стену памяти жертв репрессий, открытую в России
Файзулла Ходжаев являлся в 1916—1920 годах одним из лидеров младобухарской партии (с 1917 — член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель. Файзулла Ходжаев родился в Бухоро в семье богатого торговца Убайдуллы Ходжаева.
фотографии >>
- Файзулла Ходжаев
- Ходжаев Ф. Политическая биография
- Был Файзулла, и нет Файзуллы -
- фотографии >>
Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
Выступление Файзуллы Ходжаева во главе "группы 18-ти" было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма. Файзулла Ходжаев назначает Мухиддина Хакимова Равката постоянным представителем Бухарской Народной Республики в Баку (Азербайджан). с целью защиты его от репрессий. Файзулла Ходжаев К истории революции в Бухаре и национального размежевания Средней Азии. Изучите жизнь семьи Файзуллы Ходжаева в 2024 году: события января, участие в благотворительности, успехи детей, культурные посещения и летние планы. Выступление Файзуллы Ходжаева во главе "группы 18-ти" было расценено в высшем партийном руководстве как проявление местного буржуазного национализма.
ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ
Ходжаев возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческий отрядов в Узбекистане. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года Ходжаев оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н. Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Ходжаев был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года. Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.
Работал специальным корреспондентом газет «Комсомольская правда», «Советская культура», журнала «Смена», был редактором, старшим редактором, начальником сценарного отдела, ассистентом режиссера студии «Узбекфильм», режиссером и сценаристом студии «Беларусьфильм». С 1974 года - режиссер студии "Узбектелефильм". Писал сценарии для художественных и документальных фильмов, выступал в качестве кинокритика и искусствоведа.
По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика и Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооружённого Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.
Дело Арифходжаева 41-летний Фозилходжа Арифходжаев неоднократно и в резкой форме критиковал госслужащих , политику властей в религиозной сфере, а также имамов некоторых мечетей, иногда с использованием нецензурных слов. Стоит отметить, что конфликт между ними длится уже несколько лет, в соцсетях они многократно высказывались в адрес друг друга, в том числе с использованием оскорбительных слов. После инцидента в мечети Фозилходжа Арифходжаев был арестован на 15 суток по статье 183 Кодекса об административной ответственности мелкое хулиганство. Реклама на Газета. По данным ГУВД Ташкента, в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов «получили информацию о том, что Фозилходжа Арифходжаев хранит в своём мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям».
Fayzylla Hodjaev
- Содержание
- Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич
- В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ. : ua_katarsis — LiveJournal
- Другие новости
- Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич биография, На вершине власти, Конец, Награды
Файзулла Ходжаев - Fayzulla Khodzhayev
Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов». Наличие значительного пролетариата в Средней Азии он отрицал.
Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. Ходжаев предлагал следующее [3] : Восток — это «мертвое тело», которое нужно оживить новыми идеями и революционной практикой; Все ценности старого Востока надо уничтожить, чтобы внедрить наработки Запада;.
По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика и Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооружённого Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года. Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.
После инцидента в мечети Фозилходжа Арифходжаев был арестован на 15 суток по статье 183 Кодекса об административной ответственности мелкое хулиганство. Реклама на Газета. По данным ГУВД Ташкента, в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов «получили информацию о том, что Фозилходжа Арифходжаев хранит в своём мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям». Согласно религиоведческой экспертизе материалов, проведённой экспертами Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, некоторые его публикации в Facebook признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма». Адвокат подсудимого Сергей Майоров сообщил, что против Арифходжаева возбудили уголовное дело за перепост публикации от 6 марта 2021 года, где приводится комментарий о том, «уместно ли мусульманину поздравлять немусульман с их религиозными праздниками», в частности, с Международным женским днём 8 марта.
В феврале 1925 года по всему Туркестану проехался Михаил Калинин. Во всех крупных городах, на станциях он авторитетно агитировал на митингах за создание новых советских государств. Глава правительства УзССР Файзулла Ходжаев считал, что старые границы были порождены вечно враждующими эмирами и ханами из-за земли и воды, жестокими схватками между кочевыми и оседлыми народами, непрерывными войнами между соседями. На новой карте, говорил он с трибуны, «нет более разделения между узбеками Бухары и Самарканда, а значит не останется места для столкновений из-за воды. Водный вопрос разрешится сам собой». По настоянию В. Ленина, республика получила право на отделение. Вождь еще в 1922 году высказался об Узбекии. Молодую страну создала «группа товарищей» с характерными для того времени биографиями. Курировал весь процесс глава Туркестанской компартии латыш Ян Рудзутак, закончивший два класса приходской школы. Уже в 18 лет он был приговорен к 10 годам каторги, отсидел почти весь срок в Бутырке, где и «продолжил образование».
{{content.sub_title}}
- Fayzylla Hodjaev
- Fayzylla Hodjaev
- Ранние годы
- Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич - YouTube
- фотографии >>
- На вершине власти