Николай Васильевич Гоголь скончался 4 марта 1852 года в доме на Никитском бульваре в Москве.
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей. Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в Сорочинцах близ реки Псёл Полтавской губернии.
Мистика и тайны: как великий Гоголь создавал свои бессмертные произведения
Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым. Череп Гоголя был украден из гроба покойного в 1909 году. Сколько лет было Гоголю, когда отец привез его в Нежинскую гимназию? Правда, весной 1850 года делал предложение (первое и последнее) орской, но получил отказ. У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных.
Когда и во сколько лет умер Николай Гоголь?
Николай Гоголь являлся адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории Петербургского университета. Преподавал историю средних веков. Литературное творчество Первый литературный опыт Николая Гоголя относится ко времени обучения в Нежинской Гимназии высших наук. В 1825-1827 гг. Алов выпустил поэму "Ганц Кюхельгартен". Она получила негативную оценку критики, после чего автор выкупил и сжег все нераспроданные экземпляры. Литературную известность Гоголю принес сборник повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки" опубл. В 1835 г. Вершиной драматургического творчества Гоголя стала комедия "Ревизор", вышедшая в 1836 г.
Пьеса получила широкую популярность.
Ольга Васильевна Гоголь в замужестве Головня родилась, как известно, 19 марта 1825 года [5] и не раз говорила, что родилась в один день с братом. В 1852 году, вскоре после кончины Гоголя, Отделение русского языка и словесности Российской академии наук приняло решение издать его биографию. Написать ее было поручено Шевыреву. Летом 1852 года он отправился на родину писателя для сбора материала. В своем путевом дневнике Шевырев со слов родственников Гоголя сделал запись: «Родился 1809 года, 19-го марта, в 9 часов вечера. Мать и сестры Н. Гоголя Юрий Манн утверждает, что Гоголь «появился на свет 20 марта 1809 года в доме Трахимовского» [9]. Между тем Гоголь, по всей видимости, родился в другом месте. По авторитетному свидетельству земляка и одного из ближайших друзей Гоголя, Михаила Александровича Максимовича, квартира Марии Ивановны Гоголь-Яновской в Сорочинцах «была в домике генеральши Дмитриевой, в котором и родился 19-го марта Николай Васильевич Гоголь» [10].
И, заметим в скобках, конечно же, мать Гоголя дала обет назвать его Николаем не «в честь чудотворного образа Николая, хранившегося в диканьской церкви», как пишет Ю. Манн, а в честь святого угодника Божия Николая Чудотворца , перед чудотворным образом которого она молилась о даровании ей сына. Господский дом в Васильевке Именно 19 марта отмечали день рождения Гоголя его друзья. Тот же Михаил Максимович писал Сергею Тимофеевичу Аксакову 19 марта 1857 года: «Сегодня день рождения нашего незабвенного Гоголя, и мне живо вспомянулось, как за семь лет мы с ним обедали у Вас в этот день взятия Парижа! Боже мой, как хорошо мне прожилось в тот март месяц, и как часто я тогда проводил у Вас время с Гоголем…» [11]. В следующем 1850 году он обедал в этот день у Аксаковых вместе с М. Максимовичем и О. Присутствовали также А. Хомяков и С. Пили за здоровье Гоголя и пели украинские народные песни [12].
Благодарю бога, что дал мне силы это сделать. Как только пламя унесло последние листы моей книги, ее содержание вдруг воскреснуло в очищенном и светлом виде... На писателя посыпались упреки в измене самому себе и в «гордыне в рубище смирения» С. Аксаков , в грехе и богохульстве священник Матвей Константиновский и монах Игнатий , в изменении в характере самого художественного созерцания Гоголя А. Россет , в надменности и лживости, наконец, поговаривали о сумасшествии автора. Гоголь тяжело переносил полученную им «оплеуху». Белинский пишет гневное письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» 15 июля В Зальцбрунне В. Белинский пишет гневное письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями», где в очень жесткий выражениях отзывается не только о книге, но и о самом Гоголе: «Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете? Гоголь пишет ответное письмо, тоже довольно резкое, в котором обвиняет критика в односторонности и недостаточности знаний «...
Беловой вариант его письма гораздо спокойнее и примирительнее. Из письма Гоголя родным в Малороссию: «Несколько строк вам из Иерусалима. Благодаря Бога, я прибыл сюда благополучно. Молился кое-как о себе, о вас же поручил молиться тем, которые умеют получше моего молиться. А вы по-прежнему не переставайте молиться обо мне. Первоначально останавливается у Погодина в доме на Девичьем поле, но в декабре переезжает на Никитский бульвар, в дом А. Он занял «переднюю часть нижнего этажа, окнами на бульвар... Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем...
Тишина во флигеле была необыкновенная» Н. В этом доме Гоголь проведет последние годы жизни. Максимовичем, направляясь из Москвы в Украину, посещает Оптину пустынь. Это посещение оказалось очень удачным. Гоголь ощущает здесь не только атмосферу доброты, сердечности — он ищет прямой поддержки в своем писательском деле, в осуществлении программы второго тома «Мертвых душ», с их обозначившимся вниманием к позитивным началам русской жизни. И получает эту поддержку со стороны иеромонаха Филарета, архимандрита Моисея, монаха Порфирия. Гоголь еще два раза посетит Оптину пустынь в 1851 году. Среди слушателей — М. Щепкин, С.
Много лет историки не могут прийти к однозначному ответу на вопросы: зачем он сжигал свои рукописи, откуда он черпал вдохновение и почему так скоропостижно ушел из жизни. Будущий гений русской классики родился в Полтавской губернии. Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином.
Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости».
В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг.
Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем.
Фактчек: 12 самых популярных легенд о Гоголе
Автор знаменитых произведений, таких как «Мертвые души», «Ревизор», «Вий», «Шинель», он считается одним из главных классиков русской литературы XIX века и одним из величайших мастеров сатиры, юмора и ужаса. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 г. У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Любовь к литературе ему привил отец, сам не обделенный литературным талантом. Учёба Гоголю давалась трудно, он был крайне невнимателен, зато именно в школьные годы проявился его театральный талант.
Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы профессором этого института, череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом, в частности, свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю. Алёхин [21]. Обе эти версии носят апокрифический характер, они и породили множество легенд, в том числе о захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна и похищении черепа Гоголя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А. Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении гоголевской могилы советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов В. Лидина [22] [23] [24] [25] [26] [27]. В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Томского , на котором начертано: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова М. Булгакова Е. Булгакова с уже соскоблённой надписью. Она подыскивала подходящее надгробие для могилы своего покойного мужа. По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли камень «черноморский гранит». Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича. Таким образом, исполнилась мечта М. Булгакова: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [28] В настоящее время — к 200-летию со дня рождения писателя — по инициативе членов оргкомитета юбилея [29] могиле придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Адреса в Санкт-Петербурге Конец 1828 года — доходный дом Трута — набережная Екатерининского канала, 72; начало 1828 года — доходный дом Галибина — Гороховая улица, 46; апрель — июль 1829 года — дом И. Иохима — Большая Мещанская улица , 39; конец 1829 — май 1831 года — доходный дом Зверкова — набережная Екатерининского канала, 69; август 1831 — май 1832 года — доходный дом Брунста — Офицерская улица до 1918, сейчас — улица Декабристов , 4; лето 1833 — 6 июня 1836 года — дворовый флигель дома Лепена — Малая Морская улица, 17, кв. Памятник истории Федерального значения; Министерство культуры РФ. Проверено 30 октября — 2 ноября 1839 года — квартира П. Плетнёва в доме Строганова — Невский проспект, 38; май — июль 1842 года — квартира П. Плетнёва в ректорском флигеле Санкт-Петербургского Императорского университета — Университетская набережная, 9. Творчество Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А. Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [4]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще чем у кого-либо другого из русских писателей становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х , сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н. Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно и оценило своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах. Как полагал А. Пыпин , Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [4]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая. Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея «Мёртвых душ» в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [30]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [31]. Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [30]. И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества. Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства. Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но, тем не менее, значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое. Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было. В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание «Мёртвых душ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова. Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в «Шинели» , «Записках сумасшедшего», «Мертвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями «натуральной школы» , обычно возводят к Гоголю. В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы». Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню. Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [33]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало. Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком. В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д. Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В. Гоголь и православие Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. Личность Гоголя всегда выделялась особой таинственностью. С одной стороны он являл собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста, с другой — начинателя в русской литературе святоотеческой традиции, религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв. Последнее его качество до настоящего времени недостаточно изучено и нашло отражение в работах доктора филилогических наук, профессора МГУ им. Ломоносова В. Воропаева , который убеждён, что Гоголь был православным христианином, и его православие было не номинальным, а действенным, полагая, что без этого невозможно что-либо понять из его жизни и творчества [34]. Гоголь получил начатки веры в кругу семьи. В письме к матери от 2 октября 1833 года из Петербурга Николай Гоголь вспоминал следующее: «Я просил вас рассказать мне о страшном суде, и вы мне ребёнку так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность. Это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли» [34]. С духовной точки зрения раннее творчество Гоголя содержит не просто собрание юмористических рассказов, а обширное религиозное поучение, в котором происходит борьба добра со злом и добро неизменно побеждает, а грешники наказываются. Глубокий подтекст содержит и главное произведение Гоголя — поэма «Мёртвые души», духовный смысл замысла которого раскрыт в предсмертной записи писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…» [34] По мнению В. Воропаева, сатира в таких произведениях, как «Ревизор» и «Мертвые души» — это лишь их верхний и неглубокий пласт. Главную идею «Ревизора» Гоголь передал в пьесе под названием "Развязка «Ревизора», где есть такие слова: «… страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». В этом, по мнению Воропаева, заключена главная идея произведения: бояться нужно не Хлестакова и не ревизора из Петербурга, а «Того, кто ждет нас у дверей гроба»; это идея духовного возмездия, а настоящий ревизор — наша совесть. Золотусский считает, что модные сейчас споры о том, был ли Гоголь мистиком или нет, неосновательны. Верующий в Бога человек не может быть мистиком: для него всем в мире ведает Бог; Бог — не мистик, а источник благодати, и божественное несоединимо с мистическим. По мнению И. Золотусского, Гоголь был «верующий в лоне Церкви христианин, и понятие мистического не приложимо ни к нему самому, ни к его сочинениям. А во втором томе «Мёртвых душ» выведен дьявол современный — юрисконсульт, довольно цивильный с виду человек, но по сути более страшный, чем любая нечистая сила. С помощью коловращения анонимных бумаг он устроил в губернии великую путаницу и превратил существовавший относительный порядок в полный хаос. Гоголя по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви [37]. Позже произведения Гоголя и других русских авторов были сожжены во дворе Троицкой духовной семинарии. Данное мероприятие происходило по распоряжению ректора семинарии Саввы и по одобрению митрополита Филарета Дроздова [38]. В июле 2009 Патриарх Кирилл благословил выпуск в течение 2009 года полного собрания сочинений Н.
Его настоящая фамилия Яновский. Однако, чтобы придать себе важности и выделиться из толпы, писатель решил взять фамилию деда Афанасия Демьяновича — Гоголь-Яновский, поскольку тот был дворянином. Писатель носил такую фамилию до 1830 года. Когда вспыхнуло знаменитое Польское восстание, прозаик, видимо, побоялся, что фамилия, образованная от популярного в Польше имени, может ему навредить, поэтому решил отказаться от второй части фамилии и стал называться просто Николаем Гоголем. Второй том Мертвых душ Осенью 1850 года Гоголь посетил Москву, где прочитал друзьям отдельные главы второго тома знаменитых «Мертвых душ». Получив одобрение, классик продолжил работать над книгой, а после завершения второй части произведения его настиг «страх смерти», сообщило РИА «Новости». В ночь на 12 февраля 1852 года, за несколько дней до своей смерти Гоголь бросил второй том «Мертвых душ» в камин. После уничтожения своего творения писатель вернулся в постель и неудержимо заплакал. Есть мнение, что прозаик сделал это в беспамятстве и «из-за злых духов». Однако некоторые историки убеждены: в ту ночь автор сжег не «Мертвые души», а что-то другое, поскольку позже рукопись второго тома нашли среди его книг. Кстати, это не единственное произведение, уничтоженное писателем. Будучи еще студентом, Гоголь бросил в огонь поэму «Ганц Кюхельгартен», когда ее раскритиковали читатели. Не выдержав язвительных отзывов, классик выкупил все экземпляры произведения и уничтожил. Но несколько копий все же сохранились до наших дней.
Оба сборника высоко оценили современники. Комедия «Ревизор»: пушкинская идея и противоречивые отзывы Осенью 1835 года Николай Гоголь ушел с университетской службы, решив посвящать все время литературе. У него была задумка написать комедийную пьесу про пороки общества, собрав, по выражению автора, «в одну кучу все дурное в России». Считается, что идею для сюжета подсказал сам Пушкин, и Гоголь написал историю про мелкого чиновника, которого в уездном городке приняли за высокого гостя из столицы. В 1836 году писатель завершил работу над комедией «Ревизор». Среди первых слушателей, которым он ее прочитал, были Василий Жуковский, Александр Пушкин, Иван Тургенев и другие известные литераторы. Современники считали Гоголя неподражаемым чтецом, для каждой роли голосом и интонацией он создавал свой образ. Получить разрешение на постановку «Ревизора» на театральных сценах оказалось непросто. Жуковский убедил в этом лично Николая I, и император посетил премьеру в Петербурге в мае 1836 года. Чуть позже «Ревизор» прошел и в театре в Москве. В этот же период вышел первый выпуск журнала «Современник», издателем которого был Пушкин. В нем опубликовали произведения Николая Гоголя «Нос» и «Коляска». Постановки «Ревизора» шли с аншлагом, но отзывы о комедии были разные, узнававшие себя в героях произведения обвиняли автора в «поклепе на Россию». От пережитых волнений, досад и, чтобы привести в порядок мысли, писатель уехал в Европу. Куда пропал второй том «Мертвых душ» — версии Николай Гоголь начал писать «Мертвые души» в 1835 году в Петербурге, но потом забросил работу и продолжил уже после отъезда за границу. Считается, что сюжет для этого произведения, как и для «Ревизора», ему тоже подсказал Пушкин. В течение нескольких лет Гоголь жил в разных европейских странах. В 1841 году он закончил работу над первым томом «Мертвых душ» и вернулся в Москву, чтобы напечатать его. Сам писатель называл это произведение поэмой и задумывал книгу, как трехтомник. Скупавший мертвые души Чичиков должен был постепенно пройти через чистилище и духовно переродиться. По некоторым данным, плоды своего труда он уничтожал дважды. Первый раз писатель в порыве душевных переживаний сжег рукопись в 1845 году, позже по памяти восстановил утраченное, и почти законченный второй том бросил в огонь незадолго до своей смерти в феврале 1852 года. Существует несколько версий, самая распространенная из которых — Гоголь сознательно сжег второй том «Мертвых душ», и этот факт подтверждал слуга писателя. Предполагают, что на это его толкнули психологические проблемы и неудовлетворенность творческим результатом.
Новости и события Российского исторического общества
Гоголь, Николай Васильевич | это... Что такое Гоголь, Николай Васильевич? | Когда Гоголю было десять лет, его отправили в Полтаву для подготовки к учебе в гимназии. |
Николай Гоголь • биография и творчество | Валерий Мельников / РИА Новости. 1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения Николая Гоголя (1809-1852). |
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе | Первые литературные попытки Гоголь делал, когда ему было всего 5 лет. |
День рождения Н.В. Гоголя | Правда, весной 1850 года делал предложение (первое и последнее) орской, но получил отказ. |
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе | В 1836-1848 гг. Николай Гоголь проживал и работал за границей. |
Рунет узнал о прижизненном фото Гоголя 1845 года. Вместо румяного писателя – мрачный Джонни Депп
Мать боготворит своего сына Николая, считает его гениальным, она отдаёт ему последнее из своих скудных средств для обеспечения его нежинской, а впоследствии петербургской жизни. Николай также всю жизнь платил ей горячей сыновней любовью, однако полного понимания и доверительных отношений между ними не существовало. Позднее он откажется от своей доли в общем семейном наследстве в пользу сестёр, чтобы целиком посвятить себя литературе. К концу пребывания в гимназии он мечтает о широкой общественной деятельности, которая, однако, видится ему вовсе не на литературном поприще; без сомнения под влиянием всего окружающего, он думает выдвинуться и приносить пользу обществу на службе, к которой на деле он был не способен. Таким образом, планы будущего были неясны; но Гоголь был уверен, что ему предстоит широкое поприще; он говорит уже об указаниях провидения и не может удовлетвориться тем, чем довольствуются простые обыватели, по его выражению, какими было большинство его нежинских товарищей. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.
Его письма домой того времени смешаны из этого разочарования и туманного упования на лучшее будущее. В запасе у него было много характера и практической предприимчивости: он пробовал поступить на сцену , стать чиновником, отдаться литературе. В актёры его не приняли; служба была так бессодержательна, что он стал ею тяготиться; тем сильнее привлекало его литературное поприще. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он нашёл, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских; испытанные неудачи обратили его поэтические мечтания к родной Украине, и отсюда возникли первые планы труда, который должен был дать исход потребности художественного творчества, а также принести и практическую пользу: это были планы « Вечеров на хуторе близ Диканьки ».
Но до этого он издал под псевдонимом В. Алова романтическую идиллию « Ганц Кюхельгартен » 1829 , которая была написана ещё в Нежине он сам пометил её 1827 годом и герою которой приданы те идеальные мечты и стремления, какими он был исполнен в последние годы нежинской жизни. Вскоре по выходе книжки в свет он сам уничтожил её тираж, когда критика отнеслась неблагосклонно к его произведению. Переправа Н. Гоголя через Днепр.
Художник А. Иванов-Голубой В беспокойном искании жизненного дела Гоголь в это время отправился за границу, морем в Любек , но через месяц вернулся опять в Петербург сентябрь 1829 — и после объяснял свой поступок тем, что Бог указал ему путь в чужую землю, или ссылался на безнадёжную любовь. В действительности он бежал от самого себя, от разлада своих высоких, а также высокомерных мечтаний с практическою жизнью. Впрочем, пребывание его там было непродолжительным. Впереди его ждала служба в департаменте уделов апрель 1830 , где он оставался до 1832 года.
В 1831 году происходит сближение с кругом Жуковского и Пушкина, что оказало решительное влияние на его дальнейшую судьбу и на его литературную деятельность. Неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» была ощутимым указанием на необходимость другого литературного пути; но ещё раньше, с первых месяцев 1829 года, Гоголь осаждает мать просьбами о присылке ему сведений об украинских обычаях, преданиях, костюмах , а также о присылке «записок, ведённых предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописей стародавних» и пр. Всё это был материал для будущих рассказов из украинского быта и преданий, которые стали началом его литературной славы. Другие сочинения Гоголь печатал тогда в изданиях барона Дельвига « Литературная газета » и « Северные цветы », где была помещена глава из исторического романа « Гетьман ». Быть может, Дельвиг рекомендовал его Жуковскому, который принял Гоголя с большим радушием: по-видимому, между ними с первого раза сказалось взаимное сочувствие людей, родственных по любви к искусству, по религиозности, наклонной к мистицизму , — после они сблизились очень тесно.
Жуковский сдал молодого человека на руки Плетнёву с просьбой его пристроить, и действительно, в феврале 1831 года , Плетнёв рекомендовал Гоголя на должность учителя в Патриотическом институте, где сам был инспектором. Узнав ближе Гоголя, Плетнёв ждал случая «подвести его под благословение Пушкина»: это случилось в мае того же года. Вступление Гоголя в этот круг, вскоре оценивший в нём великий зарождающийся талант, оказало на судьбу Гоголя огромное влияние. Перед ним открывалась, наконец, перспектива широкой деятельности, о которой он мечтал, — но на поприще не служебном, а литературном. В материальном отношении Гоголю могло помочь то, что кроме места в институте, Плетнёв предоставил ему возможность вести частные занятия у Лонгиновых, Балабиных, Васильчиковых; но главное было в нравственном влиянии, которое оказывала на Гоголя эта новая для него среда.
В 1834 году его назначили на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете [10]. Он вошёл в круг лиц, стоявших во главе русской художественной литературы : его давние поэтические стремления могли развиваться во всей широте, инстинктивное понимание искусства могло стать глубоким сознанием; личность Пушкина произвела на него чрезвычайное впечатление и навсегда осталась для него предметом поклонения. Служение искусству становилось для него высоким и строгим нравственным долгом, требования которого он старался исполнять свято. Отсюда, между прочим, и его медлительная манера работы, долгое определение и выработка плана и всех подробностей. Общество людей с широким литературным образованием вообще было полезно для юноши со скудными познаниями, вынесенными из школы: его наблюдательность становится глубже, и с каждым новым произведением его творческий уровень достигает новых высот.
У Жуковского Гоголь встречал избранный круг, частью литературный, частью аристократический; в последнем у него вскоре завязались отношения, сыгравшие в будущем немалую роль в его жизни, например, с Виельгорскими; у Балабиных он встретился с блестящей фрейлиной Александрой Росетти впоследствии Смирновой. Горизонт его жизненных наблюдений расширялся, давнишние стремления получали почву, и высокое понятие Гоголя о своем предназначении становилось предельным самомнением: с одной стороны, его настроение становилось возвышенно идеалистичным, с другой, возникли и предпосылки для религиозных исканий, какими отмечены последние годы его жизни. Эта пора была самою деятельной эпохой его творчества. После небольших трудов, выше частью названных, его первым крупным литературным делом, положившим начало его славе, были « Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком», вышедшие в Петербурге в 1831 и 1832 годах , двумя частями в первой были помещены « Сорочинская ярмарка », « Вечер накануне Ивана Купала », «Майская ночь, или утопленница», « Пропавшая грамота »; во второй — « Ночь перед Рождеством », « Страшная месть, старинная быль », « Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка », « Заколдованное место ».
Эти рассказы, изображавшие невиданным прежде образом картины украинского быта, блиставшие весёлостью и тонким юмором , произвели большое впечатление на Пушкина. Следующими сборниками были сначала « Арабески », потом « Миргород », оба вышедшие в 1835 году и составленные частично из статей, опубликованных в 1830— 1834 годах , а частично из новых произведений, публиковавшихся впервые. Вот когда литературная слава Гоголя стала бесспорной. Он вырос в глазах и его ближайшего круга, и вообще молодого литературного поколения. Тем временем в личной жизни Гоголя происходили события, различным образом влиявшие на внутренний склад его мыслей и фантазий и на его внешние дела.
В 1832 году он впервые был на родине после окончания курса в Нежине. Путь лежал через Москву , где он познакомился с людьми, которые стали потом его более или менее близкими друзьями: с Михаилом Погодиным , Михаилом Максимовичем , Михаилом Щепкиным , Сергеем Аксаковым. Пребывание дома сначала окружало его впечатлениями родной любимой обстановки, воспоминаниями прошлого, но затем и тяжёлыми разочарованиями. Домашние дела были расстроены; сам Гоголь уже не был восторженным юношей, каким оставил родину: жизненный опыт научил его вглядываться глубже в действительность и за её внешней оболочкой видеть её часто печальную, даже трагическую основу. Вскоре его «Вечера» стали казаться ему поверхностным юношеским опытом, плодом той «молодости, во время которой не приходят на ум никакие вопросы» [11].
Украинская жизнь и в это время доставляла материал для его фантазии, но настроение было иное: в повестях «Миргорода» постоянно звучит эта грустная нота, доходящая до высокого пафоса. Вернувшись в Петербург, Гоголь усиленно работал над своими произведениями: это была вообще самая активная пора его творческой деятельности; он продолжал, вместе с тем, строить жизненные планы. С конца 1833 года он увлёкся мыслью столь же несбыточной, сколь несбыточными были его прежние планы относительно службы: ему казалось, что он может выступить на учёное поприще. В то время готовилось открытие Киевского университета , и он мечтал занять там кафедру истории, которую преподавал девицам в Патриотическом институте. В Киев приглашали Максимовича; Гоголь мечтал приступить к занятиям в Киеве вместе с ним, желал зазвать туда и Погодина; в Киеве его воображению представлялись русские Афины , где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории , а вместе с тем изучать украинскую старину.
Однако оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу; но зато вскоре, благодаря влиянию его высоких литературных друзей, ему предложена была такая же кафедра в Петербургском университете. Он действительно занял эту кафедру; несколько раз ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам отказался от профессуры в 1835 году. В 1832 году его работа несколько приостановилась из-за домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 году он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» две части, СПб.
Повести, служащие продолжением Вечеров на хуторе близ Диканьки» две части, СПб. Здесь помещён был целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. Впоследствии 1842 «Тарас Бульба» был полностью переработан Гоголем. Будучи профессиональным историком, Гоголь использовал фактические материалы для построения сюжета и разработки характерных персонажей романа. События, легшие в основу романа — крестьянско-казацкие восстания 1637 — 1638 годов , предводительствуемые Гуней и Острянином.
По всей видимости, писатель использовал дневники польского очевидца этих событий — войскового капеллана Симона Окольского. К началу тридцатых годов относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя, таких как знаменитая «Шинель» , « Коляска », может быть, «Портрет» в его переделанной редакции; эти произведения явились в « Современнике » Пушкина 1836 и Плетнёва 1842 и в первом собрании сочинений 1842 ; к более позднему пребыванию в Италии относится « Рим » в «Москвитянине» Погодина 1842. К 1834 году относят первый замысел « Ревизора ». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение в его известной нам, законченной форме вырастало постепенно из первоначального очерка, все более осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их по завершении процесса, тянувшегося иногда целые годы. Основной сюжет «Ревизора», как позднее и сюжет «Мёртвых душ» , был сообщён Гоголю Пушкиным.
Всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот , который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы; его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом; он с величайшей заботливостью старался, чтобы пьеса была исполнена в соответствии с его собственной идеей о характерах и действии; постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные , и наконец могла осуществиться только по воле императора Николая. Но, с другой стороны, комедия встречена была с величайшим энтузиазмом теми элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость их преодоления, и в особенности молодым литературным поколением, увидевшим здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Таким образом, «Ревизор» расколол общественное мнение. Если для консервативно-бюрократической части общества пьеса казалась демаршем , то для ищущих и свободомыслящих поклонников Гоголя это был определённый манифест [1].
Самого Гоголя интересовал, в первую очередь, литературный аспект, в общественном плане он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразил тот разноголосый шум непонимания, который поднялся вокруг его пьесы. Впоследствии, в « Театральном разъезде после представления новой комедии », он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой — высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились Гоголю ещё раньше «Ревизора». В 1833 году он поглощён был комедией « Владимир 3-й степени »; она не была им докончена, но материал её послужил для нескольких драматических эпизодов, как « Утро делового человека », «Тяжба», « Лакейская » и «Отрывок». Первая из этих пьес явилась в «Современнике» Пушкина 1836 , остальные — в первом собрании его сочинений 1842.
В том же собрании явились в первый раз « Женитьба », наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки», задуманные в половине 1830-х годов. Утомлённый творческим напряжением последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть от работы, уехав в путешествие за границу. Три портрета Гоголя Фёдора Моллера и овальный портрет Александра Иванова 1840—1841 За границей В июне 1836 года Николай Васильевич уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. Сначала жизнь за рубежом как будто укрепила и успокоила его, дала ему возможность завершить его величайшее произведение, « Мёртвые души » — но стала зародышем и глубоко фатальных явлений. Опыт работы с этой книгой, противоречивая реакция современников на неё так же, как в случае с «Ревизором», убедили его в огромном влиянии и неоднозначной власти его таланта над умами современников.
Эта мысль постепенно стала складываться в представление о своём пророческом предназначении, и соответственно, об употреблении своего пророческого дара силой своего таланта на благо обществу, а не во вред ему. За границей он жил в Германии , Швейцарии , зиму провёл с А. Данилевским в Париже , где встретился и особенно сблизился со Смирновой и где его застало известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В марте 1837 года он был в Риме , который чрезвычайно ему полюбился и стал для него как бы второй родиной. Европейская политическая и общественная жизнь всегда оставалась чужда и совсем незнакома Гоголю; его привлекала природа и произведения искусства, а Рим в то время представлял именно эти интересы.
Гоголь изучал памятники древности, картинные галереи, посещал мастерские художников, любовался народной жизнью и любил показывать Рим, «угощать» им приезжих русских знакомых и приятелей. Но в Риме он и усиленно работал: главным предметом этой работы были «Мёртвые души», задуманные ещё в Петербурге в 1835 году ; здесь же, в Риме закончил он «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим», писал трагедию из быта запорожцев, которую, впрочем, после нескольких переделок уничтожил. Осенью 1839 года он вместе с Погодиным отправился в Россию, в Москву , где его встретили Аксаковы, восторженно относившиеся к таланту писателя. Потом он поехал в Петербург, где ему надо было взять сестёр из института; затем опять вернулся в Москву; в Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Мемориальная доска, установленная на via Sistina в Риме на доме, в котором проживал Гоголь.
Надпись по-итальянски гласит: Великий русский писатель Николай Гоголь жил в этом доме с 1838 по 1842, где сочинял и писал своё главное творение. Доска установлена силами писателя П. Боборыкина Устроив свои дела, Гоголь опять отправился за границу, в любимый Рим; друзьям он обещал вернуться через год и привезти готовый первый том «Мёртвых душ». К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь отправился в Россию печатать свою книгу.
Ему снова пришлось пережить тяжёлые тревоги, какие испытал он некогда при постановке на сцене «Ревизора».
Педагоги отмечали, что будущий классик имел склонность лишь к рисованию и русскому языку. Гоголь постоянно читал, интересовался современной литературой и блестяще знал творчество Пушкина и Жуковского.
Впрочем, годы, проведённые в гимназии, открыли в Гоголе ещё и страсть к театральному искусству. Он организовал театр и привлёк к игре в нём своих товарищей. Будущий писатель сам рисовал декорации, собирал реквизит, ставил спектакли и выходил на сцену.
Любительская постановка «Недоросля» Фонвизина, в которой «главный режиссёр» играл госпожу Простакову, имела большой успех. Друзья юности Николая Гоголя всерьёз считали, что его ждёт актёрская карьера, а также отмечали его особый талант комического рассказчика. Острый на язык Гоголь умел довести слушателей до гомерического хохота, и остановить его не мог даже директор гимназии.
Всё изменилось в 1825 году, когда умер отец Гоголя. Смерть отца расстроила не только душевное состояние будущего писателя, но и материальное положение семьи. Мать Гоголя была никудышной хозяйкой, и взяться за дела пришлось сыну: он принимал решения, как поступить с имуществом, а впоследствии и вовсе отказался от своей доли наследства, чтобы обеспечить младших сестёр.
Начало творческого пути Ещё в гимназии молодой Гоголь пробовал себя на литературном поприще.
Но, думаю, эти версии появятся в комментариях, а я же представляю вам факты. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь! Продолжая взбивать, медленно вливаем виски, ром, молоко и немного сливок. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. И поговаривают, что никогда ни с кем не встречался.
Некоторые считают, что Гоголь умер девственником, эти утверждения появились, так как неизвестно о его связях с женщинами вообще. Правда, весной 1850 года Н. Гоголь делал предложение первое и последнее А. Виельгорской, но получил отказ. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Когда же она умерла Гоголь неделями не кормил животное , на Николая Васильевича напала смертельная тоска и уныние. Именно Пушкин советовал Гоголю продолжать написание произведения, когда тот не раз хотел бросить это дело.
Кстати, на восхитительном памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде в группе «Писатели и художники» Пушкин стоит рядышком с Гоголем, изображение которого было помещено только под давлением общественности. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» и в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки министру народного просвещения Уварову, чтобы тот преподнес его императору Николаю I.
Вся жизнь писателя — одна большая тайна. С его именем связано немало слухов и легенд, часть из которых Николай Васильевич распространил о себе сам. Он был великим выдумщиком и мистификатором, что, безусловно, отразилось на его творчестве. Чем же была примечательна жизнь автора «Мертвых душ», что беспокоило и пугало его, заставляло страдать, создавая гениальные произведения?
Интересно… Николай Гоголь с детства занимался рукоделием — он умел вязать на спицах, ткать пояса и кроить наряды для своих сестер, а также шейные платки для себя. Гоголь любил готовить — особенно ему удавались вареники и галушки. При этом любимым блюдом писателя была итальянская паста со специями и пармезаном. Николай Гоголь любил подавать своим гостям напиток, в шутку прозванным им самим «гоголем-моголем» — в его состав входили козье молоко и ром. Готовя этот напиток, он часто, смеясь, приговаривал: «Гоголь любит гоголь-моголь». При этом десерт «Гоголь-моголь» появился задолго до рождения российского писателя и не имеет к нему никакого отношения. Писатель забирал сахар из гостиниц, где останавливался, чтобы потом есть его за работой.
Гоголь вообще был большим любителем сладкого — мог целиком съесть банку варенья за один присест. Гоголь рассказывал друзьям, что французские врачи якобы обнаружили у него в организме аномалию — желудок писателя был перевернут «вверх дном». Писатель панически боялся грозы. Однажды приятель по гимназии спросил писателя, что означает Гоголь, на это он сухо ответил: «Селезень». Действительно, гоголь — это дикая утка. Выражение «ходить гоголем», то есть задирать нос и смотреть на всех свысока, появилось благодаря неспешной походке гоголя с высоко поднятой головой. Николаю Гоголю категорически не нравился его нос, хотя он и посвятил этой части тела отдельное произведение.
Интересно, что на всех портретах писателя его нос выглядит по-разному — считается, что так художники намеревались запутать будущих исследователей жизни Гоголя. Согласно сохранившимся свидетельствам, в процессе учёбы Николаю Гоголю никогда не давались иностранные языки.
Летаргический сон, врачебная ошибка или суицид? Загадка смерти Гоголя
Главная» Новости» Юбилей гоголя в 2024 году. 10. Когда молодой Гоголь перебрался в Петербург, его удивило, как же дорого жить в этом городе. Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет.
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
Николай Гоголь коллекционировал издания книг маленьких размеров. И даже заказал себе миниатюрный математический справочник 10 на 7 сантиметров. В честь знаменитого писателя был назван астероид 2361 Гоголь, открытый в 1976 году советскими астрономами. Александр Сергеевич Пушкин подарил Гоголю 2 щедрых подарка - идею для создания повести «Ревизор» и собаку - мопса по кличке Джози, который стал любимчиком писателя.
Пушкин был первым, кто в печати приветствовал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике».
Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Историю создания ещё одного знаменитого произведения — повести «Шинель» 1834 — рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» 1909 : она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны.
Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н.
А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». Образ «маленького человека», ярким представителем которого является Акакий Акаиевич Башмачников из повести «Шинель», проходит лейтмотивом через все его «Петербургские повести». На выставке, безусловно, одно из центральных мест занимает поэма «Мертвые души», в которой Гоголь описал всё русское общество настолько ярко, что многие его персонажи стали именами нарицательными и по сей день.
На выставке представлены произведения писателя, в которых отражены все русские характеры и типы людей. Это и его ранние произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», в которых особое место занимает повесть «Ночь перед Рождеством» с трудолюбивым кузнецом Вакулой и строптивой красавицей Оксаной. Повесть «Тарас Бульба» раскрывает сильные стороны характера русского человека, патриота своей Отчизны.
Николай Гоголь. Свет и тени - программа Леонида Млечина
Главная» Новости» Юбилей гоголя в 2024 году. В честь Николая Васильевича Гоголя назван астероид 2361, который открыли советские астрономы в 1976 году. В том же году вышли «Выбранные места из переписки с друзьями» – произведение, которое Гоголь считал чуть ли не первой своей «дельной книгой», поскольку она в прямой, публицистической форме излагала его главные идеи.
Николай Гоголь - биография, новости, личная жизнь
Так умер или уснул. Пять мифов о Гоголе | Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь (1777—1825), умер, когда сыну было пятнадцать лет. |
Новости за 2024 год | 1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого писателя Николая Гоголя. |
Сколько лет было Гоголю на момент смерти Пушкина? | Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. |
О писателях в цифрах. Николай Васильевич Гоголь | Десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву для приготовления к гимназии, к одному из местных учителей; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине (с мая 1821 по июнь 1828), где был сначала своекоштным, потом пансионером гимназии. |
День рождения Н.В. Гоголя | А сколько типажей в «Ревизоре», о которых сам автор сказал так: «В «Ревизоре» я решил собрать всё дурное в России, какое я знал, и одним разом посмеяться над всем». |