Задачи на генетику в ЕГЭ требуют немного логики, много внимательности при выявлении генотипа потомков и крупицу удачи, чтобы единороги не оказались разноцветными, больными гемофилией и потомками Романовых в десятом поколении.
Решение задач по генетике
Обо мне: 6-ой год преподаю биологию и готовлю ребят к успешной сдаче ЕГЭ Сама сдала экзамен в 2012 году на 100 баллов по био и на 100 по химии В 2019 году выпустила 5 стобалльников, 80 человек сдали ЕГЭ на 90+. Расчет частоты аллелей в популяции лисиц. Приступая к решению генетических задач, необходимо помнить, что в основе всех заданий лежит знание основных законов наследования признаков, а также понимание того, что все законы генетики носят статистический характер.
Решение задач по биологии на генетику для ЕГЭ 2022
Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны.
Оформление задач В схеме скрещивания первым указывается генотип матери; Аллели одного гена указываются вместе, сначала пишется доминантный аллель гена, затем рецессивный: например, АаВb; Родители обозначаются буквой Р Скрещивание х Гаметы G : указываются варианты гамет, не стоит дублировать гаметы у гомозиготного организма; гаметы обводятся в кружок; Гибриды первого поколения F1 ; Под генотипом записывается фенотип особей; Обязательна запись ответа с указанием ответов на все вопросы, поставленные в задаче.
При записи гамет мы должны помнить, что каждая гамета получает гаплоидный одинарный набор хромосом генов ; все гены имеются в гаметах; в каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары, то есть только один ген из каждого аллеля; потомок получает одну гомологичную хромосому один аллельный ген от отца, а другой аллельный ген — от матери; гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак, а организмы с рецессивным признаком всегда гомозиготны; буквенные обозначения того или иного типа гамет записываем под обозначениями генотипов, на основе которых они образуются. Заполняем решетку Пеннета, находим в ней интересующие нас генотипы и фенотипы потомков и вычисляем вероятность их появления. В решётке Пеннета по горизонтали располагаем женские гаметы, а по вертикали — мужские. В ячейки решётки вписываем образующиеся сочетания гамет — зиготы.
Затем записываем фенотипы потомства. Даём ответы на все вопросы задачи ответы убедительно аргументируем! Основные правила, помогающие в решении генетических задач по биологии Правило то… 1.
Ученики не понимают результата кроссинговер с точки зрения числа гамет Важный результат — образование у дигетерозиготы не две гаметы, а четыре. При этом две новые гаметы появляются именно в результате кроссинговера. Правда, часто в небольшом количестве. Кроссинговер не у всех организмов идет часто. У дрозофилы, к примеру, в опытах Моргана, его частота была всего лишь 17 процентов.
Ученики не видят «завуалированный» кроссинговер в задачах по генетике В ЕГЭ по биологии подобные задачи уже стали типичными. В них надо внимательно смотреть на потомство от скрещивания дигетерозиготы с дигомозиготой. Ученик также должен сначала адекватно составить генотипы родителей. В своем видеокурсе по генетике я показываю детали решения подобных задач. Если нет в потомстве четырех фенотипических групп, значит и нет кроссинговера.
Ключи к этому заданию дописывались прямо во время экзамена
Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
Учащиеся умеют характеризовать: причины биологической индивидуальности на разных уровнях; модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, ее причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; значение мутаций в эволюции, генетике, здравоохранении и экологической безопасности населения. Учащиеся умеют характеризовать основные положения: закона гомологических рядов наследственной изменчивости; закономерностей модификационной изменчивости; Закона Харди — Вайнберга; Вклад Н. Вавилова, И. Рапопорта, В.
Сахарова, А. Серебровского, С. Четверикова, Н. Дубинина в развитие науки генетики, синтетической теории эволюции, селекции. Основные термины и понятия генетики. Ген с современных позиций — это участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка.
Гены находятся в хромосомах, где они расположены линейно, образуя «группы сцепления». Аллельные гены — это пара генов, определяющих контрастные альтернативные признаки организма. Каждый ген этой пары называется аллелью. Аллельные гены расположены в одних и тех же участках локусах гомологичных парных хромосом. Альтернативные признаки — это взаимоисключающие, контрастные признаки например, жёлтые и зелёные семена гороха. Часто один из альтернативных признаков является доминантным, а другой — рецессивным.
Доминантный признак — это признак, проявляющийся у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий. Например, у гороха доминантными признаками являются жёлтая окраска семян, гладкая поверхность семян, пурпурная окраска цветков Рецессивный признак не проявляется у гибридов первого поколения при скрещивании представителей чистых линий. Гомозигота — клетка или организм, содержащие одинаковые аллели одного и того же гена АА или аа. Гетерозигота — клетка или организм, содержащие разные аллели одного и того же гена Аа.
Правда, часто в небольшом количестве. Кроссинговер не у всех организмов идет часто.
У дрозофилы, к примеру, в опытах Моргана, его частота была всего лишь 17 процентов. Ученики не видят «завуалированный» кроссинговер в задачах по генетике В ЕГЭ по биологии подобные задачи уже стали типичными. В них надо внимательно смотреть на потомство от скрещивания дигетерозиготы с дигомозиготой. Ученик также должен сначала адекватно составить генотипы родителей. В своем видеокурсе по генетике я показываю детали решения подобных задач. Если нет в потомстве четырех фенотипических групп, значит и нет кроссинговера.
Подсказка с гарантией, которая может осчастливить вас в задаче, — число особей в каждой группе. Если какие-то две группы в небольшом количестве, это свидетельство протекания кроссинговера.
Расщепление генов во втором поколении происходит потому, что гетерозиготные Аа потомки первого поколения F1 образуют по два типа гамет, которые при оплодотворении соединяются случайно. У первого поколение F1 формируется по одному типу гамет расщепление по генотипам нет Аа расщепление по фенотипам нет А Вывод к задачам, в которых действует закон расщепления при моногибридном скрещивании: Расщепление по генотипам определяется генотипом родителей. Дигибридное скрещивание при комплементарном действии генов У второго поколения F2 формируется по четыре типа гамет расщепление по генотипам 1:2:2:1:4:1:2:2:1 образуется два фенотипических класс, наблюдается проявление нового признака.
Задание №28 ЕГЭ по биологии
по голандрическому типу. Биология с ЕВ. Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Обо мне: 6-ой год преподаю биологию и готовлю ребят к успешной сдаче ЕГЭ Сама сдала экзамен в 2012 году на 100 баллов по био и на 100 по химии В 2019 году выпустила 5 стобалльников, 80 человек сдали ЕГЭ на 90+. завтра экзамен по общей биологии на 2 курсе биофака, решила вспомнить про подготовку).
2024 год. Структура и особенности ЕГЭ по биологии
Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов. Составление решетки Пеннета. Анализ решетки согласно поставленным вопросам. Краткая запись ответов 1. Р — перента — родители. Родительские организмы, взятые для скрещивания, отличающиеся наследственными задатками. F — филис — дети.
Гибридное потомство. F1 —гибриды I поколения, F2 — гибриды II поколения. G- гаметы А а …. А, В — доминантные гены, отвечающие за доминантные признаки например, желтую окраску и гладкую поверхность семян гороха. А, а — аллельные гены, определяющие конкретный признак. АА, ВВ — доминантные гомозиготы, аа, вв — рецессивные гомозиготы. Х — знак скрещивания.
Оформление задач по генетике. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Под генотипом всегда пишут фенотип. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество: верная запись неверная запись.
Важно помнить, что при решении этих задач недостаточно просто привести расчеты, необходимо объяснить каждое действие. Последнее задание 28 традиционно представлено сложной задачей по генетике. В этом году, как и в 2023, задачи только на взаимодействие аллельных генов. Расположение генов при этом может быть различным. Гены могут находиться в разных аутосомах или один ген в аутосоме, а другой в половой хромосоме.
Гены могут быть сцеплены в аутосоме или в половой хромосоме. Может быть такое, что ген встречается в разных половых хромосомах на Х-хромосоме и У-хромосоме или только в одной либо на Х-хромосоме, либо на У-хромосоме. Решая генетическую задачу, следует обращать внимать на описание условий — почти во всех случаях перед описанием скрещиваний имеются пояснения, которые помогут понять расположение генов и правильно решить задачу. Материалы для подготовки к экзамену Познакомиться подробнее с содержанием каждой линии и ознакомиться с тем, какие умения они проверяют, можно на сайте ФИПИ. Для отработки заданий первой части рекомендуем обратиться к новой версии Открытого банка заданий на сайте ФИПИ, где с помощью фильтра можно выбрать нужный раздел биологии, тему и тип заданий. Там же размещен Навигатор самостоятельной подготовки , который поможет выявить недостаточно хорошо изученные темы и скорректировать эти пробелы в знаниях. В ходе самостоятельной подготовки полезно будет воспользоваться материалами с анализом структуры КИМ-2023 и рекомендациями по подготовке к экзамену, которые подготовлены ведущими экспертами предметных комиссий Москвы. Материалы представлены в виде вебинаров и кратких информационных роликов, они размещены на официальных сайтах Московского центра качества образования , Регионального центра обработки информации , а также в социальной сети «ВКонтакте» и на онлайн-сервисе Rutube. Чтобы попробовать свою готовность к экзаменам и оценить уровень своих знаний, рекомендуем пройти диагностику в формате ЕГЭ. Проанализировав результаты диагностики, можно построить личный план подготовки к ЕГЭ.
Проявляется закон независимого наследования признаков 36. Аллели IА и IВ доминантны по отношению к аллелю i0. У отца третья группа крови и положительный резус дигетерозигота , у матери вторая группа и положительный резус дигомозигота.
Определите генотипы родителей. Какую группу крови и резус- фактор могут иметь дети в этой семье, каковы их возможные генотипы и соотношение фенотипов? Со- ставьте схему решения задачи.
Какой закон наследственности проявляется в данном случае? При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных.
Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании. Четыре фенотипические группы объясняются неполным сцеплением генов А и В, сцепление нарушено, т.
Составьте схемы двух скрещиваний. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что плоский венчик — доминантный признак; воронковидный — рецессивный. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что белый венчик — доминантный при- знак; кремовый — рецессивный.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Согласно правилу единообразия Менделя получаем, что усы — доминантный признак; от- сутствие усов — рецессивный.
Розовая окраска — промежуточный признак: BB — красная окраска; Bb — розовая; bb — белая. У птиц гомогаметный XX пол мужской, а гетерогаметный XY женский. По условию: наличие хохолка — доминантный аутосомный признак А ; отсутствие хохолка — рецессивный аутосомный признак а ; зелёная окраска оперения — сцепленный с полом ген ХВ коричневая — Хb.
Генотип самки известен, чтобы найти генотип самца обратим внимание на птенцов с фенотипом — без хохолка коричневые — данный птенец получил гамету aХb от отца. При этом не имеет значе- ния его пол, если это самка, то aaХbY, если самец aaХbХb. При определении генотипа самца — анализирующее скрещивание.
У человека ген нормального слуха В доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты дальтонизма — d рецессивный и сцеплен с Х—хромосомой. При определении ге- нотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание. Гены находятся в разных парах аутосом.
Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. По условию: А — нет глаукомы а — глаукома В — синдром Марфана b — нормальное развитие соединительной ткани. Составьте схемы скрещиваний.
Со- гласно правилу единообразия Менделя получаем, что с гладкие плоды — доминантный признак; ребри- стые — рецессивный. Согласно правилу единообразия гибридов Менделя получаем, что нормаль- ная высота стебля — доминантный признак; низкорослые — рецессивный. Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов а или b.
Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак А ; сцепленный с полом ген ХB определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский.
Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением гетерозигота. В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
При этом его пол, если это самка, то aaХbY. При определении генотипа самки— анализирующее скрещивание. Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды.
Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2? В потомстве получится 1:1 АаВЬ белая окраска и дисковидная форма : aabb жёлтые шаровидные плоды.
У собак чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть — над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил чёрную с короткой шерстью собаку и хочет быть уверен, что его собака чистопородна.
Напишите возможные генотипы собаки охотника и возможные варианты расщепления по генотипу и фенотипу при скрещивании, с помощью которого Вы будете проверять её генотип. Это будет анализирующее скрещивание. У дрозофил серая окраска тела А доминирует над чёрной, а нормальная форма крыльев В — над скрюченной неаллельные гены расположены в разных аутосомах.
При скрещивании серых мух с нормальными крыльями с серыми мухами со скрюченными крыльями одна четверть потомства имела чёрное тело. Какой тип наследования признаков проявляется в данном скрещивании? Для решения задачи используется правило единообразия гибридов первого поколения и анализи- рующеескрещивание.
Гены обоих признаков не сцеплены. Схема решения задачи включает: 1 В брак вступают голубоглазая женщина-правша, отец которой был левшой, и кареглазый муж- чина-правша, мать которого была голубоглазой левшой. У детей «исчезают» признаки родителей — голубые глаза и леворукость, значит данные признаки рецессивные.
А — карие глаза, a — голубые глаза B — праворукость , b — леворукость. Курица с гороховидным гребнем и рябой окраской оперения была скрещена с петухом такого же фенотипа. Один цыплёнок от этого скрещивания получился с листовидным гребнем и чёрной окраской оперения.
Самки птиц являются гетерогаметным полом. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей в этом браке. Какова вероятность рождения в этом браке детей с отсутствием потовых желёз?
У них родились сын и дочь, оба умеют сворачивать язык в трубочку. Мать пробанда умеет сворачивать язык в трубочку, а отец — не умеет. Брат пробанда умеет сворачивать язык в трубочку.
У пробанда есть и сестра, которая не умеет сворачивать язык в трубочку, она дважды выходила замуж за мужчин, которые умеют сворачивать язык в трубочку. Сын от первого брака не умеет сворачи- вать язык в трубочку, дочь от первого брака и сын от второго брака умеют сворачивать язык в трубочку. Бабушка по материнской линии не умела сворачивать язык в трубочку, а дедушка — умеет.
Определите характер наследования признака умение сворачивать язык в трубочку и укажите генотипы пробанда и её сестры. Признак «умение сворачивать язык в трубочку» является доминантным аутосомным, т. Если из двух родителей только один умеет сворачивать язык в тру- бочку, то признак проявляется.
С одинаковой вероятностью встречается и у мужчин и у женщин не сцеплен с Х-хромосмой. Генотип пробанда: Аа, т. Генотип сестры пробанда: аа, т.
Схема задачи не требуется, т. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Две другие фенотипические группы 149 и 150 образуются в результате кроссинговера между аллельными генами. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Гибридное растение имеет розовую окраску.
Узкие листья частично доминируют над широкими у гибридов листья имеют среднюю ширину. A — красные цветки; a — белые цветки; B — узкие листья; b — широкие листья. Родители: AABb 2.
Белая рогатая корова скрещена с гомозиготным красным рогатым быком. Какой фенотип и генотип будет иметь их потомство? Составьте схему скрещивания и объясните полученные результаты.
Схема решения задачи включает: 1 генотипы родителей: Самка АаВв. Гаметы АВ и ав; самец - аавв. Гаметы - ав; 2 генотипы потомства: АаВв - серое тело, нормальные крылья, аавв - чёрное тело, короткие кры- лья, Аавв - серое тело, короткие крылья, ааВв - чёрное тело, короткие крылья; 3 появление четырёх фенотипических групп обусловлено кроссинговером при образовании поло- вых клеток у самки и образованием дополнительных гамет - Ав и аВ.
Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов во втором поколении, тип скрещивания и характер наследования признаков при условии, что гены не сцеплены. В потомстве появились светлокожие курицы с чёрным оперением.
Это значит, что нужно определить, например, только цвет глаз потомства моногибридное скрещивание или цвет глаз и кожи дигибридное скрещивание. В первом случае, в задании будет информация только о генах, отвечающих за цвет глаз, а во втором — еще и о генах, отвечающих за цвет кожи. Сцепление генов Сцепление генов в задачах на генетику ЕГЭ обычно означает сцепление с полом. Это гены, которые находятся в одной хромосоме, а потому передаются вместе друг с другом. Чаще всего это задания на гемофилию — болезнь крови, носителями которой могут быть люди обоих полов, но болеющими — только мужчины. Давайте посмотрим на задачу с единорогами: длинный рог — доминантный признак А, короткий — рецессивный а. И у нас есть пара мелких единорожков, у одного из которых рог длинный, а у другого — короткий.
Какие гены у их родителей? У единорожка с коротким рогом не может быть гена с длинным, так как он бы проявился, значит, его генотип — аа. Следовательно, у мамы-единорога с длинным рогом должен быть ген короткого рога иначе такого детеныша просто не было бы! Генотип мамы — Аа.
Решение генетической задачи по биологии ЕГЭ
Эксперт при проверке выставит вам: 3 балла — за абсолютно верный и полный ответ; 2 балла — за верное решение задачи в целом; 1 балл — за любой полный и верный элемент ответа, например, если верно указаны 1-й и 3-й элементы, но схема скрещивания отсутствует; 0 баллов — если генотипы родителей или их гаметы указаны неверно. Таким образом, очень важно правильно оформлять решение задачи ЕГЭ по биологии, отвечать на все вопросы и комментировать полученные результаты. Например, у растения зелёная окраска проростков доминирует над жёлтой, матовые листья — над блестящими. От скрещивания двух растений получили потомство: 104 растения с зелёной окраской проростков и матовыми листьями, 5 — с зелёной окраской проростков и блестящими листьями, 3 — с жёлтыми проростками и матовыми листьями, 97 — с жёлтыми проростками и блестящими листьями. Определите генотипы исходных растений, расстояние между генами и тип наследования признаков. Ответ поясните. Решение задачи по генетике:.
Дженкин раскритиковал идею естественного отбора как движущей силы эволюции. Каким представлением о наследовании признаков Ф. Дженкин руководствовался в своих расчётах? Почему Дарвин в своё время не мог найти аргументы в споре с Ф. Какая биологическая теория начала XX века помогла решить противоречие между Дженкином и Дарвином? Ответ поясните». Ну что, поехали разбираться! Вопрос первый: «Каким представлением о наследовании признаков Ф. Весь кошмар описан в условии. Нужно его прочитать, понять и выделить из него главное. Если у тебя есть признак, а у твоего полового партнёра его нет, то по Дженкину ваш с партнёром ребенок будет иметь только половину признака.
Положительного контроля не будет. Все возможные варианты будут учитываться. Обратите на них внимание. Видеозапись эфира доступна в сообществе Рособрнадзора во « ВКонтакте ».
Ответ: В бланк выписываем таблицу «ген-признак», схемы скрещиваний из пунктов 5 и 6 и ответ на теоретический вопрос из пункта 7. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором? А Разберем условие задачи. Женщина с первой группой крови: i0i0, это однозначно.
Решение генетической задачи по биологии ЕГЭ
Двухцепочечная ДНК распадается, после чего на каждой половине синтезируется новая молекула. Это происходит по принципу комплементарности, открытому Чаргаффом: напротив аденина А встает тимин Т , а напротив гуанина Г — цитозин Ц. В РНК тимина нет, его заменяет урацил У. Другой процесс — биосинтез белка, состоящий из 2 этапов: транскрипция.
В нем участвует только одна из цепочек, а сам процесс происходит в ядре; трансляция. Генетическая информация с иРНК превращается в полипептидную молекулу. Трансляция идет в рибосомах при участии тРНК, которые приносят отдельные аминокислоты в органоид.
Теория по генетике Мы разобрали теорию 3 задания по биологии из раздела цитологии. Теперь переходим к генетике. Основное понятие — хромосома.
Под ним понимают часть ядра, которая содержит гены, является хранителем и переносчиком генетической информации. Состоит из молекулы ДНК и белков, образующих саму структуру.
О сцеплении генов также можно судить по отклонению расщепления от третьего закона Менделя по нему расщепление должно было соответствовать ряду 9:3:3:1. Чтобы понять, какие гены находятся в одной хромосоме А сцеплено с B или с b , составим схему скрещивания: Решение задачи на морганиды и картирование хромосом Появление двух групп с большим количеством особей — результат сцепленного наследования, а двух групп с небольшим количеством особей — результат кроссинговера.
Если вам трудно определить, какие гены сцеплены, пользуйтесь следующим методом: Второе растение дает только один сорт гамет — ab, в генотипах потомков выбираем эти гены, оставшиеся будут принадлежать растению с исследуемым генотипом. Отсюда мы делаем вывод о том, что А и B, а и b — попарно сцеплены, а появление гамет с А и b, а и В — результат кроссинговера. Данную часть задачи удобнее оформить иначе: Рассчитаем расстояние между генами вероятность кроссинговера. Это достаточно просто, особенно если вы помните формулу расчёта массовой доли из химии.
Кот ХbУ. Гаметы кота Хbи У. Черная окраска определяется геном ХB рыжая — Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х—хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB, рыжая — геном Хb, гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились: один черепаховый и один черный котенок. Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Определите вероятность наследования у детей II группы крови. Если женщина, страдающая цветовой слепотой, выходит замуж за мужчину с нормальным зрени- ем, то у их детей наблюдается очень своеобразная картина перекрёстного наследования. Все дочери от такого брака получат признак отца, т. В том же случае, когда наоборот, отец является дальтоником, а мать имеет нормальное зрение, все дети оказываются нормальными. В отдельных браках, где мать и отец обладают нормальным зрением, половина сыновей может оказаться поражёнными цветовой слепотой. В основном наличие цветовой слепоты чаще встречается у мужчин.
Одна из форм анемии заболевание крови наследуется как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в лёгкой форме. Определите генотипы родителей, больного и здорового сыновей. Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий? Генотип сына без патологии ааХУ. У овец длинные уши не полностью доминируют над безухостью. Чёрная шерсть доминирует над белой шерстью.
Длинноухую чёрную овцу, гетерозиготную по второму признаку скрестили с короткоухим белым бараном. Все ягнята либо длинноухие, либо коротко- ухие и имеющие как чёрную, так и белую шерсть. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Определите возможные генотипы родителей, воз- можные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае? Схема решения задачи: 1 генотипы родителей: матери — i0i0 RR гаметы i0R , отца — IAIАrr или IAi0rr гаметы IAr, i0r ; 2 возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус — IAi0Rr, первая группа, положительный резус — ii00Rr ; 3 У отца может образоваться два типа гамет, если он гетерозиготен по группе крови.
В данном случае проявляется закон независимого наследования признаков Менделя между первым и вто- рым признаками. Наследование по группе крови - кодоминирование. Какова сущность гипотезы чистоты гамет? Докажите, что генотип является целостной системой. Отец имеет короткие ресницы рецессивный аутосомный ген , а мать — длинные доминантный ген , трое их детей имеют длинные ресницы, а двое — короткие. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? Какой можно сделать вывод по этим результатам?
От брака кареглазой женщины и голубоглазого мужчины родилась голубоглазая девочка. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей и какова вероятность рождения кареглазых детей? Так как родилась голубо- глазая девочка аа , значит, она один ген голубоглазости получила от матери, т. Генотип голубоглазого отца — аа рецессивный признак проявляется только в гомозиготном состоянии 2 3 ОТВЕТ: Доминирует карий цвет глаз. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные нерыжие.
У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Однозначный ответ дать нельзя. Черная окраска меха у норок доминирует над голубой. Но чистопородные особи гомозиготны и не дают расщепления в потомстве. Двух черных самок мыши скрещивали с коричневым самцом. Первая самка в нескольких пометах дала 20 черных и 17 коричневых потомков, а вторая — 33 черных.
Определите генотипы родителей и потомков, ответ поясните. Определите возможные генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а у другого они отсутствуют и он гетерозиготен по этому признаку. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией? У овса устойчивость к ржавчине доминирует над восприимчивостью b к этой болезни. Правило расщепления Менделя: По генотипу: 1:2:1. По фенотипу 3:1. Определите генотипы родителей, потомства и соотношение фенотипов в F1.
Неполное доминирование. Допустим А — красная окраска цветков, а — белая. При неполном доминировании ген красной окраски проявляется фенотипически только в гомозиготном состоянии АА. Гетерозигота же будет иметь промежуточную окраску розовую. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Гаметы: А и а.
При скрещивании растения львиного зева с широкими листьями А с растением, имеющим узкие листья, образуются гибриды с листьями средней ширины. Определите вид доминирования и соотношение генотипов и фенотипов в F2 при скрещивании гибридов F1 Пояснение. Скрестили гомозиготного петуха, имеющего гребень А и оперенные ноги В с гетерозиготной курицей имеющей гребень и голые ноги гены не сцеплены. Самца и самку первого поколения, имевших разные генотипы, скрестили между собой. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений. Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша.
Определите генотип матери карие глаза и праворукость доминируют. Черная окраска шерсти А доминирует над белой а , а мохнатая шерсть В над гладкой в. Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов? При скрещивании томата с пурпурным стеблем А и красными плодами В и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 722 растения с пурпурным стеблем и красными плодами и 231 растение с пурпурным стеблем и желтыми плодами. У человека темный цвет волос А доминирует над светлым цветом а , карий цвет глаз В — над голубым b. Мужская особь: aabb один тип гамет ab. Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей.
От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Рассмотрите рисунок. Одна из форм анемии заболевание крови наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание приводит к смерти, у гетерозигот проявляется в легкой форме. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого кареглазые, женился на кареглазой женщине, мать которой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака родился голубоглазый сын. Составить родословную и указать генотипы всех родственников.
А по схеме выяснится их гомозиготность или гетерозиготность На схеме — стрелочкой обозначен пробанд — мужчина, от которого начинали строить родослов- ную. Генотип мужчины — аа; его жены — Аа. Сын — аа. Родители мужчины: Аа и мать и отец, т. Определите генотипы родителей и потомства. Как определяются доминантные признаки в данном случае? Гены, опре- деляющие гладкие семена и наличие усиков А, В , локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотноше- нии 1:1 31.
Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. Составьте схему скрещивания. АаВв х аавв G. АаВв — гладкие фиолетовые аавв — морщинистые желтые Аавв — гладкие желтые ааВв — морщинистые фиолетовые 3.
У единорожка с коротким рогом не может быть гена с длинным, так как он бы проявился, значит, его генотип — аа.
Следовательно, у мамы-единорога с длинным рогом должен быть ген короткого рога иначе такого детеныша просто не было бы! Генотип мамы — Аа. Генотип короткорогого папы — как и у его короткорогого детеныша, потому что любой доминантный признак бы проявился. Следовательно, генотип папы — аа. Мама — черная, с длинным рогом.
Папа — белый, с длинным рогом. И родилось у них восемь единорожков — три с длинным рогом и черной гривой в маму, три с длинным рогом с белой гривой в папу и по одному с коротким рогом — черный и белый. Что мы имеем на практике? Следовательно, длинный рог — доминантный А, короткий рог — рецессивный а. И раз у нас есть короткорожки, значит, родители не гомозиготны — у них есть подавленный рецессивный признак.
Решение генетических задач
За 7 занятий разбираем все необходимые для сдачи ЕГЭ по биологии материалы по генетике, закрепляем на практике и учимся решить на 3 балла задачу 29 из второй части. один из самых популярных для сдачи предметов в этом году. В пособии представлен раздел биологии «Генетика». Задачи на генетику в ЕГЭ требуют немного логики, много внимательности при выявлении генотипа потомков и крупицу удачи, чтобы единороги не оказались разноцветными, больными гемофилией и потомками Романовых в десятом поколении. Биология ЕГЭ Задание 27 проверяет умение применять знания по цитологии, связанные с процессами реализации наследственной информации и делением клетки.
Что изменится в ЕГЭ по биологии в 2023 году
один из самых популярных для сдачи предметов в этом году. А я сама с ней все 30 вариантов Рохлова прорешала, кроме генетики, задачи она решает хорошо, я не лезла. Задачи на генетику в ЕГЭ требуют немного логики, много внимательности при выявлении генотипа потомков и крупицу удачи, чтобы единороги не оказались разноцветными, больными гемофилией и потомками Романовых в десятом поколении. При решении задач по генетике необходимо: Определить виды скрещивания и взаимодействий аллельных и неалельных генов(определить характер скрещивания). С5 - либо ДНК-РНК-белок, либо задачи ЕГЭ по генетике. Кроссворд по биологии 9 класс «Скелет человека» Задания по теме «Отдел папоротниковидные» Задачи по теме «Биосинтез белка» Творческие задания как средство развития интереса к биологии в классах коррекционного обучения Задания по теме.