Самозанятые могут получать деньги за свои услуги как от физических лиц, так и от юридических — компаний и ИП. Самозанятые — это тоже физлица, но полномочий юридических лиц они не получают. Самозанятый имеет право привлекать третьих лиц. Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого. Можно ли быть самозанятым и в то же время официально трудоустроенным?
Самозанятый или работник: подходы судов
Ограничения по доходу. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Тем, кто планирует зарабатывать больше, этот налоговый режим не подойдет. Нельзя нанимать работников. Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. Нет социальных гарантий. Если самозанятый заболеет или захочет уйти в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно гарантированы сотруднику, работающему по трудовому договору. Ежемесячная оплата налога.
Если ИП могут платить налоги раз в квартал или вообще раз в год, главное — успеть до конца установленного срока, то самозанятые платят их каждый месяц. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому такая работа не учитывается в трудовом стаже. Самозанятым не нужно заполнять налоговые декларации и отчетные документы - это тоже одно из преимуществ нового налогового режима. Это выгодно для бизнеса с большими расходами, например на материалы для производства, а вот расходы самозанятых нигде не учитываются. Временный режим. Самозанятость — это эксперимент.
На данный момент этот налоговый режим действует до 31 декабря 2028 года. Подводные камни Как у любого налогового режима, у НПД есть свои подводные камни. Иногда они дают о себе знать еще до регистрации, а иногда — после. В некоторых случаях бывает сложно определить, кому можно стать самозанятым, а кому — нет, так как в законе указаны не конкретные профессии, а только ограничения. Возьмем, к примеру, врачей: в законе нет прямого запрета на оказание медицинских услуг, и теоретически врач может работать как самозанятый. Но для оказания медицинских услуг необходима лицензия, а выдать ее могут только индивидуальному предпринимателю или организации. Поэтому врачу сначала придется зарегистрироваться как ИП, а потом выбрать из всех существующих налоговых режимов НПД.
Вывод: важно учитывать не только положения закона о налоге на профессиональный доход, но и существующие правовые нормы по нужному виду деятельности. Что выплачивают при увольнении сотрудникам То же касается и продукции, которую запрещено производить и продавать самозанятым. Список маркируемых товаров каждый год дополняется, поэтому нужно следить за изменениями, чтобы случайно не нарушить закон. Так, например, в 2019 году под маркировку попала обувь, а в 2021 — некоторые виды молочной продукции. Еще один подводный камень кроется в оформлении документов при работе с организациями. Некоторые работодатели предлагают штатным сотрудникам расторгнуть трудовой договор и оформить самозанятость, чтобы сэкономить на страховых взносах. Это незаконно.
Самозанятые не могут сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет после увольнения. Кроме того, договор гражданско-правового характера ГПХ между заказчиком и самозанятым не должен быть похожим на трудовой, иначе у налоговой будут вопросы. Неоднозначное отношение банков к самозанятым тоже является проблемой. Плательщики НПД работают легально, но их доход считается нестабильным. Из-за этого некоторые банки отказывают самозанятым в кредите и ипотеке или предлагают менее выгодные условия, чем работающим по трудовому договору. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы.
Не все так просто и с взносами в Пенсионный фонд. Как говорилось выше, если самозанятый нигде не работает по трудовому договору, но хочет обеспечить себе страховую пенсию, он может делать взносы в ПФР. Однако это не всегда выгодно.
Больше хлопот, чем у физлица. Чек нужно сформировать и передать клиенту не позднее 9-го числа следующего месяца.
А в некоторых ситуациях — сразу после получения денег. А при повторном нарушении в течение шести месяцев штраф будет равен сумме дохода. Запомнить Самозанятость — самый простой способ получать доход легально, если работаете сами на себя, без сотрудников с трудовыми договорами. Самозанятость проще и выгоднее, чем ИП: легче зарегистрироваться, ниже налоги, нет налоговой отчетности, не нужны кассы, можно не платить страховые взносы за себя.
В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчиком денег за оказанные услуги.
Оформление платежных документов при перечислении денег за товары, работы, услуги юридическими лицами происходит в общепринятом порядке. Главное — чек, который подтвердит расходы юрлица Как происходит расчет между юридическим лицом и налогоплательщиком Налога на профессиональный доход? В нем содержатся такие сведения, как наименование товара, работ, услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, который является заказчиком услуг. Этот документ и подтверждает расходы юридического лица. Передача чека юридическому лицу происходит в момент расчета, если этот расчет произведен наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа.
Под НПД также попадают физлица, которые сдают в аренду жилые помещения — квартиры, дома и дачи. Надоело откладывать заработанные деньги в копилку или прятать в шкафу? Оформите выгодный вклад. Так вы не только сохраните средства, но и заработаете. Кому нельзя становиться самозанятым Чтобы стать самозанятым, надо соблюдать несколько важных условий : заработок не должен превышать 2,4 млн в год; предприниматель не может нанимать сотрудников; самозанятый должен заниматься разрешенным видом деятельности. Один из основных запретов — превышение лимита по доходам за год. Этим выбор не ограничивается.
Предприниматель может работать на патенте, если его деятельность позволяет применять эту систему налогообложения.
Самозанятые граждане
Самозанятые — это тоже физлица, но полномочий юридических лиц они не получают. — При работе с самозанятым организация не несет дополнительных материальных затрат в виде взносов и налогов, таким образом, выплачивая лицу лишь сумму вознаграждения, дополнительно снижая базу налога, — рассказывает Сергей Фадеев. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Может ли организация работать с самозанятым? Можно ли совмещать официальную работу с самозанятостью.
Нелегальное использование труда самозанятых: схемы, признаки и последствия
Есть ли ограничения по видам деятельности Да. Но они связаны не со статусом ИП, а с применяемым налоговым режимом. А режим ПСН по умолчанию применяется только для определенных видов деятельности см. Приказ ФНС России от 15. Нельзя стать плательщиком НПД тем, кто планирует: заниматься лицензируемыми видами деятельности; продавать подакцизные товары алкоголь, бензин, табак и т. Но реестра самозанятых в открытых источниках нет, найти про них информацию невозможно. Чем отличаются самозанятые от юридических лиц В самом начале статьи мы уже разобрали, что плательщики налога на профдоход — это всегда физические лица, в том числе ИП. В этой связи вопрос, являются ли самозанятые юр. Но, если вы решили заняться бизнесом, пусть даже очень небольшим, вопрос, как это все оформлять по закону, перед вами встанет в любом случае. Поэтому целесообразно рассмотреть отличия самозанятых от юрлиц, чтобы иметь перед собой полную картину и сделать выбор осознанно. Давайте их рассмотрим.
В отличие от общей системы налогообложения, при применении которой в состав расходов включаются любые затраты организации, являющиеся экономически обоснованными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода п. Данный перечень установлен ст. Согласно п. Расходами согласно п.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и или документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что исчерпывающего перечня документов, которые необходимо оформить для подтверждения расходов в целях налогообложения, не существует.
Кроме того, налоговое законодательство не предъявляет каких-либо конкретных требований к их оформлению. При этом из документов, которые имеются у организации, должно быть очевидно, что те или иные затраты фактически произведены. Как указано в письме Минфина России от 14. Кроме того, в письме Минфина России от 22.
Факт оказания налогоплательщику услуг выполнения для налогоплательщика работ физическим лицом на практике обычно подтверждается договором, в котором предусматривается порядок и условия приема оказанных услуг, актом приемки результатов оказания услуг выполнения работ , платежными документами. Сделки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между собой и с гражданами вне зависимости от суммы сделки должны совершаться в простой письменной или нотариальной форме ст. К заключению договора в письменной форме может привести обмен письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго п. Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю абзац второй п. Согласно ч. Поэтому чек необходим для подтверждения произведенных организацией-заказчиком затрат. В нем указывается в том числе наименование реализуемых товаров, выполненных работ, оказанных услуг и ИНН заказчика пп.
Чек может быть передан покупателю заказчику в электронной форме или на бумажном носителе чч.
Если между передачей товара, оказанием услуг и оплатой проходит какое-то время, договор заключается в обязательном порядке. Как юридическому лицу оплачивать услуги самозанятого? Процесс оплаты услуг, товаров, работы исполнителя носит упрощенный характер. Вносить оплату можно наличными, средствами с расчетного счета или даже электронного кошелька. При оплате одним из важных для ООО этапов является формирование самозанятым чека — единственного обязательного документа. Он формируется в приложении «Мой налог» и передается организации. Другие расчетные документы например, акты и счет составляются по желанию, если необходимо подтверждение периода расходов. Самые частые вопросы об оплате и чеках Обязательна ли распечатка чеков? На каком носителе будет передаваться чек, зависит только от договоренностей между ООО и исполнителем.
Его можно отправить в электронном виде на почту, в любом из мессенджеров либо распечатать и передать при встрече. Однако если самозанятый устраивается на работу в ООО, то должен быть готовым предоставлять распечатанные чеки бухгалтеру организации. Как первичные документы они подтверждают расходы компании и учитываются при расчете налога. Напоминаем, что чеки бухгалтер может хранить и в электронном виде. Срок передачи чека и ответственность за его не-передачу В договоре должны быть прописаны сроки предоставления чеков. Возможны два варианта: передача сразу после оплаты либо ежемесячно, но не позднее 9-го числа следующего месяца. Передача чека — это обязанность налогоплательщика НПД. Если исполнитель игнорирует этот факт, то организация может сообщить о нарушениях в налоговый орган. Если он этого не сделает, то не сможет вычесть расходы на оплату из налоговой базы. Самозанятому грозит штраф, если он получил оплату, но не выбил чек.
Возврат оплаты и аннулирование чека исполнителем. Как быть юрлицу? Если такая ситуация произошла, то ООО тоже обязано аннулировать чек. Это делается путем исключения соответствующей суммы из расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу. Данное требование выдвинуто ФНС и не рекомендуется его игнорировать. Можно ли чеки заменить актами?
Рифленный гурт был придуман, чтобы защитить драгоценные монеты от стачивания и подделок. Другой факт Кто может стать самозанятым Перейти на НПД могут и индивидуальные предприниматели без утраты своего статуса.
Предприниматели, которые работают по патенту, должны либо дождаться его окончания, либо отказаться от него. Под НПД также попадают физлица, которые сдают в аренду жилые помещения — квартиры, дома и дачи. Надоело откладывать заработанные деньги в копилку или прятать в шкафу? Оформите выгодный вклад. Так вы не только сохраните средства, но и заработаете. Кому нельзя становиться самозанятым Чтобы стать самозанятым, надо соблюдать несколько важных условий : заработок не должен превышать 2,4 млн в год; предприниматель не может нанимать сотрудников; самозанятый должен заниматься разрешенным видом деятельности.
Работаем с самозанятыми: актуальные вопросы
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. #новости #минтруд #самозанятые. Список видов деятельности и профессий разрешенных для самозанятых в 2024 году. Новые возможности самозанятых в 2024, Кто может работать как самозанятый и как оформиться. Риски при сотрудничестве с самозанятыми существуют, если в течение 12 месяцев организация (индивидуальный предприниматель) взаимодействует более чем с 10 физлицами (предпринимателями), применяющими самозанятость. Стоит ли привлекать самозанятых ИТ-специалистов. Налоги для самозанятого значительно ниже, нежели налоги по договору ГПХ — 4%, если ваш договор заключён с физическим лицом, и 6% — если с юридическим или ИП.
Риски бизнеса при работе с самозанятыми
В этой связи вопрос, являются ли самозанятые юр. лицами, отпадает сам собой: они таковыми не являются. Как проверить статус самозанятого, какой договор заключить, как оплатить и где взять подтверждающие документы. Перечень бизнес направлений для самозанятых в России в 2022, а также руководства по заработку на себя.
ФНС сообщила о падении популярности схемы с маскировкой под самозанятых
Самозанятые не могут являться работодателями по отношению к другим лицам, иметь с ним заключённые трудовые договоры. Следовательно, если в организации полномочия управления передаются единоличному исполнительному органу в лице самозанятого, то выплаченные вознаграждения за управленческие услуги могут быть освобождены от. Понятия «самозанятость» и «самозанятые» официально в законодательстве не закреплены. — При работе с самозанятым организация не несет дополнительных материальных затрат в виде взносов и налогов, таким образом, выплачивая лицу лишь сумму вознаграждения, дополнительно снижая базу налога, — рассказывает Сергей Фадеев.
ФНС заинтересовалась сотрудничеством компаний с самозанятыми
И тут ответ положительный, — может. Но в этом случае обязанность по оформлению чека возлагается на посредника, а не на фактического исполнителя работ или продавца товаров. Причем посредник не наделяется льготами, как самозанятые лица, а это означает, что посреднику в момент расчета надо использовать ККТ. Если деньги по совершенной сделке приходится возвращать, самозанятый аннулирует чек, а покупатель корректирует налоговую базу, в которой были зачтены расходы по оплате услуг самозанятого. Подробности взаимодействия самозанятого и контрагентов-предприятий расписаны в письме ФНС от 20. В документе указано, в частности, что при переходе ИП на режим самозанятости не всегда требуется перезаключение действующих договоров — актуализация соглашений нужна только при изменении существенных условий. Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Вы — юрист или бухгалтер? Можете разместить интересную статью под своим авторством на нашем сайте!
Чем организации грозит потеря исполнителем статуса Для юридических лиц есть определённые риски при работе с самозанятыми. В первую очередь это касается потери исполнителем статуса плательщика НПД. Если предполагается сотрудничество с самозанятым ИП, то это ничем не грозит заказчику. Ведь за предпринимателя организация никогда не платит взносы и налоги. Серьезнее ситуация обстоит при найме физлица. При отмене у него статуса, компании придется оплатить: НДФЛ и страховые взносы с суммы вознаграждения. Как оформить сотрудничество Сотрудничество плательщика НПД и юридического лица должно быть оформлено в устной или письменной форме.
Первый вариант возможен, когда сделка: Исполняется немедленно. Оплачивается суммой не более 10 тысяч рублей. Не предполагает использование установленной нотариальной формы. Не будет признана недействительной при отсутствии её оформления в простой письменной форме. В остальных случаях сотрудничество самозанятого и ООО, а также АО и организаций с другими формами собственности предполагает обязательное заключение договора.
Другими словами, компания должна работать с ним, как с обычным физлицом: начислять НДФЛ, включать его в отчеты по сотрудникам. Ощутимые выгоды оформления самозанятых на работу, часто ООО толкают поиски лазеек в законе. Однако стоит помнить, что государство регулирует эту сферу, хоть специальный режим и является экспериментальным. Какие документы нужно предоставить самозанятому при оформлении на работу в ООО? Для устройства самозанятых на работу в ООО понадобиться: Справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика НПД.
Документ, удостоверяющий личность паспорт. Список ограничивается только этими двумя документами. Между организацией и самозанятым может быть заключен только гражданско-правовой договор, например, договор оказания услуг, купли-продажи, авторского заказа и т. При устройстве на работу не оформляют кадровые и иные документы. Нужен только договор, подписанный обеими сторонами. При составлении документа юристы по гражданскому праву советуют: Включить сведения о том, что исполнитель является налогоплательщиком НПД важно для бухучета, так как самозанятый не платит НДС. Зафиксировать обязанность исполнителя предупредить о снятии с учета или утере статуса самозанятого это обезопасит ООО от уплаты штрафов. Обозначить сроки сдачи чеков. Прописать типовые пункты и условия: дата заключения, порядок оказания услуг и их стоимость, срок действия договорных отношений, порядок изменения условий и т. Грамотно составленный договор способен обезопасить ООО от подводных камней, которые существуют в договорных отношениях с самозанятыми.
Когда договор между организацией и самозанятым может быть оформлен устно? Как правило, гражданско-правовой договор между ООО и исполнителем составляется в письменном виде. Иногда стороны могут договориться устно, например, при передаче товара сразу же. Если между передачей товара, оказанием услуг и оплатой проходит какое-то время, договор заключается в обязательном порядке. Как юридическому лицу оплачивать услуги самозанятого? Процесс оплаты услуг, товаров, работы исполнителя носит упрощенный характер. Вносить оплату можно наличными, средствами с расчетного счета или даже электронного кошелька. При оплате одним из важных для ООО этапов является формирование самозанятым чека — единственного обязательного документа. Он формируется в приложении «Мой налог» и передается организации. Другие расчетные документы например, акты и счет составляются по желанию, если необходимо подтверждение периода расходов.
Подробнее об этом можно узнать из статьи « Налоговый вычет для самозанятых ». Единственный запрет на сотрудничество самозанятых с юридическими лицами заключается в том, что плательщики НПД не могут работать с организациями: с которыми они состоят на данный момент в трудовых отношениях; с которыми они состояли в трудовых отношениях менее 2-х лет назад. Доходы от такого сотрудничества компания не сможет поставить себе в расходы. Кроме этого, налоговые органы активно выявляют организации, переводящие своих сотрудников на самозанятость. Эти отношения признаются трудовыми с вытекающими отсюда негативными последствиями. Кроме того, для самозанятых установлены ограничения на: осуществление отдельных видов деятельности, размер дохода не более 2,4 млн руб. В остальном плательщики НПД вправе оказывать услуги как обычным гражданам, так и организациям и получать от них доход в любой форме. Рассмотрим, какие требования предъявляет законодатель к сотрудничеству самозанятого с юридическим лицом.
Самозанятость и налог на профессиональный доход: как это работает
Налоговый орган не удерживает с них НДФЛ, а внебюджетные фонды освобождают от уплаты страховых взносов. Обязанность по уплате налога ложится на самого трудоустроенного физического лица. От уплаты страховых взносов он освобожден изначально. Учет расходов на вознаграждение в расходах при УСН «Доходы минус расходы». Возможность удаленной работы. Оплата услуг, товаров, работ любым способом: наличными, безналичным расчетом, средствами с электронного кошелька.
Немаловажным является то, что компании не нужно обеспечивать исполнителя оборудованием и другими ресурсами. Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым? Организациям при сотрудничестве с налогоплательщиками НПД не нужно платить никаких налогов. Этим и привлекает юридических лиц возможность сотрудничать с самозанятыми. Нередко организации собственных сотрудников переводят в самозанятые, чтобы не платить НДФЛ и страховые взносы.
Однако следует помнить, что за подобные действия ООО несет административную ответственность. Его обязуют выплатить штраф 50 — 100 тыс. Специальный режим самозанятости может быть применен к физическому лицу, который работал в ООО. Но для этого должны быть соблюдены 2 условия: 1 между физлицом и организацией был заключен трудовой договор не ГПД ; 2 ООО не является работодателем физлица уже два года и более. Есть ли минусы при работе ООО с самозанятым?
У самозанятого нет той «привязанности» к компании, как у работника, трудоустроенного по трудовому договору. При появлении более выгодных условий физическое лицо может предпочесть другого заказчика, и компании придется искать другого специалиста. При работе с самозанятыми возможны неоднозначные ситуации, которые не возникли бы с штатными сотрудниками. Приведем пример. Самозанятый может потерять свой статус, если превысит лимит по доходу 200 тыс.
Это грозит последствиями для организации. Исполнитель превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу? Другими словами, компания должна работать с ним, как с обычным физлицом: начислять НДФЛ, включать его в отчеты по сотрудникам.
Пока приказ Минтруда не влечет за собой санкций для предпринимателей и компаний. Работать со множеством самозанятых и платить им за результат их труда — не нарушение.
С первой категорией лиц все более-менее ясно. Они сами понимают, что легализовать свою деятельность им нужно, поскольку бизнес, даже малый, требует регистрации. А вот вторая группа людей выйти из тени на свет не очень-то и стремится.
Задача чиновников — сделать условия для граждан такими, при которых легализация станет выгодной. Однако здесь имеет место быть не только выгода, но и налог на профессиональный доход. Его получают физлица, занимаясь частной предпринимательской деятельностью и не работающие по найму по ТК РФ.
Еще одно условие — отсутствие наемных сотрудников. Физические лица, получающие прибыль таким образом, должны ежемесячно отчислять налоги в бюджет согласно прозрачной в теории схеме через онлайн-программу для смартфона. На обсуждении законопроекта не раз поднимался вопрос о требованиях клиентов к самозанятым предпринимателям о предоставлении чека за оказанные услуги.
Однако законодатели разрешили не приобретать в этом случае кассовые аппараты. Все операции будут проводиться через специальное приложение: получение электронных чеков, отчисление налогов, проведение платежей. При этом самозанятый будет лично решать, попадает ли определенный приход на его счет под налогооблагаемую базу или нет.
Каждому зарегистрированному обещают единовременный налоговый вычет. Он составит 10 000 рублей. Эту финансовую льготу можно потратить на первые налоги.
Чтобы понять, что будет на практике, приведем пример. Электрик Василий трудится как частное лицо — чинит поломки, прокладывает электросети в домах и квартирах, меняет проводку. За свои услуги он получает оплату либо наличными, либо через перевод на банковскую карту.
Заказчиков он просит не заполнять графу «назначение платежа», чтобы налоговики не предъявили ему претензий. А если он занимается подобной деятельностью постоянно, ему вообще нужно открывать ИП и подавать декларацию. Василию не нужна головная боль.
Но в любой момент к нему может нагрянуть ФНС и потребовать отчета и денег. Как быть? Взвесив все «за и против», Вася поддается на уговоры и становится законопослушным налогоплательщиком, который трудится сам на себя и платит государству, сколько требуется.
Самозанятость — виды деятельности, которыми можно заниматься в 2020 году Важный нюанс — новый закон касается не всех, так как официально реализуется в 23 регионах РФ — в Москве, Калужской и Московская области, в Республике Татарстан, Санкт-Петербурге, Воронежской, Волгоградской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, Красноярском и Пермском краях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Башкортостан. Репетиторы, фрилансеры и бухгалтеры теперь могут стать самозанятыми Примечательно, что в законе нет конкретного определения места ведения работы. Вопрос: если человек живет в Томске, ведет свою деятельность в сети и работает на московских заказчиков, имеет ли он право на «новый предпринимательский статус»?
Налоговый кодекс РФ относит к самозанятости следующие направления — любая деятельность, в результате которой вы получаете доход от реализации товаров, работ и услуг. А какая деятельность не признается объектом налогообложение, ознакомьтесь в статье 6 данного закона. Как видите, в списке нет термина «фрилансер».
В традиционном понимании — дизайнеров, авторов статей, программистов, редакторов и прочих лиц, оказывающих услуги удаленно для компаний или частных заказчиков. Добавят ли в список эти категории трудящихся, пока неизвестно. Для самозанятых есть ограничение по сумме доходов в год — это 2,4 млн.
На вопрос, можно ли совмещать официальную трудовую деятельность с самозанятостью, ответ положительный. Такая вариативность будет актуально для людей с серьезными ежемесячными доходами — более 200 000 рублей. Пример Официально человек работает продавцом товаров народного потребления, и его работодатель исправно удерживает налоги с заработной платы сотрудника.
Это головная боль вашего контрагента. Что касается налогообложения, то и этот вопрос является вопросом вашего контрагента. Ни индивидуальные предприниматели, ни самозанятые граждане не будут вам обузой в этом отношении, и вы не должны будете ни рассчитывать, ни учитывать их налоги, ни контролировать их, и об этом целесообразно упомянуть в вашем договоре. Риски работы с ИП и самозанятыми На сегодняшний день можно выделить два ключевых риска. Первый риск: ваш гражданско-правовой договор могут переквалифицировать в трудовой договор По каким причинам это может произойти? В трудовом договоре вы указываете, что конкретное лицо: будет выполнять обязанности в определённой должности; будет соблюдать ваши правила внутреннего трудового распорядка; будет находиться в офисе в течение рабочего времени; будет использовать предоставленные вами материальные средства для выполнения своей работы и нести ответственность за их сохранность. Если вы, заключая договор с самозанятым или ИП, хотите данные условия сохранить, то это чревато рисками. И чем больше пунктов, о которых упомянуто выше, будет в той или иной мере содержаться в гражданско-правовом договоре с ИП или самозанятым, тем выше риски.
Налоговые органы, выявив сходство с трудовым договором, могут привлечь вас к административной ответственности. Пункт 4 статьи 5. И вас могут оштрафовать, как организацию, на сумму от 50 до 100 тысяч рублей, а как должностное лицо — в размере от 10 до 20 тысяч рублей. Если продолжить разговор о рисках, то налоговый орган может доначислить все налоги и страховые взносы, которые не выплачивались на протяжении всего периода взаимодействия по этому переквалифицированному договору с самозанятым. И не с момента, когда произошла переквалификация, а с момента, когда переквалифицированный договор был заключён. Это очень существенный финансовый риск. А если сумма неуплаченных вами налогов и сборов достаточно крупная, то может встать вопрос и об уголовной ответственности. Кроме того, нужно понимать, что и лицо, договор с которым переквалифицировали в трудовой, может обратиться к вам со своими финансовыми требованиями.
То есть помимо доначисленных налогов и взносов вы столкнётесь с его требованиями по оплате больничных, отпусков и прочих выплат, которые он имел бы право получать, как сотрудник, но не получал, потому что ваш договор носил гражданско-правовой характер. Что ещё важно отметить: при оценке того, является ли всё-таки трудовым или гражданско-правовым договор, заключённый с ИП или с самозанятым, нужно иметь в виду, что существует такой критерий, как непосредственная деятельность вашего контрагента. Налоговые органы точно так же могут проверить его заявленный статус. И если будет очевидно, что его деятельность началась в этом статусе с взаимодействия с вами, и вы - его единственный контрагент, на это также могут обратить внимание. В судебной практике такие обстоятельства используются в числе прочих в качестве аргумента в пользу того, что на самом деле имеют место не гражданско-правовые, а трудовые отношения. Очень глубокое заблуждение, что самозанятые - это совсем новый статус и что судебная практика по нему ещё не наработана, поэтому вопросы переквалификации договоров с ними якобы будут рассматриваться налоговыми органами и судами как что-то совершенно новое. Как уже сказано выше, в судебной практике индивидуальные предприниматели назывались самозанятыми ещё до 2019 года. И сформировавшаяся ранее обширная практика по переквалификации в трудовые гражданско-правовых договоров с ИП будет равноценно применима и к подобным кейсам с самозанятыми, будут использованы всё те же аргументы и всё те же критерии.
Кстати, недавно министр финансов Антон Силуанов заявил, что в 2020 году при проверках компаний налоговые органы будут уделять внимание таким договорам. Это замечание, которое нельзя игнорировать. Второй риск: коммерческий Вы будете нести затраты на вашего самозанятого или ИП по добростовестно заключённому гражданско-правовому договору, будете освобождены от необходимости уплаты налогов и страховых взносов, которые платили бы, будучи работодателем, а потом вдруг не сможете отнести в расходную часть вознаграждение, которое выплачивали по этим гражданско-правовым договорам. Почему это может произойти?
Может ли самозанятый работать с юридическими лицами через посредников?
- Публикации
- Почему возникают проблемы
- Публикации
- Самозанятый — это юридическое или физическое лицо
- Как правильно организовать работу с самозанятыми гражданами
Самозанятые могут оказывать услуги юридическим лицам?
- Договор с самозанятым: риски и преимущества для работодателя
- Как налоговики выявляют незаконные схемы сотрудничества с самозанятыми
- Как бизнесу работать с самозанятыми в 2024 году
- Может ли самозанятый оказывать услуги юридическим лицам | Время бухгалтера
- Что происходит: ФНС стала штрафовать работодателей за работу с самозанятыми
- Полный гайд по самозанятости в России 2024
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Для доходов, получаемых от физических лиц, установлена пониженная ставка налогообложения , если заработок перечислен от ИП или юридического лица, он будет облагаться налогом по более высокому тарифу. Независимо от того, кто является заказчиком работ, услуг или покупателем товара, при осуществлении сделки самозанятый должен оформить на операцию чек, который необходимо передать плательщику денег. На основании таких чеков фискальный орган выводит по итогам месяца налоговую базу и рассчитывает налог на профессиональный доход. Самозанятые — работа с юридическими лицами Для юридических лиц сотрудничество с гражданами в статусе самозанятых выгодно тем, что нет необходимости исчислять и платить в бюджет страховые отчисления , как в случае с официальным оформлением трудовых отношений.
Для самозанятого законодательством предусмотрен минимум ограничений — по уровню годового дохода, нельзя использовать наемный труд и заниматься некоторыми видами деятельности , при этом фискальная нагрузка ниже, чем для ИП на любом другом спецрежиме. На вопрос, могут ли самозанятые оказывать услуги юридическим лицам, мы ответили, но надо учитывать, что предприятию для отражения таких услуг и расходов на их оплату нужны документальные подтверждения. В качестве оправдательных документов выступает чек, оформляемый самозанятым через специальное приложение «Мой налог».
Как работать самозанятым с ООО? Чек может быть создан и передан в бумажном виде или в электронном формате. Электронный вариант чека можно отправить контрагенту на адрес электронной почты или на телефонный номер, путем считывания в момент осуществления сделки компьютерным устройством QR-кода.
Откуда налоговая и трудовая инспекция узнают о проблеме? Основанием для претензий может стать жалоба самого самозанятого. Заподозрить подмену трудовых отношений могут при анализе налоговой отчетности, при внеплановой или плановой проверке со стороны трудовой инспекции. Чем рискует работодатель 1. Штраф по статье 5. Доначисления по НДФЛ и взносам на социальное страхование, а также штрафы за неуплату налогов в срок. Заключение нового договора с работником — уже трудового, а не гражданско-правового характера. С кем нельзя сотрудничать С бывшими штатными работниками неважно, срочный договор был или бессрочный. С момента увольнения должно пройти как минимум два года п.
Сотрудничество с бывшим работником возможно. Но не как с самозанятым, а, например, как с физлицом. Если компания ранее сотрудничала с физлицом по гражданско-правовому договору, после его перехода на самозанятость можно работать по-прежнему. В этом случае двухлетний запрет не действует. С самозанятыми по договорам поручения, комиссии, агентским договорам. Например, риелторская компания не может принять самозанятого, который будет продавать квартиры на вторичном рынке. С самозанятыми-курьерами. Исключение — если ему предоставлена онлайн-касса и он принимает оплату от клиентов на счет работодателя, а работодатель отдельно платит самозанятому за доставку.
В нем содержатся такие сведения, как наименование товара, работ, услуг и ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя, который является заказчиком услуг. Этот документ и подтверждает расходы юридического лица. Передача чека юридическому лицу происходит в момент расчета, если этот расчет произведен наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При других формах расчета чек передается до 9-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором была произведена оплата. Нашли ли Вы нужную информацию? Нет Да Форма предназначена исключительно для сообщений об отсутствии или некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи.
Минусы Однако у этого режима есть и целый ряд минусов. Ограничения по доходу. Доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей в год. Тем, кто планирует зарабатывать больше, этот налоговый режим не подойдет. Нельзя нанимать работников. Самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору, все работы нужно выполнять самостоятельно либо заключать договор подряда. Нет социальных гарантий. Если самозанятый заболеет или захочет уйти в отпуск, он не получит никаких выплат, которые обычно гарантированы сотруднику, работающему по трудовому договору. Ежемесячная оплата налога. Если ИП могут платить налоги раз в квартал или вообще раз в год, главное — успеть до конца установленного срока, то самозанятые платят их каждый месяц. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому такая работа не учитывается в трудовом стаже. Самозанятым не нужно заполнять налоговые декларации и отчетные документы - это тоже одно из преимуществ нового налогового режима. Это выгодно для бизнеса с большими расходами, например на материалы для производства, а вот расходы самозанятых нигде не учитываются. Временный режим. Самозанятость — это эксперимент. На данный момент этот налоговый режим действует до 31 декабря 2028 года. Подводные камни Как у любого налогового режима, у НПД есть свои подводные камни. Иногда они дают о себе знать еще до регистрации, а иногда — после. В некоторых случаях бывает сложно определить, кому можно стать самозанятым, а кому — нет, так как в законе указаны не конкретные профессии, а только ограничения. Возьмем, к примеру, врачей: в законе нет прямого запрета на оказание медицинских услуг, и теоретически врач может работать как самозанятый. Но для оказания медицинских услуг необходима лицензия, а выдать ее могут только индивидуальному предпринимателю или организации. Поэтому врачу сначала придется зарегистрироваться как ИП, а потом выбрать из всех существующих налоговых режимов НПД. Вывод: важно учитывать не только положения закона о налоге на профессиональный доход, но и существующие правовые нормы по нужному виду деятельности. Что выплачивают при увольнении сотрудникам То же касается и продукции, которую запрещено производить и продавать самозанятым. Список маркируемых товаров каждый год дополняется, поэтому нужно следить за изменениями, чтобы случайно не нарушить закон. Так, например, в 2019 году под маркировку попала обувь, а в 2021 — некоторые виды молочной продукции. Еще один подводный камень кроется в оформлении документов при работе с организациями. Некоторые работодатели предлагают штатным сотрудникам расторгнуть трудовой договор и оформить самозанятость, чтобы сэкономить на страховых взносах. Это незаконно. Самозанятые не могут сотрудничать с бывшим работодателем в течение двух лет после увольнения. Кроме того, договор гражданско-правового характера ГПХ между заказчиком и самозанятым не должен быть похожим на трудовой, иначе у налоговой будут вопросы. Неоднозначное отношение банков к самозанятым тоже является проблемой. Плательщики НПД работают легально, но их доход считается нестабильным. Из-за этого некоторые банки отказывают самозанятым в кредите и ипотеке или предлагают менее выгодные условия, чем работающим по трудовому договору. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей. Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы. Не все так просто и с взносами в Пенсионный фонд. Как говорилось выше, если самозанятый нигде не работает по трудовому договору, но хочет обеспечить себе страховую пенсию, он может делать взносы в ПФР.
Самозанятые с 1 марта 2024 года: изменения в правилах работы
При сотрудничестве самозанятого с юридическим лицом заключают договор гражданско-правового характера. Зарегистрировать статус плательщика НПД могут физические лица с 16 лет или с 14 лет, если у подростка есть разрешение родителей или он признан полностью дееспособным. Организации и ИП, которые массово работают с самозанятыми и при этом за последние 12 месяцев (необязательно последовательно) в течение 3 месяцев платят от 20 000 рублей минимум десятерым из них. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Самозанятые могут сотрудничать как с физическими, то есть с обычными гражданами, так и с юридическими лицами и ИП.