Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. Параллельную историю рассказывают «Эпизоды», составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Одним из самых любимых учеников мастерской Репина был Исаак Бродский, который привлек его внимание своим упорством и одержимостью искусством. Ученики отмечали в своих воспоминаниях молодую энергию, страстность, безмерную любовь к жизни и искусству, которой заражал их Репин.
Презентация «Санкт-Петербургская академия художеств им. Ильи Репина: ученики и наставники»
Ученик Репина Михаил Вербов рассказывал, что Антон Комашка «обладал феноменальной способностью копировать, мазок в мазок. Репин был педагогом, будучи профессором Академии художеств, он подготовил целую плеяду выдающихся русских художников, в целом у него было более 150 учеников. Ученики смотрели на него восхищенно. Репин написал второй, уточненный эскиз картины, Николай II утвердил его.
Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными». Ксения НовохатькоАвтор концепции и куратор выставки «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» «Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана нами как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение. Из сопровождающих картины воспоминаний, метких цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый посетитель сможет сам сложить свое понимание, какой он — мастер Репин», — прокомментировала директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. На обложке: портрет И. Этюд, Б.
Многие картины представлены зрителям впервые. В грандиозном проекте Академии принимают участие 20 ведущих музеев и частных коллекций со всей страны, щедро предоставивших произведения первой величины. Напомним, что Ульяновский художественный музей и Академию связывает давнее сотрудничество.
Первая выставка «Мастер и ученик» тогда еще Московской школы акварели С. Андрияки прошла в 2005 году в Ульяновске.
Выставка продлится до 28 июля. Фото: Арман Тадевосян. Пресс-служба музея «Новый Иерусалим». Последние записи:.
Дмитриева-Кавказского, Л. Овсянникова, А. Пятигорского, репродуцировавших в технике офорта прославленные живописные полотна Репина — «Бурлаки на Волге» 1873 года, «Иван Грозный и сын его Иван» 1885 года, «Не ждали» 1888 года, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» 1891 года. Это позволяет вглядеться в знаменитые композиции Репина, осознать их непреходящую ценность. У Репина было более 150 учеников. Серова, одного из его любимейших учеников; работы Б.
Один день Ильи Репина в Академии художеств
Пушкина, приуроченная к 175-летию со дня рождения великого русского художника И. Репина, посвящена на первый взгляд локальной, но очень важной для художников теме — постижению образа поэта и его творчества. На выставке можно познакомиться с широко известными произведениями Репина: «Пушкин на берегу Черного моря» 1887, совместно с И. Айвазовским , знаменитой картиной «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» и живописным эскизом к ней 1911 , полотном «Дон Жуан и донна Анна» 1889 , иллюстрациями к роману в стихах «Евгений Онегин» — сценой дуэли Онегина с Ленским, выполненной акварелью 1899 и в технике живописи 1901 , а также с репинскими рисунками «Пушкин у Карла Брюллова» и ростовым этюдом фигуры поэта.
Пo коридopy вo тьмe я добираюсь дo гардеробной, гдe ужe толкаются ретивыe ученики, нe желающиe пропустить ни одной минуты в рисовальном клacce от пяти дo семи часов, покa продолжается клacc. У двери, покa её отворят, самыe прилежныe стоят ужe, прижавшись к ней, чтобы первыми войти к своим номерным местам. Дождались: занял и я послe другиx какoe-тo местo — ужe послe 150 номеров. Стоялa головa Александpa Севepa. Ученики вcex трёx классов, разместившись нa круглыx амфитеатpax поднимающихся скамеек, сидели полныx двa чaca так тиxo, чтo отчётливo был слышен толькo скрип карандашей нy точнo кузнечики трещат , дa развe шумели, когдa ктo-нибудь вместo тряпки стряхивал c рисункa уголь своим жe кашнe c собственной шеи.
Фото: А. Ещё бы! Полон счастья и теплa, вдыхая свежесть улицы, я выхожy нa воздyx. Вот дивный день: от семи часов утpa и дo семи вечepa я был так полнo и так разнообразнo занят любимыми предметами. И ведь сыт совершеннo; нo, конечнo, y себя теперь я будy упиваться чаем и прикусывать поджаристыми чёрными ломтями, которыe, надеюсь, милая старушкa согреет мнe в какой-нибудь печкe; a если нет, тo ведь иx можнo положить нa самоварчик, и они мигом нагреваются и будут аппетитнo хрустеть нa зубax…» Источник: Илья Репин, «Далёкое близкое». К тому моменту, когда он начал писать мемуары, с той поры прошло около 30 лет, к печати их подготовили только в 1915 году, а выпустили и вовсе в 1937-м, уже после смерти автора. Редактором и автором предисловия к книге стал Корней Чуковский — он был другом художника и его соседом в знаменитой Куоккале. Чуковский отмечал в предисловии, что воспоминания Репина в известной степени «беллетристичны»: описывая любой эпизод, автор всегда придавал ему некую «сценичность» и завершённость.
Так, картина нищего студента-провинциала, жадно пьющего чай с сухарями, будто написана кистью художника-передвижника. С одной стороны, этот сюжет вполне реалистичен, с другой — до предела драматизирован, что было свойственно Репину и его знаменитым бытовым сценам в живописи.
Настоящей жемчужиной Комплекса является восхитительная коллекция Музея акварели, при просмотре которой можно еще и познакомиться с техникой работы художников Анна Г.
Отзыв на Яндексе Прежде всего, скажу, что здание Академии красивое и огромное, в усадебном стиле. Парадный зал с мощными сфинксами и монументальными скульптурами. Перед входом на выставку — еще одна выставка — работы росписи по керамике и фарфору студентов Академии.
Тоже очень интересно и изящно. Марина В. Отзыв на Афиша.
Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Обращаясь к студентам, он говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру».
Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Билибин, И. Грабарь, Д.
Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. А Малявин, А.
Выставка «Репин. Наследие. Ученики»
Эпизоды из жизни учителя и учеников» открылась 29 февраля в музее «Новый Иерусалим». пал жертвой, попав в беспощадную мясорубку сталинских репрессий 30-х годов. Вера Репина выросла увлекающейся и творческой личностью, однако быстрая смена увлечений и безотказность со стороны отца не привели к успехам на выбранной ею театральной стезе. художников Серова, Кустодиева, Куликова и других. Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством. Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин – его ученики и друзья» открылась в эту пятницу в Мемориальной мастерской Пантелеева.
В Ярославле открылась выставка "Илья Ефимович Репин и ученики"
Много лет Репин посвятил преподаванию в Академии художеств и в студии М.К. Тенишевой — у него было около двухсот учеников. Именно этих учеников Репин привлек для работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Аннотация к книге "Репин и его знаменитые ученики". Еще при жизни реальный Репин превратился в фигуру мифологическую. Работы студентов академии живописи, скульптуры и архитектуры им И. Е. Репина. продажа с быстрой доставкой по всей России. Эта картина — правительственный заказ, над которым Репин работал с помощью своих учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова.
Выставка живописи и графики «Илья Ефимович Репин, его ученики и друзья» откроется в Вологде
Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. А Малявин, А. Остроумова-Лебедева, К. Сомов, Н. Фешин и другие.
Одним из самых любимых учеников Репина стал Исаак Бродский, который привлек его внимание незаурядными способностями, упорством и одержимостью искусством.
Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. Малявин, А. Остроумова-Лебедева, К.
Савицкого Отдельные истории посвящены взаимоотношениям Репина и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина. Так, выставка предоставляет возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки. Фото Валентин Серов. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Чуковского», 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Фото Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Здесь ранние работы Репина соседствуют с полотнами Щербиновского, Шмарова и Грабаря, а поздние — с творчеством Малявина, Явленского и Савинова.
Павел Шмаров. Музей русского импрессионизма. Фото Филипп Малявин. Собрание Владимира Чеканова.
Репину 19. Скрипника и командующего войсками Украинского военного округа И. Он отправил несколько фотографий своих работ в «Пенаты», например, фотографию портрета юноши 1929 года с дарственной надписью «Дорогому Илье Ефимовичу Репину». Юрию Ильичу он сообщил, что имеет хорошие отзывы в печати о своих работах, а этот портрет приобретен Украинской государственной галереей. Юноша на портрете, романтик и строитель новой жизни, внешне напоминает самого Комашку, а условный пейзаж с заводскими корпусами заимствован с агитационного фарфора. Несколько лет Комашка работал над полотном «В штабе Первой Конной армии» 1932, местонахождение неизвестно , используя созданные им во время Гражданской войны зарисовки бойцов и командиров. Это групповой портрет, на котором изображены командующий Первой Конной С. Буденный, члены Реввоенсовета К. Ворошилов, Е. Щаденко и С.
Минин, командиры дивизий С. Тимошено и О. Городовиков, начальник полевого штаба С. Зотов, комбриги Н. Ракитин и В. На композицию картины повлияла работа В. Шухаева «Полк на позициях» 1917, ГРМ. Подражая монументальной живописи «бойчукистов», Комашка попытался стилизовать полотно под старую фреску, но обнаружил недостаток академического образования. К этому произведению подходит фраза Чуковского из письма Репину 12. К этому историческому событию Комашка приурочил создание галереи портретов рабочих-ударников строительства завода.
Портреты получили высокую оценку наркома просвещения Украины Н. Скрипника, а также известных художников И. Бродского, В. Сварога, Е. Лансере, Ф. Кричевского и стали вершиной творчества А. Комашки, поскольку точно и лаконично отразили эпоху первой пятилетки. Выразительные лица рабочих словно иллюстрировали роман Н. Островского «Как закалялась сталь», написанный примерно в то же время. Вскоре несколько работ Комашки из серии «ХТЗ» подверглись язвительной критике за их несоответствие новому этапу построения социализма.
В газете «Комсомолец Украины» была напечатана статья «Бомбы в Олимп» 16. Это же старый алкоголик и кокаинист, кандидат на Сабурову дачу», «Разве это энтузиаст от строительства? Это же громила, злодей, с которым страшно встретится в темном переулке». Так официальная критика стала отзываться на прямолинейное без идеализации изображение советского человека. Критически относился к творчеству Антона Комашки и Митрофан Фёдоров. Репину он писал: «Вы спрашиваете, что он представляет собою в художественном отношении. В 1929 году в письме Юрию Репину Фёдоров выразил надежду на то, что Комашка «может перейти в разряд обыкновенных смертных, то есть будет лишен тех огромных полномочий, какими он по своему положению «партийного» пользуется сейчас». Предположение Митрофана Фёдорова сбылось. В 1932 году Комашка был отстранен от должности ректора Харьковского института, а в следующем году и от педагогической деятельности. Комашка видел Андреева лишь однажды в Москве, а для работы использовал фотографию.
В результате портрет из-за несходства с оригиналом был забракован экспертной комиссией, в состав которой входили известные художники Ф. Кричевский и А. Но главную роль в отклонении портрета сыграл упомянутый выше Лев Ципман. В 1934 году на Украине вышел альманах «Образотворче мистецтво», где критика в адрес Комашки переросла в настоящий погром. Его обвинили в том, что украинские художники не приняли участие в грандиозной выставке «15 лет РККА» Москва, Ленинград, 1933. Говорили о том, что Комашка получил письмо из Реввоенсовета СССР, в котором шла речь о готовящейся выставке, но скрыл его от своих коллег, поскольку на эту выставку отказались взять его собственную картину. В довершении всего на страницах альманаха ставилось под сомнение, имеет ли право Комашка вообще называть себя художником. Комашко дуже погано малюэ i дуже богато про себе думаэ», - писал украинский критик А. Отстранение Комашки от ректорства было связано со знаменитым постановлением ЦК ВКП б от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», вслед за которым последовал роспуск всех художественных объединений и учрежден Союз советских художников, ядром которого стала АХРР. Тогда острой критике подверглись ассоциации пролетарских художников за насаждение грубого администрирования и нигилизм.
В Большой Советской Энциклопедии Т. Комашка и др. Критика в адрес Антона Комашки за «дегенеративный облик» изображенных им ударников продолжалась не одно десятилетие. Вот текст 1956 года, где упоминается возглавляемая им в прошлом ассоциация ВУАПМИТ: «Антинародная политика руководства этой организации принесла много вреда украинскому изобразительному искусству. Достаточно вспомнить портреты ударников строительства Харьковского тракторного завода работы А. Комашко, извращавшие образы передовых людей и вызвавшие возмущение общественности и прессы». В мае 1934 года, работая художником на Электромеханическом заводе им. Сталина, он отправил письмо И. Бродскому, который возглавил Всероссийскую Академию художеств. Комашка поздравил последнего с присвоением высокой правительственной награды — орденом В.
Ленина и напомнил о себе: «Верьте, Исаак Израилевич, что мне всегда было очень дорого Ваше внимание ко мне и те оценки, какие Вы давали моим работам, особенно потому, что Вы это начали с «Пенат», когда я, начинающий, ученик делился восхищенно о Ваших работах с чудесным прекрасным нашим Ильей Ефимовичем. Бродский пригласил Комашку на курсы повышения квалификации при Академии художеств. Оказавшись в положении «гонимого», Комашка принял приглашение с нескрываемой радостью. Харьков он покинул в трагический период в истории Украины. Расцвет украинской культуры 1920-х гг. В июле того же года после обвинения в националистическом уклоне он покончил жизнь самоубийством. Началась волна репрессий, жертвами которой стали многие видные деятели украинской культуры. С октября 1934 года до июля 1935 года Комашка занимался в Академии на живописном факультете в мастерской И. После того, как Бродский возглавил Академию, базой художественного образования в СССР стало возвращение к традициям реализма и изучение классического наследия. Классическим представителем соцреализма он так и не стал, но получил диплом о высшем образовании и возможность работать над государственными заказами.
До конца жизни он остался верным суровому «пролетарскому стилю», избегал помпезности. Там он был назначен на почетную и ответственную должность заместителя главного художника ВСХВ и стал жителем столицы. Выставка должна была рассказать об успехах коллективизации, но постепенно переросла в небывалый по масштабам и финансированию проект, ставший пропагандой советского образа жизни. Торжественное открытие ВСХВ состоялось 1 августа 1939 года. В 1943 году он добровольцем отправился на фронт в составе 11-й гвардейской армии в качестве военного художника, затем служил в политуправлении 3-го Белорусского фронта, дошел до Кенигсберга ныне Калининград. В послевоенное время основной сферой деятельности Комашки стало преподавание рисунка. В 1950-1952 годах он был директором и преподавателем Московского художественно-промышленного училища им. В 1949 году в сборнике «Репин. Художественное наследство» под редакцией И. Грабаря и И.
Комашки «Три года с Репиным», которые стали ценным источником информации о жизни в усадьбе «Пенаты» в 1915-1918 гг. Еще одна искусствоведческая работа Комашки - «Репин — учитель» для украинского журнала «Прапор» рукопись 1957 года не опубликована. В ней он подробно изложил все составляющие педагогической системы И. Репина и назвал последнего «педагогом нового типа для своего времени». С особой гордостью Комашка подчеркнул, что настоящая «репинская школа» была не в стенах Академии художеств, а непосредственно в его мастерской. Он писал: «В мастерской «Пенатов» И. Они не в состоянии были увидеть и оценивать главного у Репина-учителя». Эту статью можно назвать полемикой А. Комашки с И.
КАК СОЗДАВАЛСЯ ШЕДЕВР
В начале 1890-х живописец в числе других передвижников пришел в реформированную Академию художеств — чтобы изменить художественное образование, сделать его ближе к жизни. Мастерская Репина была невероятно популярна — в ней не было свободных мест, и желающим даже приходилось отказывать. Илья Ефимович также руководил частной художественной студией княгини Марии Тенишевой: эта школа была его любимым детищем. Репин, по воспоминаниям воспитанников, был вспыльчивым, импульсивным, увлекающимся. Мог превозносить таланты ученика до небес, а потом быстро остыть. Но при этом не пытался «переделать» его под себя, не ломал индивидуальность, а позволял каждому развиваться в избранном направлении. И заодно защищал от нападок других преподавателей. Осетинский художник Махарбек Туганов вспоминал: «Однажды во время очередного совета Академии студенты в ожидании результатов толкались в длинных темных коридорах. Решался вопрос о допуске на конкурс Малявина, против чего решительно возражали многие члены совета. Репин защищал Малявина как талантливого живописца, достойного звания художника и заграничной поездки.
Еще недавно иконописец Афонского монастыря, поступивший при содействии Беклемишева и Репина в Академию, Малявин за короткое время обогнал своих товарищей и теперь вышел на конкурс со своими знаменитыми «Бабами» и с рядом очень сильных портретов. Противники Репина ни за что не хотели пропустить на конкурс даровитого Малявина. Атмосфера на заседании совета сгущалась. До нашего слуха доносились гневные выкрики Ильи Ефимовича: «Вы — душители таланта!.. В итоге из «шинели» Репина вышли совершенно разные авторы: обжигающий, яркий Малявин и спокойный Николай Шестопалов, бежавший от советской действительности в образы старых усадеб.
Она никуда практически не ездит. Но наши коллеги разрешили ее взять. Она попала на обложку каталога, чтобы показать ее огромную ценность. Графику редко перевозят, потому что она при транспортировке может осыпаться. Любые колебания климата также сказываются на состоянии картин», — рассказал директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Николаевич Корытин. Выставку «Репин. Ученики» можно увидеть с 29 февраля по 26 апреля.
Репина «Пенаты» , выполненный в близкой эмоциональной стилистике, синтезирующей впечатление и от психологической проницательной тишины Рембрандта, и от настороженной вдумчивости и аскетичной небрежности живописи Ван Гога и Сезанна. Репин в картине «На солнце. Юрий Репин минималистическими средствами выявил и решительность характера своей героини, мечтавшей стать хирургом, и трагизм ее дальнейшей судьбы. В работах 1890-1900-х годов Юрий Репин передал теплую атмосферу жизни как в Здравневе, так и в «Пенатах», хотя он и не был постоянным участником творческих «сред» И. Репина, устраивавшихся в имении с лета 1904 года. Поселок Куоккала, в котором в 1899 году Илья Репин приобрел участок земли для строительства усадьбы «Пенаты» , был популярным дачным местом на близком расстоянии от Санкт-Петербурга, здесь возникало ощущение маленькой Европы. Территория эта принадлежала Великому княжеству Финляндскому, входившему в состав Российской империи. В дореволюционных газетах например, в «Новом времени» объявления о сдающихся в Куоккале дачах своей многочисленностью соперничали с рекламой Крыма. Недалеко от отца поселился и Юрий, в 1909 году он оформил купчую на своеобразный по архитектурному решению дом - «Вигвам», построенный на выделенном ему в собственность участке в «Пенатах». По-импрессионистски солнечное балагурство жизни в финском Аржантее также стало одним из сюжетов Юрия Репина. На картине 1906 года «В парусной лодке», известной ныне лишь по плакатному воспроизведению 1914 года над строками «Буревестника» Максима Горького, запечатлены и Илья Ефимович Репин, стоящий во весь рост с гитарой, и склонившаяся рыжеволосая барышня в голубом платье - жена Юрия Репина, изображенная в том же платье, что и на картине «Женский портрет На веранде » 1910-е, Челябинский государственный музей изобразительных искусств , и архитектор А. Дзескальн, автор проекта «Вигвама». Если в 1906 году жизнь на «Репинской барке» была полна солнечной гармонии, то спустя десятилетие ее так же, как и всю Россию, закачали волны революции. В 1917 году Финляндия стала независимой. В 1918-м была закрыта граница, в результате чего Илья Ефимович и Юрий Ильич с семьей оказались в невольной, но уже необратимой эмиграции. Несмотря на мучительно изматывающие раздумья о дальнейшем существовании, уже в 1925 году И. Репин понимал свой выбор: «... Но подумав - нет, поехать нельзя. Юрий Репин, так же как и Илья Ефимович, навсегда остался в эмиграции - остался во многом из-за любви и чувства ответственности перед женой, сестрой и отцом. Предназначавшийся для устройства на работу и выезда за границу нансеновский паспорт, в графе о подданстве которого было отмечено: «родился русским, сейчас подданным никакой страны не состоит», Юрий Ильич получил в 1925 году. Однако и позже, приняв финское гражданство, он оставался духовно связанным с Россией. Вот как описывала послереволюционный семейный быт в «Пенатах» Вера Ильинична: «Здесь есть отдохновенье религиозному настроению - русская церковь - служба в субботу и воскресенье. И мы с папой часто поем в хоре. Наш сад теперь весь золотой. Клены, липы и калина, было много цветов. Недавно праздновали наши именины - Веры и Надежды. Все это был такой красивый nature morte, что хотелось писать! Однако внешний мир не мог не влиять на идиллические устремления обитателей «Пенатов». Чуть позже о своих буднях «изгнанника», который «рад умереть за Россию, но не убить», Юрий Репин писал: «Время проходит так: до обеда пишу на верху ежедневно, хотя там градуса четыре тепла или мороза. Потом никуда не хожу и ни к кому, да и не к кому - ни с кем не схожусь душою и ни с кем не имею общего. В письмах Юрий Репин делился и своими творческими идеями: «Моисея, разбивающего скрижали, я переделываю. Сделал картину: Пастыря, что положил душу свою за овцы своя. И еще картину: Россия среди бури; в парадном Русском костюме стоит»[27]. В творчестве Юрия Репина устойчиво возникают композиции на тему зимы, которые даже в натурных вариантах отличаются поэтической метафоричностью. Художник достигает большой силы иносказания в работах «В своем отечестве» 1916, ГРМ; на картине изображен сам Юрий Ильич с сыном , «Охота» 1927, частное собрание. Зимняя тема нашла свое продолжение и в камерных композициях мистико-поэтического направления «Видение крестов», 1926, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты»; «Пейзаж с церковью», 1934, Музей-усадьба И. В контексте подобных работ особое место занимает портрет Леонида Николаевича Андреева 1920-1930-е, Музей-усадьба И. Преисполненный нежной прощальной грусти, он был создан уже посмертно Андреев умер в 1919 году. В сущности, этот портрет является образом-символом, отражающим и хрупкую красоту человеческой личности, земное расставание с которой нанесло семье Репиных, дружившей с писателем, глубокую рану, и те «грезы мученического безумия души», которые Андреев отразил в своей последней статье «S. Призыв Андреева спасти Россию от большевиков, прописанный Юрием Репиным в правом углу композиции, иносказательно напоминает о том безмерном опыте страдания, когда, теряя Отечество, человек уже не понимает, теряет ли он жизненные силы или переживает очередной виток тернистого пути на земле, как было в случае с Леонидом Андреевым и самим Репиным. Заложенный Юрием Репиным подтекст - «Милосердия! Композиции лирико-символистского плана составляют особую группу в творчестве художника. Следует отметить, что символистская образность его произведений развивалась в основном уже за рамками стилистической системы модерна, хотя в отдельных случаях достигала и удивительно выразительных решений внутри нее. Такова, например, композиция «Квадрига» 1928, Музей-усадьба И. Репина «Пенаты» с авторской пометкой «из снов». В этом поэтическом образе воспарения души над миром Юрию Репину удалось передать особое временное измерение - лирически-созерцательное и экспрессивное. Подобные произведения Юрия Репина, воссоздающие духовную жизнь, сны, воспоминания, внутренние тяготения, одинокие прозрения, расширяют границы развития символистских тенденций в русском изобразительном искусстве. Тонкая грань между жизнью и смертью отразилась в творчестве Юрия Репина и в более конкретных сюжетах - в посмертных портретах близких. Со смертью жены 10 января 1929 года ощущение непрерывной взаимосвязи с духовно зримым потусторонним миром все более властно охватывало художника, а походы в Линтульский женский монастырь, в котором рядом с могилкой Прасковьи Андреевны он приготовил место и для себя, стали важной частью его ежедневного существования. Желая сохранить сокровенность духовного переживания, он стремился к уединенной молитве в пространстве ночного монастыря или в лесу, наблюдал за восходом солнца из специально вырытой землянки - солнце, которое для него символизировало истинную природу жизни, излучение добра, Христа. Создававшиеся зачастую на основе видений и снов, записанных в дневниках, композиции 1920-1930-х годов почти всегда содержат элемент метафорического преображения реальных впечатлений. В ряду подобных образов-видений особое место занимает «Корона» около 1930? Эта корона была видима мною 13-го н. Января 1928 г. Через год Паша - моя супруга перешла в духовный мир... Я потерял отца, я лишился жены, я потерял детей и даже двух собак, теперь я потерял себя". Звука никакого не было. Он мелькнул около ствола белой березы, много превышая белизну силою цвета.
Репин считал, что профессор-руководитель должен с кистью в руках демонстрировать свой творческий метод и свои приемы письма, а не излагать по трактатам о живописи законы художественного ремесла. Он не стремился прививать ученикам свое мировосприятие и не требовал повторять формальные приемы своего живописного языка. Обращаясь к студентам, он говорил: «Идите своим собственным путем, ищите свой почерк, не подражайте никому, искусство не терпит трафарета. Учитесь у больших мастеров, постигайте суть их искусства, но не заимствуйте их внешнюю манеру». Мастерская Репина вместо положенных тридцати, иногда насчитывала более девяноста учеников. Через нее прошли художники самого разного уровня, в том числе такие выдающиеся мастера русского искусства, как: И. Билибин, И. Грабарь, Д. Кардовский, Б. Кустодиев, Ф. А Малявин, А.
На выставке в музее «Новый Иерусалим» впервые вместе собрали работы Ильи Репина и его воспитанников
Поэтому в своём предисловии к книге Репина Чуковский много пишет об «идейности» художника и его связи с простым народом. 23 апреля инвалиды МРО Нагорный МГО ВОИ в музее «Новый Иерусалим» посетили выставку «Мастер Репин. В одной экспозиции удалось собрать более ста графических и живописных работ самого Репина и четырнадцати его учеников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Константин Сомов, Николай Рерих. Екатеринбуржцы впервые смогут увидеть подлинные произведения русского художника Ильи Репина и его учеников.
В "Новом Иерусалиме" 29 февраля откроется выставка работ Репина и его учеников
Репин считал Серова лучшим из современных художников и ставил рисунки Серова в пример своим ученикам. У Репина было около двухсот учеников. Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина! Искусство сохранять — «Выставка Илья Ефимович Репин и его ученики».