Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города.
Булгарские походы
Ему вдруг случайно встретился мулла, едущий в Волжскую Булгарию. В той ситуации было уже не до религиозных принципов - католический монах с радостью согласился стать слугой, когда мулла вдруг предложил. В Поволжье Юлиан впервые увидел монголов. Несколько раз они с воинственными криками и устрашающим воем бросались на караван, но всякий раз мулла вытаскивал из-за пазухи пайцзу, и монголы расступались, пропуская телеги. В том царстве говорят в народе, что вскоре они должны стать христианами и подчиниться римской церкви, но дня, как говорят, они не знают, а слышали так от своих мудрецов", - рассказывал позднее Юлиан в донесении папе Григорию IX. В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал.
Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло. Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р.
Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их. Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь.
Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних, они знают, что те венгры произошли от них, но не знали, где они", - рассказывается в донесении. Венграм, живущим на реке Белой, уже приходилось сталкиваться с монголами, и Юлиан, послушав их, осознал, что народы Европы даже не представляют, каких масштабов беда катится на них из глубин будущей России. Юлиан понял, что обязан предупредить и короля, и всех, кто может оказаться на пути монголов, и если этого не сделает он, то не сделает никто. Источник фото: pikabu. Начал же брат обратный путь за три дня до праздника св.
Иоанна Крестителя 20 июня 1236 года , в 15 дней прошел по реке царство мордванов; это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться. Бог знает, чем мордва так обидела венгерского монаха, что он оставил о ней такой трэш-отзыв, ничем исторически не подтвержденный. Остается на его совести и сообщение о религиозной ситуации в местных землях: "Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они [мордваны-язычники] послали к князю великой Ландемерии [город Владимир] это соседняя с ними русская страна , чтобы он послал к ним священников окрестить их.
Но, во-первых, Москва в то время была лишь простой пограничной крепостью Владимиро-Суздальской Руси, а вовсе не огромным городом, о каком писал Джувейни, наверняка даже не слышавший о Москве. Во-вторых, исследователи обоснованно ползают, что речь идет все же о войне с булгарами, поскольку «русская тема» в персидских исторических сочинениях ХIII-ХIV вв. И восточные хронисты, и русские летописцы сообщают о взятии монголами булгарских городов — Булгара, Жукотина, Биляра, Кернека и других. Биляр был взят и жестоко разорен: по зультатам исследований современных археологов, столица Волжской Булгарии так и не была восстановлена, и новый город возник в трех километрах от развалин прежнего. Вероятно, именно о Биляре Лаврентьевская летопись сообщает, что «... Джувейни говорит о взятии и Булгара штурмом, но при этом не сообщает о полном истреблении его населения. Рашид ад-Дин также сообщает, что монгольские войска «дошли до города Булгара Великого... Учитывая, что впоследствии Булгар некоторое время до постройки Сарая-Бату являлся одной из резиденций правителя Улуса Джучи, можно утверждать, что Бату его не разрушал, равно как и не вырезал населения, которым собирался управлять. Источники не сообщают, кто именно из участвовавших в войне с Булгарией монгольских полководцев взял Биляр и Булгар, но есть основания полагать, что Бату лично возглавил их осаду и штурм. Ведь и захваты всех других столиц — Рязани, Владимира, Киева, Эстергома — происходили под его непосредственным руководством. Особенно характерен эпизод с Киевом: в 1239 г. Покорив Волжскую Булгарию, Бату вынужден был продолжать поход далее на Запад и потому не имел времени раниться укреплением своих позиций в новом улусе. Поэтому он оставил правителями местных династов, признавших его власть, справедливо полагая, что на данном этапе они сумеют более эффективно поддерживать новое правление, чем чиновники из числа завоевателей. Рашид ад-Дин сообщает о «тамошних эмирах Джику и Баяне», которые «изъявили покорность» и «получили милость». Похоже, что система эта продемонстрировала свою эффективность и потому сохранилась на более длительный срок: тот же Рашид ад-Дин отмечает, что «Государей тамошних называют келар, и они до сих пор существуют» труд Рашид ад-Дина создавался в начале XIV в. Иоганка Венгр, побывавший в Золотой Орде около 1320 г. Но Бату, и в дальнейшем активно привлекавший на свою сторону представителей правящей верхушки завоеванных стран, все же был далек от мысли целиком и полностью доверять им. Об этом говорит, в частности, тот факт, что в булгарских городах были снесены стены, которые потом не восстанавливались: археологи датируют обнаруженные остатки стен в городах Волжской Булгарии лишь домонгольским периодом. Вновь основанные ордынские города также возводились без стен, что стало особенностью городского Строительства Улуса Джучи по сравнению с современными государствами. По сообщению Бенедикта Поляка, «Бати выступил затем... Таким образом, за счет самих булгар Бату решил увеличить численность своей армии. Новые подданные составили часть его войска, предназначенного для вторжения в Северо-Восточную Русь. Источник: Почекаве Р. Хан, который не был ханом". Иллюстрация: Димитър Петров. Последние записи:.
Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира. И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси. Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар. Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода. И когда он был на Омуте, пришли к нему другие послы болгарские с мольбою». Кучкин считает, что «Омут - скорее всего, с. Омуцкое на р. Нерли несколько выше Суздаля. Следовательно, идя к Городцу, Юрий подымался по р. Нерли Клязьминской, а далее сворачивал на восток. Сухопутный путь связывал Городец и с Ростовом». Возле Омута Георгия Всеволодовича встретило второе посольство булгар с предложением мира. Великий князь вновь отверг предложения булгар и с владимирским войском направился в Городец. И пошли они на Городец к Васильку Константиновичу». Но запланированный поход так и не состоялся. Именно туда, в Городец, прибыло третье булгарское посольство. И именно там были достигнуты исторические соглашения. Храмцовский писал, что посольство «мольбами, унижением, всевозможными уступками и золотом купило у Юрия мир». То есть, был заключен мир на неких договоренностях, действовавших со времен Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. Приведя булгар к присяге, Георгий Всеволодович отправил в Волжскую Булгарию ответное посольство. Пудалов полагает, что и в этом детальном рассказе летописи о дипломатических перипетиях отношений Владимиро-Суздальской Руси и Волжской Булгарии присутствовал некоторый мифологический элемент. О содержании мирного договора, заключенного Юрием Всеволодовичем с Волжской Булгарией, можно лишь догадываться». Содержание соглашения, которое, несомненно, было выгодно для Владимиро-Суздальского княжества, действительно так и осталось неизвестным. Однако обоснованных догадок более чем достаточно. И все они действительно имели отношение — прямое или косвенное — к основанию Нижнего Новгорода. Филатов был категоричен, утверждая: «Главным условием мира была передача под контроль Владимиро-Суздальской Руси района слияния Оки с Волгой». Кучкин полагал: «По-видимому, одним из условий договора 1220 г. Во всяком случае, далеко не случайно то обстоятельство, что в 20-30-х годах ХIII в. С такой трактовкой содержания договора соглашается Пудалов: «Великое княжество Владимирское и Волжская Булгария должны были "управиться" о ненападении друг на друга и соблюдении границ. Недаром же заключенный договор прямо назван "миром". Договор обязательно должен был предусматривать и отказ булгар от установления анти-русского союза с мордвой — союза, который, судя по известию под 6692 г.
В течение лета 1223 г. Требовалась передышка и укрепление власти во вновь завоёванных странах. В этих условиях в Улусе Джучи создаются новые административно-территориальные подразделения — «тысячи» из покорённых народов — меркитов, найманов, кереитов , кыпчаков и канглов, а несколько позднее был сформирован корпус из йемеков-ольбури [44] [45]. Хотя походы 1221—1224 годов закончились подчинением значительного числа восточных кыпчаков, они не достигли своей главной цели. Волго-Уральский регион оставался под контролем тех, кого монголы считали «разбойниками» или «мятежниками», то есть тех, кто отказывался подчиниться Великой Монгольской империи [44] [45]. Развёртывание монголами новой кампании в Заволжье и Южном Урале было отсрочено новой войной с тангутским государством Си Ся и стягиванием всех монгольских сил на этот театр военных действий, в частности туда были направлены Субэдэй и Джэбэ с новыми корпусами из тюркских племён. У отсрочки также были внутренние причины. В 1227 году умирает Джучи, а через полгода Чингисхан. После этого происходит подготовка и проведение курултая , решающего вопросы престолонаследия. В 1229 году великим ханом провозглашается Угэдэй , а правителем Улуса Джучи становится Бату [46]. Военные действия 1229 года. Оборона Саксина [ править править код ] Тот же курултай 1229 года вынес решение принять серьёзные меры к тому, чтобы установить твёрдую власть Монгольской империи в Волго-Уральском регионе. С этой целью Угэдэй в 1229 году усилил войска Бату, послав ему в подмогу 30-тысячное войско под командованием Кокетая и Сунитая для покорения «земель кыпчаков, саксин и булгар» [45] [46]. У историков есть разногласия по поводу личностей командующих. Вместо Сунитая в ряде работ указывается Субэдей. Однако историки, непосредственно специализирующиеся на изучении военных действий монголов в Волжско-Уральском регионе, такие как Т. Оллсен [45] , И. Измайлов [46] , Р. Хаутала [47] , Я. Пилипчук [48] называют Сунитая. Более того, в биографии Субэдэя в «Юань-ши» [53] утверждается, что между 1229 и 1232 годами он находился в Китае [49]. Хаутала также отметил [47] , что Субедей принял участие в войне в Северном Китае с 1230 по 1234 годы, а также что Русский и английский переводчики Рашид ад-Дина Юрий Верховский и Вилер Тэкстон также предпочли исправить правильное указание имени Сунитея на ошибочное прочтение Субедей [54]. Семён Волин также посчитал уместным поместить аналогичное ошибочное указание в сноске к своему русскому переводу Вассафа, оставив, тем не менее, в тексте правильное прочтение имени Сунтай [55]. Укрепление власти и усиление его войск позволило Бату перейти к решению задачи захвата Заволжья и Нижнего Поволжья. В 1229 году центром сопротивления в районе Нижнего Поволжья являлся город и область Саксин, значительную часть населения которого составляли булгары и сувары. По предположению Измайлова И. В Заволжье были направлены булгарские сторожевые отряды, действовавшие вместе с ополчением Саксина и отрядами йемеков. Эти действия булгар были предприняты в ответ на поход монголов на Саксин. Это была попытка действовать на флангах монгольского войска и не дать блокировать Саксин, хотя для булгар была не характерна тактика далёкого похода в степь. Булгарские войска выдвинулись к берегам реки Яик Джаик и вступили в сражение с монголами. В конечном итоге, булгары и их союзники саксины и йемеки потерпели поражение в этом локальном бою, однако сам город Саксин монголами взят не был [58]. Осада Саксина описывается Плано Карпини [59] : … они монголы осадили один город вышеназванных Саксов и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины татар, так что те из-за машин и баллист не могли приблизиться к городу для сражения; наконец они сделали дорогу под землею и вскочили в город; и одни пытались зажечь город, а другие сражались. Жители же города назначили одну часть населения для тушения огня, а другая часть храбро сражалась с теми, которые вошли в город, и многих из них убила, а других ранила, заставляя их вернуться к своим; а сами Татары, видя, что не могут ничего сделать и что многие из них умирают, удалились от них" Поход Бату на Саксин провалился. Правитель Улуса Джучи вынужден был отступить [58]. Оборона Суммеркента Город Суммеркент , подчинённый Саксину, располагался на острове в дельте Волги и тоже оказал упорное сопротивление. Согласно Гильому Рубруку, население Суммеркента, состоявшее из аланов и сарацинов, сопротивлялось монголам восемь лет [49]. Рубрук [60] описывая дельту Волги и сравнивая её с дельтой Нила, упомянул, что здесь … находился город, по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше чем взять его татары стояли под ним 8 лет. А жили в нём Аланы и Сарацины Никаких точных дат блокады нет, но по мнению Оллсена [49] эта борьба происходила в период между 1229 годом, когда монголы начали свою новую кампанию в Волго-Уральском регионе, и 1236 годом, когда в наступление были брошены новые крупные силы. Поход на Биляр 1232 года Общая неудача предыдущих походов заставила Бату изменить тактику. Теперь основной удар был нанесен прямо на Волжскую Булгарию. Поход состоялся летом или осенью 1232 года. Единственным источником сведений об этих событиях явлчется Лаврентьевская летопись [61] : В лето 6740 1232 г. По мнению Измайлова И. Но сопротивление булгарских полевых войск и защитников крепостей не позволила монголам прорвать оборону и осадить столицу. Монголы были вынуждены отступить [62]. Сопротивление йемеков под руководством Бачмана 1229—1236 годы [ править править код ] В результате походов в Волго-Уральский регион в 1221—1224 годах монголы подчинили значительное число восточных кыпчаков. По мнению Олсена [45] в это время произошла смена власти у йемеков. Одна часть йемеков покорилась монголам и позже участвовала в их походе на Запад, другая же часть совместно с булгарами продолжала сопротивление. Поддержка булгар позволила консолидировать сопротивление йемеков [58]. Это сопротивление возглавил Бачман из рода ольбери. Неизвестно, принадлежал ли он к правящему роду ольбери или же был вождем сравнительно невысокого ранга [63]. Поздние татарские источники указывали, что родовая территория Бачмана располагалась на Ахтубе [64]. По мнению историка П. Голдмена сопротивление под руководством Бачмана началось в 1229 году [65]. Вплоть до 1236 года продолжали вести борьбу мадьяры баджгарды Южного Урала, опираясь на военную поддержку Булгарии. С учетом мощи монгольской армии, Бачманом была выбрана тактика партизанской войны, которую довольно красочно описал промонгольский историк XIII века Джувейни [66] : Так как у него не было постоянного местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день оказывался на новом месте, был как говорится, в стихе: «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножались. Где бы войска монгольские ни искали следов его , не могли отыскать его, потому что он уходил в другое место и оставался невредимым.
Булгары на Волге
- Волжская Булгария
- Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) | это... Что такое Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)?
- Поход князя Святослава на Булгар
- Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье
- Русский поход на Булгар в 1399 г.
Волжская Булгария: могущественный сосед Древней Руси
Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Поход на Запад и завоевание Волжской Булгарии (1236—1237 годы). В короткие сроки после курултая 1234 года был осуществлен сбор дополнительных налогов и начался набор войск. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским.
Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси
Один из первых русских походов на булгар был предпринят велики князем киевским Владимиром I в 985 г. В XII–XIII вв. в связи с образованием Владимиро-Суздальского княжества русские походы на Волжскую Булгарию усилились. Электроника Походы в Волжскую Булгарию 1 глава В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого 1120 поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Пoxoд нa Boлжcкyю Бyлгapию 1376. первый военный поход Андрей Боголюбского после похода Юрия Долгорукого (1120) на волжских булгар, в результате которого был взят булгарский город Бряхимов (Ибрагимов) и сожжено три других города. Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария. Походы князя Святослава Игоревича к племени вятичей Поход на Волжскую Булгарию и племена буртасов После разгрома Булгара русы начали справляться вниз по волге и разорили земли племён буртасов.
С чего начинается Булгар: как потомки Кубрат хана на Волге государство строили
Кроме того, есть основания полагать, что булгары входили в племена Гуннской империи. Первое булгарское царство было фактически объединением кочевых племён. В византийских летописях оно называется Великой Булгарией. Его территория пролегала по причерноморским и азовским степям. Создал Великую Булгарию хан Кубрат, считавшийся также византийским патрицием после договора с императором Ираклием, и прожила она только до его смерти. Его пять сыновей не смогли удержать земли отца под натиском хазаров, поскольку им не хватало сплочённости.
Сыновья хана Кубрата вошли в легенды и летописи разных народов Запада и Востока. Старший сын, Батбаян, стал данником и вассалом хазар. Войска Батбаяна не раз нападали на византийские земли, так что императору Византии пришлось просить князя Игоря Рюриковича о защите. Народ этот просуществовал около трёхсот лет, а потом, по видимости, смешался со славянскими и тюркскими соседями, так что кровь чёрных булгар могут найти в себе современным украинцы и жители юга России. Брат Батбаяна Котраг взял себе землю за Доном, но не сумел там удержаться.
Он двинулся на север, в земли поволжских финно-угров. Там со временем орда Котрага создала государство, известное как Волжская Булгария. Оно просуществовало до великого западного похода монголов. Третий брат, Аспарух, ушёл со своей ордой к низовьям Дуная. Заключив с местными славянами союз, хан выкинул с Дуная византийцев и основал Болгарское царство, известное теперь как… конечно, Болгария.
Долгое время существовало чёткое разделение среди населения царства: булгары были конными витязями и составляли нечто вроде пришлой элиты, подобно скандинавам в более северных славянских землях, славянские воины были пехотинцами. Позже границы стёрлись и крови перемешались. Хан Аспарух — один из самых популярных в Болгарии исторических персонажей, но мало кто из болгар знает, что он говорил на одном из тюркских языков. Хан Кубер, четвёртый брат, пришёл со своими людьми в Македонию.
Первые из них частично остались и слились с булгарами, часть ушла на север. Тюрки и финны были вытеснены, а оставшиеся находились в подчиненном положении. Остальным народностям булгары позволили жить на своей территории, сохранив идентичность. За право разговаривать на своем языке и жить по своим обычаям, им приходилось платить дань. Многие племена потеряли свои национальные качества.
Произошло их растворение в жителях Булгарии. Но не смогли сохранить чистоту нации и сами булгары. Позднее они сольются со сформировавшимися новыми этносами, такими как татары и чуваши. Автор Равиль Загидуллин Государство было многонациональным. Наряду с булгарами, здесь проживали значительные количества чувашей, башкир, удмуртов, вотяков, черемисов, другие малые народы. В Болгар на автобусе: групповая экскурсия Занятия и обычаи булгар Расположение государства определяло наиболее выгодные направления развития экономики Волжской Булгарии. По водному пути через Волгу лежал главный торговый путь из Каспийского моря в Европу. Стоящие на Волге города становились торговыми центрами. Земли вдоль рек были плодородны, давали обильные урожаи.
На них эффективно было заниматься земледелием. Местное население преуспело в этом. Высаживалось много видов зерновых. Часть из полученных урожаев шла на экспорт в другие страны. Покупателем зерна была и Русь, что хорошо помогало стране в голодные годы. Быстро приноровились переселенцы к новым условиям при разведении скота. Если ранее степные просторы стимулировали кочевой образ жизни, то переместившись на север булгары поняли, что здесь эффективнее оседлое хозяйствование. В новых местах разводили коров, коз, овец, птицу. А булгарские кони имели постоянный спрос иностранных покупателей.
Развитие бортничества было столь успешным, что его основы и традиции дошли до наших времен, а мед татарских и башкирских пчеловодов популярен у жителей России. Славились за пределами страны и изделия булгарских ремесленников. Здесь искусно обрабатывали камень, металл, кожу. Гончары достигли высот в изготовлении своих изделий. Оружие, повозки, орудия труда продавались в соседние страны. Перстни, изготовленные волжскими булгарами Законы и обычаи в Булгарии отличались жестокостью. За прелюбодеяние, воровство и любое убийство было смертельное наказание, которое часто приводилось в исполнение изощренными методами. Эти традиции были смягчены только после принятия новых законов уже в эпоху ислама. На заметку!
У бренда Travelata теперь легко подобрать тур с возможностью добраться до места отдыха на поезде, а не только самолетом! Чтобы воспользоваться — жмите на ссылку! Городское строительство В Волжской Булгарии строили крупные для своего времени города. Раскопки свидетельствуют о том, что было построено немало городов, в которых жила значительная часть населения. На основании раскопанных городищ, археологи отнесли города булгар к трем категориям: крупные города; замки, в которых жили феодалы; военные крепости. Данные археологов показывают, что булгары умели сооружать надежные укрепления. Их военные инженеры хорошо знали свое дело. Принцип создания укрепленного поселения был типичным для средних веков. Основная крепость укрывалась за надежными стенами с башнями и рвами.
В них были поселения правителей, знатных и богатых жителей. Между стенами главного укрепления и вторым уровнем защиты располагался внутренний город, жителями которого были купцы, удачливые ремесленники, служители церкви, деятели культуры, врачи и учителя. Здесь были хорошие дома и широкие мощеные улицы. Следующее поселение тоже имело защиту в виде валов со рвами, которые были менее надежны. Здесь селилось среднее сословие — мелкие ремесленники, торговцы. Эта часть поселения называлась «внешним городом». За последними укреплениями располагались крестьяне. У них были простые деревянные или глинобитные дома, часть жила в полуземлянках или землянках. У домов крестьян имелись хозяйственные постройки, в которых держали скотину, хранили урожай.
При угрозе вражеского нападения, загородные жители могли укрыться в защищенной части города. Для гостей и торговых караванов имелись специальные кварталы или караван-сараи с помещениями для отдыха, складами, стойлами для скота. Для своего времени крупные булгарские города были значительно комфортабельнее и благоустроеннее европейских столиц. Да и размерами они были значительно больше.
Торговля Расположение Волжской Булгарии способствовало развитию торговли. Через нее проходили торговые пути между Востоком и Западом.
В Ага Базаре, недалеко от Болгара — столицы государства, было выбрано место для проведения международной ярмарки. Булгария, находясь на перекрестке торговых путей и обладая крупными городами, которые могли предоставить возможности для расположения здесь торговцев и их товаров, стала центром, где встречались арабские и скандинавские торговцы. Обширные караван-сараи приносили немалые доходы. Хорошо пополняли казну и пошлины на ввозимые товары. Волжские булгары неплохо использовали присутствие иностранных купцов. Это способствовало развитию ремесел и сельского хозяйства.
Ведь товары за рубеж зачастую не нужно было везти. Их прямо на месте покупали заезжие гости. Религия в Волжской Булгарии Формирование государства Волжская Булгария проходило в непростой обстановке. На ее территории проживало много достаточно независимых этнических групп. Сложные отношения выстроились с Хазарским каганатом, которому приходилось платить дань. Эти факторы привели к пониманию, что успешно бороться с этими проблемами поможет принятие новой централизованной религии, взамен существующих языческих верований, которые больше выражались в форме ритуалов, но не затрагивали политическое устройство государства.
Выбирая из возможных вариантов, булгарский правитель Алмуш сын Шилки решил остановиться на исламе. Для этого были веские основания. Ислам был новой религией, набиравшей силу. Особенно привлекало то, то ислам был принят в Арабском халифате, имевшем значительное влияние. У булгар были тесные отношения с арабскими купцами. Алмуш рассчитывал, что его государство, став одной веры с халифатом, получит его защиту от хазар.
Хазары же исповедовали иудаизм, и для мусульман считались неверными. В 922 году Волжскую Булгарию посетило посольство халифата, присланное по просьбе царя булгар для наставлений в принятии ислама. Секретарь арабского посольства Ибн Фадлан оставил после этого путешествия текст, который является основным источником информации о Волжской Булгарии того времени. Первоначально ислам приняли в крупных городах. Постепенно в течение X века он распространился на всю территорию государства. Эти данные ученые получили из археологических раскопок.
Об этом свидетельствовали исследованные могильники, в которых повсеместно стали находить захоронения, проведенные с мусульманской обрядностью. Для нее были характерны: расположение тел головой на запад, немного повернутое на правый бок, лицо, обращенное в сторону Мекки, отсутствие вещей. Следует отметить, что не все население Булгарии приняло ислам. Ряд племен, из которых наиболее крупным были сувары, отказались это сделать. Они переселились на новые территории. Впоследствии здесь сформировалась нация и государство чувашей.
Они в значительной степени сохранили традиции и булгарский язык до наших дней. Чувашский язык использовался для современной расшифровки булгарских надгробий. Приняв ислам и сблизившись с багдадским халифатом, Волжская Булгария сделала значительный шаг вперед в своем развитии, получив могущественного союзника. Это помогло в становлении централизованного государства, сделало его сильным и влиятельным. Отношения с соседями Государство Волжская Булгария не являлось особенно воинственным, но имело хорошо обученную и вооруженную армию. Ближайшие соседи не были могущественнее или сильнее булгар.
Исключение составлял Хазарский каганат, дань которому приходилось платить до конца X века. Военные действия с разрозненными племенами кипчаков и йемеков, кочевавшими в степях Заволжья и Южного Урала, были успешными. В результате военных побед правителей Волжской Булгарии появлялись пленные, которых активно использовали, как рабов, на работах в булгарских хозяйствах. Пограничные отношения на западе с Киевской Русью, а впоследствии с русскими княжествами были тесные. Они не отличались стабильностью, эпоха перемирия сменялась временем военных конфликтов. Силы государств были сопоставимы, никто не хотел ввязывается в крупномасштабную войну с неизвестным исходом.
Поэтому происходили частые стычки на уровне пограничных конфликтов, в результате которых захватывалась неплохая добыча. На Руси от этого больше всех страдали Рязань, Муром и Суздаль. Достойный ответ давали и русские княжества, в результате которого захватывались булгарские города, в частности, Болгар и Ошель. До того как князь Владимир крестил Русь, послы Волжской Булгарии предлагали ему принять ислам. Известно, что князю многое понравились в исламе. Но запрет алкоголя категорически был для него неприемлем и он отверг предложение со словами «на Руси есть веселие пить и не можем без того быть».
В XI веке булгар стали донимать частые нападения разбойников-ушкуйников из Великого Новгорода. Они нанимались купцами для совершения военных нападений, которые приносили добычу. Ушкуйники были речными пиратами, от них значительно пострадал Болгар, находившийся вблизи Волги, что привело его в упадок, а столица была перенесена в Биляр. Довольно быстро новая столица превратилась в процветающий город.
В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое. Показать полностью.
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
Участившиеся набеги монголо-татар на Нижегородские земли вынудили Нижегородско-Суздальского князя Дмитрия Константиновича, в 1364 году отказавшегося от ярлыка на великое княжение в пользу Дмитрия Ивановича Московского, обратиться к последнему за помощью. В условиях окончательно обозначившегося к середине 1370-х годов «розмирия» с Мамаем Дмитрий Московский решил подчинить себе булгарские земли, контролируемые его ставленниками. За время похода, в землях волжских булгар было сожжено много сёл и перебито огромное количество людей. Хасан-хан вывел своё войско навстречу. Булгары использовали боевых верблюдов «…кони русских вой полошающе», а также «…стреляюще из луков и из самострелов арбалетов …». С городских стен по русским был открыт огонь из пушек тюфяков , «…а иные гром пущающе з града, страшаще Русское воинство».
В мероприятии примут участие руководство Республики Татарстан, делегаты из субъектов Российской Федерации, представители духовных управлений мусульман Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья, представители мусульманских общин с разных уголков страны и мусульманского мира. В рамках праздника будет организован коллективный намаз на площади у Соборной мечети и представлена яркая культурно-просветительская программа, презентована интерактивная площадка «История письменности», где расскажут о технологии производства средневековых чернил, арабской каллиграфии и других интересных фактах, будет организован праздничный концерт, а также выставка-продажа изделий мастеров народных художественных промыслов Республики Татарстан, турнир по борьбе на поясах, мастер-классы и многое другое.
На всякий случай приказав половине хашара из захваченных рабов строить пороки, он отправил остальных на быстрый штурм. И на рассвете 2 августа 1237 года 4 000 пленных мокши и 2000 воинов тумэна пошли на Сурчат, во главе с нетерпеливым Анду. Сюрприз буртасов Для Анду наконец наступил звездный час. Погнав вперед рабов с лестницами и крючьями, его воины двигались вперед под прикрытием всех стрелков тумэна.
Ответный огонь был умеренным, на стенах видимо были дрожащие крестьяне. Да и застревали стрелы в живом щите хашара. Но затем пошли сюрпризы. Его десятки стали проваливаться в скрытые ямы и умирать на кольях, распарывая себя и коней. Подходы к стене оказались заваленными лесом, и когда атакующие сбивались в узких проходах, на них летели камни и рой стрел буртасов. Баррикады оказались пропитанным нефтью, зажимая и сжигая его воинов стеной огня.
Обороной руководит славный багатур - только и успел подумать Анду. Как его с конем насквозь пригвоздила к земле метровая стрела русского самострела. Ярость Кюльхана Кюльхан был в ярости. Простой штурм города дикарей нанес ему больше урона чем весь булгарский поход. Мало того что его нукеры гибли, потеряв живой щит хашара и зажатые между валом и пылающей нефтью. Так еще племянник погиб в этой глупой атаке.
Теперь ларкашкаши Бату его просто засмеет. Буртасы имели умелого хана и нукеров в этой деревне. Откуда-то в этом дремучем лесу у них оказался свой манджаник и стрелометы. Единый Бог-Тенгри в этот поход решил просто отвернуться от меня. Придется напрячься всей мощью, чтобы закончить этот позор как можно быстрей Кюльхан прекратил штурм и приказал бить пороками. Хашар двинул манджаники и стрелометы на дистанцию выстрела.
И опять провалился в ловушки. Еще 2 часа потребовалось чтобы засыпать их. Потеряв 1 порок, к вечеру монголы стали закидывать деревянный Сурчат огнем и камнями. Последний бой Волжской Булгарии Последний город булгар на Суре в Пензенской области храбро встретил татарский тумэн на русской границе Шансы Кирмэн Буляртай взвешивал шансы. Все его задумки сработали, перед стенами Сурчата лежали сотни монгол и рабов хашара, которых пустили первыми. В ямах на кольях, на догорающих катау стонали раненые и обоженные.
Самострелы и яу таган стали сюрпизом для монголов, его кавэсы насадили на тяжелую стрелу и знатного монгола, командовавшего штурмом. Штурм был сорван. Но он дался дорого и монголов оставалось слишком много. Небольшое разномастное войско на стенах Сурчата поредело от монгольских стрелков. Теперь заработали и монгольские пороки, разбивая и сжигая деревянный город. С вечера глыбы и горшки с нефтью расшибали бревна башен и стен.
Стены не были рассчитаны на них. Не было таких врагов у буртасов раньше. Теперь разрушение стены - это дело времени, вслух подумал Буляртай. И его слова зависли в тяжелом воздухе военного совета Но надо держаться, монголы обложили прижатый к реке Сурчат с 3-х сторон. Монголы не пощадят пленных. Уйти некуда, надо держаться и молить Аллаха о помощи.
А может, придет армия эмира или улугбэка? Но видимо, нет... До конца В зареве пожара на площади масжиди Жами собрались все 3000 гарнизона. От элитных конных гвардейцев - джандаров до простых игенчей с вилами. Лица, покрытые копотью и неистовым напряжением сил. Но страха - не было.
Вперед вышел кирмэн. Мы останемся на земле предков и уйдем к ним после смерти!
Вполне возможно, территория Среднего Поволжья была освоена огурскими племенами ещё ранее. В любом случае, оседлый характер хозяйствования волжских болгар свидетельствует об интенсивных контактах с земледельцами Евразии. Персидские и арабские хронисты Х в.
Неизвестный персоязычный автор географического трактата «Худуд ал-Алам» так описывает отношения внутри государства: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг другу друзьями». Непонятно, являются ли эти этнические компоненты «племенами», или «союзами племён». Скорее всего, болгары вышли победителями в вышеупомянутой борьбе, а остальные племена попали в зависимое от них положение. Сами же болгары сформировали политическую и военную элиту молодого государства. Нумизматический материал свидетельствует, что в 930-940 гг.
Болгария состояла из двух возможно, независимых владений — собственно Болгарский и Суварский эмираты. Позднее Сувар в качестве административно-территориальной единицы входит в состав Волжской Болгарии, что означает становление единого государства. До VIII в. Из свидетельств путешественника Ибн-Фадлана Х в. Принятие ислама произошло относительно безболезненно, ведь среди населения были сильны позиции единобожия.
Государство имело сложную, до конца не определённую структуру. Правитель болгар назывался ильтебер, малик царь Булгара. Титулатура выдаёт зависимость Волжской Болгарии от Хазарского Каганата. Власть правителя основывалась на праве владения землей. Среди болгарской знати также выделяются «куввады» «предводители».
Это высший слой служилой дружинной знати, которая выполняла командные и управленческие функции. Первой столицей государства был Болгар ныне город вновь носит такое же название , располагавшийся в 140 км от современной Казани. Также источники называют другие крупные города — Биляр в XII в. Расцвет государства приходится на XI в. Строятся города, развивается ремесленное производство, расцветает торговля вплоть до Скандинавии.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376)
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) — Поход на Волжскую Булгарию 1376 Монголо-татарское иго Дата 1376 года Место Волжская Булгария Итог Победа русского войска Стороны Московское княжество Волжская Булгария Командующие Дмитрий Боброк, Василий Кирдяпа. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Походы русских против булгар Один из первых походов на государство Волжская Булгария предпринял князь Владимир Святославович в 985 году. В течение X столетия Киевская Русь организовала четыре военных похода на Волжскую Булгарию в 977, 985, 994 и 997 гг. Ответных действий булгары не предпринимали.
Содержание
- Содержание
- Падение Волжской Булгарии. Краткая хроника
- Предыстория государства
- Волжская Булгария. Загадка пропавшего царства