Федорчукова рать. Новость о жестоком убийстве племянника потрясла хана Узбека. Он решил, что вся Русь восстала против Орды.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
Хан Щелкан. Тверское восстание 1327 князь. Восстание в Твери против родственника хана Чолхана. Картина Бортеневская битва Белов. Восстание в Твери против золотоордынцев. Бортеневская битва 1317. Ерашов Александр Васильевич. Художник Ерашов Александр Васильевич. Александр Ерашов выставка. Иван Михайлович Ерашов. Восстание в Твери иллюстрация. Тверское восстание 1327 картинки. Восстание в Твери Ханского посла. Щелканова рать. Федорчукова рать участник. Федорчукова рать картинки. Княжий дружинник в Киевской Руси. Князь и дружина в древней Руси. Княжеская дружина древней Руси. Князь Невский с дружиной 13 века Русь. Дарья Федорчукова. Дария Вадимовна Федорчукова. Федорчукова Виктория. Федорчукова Юлиана Яковлевна. Федорчукова Ольга Сергеевна Ардатов. Лидия Федорчукова ВК. Кристина Федорчукова на Одноклассниках. Федорчукова Татьяна Лаврентьевна. Юля Федорчукова. Валерия Федорчукова. Федорчукова Лидия Аркадьевна. Федорчукова Татьяна Аркадьевна Саратов.
Исследователи предпринимали попытки соотнести борьбу между Ногаем и Тохтой с расстановкой сил в Северо-Восточной Руси. Насонов было вы-сказано предположение, поддержанное рядом исследователей , что Андрей Го-родецкий искал поддержку у Тохты, в то время как Михаил вместе с Даниилом Московским и Дмитрием Переяславским ориентировались на Ногая, за что и были наказаны «Дюденевой ратью». Тверь спасло только возвращение Михаила Ярославича из ставки Ногая. Однако Э. Клюг, обративший внимание на отсутствие вооруженного кон-фликта Ногая и Тохты в 1293 г. Подобную версию ранее высказал В. Борзаковский, утверждавший, что Михаил ездил в Золотую Орду для получения ярлыка от нового хана Тохты, а поход Дюденя был ответом на жалобы Андрея Городецко-го на Дмитрия Александровича. Однако в том же году на Тверь пришел «царь» Токтомер и «много тягости людемъ учинивъ». Как предполагал В. Борзаковский, возможно, Токтомер посещал Тверь для проведения переписи. Насонов высказал предположе-ние, что царевич был прислан Тохтой, дабы всё же покарать Тверь из-за неудачи Дюденя. Горский отметил, что в Лаврентьевской летописи, самой ранней, где упомянут этот поход, не указывается на карательный характер экспедиции Токтомера, следовательно, царевич пришел из Орды Ногая. Целью же его похо-да было оказание военной помощи Михаилу, и именно благодаря его приходу, Дюдень отказался от атаки на Тверь, и в конечном счете ушёл с Руси. Таким образом, хотя Тверское княжество и пострадало от действий Ток-томера, но смогло избежать разорения от войска Дюденя и Андрея Городецко-го, что позволило Твери оставаться на ведущих ролях в Северо-Восточной Ру-си. Между 1296 и 1301 гг. Примечательно, что в договоре, скрепившем отношения между Михаилом и Новгородом был внесён пункт, по которому новгородцы должны были оказывать военную помощь тверскому князю даже в обороне от ордынцев. Заключение этого соглашения можно расценивать в пользу теории об ориентации Твери и Москвы на Ногая, так как заключение со-юза русских княжеств для противоборства всей Золотой Орде на тот период времени не представляется возможным. Орда ещё была достаточно сильна, что-бы справиться с любым русским союзом. Поэтому вероятно, что соглашение было заключено в рамках борьбы между Ногаем и Тохтой, и направлено оно было против Орды Тохты. После смерти Андрея Городецкого в 1304 г. Михаил Ярославич стал главным претендентом на великокняжеский стол. Однако его конкурентом стал Юрий Данилович Московский 1281—1325. Тохта отдал предпочтение Михаи-лу, за которым был старинный лествичный порядок. Как считал Р. Почекаев, именно этот фактор сыграл ведущую роль в выборе великого князя. Данное предположение связано с политикой Тохты, который пытался прекратить меж-доусобицы русских князей мирными способами. Хотя, по мнению А. Экземплярского, Михаил получил великокняжеский титул, лишь благодаря большим финансовым возможностям. Это же предположение развивает Н. Борисов , который опирается на оригинально сообщение В. Татищева, не известное в других источниках, что в ханской ставке был устроен торг, на ко-тором Михаил пообещал такую сумму, что даже Юрий ужаснулся и отказался от торга лишь бы не допустить дальнейшего разорения Руси. Конечно, чело-веколюбие московского князя ввиду дальнейшего его поведения выглядит со-мнительно, и скорее показывает промосковскую ориентацию автора данного из-вестия, стремящегося обелить Юрия Даниловича. Более правдоподобно выгля-дит предположение, что Юрий отказался от борьбы не из-за моральных прин-ципов, а из-за нехватки средств. Несмотря на получение ярлыка Михаилом, Юрий Данилович продолжил борьбу с тверским князем. Большим достижением для Юрия стал союз с митро-политом Петром, которого Михаил попытался сместить на церковном Соборе в Переяславле в 1309 г. Тверской князь отсутствовал на Соборе, так как, по всей видимости, находился в Орде. Это предположение базируется на известии В. Татищева и «Сказании о смерти митрополита Петра». Однако сведения о поездке Михаила Ярославича в Орду разнятся: у В. Татищева он отправля-ется вместе с Петром, который после вернулся на Русь на Собор , а тверской князь ещё продолжал оставаться в Улусе Джучи; в «Сказании» говорится лишь об отсутствии Михаила во время Собора, так как князь находился в Орде. Хо-тя Переяславский Собор в летописях не отмечен, но имеется свидетельство о совместной поездке в 1313 г. Михаила и Петра в Орду для получения ярлыков от нового хана Узбека 1281—1341. Несогласие в датировке Собора и как следствие его соотношение с поездкой 1313 г. Однако от-сутствие Михаила на Соборе в 1309 г. Причиной поездки Михаила называют требование отсрочки по платежам в связи с разразившейся на Руси в 1309 г. О какой-либо ордынской военной поддержке Михаилу источники не со-общают. Горский предположил, что вместе с князем на Русь был отправ-лен Сарайский епископ Измаил, чтобы «оказать воздействие на Юрия». В связи с этим в 1312 г. Измаил был снят с кафедры митрополитом Петром, который тем самым проявил свои промосковские симпатии. Однако проблема снятия епископа Измаила является дискуссионной ввиду малой информативности ис-точников и утверждение о том, что иерарх пострадал за союзнические отноше-ния с Михаилом, остаётся лишь одной из версий. Вплоть до смерти Тохты в 1313 г. Михаил пользовался поддержкой хана, в то время как его противник Юрий Данилович смог вызвать ханский гнев рас-правой над рязанским князем Василием, и, возможно, Таирова рать 1307 г. Именно при Михаиле Ярославиче великие князья Владимирские взяли в свои руки выплату дани ханам, тем самым полу-чив доступ к личному обогащению. После воцарения Узбека в 1313 г. Михаил вместе с митрополитом Петром отправился в ханскую ставку для подтверждения своего ярлыка. В 1315 г. Ми-хаил возвратился на Русь с ярлыком и войском Тоитемеря для усмирения непо-корного Новгорода. Противник тверского князя Юрий был вызван в Золотую Орду, видимо, для суда. Однако в Орде московский князь смог добиться распо-ложения Узбека. Юрий Данилович женился на ханской сестре Кончаке и полу-чил войско во главе с Кавгадыем. Чаще всего причиной передачи ярлыка ханом от Михаила к Юрию назы-вают стремление Узбека ослабить чрезмерно усилившегося тверского князя. Причиной подобного карди-нального поворота в ордынской политике было, вероятно, стремление Узбека не допустить чрезмерного усиления Михаила Ярославовича. В то же время были высказаны альтернативные версии о передаче ярлыка московскому князю. Карманов, следуя версии «Жития Михаила Тверского» , утверждал, что Юрий Данилович «обязался хану с России давать большую дань, нежели была прежде». Михаил покорился решению Узбека и отказался от великокняжеского ти-тула. Однако Юрий, решивший окончательно расправиться с противником, предпочел вступить с тверским князем в открытое столкновение. В итоге 22 де-кабря 1317 г. Кончака в плену умерла, что породило предположение об отравлении сестры Узбека. Подобное мнение нашло отражение в летописях: Новгородской Первой летописи , Троицкой, где прямо было сказано, что «тамо зельемъ умо-рена бысть Кончакъ». Маловероятно, чтобы Михаил позволил умерт-вить ханскую родственницу, если он не собирался идти на открытую конфрон-тацию с Золотой Ордой. Любопытна в этой истории роль Кавгадыя. Названный русскими летопи-сями «царевым послом» , он имел большое влияние на Юрия. Даже во время битвы тверской князь не позволил своим войскам уничтожить ордынский отряд. Вряд ли подобное заявление соответствует действи-тельности: до этого ханские послы пользовались полной свободой в своих дей-ствиях на Руси, или же не отказывали себе в возможности поучаствовать в во-енных действиях и грабеже мирного населения. Можно отметить лишь тот факт, что обычно в помощь князьям отправлялись войска под предводительством ханских родственников-«царевичей» Неврюя, Дюденя, Токтомера, позже Чо-лхана, но относительно Кавгадыя таких сведений не имеется. После освобожде-ния ханский посланник, видимо, вернулся в Москву к Юрию и вместе с ним от-правился на суд к Узбеку , на котором должна была решиться судьба Юрия и Михаила. В Золотую Орду раньше прибыли Юрий и Кавгадый. Именно бывший ханский посланник и выступил главным обвинителем Михаила перед Узбеком. Кавгадый обвинял тверского князя в желании вместе с собранной данью бежать к немцам. На Русь был отправлен посол Ахмыл, который предупредил Михаила, что, если тот не поедет в Золотую Орду, на Тверь будет организован карательный поход. Князь отправился в ставку Узбека, где над ним состоялся суд. Судьей и обвинителем на нем выступил Кавгадый. Михаилу были выдвину-ты следующие обвинения: «цесаревы дани не далъ еси, противу посла бился еси, княгиню великого князя Юрья уморилъ еси». Суд вынес обвинительный при-говор тверскому князю, однако казнь была отложена на два месяца. Подобная задержка, по мнению Э. Клюга, была вызвана борьбой внутри ханского окруже-ния. Однако партия сторонников Юрия одержала верх, и Михаил Ярославич был казнен. Во главе Тверского княжества стал Дмитрий Ми-хайлович 1298—1326. Между Тверью и Москвой состоялись переговоры, в ре-зультате которых установился мир, а тело Михаила было возвращено в родной город. Константин Михайлович оставался в Москве, где вступил в 1320 г. В 1321 г. По всей видимости, посольство было направлено, чтобы собрать задолженность тверичей по дани.
Высший долг «идеального правителя» стал равносилен религиозному долгу. Династические браки Московские князья были прагматичнее и использовали в своей политике, как пишет известный историк Н. Борисов, «самый широкий арсенал средств, среди которых важное место занимали династические браки». В 1317 году Юрий Данилович 1281—1325 женился на Кончаке в крещении — Агафье , сестре хана Узбека, после чего хан отнял владимирское княжение у Михаила в пользу своего зятя. Несмотря на то, что по итогам Бортеневской битвы между Москвой и Тверью Кончака была захвачена в плен и вскоре погибла, Юрий Данилович умело воспользовался ситуацией. Он спешно поехал в Орду, обвинил во всём тверского князя, тот отправился следом и погиб. А дальше, как пишет Н. Борисов, «сильным дипломатическим ходом Юрия стал брак его дочери с сыном Михаила Тверского Константином в 1320 году, позволивший москвичам иметь своего человека в тверском семействе». Палаты митрополита находились во Владимире с 1299 года, в 1309 году туда окончательно переехал святитель Пётр, который последовательно поддерживал Юрия Даниловича, а потом и Ивана Калиту. В 1325 году Калита уговорил митрополита перенести кафедру в Москву, а в августе 1326 года Петр заложил престольный Успенский собор. После кончины митрополита в декабре 1326 года сразу же начался процесс его канонизации, и в 1339 году его причислили к лику святых. В 1321 году Дмитрий Грозные Очи 1298—1326 , сын казнённого Михаила Тверского, признал власть московского князя Юрия и передал дань со своего княжества. Но денег Москве для выплат за весь Северо-Восток Руси по-прежнему не хватало, и потому Юрий повёз деньги не в Орду, а в богатый Новгород, где пустил их в оборот. Эта махинация стоила ему великокняжеского престола: разгневанный хан отдал ярлык Дмитрию Михайловичу. К Юрию Даниловичу у Дмитрия был свой счёт — месть за гибель отца. В 1325 году московский князь приехал в Сарай-Берке и стал добиваться у хана великого стола. Вскоре в Орду прибыл Дмитрий и собственноручно зарубил Юрия. Тверского князя схватили, и он стал ждать суда, рассчитывая на снисхождение, так как был зятем литовского князя Гедимина. Но переоценил свою значимость для хана.
Кожевки: что было в Твери на месте огромного пустыря
Ученик М. Присёлкова, А. Заозерского, С. По — нашему мнению нет, приведу пример. По данным А. Куза в XIII веке по летописным источникам на Руси было примерно 300 городов: «по 20-25 в среднем на одно княжество, что не вызывало в принципе сомнений». Но в связи с накоплением и постепенном вводом в научный оборот огромного археологического материала. Оказалось, что: «К трем-четырем сотням летописных городов противостоит около тысячи «безымянных» укрепленных поселений. Куза То есть археологи нашли еще сотни городов, а в летописи они не упоминаются!!!
Если полностью доверять летописям, то обнаруженных археологами городов просто не существовало! Это только один пример. Можно привести еще один пример - в летописях нет упоминания городов на месте Сарского городища, на месте Сунгирского городища, на месте археологического комплекса в Тимерово под Ярославлем, Гнездова. О Ростове, Ярославле, Владимире, Смоленске в летописях говорится, но все перечисленные города и городища по данным археологии существовали долго в одно время. Примеров такой избирательности кроме городов в летописях множество. Поэтому не надо к летописям подходить как к догмам, необходимо анализировать события близкие к описываемым в летописях, интересы сторон, князей, других стран, церкви, смотреть на нестыковки летописей так, как летописи переписывались, дописывались и уничтожались в угоду победителей. Завершим статью примером того, что необходима кропотливая работа по анализу исторических событий, а не слепое доверие летописям и другим письменным источникам: «В частности, англо-американские спецслужбы и исторические факультеты некоторых сильных университетов Англосферы уже приступили к подготовке историков нового профиля, по сути — к созданию новых профессий на стыке истории школу истфаков Оксфорда, Кембриджа и Дарэма, кстати, вообще прошла большая часть британской правящей элиты и разведывательно-аналитической деятельности. Во-первых, это профессия историка-системщика, специалиста по историческим системам, а следовательно, их взлому и уничтожению или наоборот — защите; нынешний всплеск интереса к имперской проблематике весьма не случаен.
Во-вторых, это профессия «историк-расследователь» investigative historian. Если системщик — это главным образом теоретик, то историк-расследователь работает на уровне эмпирических обобщений, анализируя совокупность косвенных свидетельств и активно прокачивая исторический процесс посредством анализа Больших Данных.
Федорчукова рать[ ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством. Интересы двух сторон совпали, и Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников [1] и велел идти на Александра Михайловича. К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского.
На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5]. Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви.
В… … Большая советская энциклопедия И Рогожском летописце. Щелкановщина Федорчукова рать После смерти Александра Васильевича в или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать - последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского 1360-63 гг. В литературе Битвы монгольского нашествия и золотоордынских походов на Русь Калка 1223 - Воронеж 1237 - Рязань 1237 - Коломна 1238 - Москва 1238 - Владимир 1238 - Сить 1238 - Козельск 1238 - Чернигов 1239 - Киев 1240 - Неврюева рать 1252 - Куремсина рать 1252-55 - Туговая гора 1257 - Дюденева рать 1293 - Бортенево 1317 - Тверь 1327 - Синие Воды 1362 - Шишевский лес 1365 - Пьяна 1367 - Булгария 1376 - Пьяна 1377 - Вожа 1378 - Куликово поле 1380 - Москва 1382 - Ворскла 1399 - Москва 1408 - Киев 1416 - Белёв 1437 - Суздаль 1445 - Битюг 1450 - Москва 1451 - Алексин 1472 - Угра 1480 Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче , довольно точно передающая события тех лет. Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол». Напишите отзыв о статье "Тверское восстание" Примечания Карамзин Н. История государства Российского. Греча , 1816-1829. Отрывок, характеризующий Тверское восстание В то время у нас жил папин любимец, красивый серый кот — Гришка. Я застала его сладко спящим на тёплой печке и решила, что это как раз очень хороший момент попробовать на нём своё новое «искусство». Я подумала, что было бы лучше, если бы он сидел на окне. Ничего не произошло. Тогда я сосредоточилась и подумала сильнее... Бедный Гришка с диким воплем слетел с печи и грохнулся головой о подоконник… Мне стало так его жалко и так стыдно, что я, вся кругом виноватая, кинулась его поднимать. Но у несчастного кота вся шерсть почему-то вдруг встала дыбом и он, громко мяукая, помчался от меня, будто ошпаренный кипятком. Для меня это был шок. Я не поняла, что же произошло и почему Гришка вдруг меня невзлюбил, хотя до этого мы были очень хорошими друзьями. Я гонялась за ним почти весь день, но, к сожалению, так и не смогла выпросить себе прощения… Его странное поведение продолжалось четыре дня, а потом наше приключение, вероятнее всего, забылось и опять всё было хорошо. Но меня это заставило задуматься, так как я поняла, что, сама того не желая, теми же самыми своими необычными «способностями» иногда могу нанести кому-то и вред. После этого случая я стала намного серьёзнее относиться ко всему, что неожиданно во мне проявлялось и «экспериментировала» уже намного осторожнее. Все последующие дни я, естественно же, просто заболела манией «двигания». Я мысленно пробовала сдвинуть всё, что только попадалось мне на глаза... Так, например, я в ужасе наблюдала, как полки аккуратно сложенных, очень дорогих, папиных книг «организованно» повалились на пол и я трясущимися руками пыталась как можно быстрее собрать всё на место, так как книги были «священным» объектом в нашем доме и перед тем, как их брать — надо было их заслужить. Но, к моему счастью, папы в тот момент дома не оказалось и, как говорится, на этот раз «пронесло»… Другой весьма смешной и в то же время грустный случай произошёл с папиным аквариумом. Отец, сколько я его помню, всегда очень любил рыбок и мечтал в один прекрасный день соорудить дома большой аквариум что он позднее и осуществил. Но в тот момент, за не имением лучшего, у нас просто стоял маленький круглый аквариум, который вмещал всего несколько разноцветных рыбок. И так как даже такой маленький «живой уголок» доставлял папе душевную радость, то за ним с удовольствием присматривали в доме все, включая меня. И вот, в один «злосчастный» день, когда я просто проходила мимо, вся занятая своими «двигающими» мыслями, я нечаянно посмотрела на рыбок и пожалела, что у них, бедненьких, так мало места чтобы вольно жить… Аквариум вдруг задрожал и, к моему великому ужасу, лопнул, разливая воду по комнате. Бедные рыбки не успели опомниться, как были, с большим аппетитом, съедены нашим любимым котом, которому вдруг, прямо с неба, привалило такое неожиданное удовольствие... Мне стало по-настоящему грустно, так как я ни в коем случае не хотела огорчать папу, а уж, тем более, прерывать чью-то, даже очень маленькую, жизнь. В тот вечер я ждала папу в совершенно разбитом состоянии — было очень обидно и стыдно так глупо оплошать. И хотя я знала, что никто не будет меня за это наказывать, на душе почему-то было очень скверно и, как говорится, в ней очень громко «скребли кошки». Я всё больше и больше понимала, что некоторые из моих «талантов» в определённых обстоятельствах могут быть весьма и весьма небезопасны. Но, к сожалению, я не знала, как можно этим управлять и поэтому мне всё больше и больше становилось тревожно за непредсказуемость некоторых моих действий и за возможные их последствия с совершенно не желаемыми мною результатами... Но я всё ещё была лишь любопытной девятилетней девочкой и не могла долго переживать из-за трагически погибших, правда полностью по моей вине, рыбок. Я по-прежнему усердно пробовала двигать все попадающееся мне предметы и несказанно радовалась любому необычному проявлению в моей «исследовательской» практике. Так, в одно прекрасное утро во время завтрака моя молочная чашка неожиданно повисла в воздухе прямо передо мной и продолжала себе висеть, а я ни малейшего понятия не имела, как её опустить... Бабушка в тот момент находилась на кухне и я лихорадочно пыталась что-то «сообразить», чтобы не пришлось опять краснеть и объясняться, ожидая услышать полное неодобрение с её стороны. Но несчастная чашка упорно не хотела возвращаться назад. Наоборот, она вдруг плавно двинулась и, как бы дразнясь, начала описывать над столом широкие круги… И что самое смешное — мне никак не удавалось её схватить. Бабушка вернулась в комнату и буквально застыла на пороге со своей чашкой в руке. Я конечно тут же кинулась объяснять, что «это она просто так летает… и, ведь правда же, это очень красиво? И тут мне вдруг стало очень стыдно… Я видела, что бабушка знает, что я просто-напросто не могу найти ответ на возникшую проблему и пытаюсь «замаскировать» своё незнание какими-то ненужными красивыми словами. Тогда я, возмутившись на саму себя, собрала свою «побитую» гордость в кулак и быстро выпалила: — Ну, не знаю я, почему она летает! И не знаю, как её опустить! Бабушка серьёзно на меня посмотрела и вдруг очень весело произнесла: — Так пробуй!
Щелкановщина [ править править код ] Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан Чолхан , двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать [ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
«Федорчукова рать»
Федорчукова рать — статья из Интернет-энциклопедии. Не так скоро, ввиду трудностей в распространении новостей, но неотвратимо. Карательный поход татар (Федорчукова рать), к которому присоединил свои войска московский князь Иван Данилович (Калита), закончился разорением Твери, избиением и пленением. «Федорчукова рать» 1327 г. в миниатюре к «Повести о Сергие Радонежском» из Лицевого летописного свода.
Почему Золотая Орда не обратила Русь в ислам
После Федорчуковой рати разоренная и обескровленная Тверь больше не могла противостоять Москве. Новости Пикабу Помощь Кодекс Пикабу Реклама О компании. Рассказ о том как Александр Васильевич Суздальский помог Ивану I Даниловичу Калите добыть шапку Мономаха. Однако вскоре татары организовали карательную экспедицию против тверичей, вошедшую в историю как «Федорчукова рать». Федорчуковой рати. Федорчукова рать 1327. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук.
"Летопись" - Поход на Тверь. Федорчукова рать.
Незваные гости стали сами обогащаться, творя, по выражению летописи, «великие гонения на христиан: насилия, грабёж, избиения и поругания». Даже сам князь был изгнан из его дворца, и в нём поселился Чолхан со своими слугами. Но столь решительное восстание и истребление татар вряд ли стало бы возможным, если бы тверичи не прониклись страхом за то, что Чолхан собирается отвратить их от веры Христовой, насильно обрезать и сделать басурманами. Утверждение ислама в Золотой Орде Мусульманская религия на землях будущей Золотой Орды стала устанавливаться в начале 10 века. Тогда ислам был принят правителями Волжской Болгарии. Монголы и татары, пришедшие из Центральной Азии, были язычниками.
В дальнейшем монголы приняли буддизм, а тюркские народы, составлявшие большинство населения Золотой Орды, проявляли, вслед за булгарами и башкирами, тягу к исламу. Первым ханом Золотой Орды, принявшим ислам, стал второй независимый властитель этой державы Туда-Менгу, правивший в 1282-1287 гг. Два его преемника оставались приверженцами традиционных тюркских верований. Но вступивший на трон в Сарае в 1313 году Узбек перешёл в ислам в 1320 году.
Большинство источников, которые выдают интернет-поисковики по запросу «присоединение Костромы к Москве», чаще всего знакомят аудиторию с предельно лаконичной информацией. Дескать, в 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против монголо-татарских захватчиков, хан Узбек в ответ послал мощное карательное войско, ему в этом помог московский князь Иван Калита, за что последний и получил в благодарность ярлык на Костромское княжение. Правда, дальше даже эти сокращённые источники обычно сообщают, что следствием этого ханского «дара» стало дальнейшее усиление Москвы, получение Иваном Калитой титула Великого князя, который был использован им очень умело — для возрастания не только территорий, но и благосостояния своих подданных, наслаждавшихся с тех пор довольно прочным и доселе небывало продолжительным миром в отсутствии не только татарских набегов, но даже и крупных княжеских междоусобиц. Столь краткие справки способствуют возникновению у многих читателей своего рода чёрно-белого восприятия тех давних событий и их основных действующих лиц. На самом деле ситуация тогда была куда более сложной и многогранной.
Первопричиной всех неурядиц Древней Руси, включая и завоевание войсками Батыя, была её раздробленность на отдельные княжества с регулярным выяснением отношений между возглавлявшими их князьями и княжескими кланами. Междоусобицы между сыновьями Ярослава Мудрого, начавшиеся спустя десяток с лишним лет после смерти последнего действительно Великого Киевского князя, правившего единой Русью, очень быстро вылились в то, что века спустя английский философ Джон Гоббс назвал «войной всех против всех». В итоге тумены Батыя достаточно легко разбили дружины отдельных русских князей поодиночке. Причём ещё не разбитые Рюриковичи нередко даже радовались, что их соперников разгромили чужими руками, пока очередь на разгром не доходила уже до них самих. Впрочем, как это ни печально, но нет худа без добра. Монгольское завоевание, по крайней мере, помешало экспансии католического Запада. Ведь европейские короли и князья были отнюдь не прочь прирастить свои владения землями «восточных схизматиков», как они именовали православных. Невская битва и битва на Чудском озере, блестяще выигранные военным гением великого Александра Невского — только верхушка айсберга этой экспансии. Жертвами агрессии Запада, увы, уже к середине XIII века стали земли Юго-Западной Руси, которые удалось воссоединить с материнской цивилизацией лишь спустя четыре столетия, после восстания Богдана Хмельницкого и помощи восставшим со стороны уже окрепшего Московского царства.
Впрочем, в действительно единой и мощной, пусть и подконтрольной Руси не были заинтересованы и монголы тоже. А потому, хотя и санкционировали власть Великого князя часто не только в одном крупном княжестве , на что и выдавали претендентам ярлык, документ на княжение, но, в целом, исповедовали известный ещё с Древнего Рима принцип «разделяй и властвуй», не препятствуя вновь и вновь возникающим княжеским междоусобицам да ещё и принимая сторону то одного, то другого соперника. Зато ханам Золотой Орды практически не приходилось держать на русских землях постоянных наместников, обходясь посылкой баскаков — сборщиков дани. Эту работу нередко соглашались выполнять сами князья, под предлогом сбора дани для хана собиравших с населения куда большие суммы, разницу оставляя себе. На таком фоне в Северо-Восточных княжествах Древней Руси и возникло к концу XIII века соперничество между основными претендентами на великокняжескую власть — княжескими родами Твери и Москвы, которые являлись близкими родственниками. Даниил Московский, ставший фактическим родоначальником самостоятельной династии московских князей, являлся внуком знаменитого Александра Невского, а Ярослав Ярославович Тверской — его братом.
Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года. Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло теперь с князьями Суздальско-Нижегородскими. Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя.
Результатом подавления восстания в Твери стало изменение расстановки сил в северо-восточных русских княжествах.
Иван Калита получил от хана ярлык на великокняжеский престол во Владимире, а также до 1337 года стал новгородским князем. Московское княжество стало центром объединения русских земель. Соперничество с Тверью прекратилось, и новыми конкурентами для московских князей стали суздальско-нижегородские. Тверской князь Александр Михайлович также был отлучен от церкви митрополитом Феогностом, который сменил на кафедре митрополита Петра. Последний интересен тем, что переехал из Владимира в Москву в 1326 году и сделал ее церковным центром русских земель. Иван Калита.
Что мы узнали? События на Руси, связанные с княжением Ивана Калиты и восстанием против баскаков в 1327 году, изучают в школьном курсе истории 7 и 10 классов. Антиордынский бунт в Твери в 1327 году привел к усилению московского князя Ивана Калиты. Тест по теме.
Антиордынское Тверское восстание
Помимо Твери был также опустошен Кашин и другие города. Новгородцы, в землях которого укрылись братья великого князя Александра Тверского Константин и Василий, откупился от ордынцев, отправив к ним послов «со многими дары и 5000 рублёв новгородцких». Войско Золотой Орды возвращалось в степи, обременённое награбленным добром, уводя с собой многотысячный полон. Однако, в Сарае понимали, что Русь могла платить огромную дань только в условиях относительного покоя и порядка. Летом 1328 года русских князей вызывали в Орду.
Хан Узбек разделил великое княжение: Ивану Калите отдавалась Костромская земля и половина ростовского княжества. Суздальскому князю Александру Васильевичу, тоже принимавшему участие в походе на Тверь, достались Владимир и Нижний Новгород. На Тверское княжение ярлык получает Константин Михайлович, а его брат — на Кашинский удел. Самой большой победой Ивана Даниловича при разделении великого княжения стало то, что хан оставил за ним богатый Новгород, где уже сидели московские посадники.
Как было установлено исследователями, она связана с Владимиром Мономахом только легендой. В действительности её подарил ордынский хан одному из первых московских князей — вероятно, хан Узбек Ивану Калите. Благодаря крепкой власти князя и развитию хозяйственной жизни сюда активно переселялись люди из других русских земель.
Не исключено, что Иван Калита использовал право сбора ордынской дани в собственных корыстных интересах. Не случайно при нём в Москве развернулось активное строительство. Территорию Московского Кремля расширили, а его деревянные стены возвели заново.
Все эти архитектурные памятники выстроили из камня, что для разорённой в то время Руси было редкостью. Васнецов Огромную роль в возвышении Московского княжества сыграла церковь. Митрополит всея Руси Пётр 1308—1326 поддержал московского князя в его противостоянии с Тверью.
Последние два года жизни митрополит даже прожил в Москве, сделав её своей резиденцией вместо Владимира. Митрополичья кафедра фактически утвердилась в Москве. В то время князей Рюриковичей во всех русских землях было много, однако глава церкви был один.
Он оставался символом прежнего единства Руси. Его духовная власть распространялась на православное население далеко за пределами Московского княжества, даже на территории Литвы и Орды. Иван Калита внизу справа и митрополит Пётр внизу слева символически возделывают древо Российского государства.
Симон Ушаков. Оба князя владели ярлыками на великое княжение и старались продолжать политику отца. Симеон Гордый в оправдание своего прозвища распространял московское влияние на соседние земли.
В результате московско-новгородской войны великий князь упрочил своё положение в Новгороде и Пскове. Началась война между Москвой и Литвой за контроль над недавно перешедшим под власть Литвы Смоленским княжеством. Москву в этой борьбе поддержал ордынский хан.
В итоге Смоленск на время получил независимость от Литвы. В конце правления Симеона Гордого русские земли постигла большая беда: пришла эпидемия чумы, которая унесла много жизней. От чумы умер и московский князь.
Верещагин При Иване Красном позиции Москвы немного ослабли. Против московского князя начали борьбу усилившиеся Рязанское и Суздальско-Нижегородское княжества. Литовский князь сумел добиться приглашения отдельного митрополита для своих земель с титулом Киевский.
Русская церковь временно раскололась между двумя митрополитами, ставленниками Литвы и Москвы. Москва имела ряд естественных преимуществ: отдалённость от внешних врагов как на западе, так и на востоке. Естественными преградами для противников Москвы были густые леса и реки, которыми княжество было окружено со всех сторон; богатые природные ресурсы междуречья Волги и Оки, а также удобные выходы к торговым путям создавали благоприятные условия для притока населения и хозяйственного развития; происхождение московских князей от великого князя Александра Невского, чьи потомки по праву рождения могли претендовать на великокняжеский престол.
Перечисленными выше естественными преимуществами обладали и другие княжества. В начале XIV в. Тверь находилась в более выгодном положении, чем Москва.
Тверские князья стали рано претендовать на великое княжение владимирское и право сбора дани со всей территории Северо-Восточной Руси. Могущество Твери позволило ей взбунтоваться против ордынского владычества. За гибелью в Орде Михаила Тверского закономерно последовало его прославление как святого.
Однако в перспективе позиция Твери оказалась проигрышной, поскольку в то время следовало действовать осмотрительнее. Орда была ещё очень сильна. Главная причина победы Москвы в борьбе за лидерство на землях Северо-Восточной Руси заключается в гибкости и избирательности политики её князей.
Важнейшее преимущество московские князья получили благодаря сотрудничеству с Ордой.
От ханского поручения Иван Данилович не отказался: по словам тверского летописца, «Иван Московский вож то есть проводник им татарам на грады тверскыа бываше». Более того, тверской князь Александр, бежавший от Федорчука сначала в Новгород, а затем в Псков, был прощён ханом Узбеком и даже смог вернуться на тверской стол. Но затем Калите удалось опорочить Александра в глазах хана Узбека, и в 1339 году он был казнён в Орде вместе с сыном Фёдором. Прочитав эти строки, трудно избежать соблазна начать обличать Калиту, называя его «ханским прислужником» или другими подобными словами.
Мы, однако, предпочтём от этого воздержаться как минимум по трём причинам. Во-первых, у Ивана Даниловича были не только политические, но и сугубо личные причины поквитаться с Тверью — в 1324 году его брат Юрий, будучи в Орде, был убит тверским князем Дмитрием Грозные Очи. Правда, после долгих колебаний хан Узбек всё-таки казнил убийцу, однако не исключено, что Иван Данилович этим не удовлетворился. Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар. К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли.
И, наконец, а как ещё мог действовать Калита? Противостоять Орде даже в союзе с Тверью Москва тогда не могла. Так что если бы Иван Данилович поддержал восстание или даже просто уклонился от участия в «Федорчуковой рати», то результат был бы один — Московское княжество подверглось бы такому же разрушительному разорению, как и Тверь. Так что независимо от личных симпатий и политических интересов участие в карательной экспедиции было для Москвы единственным несамоубийственным решением.
В начале 1960-х годов по приглашению своего учителя академика М. Затем в конце 1960-х годов по рекомендации академиков Б. Рыбакова и И. Ковальченко Кузьмин стал заместителем главного редактора журнала «Вопросы истории», совмещая эту должность с работой на кафедре истории феодализма исторического факультета МГУ». Спицина «Узнав о восстании в Твери, разъяренный хан Узбек послал на Русь карательную рать темника Федорчука. Расправившись с рязанским князем Иваном Ярославичем, заподозренным в связях с тверским князем, ордынцы двинулись к Коломне, где их ряды пополнили полки московского и суздальских князей. Затем объединенная русско-ордынская рать двинулась к Твери, где учинила страшный погром и «бысть велиа тягость, и томление, и кровопролитие от татар по всей русской земле» …. По мнению одних историков А. Горский , Узбек пошел на столь неординарный шаг, поскольку на примере Юрия Московского и Александра Тверского зримо убедился в том, что безраздельное обладание великокняжеским ярлыком неизбежно ведет к резкому усилению позиций его обладателя и естественным актам неповиновения ханской власти. Их оппоненты А. Насонов, А. Кузьмин полагали, что в этом новшестве Узбека четко просматривалась традиционная политика всех ордынских ханов, нацеленная на сознательное стравливание русских князей» Труд «Древняя и средневековая Русь, IX — XVII веков» по истории Руси создавался историком Е. Спициным более 15 лет и предназначен для учителей истории и преподавателям исторических факультетов. Приведём другую точку зрения: «Заметим при этом, что нет никаких оснований для часто звучащих заявлений о том, что московское войско участвовало в разгроме Тверской земли. Тверская и новгородская летописи вообще не упоминают о московском князе или его воинах: «Безаконный царь на зиму посла рать на землю Рускую, а воевода Федорчюкь, 5 темниковъ; и людей множество погубиша, а иныа въ пленъ поведоша, а Тверь и вся гради огнемъ пожгоша» Тверская летопись. Московская же летопись говорит лишь о том, что Калита сопровождал татар по приказу хана: «Тое же осени князь Иванъ Даниловичь Московскии въ орду пошелъ. Тое же зимы и на Русь пришелъ изъ орды; и бысть тогда великая рать Татарская, Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга, 5 темниковъ воеводъ, а съ ними князь Иванъ Даниловичь Московскии, по повелению цареву…» Симеоновская летопись. По всей видимости, во время похода на Тверь Калита вынужден был находиться при татарском войске на положении полузаложника. Подтверждение этого предположения можно найти в описании татарского карательного похода против Твери, содержащемся в московской летописи: «[Татары] шедъ ратью, плениша Тферь и Кашинъ и прочия городы и волости, и села, и все княжение Тферское взяша и пусто сътвориша, и бысть тогда земли великая тягость и много томлениа, множества ради грехъ нашихъ, кровь хрестианская проливаема бываше отъ поганыхъ Татаръ, овыхъ въ полонъ поведоша, а другиа мечи изсекоша, а иныа стрелами истреляше и всякимъ оружиемъ погубиша и смерти предаша, а князь Александръ побежалъ съ Тфери въ Псковъ. Того же лета убиша князя Ивана Ярославичя Рязанскаго.
Последствия Федорчуковой рати
«На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего христианина Федорчука. По имени одного из темников этот поход был назван «Федорчукова рать». последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. В Твери никто не сопротивлялся – эта «Федорчукова рать» закончится полным разорением княжества. Этому походу позже дали название «Федорчукова рать», так как татарами командовал христианин Федорчук. И наказал: была Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника Федорчука, христианина, к слову.
Федорчуковой рати - фото сборник
Более того, тверской князь Александр, бежавший от Федорчука сначала в Новгород, а затем в Псков, был прощён ханом Узбеком и даже смог вернуться на тверской стол. Но затем Калите удалось опорочить Александра в глазах хана Узбека, и в 1339 году он был казнён в Орде вместе с сыном Фёдором. Прочитав эти строки, трудно избежать соблазна начать обличать Калиту, называя его «ханским прислужником» или другими подобными словами. Мы, однако, предпочтём от этого воздержаться как минимум по трём причинам.
Во-первых, у Ивана Даниловича были не только политические, но и сугубо личные причины поквитаться с Тверью — в 1324 году его брат Юрий, будучи в Орде, был убит тверским князем Дмитрием Грозные Очи. Правда, после долгих колебаний хан Узбек всё-таки казнил убийцу, однако не исключено, что Иван Данилович этим не удовлетворился. Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар.
К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли. И, наконец, а как ещё мог действовать Калита? Противостоять Орде даже в союзе с Тверью Москва тогда не могла.
Так что если бы Иван Данилович поддержал восстание или даже просто уклонился от участия в «Федорчуковой рати», то результат был бы один — Московское княжество подверглось бы такому же разрушительному разорению, как и Тверь. Так что независимо от личных симпатий и политических интересов участие в карательной экспедиции было для Москвы единственным несамоубийственным решением. Более того, как показал дальнейший ход событий, это «антипатриотичное» решение в конечном итоге ускорило освобождение Руси от ордынского ига.
Во-вторых, сами тверичи, если им предоставлялась такая возможность, действовали против Москвы решительно теми же методами, охотно прибегая к помощи и западных соседей-литовцев, и тех же татар. К примеру, в 1315 году тверской князь Михаил при помощи татарских отрядов разбил под Торжком московско-новгородскую армию, а в 50-х годах XIV века русские летописи отмечают как минимум три крупных похода «литовщины» и несколько менее масштабных набегов литовцев и тверичей на московские земли. И, наконец, а как ещё мог действовать Калита?
Противостоять Орде даже в союзе с Тверью Москва тогда не могла. Так что если бы Иван Данилович поддержал восстание или даже просто уклонился от участия в «Федорчуковой рати», то результат был бы один — Московское княжество подверглось бы такому же разрушительному разорению, как и Тверь. Так что независимо от личных симпатий и политических интересов участие в карательной экспедиции было для Москвы единственным несамоубийственным решением.
Более того, как показал дальнейший ход событий, это «антипатриотичное» решение в конечном итоге ускорило освобождение Руси от ордынского ига. В результате уже внук Ивана Даниловича, Дмитрий Донской, смог на равных встретить рать Мамая на Куликовом поле и нанести ей сокрушительное поражение. Безусловно, выбор Калиты, который сначала участвует в карательном походе против своих соплеменников, а затем хитростью и обманом устраняет своего политического соперника, трудно назвать высокоморальным.
Однако в исторической перспективе этот выбор оказался оправданным. Как выяснилось, именно этот путь вёл к той цели, к которой стремились тверичи, чьё восстание было столь жестоко подавлено объединёнными силами Москвы и Орды. Тверь же, напротив, безусловно, повела себя куда более «благородно», но слишком нерасчётливо, а в результате упустила шанс сделать будущее государство не Московией, но тверской Русью.
Простит нам царь Озбяк 22 , что его посланца и к тому же родича близкого живьём сожгли? Вот это да, тятя, вот это здорово! Перебили всех, и виновных, и непричастных. Гостей и тех перетопили как котят, ну этих понятно, чтоб товар пограбить. Теперь ожидай войско татарское. А служки церковные скажут «кара божья». На лучших скакунах ушли, с запасными, не догнать. Да и без них узнал бы. Теперь готовиться надо.
У татар правило ещё ханом Чингизом установлено: кто сопротивляется, тому смерть неминучая. Не устоим — сгубят Тверь со всем людом. Греби давай, рот раскрыл, на корчу малость не налетел! Нам сейчас только в реке всей семьёй искупаться… «Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича». Живо деток одевай потеплее, ядь 24 в путь с запасом приготовь, вещицы свои дорогие бери. Запрягай Бурка в широкие сани, а Быстряну в малые, грузи, что мамка соберёт. Кабы только татарва, с ними московские и суздальские рати.
Рады стараться ради татарского хана, да и себе наше прибрать не погнушаются. Калита, тот только и мечтает Тверь под себя подмять. А знаешь ли, во главе войска кто? Христианин Федорчук! Вот бы послушать теперь, что крылошане 27 петь станут про божью кару от нехристей. Это как же их бог христиан с христианами стравил? Скажут, вельзевел 28 попутал. Ну, им-то ничего не станется, а люд простой пострадает. Он-то наше войско поведёт? Давай-ка, сын собираться, да поживее.
В ночь надо вам выехать. Поехали с нами. Я же не израдец 30. Лучше слушай вот что. Поедете по Тверце в сторону Торжка. Если с закатом выедете, да ходко ехать будете, к рассвету на вечерней стороне 31 горку увидишь, сосною поросшую.
Если видите грубость без аргументов, призовите admoders. Лига Художников — галерея работ, созданных вами. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, на ткани или иных носителях. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; на одном изображении только один рисунок; не под углом или наклоном; хотя бы в разрешении 700px; свои работы, а не себя или объекты вокруг. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом.