Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году.
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
В память о своей маме Радислава в 2007 году создала в Харькове «Фонд памяти Капнистов», в 2022 году издала книгу о Марии Ростиславовне. С Судаком Радиславу Олеговну связывают тесные узы. В июне 2011 года, вовремя VII Международных Крымских Герцыковских Чтений, в Судаке, у подножия Алчака была установлена и торжественно открыта мемориальная доска, которую много лет назад друзья Радиславы сделали на заводе, где она работала. Внучка Ростислава Ростиславовича Капниста, расстрелянного в январе 1921 года на Алчаке, мечтала установить памятную доску на месте расстрела дедушки. Её мечта сбылась. Радислава Олеговна была участником Герцыковских Чтений, присутствовала на открытии мемориальной доски и обратилась с благодарностью ко всем причастным к этому памятному событию.
В сентябре 2017 года вместе с приемной дочерью своей мамы Ольгой Дьяконовой, приехавшей из Санкт-Петербурга, Радислава Олеговна участвовала в вечере памяти, посвященном легендарной актрисе Марии Капнист и состоявшемся в историческом музее Бывший особняк Функа. В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость». Благодаря тесному сотрудничеству с дочерьми Марии Ростиславовны в 2020 году музей-заповедник издал книгу «Мария из рода Капнист». Радислава Олеговна вдохновляла окружающих своей силой духа и оптимизмом. Её открытая улыбка, энергия и любовь к жизни навсегда останутся в душах знавших её людей.
Как только ребенок научился ходить, его определили в лагерный детсад. Вскоре мама начала замечать на личике и теле дочери синяки и следы побоев, и решила проследить, что же происходит с её ребенком в саду. Однажды она затаилась в укромном месте и увидела, как воспитательница бьет Раду, обещая «выбить из неё врага народа». Не выдержав, Капнист набросилась на женщину. В результате потасовки обидчицу увезли в больницу, а нападавшей добавили еще десяток лет к сроку, и отправили в Сибирь на лесоповал, разлучив с дочерью. Мария Капнист: долгожданная свобода В Сибири женщина познакомилась и близко подружилась с Валентиной Базавлук, срок заключения которой подходил к концу. Она попросила подругу разыскать Раду и позаботиться о ней, и та выполнила обещание. Женщина не только разыскала девочку в одном из детских домов, но и взялась опекать её, а также добилась перевода ребенка по своему месту жительства.
Фото: www. К тому моменту Сталин уже умер, а посему вопрос об освобождении политзаключенной взяли на рассмотрение. В 1956-м году, после пятнадцати лет лагерей, Капнист оказалась на свободе. Благодаря стараниям подруги, её освободили на семь лет раньше срока. Когда женщине оформляли документы, в паспортном столе сделали ошибку, изменив её имя с Мариэтты на Марию. Собственно, под этим именем бывшая дворянка и решила начать жизнь с чистого листа. В поезде, по дороге к дочери, она впервые за долгие годы смогла посмотреть на себя в зеркало, и горько заплакала, увидев там седовласую, изможденную, морщинистую старуху, хотя ей на тот момент было всего лишь 44 года. Фото: mir-znamenitostej.
Кроме того, дочка совершенно забыла родительницу и называла мамой Базавлук, а Капнист первое время даже побаивалась и не хотела с ней общаться. Лишь в подростковом возрасте она приняла и полюбила свою родную маму. Мария Капнист: карьера в кинематографе Некоторое время бывшая каторжанка никак не могла устроиться на нормальную работу, потому как её попросту не хотели никуда брать. Она перебралась в Киев, где несколько недель буквально бродяжничала, ночуя на вокзалах или в парках, под открытым небом. Затем ей удалось устроиться дворником и разнорабочей — больше никуда не брали. Однажды, когда Мария Ростиславовна стояла возле киностудии Довженко, куда приходила просто полюбоваться, к ней подошел кинорежиссер Юрий Семенович Лысенко и поинтересовался, у кого она снимается. Женщина скромно ответила, что ни у кого, и тогда режиссер предложил ей сняться в своем фильме. Роль, хоть и была небольшой, но её персонаж хорошо запомнился зрителям, а вскоре женщине начали поступать предложения от режиссеров, одно за другим.
Как страшно было понравиться лагерному начальству поэтому старательно втирала в кожу лица угольную пыль. Знала, что за неповиновение могут в качестве наказания бросить в мужскую казарму к уголовникам. Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь. Но счастье зародившейся любви было коротким. Марию арестовали.
Он разыскал её. Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать. Его бесценные послания находили её в любом месте.
Однако Георгий Холодовский не забывал свою любовь. Она провела в заключении почти 15 лет. В свои 44 Капнист выглядела на все 70. Новый поворот в её жизни настал в 1958-м. Как-то она стояла рядом с киностудией им. Пробегавший мимо режиссёр Юрий Лысенко увидел для себя колоритную актрису. Услышав, что нигде, потащил её на съёмочную площадку. Старорежимный говор и аристократические манеры Капнист стали впоследствии находкой для многих кинорежиссёров.
Ведьмы, цыганки и чародейки Марии Капнист. Как графиня из ГУЛАГа попала в кино?
Пушкина 1934. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом. В кино она играла старых графинь, цыганок, ведьм и монахинь. Одна из самых больших её ролей — Наина в фильме «Руслан и Людмила».
Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными.
На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Не сохранилось даже фотографий из ее юности. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые.
Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать.
О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы.
Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. Многие считали ее женщиной «не от мира сего».
За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Но мало кто знал, что в далеких и страшных шахтах Караганды она не задумываясь бросилась под вагонетку, чтобы спасти жизнь тридцати восьми каторжникам, а потом два года была прикована к постели. Или другой случай: Мария Ростиславовна, рискуя быть наказанной, пробиралась в мужской лагерь и ухаживала за умирающим товарищем — писателем Даниилом Фибихом.
Вернувшись домой, Капнист прежде всего вспомнила, что она женщина. Она страстно следила за модой, ухаживала за своей внешностью. Но что забавно, на рубеже 60—70-х годов она окончательно выбрала себе имидж и не изменяла ему до конца дней: ей по душе пришлась длинная, свободная одежда. Воздушные пестрые юбки и сарафаны, яркие платки и неизменные букетики цветов — этим она еще больше восхищала одних и раздражала других. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях.
Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась!
Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью.
Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться».
Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился.
В итоге увидела, что теперь там располагается казарма для солдат, а также кабинеты разных чинов. Имущество в доме разграблено. Актрису на самом деле звали Мариэтта, но ее стали называть Мария в целях сокрытия реального происхождения. Теперь она являлась крестьянкой. Приняли с первого раза. Отучившись в ней, подала документы в театральный институт. Перед тем, как получить диплом, решила вернуть себе настоящее имя. Из-за этого у нее начались проблемы. Узнав про ее дворянское происхождение, доучиться не дали, выгнали. Причем попросили даже уехать из Санкт-Петербурга. Девушке пришлось поехать в Киев. Там она отучилась на бухгалтера, после чего поехала в Батуми, где устроилась на работу.
Родилась 22 марта 1914 года в Санкт-Петербурге. Закончила студию Ленинградского драматического театра им. Пушкина 1934. Потомственная дворянка, графиня, воспитанная в лучших традициях русской культуры, в первые же годы советской власти потеряла всё: дом, близких людей, свободу. Каторжные работы в самых дальних и страшных уголках страны, разлука с маленькой дочкой, полная потеря былой женской красоты, а вместе с ней и самоотречение от единственной на всю жизнь любви — она выдержала все испытания и нашла в себе силы заняться любимым делом.
Злой рок Марии Капнист
Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. Потомственная дворянка, графиня Мария Капнист, из рода поэта Василия Васильевича Капниста, родилась 22 марта 1914 года в Петербурге. На острове Занте в. Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко. Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка.
Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага
Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста (Д. 021924) насчитывает всего-навсего 17 листов. Полная реабилитация Марии Капнист состоялась в 1958 году. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист. В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство.
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР
Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад. Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла.
И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Красноярский детский дом. Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь.
Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей. Подруги договорились, что, которая из них раньше выйдет на свободу, та и найдет Радиславу. Новое начало В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Георгий Евгеньевич с прекрасным букетом встречал ее на вокзале.
И не узнал. Ей было 44 года, а выглядела она древней старухой… Сцена получилась ужасная, трагическая. Он и она метались по уже опустевшему перрону, в конце концов Холодовский протянул Марии Капнист букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил ту, которую ждал». Развернулся, пошел прочь.
Мария Ростиславовна окликнула его. Это был шок… Георгий просто не узнал в морщинистой беззубой седой женщине свою Марию, ту Марию, которой ежемесячно на протяжении стольких лет отправлял посылки, стараясь хоть как-то облегчить лагерную жизнь. Его выражение лица, когда он, наконец, понял кто перед ним, Мария Ростиславовна запомнила на всю жизнь. Они остались друзьями, но не более того.
Дочь, которую разыскала и забрала к себе Валентина Ивановна, не приняла мать. Девочка не понимала, почему мамы не было столько времени. И у нее уже была мать — Валентина Ивановна. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать».
Позже между дочерью и матерью всё же произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она.
В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли. Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась. По воспоминаниям Радиславы Капнист, новый, 10-летний, срок ее мать получила за то, что избила воспитательницу лагерного детсада, куда ходила Рада.
Мариэтта увидела, как женщина бьет Раду, набросилась на воспитательницу и отлупила ее. Сотрудница детсада оказалась сожительницей сотрудника НКВД. В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона.
В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации.
Сергей Алексеевич осмотрел экспозицию нового музея, которая включает свыше 300 экспонатов, часть из них посвящена деятельностии Российского Общества Красного Креста, учрежденного в 1867 году указом Императора Александа II и находившегося под покровительством Императорской Фамилии. Экскурсию для гостя провел директор Православного просветительского центра "Усово-Спасское" Андрей Миланович. По завершении осмотра Сергей Алексеевич отметил, что экспозиция музея составлена на высоком уровне и в ней представлены поистине уникальные экспонаты: "Для меня это огромное удовольствие увидеть такой музей, в котором я чувствую дух нашего исторического общества Красного Креста. Тут замечательные экспонаты, которые интересно представлены, я узнаю некоторые вещи, которые видел по книгам и по каталогам. Для меня это всё очень дорого.
Владимир Иванович Капнист — внук известного в Украине и России драматурга, поэта, сатирика и общественно-политического деятеля В. Капниста 1758—1823 гг. Он, как его отец и дед, немало потрудился на благо Отечества и православия. В частности, благодаря его усилиям и трудам, а также стараниям его супруги в 1885 году в Козельщине был основан Рождество-Богородичный женский монастырь, которому и была передана родовая святыня семейства — икона, получившая сразу же огромную известность по всей Украине и России вследствие многих происходивших от нее исцелений. Кроме того, при монастыре были созданы культурно-просветительский и благотворительный центры, проводившие активную работу до самого момента своего закрытия и разорения безбожной властью. Козельщанская икона Божией Матери представляет собой образ итальянского письма неизвестного художника, время написания которого до сих пор не установлено. Богоматерь изображена в поясном виде в хитоне, усыпанном звездочками, сидящей у стола с Богомладенцем на коленях, Который держит в руке крест. На столе стоит сосуд и лежит лжица, как бы в знамение того, что Пречистая Дева есть Чаша, черплющая радость и являющая собой неиссякаемый источник благодатных чудес. Согласно «Сказанию» об этом чудотворном образе, первоначально икона попала в Украину благодаря фрейлине императрицы Елизаветы, которая вышла замуж за запорожского войскового писаря Сиромаху. Надо заметить, что Козельщанская икона относится к числу образов, чудотворная сила которых была явлена сравнительно не так давно. Во всяком случае, до 1881 года никаких достоверных фактов об этом нет. Зато после этой даты сохранились документы, письма, записи, свидетельствующие о ее исцеляющей силе. Что же произошло в 1881 году? У супругов Капнистов была несовершеннолетняя дочь Мария, очень резвая и активная девочка, которая внезапно заболела непонятным недугом, приведшим к искривлению и вывиху суставов, а затем к обездвиживанию. Лечение у разных докторов и прописанные процедуры ничего не дали. Отец девочки обратился к известному французскому профессору Шарко, и тот согласился осмотреть его дочь в Москве. Накануне отъезда мать посоветовала дочери для благополучного исхода поездки помолиться перед иконой и почистить ее ризу. Горячая и искренняя молитва привела к полному выздоровлению девочки, которую все же повезли в Москву, но уже для освидетельствования по случаю исцеления. Записи из истории болезни Марии, подписанные профессорами Шарко и Склифосовским, подтверждают этот удивительный факт.
Злой рок Марии Капнист
Что же она могла сделать, ведь её девочка была так далеко, буквально недосягаема? Спасти Капнист из беды решилась украинка Валентина Базавлук. Женщина должна была вскоре выйти на свободу, так что Мария попросила её позаботиться о маленькой Радиславе. Эту просьбу Базавлук даже перевыполнила: после освобождения она удочерила девочку, чтобы забрать её из детдома. А потом она взялась за спасение Марии. Валентина добилась пересмотра дела своей подруги, из-за чего ту выпустили раньше срока, да ещё и реабилитировали, поскольку не нашли в её действиях ничего преступного. Долгие годы в лагерях отразились не только на внутреннем мире Марии, но и на её внешности. Даже родная дочь поначалу не признавала свою мать, а её старый друг, некогда возлюбленный, испугался при первой встрече с давней знакомой.
Мария продолжала мечтать об актёрской карьере, но теперь, после всех пережитых трудностей, разве у неё есть хоть шанс? Так или иначе, она решила попробовать. Поначалу «некиношная» внешность дарила актрисе лишь небольшие эпизоды в фильмах. Но со временем киноделы осознали, что для таких внешних данных есть и подходящий репертуар. Случилось это после роли злой волшебницы Наины в картине «Руслан и Людмила». Под впечатлением от великолепной игры Марии остались все, её даже стали узнавать на улицах! Потом она появилась в роли старухи Изергиль в экранизации Горького, цыганки из саги о Будулае, сеньоры Солано из фильма «Сердца трёх»...
Карьера пошла в гору, у Марии появились первые гонорары, которые та стала тратить на необычные украшения: пёстрые шарфы, разноцветные бусы и необычные для советской женщины тюрбаны.
Но в 1917 году семейному счастью пришел конец. После Октябрьской революции семейство Капнистов вынуждено было бежать из Петербурга в Крым. Но вскоре новая власть добралась и сюда. В 1921 году их поместье в Судаке разрушили, а отца Миры, графа Ростислава Капниста расстреляли. Графине Анастасии и Мариэтте чудом удалось избежать той же участи — они сумели скрыться, переодевшись в татарскую одежду. Узнав о дворянском происхождении, девушку выгнали из института Только в 1929 году Мариэтта с мамой снова оказались в Петербурге, который теперь уже назывался Ленинградом.
Верная своей детской мечте стать актрисой, Мира поступила в студию при драматическом театре, а позже в Театральный институт имени А. Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее. Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене. Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте. Но не тут-то было.
В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде. Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером. Довженко Мариэтта называла себя итальянкой В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями. Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль.
Благодаря доброжелателям «итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года. А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Чтобы избавиться от мужских приставаний, Мариэтта втирала в лицо угольную пыль Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы чтобы не кусалась. Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы.
Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря. Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах. За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля. Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью.
Позже его потомки изменили фамилию на Капнист. Фото: bulvar. Она была пятым, и самым младшим ребенком в семействе графа Ростислава Ростиславовича Капниста-старшего и его супруги Анастасии Дмитриевны, которая доводилась праправнучкой запорожскому атаману Ивану Сирко. Их прадедом был известный поэт и драматург — Василий Капнист, творчеством которого они восхищались. Мариэтту дома ласково называли Мирой, до семи лет она жила в Северной столице, в семейном особняке, расположенном на Английской набережной. Фото: beam-truth. Мама даже организовала домашний театр, и они, вместе с Шаляпиным, стали для девочек первыми наставниками по вокалу и актерскому искусству. Революция и послереволюционные годы Счастливая и размеренная жизнь семейства закончилась, когда грянула Октябрьская революция. Им пришлось спешно покинуть Северную столицу, и отправиться в свое поместье в городе Судак, на Крымском полуострове, однако, вскоре волна революции докатилась и туда, а несчастья посыпались на Капнистов одно за другим. В 1921-м году поместье было уничтожено, главу семейства расстреляли, и в тот же год скончалась пятнадцатилетняя сестра будущей актрисы — Елизавета.
Брата Андрея после расстрела отца вывезли из страны, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Еще через несколько лет скончался брат Василий, а выжившим членам некогда большого и дружного семейства помогли бежать с полуострова крымские татары, дав им свою национальную одежду. Фото: foto-history. Юная Мариэтта поступила в актерскую студию при драмтеатре, а после стала студенткой Театрального института имени Островского. Тогда же она зачитывалась произведениями Максима Горького, любимейшим из которых был рассказ «Макар Чудра», и мечтала однажды сыграть его главную героиню — цыганку Раду. В 1930-м году не стало мамы, и девушка осталась совсем одна. В институте педагоги восхищались талантом Капнист, и пророчили ей блестящую актерскую карьеру, но вскоре в учебном заведении стало известно о дворянском происхождении студентки, после чего её сразу же отчислили и запретили жить в Северной столице. После этого девушка перебралась в Киев, где поступила в финансовый техникум, а затем устроилась на работу в качестве бухгалтера. В юности Мариэтта была эффектной красавицей: стройной, утонченной, не по-советски аристократичной, с копной густых черных волос. Фото: kulturologia.
Мария Капнист: арест и ссылка Девушку арестовали в августе 1941-го года, и летом следующего года её приговорили Особым совещанием к восьми годам исправительно-трудовых работ, а затем этапировали в Карлаг — один из крупнейших лагерей в СССР, расположенный в Казахской ССР. Там заключенной сразу остригли волосы, а после еще и избили. Трудиться приходилось не разгибаясь, с раннего утра и до вечера, делая салман — строительный материал из сена с глиной. Но вскоре красавицу заприметил начальник лагеря, и, заманив её в укромное место, попытался изнасиловать.
Лагеря не пощадили её красоту. У Марии был преданный друг по имени Георгий, которого она знала с детства. Он единственный пришёл встречать её из ссылки. Ходил по перрону с букетом цветов. Несколько раз искоса взглянул на одинокую старуху, явно ждавшую кого-то.
Наконец, когда все разошлись, подошёл к ней и, протянув цветы, сказал: — Возьмите! Я не встретил, кого ждал. И вас тоже не встретили. И уходить хотел. Но Мария чуть слышно прошептала: — Юл, Юл… Так она звала его в детстве. И не помня себя от отчаяния, побежала по платформе. Георгий догнал её, неловко попытался утешить: — Что они с тобой сделали, Маша! Но несчастная женщина была безутешна. Ещё в поезде она не узнала себя, взглянув в зеркало в туалете.
От ужаса выскочила оттуда, как ошпаренная, — прямо на неё смотрела незнакомая старуха. И вот — новое потрясение.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза
Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. В кино Мария Капнист снималась много. Граф Сергей Капнист, прямой потомок русского поэта и драматурга Василия Васильевича Капниста. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.
Голубая кровь: графиня Капнист , пройдя через ужасы лагерей и репрессий...
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»… | Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. |
Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху | После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей. |