Новости нарушение памяти в психологии

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка. Синдром потери кратковременной памяти Кратковременная потеря памяти Памятью называют комплекс высших функций психики, благодаря которым происходят. Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. это проявления расстройства памяти, которое возникает на фоне помрачения сознания или другого психического расстройства спустя неопределенный срок. Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга.

Проблемы с памятью, рассеянность внимания и забывчивость — что делать

Самая распространенная группа причин нарушений памяти — органические повреждения мозговой ткани — энцефалопатия. Тем не менее, некоторые виды расстройства памяти изначально основываются на более серьезных причинах — психических нарушениях или тяжелых поражениях головного мозга. Большинство людей с феноменальной памятью — саванты: они испытывают трудности при общении с другими людьми на фоне нарушений развития головного мозга. Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1. Чаще всего можно заметить ухудшение памяти в молодом возрасте и у пожилых людей, что объясняется процессами функционирования мозга.

Ухудшение памяти у молодых людей и в старости

Кратковременная потеря памяти Легкие провалы кратковременной памяти иногда случаются у всех, независимо от возраста. Это забывание о повседневных обязанностях или неспособность вспомнить, что только что вы сделали. Обычно причина кроется в быстром темпе жизни или временных проблемах с концентрацией из-за усталости или стресса. Тем не менее, показатели кратковременной памяти ухудшаются с возрастом. Следовательно, подобные инциденты гораздо чаще встречаются у пожилых людей. С другой стороны, если кратковременные провалы памяти носят хронический характер и оказывают значительное влияние на повседневную жизнь — это повод для беспокойства. Для определения причины этих симптомов необходима консультация врача. К сожалению, потеря памяти — неспецифический симптом, который возникает при различных состояниях. Среди прочего они включают: деменция , включая болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона.

Они поражают пожилых людей, но известны случаи, когда люди еще до 40 лет страдали болезнью Паркинсона;.

Ну а кто бы не впал в смятение, внезапно «вспомнив» ужасные истории из детства, имплантированные в мозг и замаскированные под реальные воспоминания? Последующее отчуждение от родителей и семьи только усугубит трудности пациента. Создание ложной памяти — важное и несчастное событие. Имплантация памяти Факт того, что воспоминания могут быть внедрены, а затем искренне но ошибочно вспомниться, может показаться удивительным. Однако это было продемонстрировано в лабораторных экспериментах. Никто не знает об имплантации памяти больше, чем член Национальной академии наук, Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине. Свои исследования Лофтус начала с проверки податливости воспоминаний об автомобильных столкновениях. Вместе с Дж.

Палмер они показывали людям нарезку фильма с автомобильными столкновениями. Потом просили людей вспомнить, сколько автомобилей было «разбито», а сколько просто «ударилось». Неделю спустя опрос был повторен. На вопрос о том, присутствовало ли в клипе разбитое стекло, ответы просто поразили исследователей. Люди, которые видели «разбитые» автомобили более вероятно говорили о разбитом стекле, чем люди, видевшие «удары». Но если верить Лофтус и Палмер, в фильме не было «разбитого стекла в авариях» вообще. Многочисленные эксперименты углубили и расширили понимание этой сферы. В одном из тестов треть очевидцев запомнили «преступника» в очереди, в которой вовсе не было преступника. А когда исследователи обманули опрошенных, сказав, что в очереди был преступник, уровень неправильных воспоминаний вырос до трех с лишним четвертей.

Наверное, нужно задаться вопросом, сколько невинных людей сидит в тюрьме из-за этого явления. Война за разум определенно проиграна вчистую. Но глупый кролик — это персонаж Warner Bros. Он точно не живет в Диснейленде. Безобидный детский мультик? Но все может быть страшнее. Манипулирование мнением присяжных, политические махинации, выдавливание из свидетеля ложных показаний в суде — это минимум. Беспринципные прокуроры и так не очень хороши, но история показывает, что политические партизаны, ничего не говоря и не заявляя, манипулировали мнением огромного количества людей.

Он наблюдал сотни человек, переболевших ковидом, в своей клинике. Подробнее Ученые еще точно не знают, что именно вызывает мозговой туман — широкий спектр симптомов наблюдают даже у людей, которые легко перенесли болезнь и до этого не имели хронических заболеваний. Главная теория на сегодня такова: мозговой туман возникает, когда иммунная реакция организма на вирус не прекращается, или становится следствием воспаления кровеносных сосудов мозга. Спутанность и расстройство сознания, а также другие типы изменения психических функций возникали при госпитализации коронавирусных пациентов с респираторными проблемами. И исследование показало, что такие пациенты нуждались в более длительной госпитализации и часто после нее не могли справляться с повседневными делами. Но исследования долговременного мозгового тумана только начинаются. Проблемы с памятью, головокружение или спутанность сознания отмечались у трети или более респондентов. Как будто нахожусь под наркозом.

Диагностика В первую очередь врачу необходимо исключить какие-либо органические причины, повлёкшие за собой нарушение памяти. В качестве общей оценки состояния организма назначают общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, при соответствующей клинической картине возможно проведение обследования на различные нейроинфекции ВИЧ-инфекция, вирус герпеса, нейросифилис, нейротуберкулез и другие. Также в обязательном порядке врач проводит специальные тесты на выявление проблем с памятью тест «Рисование часов», тест Бушке на селективное запоминание, тест на запоминание трёх предметов или тест на запоминание списка слов и другие. Лечение Тактика лечения при амнезии направлена в первую очередь на борьбу с основным заболеванием. При острых психогенных амнезиях восстановление памяти может происходить постепенно и самостоятельно после прекращения травмирующих событий.

Нарушение непосредственной памяти

Раньше считалось, что именно из-за этого процесса стираются предыдущие воспоминания — мозг как бы стирает их сам, освобождая место для новых. Однако относительно недавно, в результате экспериментов психологов и нейробиологов, удалось выяснить, что процесс «извлечения» консолидированных воспоминаний приводит к их нестабильности. Иными словами, каждый раз, когда мы что-то вспоминаем, наш мозг часть знаний утрачивает, а часть — дополняет. Происходит так называемая реконсолидация памяти. И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное.

Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства. Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации. Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии.

Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания? Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства».

Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение. Однако существует немало теорий на эту тему. Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности.

Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками. Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией.

Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни. Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна.

Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня. Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк». Однако самое удивительное в данном феномене то, что, в отличие от кино и литературы, эти воспоминания вовсе не такие уж и точные, как это вам порой кажется.

Многочисленные исследования, в которых людей просили припомнить детали какого-то эмоционального или даже травмирующего события, произошедшего лет 10 или более назад, доказывают, что эти воспоминания точны только на 60 процентов. Однако люди, принимающие участие в подобных исследованиях, обычно уверены на все сто процентов в непогрешимости своей памяти. Но как это происходит и почему мы обманываем сами себя, считая, что наша память лучше, чем она есть на самом деле? Одно из объяснений связано все с той же реконсолидацией памяти, о которой говорилось ранее.

Когда мы «извлекаем» воспоминания из глубин своей памяти, мы не только меняем их детали; иной раз мы преувеличиваем свою роль в том событии, которое мы вспоминаем. Это заставляет нас «вспоминать» важные и яркие детали, которых не было на самом деле. Память в жизни человека Навязчивые воспоминания Наверное, у каждого человека в его жизни происходило событие, воспоминания о котором хотелось бы стереть и никогда не вспоминать.

Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование. К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян.

Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время. Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт. Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то — зеркально перевернутое изображение и т. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы. Психиатры и неврологи подходят к деменции по-разному Психиатры и неврологи подходят к диагностике и лечению деменции по-разному. Например, психиатр ставит диагноз: «деменция при болезни Альцгеймера». Невролог ставит диагноз: «болезнь Альцгеймера». Но деменция — это синдром. Заболевание — это болезнь Альцгеймера. В качестве примера неправильного лечения она привела назначение нейролептиков пациентам с деменцией с тельцами Леви из-за галлюцинаций.

Между тем у таких людей — повышенная чувствительность к нейролептикам. Лечение любых когнитивных нарушений нужно начинать с немедикаментозных методов, отметила она.

Я подобных исследований не знаю, однако такое может быть. Ясно, что баланс здесь очень сложный, то есть эндогенные опиоидные системы и выброс эндорфинов не заменяют эффект наркотика, но идея очень интересная и даже потенциально практичная. Не секрет, что в России хронический алкоголизм, а в последние десятилетия и другие лекарственные зависимости представляют большую проблему, и, соответственно, есть серьезные опасения по поводу здоровья детей таких родителей. Если они рискуют сорваться в зависимость, то, может быть, какие-то виды физической активности могут быть протектором для них. В одной из своих лекций вы говорили , что, когда человек вспоминает какое-то старое событие и вслед за этим воспоминанием следует новая информация, которую ему нужно запомнить, возникает возможность помешать укладыванию этого старого воспоминания, то есть можно нарушить старое воспоминание. Есть ли шанс таким образом самостоятельно избавить себя от психотравм, не прибегая к медикаментам? Когда я говорил, что каждое воспоминание, реактивация памяти — это и ее реконсолидация, то есть переукладывание памяти в мозге заново, я упрощал ситуацию. Когда мы открыли этот феномен в середине 1990-х гг.

В этом лозунге, направлявшем наши исследования, были соединены несколько идей. Но дальше в ходе наших исследований мы поняли, что такая схема неполна. Если бы каждый раз, когда я беру в руки карандаш и пользуюсь им, мой навык манипуляции им а это тоже память, моторная рекатегоризировался и запоминался бы снова, то это было бы катастрофой, потому что в этот процесс могло бы вмешаться все что угодно. Рутинное использование прошлого опыта, например, когда я иду по коридору и извлекаю из памяти моторные программы движения конечностями, не приводит заново к запоминанию этих программ действий и запуска перестроек работы генов в соответствующих нейронных сетях мозга. Но если, например, вы свяжете человеку два пальца на одной руке вместе, то многие привычные вещи, которые он делал с помощью этой руки раньше, окажутся для него непривычными. И как раз в этот момент извлечение памяти, в данном случае моторного навыка, сопровождается ее реконструкцией, рекатегоризацией и реконсолидацией: запускается воспроизведения давно знакомого в изменившихся условиях, в мозге начинают работать гены, которые заново создают модифицированный след того, что мы считаем одной и той же памятью. Теория К. Анохина описывает устройство этой нервной структуры гиперсети , принципы ее возникновения и функционирования. Или же нейрон может быть тем же, но работающим через другие входы. Поэтому даже если нейроны остались теми же, хотя обычно и часть нейронов разная, это все равно новое для них событие, ведь работать в этом воспоминании нейроны заставили другие партнеры, то есть конфигурация нейронного ансамбля изменилась.

Все это приводит к тому, что событие запоминается заново. При этом поначалу мы думали, что старый след в это время стирается. В первые годы исследований моей гипотезой было то, что старый след стирается, а вместо него формируется новый. Но результаты экспериментов заставили нас отказаться от этой идеи. Мы неожиданно обнаружили, что при определенных условиях старая, казалось бы, стертая память возвращается [10]. На основе этого у меня возникла гипотеза множественных следов памяти, согласно которой каждая реактивация в условиях новизны создает новую копию воспоминания. Это похоже на торт «Наполеон», и такое ощущение, что самый последний, верхний слой этого торта вытесняет в момент обращения к памяти предыдущие, доминирует над ними. Если вы искусственно, как мы делаем в экспериментах, не дадите последнему слою сформироваться, то старые воспоминания все равно будут подавлены, уйдут в запас, но новые не образуются. Получается, у вас полна «кладовка» старых следов, но выбраться они не могут, потому что вы фармакологически или какими-то другими способами не дали сформироваться последней копии воспоминания. При этом нельзя сказать, что старые воспоминания стерлись.

Похоже, что старые следы подавляются естественным процессом в момент попытки создания нового, а когда мы мешаем новому следу сформироваться, мы заставляем таким образом замолчать весь этот «бутерброд» из многих слоев. Это ведь гипотеза, которую необходимо проверять. Предположение заключается в том, что для того, чтобы активировать описанные выше процессы, нужно вспоминать в условиях новой необычной ситуации или новой информации. А каким образом вы эту новизну создадите — это уже другой вопрос. Назову еще одно ограничительное обстоятельство для моей гипотезы: возможно, эта новизна должна находиться по содержанию в том же регистре, что и само воспоминание. Представим нашу память в виде дерева. Если вы создадите новизну как условие изменения старых воспоминаний, но начнете это делать не на той ветке, где нужно, то толку, вероятно, не будет. Скажем, ваше исходное воспоминание лежит в сфере межличностных отношений, а вы добавляете новизну из области восприятия живописи или поэзии. Тогда то новое, что вы создали на этой ветке своего опыта, никак не отзовется, не достигнет другой ветки, которую вы хотите сделать лабильной и изменить. Может быть, нужно подбирать такое новое воздействие и такую новую информацию, которые были бы родственны исходному воспоминанию.

Так, если вы хотите поменять какие-то из своих воспоминаний, скажем, о школьных днях и отношениях с кем-то в этот период, то, может быть, нужно воспользоваться какой-то новизной в виде напоминаний об этой школе, например, фотографией школьного класса, то есть обращаться к той же ветке, к тому же ансамблю нервных клеток, где лежит исходное воспоминание. Сработает это или нет, не знаю, но я бы сделал ставку именно на этот момент.

Витамины и микроэлементы ускоряют биохимические процессы в головном мозге человека, стимулируют мозговые клетки.

Правильное питание улучшает и сохраняет память. Ухудшение памяти происходит при нехватке кислорода. Достаточное насыщение организма кислородом обеспечивает высокую активность головного мозга, и хорошую память.

Часто ухудшения памяти возникает при плохом самочувствии, депрессии, беспокойстве и стрессе. Память ухудшается пропорционально беспокойству человека. Следующая причина ухудшения памяти — плохой сон.

Без полноценного сна память не может работать в полную силу. Спать нужно ночью, не менее восьми часов в сутки, поскольку в тёмное время суток происходит полное восстановление клеток головного мозга. Ухудшение памяти в старости может быть первым симптомом рассеянного склероза, болезни Паркинсона, Альцгеймера.

Ухудшение кратковременной памяти наблюдается при сосудистых заболеваниях головного мозга. Неврологи Юсуповской больницы выясняют причину ухудшения памяти, после чего проводят лечение заболеваний, проявлением которых является нарушение когнитивных функций. Диагностика нарушений памяти Неврологи Юсуповской больницы вначале устанавливают причину, которая вызвала нарушение памяти.

Обследование включает опрос пациента и родственников, получение информации о времени возникновения и динамике нарушений памяти, исследование неврологического статуса. Для уточнения степени поражения головного мозга применяют методы нейровизуализации компьютерную и магнитно-резонансную томографию. При подозрении на сосудистую патологию головного мозга проводят ультразвуковое или ангиографическое исследование магистральных артерий головы и мозговых сосудов.

Обязательно определяют уровень содержания тиреотропных гормонов в крови. Характер и степень тяжести нарушения памяти определяют с привлечением нейропсихологического тестирования. Для оценки состояния кратковременной памяти используют тест заучивания десяти слов с последующим их повторением в любом порядке.

Пациенту предлагают выполнить задание несколько раз. Чтобы оценить долговременную память, пациента расспрашивают о значимых датах, событиях личной и общественной жизни. Лечение нарушений кратковременной и долговременной памяти Если причиной нарушения памяти является сосудистая патология головного мозга, пациентам назначают лекарственные препараты для нормализации артериального давления, липидного обмена при гиперлипидемии и церебральном атеросклерозе.

Пациентам, страдающим сахарным диабетом, корригируют уровень глюкозы в крови, назначают диету. Сосудорасширяющим, гемокоррекционным, нейропротективным и ноотропным эффектами обладает кавинтон. К полному восстановлению памяти приводит адекватное лечение гипотиреоидной энцефалопатии заместительная терапия левотироксином.

При алкогольной энцефалопатии, которая проявляется нарушением памяти, пациентам рекомендуют полностью прекратить приём алкоголя, сбалансировать питание, ввести в рацион продукты, которые содержат в избытке витамины и белки.

«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью

Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем. нарушение памяти фото Нарушение памяти – это значительно ухудшающее качество жизни индивидов расстройство, являющееся довольно распространенным. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Нарушения памяти в резидуальном периоде после операции аневризмы передней соединительной артерии.

Почему все жалуются на память и что с этим делать

Расстройства, которые обычно приводят к нарушению памяти, подразделяются на два типа. Такие проявления когнитивных нарушений являются обратимыми при своевременном начале терапии и чаще встречаются у молодых. Ещё одной частой причиной нарушения памяти у молодых могут быть черепно-мозговые травмы, ВИЧ-инфекция, инфекционное поражение головного мозга.

Что делать, если ухудшается память

  • Провалы в памяти причины и способы лечения | Частная клиника РОСА Москва
  • Проблемы с памятью
  • Виды нарушений памяти
  • Ухудшение памяти: когда бить тревогу

Почему все жалуются на память и что с этим делать

Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Зачастую, слабость нарушение памяти указывает на многочисленные эндокринные заболевания. Возможность избирательного выключения кратковременной памяти без нарушения долговременной и избирательного воздействия на долговремен-ную память в отсутствие каких-либо нарушений краткосрочной памяти обычно рассматривается как свидетельство разной.

Проблемы с памятью: 10 случаев, когда наш мозг подводит нас

О благоприятном влиянии фонтурацетама в восстановительном периоде инсульта и черепно-мозговой травмы сообщают также М. Герасимова и соавт. Савченко и соавт. В настоящее время имеется весьма убедительная доказательная база эффективности фонтурацетама при ХИМ. Так, А. Федин и соавт. Через месяц терапии было зафиксировано достоверное превосходство фонту-рацетама над плацебо по интегральному когнитивному показателю Mini-Mental State Exam и в сфере внимания проба Шульте. Одновременно был показан антиастенический эффект препарата: выраженность астенических расстройств по шкале MFI-20 также регрессировала более значительно по сравнению с плацебо.

Клиническое улучшение сопровождалось положительной динамикой биоэлектрической активности мозга по данным электроэнцефалограммы и улучшением церебральных клеточных метаболических процессов по данным МР-спектро-скопии. Терапия фонтурацетамом способствует также регрессу некогнитивных симптомов хронической ишемии головного мозга. Так, по данным М. Герасимовой и соавт. Клиническое улучшение сопровождалось снижением уровня антител к основному белку миелина и к ДНК, что свидетельствует о нейротрофическом эффекте препарата [30]. В связи с последствиями пандемии COVID-19 огромное внимание исследователей привлекает хорошо известный клиницистам антиастенический эффект Ак-титропила. Как известно, астения является самым частым последствием новой коронавирусной инфекции, может сохраняться длительное время и существенно снижает работоспособность и качество жизни пациентов, переболевших COVID-19.

Антиастенический эффект фонтурацетама был продемонстрирован М. Мокиной и соавт. В результате в группе фонтурацетама наблюдался досто- верный регресс выраженности астенических нарушений по шкале ЫИ-20 , в то время как в группе плацебо су- 4. Одновременно с регрессом астенических нарушений в группе фотурацетама было отмечено уменьше- 6. Антиастенический эффект фонтурацетама был воспроизведен в рамках широкой неинтервенционной наблю- 7. Был отмечен бо- 9. Важно подчеркнуть, что фонтурацетам оказывает антиастенический эффект, не вызывая побоч- 10.

При гиппокампальных нарушениях памяти наибо- 11. С середи- 12. В кли- 13. Другой общепринятой стратегией базисной терапии дементирующих заболева- 15. Оправданна и целесообразна комбинация ингибитора ацетилхолинэстеразы и мемантина, в особенности на стадиях умеренной 16. Следует отметить, что ноотропы также могут использоваться при гиппокампальных расстройствах памяти в качестве дополнительной терапии. Речь идет прежде всего об Актитропиле, который имеет 17.

Данный препарат может 18. В заключение следует подчеркнуть, что раннее выявление и тщательный анализ качественных и количественных особенностей мнестических нарушений 20. Литература 1. American Psychiatric Association. Baddeley A. Working memory: theories, models, and controversies. Хомская Е.

Если будет нарушено чередование сна и отдыха, то и первые признаки нарушения памяти не заставят себя долго ждать. Отсутствие физической нагрузки или чрезмерная физическая нагрузка. Гиподинамия пониженная подвижность — спутник среднестатистического городского жителя. Такой человек мало двигается, не желает находить время на прогулки, много времени проводит в помещениях, лишенных кислорода.

Все это приводит к нарушению кровоснабжения и метаболизма в мозге. Есть и другая крайность. При чрезмерном увлечении спортом организм тоже устает и переутомляется. Вредные привычки алкоголь, никотин, запрещенные препараты , нарушение пищевого поведения в том числе избыток сладкого действуют на мозг, мягко говоря, не самым позитивным образом.

Перенесенный наркоз, принятие ряда лекарственных препаратов например, антидепрессантов, барбитуратов, седативных и других средств также влияют на деятельность мозга. Дефицит питания, аминокислот, витаминов и микроэлементов в рационе. Самыми важными для восстановления функций мозга являются жиры — не только растительные, но и животные. Потому что жиры, жирные кислоты входят в состав оболочки каждой клетки.

В основе лежит характерная особенность эпизодической памяти, заключающаяся в том, что само содержание воспоминаний сохраняется прочнее, чем их временная атрибуция и временные соотношения между событиями. Наиболее часто псевдореминисценции замещают пробелы памяти, в этих случаях пациенты, например, рассказывая о событиях недавнего прошлого, воспоминания о которых уже утрачено, говорят о тех делах, которыми они прежде наиболее часто занимались или о чем-то другом, о чем воспоминания из прошлого у них сохранились. Например, пациент с фиксационной амнезией, длительное время находящийся в психиатрическом стационаре, рассказывает, что вчера ходил на работу на завод, где проработал всю жизнь, делал детали и пр. Криптомнезии скрытое воспоминание — в качестве воспоминаний о событиях собственной жизни пациент принимает истории, услышанные от других людей, прочитанные прежде в книгах, увиденные в кино или во сне. Могут наблюдаться как при количественных нарушениях памяти, так и без них. В психологии криптомнезиями также называют неосознанный плагиат, когда прежде известные человеку чужие идеи он начинает принимать за свои собственные новые идеи, не осознавая их как воспоминания.

Конфабуляции от фр.

Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит. Воспаление оболочек и ткани мозга приводит к разрушению нервных структур и в результате к нарушению познавательной деятельности, речи и памяти. Выделяют нарушения памяти, связанные с возрастом. В норме первые признаки снижения памяти появляются после 50 лет, что связано с ослаблением концентрации внимания и снижением процессов кодирования информации.

Однако при резком прогрессировании потери памяти можно подозревать наличие более серьезных заболеваний. В первую очередь провалы в памяти могут возникать при старческой, или сенильной, деменции. При деменции возникает диффузное поражение коры мозга например, при болезни Альцгеймера или подкорковых структур мозга болезнь Паркинсона, хорея Гентингтона, рассеянный склероз, энцефалопатия. Наиболее ранним признаком болезни Альцгеймера служат провалы в памяти на недавние события. К этому симптому в дальнейшем могут присоединяться нарушения речи и познавательных способностей. При прогрессировании заболевания развивается потеря фиксационной, антероградной и ретроградной памяти.

Память на события, происходившие давно, сохраняется наиболее длительное время. При болезни Паркинсона и рассеянном склерозе человек затрачивает много времени на вспоминание прошедших событий или фактов. При этом он быстро устает, ему трудно запоминать новую информацию или овладевать двигательными навыками. При многократном повторении нового материала, установлении смысловых аналогий процесс запоминания облегчается, но требует постоянного подкрепления. Диагностика и обследование Для диагностики причин нарушения памяти необходимы оценка психического состояния пациента, тщательный анализ данных, выявленных при опросе, и динамики развития заболевания.

Особенности патологии

  • Забыть совсем. Психолог назвал признаки проблем с памятью | Аргументы и Факты
  • Еженедельная рассылка Купрума: только важное, одним письмом
  • Календарь событий
  • Нарушения памяти и деменции
  • Проблемы с памятью: причины, ухудшение после ковида, лечение
  • Проблемы с памятью: причины, лечение

Появление провалов в памяти

Профилактика снижения памяти Плохое настроение — что делать и почему это происходит Как быть, если провалы в памяти уже есть? Если они не связаны с серьезными заболеваниями, можно самостоятельно сделать профилактику. Что делать, если ухудшается память: Восполнить дефицит витамина В12 и тиамина. Витамины группы в большом количестве содержатся в молочной продукции, печени, красном мясе и яйцах. Рыба и морепродукты также богаты витамином В12. Тиамин есть в бобовых, картофеле и шпинате.

Отруби и мука из цельных злаков также содержат тиамин; Наладить сон. Взрослый человек должен спать не менее 7 часов именно в ночное время, когда происходит регенерация клеток. Если человек мало спит, он чувствует тревожность, его внимание ухудшается; Насыщать кровь кислородом: чаще бывать на свежем воздухе, заниматься физической активностью; Пробовать новое. То, что человек уже умеет делать, не заставляет полушария мозга работать, а память напрягаться. Если работа человека связана с логикой и мышлением, необходимо задействовать творческое правое полушарие.

Можно рисовать или читать литературу. Девушка читает на природе Существуют простые упражнения, которые могут улучшить память и работу мозга: Больше запоминать. Многие стараются не нагружать мозг, лишний раз написать напоминание или записку. Память работает, как и мышцы: чем больше нагрузки, тем сильнее она становится. Можно начать с простейших действий: запомнить номер телефона, имя собеседника, выучить стихотворение.

Необходимо контролировать не количество, а качество полученной информации; «Встряхнуть» мозг. Такие несложные действия, как пройтись по комнате, найти вещь или почистить зубы, нужно выполнить с закрытыми глазами. Сначала будет тяжело, со временем мозг будет быстро включаться и адаптироваться; Запоминать. Перед собой необходимо поставить предмет, в котором есть детали, например, вазу или картину. Внимательно смотреть в течение 1 минуты, после чего закрыть глаза и вспомнить все детали: цвет, оттенок, форму.

Упражнение можно повторить со слуховой памятью, стараясь запомнить слова песни; Заострять внимание на мелочах. Не обязательно выделять отдельное время, это можно делать по пути на работу или домой. Нужно научить свой мозг замечать маленькие детали вокруг: вывеску, объявление, проходящую мимо кошку; Найти ассоциации. Запомнить информацию проще, выстраивая ассоциативный ряд.

Конечно, всё это время Фил принимал ряд лекарственных препаратов , которые позволяли контролировать активность нейромедиаторов мозга. В итоге освобождение от синдрома дефицита внимания и гиперактивности стало следствием как психотерапевтических воздействий, так и лекарственных. Расстройства обучения Теперь Фил работает в школе: обучает детей с особенностями. И параллельно изучает их, пытаясь выявить проблемы рабочей памяти и их связь со способностью к обучению. К Филу приходит всё больше родителей, которые жалуются на школьные результаты своих детей. Удивительно, но, как правило, эти результаты не связаны с СДВГ, а тесты на интеллектуальные способности говорят, что дети смышленые и способны на многое. Фил предположил, что у таких детей расстройство способности к обучению. Они почти ничем не отличаются от сверстников, однако им гораздо сложнее читать, считать и писать. Изучив литературу, Фил узнал о существовании 4 подобных расстройств: Дискалькулия — невозможность решать математические примеры. Дислексия — нарушение способности к овладению навыками чтения и письма фонемно-графическими знаниями. Дети с дислексией читают значительно медленнее сверстников и из-за этого почти не понимают смысла прочитанного. Таким детям трудно осваивать формы слов и грамматические конструкции, у них возникают сложности с пониманием семантических конструкций, что может впоследствии вылиться в проблемы эмоциональной сферы. Это расстройство отличается от дислексии, хотя некоторые симптомы общие и обе проблемы могут сосуществовать. Дисграфия — нарушение способности осмысленно и правильно писать. Из-за названных проблем дети учатся хуже и медленнее. Успехи, которых они теоретически могли бы достичь, на практике оказываются значительно скромнее, чем ожидалось. Эти дети получают средние и высокие результаты при выполнении интеллектуальных тестов, однако испытывают трудности с правильным произношением, быстрым чтением, написанием и подсчетами. Фил познакомился с известным исследователем Ли Свенсоном, который посвятил себя изучению расстройств рабочей памяти. Свенсон предположил, что и чтение, и письмо, и счет зависят от рабочей памяти. Логично , что ядром развития подобных расстройств также служит фонологическая петля, ведь все названные проблемы связаны с символами и словами. И чтение, и письмо требуют от человека удерживать в активной зоне памяти смысл, извлекать значения слов из долговременного хранилища, интегрировать их с получаемой информацией. Всё это происходит в рабочей памяти. Основываясь на данном предположении, Свенсон разработал целый ряд тестов для рабочей памяти, с помощью которых можно диагностировать текущие или будущие проблемы с обучением. Одна из задач, которая часто использовалась учеными, — заполнение пропусков в тексте. Для ее выполнения требуется как понимание текста и представление его смысловой картины, так и поиск нужного слова и кодирование его в ряд мелких моторных действий, осуществляемых при письме. Позже Фил встретился с Уэйном Лазаром и Франком Ятчиком, которые продемонстрировали , что расстройства обучения могут быть связаны с лобной корой, левой теменной корой, а также с той областью мозга, которая связывает два полушария, — мозолистым телом. Читайте также Как депрессия и эпилепсия влияют на память? Левое полушарие мозга чаще всего активируется при выполнении тестов на вербальную связь, поэтому идея о влиянии проблем в развитии фонологической петли получила распространение. Свенсон предположил , что дети, которым трудно читать, могут не проговаривать текст про себя, из-за чего у них нарушается кратковременное запоминание. И здесь нужно вспомнить про скорочтение, в рамках которого именно проговаривание про себя считают главной причиной медленного темпа чтения. Фила задался вопросом: почему у людей с проблемами в вербальном компоненте рабочей памяти не наблюдаются проблемы с интеллектом. Свенсон предположил, что, возможно, такие пациенты используют различные компенсаторные стратегии, к примеру, опираются на визуальную память вместо аудиальной, когда учатся. Последующие эксперименты показали Филу, что не только фонологическая петля — причина всех бед его учеников. На самом деле у студентов с расстройством способности к обучению были проблемы и с другим компонентом рабочей памяти — визуально-пространственным блокнотом. Они плохо выполняли тесты на визуальную память, если имели проблемы со счетом, и наоборот. Фил нашел график, из которого ясно видно, что дети с трудностями в чтении или в счете хуже решают задачи на вербальную память, а если оба расстройства проявляются вместе, то вербальная рабочая память ухудшается еще больше. В то же время собственно визуальная рабочая память влияет лишь на навыки счета и ситуацию, когда присутствуют оба нарушения. Алекс, мальчик из класса Фила с таким нарушением, очень неуклюж. Его рисунки выглядят странно, потому что ему трудно прорисовывать детали. Он плохо контролирует свое тело и его позы, из-за чего с ним сложно общаться. На уроках физкультуры Алекс часто становится объектом насмешек, потому что не может даже просто бросить и поймать мяч. Кроме того, у Алекса плохая осанка, а порой он не может сообразить, какой рукой воспользоваться для решения той или иной задачи. Лонгитюдные длительные исследования таких детей в течение 3 лет показали, что впоследствии у них появляются проблемы с чтением и пониманием речи. Поэтому важно вовремя заметить развивающееся расстройство и разработать индивидуальную программу обучения ребенка.

Ошибки при выполнении этого теста достаточно точно указывают на причину деменции, говорит эксперт. Для какого-то заболевания характерно размещение чисел за пределами циферблата, для какого-то — зеркально перевернутое изображение и т. Пациенты с одним и тем же диагнозом обычно рисуют одинаковые часы. Психиатры и неврологи подходят к деменции по-разному Психиатры и неврологи подходят к диагностике и лечению деменции по-разному. Например, психиатр ставит диагноз: «деменция при болезни Альцгеймера». Невролог ставит диагноз: «болезнь Альцгеймера». Но деменция — это синдром. Заболевание — это болезнь Альцгеймера. В качестве примера неправильного лечения она привела назначение нейролептиков пациентам с деменцией с тельцами Леви из-за галлюцинаций. Между тем у таких людей — повышенная чувствительность к нейролептикам. Лечение любых когнитивных нарушений нужно начинать с немедикаментозных методов, отметила она. Среди доказанных — физические упражнения, когнитивные тренинги, средиземноморская диета. Такое лечение подходит для додементных нарушений и деменции в легкой форме. Что касается лекарственных препаратов, то здесь неврологи положительно отзываются об акатиноле. Кабинет нарушений памяти должен появиться в каждой поликлинике Обращаться с жалобами на ослабление памяти можно в обычную поликлинику. Первая такая клиника была организована у нас в стране 20 лет назад в Клинике нервных болезней им. Сейчас их больше». В российском экспертном сообществе разработан «Антидементный план действий». Его цель — профилактика, своевременная диагностика и лечение когнитивных нарушений.

Так, при синдроме анозогнозии Антона-Бабинского больной не осознает левостороннего паралича и обнаруживает «слепоту на свою слепоту» очаг поражения в правой гемисфере. Мнимое ощущение дополнительных частей тела лишняя рука, голова и т. Бехтерева и П. Останкова — описана при поражении коры субдоминантного полушария. Прозопагнозией называют неузнавание лиц знакомых людей на фотографиях. Выпадение моторных навыков действий с предметами, жестов, выразительных актов, способности подражать действиям окружающих и выполнять движения по просьбам извне. При моторной апраксии пациент забывает характер действий, требуемых для выполнения задания. При идеаторной апраксии страдает план, последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели. Конструктивная апраксия проявляется в том, что пациент не может из отдельных элементов или частей воссоздать нужную целостную структуру составить фигуру, орнамент и др. Нарушения развития школьных навыков чаще встречается у мальчиков. Предполагают, что они связаны с биологической дисфункцией и присутствуют с первых лет обучения. Различают нарушения развития навыков чтения, письма, счета, смешанное расстройство школьных навыков, двигательных функций. При дислексии нарушены навыки чтения и понимание прочитанного На ранних этапах это трудности в пересказывании алфавита, в распределении по категориям звуков. Позднее становятся очевидными пропуски, искажения и замены слов их частей , медленный темп речи, запинки и потери места в тексте, литеральные и вербальные парафазии, чтение в обратном порядке. Нарушаются также способности вспомнить факты и делать выводы из прочитанного, а чтобы это делать, дети используют скорее общие знания, чем то, что они узнали из конкретного рассказа. Позднее трудности спеллингования составление слов из букв становятся более глубокими, чем недостаточность чтения. Нарушениям развития чтения обычно предшествуют расстройства развития речи. При расстройстве спеллингования нарушена способность произносить слова по буквам и правильно писать слова. Предшествующее расстройство навыков чтения отсутствует. При нарушении развития навыков счета дефект касается вычислительных операций прибавления, вычитания, умножения и деления иногда лишь отдельных операций. Нарушен счет пальцев синдром Гертсмана. Более абстрактные математические операции в геометрии и т. Нарушения развития двигательных функций проявляется угловатостью, медленным обучением ходьбе, бегу, — прыжкам, подъему и спуску по лестнице, трудностями в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, бросании предметов, плохом подчерке и мн. Часто выявляются симптомы стриарной недостаточности. Явления афазии, агнозии, апраксии и другие нарушения корковых функций алексия, акалькулия и др. В психиатрической практике они встречаются при атрофических процессах болезнь Пика, Альцгеймера, сенильная деменция, травматические поражения. Мотивированная амнезия. Выпадение памяти на отдельные психотравмирующие события. Так, после неприятной сцены с Бабинским пациентка забыла его имя, внешность и все, что так или иначе было с ним связано. Пробелы возникают по механизмам вытеснения. В состоянии гипнотического сна, по преодолении сопротивления утраченные воспоминания могут быть восстановлены. Наблюдается у лиц с истерическими чертами характера, при неврозах. Вытеснение психотравмирующих воспоминаний — явление чрезвычайно распространенное и среди здоровых индивидуумов; рассматривается как один из механизмов психологической защиты. Аффектогенная амнезия. Утрата воспоминаний о событиях, происшедших во время бурной эмоциональной реакции — аффекта. Выявляется по выходе из состояния патологического аффекта, обусловлена сужением сознания. Фактически является вариантом конградной амнезии. Считать ее кататимической, то есть связывать с действием механизмом вытеснения, очевидно, не следует. Постгипнотическая амнезия. Наблюдается после пробуждения из глубокого гипнотического сна, в сущности возникает вследствие нарушения сознания. Амнезия может быть внушена в состоянии неглубокого гипнотического транса. Периодическая амнезия. Сопровождает описанные Рибо состояния двойного или альтернирующего сознания, при которых в одном болезненном состоянии сознания отсутствуют воспоминания о пережитом в другом. По выходе в нормальное состояние больной не помнит происшедшего как в первом, так и во втором патологическом состоянии, или только смутно вспоминает отдельные впечатления. Наблюдается при истерии. Переходу из одного состояния в другое может предшествовать глубокий сон. Скотомизация памяти. Близка к мотивированной амнезии. Отличается от последней тем, что возникает у лиц, не обнаруживающих истерических черт характера. Амнезии наблюдаются при нарушении сознания кома, сопор, оглушенность, делириозное, сумеречное, аментивное помрачение сознания, психогенно обусловленные расстройства сознания, состояния патологического аффекта и патологического опьянения , при интоксикациях, уремии, алкогольной энцефалопатии, атрофических процессах болезни Пика, Альцгеймера, сенильная деменция , сосудистых заболеваниях головного мозга, после черепно-мозговой травмы, электросудорожных припадков, в клинической картине эпилептических расстройств. Детская амнезия. Проявляется забыванием событий первых трех, четырех лет жизни. Причины неизвестны. Ослабление памяти. Чаще всего проявляется в виде дисмнезии — неравномерного поражения различных функций памяти, в первую очередь ретенции и репродукции. Одним из ранних признаков дисмнезии является нарушение избирательной репродукции в виде невозможности вспомнить какой-либо факт, необходимый в данный момент, хотя позже этот факт всплывает в памяти сам по себе. Признаком сравнительно легкого ослабления памяти является также забывание того, что о каком-либо факте больной уже сообщал ранее данному лицу. Наступающее ослабление памяти более заметно в отношении механической памяти, чем словесно-логической. Нарушается, прежде всего, запоминание и воспроизведение справочного материала — дат, имен, цифр, названий, терминов, лиц и т. Быстрее забываются также свежие и менее закрепленные впечатления. Ухудшается ориентировка во времени, страдает хронологическая память, нарушается чувство времени. Гипомнезия может проявляться анэкфорией — нарушением памяти, при котором теряется способность вспомнить о хорошо известном факте без напоминания. Приведем соответствующее наблюдение. Больная, перенесшая менингоэнцефалит, жаловалась, что не помнит многих фактов и событий последних лет: забылись имена, внешность сослуживцев, адрес нового места работы, номера служебных телефонов, имя родившейся дочери и многое другое. Осознает, что прекрасно знала все это до болезни. Казалось, нужное воспоминание вот-вот появится, «вертится на языке», чувствовала, что оно не исчезло навсегда и упорно не прекращала попыток припомнить забытое. Мысль о дефекте памяти стала навязчивой, остро переживалась, появились опасения «сойти с ума». Воспоминания возвращались постепенно, но лишь после напоминания о соответствующем факте. В последующем они сохранялись, возникая с прежней быстротой и легкостью. Нарушения памяти распространились только на события прошлого, происходившие до болезни, память на настоящее не пострадала. Сходное с анэкфорией нарушение памяти описывалось под названием «отрицательные галлюцинации памяти» Блейлер, 1920. При более тяжелой гипомнезии из памяти выпадает множество подробностей и значительных событий, касающихся личной и общественной жизни. Вместе с тем никогда не наблюдается столь значительного опустошения памяти, как это бывает при прогрессирующей амнезии. Критическое отношение к ослаблению памяти у больных с гипомнезией обычно сохраняется,— это отражается в соответствующих жалобах, в попытках компенсировать возникшую несостоятельность ведение записей, вязание узелков, использование мнемотехники, стремление класть предметы на одно и то же или видное место, привычка перепроверять себя и др. Типичны острые эмоциональные реакции на снижение памяти, депрессии. Ухудшение памяти, обусловленное различными органическими заболеваниями головного мозга, следует отличать от внешне сходных, но обратимых расстройств, возникающих на фоне различных психопатологических нарушений астении, депрессии и др. Патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые носят яркий чувственно-образный характер, всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и мельчайшие его подробности. Воспроизведение логической последовательности фактов нарушено, усиливаются, в основном, механическая и образная виды памяти. События группируются в ряды, отражающие их связь по смежности, сходству и контрасту. Гипермнезия неоднородна, могут быть разграничены ряд ее вариантов в зависимости от клинического контекста, в котором она наблюдается аффективная патология, галлюцинаторно-бредовые состояния, состояния спутанного сознания. Гипермнезия встречается при гипоманиакальных и маниакальных состояниях, в начальных стадиях опьянения алкогольного, гашишного и др. Гипермнезия может быть при депрессии — отчетливо вспоминаются самые незначительные эпизоды прошлого, созвучные пониженной самооценке и идеям самообвинения. Явления гипермнезии наблюдаются изредка в клинической картине инфекционных психозов. Известны случаи, когда в состоянии нарушенного сознания больные с фотографической точностью воспроизводили тексты прочитанных ранее книг, говорили на иностранных языках, забытых в обычном состоянии. По выздоровлении ожившие следы памяти вновь терялись. Гипермнезия бывает парциальной, избирательной, проявляясь, например, повышенной способностью к запоминанию и воспроизведению цифр. Наблюдения такого рода описаны, в частности, при олигофрении Меграбян, 1972. Парциальная гипермнезия может проявляться повышенной памятью на впечатления раннего детства. Встречаются пациенты, которые утверждают, что помнят себя с возраста год, полтора года и ранее, чему удается иногда получить подтверждение. Мы наблюдали больную, которая «помнила» себя с шестимесячного возраста. По сообщениям близких, она отличалась ранним развитием: с четырех месяцев сидела, в шесть месяцев ходила. Пациентка «помнила», что в восемь месяцев начала говорить, как навещали ее, «вундеркинда», студенты, фотографировали. Думала, что такое я, как это меня не было, как это я исчезну. В пять лет видела, как под кровать забежала группа матрешек… В 10 лет неприятно было сознавать, что сознание материально и что душа зависит от тела…». Но «ранними» могут оказаться и ложные воспоминания, когда рассказы близких людей позже принимаются за личные переживания, как это описал у себя Пиаже. Гипермнезию не следует смешивать с феноменальной памятью. Последняя не может быть описана в терминах психопатологии, так как процессы памяти и механизмы их произвольной регуляции не нарушаются. Скорее всего не являются патологией и случаи исключительной памяти при умственной отсталости,— речь идет о незаурядной механической памяти, свойственной отдельным пациентам например, «календарной» памяти, когда после однократного просмотра календаря воспроизводятся все рисунки в прямом, а также обратном порядке. Парамнезии искажения, обманы или качественные нарушения памяти. Встречаются как самостоятельно, так и в сочетании с количественными нарушениями. Сложность симптоматики парамнезии затрудняет их разграничение и классификацию. Существуют и терминологические разногласия. С учетом возможных возражений приведем следующее описание качественных нарушений памяти. Феномены ранее виденного, слышанного, пережитого, испытанного, рассказанного deja vu, deja entendu, deja vecu, deja eprouve, deja raconte —впервые увиденное, услышанное, прочитанное или пережитое воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее и в данный момент повторяющееся. Указанные нарушения возникают эпизодически, пароксизмально, могут быть стойкими и длительными. Чувство воспоминания, сопровождающее восприятие или переживание, никогда не связывается с определенной точкой прошлого, относится «к прошлому вообще» Сумбаев, 1945. Чувство знакомости может относиться не только к непосредственным, но — также к недавним впечатлениям, которые вспоминаются с ощущением повторения породившей их ситуации. Степень уверенности, с какой больные оценивают вероятность того, что переживаемое событие ранее имело место, может быть различной, иногда она бывает полной, то есть становится по существу бредовой. В качестве иллюстрации приводим следующее наблюдение. Больная шизофренией сообщила, что с детства ее не покидает ощущение, будто все воспринятое в данный момент кажется ей удивительно близким, знакомым, лишенным какой бы то ни было новизны. Происходящее, как считала она, лишь помогает вспомнить то, что было хорошо известно ей ранее, оно является всего лишь «напоминанием».

Ухудшение памяти у молодых людей и в старости

Больной запомнил 1,2,0,1,1 Слово. Применение опосредования по методу А. Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа "Галка и голуби".

Почему галка полетела к голубям? А кто ее знает, захотела и полетела. Может она слышала, что у голубей хорошая пища была? Может быть, галки прожорливые, но и голуби тоже любят поклевать.

Ну, а кто кого выгонял из гнезда? Кто перекрасился? Никто никого не выгонял. Какая раскраска?

Не понимаю, о чем вы толкуете? Спустя 10мин, больной отрицает сам факт исследования, говорит, что никогда не видел экспериментатора. Часто нарушения памяти на события недавнего прошлого не достигают столь выраженной степени. Корсаковский синдром может проявиться в неточности воспроизведения слышанного, виденного, в неточности ориентировки.

При этом возникает иногда ложное воспроизведение , без грубых кофабуляций: нередко больные сами замечают дефекты своей памяти, пытаются восполнить ее пробелы, придумав не существовавший вариант событий. Таким образом, нарушение памяти на недавние события сочетается у больных с недостаточной ориентировкой в окружающем; реальные события могут то отчетливо выступать в сознании больного, то переплетаются причудливо с не имевшими место событиями; невозможность воспроизведения информации настоящего момента приводит к невозможности организации будущего, по существу у больных нарушается возможность увязывания отдельных отрезков жизни. Не случайно ряд ученых А. Лурия , В.

Гиляровский увязывают наличие корсаковского синдрома с нарушениями сознания. Шмарьян 1948 тоже указывал на то, что расстройства гнозиса пространства и времени являются одним из механизмов развития корсаковоподобного амнестического синдрома, наблюдаемых при тяжелых травмах мозга. Особую форму приобретают расстройства памяти при корсаковском синдроме, если они развиваются на фоне выраженной аспонтанности, то есть грубых нарушений мотивационной сферы, активности, как это имеет место у больных с поражениями лобно-базальных отделов мозга. Наблюдая вместе с Ю.

Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело. При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями.

Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего. Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий.

Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные. Со слов родных родился и развивался нормально.

В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником.

Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями.

Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см. Под кожей черепного свода широкая гематома, занимающая лобную, почти половину теменной и височную область. Произведена операция.

Напряженная твердая мозговая оболочка разрезана крестообразно. Из-под нее стали выходить сгустки крови и жидкая кровь. На рану наложены швы. Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад.

Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5". Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой".

Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно. Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб.

Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус. Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами. Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация.

Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет. Легкая асимметрия лица. Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет.

Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа.

И если мы находимся, к примеру, в состоянии стресса , наше реконсолидированное воспоминание может оказаться более стойким, чем предыдущее, консолидированное. Несмотря на тот факт, что этот процесс кажется вредным, открытие процесса реконсолидации памяти привело к пониманию механизма некоторых психических травм , а также подсказало методы их лечения. В частности, благодаря существованию данного процесса, ученым удалось разработать новый метод лечения посттравматического стрессового расстройства.

Пациенту дают медицинский препарат, воздействующий на мозг таким образом, что в нем блокируется процесс реконсолидации. Затем психолог провоцирует возникновение воспоминаний о травмирующем событии. Таким образом, так называемые плохие воспоминания постепенно стираются. Детская амнезия К какому периоду вашей жизни относятся самые ранние воспоминания?

Подавляющее большинство взрослых людей не в состоянии вспомнить ничего из того, что происходило в их жизни лет до трех или четырех. Этот феномен носит название «детская амнезия», «инфантильная амнезия» или «амнезия детства». Психологи до сих пор не могут найти ему единственно верное объяснение. Однако существует немало теорий на эту тему.

Согласно одной из них, мозг в этом возрасте еще недостаточно развился для того, чтобы хранить воспоминания. По мнению же Зигмунда Фрейда, мозг ребенка просто вытесняет в подсознание воспоминания вместе с сексуальностью, которая развивается в этот ранний период становления личности. Наиболее популярная на сегодняшний день теория гласит, что в раннем возрасте мозг ребенка претерпевает структурные изменения. После рождения в мозге постоянно появляются новые клетки, которые также формируют связи с другими клетками.

Исследования показали, что возраст, к которому данный процесс замедляется, совпадает с возрастом, когда большинство людей обретает свои первые воспоминания. Интересный факт: оказывается, мозг морских свинок не подвержен тому, что мы называем детской амнезией. Ученые опытным путем убедились, что взрослые морские свинки не теряют даже самых ранних воспоминаний. Объясняют это тем, что мозг грызунов не претерпевает значительных структурных изменений в течение их жизни.

Таким образом, эти маленькие создания способны на то, что недоступно людям — помнить события из своего самого раннего детства. Вспышки памяти Этот феномен связан не столько с проблемами с памятью, сколько с тем, как наш разум обманывает нас, убеждая, что информация, которую мы запомнили, абсолютно верна. Наверняка в жизни каждого из нас есть ряд событий, которые мы помним столь же ясно, как в дни, когда эти события происходили. Кажется, что воспоминания эти ничуть не стерлись — они полны деталей, как будто бы вы пережили их сегодня.

Это могут быть грустные или счастливые воспоминания, но они настолько яркие, что их называют вспышками памяти на манер используемого в кино и литературе понятия «флешбэк». Однако самое удивительное в данном феномене то, что, в отличие от кино и литературы, эти воспоминания вовсе не такие уж и точные, как это вам порой кажется. Многочисленные исследования, в которых людей просили припомнить детали какого-то эмоционального или даже травмирующего события, произошедшего лет 10 или более назад, доказывают, что эти воспоминания точны только на 60 процентов. Однако люди, принимающие участие в подобных исследованиях, обычно уверены на все сто процентов в непогрешимости своей памяти.

Но как это происходит и почему мы обманываем сами себя, считая, что наша память лучше, чем она есть на самом деле? Одно из объяснений связано все с той же реконсолидацией памяти, о которой говорилось ранее. Когда мы «извлекаем» воспоминания из глубин своей памяти, мы не только меняем их детали; иной раз мы преувеличиваем свою роль в том событии, которое мы вспоминаем. Это заставляет нас «вспоминать» важные и яркие детали, которых не было на самом деле.

Память в жизни человека Навязчивые воспоминания Наверное, у каждого человека в его жизни происходило событие, воспоминания о котором хотелось бы стереть и никогда не вспоминать. Однако наша память устроена по-другому, поэтому мы в разные периоды своей жизни нередко возвращаемся к этому событию, испытывая ужас, гнев или другие эмоции в зависимости от того, что с нами произошло. Однако некоторых людей воспоминания о таком поступке могут преследовать чаще, чем обычно. В особо тяжелых случаях они становятся навязчивыми — человек постоянно прокручивает в голове одни и те же события, переживая тяжелые депрессивные циклы.

Наиболее травмирующие воспоминания могут приводить к повторяющимся паническим атакам.

Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство.

Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели.

Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать.

Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей.

Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга. Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии. Всё это указывает на нарушения в работе центрального процессора , который контролирует избирательное внимание. А если барахлит всё и сразу? Талантливый человек боится микробов, постоянно моет руки и избегает круглых предметов.

Об этом «Известиям» рассказал кандидат медицинских наук и семейный психотерапевт Артем Толоконин. Злоупотребление алкоголем может привести к деменции По его словам, причин для снижения памяти великое множество, но условно их можно разделить на две категории: органическая и эмоциональная. Органическая причина связана с наличием каких-либо заболеваний головного мозга, возрастных изменений или алкогольной интоксикации, вследствие которой мозг начинает плохо функционировать. Человек испытывает не только проблемы с памятью, но и трудности с коммуникацией, так как из-за хронического отравления мозг работает хуже», — предупредил Толоконин. Вторая причина забывчивости связана не с заболеваниями мозга, а с эмоциональными нарушениями. Психотерапевт отметил, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память и отсутствие концентрации.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий