англичан, попутно защищая от уничтожения чахлые европейские монархии.
210 лет назад союзные войска взяли столицу Франции
И одной из самых значимых побед русского оружия стало взятие Парижа в 1814 году. Декабрист Николай Александрович Бестужев так описывает в своей хотя и художественной, но основанной на реальных событиях повести «Русский в Париже 1814 года» начало входа российских войск в Париж. В мае в Париж прибыл Людовик XVIII, и Временное правительство, назначенное российским императором, постепенно передало бразды правления новому французскому королю.
Русские в Париже, или Конец Наполеона
Сам Глинский смеялся. Он заставлял повторять свою выдуманную фамилию, на конце которой беспрестанно слышалось или Coffre или Cor, ежели выговаривал солдат, или coeur [29] , когда поправляла его хозяйка, и оставил их в заботе — твердить наизусть бог знает какие звуки, которые с каждою попыткою выходили смешнее и страннее. Забота о больном не мешала Глинскому пользоваться любезным вниманием его хозяев, которые хотели доставить ему все способы провести время приятно и полезно. Любезные качества русского офицера обворожили старого маркиза. Он не видел в нем души; Шабань не знал, как угодить новому своему другу, и таким образом протекли семь дней для русского гостя между любопытства и веселости. На осьмое утро Глинский, возвращаясь домой от своего полковника, увидел на дворе несколько дорожных экипажей. Придверник сказал ему, что это приехала старая маркиза с дочерью.
Молодой человек затрепетал при последнем имени и торопливо вбежал в свои комнаты. Есть, сударь, лет 3-х малютка, миленькая девочка! Я принял ее на руки из кареты. Двое слуг повели под руки старую, двое молодую барыню на лестницу. В эту минуту вошел Шабань: «Приехали наши хозяйки, — сказал он. Мне надобно быть верхом, и как я желал бы показаться необыкновенным образом, то не хочу ехать на своей лошади, а желал бы купить казацкую.
Это необыкновенно, а ты можешь мне в этом помочь. Помоги, Глинский!.. Как же ты будешь на ней во фронте? Надобно блеснуть, любезный друг, — а чтобы блеснуть, надобно отличиться. Глинский засмеялся: «Помилуй, Шабань, казацкая лошадь хороша в походе, а не в параде: нашему брату нельзя показаться на твоей лошади». Ты не знаешь французов.
Каждый порядочный человек заведет непременно казацкую, а если не достанет, то, по крайней мере, будет привязывать хвост к своей лошади, и вообрази, что я сделаю эту революцию. Он отправился с ним к своему полковнику, у которого было несколько казацких лошадей. Глинский объяснил цель посещения и причину желания Шабаня. Полковник, смеючись, повел их в свою конюшню. Лошадей вывели. Шабань не мог решиться: он восхищался каждою.
Полковник начал рассказывать, каким образом и откуда ему достались лошади; одна из них была подарена ему Платовым [30]. Лишь только услышал Шабань имя Платова, он в ту же минуту побежал к лошади и сказал Глинскому: «Объяви, что выбор сделан, спроси, сколько угодно полковнику за эту? Шабань не знал что отвечать с радости. Он удивлялся, каким образом можно было подарок Платова отдавать за такую безделку. Лошадь попробовали. Казак на попонке, с нагайкою в руке, заставил ее повторить все искусство, которому она выучилась в казацкой школе.
Шабань был в восторге от приобретения и отправился с покупкою домой. Ему нетерпеливо хотелось поездить самому, но как он не умел сидеть на казацком седле, то надо было пригонять новое по лошади, а потому, покоряясь необходимости, Шабань отложил свои радости до завтра. Оба приятеля отправились по Парижу; Глинский восхищался чудесами его и кончил вечер в театре; у Шабаня было одно в голове: при каждой хорошей сцене, при каждом прыжке ловкой танцовщицы он восклицал одно: «Ах, какая чудная лошадь!.. Теперь вы увидите наш beau monde [31] , наших красавиц. Я вас прошу только об одной осторожности: муж моей дочери убит под Дрезденом, избегайте случая говорить об этом деле и упоминать даже имя этого города». Он взял за руку Глинского и пошел с ним наверх.
В гостиной комнате сидели две дамы: одна лет пятидесяти, еще приятной наружности женщина, другая молодая в черном платье, и когда маркиз представил его, он ловко сказал приветствие матери, извинялся, что военные обстоятельства привели его к необходимости беспокоить их постоем, и уверял, что постарается своим поведением разуверить их в предубеждения, которое вообще все французы имели против русских. Молодой человек обратился к дочери, и когда она подняла на него свои большие глаза, взгляд которых из-под длинных шелковых ресниц, казалось, проникал в самую глубину души, когда он увидел себя перед подлинником портрета, по которому он так хотел узнать ее, краска вступила ему в лицо. Это не могло придать ему ловкости, — однако мужчина, который теряется от глаз прекрасной женщины, не теряет ничего в этих глазах, и потому молодая графиня приветливо выслушала его немногие слова, легкий румянец также пробежал по ее милому лицу — и первое и самое трудное в знакомстве было сделано. Старый маркиз своею веселостью скоро поставил Глинского и свое семейство на такую ногу, что с первого свидания, при котором обыкновенно соблюдается весь этикет, взаимная откровенность установилась. Приветливость маркизы, непринужденное обращение графини, образованность и хороший тон юноши, любопытство с одной стороны, ясный и приятный рассказ с другой, скоро положили основанием доверенности и оправдали похвалы маркиза, которыми он превозносил своего молодого друга. Чтобы ознакомить Глинского со всем семейством, принесли маленькую дочку графини.
Это была прелестная двухлетняя девочка, совершенно похожая на свою мать, «Saluez m. Glinsky, Gabrielle» [32] , — сказала бабушка, и милое дитя без застенчивости протянула обе ручонки к гостю, который, услышав ее имя, с ласкою взял ее на руки. Живой Глинский сказал это без размышления, слава Генриха IV [34] неразлучна была в его памяти со славою Габриели, равно как имя сей последней почти всегда приходило в голову с именем Генриха. Графиня покраснела, опустила глаза. Для матери казалось неприятным такое сочетание имен, но маркиз и маркиза имели другие понятия: что для новейшего поколения французов начало казаться предосудительным во всяком человеке, то для снисходительного нрава людей старого века, и по привязанности их к великому государю, не только извинялось в короле, но даже считалось славою в его любовнице. Маркиз не заметил ни краски графини, ни смущения Глинского, который в ту же минуту почувствовал неловкость своих слов и повинным взором просил извинения у графини.
Глинский, одобренный взором графини, в котором не осталось даже следа неудовольствия, усмехнулся. После история великой нации сделалась мне столь же известна, как и моего отечества». Любопытство есть сильная пружина, действующая на женское воображение. Маркиза, со всею словоохотливостью старой француженки, ожидавшая увидеть русского как редкость, на которую надо смотреть издали, обманутая совершенно в своих ожиданиях, не переставала спрашивать и не знала меры удивлению. Любопытство ее было пробуждено; оно служило ей, так сказать, микроскопом, в котором видела все неожиданные качества молодого человека в увеличенном виде. Графиня, с своей стороны довольствовалась, слушая расспросы матери и сопровождая улыбкой каждый умный или острый ответ Глинского.
Она мало принимала участия в разговоре. Небольшой оттенок задумчивости был виден на ее прекрасном лице. Вскоре начали съезжаться гости к обеду, который давал маркиз для приезда своего семейства. Он рекомендовал всем своего юного постояльца. Энтузиазм, внушаемый императором Александром, необыкновенные события и желания узнать ближе варваров Севера, бывших причиною сих событий, все это доходило до неистовства между французами. Они не могли опомниться от удивления, глядя на русских, которых представляли бородатыми чудовищами и видя их людьми, которые были столь же учтивыми и вежливыми, как и они, часто красивее и молодцеватее их щеголей и большею частию образованнее, нежели сии последние.
Толпа в зале волновалась, все добивались поговорить с прекрасным варваром, сделать ему какой-нибудь вопрос и когда один оттеснял другого, этот отступал, чтобы толковать по своему полученный ответ; во всех концах залы раздавалось: «Как он красив! Какие волосы! Одним словом, он был чудом, диковинкою этого дня. Посреди всех восклицаний явился Шабань с сияющим лидом. Раскланявшись на все стороны, подошел к тетке и кузине, сказав по комплименту дамам, он объявил о своем приобретении прекрасной казацкой лошади, принадлежавшей Платову; расхвалил ее фигуру, стать, огонь, и прибавив, что велел привести ее на двор, просил всех посмотреть его покупку. Все мужчины бросились на двор, дамы вышли на балкон, лошадь подвели к крыльцу.
Шабань вскочил в седло; все дивились лошади. В самом деле, небольшая, хорошенькая вороная лошадка была очень красива: огнем сверкали глаза, огнем раздувались ноздри и, казалось, огонь же пробегал по всем гибким и проворным членам. Она фыркала, прядала ушами, скребла копытом и, казалось, ожидала только позволения исчезнуть с седоком из глаз; всего более хвост ее удивлял французов, спускаясь густоширокою трубою до самой земли. Глинский заметил Шабаню, что лошадь оседлана дутно: английское седло было так подпружено, что Шабань сидел, поджав ноги, с длинными поводьями почти на самом заду лошади. Я вижу, что седло сейчас свернется; позволь человеку переседлать, а без того не советую ездить на этой горячей скотине». С сими словами он взял заплакавшую Габриель, а Шабань со смехом и уверениями попросил толпу раздаться, дал шпоры и пустился вокруг большого двора.
Несколько прыжков было сделано с отменным успехом, но худо помещенное седло сейчас съехало еще более назад, и когда щекотливая лошадь брыкнула раза два, оно повернулось при первом повороте, и Шабань полетел кверху ногами. Все дамы вскрикнули, между мужчинами начался хохот. Глинский прибежал к Шабаню, поднял его и с заботливостью спрашивал: не ушибся ли? Но Шабань смеялся своему приключению. Между тем поймали лошадь; слуга Глинского оседлал ее как надобно и подвел опять к крыльцу; «это бешеная лошадь», — кричали со всех сторон, «на нее нельзя садиться; она не выезжена; это дикая лошадь», сказал Шабань, потирая ушибленную ногу. Обед был готов, толпа потянулась вверх, одобрение Глинскому и насмешки Шабаню слышались во дворе, на лестнице и во всех этажах.
Это, однако же, не помешало ему отвечать остротами, смеяться самому, сесть снова на лошадь и скакать как бешеному, в отмщение за первую неудачу. Когда Глинский вошел в залу, он увидел, что испуганная графиня де Серваль держала на руках свою малютку, осыпала ее поцелуями и повторяла слова: «Шабань, Шабань, что ты хотел сделать с моею Габриелью, что ты хотел сделать? Ты бы убил ее, ты убил бы меня! Наконец, все успокоились… Маркиз пригласил к столу, повели дам, Глинский подал руку графине. Глинский, — сказала она вполголоса, — я не могу изъяснить всей благодарности за вашу предусмотрительность. Когда я увидела, что Шабань упал, то так испугалась, как будто Габриель в эту минуту сидела у него, вообразив, что это могло случиться в самом деле, и что, конечно бы, случилось, ежели бы не вы…» — Это бы сделал всякий, графиня!..
Глинский сел между графиней и девушкою Клодиной де Фонсек, двоюродною сестрою покойного графа де Серваль, привлекательною 16-летнею брюнеткою, с огненными черными глазами и греческим носиком. Эта живая и резвая парижанка осыпала Глинского шутками и вопросами. Эмилия говорила мало и спрашивала только изредка, ежели ветреная кузина пропускала какие-нибудь подробности о земле и обычаях русских, о чем наиболее они любопытствовали. Глинский не уступал наступчивой де Фонсек ни шагу, веселость и острота с обеих сторон часто развлекали важнейшие разговоры других собеседников. Молодость живет настоящею минутою, ей мало надобности до того, что ее окружает, и политические споры других гостей чужды были для слуха Глинского и вертлявой де Фонсек. Все, что ловкость молодого человека могла высказать, и занимательная игривость милой девушки вызвать, — все было переговорено; малютка де Фонсек краснела от удовольствия, когда Глинский повторял ей что-нибудь лестное.
Она была совершенно довольна своим соседом, тогда как он, при всем желании сказать что-нибудь приятное и графине Эмилии, противу воли чувствовал, что не может быть так любезен с нею, как с ее кузиною; какое-то почтение, какой-то страх связывали язык, хотя ни разговор, ни выражение, ни даже лицо графини не показывали никакой строгости или суровости, обыкновенно отдаляющих от себя откровенность и веселость. Ему казалось, что это его чувствование проистекало от ее положения, он думал, что уважает ее горесть и вместо разговора с нею смелее засматривался на ее прекрасный профиль; но и тут неугомонная де Фонсек не давала ему покоя, не оставляла пяти секунд свободы, чтобы следовать влечению своего сердца. Наконец разговор сделался общим; маркиза спросила Глинского об обращении и о тоне в обществах петербургских. Думаю, что это и здесь так же, хотя я еще не имел случая испытать этого. Что же касается до хорошего обращения с друзьями, то везде равно: оно везде зависит от характера и степени образованности. Шабань послал ему поцелуй рукою.
Французы, как народ живой, присвоивают себе право говорить вслух мысли, внушаемые им первыми впечатлениями и потому немудрено, что до ушей Глинского доходили похвалы и рассуждения о его особе. Глинский, — спросила бойкая де Фонсек, — каким образом вы, русские, здороваетесь со знакомыми вам дамами? Де Фонсек остановила на Глинском свои большие глаза с недоумением. Она, затуманившись, опустила глаза. Малютка не знала, что говорить. Глинский сжалился и рассказал, каким образом мужчина, подходя к женщине, целует руку, и что она отвечает поцелуем в щеку.
Все дамы общим судом приговорили, что де Фонсек должна после обеда поздороваться с Глинским, что всем им любопытно видеть опыт этого и, как она вызвалась сама, то обязана доставить всем это удовольствие; Глинский должен был отвечать на многие вопросы: как веселятся в России, есть ли какая-нибудь зелень около Петербурга, есть ли у русских воскресенья и тому подобное; когда же маркиз рассказал анекдот de charmante Gabrielle, то ему надо было выдержать целый экзамен во французской литературе. Когда кончился обед, де Фонсек должна была выполнить требование всего общества, и потом едва не со слезами спряталась за свою кузину. После этого общество разошлось по разным комнатам, многие вышли на балкон. Мы сказали уже, что дом маркиза был в улице Бурбон, и что задняя его сторона была обращена к реке, балконы были с обеих сторон; с этого видна была Сена, все ее мосты, Тюльери, а чрез сад в промежутке высоких деревьев открывалась колонна Наполеонова на Вандомской площади. В дальности на вечернем небе этот монумент слабо рисовался синеватым светом. Статуя Наполеона на этой высоте казалась удивленным взорам наклоненною, от ее головы виднелось множество протянутых в одну сторону веревок, казавшихся нитями, которые волновались, напрягались и ослабевали беспрестанно.
По всем улицам народ бежал и теснился в одном направлении, к площади Вандом. Эмилия, которая не была около двух недель в Париже, удивилась при взгляде на это явление. Слезы навернулись на глазах Эмилии. Глинский не мог вынести, он выбежал в залу и с жаром сказал: «Французы не знают сами, что делают. Это неблагодарно, это неблагородно, это несправедливо, так-то они платят великому человеку». С этими словами он хотел бежать к себе, но Дюбуа, не говоривший вовсе это время ни слова, остановил его, схватил с чувством у него руку.
Вы примирили меня с русскими. Несчастья отечества дали мрачное направление моему характеру; я ищу везде оправдания Наполеону, и потому обвиняю целый свет; но, со всем тем, это не мешает мне видеть своей несправедливости, и если я не имею никаких особенных добродетелей, ни качеств, то могу похвалиться одним достоинством: признаваться в своих ошибках и не стыдиться извинения, может быть, для этого надобно иметь также характер, и если я его имею, то тем обязан сорокалетнему наблюдению за самим собою. Глинский с жаром подал ему руку. Странное объяснение расположило его в пользу этого человека. Сверх родства, связывавшего со времени замужества Эмилии маленькую де Фонсек с домом маркиза, она с самого младенчества была там как родная, и графиня не знала в ней души; можно сказать, что она воспитала ее; старая бабушка, у которой жила де Фонсек, не могла по старости заняться ее образованием, а если Клодина не совсем жила в доме маркиза, то потому только, что бабушка не решалась вовсе расстаться с нею.
Так было. В книге «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы» - в числе 11 главных героев.
В XIX веке из числа первостатейных литераторов, служивших в сухопутных войсках, до генеральского звания дослужились только он и Денис Давыдов. То есть участвовал на стороне проигравшей и напавшей стороны, а потом создал символ победы над своими. Валентин Пикуль в одном из своих рассказов пишет о знаменитом Шахматисте времён Пушкина, знавшим поэта лично. Так вот, этот человек задолжал полякам.
Поэтому было решено немедленно, не считаясь с потерями идти на штурм Парижа.
Общее наступление было назначено на 6 часов 30 марта. Сражение началось атакой русских частей под командованием принца Евгения Вюртембергского на селение Пантен и корпуса Николая Раевского на высоты Роменвиля, располагавшиеся в центре французской обороны. Несмотря на общее превосходство атакующих в людях и орудиях, битва сразу же приняла ожесточенный характер. Защитники французской столицы неоднократно предпринимали отчаянные контратаки, после которых принц Вюртембергский, потеряв полторы тысячи солдат убитыми, срочно запросил подкрепления, чтобы удержаться в захваченном Пантене. Атаки прусских и русских частей на левом и правом фланге были более успешными, но потери всё возрастали.
Лишь к часу дня, спустя семь часов после начала сражения, линия обороны была прорвана на всех направлениях, и союзники вышли к жилым кварталам Парижа, установив на близлежащих высотах орудийные батареи. Маршал Огюст де Мармон и генерал Эдуард Адольф Мортье, командовавшие французскими войсками, отправил к Александру I парламентёра с предложением остановить сражение, на что российский император ответил, что отдаст соответствующий приказ только при условии сдачи Парижа, «иначе к вечеру не узнают места, где была столица». Мармон вынужден был согласиться, чтобы предотвратить бомбардировку Парижа и массовую гибель мирного населения. В ночь на 31 марта в деревне Лавилет был подписан акт о капитуляции французской столицы. Оставшиеся французские части должны были немедленно покинуть город.
Сражение под Парижем стало одним из самых кровопролитных за всю кампанию 1814 года. Союзники потеряли убитыми и ранеными более восьми тысяч солдат и офицеров, шесть тысяч из которых были русскими. Потери французов составили более четырёх тысяч человек. Так что ни о какой «мирной» сдаче Парижа говорить не приходится. Триумф Ровно в полдень 31 марта союзные войска под предводительством императора Александра I и короля Пруссии Фридриха Вильгельма через ворота Сен-Мартен вошли в Париж.
Парижане, боясь мести русских, затаились. Генерал-майор Михаил Фёдорович Орлов, один из тех, кто подписал капитуляцию, вспоминал о первой поездке по взятой столице: «Мы ехали верхом и медленно, в глубочайшей тишине. Слышен был только раздававшийся стук копыт лошадей, и изредка несколько лиц с тревожным любопытством являлись в окнах, которые быстро открывались и быстро закрывались». Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений кампании 1814 года Правда, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии полковник Александр Краснокутский описывает события совершенно иначе. Якобы все улицы и даже крыши домов вдоль следования победоносной армии были заполнены ликующими парижанами, будто не было кровавой битвы под стенами столицы, завершившейся лишь сутки назад.
Там он рассчитывал прорвать блокаду вражеских войск, освободить французские гарнизоны и, усилив свою армию, принудить союзников к отступлению, угрожая их тыловым коммуникациям. Но все планы французского Императора обрушило одно решение: 24 марта 1814 года был одобрен план наступления на Париж. Этот смелый замысел принадлежал Александру I — русский Император решительно потребовал начать наступление на Париж, не обращая внимания на армию Наполеона, втрое уступавшую союзникам численностью. Наполеон узнал о наступлении союзников на Париж только 27 марта и весьма удивился: «Это превосходный шахматный ход. Вот никогда бы не поверил, что какой-нибудь генерал у союзников способен это сделать». На следующий день французский Император вышел из Сен-Дизье около 180 км восточнее Парижа на спасение столицы, но опоздал. Войска союзников состояли из трёх основных колонн: правую русско-прусскую армию возглавлял фельдмаршал Гебхард фон Блюхер, центральную — российский генерал Михаил Барклай-де-Толли, левой колонной руководил кронпринц Евгений Вюртембергский. Город на тот момент был неплохо укреплён. Верховным главнокомандующим был старший брат Наполеона, Жозеф Бонапарт. По разным данным столицу обороняли 28-45 тысяч человек, включая около 6-12 тысяч ополченцев Национальной гвардии.
Французские войска имели около 150 орудий. Наступление на Париж началось в 6 часов утра 30 марта с атаки селения Пантен 2-м пехотным корпусом принца Вюртембергского.
Памятная дата военной истории России: 31 марта 1814 года русские триумфально вступили в Париж
Во время сражения Ж. Бонапарт покинул столицу, предоставив руководство сражением и возможной капитуляцией маршалам де Мармону и Мортье. Битва за Париж стала одним из самых кровопролитных сражений для армий союзников, так как всего за один день союзная армия потеряла свыше 8000 человек убитыми, из которых более 6000 были русскими. К концу дня маршалы Мортье и де Мармон поняли очевидность своего поражения и бессмысленность дальнейшего сопротивления. В ночь с 30 на 31 марта была подписана капитуляция, в которой де Мармону удалось отстоять возможность отвода французских войск из Парижа. Взятие Парижа, а также колебание части корпусов французской армии в плане готовности продолжать сопротивление привели к образованию Временного правительства, отречению Наполеона от трона и восстановлению монархии.
Способствовала этому пасха, совпавшая в этот день у православных, протестантов и католиков.
Два побежденных Бонапарта Русские, прусские и австрийские войска на поле битвы под Лейпцигом. В начале 1814 года армия коалиции вторглась во Францию с намерением свергнуть величественного императора. Русские под предводительством молодого Александра I наступали со стороны Швейцарии, а союзники подходили отдельно. В битвах на французской земле Наполеон побеждал чаще союзников, но по причине численного преобладания противника большой пользы это ему не приносило. Тогда Наполеон решил продвинуться к северо-восточным пограничным крепостям, неожиданно прорвать блокаду, освободить воинские части и усиленной армией заставить союзников отступать, угрожая их тылам. Но союзные монархи не оправдали ожидания императора и решили идти прямо на Париж.
Городским верховным главнокомандующим на тот момент был Жозеф Бонапарт, небезызвестный старший брат самого Наполеона. Сражение за город стоило союзным войскам множества потерь: за один день были убиты более 8 тысяч военных, 6 тысяч из них были русскими. Осознавая последствия и видя масштабы наступающих войск, старший Бонапарт бросил поле битвы, оставив подчиненным полномочия по сдаче Парижа. Вскоре союзники заняли все пригороды, и французы попытались договориться. Однако Александр I был настроен решительно, угрожая уничтожить город. Французам ничего не оставалось, как подписать капитуляцию и покинуть столицу.
А возглавляемая Александром I русская гвардия торжественно вошла в Париж. Благородство Александра I и казацкие лошади в Сене Казаки купались в Сене вместе со своими лошадьми, как на родном Дону. После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. Французов удивило поведение русских.
Экзотический вид казаков, поначалу вызывавший изумление и любопытство у жителей, которые затем переросли в симпатию и увлечённость всем русским, вдохновил художника на изображение всевозможных ситуаций, связанных с времяпрепровождением русских в Париже. Перед зрителями предстают бивуак на Елисейских Полях, сцены прогулок казаков по улицам, рынку, общения с парижанами и парижанками, купания в Сене, посещения Лувра, сада Тюильри, кофеен… Иногда кажется, что каждый шаг казаков по Парижу запечатлен автором. Каждое изображение — это небольшой рассказ или короткометражный фильм, маленькая история. Вот конный казак раздаёт декларацию Александра I парижанам. А проход отряда казаков под Триумфальной аркой?
И особенно, колоритная фигура казака, впереди группы. Рассматривая каждое изображение, находишь массу интересного: элементы костюмов, казачьей формы и оружия. А парижанки, окружившие наших казаков? В 2012 году Государственный исторический музей издал гравюры Г. Опица «Казаки в Париже», с комментариями В. Безотосного и Е. С книгой можно познакомиться в отделе краеведения Донской государственной публичной библиотеки. Вклад казаков в разгром французской армии высоко оценили и противники. Так, в погребальном по великой армии 29-м бюллетене Наполеон писал, признавая поражение в России: «Все наши колонны были окружены казаками, подобно аравитянам в пустынях — они охватывают обозы».
Герои Дона: Граф Платов, Бакланов : популярный очерк с картами К этому времени относится и знаменитая фраза Наполеона: «Дайте мне одних лишь казаков — и я пройду всю Европу». Еще в 1812 году, в самом конце русской кампании, Наполеон, удиравший из пределов России, писал: «Надо отдать справедливость казакам: именно им обязаны русские своими успехами в этой кампании. Это, бесспорно, лучшие лёгкие войска, какие только существуют». Не спорил с императором и французский генерал и военный писатель Шарль-Луи Моран. Триумфальная арка в память участия донских казаков в Отечественной войне и заграничных походах 1812-1814 годов сооружена по инициативе основателя Новочеркасска, героя Отечественной войны 1812 года М. Но не только в России хранят память об участии донских казаков во взятии Парижа в 1814 году. Помнит об этом и Париж, город, который любят все, и те, кто был там, и те, кто никогда не был.
Кроме того, нужно напомнить всему миру, особенно Европе, что мы уже дважды её освобождали. Сначала был Париж в 1814-м, потом Берлин в 1945-м», — рассказывал Красов «Парламентской газете. Его тревожат попытки некоторых историков и журналистов интерпретировать события того периода в пользу Наполеона, сформировать положительный имидж французскому императору. Между тем в научно-исследовательском институте военной истории Военной академии генштаба предложенную формулировку дня воинской славы России сочли некорректной и не соответствующей историческим данным, так как крупного сражения за Париж в марте 1814 года не было. Её возглавил вице-спикер Пётр Толстой.
Читайте также
- Бани, секс и казаки: как русская армия покорила Париж в 1814 году
- Русские в Париже в 1814 году
- «Мы давно ждали ваше величество!»
- 31 марта 1814 года. Взятие Парижа.
Русские в Париже в 1814 году
- НАШ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ
- Русский в Париже 1814 года
- Новые публикации
- 31 марта в 1814 году русские войска и их союзники вступили в Париж
- «Вежливые люди» 1814-го: русские в Париже - МК Саратов
Увидеть Париж и остаться в живых. Блеск и нищета русской армии 1814 года
365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 45Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты. Русские в Париже, или Описание происшествий, бывших во время вступления и пребывания в Париже Российских войск с Союзными под предводительством Его Величества Императора Александра I 1814 года. Статья автора «Захар Прилепин» в Дзене: 30 марта 1814 года русские войска вошли в Париж. 19 (31) марта 1814 г. русские войска во главе с императором Александром I триумфально вступили в Париж. «Триумф русской армии в Париже» Сергея Трошина 30 марта (18 марта по старому стилю) 1814 года русские войска взяли столицу Франции Париж, победно завершив наполеоновские войны После разгрома 600-тысячной армии Наполеона в 1812 году русские войска перенесли войну в. 30 марта 1814 года войска антинаполеоновской коалиции во главе с русской армией, совершив обманный манёвр, проникли в тыл армии Наполеона и подошли к Парижу.
Русские и союзные войска вступили в Париж
Бестужев Николай Александрович Русский в Париже 1814 года. 365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 45Русские в Париже в 1814 году: освобождение или оккупация?#365днейТВ #История #Историада #ИсторическиеФакты. Да, русского монарха в 1814-м по праву называли спасителем Европы — угроза наполеоновского диктата растаяла. После трехмесячного пребывания русских войск в Париже город совсем не пострадал от иностранного присутствия, и это неоднократно подтверждалось французскими историками и писателями. По старому стилю вхождение русских войск в покоренный Париж произошло 19 марта 1814 года. Бивак казаков на Елисейских полях в Париже в 1814г. с гравюры Г.Э. Опица.