Уже в 14 лет Майя Плисецкая впервые вышла на сцену в Свердловске с партией «Умирающий лебедь». 2 мая 2015 г. в Германии на девяностом году жизни от сердечного приступа скончалась знаменитая балерина Майя Плисецкая. Смотрите видео онлайн «Майя Плисецкая "Умирающий лебедь"» на канале «Котики и Собачки в Эфире» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 17 сентября 2023 года в 3:05, длительностью 00:04:30, на видеохостинге RUTUBE. По материалам мемуаров Майи Плисецкой «Я, Майя Плисецкая», книги Азария Плисецкого «Жизнь в балете. Принимать поздравления Майя Плисецкая будет вдали от Москвы.
Танец смерти: Майя Плисецкая в роли умирающего лебедя, вызывающая восторг и трепет
Майя Плисецкая Артистическая карьера знаменитости официально завершилась в возрасте 65 лет. Но еще несколько лет она продолжала появляться на сцене с поставленном для нее лично хореографическом номере. Майя Плисецкая на сцене Личная жизнь артистки В ранней молодости Майя пережила неразделенную любовь к коллеге Вячеславу Голубеву, а позже вышла замуж за партнера по сцене Мариса Лиепу. Мужчина был младше звезды более чем на 10 лет.
Трех месяцев оказалось достаточным, чтобы понять: двум сильным личностям трудно ужиться вместе. А «чудесный» в начале недели муж к выходным неожиданно превращался в «ужасного». Мужем балерины стал композитор Родион Щедрин.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин Ах, сколько грандиозных совместных проектов создала эта талантливая пара! Он дарил возлюбленной не бриллианты, а балеты. Счастливая пара Супруг понимал и разделял взгляды артистки на материнство.
Осознанные и убежденные child-free, муж и жена посвятили свои жизни искусству и вошли в историю. Если бы у нас был даже один ребенок, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него.
Последние годы жизни женщина провела с мужем в Мюнхене. Супруги прожили вместе 57 лет. Не обремененная бытом и хозяйственными хлопотами, красавица до последнего вздоха оставалась вне возраста и времени.
Майя Плисецкая с мужем Причина смерти Майи Плисецкой Майя Михайловна даже в преклонных летах представляла собой образец красоты, ухоженности, стиля и грации. Известно, что ее гардероб наполняли наряды от знаменитых дизайнеров. К услугам знаменитости были все современные достижения в сфере красоты и здоровья.
Тогда уже в очаровательной головке юной Майи зрела мечта о балетном училище. Эксперты, оценивавшие потенциальных воспитанниц, были восхищены пластикой, гибкостью, легкостью и грацией девочки. Ради Майи комиссия даже поступилась своими принципами и правилами. Девочку приняли, хотя до нужного возраста не хватало целого года. Майя Плисецкая в «Щелкунчике» Когда в стране началось трудное время с репрессиями и арестами, первыми жертвами стали родители Плисецкой: отца расстреляли, беременную мать отправили на поселение в глушь. Майю приютила тетя Суламифь. В эвакуации в Свердловске Плисецкая впервые станцевала в постановке «Лебединое озеро», одной из создательниц которой была ее легендарная тетушка. Партию умирающего лебедя за свою жизнь балерина исполнила почти 800 раз.
В труппе Большого театра успех к начинающей артистке пришел не сразу. Дядя, руководивший учреждением искусства, принципиально не ставил девушку на главные роли, и Майя прозябала в кордебалете. Но спустя короткое время оказалось, что ее талант скрывать нельзя. Вскоре зрители стали ходить «на Плисецкую», чтобы увидеть ее фирменный длинный прыжок. Майя Плисецкая в молодости Природные данные позволяли не изнурять себя тренировками, а любая роль доставляла Плисецкой истинное наслаждение. Наверное, в этом и состоял успех великой балерины. На представлениях с участием знаменитости всегда был аншлаг, а видные деятели страны считали моветоном не следить за ее творчеством. Специально для нее была поставлена «Кармен».
Этот спектакль стал главной вехой в ее творческой биографии и прославил танцовщицу на весь мир. Кармен В 80-е годы Плисецкая попробовала себя в качестве худрука Римского театра оперы и балета. Майя Михайловна написала автобиографическую книгу в нескольких томах.
Случился официальный дебют Майи с уже знакомой партией «Умирающий лебедь».
Несмотря на то, что в первое время Майя выступала на заднем плане и получала минимальную зарплату, успех пришел к ней довольно скоро, когда она исполнила прыжковую мазурку в «Шопениане». После этого выступления Плисецкая начала получать первые сольные роли в спектаклях. В 1950 году Майя впервые станцевала партию Китри в «Дон Кихоте», определив судьбу еще одной будущей звезды советского балета Рудольфа Нуриева. Он смотрел этот спектакль, будучи еще 13-летним мальчишкой, и рыдал от счастья, настолько вдохновила его Плисецкая.
Необходимо отметить, что данную постановку исполняло множество балерин. До Плисецкой ее танцевала Анна Павлова. Эта балерина полностью чувствовала характер постановки и могла передать всю ее суть. В свою очередь Плисецкая отличалась особой нежностью и грациозностью.
Именно поэтому смотреть постановку с ее участием можно бесконечное число раз. Балерина предстала в этой постановке грациозной и нежной.
Величайшая танцовщица нашего времени Майя Плисецкая ушла из жизни
Новости ВФМ-2024 Выставка "Россия" Военкоры Игры Отдых в России Наше кино Украина: сводка Происшествия Афиша. «Умирающий лебедь» Плисецкой не был повторением исполнения Павловой, Дудинской или Тихомирновой – ее танец был ее собственной фантазией на музыку Сен-Санса. И с тех пор на многие годы вперед страна знала, что эталонные «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Умирающий лебедь» – только с ней, с Плисецкой. 51153_ Майя Плисецкая, Умирающий лебедь Надя РУШЕВА. Собственно, вдохновившись особой пластичностью этих рук, Суламифь Мессерер и поставила для своей 14-летней племянницы Майи знаменитую миниатюру Сен-Санса «Умирающий лебедь». «Умирающий лебедь» (1976 год). 4:48. 16.039. 3:41 ВОЛОЧКОВА,ПЛИСЕЦКАЯ,ОСИПОВА-Чернъй лебедь(сравнение).
За пределами Большого
Ведь с этого момента начинаешь подсознательно готовиться к грандиозному и редкому юбилею. За данные годы, конечно, в арсенале каждого человека накапливается немало достижений, тем не менее за плечами Майи Михайловны настолько внушительный список побед, что... Она являет собой уникальнейший пример творческого долголетия: танцевала больше полувека! Руки Плисецкой неповторимы, выразительны, она могла руками говорить со зрителем! Так смеяться могут только очень хорошие люди... Кстати, она ведь отличный балетмейстер и писатель прекрасный в печать уже вышли две её книги — «Я, Майя Плисецкая... Нет на сегодняшний день более значительной фигуры в хореографии, чем Плисецкая. Да, завораживающие движения рук примы часто сравнивали с трепетом крыльев плывущего лебедя...
Нельзя потерять мяч… Человек находится в страшном напряжении.
С Родионом Щедриным они поженились не сразу 50-летний брак с композитором Родионом Щедриным, полный любви и гармонии, - яркий показатель преданности и постоянства. Однако, после начала совместного проживания, расписываться они не спешили. Говорят, идея поставить штамп в паспорте пришла Майе Михайловне - так ей было бы легче выехать на гастроли за границу. В детстве хотела быть актрисой Не раз в своих интервью Майя Михайловна отмечала, что хотела быть в детстве актрисой - как её мать. После того, как родители будущей балерины были расстреляны, воспитанием девочки занялась солистка Большого театра, балерина Суламифь Мессерер. Номер «Умирающий лебедь», ставший впоследствии фирменным знаком Майи Михайловны, поставила она. Она всегда следила за питанием и ненавидела курящих Это сейчас не курить и не пить алкоголь - считается модным трендом, в советское время же курили практически все. Однако, Софья Михайловна всегда трепетно относилась к своему здоровью и никогда не курила и не жаловала курильщиков.
К алкоголю она тоже относилась к осторожностью, могла лишь изредка позволить себя бокал вина.
Также известна своим феноменальным творческим долголетием [20]. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра. Хотя и танцевала в некоторых балетах Юрия Григоровича , постепенно встала в оппозицию главному балетмейстеру Большого театра, с годами деление на «партию Григоровича» и «партию Плисецкой» только усиливалось. Спустя несколько лет она выбрала «Анну Каренину» для своего балетмейстерского дебюта и сама вышла на сцену уже в главной роли. Плодотворно сотрудничала с Морисом Бежаром , поставившим для неё балеты « Айседора » 1976, театр де ла Монне [21] , «Леда» 1978, партнёр — Хорхе Донн , там же и « Болеро » начиная с 1978 года , « Курозука » 1995, новая версия балета 1988 года, партнёр — Патрик Дюпон , Дворец Шайо [22] и номер «Ave Maya» 1995 [23]. Пробовала себя в жанре фламенко , участвуя в постановках хореографа Хосе Гранеро «Астурия» 1991 и «Мария Стюарт». Выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как « Анна Каренина » 1972, совместно с Натальей Рыженко и Виктором Смирновым-Головановым , « Чайка » 1980 и « Дама с собачкой » 1985 , исполнив в них главные женские партии.
По утверждению балерины, так как «мы десятилетиями сидели на диете», ставить самой себе балеты ей пришлось от безысходности, «на почве необходимости». Она мечтала работать с Леонидом Якобсоном и другими современными балетмейстерами, однако такой возможности у неё не было. Хореографом себя не считала: «Я импровизатор.
Ведь там не существует жалости, каждая балерина хочет быть лучшей, хочет быть первой и неповторимой. Вот только достичь таких высот сможет далеко не каждый человек, а только самый талантливый и одаренный. Например, такой, как легендарная балерина Майя Плисецкая. Она стала самым настоящим воплощением классического русского балета, знаменитого на весь мир. Ее до сих пор ставят в пример многим девушкам и женщинам, ведь Майя — образец идеальной балерины. Именно ее называли образцом феноменальной пластики тела и манерности движений. У нее была невероятно гибкая спина, фантастически легкий шаг и удивительный собственный стиль, который нередко используют в своих выступлениях и современные балерины.
Майя Плисецкая. Умирающий лебедь ❤. Встречайте👏🏻
Фотографии, запечатлевшие этот потрясающий момент, захватывают дух и открывают перед нами величие балета. Магия плавных движений: последние мгновения умирающего лебедя в исполнении Майи Плисецкой - смотрите в нашей подборке Майя Плисецкая Умирающий лебедь Танец умирающего лебедя в исполнении Майи Плисецкой напоминает нам о том, что красота и прекрасное могут существовать даже в самых трагических моментах жизни. Балет становится не только искусством, но и способом выражения глубоких чувств и эмоций.
На одной из таких Неру рассказал балерине легенду про лебедя, которая гласит, что эта птица является самой верной. Именно из-за этой красивой истории "Умирающий лебедь" был так любим в Индии. Этот танец для нее специально поставила тетя Суламифь. Она не раз отмечала красивые и пластичные кисти рук Майи. Сама Плисецкая говорит, что выходила на сцену в образе легендарного Лебедя более восьмисот раз. В КГБ рассматривали дело против балерины, полагая, что она тесно общается и переписывается с иностранцами, и может быть шпионом британской разведки. Действительно, Майя Михайловна находилась в близких дружеских отношениях с Робертом Кеннеди. Младший брат президента не таил своего благоговения перед русской балериной.
Он часто поздравлял ее с днем рождения, который, кстати, у них был общим. Его первым подарком стал золотой браслет, инкрустированный двумя брелоками: на одном был изображен Скорпион — их общий знак зодиака, а на втором — Архангел Михаил. Но ее интересовало только творчество, а быть "на побегушках у власти" она не намеревалась.
Адвокаты артистки подали исковое заявление о защите чести и достоинства в Пресненский районный суд города Москвы, который удовлетворил иск балерины в мае того же года, постановив, что никакой дочери у неё нет [17]. В 2001 году Московский городской суд оставил решение в силе [18]. Творчество[ править править код ] Майя Плисецкая в балете «Ромео и Джульетта», 1961 год Майя Плисецкая — обладательница выразительной пластики, феноменального прыжка, гибкой спины, лёгкого шага и высокой музыкальности. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па , так и всего рисунка партии в целом [20]. В её пластике танцевальное искусство достигло высокой гармонии [4].
С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов. Также известна своим феноменальным творческим долголетием [20]. После ухода со сцены Галины Улановой в 1960 году стала прима-балериной Большого театра.
Майя Плисецкая 1974 В 1990 году Плисецкая в последний раз вышла на сцену Большого театра как прима труппы. После спектакля «Дама с собачкой» худрук Юрий Григорович уволил балерину, разменявшую седьмой десяток, а также ее куда более молодых коллег Владимира Васильева и Екатерину Максимову. Она сотрудничала с лучшими хореографами, к примеру, Роланом Пети и Морисом Бежаром, исполнила главную партию в балете «Безумная из Шайо». В 1995 году Плисецкая основала международный конкурс балета «Майя», первый из них состоялся на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Bolero Морис Равель. С ее участием вышли десятки телеспектаклей, а на большом экране она создала образы Бетси Тверской в «Анне Карениной» 1967 года, итальянской певицы Дезире Арто в фильме «Чайковский», Марины Полозовой в «Фантазии», снятой Анатолием Эфросом по мотивам произведения Ивана Тургенева «Вешние воды». Поклонники запомнили любимую балерину и в образе Музы в фильме Ионаса Вайткуса «Зодиак». В нем она исполнила главную партию Небесной Феи. В 2003 году ставила там же танец в мюзикле «Аида». В зрелые годы балерина продолжала учить молодые дарования Историю жизни балерина подробно рассказала в автобиографии «Я, Майя Плисецкая». Личная жизнь Майи Плисецкой По признанию Плисецкой, она с юности была весьма влюбчивой. Ее первой большой любовью стал партнер по «Лебединому озеру» Вячеслав Голубин, но романтика отношений вскоре сошла на нет. Позже у нее завязался бурный роман с артистом кордебалета иранского происхождения Эсфендьяром Кашани. Майя не скрывала чувств, регулярно и открыто приезжая на шикарном лимузине в коммуналку на Шаболовку, где жил ее избранник. Отношения стали настолько серьезными, что Эсфендьяр был представлен родне балерины как жених. Но свадьба так и не состоялась, поскольку Майя охладела к возлюбленному. Статный красавец был на 11 лет моложе. Балерина предложила Марису стать ее партнером в «Лебедином озере», что вознесло его в ранг первых исполнителей. Затем помогла ему выехать на заграничные гастроли, а вскоре пара официально зарегистрировала отношения. Вместе они прожили всего три месяца, после чего решили расстаться. По словам балерины — «не сошлись характерами». Она была старше на семь лет, но очаровала Щедрина настолько, что вскоре он сделал ей предложение. В 1958 году пара расписалась. Майя Плисецкая и Родион Щедрин в молодости «Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», — рассказывала Плисецкая о муже. А супруг во всем поддерживал ее и отстаивал ее интересы перед советским правительством. Именно благодаря его стараниям прима получила возможность выезжать за рубеж. Майя Плисецкая с мужем и любовью всей жизни По слухам, Майя и в браке позволяла себе бурные романы, так, ей приписывали отношения с братом президента США Джона Кеннеди Робертом. Несмотря на отсутствие детей, вместе со Щедриным они прожили более пятидесяти лет и создали шедевры, навсегда изменившие мировой балет. Смерть и память В последние годы жизни балерина не выходила на сцену. Она давала мастер-классы, жила в Мюнхене, иногда приезжая в Россию, писала мемуары. В 2010 году вышла третья автобиография Плисецкой «Читая жизнь свою…». Майя Плисецкая в последние годы жизни В 2015 году Большой театр готовился чествовать приму — в ноябре ей должно было исполниться 90.
Categories
- Майя Плисецкая "Умирающий лебедь" - YouTube
- Танец смерти: Майя Плисецкая в роли умирающего лебедя, вызывающая восторг и трепет
- Умерла балерина Майя Плисецкая
- Три года без легенды: знаменитые партии Майи Плисецкой
Три года без легенды: знаменитые партии Майи Плисецкой
Спустя годы он вспоминал: «Я не плакал, я рыдал. Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене». Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре Много лет Майе Плисецкой не повышали зарплату. Она часто гастролировала по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артистку отправили в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ. Когда балерина вернулась в Москву, то поняла, что стала «невыездной»: ее не взяли на гастроли в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не получила разрешение на выезд: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Позже Плисецкой рассказывали, что в 1958 году в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании.
В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она впервые была балетмейстером и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру раскупили: «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Извержение Везувия», — писала Плисецкая в своей автобиографии. Балерина вспоминала: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет». Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Американцы встретили знаменитую балерину с восторгом. Партии Майи Плисецкой были построены на новаторских приемах, и публика, которая привыкла к традиционной пышной хореографии этого спектакля, встретила его прохладно. На премьере мы ах как старались!
Из кожи лезли. Но зал Большого был холоднее обычного. Не только министр Фурцева и ее клевреты, а и добрейшая ко мне московская публика ждали второго «Дон Кихота», милых вариаций на привычную им тему. Бездумного развлечения. А тут все серьезно, внове, странно. Аплодировали больше из вежливости, из уважения, из любви к предыдущему. А где пируэты? Где шене? Где фуэте? Где туры по кругу?
Где красавица-пачка проказливой Китри? В 1983 году директор Римского театра оперы и балета пригласил Плисецкую занять пост художественного руководителя. Там балерина с собственной театральной труппой поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За спектакли в Римской опере Майя Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида, руководила труппой Национального балета Испании. Несмотря на это, Плисецкая говорила, что никогда не считала работу балетмейстера своим призванием. Никогда не рвалась я в хореографы. Не жгла меня эта страсть муками. По всей натуре своей я более исполнительница.
Врачи боролись, но ничего не смогли сделать». Майя Плисецкая будет похоронена в России. Соболезнования родным и близким выразили Президент России и Премьер-министр в своем Facebook : «Майи Плисецкой больше нет с нами. Но остались легендарная Кармен, Одетта-Одиллия, Раймонда. Остался ее Танец. Майя Плисецкая — одна из самых знаменитых и титулованных балерин за всю историю танца.
Неизменными в образе примы остаются театральный макияж с черной подводкой для глаз и красной помадой, а также низкий конский хвост или пучок. Немаловажную роль в жизни Плисецкой сыграла и модельер Коко Шанель, некогда сказавшая знаковую для той фразу: «Характер — это и есть судьба». Не так давно Майя Михайловна и её муж композитор Родион Щедрин отпраздновали золотую свадьбу. Супруги всегда вместе. Не имея детей, они полностью растворены друг в друге. Как глубоко музыкальный человек, Щедрин дарит на юбилеи своей любимой не украшения, а собственные произведения. И артистка абсолютно счастлива. В честь балерины даже назван астероид 4626 Plisetskaya, открытый 23 декабря 1984 года астрономом Крымской астрофизической обсерватории Людмилой Карачкиной.
Потому что продлить балетный век можно, только прыгая - сохраняя легкость. Первым уходит прыжок. В классе встать с Плисецкой делать перекидное жете было опасно - она прыгала выше, чем мужчина. Я помню, просто обалдел, когда первый раз увидел. Это снято в "Бахчисарайском фонтане", когда она идет по кругу, видно, что делает эти перекидные бедрами - абсолютно мужским приемом. Но пленка полного впечатления от этого прыжка не передает. Во-вторых, был громадный шаг. Когда Майя Михайловна пришла в класс Мессерера, Уланова и Лепешинская просили ее: "Майя, не поднимай ноги выше 90 градусов, это не нужно". Плисецкая первая стала высоко поднимать ноги. Третье - вращение: замечательное шене, туры-пике. И, конечно, законченность поз - или пластичных, или резких. До нее так никто не заканчивал балетную фразу. Это тоже можно на пленке увидеть: шене - и железная остановка, потом она сама ее снимает. Танцевать любила, знала, что это ее жизнь. И после травмы занималась идеально! Все постепенно уходят из класса - она занимается. Часто и я ухожу из класса и вдруг слышу ее голос: "Валерик, осталось потерпеть 15 минут. Не научишься терпеть - не будешь танцевать хорошо". Я оставался. Терпение - этому она меня учила. Вот это о технических данных для балета, которые у Плисецкой уникальны. Теперь внешний рисунок. Это трудно описать, потому что такое впечатление, будто она - это рисунок Модильяни: библейский профиль, длиннющая шея, идеальные плечи, лопатки, спина, немножко коротковатые ноги, но, когда встает на пальцы, они уравновешиваются. Удлиненная талия, которая дает идеальную посадку пачки, которая на ней сидела, как на королеве. Руки - ну, что говорить о ее руках, когда все уже сказано?! При этом правильная постановка рук: умение правильно "взять" движение, правильно держать локти. Такой внешний рисунок тоже уникален, я лично видел такой, может, еще у Софии Лорен. Поэтому к концу карьеры Плисецкая просто гениально продолжала танцевать "Айседору": каждое положение как будто из Греции, настолько все продумано, настолько красиво. Не только так поставлено - настолько она сама такая. Даже замечательные волосы. Я помню детское свое впечатление, когда увидел постановку "Спартака" Моисеева: она там стояла на скале со своей рыже-красной гривой - конечно, незабываемо! Продлить балетный век можно, только если обладаешь такой совершенной эстетикой. Теперь ум. Она вовремя задумалась и правильно выстроила режиссуру своей карьеры.
Танец смерти: Майя Плисецкая в роли умирающего лебедя, вызывающая восторг и трепет
Её называют преемницей Майи Плисецкой, а на Западе считают «главным русским лебедем». Творчество выдающейся русской танцовщицы Майи Плисецкой, несомненно, послужит достойным примером для начинающих балерин, которые делают свои первые шаги в танцевально-балетном кружке. Майя Плисецкая исполняет партию «Умирающий лебедь». Одной из величайших исполнительниц “Лебедя” стала Майя Плисецкая. Майя Плисецкая. Её называют преемницей Майи Плисецкой, а на Западе считают «главным русским лебедем».
Майя Плисецкая
О великой балерине до недавнего времени напоминало разве что яркое панно бразильского художника Эдуардо Кобры, запечатлевшего ее в образе «Умирающего лебедя». Знаменитый композитор не раз признавался, что Майя Михайловна очень любила этот уголок в центре Москвы. И каждый раз, прилетая на родину последние годы жила в Германии. Супруга ответила: «Я уже живу, и это Москва». Сегодня Майя получила вечную прописку в своем родном городе. На открытие монумента Родион Щедрин специально прилетел из Мюнхена. Ее запечатлели в образе Кармен, с которым вошла в историю мировой хореографии. Эту роль Майя любила больше других.
Автор скульптуры — заслуженный художник России Виктор Митрошин. Помогали ему архитекторы Алексей Тихонов и Василий Перфильев. Тогда казалось, что она человек без возраста. Были уверены, что до ста лет точно доживет.
Единое слияние тринадцатой части оркестровой сюиты «Карнавала животных» с пластичными, как-бы перетекающими линиями танца «Умирающего лебедя», стало воплощением нежности, хрупкой красоты, подчеркивая ее зыбкость и ранимость любви. Номер не имеет сюжета, однако хореограф Михаил Фокин оставил «Общую картину танца», описав движения, вплоть до каждого поворота головы. Трудно переоценить вклад Анны Павловой в реализацию замысла хореографа. Ее личность придала образу и масштаб, и драматизм.
Он позвонил ей в гостиницу и сказал, что отправляется в предвыборную поездку по нескольким штатам. Просил, чтобы она оставила для него вечер 11 июня. А 5 июня на него было совершено покушение в Лос-Анджелесе. Через день американский друг Майи Плисецкой скончался… Много лет спустя Майя Плисецкая будет удостоена уже королевского внимания. После одного из ее выступлений в Мадриде у Плисецкой за кулисами были испанские король и королева, они выражали великой балерине свое восхищение. Российская балерина также удостоена звания «Почетный гражданин Испании». Я пообещала: «Моей речью будет реверанс... Я сдержала свое слово. Все программы телевизионных новостей несколько дней кряду «цитировали» благодарный спич, все показывали и показывали мой танцевальный поклон королю, королеве Софии, высшему свету».
В 2007 году блестящим исполнением «Аве, Майя», созданным Морисом Бежаром специально для Майи Плисецкой, завершился в Королевском театре Мадрида гала-концерт, посвященный этой великой русской балерине. В концерте приняли участие полтора десятка звезд мирового балета, в том числе солистка лондонского Королевского балета Royal Ballet испанская танцовщица Тамара Рохо Tamara Rojo. Порой кажется, что она — исполнительница фламенко», — сказала испанская балерина о своей русской коллеге. Всему испанскому — фламенко, корриде, гребням, цветку в волосах, мантильям, монистам? Ничего определенного сказать не могу. Но какая-то тайная связь между нами есть, — размышляет Плисецкая. И каждый момент жизни для истинного испанца — это восхождение к идеалу. Будь это любовь или свобода. С конца 1987 по 1990 год Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу «Театро лирико насиональ».
Для этой труппы она, в частности, возобновила балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, ввела в ее репертуар «Кармен-сюиту» и сама танцевала в этом балете. По инициативе Монтсеррат Кабалье приняла участие в постановке ранней оперы-балета Дж. Пуччини «Вилисы», показанной на фестивале искусств в Переладе. Впервые исполнила «Умирающего лебедя» под запись человеческого голоса — аккомпанемент для нее «напела» М. И выступила в заглавной партии балета «Мария Стюарт» на музыку Э. Впервые ступив на всю ступню в «Кармен-сюите», Плисецкая на сей раз танцевала, вовсе отказавшись от пуантов ее героиня была обута в сандалии , — и произошло это именно в Испании. Плисецкая своим творчеством в Испании заслужила самое доброе расположение королевы Софии. Вместе они уже больше 50 лет.
Совершенно естественно, что в постановку С. Мессерер Плисецкая постепенно вносила некоторые свои изменения и добавления, с течением времени номер совершенствовался и, более того, при соблюдении основного хореографического рисунка всегда носил импровизационный характер. Фокиным для Анны Павловны в 1907 году. Фокин начинал номер с того, что танцовщица в белой тюнике, покрытой лебяжьим пухом, с рубиновой брошкой «каплей крови» на груди стояла неподвижно лицом к публике, грустно склонив голову и опустив сложенные руки. Последнего такта аккомпанирующей арфы, с первым звуком виолончели она поднялась на пальцы и лишь тогда начинала тихо и грустно, как указывает сам Фокин в оставленном им описании номера, плыть по сцене, медленно поднимать руки над головой и раскрывая их, подобно крыльям, но падая при первой же попытке подняться в воздух. Музыка «Лебедя» Сен-Санса из цикла «Карнавал животных» часто исполняется на виолончели с аккомпанементом арфы — Фокин указывал на желательность именно такого музыкального сопровождения. В хореографии номера он воплотил особенности композиции Сен-Санса: плавные, бисерно-мелкие па-де-бурре соответствуют аккомпанементу, передавая трепетность и волнение лебедя.
Танец поставлен полифонически: мелкие движения ног идут в одном темпе — то убыстряясь, то замедляясь, то усиливаясь, то ослабевая, — а руки-крылья опускаются медленно, плавно — в другом. И это движение передает основную музыкальную тему Сен-Санса.
Бессмертный лебедь: великая балерина Майя Плисецкая не была святой, но ее жизнь — пример для многих
Танец смерти: Майя Плисецкая в роли умирающего лебедя, вызывающая восторг и трепет. Майя Плисецкая исполняет танец «Умирающего лебедя» / Фото. Когда Майя Плисецкая начала регулярно бывать за рубежом, она стала заказывать наряды у Готье и Сен-Лоран, но после знакомства с Карденом она одевалась только у него.
Новости по теме
- Валерий Лагунов: "Умирающий лебедь" в исполнении Майи Плисецкой - это явление в искусстве
- Плисецкая, Майя Михайловна — Википедия
- Семейные несчастья, любовь и блистательная карьера: главное о жизни Майи Плисецкой
- Триумф и любовь Майи Плисецкой
- Майя Плисецкая. Умирающий лебедь, Камиль Сен-Санс 2021 — Video
- Майя Плисецкая. Умирающий лебедь | Imperial Orchestra | Дзен