На Байкале исследовано состояние льда: какое оно в популярных у туристов зонах, передает ФедералПресс. В некоторых районах на льду Байкала наблюдаются трещины и нажимы. Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе ГУ МЧС по региону. блинчатый лед с окатанными и как бы завернутыми кверху краями, отчего поверхность льда становится очень неровной. Порывы ветра на Байкале могут достигать 60 метров в секунду.
Лёд Байкала
Лёд на Байкале непостоянен: он регулярно меняет свой вид, реагируя на изменения погоды. 7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций. В основном в это время, когда погода мягче, а лед капитально встает, организуют походы по льду Байкала, разные кемпинги, катание на коньках, лыжах, на хивусах – судах на воздушной подушке». В Слюдянском районе толщина льда на озере Байкал составляет от 2 до 15 см.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Однако это лишь ощущение, не представляющее никакой опасности. В конце февраля — начале марта толщина и прочность ледяного покрова позволяет выдерживать огромные нагрузки. Во время строительства кругобайкальской железной дороги по «зимникам» — дорогам, проложенным непосредственно через лед — даже перетаскивали целые железнодорожные вагоны. Из-за долгого периода замерзания такой огромной поверхности, лед формируется неравномерно и может образовывать различные форму и структуру. Выделяют около 50 видов байкальского льда. Путешественники и туристы под руководством опытных проводников и гидов смогут увидеть и научиться различать многие из них. К примеру, колобовник или мятик — лед, формирующийся осенью, во время первых морозов и при значительных волнениях поверхности озера, имеющий округлую или выпуклую неравномерную форму. Или сокуи — лед, похожий на сосульки, который появляется посредством взаимодействия шквалистых ветров и волн с береговыми скалами. Совокупность всего перечисленного образует ледяные наплески, которые и называются сокуи. Становые щели и трещины Возникают при наиболее активном формировании льда на Байкале во время резкого охлаждения воды.
Являются своего рода «швами», формирующимися между крупными ледяными блоками. При этом, чем стремительнее наступили морозы и чем ниже упала температура, тем сильнее будет растрескиваться ледяное покрытие и на большую глубину уйдут трещины. В начале формируются «сухие» трещины, которые не достигают воды. Но при длительном снижении температуры эти трещины, не выдерживая сжатия льда, проходят по всей его толщине, достигая поверхности воды. Такие трещины называются мокрыми из-за выходящей из-под оков воды. При этом во время формирования трещин наблюдается один из наиболее удивительных эффектов ледяного Байкала, когда озеро начинает «говорить». При растрескивании лед издает различные по силе звуки. От небольшого шороха, который называют «шепотом», до чрезвычайно громких и резких звуков, похожих на выстрел или гром, которые получаются при растрескивании сразу большой площади льда. Становые щели — это одна из разновидностей трещин, которые формируются в непосредственной близости от берега.
Температура воздуха в байкальских краях сильно увеличивается и уменьшается в зависимости от времени суток.
Жаль, что он тает. А ещё на чистом льду было здорово слушать как дышит Байкал. Глушишь машину, ложишься на лёд и прижимаешься к нему ухом.
Старик Байкал всё время то дышит, то охает, то злится, то что-то начинает тебе говорить… Ведь каждую секунду лёд издаёт различные звуки: то громкие, то тихие, то высокие, то низкие. Щелчки сменяются ударами, удары взрывами, взрывы хлопками. То где-то далеко, то прямо под тобой. Просто незабываемо.
Я много раз был на Байкале летом, но даже близко не мог подумать каков он зимой, когда более открыт и доступен, и в то же время более коварен и суров. Это два разных Байкала — зимний и летний. И их оба стоит увидеть. Дорога привела нас на Ольхон и дальше мы поехали по нему.
За те несколько лет, что я здесь не был, посёлок Хужир изменился до неузнаваемости. Раньше это была тихая и маленькая деревушка, а сейчас стал китайским туристическим центром. Ну или просто в тот день 8 марта, кстати их было так много, не знаю, но ночевали мы в большом кемпинге, где по русски говорили мы одни. Вечером в кафе картина была примерно та же.
А на утро нас постигло разочарование — ночью выпал снег и от чистого льда не осталось и следа. И только тормознув юзом можно было им хоть немного полюбоваться. Ну а дальше сначала по грунтовке в потоке маршруток, а потом по единственной на Байкале официальной ледовой дороге через Малое море мы приехали в Иркутск, где Олег, мой напарник и штурман, улетел в Москву, а я поехал по скучным асфальтированным дорогам домой. Олег, дружище, спасибо тебе!
Вот так за три недели бесконечных эмоций и драйва мы проехали по льду на Сахалин , прошли весь БАМ от Комсомольска-на-Амуре до Северобайкальска и прокатились по льду Байкала. И опять у нас не ломалась машина, мы не улетали с дороги, не замерзали и не заболевали. Просто ехали и всё. Скорее всего так и есть, но всегда надо помнить, что мы сами кузнецы своей удачи.
И сопутствует она только благодаря обдуманным действиям, опыту и тщательной подготовке.
Специфические качества байкальской воды являются следствием различных процессов в бассейне озера, круговорота вещества и энергии в самом водоёме. Байкальская вода, благодаря своему природному составу, может разливаться в бутылки без применения консервантов. Анализы, сделанные в лабораторных центрах с мировой репутацией, подтвердили соответствие байкальской воды всем самым жёстким нормам, предъявляемым к питьевой воде. С 1992 года начат промышленный разлив байкальской воды в пластиковые бутылки.
Байкальская вода незаменима во время путешествий. Её запас позволяет гарантированно избежать желудочно-кишечных заболеваний, вставать на ночлег в любом месте, не тратя время на поиск ручьев, источников и колодцев. Но самая замечательная особенность Байкала — это его древность. С какого времени, с какого геологического периода истории Земли ведет свое летоисчисление Славное море? Большинство исследователей определяют его возраст в 20—30 миллионов лет!
Это может показаться неправдоподобным, ведь огромное большинство озер, особенно ледникового происхождения, живут всего 10—15 тысяч лет, затем заполняются осадками и рано или поздно сначала превращаются в болота, а потом и вовсе высыхают. На Байкале нет никаких признаков «старения». Наоборот, исследования последних лет позволили высказать гипотезу, что Байкал — зарождающийся океан! Это подтверждается тем, что его берега расходятся со скоростью до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки, берега Средиземного и Красного морей, Калифорнийского и Персидского заливов и др. Примерно одинаковые скорости движения больших массивов земной коры дают основание думать об общности причин, их вызывающих.
Кроме того, наряду с активными движениями земной коры, отмечены значительные магнитные аномалии вдоль оси озера. Эти аномалии по масштабам сравнимы с такими же аномалиями в районе срединно-атлантического разлома. Байкал — один из самых старых и, видимо, самых надёжных долгожителей среди озер всего света. Зная скорость накопления осадков на его дне — порядка 4 сантиметров в тысячелетие, можно надеяться, что Байкал будет жить еще десятки миллионов лет. Формирование котловины ещё не закончилось, движения земной коры не прекратились.
Здесь часты землетрясения большой силы. Во время одного из них, в январе 1862 года, участок берега площадью свыше 200 квадратных километров в северной части дельты реки Селенги опустился под воду. На его месте образовался залив «Провал» глубиной до 10 метров. По современным оценкам, землетрясение имело магнитуду 7,5 и достигало в эпицентре не менее 10 баллов, охватив территорию почти в 2 миллиона кв. Удары, повреждавшие здания, наблюдались за 600 и более километров от эпицентра, а крупные скальные обвалы фиксировались на расстоянии до 400 километров.
В 1959 году в результате землетрясения в средней части озера дно его опустилось более чем на 15 метров. Ежегодно в районе Байкала сейсмические станции регистрируют до 2 тысяч землетрясений различной силы. За длительный период своего существования Байкал с населяющим его миром организмов пережил очень сложную и богатую событиями историю. Вследствие этого в современной фауне и флоре озера встречаются как древние реликтовые формы, так и формы, возникшие позже уже в самом Байкале. В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей животных и более 1000 видов растительных организмов.
Живые организмы в озере Байкал распространены от поверхности до максимальных глубин. В озере насчитывается 58 видов рыб. Самые известные: омуль, сиг, хариус, таймень, осетр, голомянка, ленок. На побережье произрастает около 2000 видов растений и гнездится более 200 видов птиц. В озере встречается уникальное, типично морское млекопитающее — байкальская нерпа.
Предполагается, что она попала в Байкал из Ледовитого океана в ледниковый период по Енисею и Ангаре. В настоящее время насчитывается несколько десятков тысяч нерп. Летом в центральной части озера их можно видеть довольно часто.
Чем меньше снега, тем толще лед. Максимальной толщины лед Байкала достигает к середине февраля и может составлять более 1 метра. Безопасная толщина льда зависит от нагрузки: для одного человека - 10 см, а вот для передвижения машины уже не менее 30 см. Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра - вес вертолета или паровоза. Прочность льда можно проверить, посмотрев на его структуру и оттенок.
7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций
Обилие сокуев и наплесков на берегу делает его для малых судов почти неприступным. Росту сокуев способствует выбрасываемый волнами лед-шорох. Из шороха также формируются сокуи, наплески, блинчатый лед и колобовник, а иногда ледяные валы. На наветренных сторонах скал высота сокуев может достигать 20-30 м. Особенно часто таким ледовым панцирем покрываются скалы на мысе Кобылья Голова в Малом Море и на Ольхоне, севернее пади Узур. Что такое ледяные наплески, брызговое обледенение? Они появляются на крутых и отвесных скалах, а также на бортах и палубах судов, их такелаже и представляют большую опасность для судов. Длительное воздействие снега на различные предметы - деревья, камни, лед, инженерные сооружения. Снег, заметаемый поземкой, шлифует камни, полирует лед.
В тех местах, где снежная коррозия проявляется ежегодно, стволы деревьев с наветренной стороны голые, не имеют ветвей, а кроны их приобретают флагообразную форму. Снежная коррозия очень хорошо видна на наветренных частях стволов деревьев на западном побережье Байкала и у верхней границы распространения древесных растений на горных склонах. Когда на Байкале бывает «артиллерийская канонада»? Ежегодно зимой, после замерзания всей акватории озера.
Одна из главных точек притяжения — поселок Листвянка, примерно в часе езды от Иркутска. Там есть не только колесо обозрения, живописная набережная, но и горнолыжная трасса. Для истинных ценителей природы есть еще одна обязательная остановка. Стоит спуститься обратно к берегу, и вот ты уже в байкальском центре ездового спорта. Всего в центре 70 четвероногих спортсменов. Несмотря на то, что выглядят они все по-разному , их объединяет один общий бренд — байкальские хаски.
Зимой 2022—2023 годов на Байкале официально зафиксировали семь провалов транспорта под лед, три из них — полные. Погибших нет, пострадавшие отделались мокрой одеждой и переохлаждениями. Ну и штрафами — за выезд на лед в неположенном месте. Кстати, штрафы эти признаны компетентными структурами недостаточными для того, чтобы отбить у автомобилистов желание покататься по льду вне переправ, и сейчас законодатели рассматривают вариант кратного увеличения. Ну а те, кто провалился, еще и оплачивают подъем автомобилей из-подо льда. Чтобы погулять подальше от берега, туристы и просто отдыхающие пользуются услугами судов на воздушных подушках — «Хивусов». Это очень прибыльное дело — по словам Сергея Заболотского, заместителя начальника полиции Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте, на Байкале работает около сотни «Хивусов»: в среднем 30—40 на Ольхоне и около 50 в Листвянке. И не факт, что у всех у них есть разрешения на перевозку пассажиров или лицензии. Лучше пользоваться услугами тех перевозчиков, которые не поленились получить все нужные для работы документы. Всего в ходе зимнего сезона 2022—2023 годов транспортными полицейскими было проверено более 60 судов, 17 судовладельцев привлечены к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии.
Расскажу, чем Байкал отличается от других озёр, почему до него действительно нужно доехать и какие факты о нём наиболее интересны и удивительны. Самое глубокое озеро планеты Первый и самый известный «титул» Байкала. Максимальную отметку глубины установили на уровне 1642 метров — это почти в пять раз больше высоты Эйфелевой башни. Средняя глубина озера около 750 метров. Ещё один рекорд Байкала — озеро считается крупнейшим пресноводным в мире. Это почти в 90 раз больше объёма Азовского моря. При этом у озера нет признаков старения — оно не заболачивается и не заполняется осадками, а, наоборот, продолжает расти. Берега озера каждый год расходятся примерно на 2 см, поэтому некоторые ученые считают, что в будущем Байкал и вовсе может стать океаном. Вода Байкала чистая и прозрачная. Многие приезжающие уверены, что её можно пить прямо из озера. Однако согласно сведениям учёных делать этого не стоит — в ходе исследований в воде обнаружены токсины, которые могут быть опасны для человека. Удивительная вода Байкала меняет свой цвет в течение года. Весной она голубая и наиболее прозрачная, а ближе к осени, когда начинают цвести водоросли и размножаться бактерии, может становиться синей и зеленоватой. Среди известных байкальских эндемиков — нерпа, осётр и омуль. Всего в озере и вокруг него обитают около 1000 видов живых организмов-эндемиков. За некоторыми из них можно понаблюдать в диких условиях. Например, на Ушканьих островах находится самое большое лежбище нерп.
50 интересных фактов о Байкале
вес вертолета или паровоза. «Буханка» едва заметно подпрыгивает на невидимой кочке и выезжает на лед Байкала. Плотность льда на Байкале пока соответствует нормативам — он не рыхлый и не игольчатый, хотя тёплая погода может быстро поменять ситуацию. блинчатый лед с окатанными и как бы завернутыми кверху краями, отчего поверхность льда становится очень неровной. На Байкале вновь открыли ледовую переправу на остров Ольхон, которую закрывали из-за разломов льда. 7 месяцев льда на Байкале: карта главных локаций.
Лед Байкала – огромный каток под открытым небом
Освобождение ото льда прогнозируется чуть позже обычного. Осадки - в норме и выше нормы. Домбровская также сообщила, что на реках Иркутской области продолжается разрушение ледяного покрова. Отмечаются ледостав с полыньями, вода на льду, ледоход и другие процессы.
Весной она голубая и наиболее прозрачная, а ближе к осени, когда начинают цвести водоросли и размножаться бактерии, может становиться синей и зеленоватой. Среди известных байкальских эндемиков — нерпа, осётр и омуль. Всего в озере и вокруг него обитают около 1000 видов живых организмов-эндемиков. За некоторыми из них можно понаблюдать в диких условиях. Например, на Ушканьих островах находится самое большое лежбище нерп. Байкальская нерпа — единственное млекопитающее озера. Учёные до сих пор не знают, как она оказалась в Байкале. По оценкам экспертов, ежегодно из таких источников в воды Байкала попадает около шести тонн нефти. Несмотря на это, водоём остаётся чистым. С природными «загрязнениями» справляются нефтеокисляющие бактерии рода Rhodococcus — они буквально «съедают» нефть и тем самым не дают ей растекаться по озеру. Добыча нефти на Байкале запрещена, так как может привести к экологической катастрофе. К тому же байкальская нефть труднодоступна, добывать её невыгодно. На Байкале есть обитаемый остров Байкал — это не только водная гладь, которая кажется бесконечной, но и несколько десятков островов. По оценкам 2017 года его постоянное население составляло 1682 человека. Приехать на Ольхон можно и нужно ради того, чтобы увидеть скалу Шаманку — одну из главных особенностей острова и место паломничество бурятских и якутских шаманов. Также на острове можно посмотреть на золотой песок Сарайского залива и вместе с местными экскурсоводами прогуляться по самым священным местам Байкала. Ольхон считается географическом и историческим центром Байкала.
Такой процесс продолжается пока вся вода не примет температуры наибольшей плотности. Таким образом, чем выше нагревается летом вода озера, чем озеро глубже, то есть чем больше мощность слоя, принимающего участие в ежегодном нагревании и охлаждении, тем больше при равных прочих условиях требуется времени для охлаждения воды осенью и для замерзания озера. Как известно, Байкал принадлежит к глубочайшим пресноводным озерам; его глубина достигает местами до 790 саж. Таким образом, в обоих отношениях свойства озера в высшей степени благоприятны позднему замерзанию. Средние температуры прибрежного поверхностного слоя воды в декабре 1897.
Следующая остановка — Кругобайкальская железная дорога длиной 80 километров. В прошлом столетии это был один из самых живописных участков Транссибирской магистрали. Теперь по этому маршруту, вдоль берега глубочайшего озера в мире, ходят только туристические поезда. Одна из главных точек притяжения — поселок Листвянка, примерно в часе езды от Иркутска. Там есть не только колесо обозрения, живописная набережная, но и горнолыжная трасса. Для истинных ценителей природы есть еще одна обязательная остановка.
Кристальный лед Байкала. Горячинск, Ольхон, Чивыркуйский залив
Ежегодно при замерзании озера на отвесных скалах образуется сверкающая корка льда высотой свыше 10—14 метров. Только в районе пролива Ольхонские Ворота было обнаружено 55 затонувших в разное время машин и катеров — большинство из них силами МЧС были подняты на поверхность, и дно пролива Ольхонские Ворота теперь стало чистым. Сотрудниками Московского института Океанологии в 2006 г. Многие из них к настоящему времени также подняты со дна Байкала. За 15 лет существования Байкальского поисково-спасательного отряда МЧС, по данным на 2017 г. К этим официальным данным для объективности картины следует добавить ещё многократные случаи проваливания транспорта под лёд, о которых владельцы не сообщают в МЧС, а производят поднятие утонувших машин и мотоциклов собственными силами. Машины ушедшие на глубину свыше 100 мподнять на поверхность невозможно, и они становятся источником загрязнения озера. В период с 2002 г. На озере Байкал обычно в марте наступает сезон массовых путешествий по льду пешком и на транспортных средствах, при этом многие выходят и выезжают на лед опрометчиво и без отсутствия опыта. Тревожной тенденцией последних лет стал чрезмерный наплыв автотуристов, стремящихся пересекать Байкал по льду на своих автомобилях без предварительного мониторинга за состоянием льда и без каких-либо согласований с МЧС.
О том, что это реально опасно для жизни и может нанести вред экологии озера, люди даже не задумываются. Фото любезно представлены МЧС по Иркутской области Подъемом утонувших машин занимаются как местные жители, так и специально подготовленные бригады МЧС и иркутской водолазной фирмы «Аква-Эко». Поднять автомобиль можно с глубины до 40—50 м, глубины в 60—80 м — предельные для работы подводников. Водолазы рассказывают, что машины почему-то чаще всего встают на дне на колеса, редко переворачиваясь на крышу. И если ее сильно не мять при подъеме, она останется в отличной форме. Делается лунка по диаметру чурки, к чурке, вставленной в лунку, привязывается ворот с длинной веревкой. Один конец водолазы цепляют за раму или фаркоп в одной точке, чтобы машина вышла на поверхность либо носом, либо задом. На краю майны сооружают стрелу из толстых бревен или специально сваренной железной конструкции длиной до 6 метров, как правило, в длину машины. Стрела устанавливается на краю льда под углом 45 градусов над водой.
Затем с помощью стрелы, вмороженной вертикально в виде шалаша в лед, в верхней точке которой устанавливают блок для троса, машину поднимают со дна и затягивают на лед. Иногда обходятся без стрелы, как, например, было с провалившимся напротив пос. Ангосолка легким ЛУАЗом. В том месте имеется мелководная банка, и сразу начинаются глубины до 130 м, машина провалилась в 1,5—2 метрах от кромки обрыва, в этом месте сильное подводное течение и бьют ключи. Лед был слишком тонким и не позволял поднять автомобиль обычным способом. Спасатели решили в салон машины завести не надутую резиновую лодку, которую затем накачали по шлангу со льда из баллона со сжатым воздухом. Этого хватило, чтобы ЛУАЗ всплыл на поверхность. Так мы подымали провалившийся снегоход, февраль, Большое Голоустное Например, в конце марта 2012 г. Наибольшее количество провалившихся машин за год зафиксировано в 2008 г.
Вместе с провалившимися под лёд машинами ежегодно гибнут люди. Фактически по этой печальной статистике на льду Байкала гибнет больше людей, чем при восхождениях на высочайшую вершину планеты Эверест, где за последние десять лет погибло 38 восходителей, а на льду Байкала за такой же период времени провалилось под лёд и погибло 63 человека, оказалось в критической ситуации на льду 203 человека, которым потребовалась помощь МЧС. Из-за изменения климата, образования неоднородного и ненадёжного льда, участившихся зимой землетрясений, сопровождающихся образованием опасных трещин на льду, в последние годы наметилась тенденция формирования более сложной, неблагоприятной с каждым последующим годом ледовой обстановки на озере, чем в предшествующее время. По наблюдению учёных за последние 75 лет средняя поверхностная температура верхнего слоя воды в Байкале увеличилась на 1,2 град, сроки замерзания озера сдвинулись почти на месяц, так крайний срок замерзания озера в 2020—2021 гг. На рискованные поездки по льду Байкала на колёсном транспорте людей провоцируют красивые зимние фото и всевозможные рассказы, как это здорово и безопасно под руководством опытного гида-проводника. Можно заплатить им деньги и сыграть в русскую рулетку — испытать свою судьбу, провалишься или нет. О запрете выезда на лёд вне официальных ледовых переправ на любом транспортном средстве и смертельной опасности забывают, как и о ст. Сообщения информационных агентств с зимнего Байкала теперь напоминают фронтовые сводки боевых потерь. Процитирую для наглядности опасности байкальского льда только некоторые из них за 2021 г.
Им удалось выбраться, но из-за тяжелой намокшей одежды они не смогли дойти до берега. К месту происшествия выехала группа спасателей на судне на воздушной подушке. Поиски места провала и пострадавших продолжались около трёх часов. У берега был обнаружен мужчина с признаками обморожения. Позже в 600 метрах от места провала на льду было найдено тело замёрзшего второго человека». RU, 26 января 2021 г. Инцидент произошел в районе мыса Хобой. После того как одна из пассажирок вышла из транспортного средства, чтобы сделать несколько фотокадров, лед под машиной просел и начал разрушаться. В это время в салоне оставались еще двое мужчин, позднее им удалось выбраться из тонущего авто, до берега пострадавшие добирались пешком.
Один из пассажиров, который был в мокрой одежде, получил обморожение второй степени тяжести. Местные жители оказали помощь туристам и отвезли их в поселок Хужир». ТАСС, 29 января 2021 г. Один человек погиб, двоих удалось спасти. Это второй за прошедшие сутки подобный случай. По данным МЧС, днем ранее в акватории озера Байкал в 30 километрах от губы Томпа в трещину глубиной три метра провалился автомобиль «Нива» с двумя рыбаками. Одному из них удалось спастись, самостоятельно выбравшись из автомобиля, другой утонул. В конце прошлой недели специалисты МЧС соседней с Бурятией Иркутской области объявили предупреждение об ухудшении ледовой обстановки на озере Байкал, где процесс ледостава этой зимой осложняется сильным ветром и землетрясениями». МЧС по Иркутской области, 2 февраля 2021 г.
По словам очевидца, в момент происшествия в машине находились три человека. Согласно предварительной информации, один из них самостоятельно выбрался из автомобиля. В МЧС отмечают, что всего в регионе за неделю погибли четыре человека в подобных происшествиях. Спасатели рекомендуют не выезжать на лед водоемов». МЧС по Иркутской области, 13 февраля 2021 г. Водитель автомобиля Toyota Hilux решил сократить путь и поехал вне пределов действующей ледовой переправы. Примерно в полусотне метров от берега транспортное средство проломило лед и затонуло на семиметровой глубине». МЧС по Иркутской области, 26 марта 2021 года «В районе пролива Малое Море Иркутской области патрульная группа спасателей в 50 метрах от берега обнаружила легковой автомобиль и двух плавающих на поверхности людей. Пострадавших — мужчину и женщину средних лет — вытащили из воды и доставили в больницу, где им была оказана медицинская помощь.
Придя в себя после шока, пострадавшие рассказали, что в салоне авто вместе с ними находился и их сын. О его судьбе родители ничего сказать не могли. Он не смог выбраться на поверхность, помогая освободиться из водного плена своим родителям». В 70 м от берега, напротив гостиницы «Маяк» в Листвянке, один из грузовиков затонул полностью. Второй грузовик продвинулся дальше и провалился частично. Водителям удалось покинуть кабины». Обычно рыбаки, пренебрегая опасностью и запрещающими знаками, едут по льду Байкала во всех мыслимых направлениях. Неоправданная самоуверенность часто заканчивается трагедией. Замерзающие люди, которым удалось выскочить из тонущей машины, оказались далеко от берега без сухих вещей и спичек.
Только чудо в лице А. Бурмейстера, случайно оказавшегося на своей машине именно в это время и в этом месте, спасло практически замерзших людей от верной гибели. Вот что он рассказывает об этом случае: «Мы искали объезд трещины и наткнулись на свежую майну со следами только что ушедшей под воду машины.
Замерзание начинается в бухтах, а густой лед устанавливается в южных частях. Северная часть озера покрывается льдом раньше южной. Где самый толстый лед?
Антарктический Ледяной Щит — это грандиозное ледяное царство на Земле, покрывающее почти всю Антарктиду. Его обширные ледяные просторы занимают площадь в 14 миллионов квадратных километров, что делает его самым большим скоплением льда на планете. Огромный объем льда, составляющий 26,5 миллионов кубических километров, свидетельствует о колоссальной массе ледяного щита. Что такое русский поцелуй? Русский поцелуй, хоть и менее страстный, чем французский, тоже очень интересен. Это так называемый купеческий поцелуй: троекратное лобзание в обе щеки.
В этой поездке у нашей Suzuki ожидается юбилей, 100 тысяч пробега. И вот, мы едем на Байкал! День первый. Забайкальский край в окрестностях Читы провожал нас бесснежными пейзажами, словно была не весна, а поздняя осень. Радовало, что дороги были чистые, без снега. Единственный минус, встречается много фур и машин, везущих с востока автомобили. В районе Хилка наконец-то появился снег, пейзажи стали более радостные. Остановились на минуту на Хилокском перевале около Ступы просветления. А дальше уже было все замечательно — леса, горы, снег и ожидание новых приключений. По давно сложившейся традиции заехали в дуган Хилокской долины, в котором расположены огромные буддийские статуи.
Он расположен недалеко от Бады за гостиницей «Сааган Дали». Первый раз мы были здесь в 2014 году, когда, проезжая мимо гостиницы, издалека заметили огромную зеленую статую. Оказалось, что это статуя богини Зеленая Тара, а еще через два года там появилась Белая Тара. В 2019 году на территории дугана возвели большую белую статую Будды Арьябалы Авалокитешвары, одной из главных божеств в буддизме, вoплoщeниe бecкoнeчнoгo cocтpaдaния вcex Бyдд. Каково же было наше удивление, когда, зайдя на территорию дугана, мы обнаружили еще одну статую, летом ее еще не было! Эта удивительно яркая, выразительная шестирукая статуя сильно отличалась от трех предыдущих. Уже позже, вернувшись домой, мы узнали, что это самая большая в России буддийская статуя Махакалы Гомбо сахюусана, ее освятили 15 октября 2022 года. Основная миссия божества Махакалы убирать препятствия, преодолевать сложности, помогать людям, стремящимся к духовному пробуждению, увеличивать силы и накапливать знания. Просто удивительно, какой малый срок понадобился для возведения этой статуи. В этом помогли и власти региона, и верующие, и просто неравнодушные люди.
На стене здания висят списки с фамилиями людей, которые внесли пожертвования на возведение статуи, там сотни фамилий! На территории дугана, как обычно, никого не было, и мы в очередной раз порадовались, что калитка в ограждении открыта и можно спокойно пройтись по святому месту, покрутить молитвенные барабаны с мантрами и отправиться в дальнейший путь. Через некоторое время наше внимание привлекли десятки сломанных или вывороченных с корнями деревьев. Хвоя была еще зеленая, видимо, совсем недавно здесь прошел какой-то страшный ураган. Так было обидно за наши леса, которые и так постоянно страдают от пожаров и незаконных вырубок, а тут еще и сама природа безжалостно уничтожает их. В районе реки Норты заехали на глазной источник, около него останавливается много фур и легковых автомобилей. Люди набирают воду целыми канистрами, видимо, хоть источник и называется глазным, вода в нем питьевая. Мы тоже набрали небольшую бутылку воды и отправились дальше. На обед остановились в недавно открывшемся кафе «Тибет». Буузы и чебуреки были очень вкусными.
Правда, их пришлось ждать минут 15, но зато они были свежайшими, только что приготовленными. Когда мы стартовали из Читы, у нас была мысль ехать до Горячинска два дня, не гнать, не торопиться, останавливаться во всех интересных местах. Но дорога была настолько хороша, без снега и гололеда, что мы решили до темноты доехать до места. Позвонили в нашу гостиницу, убедились, что наш номер свободен, и уже без остановок помчались в Горячинск. Правда, на перевале за Улан-Удэ наша решимость немного поубавилась — пошел густой снег, замела поземка, видимость стала почти нулевая. Оставалась надежда, что, когда мы проедем перевалы, погода изменится к лучшему. Так и оказалось, и уже часов в 19 мы были в Горячинске. День второй. Проснувшись, мы пошли знакомиться с гостиницей. Гостевой комплекс «Горячий ключ» не обманул наши ожидания.
Номер был идеально чистый, с душевой кабиной, холодильником, телевизором, белоснежным постельным бельем и полным набором чайно-кофейно-мыльных принадлежностей. Стоимость номера в среднем было 4 тысячи рублей в сутки разная в будни и в выходные дни. В эту стоимость включены бесплатные завтраки и бесплатное посещение бассейна, правда, только в утренние часы и в будние дни. На завтрак были на выбор омлет, глазунья и каша, каждый раз разная. К этим блюдам прилагалась колбасно-сырная нарезка, масло сливочное, выпечка, джем… в общем, всего этого было достаточно, чтобы долго не испытывать чувство голода. Отдельный двенадцатиметровый бассейн тоже был хорош. Вода комфортная, есть небольшой водопад, играющий роль душа Шарко, детский бассейн, чистые полотенца — что еще нужно? После завтрака и купания в бассейне пошли в центр поселка. Нам нужно было найти контору турбюро «Кристальный Байкал» и заказать экскурсии. К сожалению, домик, где находилось турбюро, был закрыт, пришлось договариваться об экскурсии по телефону, завтра мы едем на Ольхон!
Жизнь в зимнем Горячинске почти замерла. От лета остались только призывные вывески по поводу кафе, сувениров и свежего разливного пива. На самом же деле все это было закрыто, даже многие дома, судя по нехоженым дорожкам, были нежилыми. Но сам курорт жил и действовал… Все так же встречает гостей мать Бурятия. Так же стоит, спрятавшись в соснах, дедушка Ленин. Озеро не замерзает и красиво смотрится среди белоснежных берегов. Источник в беседке такой же горячий, и даже находятся смельчаки, которые греют ноги в теплом ручье. И вот, наконец-то лед Байкала. То, что мы так давно хотели увидеть! На выходе из центральной улицы на льду стоят разные снегокаты, бананы, во льду выбита ледяная чаша для аттракциона.
Все это было нам не очень интересно, главная радость дня — то, что даже здесь было много чистого, свободного от снега льда, и он был очень красив! Даже здесь льдом хотелось любоваться бесконечно, смотреть на разные трещинки, пузырьки и кристаллы. А что же будет завтра, на Ольхоне? Солнце в этот день едва пробивалось через серые тучи. Мы побродили среди занесенных снегом торосов и отправились домой. День третий. Сегодня самый ответственный день, сегодня мы увидим то, ради чего затеяли эту поездку — настоящий лед Байкала! К сожалению, нам предложили ехать на УАЗе «буханке», хотя мы рассчитывали на хивус, судно на воздушной подушке. Экскурсия на УАЗе стоила 6500 руб. На хивусе, конечно, намного дороже, но нам казалось, что он комфортнее и, главное, безопаснее.
Оказалось, что мы едем в связке из нескольких «буханок» плюс один легковой автомобиль, владелец которого заплатил гидам за возможность ехать с нами.
Где искать всю эту красоту? Лучшими местами, где можно найти чистый прозрачный лед на Байкале, обычно называют пролив Малое Море и заливы острова Ольхон. Дующие там ветра сметают весь снег со льда и можно наблюдать прозрачный лед Байкала во всем его великолепии. Скопление метановых пузырьков можно поискать возле села Большое Голоустное, в бухте Песчаной, у поселка Бугульдейка и на озере Ханхой на острове Ольхон.
Остров Ольхон Одно из самых популярных и красивых мест на зимнем Байкале — это остров Ольхон. Ледяные пещеры можно найти вдоль мыса Хобой. Виды там, действительно, захватывающие: застывшие волны, бывает, достигают более 30 метров в высоту. Байкал славится скалой Шаманкой, которая находится на мысе Бурхан там же — на Ольхоне. Зимой большая её часть покрывается льдом, а неподалеку можно найти красивейшие гроты.
Урочище Узуры на острове Ольхон — место особенное. Здесь шикарные ледяные торосы, прозрачный лед, и невероятные рассветы — льдины начинают блестеть, сверкать и переливаться то оранжевым, то розовым, то багровым. Лёд и пламя во всем великолепии. А сразу после рассвета начинаешь замечать и все трещины, узоры и многослойость льда. Малое море Малым морем называется та часть Байкала, которая находится между материком и островом Ольхон.
Здесь властвует сильный ветер сарма, осенью он разбивает о скалы волны, которые моментально застывают. Чтобы посмотреть Малое Море, лучше приезжать на остров Ольхон или в Сахюрту.
Топ-5 видов байкальского льда
На Байкале сейчас можно наблюдать самое необычное и красивое явление - становление льда | сколько метров? (видимая глубина). |
На Байкале сейчас можно наблюдать самое необычное и красивое явление - становление льда | Формирование льда на Байкале стартует в конце декабря – начале января, достигая максимальной толщины к середине февраля – началу марта. |
Лед Байкала - уникальное природное явление, которое поразит вас! | В Ольхонском районе в Усть-Ангинском заливе Байкала лед толщиной 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров. |
На Байкале продолжает «играть» лёд | К марту толщина льда достигает одного метра. |
У вас включен VPN?
Чтобы мониторить выезд транспорта на опасные участки, с сегодняшнего дня спасатели организовали на Байкале мобильные посты. Толщина льда может достигать полутора-двух метров, видов которого на Байкале можно насчитать около 50 — это и колобовник, и сало, сокуи, гвоздики и пузыри. В основном в это время, когда погода мягче, а лед капитально встает, организуют походы по льду Байкала, разные кемпинги, катание на коньках, лыжах, на хивусах – судах на воздушной подушке». сколько метров? (видимая глубина). Ледовый покров почти полностью установился на Байкале, толщина льда колеблется от 14 до 30 см, сообщил журналистам начальник отдела гидропрогнозов Иркутского. Начало марта на Байкале — почти идеальное время для того, чтобы прокатиться на судне-амфибии.
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
На самом деле на Байкале насчитывается более 50 видов льда, каждый из которых уникален и красив по-своему. Лед на Байкале достигает до 1-2 метров толщины к концу января. Как передвигаться по льду Байкала Лед на озере очень прочный, толщиной более метра, и может выдержать автомобиль. В Ольхонском районе в Усть-Ангинском заливе Байкала лед толщиной 50-60 сантиметров, в районе Бугульдейки вдоль береговой полосы – 40-50 сантиметров.