Один из вариантов повысить престиж работы учителя и привлечь к работе в школах педагогов – это улучшить их материальное положение.
В ГД предложили ввести надбавку учителям за выслугу лет до 120% от оклада
Новости и отчёты чиновников об индексации зарплат учителей, как и всех бюджетников, поступают ежегодно. В очередной раз доходы педагогов должны были вырасти в январе, в том числе за счёт повышения МРОТ. Зарплату учителей повысят до 2,5 МРОТ в 2024 году. В первую очередь повышение зарплаты в 2024 году коснется работников образования, медиков и работников культуры.
В России повысят зарплаты бюджетникам
Так, за нагрудный знак «Отличник физической культуры» дополнительно к зарплате полагается 1600 рублей. Молодые специалисты образовательных учреждений получат повышенную оплату труда. При этом возраст в статусе «молодой специалист» изменили — теперь он достиг 35 лет. Появится надбавка в 3 тысячи рублей и у студентов, получающих среднее или высшее профессиональное образование, которые заблаговременно заключили трудовой договор по установленному перечню должностей. Разовые компенсационные выплаты появятся за дополнительные функции: руководство школьным театром — 2 тысячи рублей;сопровождение при подвозе детей;деятельность мобильной антикризисной бригады — 190 рублей в час;руководство школьным музеем — с 1100 до 3 тысяч рублей.
Однако непосредственно система начислений обязана быть унитарной, это позволит сделать ее справедливее. Мнение подавляющей части работников образовательной сферы одинаковое — действующую систему оплаты труда надо менять, так как она несправедлива. Главные ее недостатки — нехватка гибкости, прозрачности, невозможность учета разнообразных рабочих моментов. Вносимые изменения и новые варианты взаимодействия с учениками и их родителями, опекунами или представителями увеличивают нагрузку на педагогов, а при ЕТС заработок остается прежним, так как эти моменты сейчас не учитывают при определении размера начислений. А от того, сколько получает учитель и насколько он доволен своей зарплатой, зависит и качество образовательного процесса.
Поэтому и НСОТ должна стать тем инструментом, который улучшит текущую ситуацию. Однако, согласно различным опросам, подавляющая часть педагогов настроена пессимистично. Так, очень многие учителя не рассчитывают на существенное повышение оплаты их труда в ближайшее время. Андрей Петрович Активный пользователь портала государственных услуг Оцените автора.
А, например, в таком городе как Екатеринбург учителя высшей категории берут нагрузку в 30 часов, чтобы заработать 22 тысячи рублей в месяц. Это же не работа — это халтура, получается. И не потому, что они такие жадные. Просто, цены везде одинаковые, что в Москве, что в Екатеринбурге.
А зарплаты — разные. В этой ситуации, надо и правда серьезно пересматривать систему оплаты труда учителей. В Москве еще очень трудно устроиться в школу, много желающих. Сейчас в педагогические вузы идут стобалльники по ЕГЭ. Нет больше такой ситуации, над которой издевались в советские годы, мол, «ума нет, иди в пед». Специалисты пошли в учителя в Москве. Например, человек работал в банке, финансовую подушку себе там заработал, получил второе высшее образование и пришел в школу. У меня есть такие учителя, и в чем их ценность: человек не только теорию дает, он изнутри знает и может показать, как работает, как устроена банковская система.
И это тоже целиком вопрос оплаты труда, уравнивания зарплат, чтобы такое происходило повсеместно.
Отмечу также, что современная образовательная среда создана во всех педагогических вузах», — сообщил Сергей Кравцов. Он обратил внимание на то, что для педагогов организованы программы повышения квалификации, проведена работа по методическому сопровождению внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и единых федеральных программ и педагогам предложен единый комплект программно-методических документов. Это позволит синхронизировать организацию процесса освоения образовательной программы. Кроме того, создан портал «Единое содержание общего образования», на котором размещается самая актуальная информация количество пользователей этого портала — более 3 млн человек. Для удобства педагогов и образовательных команд школ разработаны онлайн-сервисы — конструкторы по созданию рабочих программ и учебных планов, в которых уже создано более 1 млн программ. Заместитель Министра просвещения Российской Федерации Татьяна Васильева сообщила, что педагогическое образование остается одним из самых популярных направлений у абитуриентов: в прошлом году в педуниверситеты было подано порядка 370 тысяч заявлений.
Зарплата учителей в 2024 году
В Госдуме, несмотря на разъяснения оренбургских властей, критикуют слова местного министра Алексея Пахомова про зарплаты учителям, в частности, с РИА Новости, 09.11.2023. Из выделенных средств более 10,3 млрд рублей будет направлено на повышение зарплаты работников образовательных учреждений и свыше 9 млрд рублей – научных. Повышение заработных плат учителей важно с нескольких точек зрения, пояснил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. В Год педагога и наставника в регионе планируется введение новых доплат педагогическим работникам, в том числе начинают действовать новые квалификационные категории, такие как "педагог-наставник" и "педагог-методист". Повышение заработных плат учителей важно с нескольких точек зрения, пояснил директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
Депутат Госдумы Смолин спросил у Правительства про низкие зарплаты учителей. И вот что ему ответили
Это касается и английского, и других предметов. Я не вижу смысла до такой степени все непрерывно проверять; надо накапливать язык и практиковать формат параллельно, потом написать один пробный экзамен, разобрать ошибки, отработать их и идти подготовленным на экзамен. Чтобы не вдаваться в панику, я со своими детьми продолжаю смотреть фильмы, читать книги, обсуждать их, писать творческие работы — чтобы рука была готова писать не только по шаблону. Хочу, чтобы дети умели выражать свои мысли, чтобы у них была привычка говорить на разные темы. Но и, безусловно, мы продолжаем делать разные упражнения, которые в результате нас к ЕГЭ и выведут. Я по-прежнему ставлю цель, чтобы дети учили язык и получали от него удовольствие. В новом году мы бы с удовольствием поехали в Англию, если бы внешние обстоятельства изменились. Я очень хотела бы вновь принимать кембриджские экзамены сама. Большая мечта, чтобы дети сдавали в России настоящие экзамены и учили язык не только ради языка, а ради того, чтобы общаться и познавать мир. Долгопрудный, Московская область : — Учебники по географии у нас фактически те же самые.
Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет. Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают. Мои лекции всегда шире учебника. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано. Самая населенная страна мира? Нет, не Китай.
Буквально недавно ей стала Индия, но в учебнике про это тоже ничего не сказано. Учебнику сложно догнать такие вещи, здесь вопрос в том, насколько их догоняет учитель. Расстраивает меня другое. Мне не нравится расфокусировка детей. Я преподаю в 5—7-х классах. Чем в классе меньше народа, тем внимательнее тебя слушают. Но в больших классах дети за последними партами уже не с тобой, особенно младшие. Проблема с телефонами. То, что сейчас принят закон, который запрещает их использовать на уроках, в целом правильно, потому что — банально — дети переписываются или в них играют.
Наступает контрольная. Я же не буду сочинять 20 вариантов, я сочиню два-три. Классов много, они перефотографируют, пошлют дальше. На контрольных я всегда готов пойти навстречу: они не поняли один вопрос — я им скажу, в каком направлении думать. Но вместо этого я вынужден работать тюремщиком: бегать по рядам и отнимать эти телефоны. И сами дети заняты тем, как бы им быстро и незаметно списать, а не тем, как порассуждать и откинуть неверный вариант. Я работаю с энтузиазмом и вижу, что все учителя, которые задержались в профессии, тоже больше энтузиасты. Те деньги, которые нам платят, несовместимы с тем, что мы вкладываем, а кроме нагрузки всегда падают какие-нибудь курсы повышения квалификации. Меня на них тоже отправляли, в названии была какая-то сложная аббревиатура: ФГОС — а дальше много букв.
Я не смог это запомнить, но должен был прослушать 30 часов за две недели. А еще надо было решить тесты, сделать практикумы. Дмитрий Славин. Фото: Жанна Фашаян Я увидел, сколько времени это занимает, и ужаснулся, притом что я сделал все сильно-сильно спустя рукава. Мне как географу и учителю было бы полезнее с классом пойти на лекцию к Федору Конюхову, отвести детей в музей кочевой культуры или в поход, чем в одиночку сидеть и слушать что-то онлайн. К концу учебного года я, как и многие коллеги, подхожу с большой усталостью, но не только. В нашей школе замечательные дети, они одаривают своим вниманием, интересом, добиваются успехов на интеллектуальных играх, которые я у них веду, — смотришь и радуешься. Начальная школа. Мы начали работать по новым ФГОСам.
Немного изменились учебники, материал чуть-чуть усложнился, какие-то темы из третьего класса, например, добавили во второй. Если раньше во втором классе мы проходили таблицу умножения только на 2-3, то теперь мы должны ее пройти полностью. И в русский язык добавили новые темы — например, состав слова полностью, а раньше мы его проходили на год позже. В чтение включили некоторые новые произведения, а некоторые убрали. Думаю, рано делать выводы о том, хорошо это или плохо. Мне непривычно. Я 11 лет работал по одной и той же программе, так что пока перестраиваюсь. Год педагога и наставника как-то пролетел мимо нас. Говорили, что для учителей будет льготная ипотека, что документально будет закреплен «неприкосновенный» статус учителя как он бывает нужен в общении с родителями!
Но, кроме конкурсов, форумов и семинаров, лично я никаких изменений не заметил, проблемы у учителей начальной школы остались те же: администрация, зарплаты, родители, работа со сложными детьми. Кирилл Арефьев. Фото: из личного архива В этом году, мне кажется, все были заняты учителями-блогерами при Минпросвещения. На мой взгляд, не хватает внимания к другим, обычным учителям.
Устроены официально, оказывается ТК позволяет теперь делать всё, что хочется. Пенсия не индексируется, так как я работаю. Не представляю как и на что живут не работающие пенсионеры. Я работаю, пенсия не минимальная, но денег для нормальной, средненький такой жизни уже не хватает. Маааленький ремонт, замена сломанной техники, новое пальто, постельное белье и так по мелочи, становится у нас в России праздником. Путин сообщил россиянам о росте их зарплат двузначными темпами Путин рассказал о росте ВВП и призвал индексировать зарплаты бюджетников вовремя Президент РФ Владимир Путин в ходе совещания по экономическим вопросам объявил об успехах российской экономики последнего года. Среди прочего, он заявил о росте реальных зарплат в стране. Он подчеркнул, что следует своевременно индексировать зарплаты в бюджетной сфере. Растут и нефтегазовые доходы, притом существенно, отметил он. Таким образом, этот рост полностью отыграет прошлогоднее снижение», — сказал президент. В лидерах, по его словам, обрабатывающая промышленность, строительство и розничная торговля. Это позитивно влияет и на состояние рынка труда. Подчеркиваю, это среднее значение и в разных случаях, по разным секторам, в разных регионах это по-разному смотрится, но тем не менее в среднем такой рост есть и, повторю, именно в реальном выражении», — сказал Путин. По его оценке, результат хороший, даже «выше ожиданий и предварительных расчетов». При этом президент обратил внимание кабинета министров на зарплаты бюджетников. Мы понимаем, из бюджетной сферы люди будут уходить. Нужно своевременно их индексировать, эти заработные платы», — поручил глава государства. Рост инфляции он назвал одним из главных рисков социально-экономического развития страны. Важно сохранить ценовую стабильность нашей экономики, обеспечить баланс спроса и предложения», — заявил Путин. Он поручил правительству заняться этим вопросом, в том числе «способствовать максимальному расширению производства товаров и услуг, расшивке так называемых узких мест в логистике, энергетике, реальном секторе и так далее». В целом, по оценке президента, отечественный бизнес «работает уверенно, устойчиво, успешно преодолевает возникающие трудности». Он напомнил, что именно такую задачу власти и ставили перед собой, формулируя подходы к экономической политике. Наряду с хорошей динамикой в обрабатывающих отраслях все это указывает на укрепление реального сектора, расширение отечественного производственного бизнеса», — отметил глава государства. Он также сообщил о сокращении дефицита федерального бюджета — во втором квартале он составил 510 миллиардов рублей, а в целом за январь — июнь — 2,6 триллиона рублей. Напомню, что изначально при составлении бюджета прогнозировался дефицит в два процента ВВП», — добавил президент. Путин напомнил свой тезис на Петербургском международном экономическом форуме: важнейшая задача сейчас — развитие экономики предложения.
Мы часто говорим об едином образовательном пространстве. Если, допустим, папа какого-то ребенка переехал из Москвы на Дальний Восток, школьник не должен оказаться в ситуации, когда вся программа обучения у него рассыпается, потому что в одном городе она одна, а в другом — другая. Но единая система образования предполагает и единую оплату. Сегодня, к сожалению, уровень оплаты определяют регионы. И разница очень большая. Вот, например, если я заплачу своему учителю меньше 90 тысяч, меня просто снимут с работы в Москве. А уже в Подмосковье уровень оплаты учителя ниже. А, например, в таком городе как Екатеринбург учителя высшей категории берут нагрузку в 30 часов, чтобы заработать 22 тысячи рублей в месяц. Это же не работа — это халтура, получается. И не потому, что они такие жадные. Просто, цены везде одинаковые, что в Москве, что в Екатеринбурге. А зарплаты — разные. В этой ситуации, надо и правда серьезно пересматривать систему оплаты труда учителей.
Смолин настаивает на том, чтобы присутствовал кто-то из Министерства финансов. Согласно этому документу, теперь размер учительского оклада в нашем регионе составляет 10 550 рублей. А еще раньше мы рассказывали, что в Омске начали собирать подписи за повышение зарплат педагогов и работников культуры. Заработная плата учителей в Омске действительно остается довольно низкой. К примеру, в омские школы ищут преподавателей русского языка и литературы на зарплату от 16 до 40 тысяч, а в столице им предлагают от 80 тысяч рублей.
Повышение зарплаты учителям в 2023 году
Более 10,3 млрд направят на повышение зарплаты работников образовательных учреждений и свыше 9 млрд — научных. Новости Минпросвещения России. Повышение квалификации. Что же касается повышения зарплат. На данный момент зарплата педагогов муниципальных учреждений должна быть не менее средней зарплаты учителя по региону. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.11.2023 № 829 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений.
Названо, когда и насколько вырастут зарплаты учителей
А если говорить еще откровеннее, то доказать, что ты достоин доплат учителю крайне тяжело, а в ряде регионов и просто невозможно, зато получить «вычет» можно просто в компании с коллегами. Напомним, что с 1 января 2023 года запланировано повышение МРОТ до 16 242 рублей, а это значит, что оплата труда не может быть меньше установленной суммы. Кроме того известно, что в мае нынешнего года России началось внедрение новой системы начисления зарплат учителям. Экспериментально изменения принципа начисления зарплат интегрировали в систему пяти регионов России: Ярославской, Сахалинской, Нижегородской, Белгородской областей и Мордовии. Продлится зарплатный эксперимент до 30 мая следующего года. Оставшаяся треть — это оплата дополнительной работы, особых условий труда и другие надбавки.
При этом базовая часть учительского оклада будет жестко привязана к экономическим показателям региона и «голая ставка» не будет ниже прожиточного минимума. Правда, тут в очередной раз нужно отметить, что во всех новых схемах нужно сократить возможности влияния на них ответственных чиновников, которые естественно будут стремится минимизировать выплаты.
Регионы размещают список актуальных вакансий, требования к претенденту по каждой из них и дополнительную информацию для своей территории. Анкета кандидата проходит экспертную оценку, по результатам которой формируется балльный рейтинг участника. При отборе учитывают: достижения в научной и профессиональной сфере;.
Согласно этому документу, теперь размер учительского оклада в нашем регионе составляет 10 550 рублей. А еще раньше мы рассказывали, что в Омске начали собирать подписи за повышение зарплат педагогов и работников культуры. Заработная плата учителей в Омске действительно остается довольно низкой.
К примеру, в омские школы ищут преподавателей русского языка и литературы на зарплату от 16 до 40 тысяч, а в столице им предлагают от 80 тысяч рублей. О причинах такой ощутимой разницы в разрыве зарплат мы ранее спрашивали у губернатора Омской области Виталия Хоценко.
А это сказывается на потенциале всего региона. Нет грамотных людей — нет экономического роста. Надо шире задействовать федеральные программы, использовать опыт образовательных площадок вроде «Сириуса». И еще Путин предложил активнее привлекать ветеранов СВО к патриотическому воспитанию молодежи. Говоря о роли педагогов и наставников, Путин подразумевал не только школьное образование. Молодые ученые, инженеры, рабочие тоже нуждаются в учителях из числа более опытных коллег. Владимир Путин: «В Калужской области наставничество на производстве сыграло ключевую роль в ускоренной подготовке кадров, что в свою очередь обеспечило мощный промышленный подъём региона, позволило с нуля фактически построить десятки предприятий, получить дополнительные ресурсы для развития социальной сферы.
И такой опыт должен внедряться повсеместно, по всей стране».