Первый российский император основал Академию не только как научное, но и учебно-образовательное учреждение. Российская академия наук (РАН), основанная в 1724 году по указу императора Петра Великого, реорганизованная в 1925 году в Академию наук Союза Советских Социалистических Республик, вернула свое нынешнее название Указом Президента Российской Федерации. Он знаменует собой годовщину основания Российской академии наук (РАН) в феврале 1724 года по приказу Петра I. Основана Российская академия. 11 октября 1783 года в Петербурге указом Екатерины II была основана Российская академия. "Российская академия наук сегодня фактически ведет исследование и научно-методическое руководство практически по всем направлениям науки, начиная от математики, физики, информатики и химии, и заканчивая археологией, филологией, историей.
День российской науки отмечают 8 февраля
В 2024 г. Российская академия наук будет праздновать 300-летие. День Российской науки не зря отмечается 8 февраля: именно в этот день в 1724 году из Сената был объявлен именной указ императора Петра I об учреждении Академии наук и художеств с приложением —. 300 лет назад была основана Российская академия наук. Таким образом, документом об основании Российской Академии наук является Указ Сената от 8 февраля 1724 г. № 4443. История Российской академии наук началась 28 января (8 февраля) 1724 года. ВЭО России от всей души поздравляет Российскую академию наук с 300-летием — великим для нашей страны событием.
Пётр I – создатель Российской академии наук
Выпустить их планируется к юбилейному для академии 2024 году», — рассказал Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Ключевым событием юбилейных мероприятий станет Всемирный научно-образовательный Форум «Наука — обществу и миру» в июле будущего года в Санкт-Петербурге. В числе прочих планируемых мероприятий — создание документальных фильмов об Академии наук и выдающихся ученых РАН, масштабная юбилейная выставка, присуждение премий за научные достижения, выездное заседание Президиума в Санкт-Петербурге и др. С планом основных мероприятий можно ознакомиться по ссылке. От 5 декабря 2022 года учреждена медаль к 300-летию Российской академии наук. Награда будет присуждаться не только российским и иностранным членам академии, но и профессорам РАН, работникам самой академии, научных и образовательных организаций страны с большим стажем, а также россиянам, которые внесли существенный вклад в научно-технологическое развитие России и содействовали выполнению возложенных на РАН задач.
Блюментростом был разработан «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». По положению Академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением, так какпри ней находились университет и гимназия [1]. На основании «Проекта... С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет. В «Проекте» объяснялись различия между Академией и Университетом и раскрывались их задачи, устанавливались и уточнялись структура, права и обязанности академиков, источники финансирования, взаимоотношения Академии и Университета.
Велика была и научно-исследовательская деятельность Академии. Географические и геологические экспедиции, исторические и естественнонаучные исследования академических ученых впервые позволили дать наиболее полное по тем временам описание России. Из их трудов весь мир узнал о богатейшей флоре и фауне Сибири, Урала, Алтая и Забайкалья. В Петербурге успешно разрабатывались основы теории строения вещества, капиллярных явлений, учения о теплоте, законов сохранения. Возникло новое научное направление - физическая химия; русская академическая наука лидировала в области исследований электричества и магнетизма. Резолюция Петра: "Давать деньги с верхних зачиная". Во все времена Академия славилась выдающимися учеными. Ломоносов в 60-х годах XVIII века осуществил первый международный научный проект - наблюдение и зарисовку прохождения Венеры по диску Солнца. В работе принимали участие астрономы России, Англии и Франции. Результаты наблюдений позволили Ломоносову уверенно заявить, что Венера "знатною атмосферою окружена". Не снижала Академия своего научного уровня и в дальнейшем. В XIX веке в ее составе были выдающиеся исследователи - физики В. Петров, Э. Ленц, Б. Якоби; математики М. Остроградский, В.
Академия была государственным учреждением и располагала лучшим по тому времени оборудованием - богатой библиотекой, естественнонаучным музеем Кунсткамерой , физическим кабинетом, обсерваторией, химической лабораторией основана М. Ломоносовым , инструментальными и художественными мастерскими; имела свою типографию где печатались монографии, учебники, ежегодные сборники, научно-популярные журналы, календари, газета, художественная литература.
Пётр I – создатель Российской академии наук
Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Карамзин, Н. Пирогов, А. Бутлеров, И. Сеченов, В.
Вернадский, И. Мечников, И. Павлов, Н. Вавилов, И. Курчатов, С.
Королев, Л. Ландау, А. Сахаров, Н. Семенов, П. Капица, И.
Тамм и многие другие. В 1934 г. Сегодня РАН — колоссальная по масштабам научная организация, объединяющая множество институтов и научных центров фундаментальных исследований по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных и гуманитарных наук. За выдающиеся открытия мирового значения, 18 ученых — членов Академии были удостоены престижной международной научной награды — Нобелевской премии.
Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России. В 1742 г. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки.
В 1748 г. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном.
В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств.
Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П.
Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму. Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г.
По его указанию Л. Блюментростом был разработан «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». По положению Академия являлась и научно-исследовательским, и учебным учреждением, так какпри ней находились университет и гимназия [1]. На основании «Проекта... С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет.
Но академики, избиравшие тайным голосованием друг друга и собственное начальство, реально несли только внутреннюю и корпоративную ответственность за результаты деятельности — своей собственной и Академии в целом… Умудренный политическим опытом современный читатель поймет, что в 1935 году в лице членов АН СССР в советском обществе была создана одна из многих номенклатурных прослоек, привязанная к тогдашней государственной власти если не душой, то телом. С тех давних пор изменилось, можно считать, все. Позднесоветские номенклатуры разложились и спровоцировали развал породившего их строя, исчезнув вместе с ним. И только члены и члены-корреспонденты нынешней РАН, чья номенклатурная сущность удачно маскировалась и маскируется под якобы естественную и неизбежную структурную принадлежность любой науки, вместе с членами двух других «государственных» академий сельскохозяйственной и медицинской уцелели в качестве осиротелого реликта ушедшей эпохи. Стоит ли подчеркивать, что считать их историческими восприемниками петербургских академиков — полная нелепость? Сказанное объясняет традиционную пассивность общественной позиции Академии наук. В том числе и тот неоспоримый факт, что за последние полвека она, неся формальную ответственность за состояние и развитие всей отечественной науки, не выступила ни с одним достойным внимания предложением по реформированию ее системы. Наука как общественный институт не может не эволюционировать, откликаясь на изменения в обществе и экономике, в ней самой, наконец. Необходимость в эволюционных корректировках начала ощущаться еще в конце 1970-х годов и сделалась очевидной десятилетие спустя. Сейчас — и отнюдь не без содействия РАН — эта проблема «перезрела» настолько, что уже и не ясно, как разрешить ее с приемлемыми издержками. Но это — тема для особого разговора. Возвращаясь к 1930-м годам, напомним, что в новую систему АН СССР тогда вошло около 80 научных институтов с примерно 2 000 научных работников. К1940 эти числа возросли, соответственно, до 150 и 4 000. Несмотря на казалось бы внушительный объем, академическая система составляла лишь малую часть тогдашней советской науки, в которой включая высшие учебные заведения насчитывалось тогда 2 400 учреждений со 100 тысячами человек основного персонала. Соответственно встречающиеся порой утверждения о решающей роли АНСССР в формировании научно-технического потенциала СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный восстановительный период выглядят явным преувеличением. В военные годы Академию и ее институты заботливо сохранили. Их количество и численность научного персонала не понесли существенного урона, а число академических аспирантов и докторантов к 1945 году даже превзошло довоенный уровень. Настоящий рост академической системы, придавший ей ее современный облик, происходил в 1950—70-е годы, когда СССР первым и поначалу опережая США на 5—7 лет, вступал в эпоху научно-технической революции. С 1945 по 1970 годы общая численность научных работников включая профессорско-преподавательский и научно-исследовательский персоналы высшей школы возросла в СССР, округленно, со 130 тысяч до 950 тысяч человек; в 1980 и 1985 годах их было уже 1,4 и 1,5 миллиона человек. Суммарные количества научных, научно-педагогических, конструкторских и проектных организаций всевозможных видов составляли по СССР в целом 1 700, 5 300 и 5 100 последовательно в 1945, 1970 и 1985 годах. К 1985 году в АН СССР насчитывалось около 330 научных учреждений, в которых трудились 57 тысяч ученых-исследователей, при общей численности работников во всем академическом ведомстве в 217 тысяч человек. В 1998 году те же показатели для преемника АН СССР — Российской академии наук были следующие: численность ученых-исследователей — 62тысячи человек, количество научных учреждений — 448, число академиков — 468, число членов-корреспондентов — 690. Последние в своем подавляющем большинстве это — директора институтов, руководители крупных отделов и лабораторий, изредка — вузовских кафедр. Добавим для полноты картины, что в том же году средний возраст академиков составил 69 лет, а членов-корреспондентов — 63 года. Надеемся, что эти цифровые данные, взятые по большей части из общедоступных статистических сборников, придадут нашей статье конкретность, которой часто недостает газетным публикациям об общих проблемах отечественной науки. Они, кроме того, открывают возможность поразмышлять над числами. Вплоть да самого распада СССР численность его научного сообщества только возрастала. Если говорить об одних ученых-исследователях, составляющих главный капитал любой науки, то в 1991 году в тогдашней Российской Федерации их насчитывалось1,2миллиона человек с учетом профессорско-преподавательского и научно-исследовательского персоналов высшей школы. К 1998 году это число уменьшилось примерно до 670 тысяч. Главный урон понесла прикладная наука — та, которая обеспечивает экономическую отдачу науки в целом. Она лишилась почти половины своих исследователей и разработчиков: к 1998 году их оставалось370 тысяч. Три «государственные» академии и высшая школа в совокупности сохранили свои исследовательские кадры на уровне около 300 тысяч человек. Если же говорить специально о РАН, то численность ее исследователей уменьшилась на 22 процента — до примерного уровня середины 1980-х годов: от79,9тысячи человек в 1991 году до 62 тысяч человек в 1998 году. Первая русская химическая лаборатория, устроенная М. Ломоносовым при Санкт-Петербургской Академии наук в 1748 г. Оценки потерь отечественной науки за счет отъезда наших ученых в более благополучные страны обычно сопровождают эмоциональные преувеличения. Вероятно, еще примерно столько же наших ученых временно пребывают за рубежом по разнообразным профессиональным поводам. Нам все время твердят, что уезжают «лучшие». Ну, это еще как посмотреть. По моим собственным наблюдениям, речь идет скорее о шустрых, чем о лучших, а это, согласитесь, не одно и то же. Перманентный конфликт во взаимоотношениях корпорации членов Академии с научной средой и обществом неоднократно обострялся в периоды политических пертурбаций. Это противоречие нельзя разрешить логически, о чем отлично известно в самой академической корпорации. Она ведь недаром делает вид, что не замечает критики, хотя на деле чрезвычайно чувствительна к ней. В былые времена руководители АН СССР и особо активные академики не стеснялись силой пресекать такую критику, проворно обращаясь с жалобами на «травлю Академии» сразу к высшим партийным руководителям СССР. Это действовало, и еще в середине 1980-х годов ни одна центральная газета не решалась публиковать критические материалы, затрагивающие Академию в целом. Боялись, имея на то веские основания. В близком, как и в дальнем прошлом, корпорация академиков исправно продолжала подавлять реформистские поползновения, изредка возникавшие и в ее собственной среде. Я использую здесь непривычное словосочетание «академическая корпорация». В публикациях об Академии наук постоянно происходит смешение позиций и интересов многотысячной армии «просто ученых», трудящихся в академических институтах, и нескольких сотен взаимосамоназначаемых «научных генералов», образующих сообщество членов и членов-корреспондентов РАН. Никто и никогда не подвергал сомнению то, что наша академическая система является средоточием специалистов высочайшей квалификации, и в этом качестве — ценнейшим национальным достоянием России. В нем находят себе место и члены Академии — сообразно тому, насколько каждый из них действительно является плодотворным ученым.
Что такое Российская академия наук (РАН) и чем она занимается. Объясняем простыми словами
гравировальная палата и другие отделения. «Проекта учреждения Академии с назначением на содержание оной доходов». Нынешняя Российская академия наук является восстановлением Российской академии наук, существовавшей в период с 1917 по 1925 год — которая, в свою очередь, была наследницей Петербургской академии наук — и в 1925 году преобразованной в АН СССР.
В Российскую Академию наук принимали независимо от знатности происхождения
Первым русским действительным членом (адъюнктом) Петербургской академии наук по кафедре высшей математики в 1733 г. стал Василий Евдокимович Ададуров. Он знаменует собой годовщину основания Российской академии наук (РАН) в феврале 1724 года по приказу Петра I. 8 февраля (28 января) 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. гравировальная палата и другие отделения. Российская академия наук (РАН) — высшее государственное научное учреждение России.
К 300 летию РАН. Отец-основатель: роль Петра Великого в основании Академии наук
Молодые филологи успешно защитили работы о роли слов-концептов «черное» и «белое» в раннем поэтическом творчестве М. Лермонтова, разобрались в особенностях репрезентации концепта «война» в сборнике рассказов Н. Абгарян «Дальше жить». На секции иностранных языков анализировали эволюцию взглядов Рональда Рейгана на отношения с Россией по основным его выступлениям , осведомленность российских подростков об английских аббревиатурах, тенденции развития английского языка на основе неологизмов, добавленных в Оксфордский словарь в 2023 году. На культурологической секции были представлены ученические исследования по идентификации личности по мемориальной плите, значению "вечернего звона" в отечественной культуре, подкасте, как актуальному формату в публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды. На физико-математической секции участники защищали работы о биодизельном топливе из отработанного растительного масла, возможностях повышения скорости поршня в условиях электротермохимической технологии воспламенения применительно к установке среднего калибра, программировании микроконтроллера Arduino UNO для цифровой обработки аналоговых сигналов технического средства охраны. Как влияют арт-терапевтические занятия на эмоциональную сферу детей с ограниченными возможностями здоровья? Каковы мотивы медиапотребления школьников в городах-мегаполисах и регионах России?
Как изменилось российское общество от общества творцов к обществу потребителей?
С приложением проекта об учреждении Академии" [2]. Приложение состоит из 21 параграфа. Основное отличие созданной Петром I Российской Академии наук от иностранных состояло в том, что она с самого начала своей деятельности имела необходимый для ее существования государственный бюджет. В «Проекте» объяснялись различия между Академией и Университетом и раскрывались их задачи, устанавливались и уточнялись структура, права и обязанности академиков, источники финансирования, взаимоотношения Академии и Университета. Шелехова, Е. Оконешников Академия же есть собрание ученых и искусных людей, которые не токмо сии науки в своем роде в том градусе, в котором оные обретаются, знают, но и чрез новые инвенты издания оные совершить и умножить тщатся, а о обучении прочих ни какого попечения не имеют». Далее отмечалось, что в других государствах эти научные учреждения существовали раздельно, независимо друг от друга, не были связаны между собой.
Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства. Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765 , русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. В знаменитой Второй камчатской экспедиции Витуса Беринга в 1733-1743 гг. Красильников и С. В начале XIX в. Возраставшие потребности в специалистах для промышленности, в области образования и культуры привели к основанию ряда университетов - в Казани, Петербурге, Тарту, Харькове. Наряду с академической в России стала развиваться университетская наука. Изменился и характер деятельности Академии наук, она перестала выполнять учебные и некоторые другие функции. Прекратил свою деятельность академический университет. Вопросы искусства перешли в ведение основанной в России академии художеств. Академия целиком сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Улучшилась материальная база научных исследований в Академии наук. В 20-х годах XIX в. Академия наук получила в свое распоряжение богатейшую коллекцию Кунсткамеры, библиотеку, составленную из частных собраний, в том числе из книг, принадлежавших Петру I. В здании Кунсткамеры размещались анатомический театр, Пулковская астрономическая обсерватория, в которой велись исследования по звездной астрономии, выпускались звездные каталоги и находился уникальный глобус диаметром более 3 м. В этот период преимущественное развитие получили математические и естественные науки, что было обусловлено развитием производства, изучением и освоением природных богатств страны, потребностями мореплавания, метеорологии, картографии. Лобачевским была создана неевклидова геометрия. Работы П. Чебышева и представителей созданной им петербургской математической школы внесли много нового в теорию чисел, теорию вероятностей, теорию дифференциальных уравнений, теорию случайных процессов. Петров открыл электрическую дугу. Широкую известность получили работы Э. Ленца по электромагнетизму. Выдающимся достижениям отечественной и мировой науки явилось изобретение радио А. Поповым в 1895 г. Выдающимся вкладом в мировую науку явилось создание Д. Менделеевым периодической системы химических элементов, ставшей основой химии. Конец XIX в. Вернадского - одного из основоположников геохимии, создателя учения о биосфере и ноосфере. Наступил 1917 год - год великих потрясений. Большинство ученых не приняли Октябрьскую революцию. Но академики при этом не отказались от профессионального сотрудничества с Советской властью. Академия наук, бывшая Императорская, пришла с новым названием - Российская РАН , отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны.
В XVII веке это было просто знакомство — случайная встреча в замке Коппенбрюк, а уже в 1711 году Лейбниц общался с Петром не раз, даже став в 1712 его спутником в поездке в Теплице и Дрезден. Историки науки считают, что именно с бесед Петра и Лейбница появилась идея создания Академии наук в Петербурге. Более того, Лейбниц получил от Петра титул тайного советника юстиции и создал первую программу научных исследований в нашей стране. Во время второй длительной загранкомандировки, посольства 1716-1717 годов, царь посетил помимо многих других научно-технологических встреч Парижскую академию наук. Демонстрация достижений французской науки и техники произвела впечатление на Петра, но произвел впечатление на академиков и сам царь. Менее чем через полгода после этой встречи, 22 декабря 1717 года, Парижская академия наук избрала Петра Первого своим иностранным членом. А сам Петр уже постепенно формировал образ Академии в России. Очень важно отметить, что царь не копировал напрямую ни Парижскую академию наук, ни Королевское общество, ни любой европейский университет. Но об этом — наша следующая статья. К сожалению, Петр Алексеевич не дожил до начала реальной работы Академии наук, но его энергия, его жажда знаний и любопытство дали науке в России столь мощный импульс, что Академия и поныне играет первую скрипку в оркестре Российской науки.
8 февраля 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Петербургская академия наук действительно была первым по времени светским научным учреждением на территории России, но считать ее родоначальницей национальной русской науки было бы преувеличением. Академия имела высокий официальный статус, но это не уберегало ее от обоснованной критики со стороны образованных кругов дореволюционной России, и общественный престиж Академии непрерывно снижался, едва ли не обратившись в нуль ко времени революций 1917 года. Подобно тому, как это происходило во всех прочих европейских странах, наука в России ХIХ — начала ХХ века развивалась главным образом в государственных высших учебных заведениях. Это устойчивая и проверенная временем европейская традиция — сочетать поисковые научные исследования с подготовкой молодых научных кадров в обстановке переднего края науки. Ученые высшей школы выполняют тем самым двойную социальную функцию — и исследователей, и педагогов, т.
Соответственно, общественная отдача высшей школы оказывается повышенной по сравнению с чисто исследовательской государственной наукой. В наши дни в научном мире давно позабылись рассуждения столетней давности, что преподавание отвлекает ученых от исследований, отягощая научный процесс. Сейчас участие в преподавательской деятельности рассматривается — во всяком случае в наиболее развитых странах мира — как привилегия элиты исследовательской науки. Конечно же, и Петербургская академия наук как комплексный научно-исследовательский институт внесла свою лепту в дореволюционное развитие русской науки.
Но лепту достаточно скромную, ввиду малочисленности работников и скудости материально-технического обеспечения. Там, кажется, успешнее всего шли исследования по гуманитарным дисциплинам и почти полностью отсутствовала прикладная наука. Очередной раз пошла работа по пересмотру академического устава 1836 года. В 1925 году, несмотря на неоднозначное отношение к Академии со стороны тогдашней общественности и даже видных работников Наркомпроса, был торжественно отмечен ее 200-летний юбилей.
К этой дате был наконец-то принят новый академический устав. В нем закреплялись право академиков самостоятельно избирать собственного президента и новое название — «Академия наук СССР», с традиционным статусом «высшего научного учреждения». Думается, что подчеркнуто бережное отношение к Академии со стороны новой власти определялось еще и политическими мотивами: на большевиков сыпались обвинения в культурном нигилизме и варварстве— более чем незаслуженные. Да ведь и то сказать: высокие специалисты были наперечет, и дорожили каждым.
Сейчас об этом не принято вспоминать, но послереволюционные 1920-е годы ознаменовались беспрецедентным в отечественной истории развитием науки. Революционная власть не испытывала ни малейших сомнений относительно всесторонней полезности любого научного знания и его жизненной необходимости для скорейшего построения нового общества, опирающегося на достижения науки и техники. Не располагая тогда большими материальными ресурсами, советская власть не скупилась на моральную и организационную поддержку научных учреждений. Всего лишь за 12 лет, с 1918 по 1930 годы, численность таковых выросла в СССР более чем в пять раз, достигнув примерно 800.
Новые научные институты возникали и на базе лабораторий и комиссий АН СССР; они либо оставались при Академии, в системе Наркомпроса, либо переходили под эгиду ВСНХ, где сосредотачивались все более многочисленные учреждения прикладной науки. Как известно, конец 1920-х годов ознаменовался в нашей истории политической победой сторонников индустриализации страны. Последствия, конечно же, затронули и научную систему. В 1929 году Академии позволили увеличить число действительных членов до 90, настаивая взамен на ее большем участии в общегосударственных усилиях по развитию промышленного потенциала.
Среди членов Академии — впервые в ее истории — появились видные инженеры и ученые-прикладники, объединенные в особое отделение технических наук упраздненное в начале 1960-х годов. Михаил Васильевич Ломоносов Все это проходило отнюдь не гладко. Старые академики сопротивлялись нововведениям. Особые протесты вызвало требование планирования научных исследований, отвечавшее переходу всего народного хозяйства СССР на плановую основу.
Эту реакцию можно было бы счесть вполне иррациональной: любые исследователи всегда как-то планируют собственную деятельность. По сути, однако, она была проявлением клановой психологии ученых. В планировании, особенно директивном, усматривалось непозволительное вторжение профанов в научное священнодействие. Нечто подобное происходило в первой трети ХХ столетия и в университетских кругах передовых европейских стран — как отклик на тогда еще робкие попытки правительств хоть как-то контролировать собственную науку, становившуюся все более важной, но и все более дорогой.
Сейчас, на наших глазах, эта архаичная психология вновь напоминает о себе — в виде гневных филиппик академиков в адрес «невежественных чиновников», собирающихся подмять под себя свободолюбивую РАН; поистине развитие вершится по спирали! Дебаты вокруг планирования академических исследований вызвали тогда живой отклик. Академию стали обвинять в кустарщине и оторванности от жизни, в нежелании участвовать в строительстве социализма, в волюнтаризме и высокомерии академиков. Словечко «академизм» на какое-то время сделалось ругательством, и на горизонте вновь замаячил вопрос о праве Академии на существование.
Так или иначе, но сварливое сопротивление академиков постепенно истощилось, и в 1931 году был сверстан первый в истории Академии наук план ее работ на остаток 1-й пятилетки. Тем временем индустриализация ставила все новые проблемы. Она осуществлялась методом заимствования передовых зарубежных технологий, известным из красноречивого исторического примера стремительной индустриализации объединившейся Германии в последней трети ХIХ века. Для этого на первых порах требовались не столько исследователи, сколько грамотные специалисты-техники, и в начале 1930-х годов внимание руководства СССР было обращено на высшую школу.
Уже к 1933 году число высших учебных заведений в СССР возросло пятикратно от уровня 1927 года, превысив 700. В них обучалось 500 тысяч студентов; к 1940 году это число достигло 800 тысяч. Закономерным образом эти усилия и затраты несколько затормозили но отнюдь не остановили! Прикладные институты, относительно наиболее многочисленные, находились в ведении ВСНХ, а позднее — подразделений Совнаркома.
При его постепенном разукрупнении они передавались в производственные отрасли, формируя систему промышленной науки. Так или иначе, но именно эти действия государственной власти СССР определили уникальность облика его научной системы на последующие 60 лет, заложив в него и ряд глубинных противоречий. В следующем же 1934-м году ее президиум и14научных институтов были переведены из Ленинграда в Москву. Дело, конечно, было не в переездах.
Главная новая особенность АН СССР, закрепленная уставом1935года, заключалась в том, что она переставала быть обособленным научно-исследовательским учреждением, в каковом качестве была создана и просуществовала200 лет. Она, в лице своих членов и избираемых ими руководящих лиц и органов, становилась полновластным народнохозяйственным ведомством, фактически наркоматом непромышленной науки, осуществляющим административное руководство подчиненными научными и вспомогательными учреждениями, определяющим тематику их деятельности и распределяющим между ними госбюджетные средства, ассигнуемые Академии вцелом.
Академия сыграла заметную роль в подготовке школьных реформ в различные периоды. Александрова , М. Лаврентьева и А. Колмогорова началось создание сети спецшкол физико-математического и химического профиля; издание научно-популярной литературы, проведение публичных лекций, создание музеев. Так, в 1755—1764 гг. Академия издавала журнал « Ежемесячные сочинения , к пользе и увеселению служащие», затем появились «Академические известия» и другие популярные издания.
В 30-х годах XIX в. Академия играла ключевую роль в работе известного общества « Знание », в 1970 г. При этом, однако, из года в год доля защитивших диссертацию выпускников аспирантур научных учреждений РАН является крайне низкой. Общественная деятельность академии и её членов[ править править код ] Учёные Академии наук СССР стояли у истоков крупнейших международных соглашений — Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах 1963 и программы мирного использования атомной энергии. Развитие этих идей стало основой для возникновения Пагуошского движения учёных за безопасность и разоружение, сыгравшего важнейшую роль в период холодной войны. Сахаров , сторонник запрещения ядерных испытаний, правозащитник, общественный деятель Одним из активнейших борцов за запрещение испытаний ядерного оружия был академик А. С конца 1960-х годов он также являлся одним из лидеров учёных- правозащитников ; на рубеже 1979—1980 гг. Учёные Академии неоднократно избирались депутатами различных уровней.
Алфёров депутат от КПРФ вплоть до своей кончины 1 марта 2019 г. Онищенко от Единой России , член комитета по образованию и науке , полярник А. Чилингаров Единая Россия [52]. Как показывают социологические исследования, Академия пользуется высоким уровнем доверия у россиян [53]. Уважение вызывает и профессия научного работника вообще: так, согласно опросам [54] , в науке работают «самые умные» и «самые порядочные» граждане России. Относительно недавним общественным начинанием активистов из учреждений РАН стало создание общества « Диссернет » 2013 год , ставящего целью разоблачение фальсификаций при написании диссертаций, в первую очередь случаев массовых недобросовестных заимствований текста из чужих публикаций. Был вскрыт ряд грубых нарушений, в том числе в диссертациях видных чиновников, политиков и бизнесменов. Подобная деятельность способствует «самоочищению» в научной среде, а также борьбе с безнаказанностью на различных уровнях.
Сотрудничество академии с научными обществами[ править править код ] Деятельность научных обществ и профессиональных ассоциаций учёных, исследователей и инженеров направлена на объединение и координацию усилий учёных и практиков в решении фундаментальных и прикладных задач в различных отраслях науки и техники. Эти организации также играют важную роль в развитии международных связей учёных. Российская академия наук, являясь по своему статусу и характеру деятельности высшим научным обществом страны, поддерживает связи и сотрудничает с другими научными обществами и ассоциациями России и других стран. Ряд научных обществ России осуществляют свою деятельность под эгидой Российской академии наук. По этому соглашению РАН принимает на себя научно-методическое руководство научным обществом [55].
Со дня основания академия занималась и издательской деятельностью. Также неоценим ее вклад в организации первого государственного музея «Кунсткамера». Это начинание дало старт для развития музейного дела, как целой научной отрасли. В настоящее время в ведении академии наук 55 функционирующих музеев. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др. Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир.
Эпинуса по изучению электричества, а также обширная деятельность математика Л. Эйлера , заложившего основы анализа, теории чисел и механики. Первым учёным мирового масштаба, имевшим российское происхождение, стал академик М. Ломоносов , обогативший науку фундаментальными открытиями в химии, физике, астрономии, геологии и внёсший вклад в языкознание. С XIX века Петербургская академия наук уже полагалась на национальные кадры. По инициативе Академии в 1803—1806 гг. Крузенштерна и Ю. Лисянского, а в 1820 г. Беллинсгаузена и М. Лазарева была открыта Антарктида. В исследованиях академиков М. Остроградского и В. Буняковского получили развитие проблемы математического анализа; благодаря Н. Лобачевскому была создана неэвклидова геометрия. В историю физики вошли открытие электрической дуги В. Петровым и исследования Э. Менделеев предложил периодическую систему химических элементов , академик A. Бутлеров создал теорию химического строения. Выдающийся вклад внёс А. Попов в изобретение радио в конце XIX века. Россия дала миру таких биологов, как Д. Ивановский — первооткрыватель вирусов , И. Мечников — один из первых нобелевских лауреатов, раскрывший клеточные механизмы иммунитета, И. Павлов — также нобелевский лауреат, открывший условные рефлексы — основу сознания. После Октябрьской революции 1917 года при активном участии Академии развернулись исследования Курской магнитной аномалии и минеральных ресурсов Кольского полуострова. Параллельно, под руководством академика Г. Забота о развитии науки всегда была одним из приоритетов Советского правительства, что создавало условия для появления крупных достижений советских учёных в разных областях.
Российская академия наук: замыслы Петра I и трехвековая история
Состав Организационного комитета РАН по подготовке и проведению празднования 300-летия Российской академии наук. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. После того, как были учреждены первые школы и училища, у Петра I возникла мысль о необходимости создать в России собственную академию наук, аналогичную Парижской академии. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи.
Оцените условия предоставления услуг используя QR-код!
Основание Российской академии наук Российская академия наук (РАН) была основана указом Петра I от 28 января (8 февраля) 1724 года в Санкт-Петербурге. Это высшее научное учреждение России٫ которое играет важную. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. 2. Академия является государственной академией наук, организацией науки, осуществляющей научное руководство научными исследованиями в. 8 февраля 1724 года (по старому стилю 28 января) указом Петра I была основана Академия наук и художеств в России. Смотрите видео онлайн «Российская Академия наук» на канале «Федеральный центр дополнительного образования» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 10 ноября 2022 года в 13:50, длительностью 00:04:16, на видеохостинге RUTUBE.