Новости бухарские евреи

Бухарские евреи: читайте последние новости по тегу в ленте новостей на сайте MK. Министр иностранных дел Узбекистан Абдулазиз Камилов 13 февраля принял делегацию Всемирного конгресса бухарских евреев. Те, кто уже посетил выставку, отмечают: сейчас, с учетом развития современных технологий, экспозиция — хороший повод на примере бухарских евреев напомнить о по-настоящему.

Вернутся ли бухарские евреи в Таджикистан?

В центре экспозиции - инсталляция о жилище бухарско-еврейской семьи, сделанная на основе декора традиционных домов из Самарканда и Бухары конца XIX - первой трети XX века. Справка "РГ" Как рассказали организаторы выставки, особый еврейский субэтнос бухарских евреев окончательно сформировался в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел.

Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Фото: jewish-museum. Долгое время они подвергались дискриминации и религиозным гонениям в Средней Азии, но, несмотря на это, сильно повлияли на развитие местной музыки и традиционных ремесел. Кроме того, в XIX веке многие еврейские купцы занимались международной торговлей между Россией и странами Востока. Но даже в разных странах и исторических условиях они сумели сохранить свою культуру, обычаи и верность иудаизму.

Это образцы народного искусства, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, исторические документы и фотографии. Именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде, образцам ткачества и золотого шитья.

Выставочное пространство напоминает узкую улочку и передает атмосферу жаркого восточного города. Уверен, что наша солнечная и яркая экспозиция станет радостным и приятным культурным событием Москвы». Борух Горин, председатель правления Еврейского музея и центра толерантности: «В первую очередь я хотел бы выразить благодарность кураторам выставки Григорию Казовскому и Борису Хаймовичу, которые много лет по крупицам собирают историю бухарских евреев... Возможно, не все присутствующие знают, но у евреев принято читать по одной главе из Торы в неделю, чтобы за год уложиться во все 54. И это дает основание соотносить содержание глав с текущими событиями нашей жизни. Иногда это бывают удивительные совпадения, а иногда я сам ищу какие-то зацепки, особенно в период торжественных событий. Так вот, нынешняя недельная глава рассказывает о храмовой утвари и одежде, часть из которых исчезла еще при разрушении Первого Храма примерно 2600 лет назад, когда Навуходоносор, разрушив его, угнал евреев в Персию. Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий. И это понимание гораздо шире нашей выставки, это наша жизнь. Потому что обстоятельства, через которые прошли евреи, не располагают к разговорам о вечности, но эта история бухарских евреев дарит надежду — все пройдет, а традиции, культура, имена, все то, что составляет цивилизацию этого малого субэтноса, сохранятся навсегда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии.

Выставка об истории и культуре бухарских евреев открылась в Москве

Официальная группа Вконтакте Община бухарских евреев. МЕОЦ | Московский еврейский общинный центр 24 марта в 1:34. В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Другими традиционными ремеслами бухарских евреев являлись ювелирное дело и дубление кож.

В Центре толерантности открылась выставка, посвященная бухарским евреям

Еврейская панорама :: 5 (107) Май 2023 :: «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» ноги скрестили по-Бухарски.
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» — Digest Announce Словосочетание «бухарские евреи» закрепилось за членами общины потому, что до завоевания Россией Средней Азии значительная часть общины жила на территории Бухарского ханства.
бухарские евреи - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Узбекистан Могут ли бухарские евреи стать на этих выборах реальной, значимой силой?
Бухарские евреи | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру С 1 марта по 18 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
Telegram: Contact @jliferu Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» будет открыта до 16 июля 2023 года, а семейный проект «На языке правил и исключений.

Последние бухарские евреи — фоторепортаж

Спустя время кто-то из них вернулся, был второй Храм, но многие евреи так и не возвратились в Израиль, а остались в других странах. История бухарских евреев отчасти связана с историей персидских — они стали настоящим оазисом аутентичной, самобытной еврейской жизни и традиций в Центральной Азии. Сложно представить другой пример народов, который за 25000 лет, живя вне своей родины, смог бы так сохранить воспоминания о своем происхождении. Для бухарского еврея в XXI веке, живущего в Нью-Йорке, Вене, Иерусалиме или где-то еще, совершенно очевидно, что его предки — Авраам, Исаак и Иаков, он прослеживает свою родословную вглубь тысячелетий. И это понимание гораздо шире нашей выставки, это наша жизнь. Потому что обстоятельства, через которые прошли евреи, не располагают к разговорам о вечности, но эта история бухарских евреев дарит надежду — все пройдет, а традиции, культура, имена, все то, что составляет цивилизацию этого малого субэтноса, сохранятся навсегда». На выставке представлено около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично.

Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. Ядром проекта стали различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они легли в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Сергей Устинов, основатель и директор Музея истории евреев в России: «Я благодарю Еврейский музей и Центр толерантности за инициативу и реализацию масштабного проекта выставки, в создании которой мы также принимали самое непосредственное участие… Когда мы создавали Музей истории евреев в России, было принято решение, что для его более качественного обогащения мы будем ездить по местам, где раньше проживали евреи, чтобы успеть сохранить следы исчезающих культур. Всего мы осуществили порядка двух десятков экспедиций, четыре из которых были как раз в Центральную Азию, где проживали бухарские евреи. Кому-то может показаться, что экспонаты, представленные на выставке, ничем не отличаются от предметов быта жителей Узбекистана, которые можно приобрести на местном базаре, но хочу заверить, что все они — часть быта семей бухарских евреев, которые мои коллеги Григорий Казовский и Борис Хаймович привезли из экспедиций.

В чужой среде евреи всегда так или иначе мимикрировали, принимали внешний вид тех народов, где им приходилось жить. Мимикрировали, но не ассимилировали.

Я хочу лично поздравить господина президента конгресса бухарских евреев, господина Леваева, а также приветствовать и поздравить всех, кто приехал сюда буквально со всего мира. Также хочу выразить благодарность всем правительственным учреждениям и тем, кто помогает нам строить еврейскую инфраструктуру и чувствовать себя более уверенными.

Хочу еще раз поздравить всех лидеров за участие в сегодняшнем мероприятии, с началом месяца Рамазан для азербайджанцев, а также с предстоящим праздником Новруз»,— заявил дипломат. Мероприятие стало значительным событием, демонстрирующим успехи и развитие еврейских общин разных стран. В ходе вечера участники и гости могли насладиться богатой культурной программой, обменяться опытом и планами на будущее. Это мероприятие стало свидетельством прочных связей между еврейскими общинами мира и их стремления к прогрессу и взаимоподдержке.

Подводя итоги мероприятия, организаторы выразили надежду на дальнейшее укрепление этих связей и реализацию новых совместных проектов, направленных на благо всех участников и общин в целом.

Посетители постепенно знакомятся с подразделами "Дом и традиционная бытовая культура", "Религиозные обычаи", "Жизненный цикл", "Традиционные занятия и ремесла, музыка, танец, театр", "Традиционная одежда". На выставке представлены около 200 экспонатов, некоторые из которых ранее не показывались публично. Это образцы народного искусства и предметы быта, изделия ремесленников, ритуальные предметы, амулеты, уникальные исторические документы и фотографии. В центре экспозиции - инсталляция о жилище бухарско-еврейской семьи, сделанная на основе декора традиционных домов из Самарканда и Бухары конца XIX - первой трети XX века.

Справка "РГ" Как рассказали организаторы выставки, особый еврейский субэтнос бухарских евреев окончательно сформировался в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств.

Похоже, вы используете устаревший браузер, для корректной работы скачайте свежую версию 2 марта 2023, 21:59 В Москве откроется выставка об истории и культуре бухарских евреев Посетителям покажут архивные фото, традиционную одежду и предметы быта этноса МОСКВА, 3 марта. Еврейский музей и центр толерантности совместно с Музеем истории евреев в России подготовил экспозицию об идентичности бухарских евреев. На выставке представили архивные фото, традиционную одежду и предметы быта этноса, сообщает пресс-служба музея в пятницу. Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии", - отмечает пресс-служба.

В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций". В Еврейском музее и центре толерантности российской столицы развернулась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». С 1 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». О причинах этого явления и о судьбе бухарских евреев мы поговорили с хазаном Ново-махаллинской синагоги Бухары Лазарем Боруховым. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности (г. Москва) прошло торжественное открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».

В Еврейском музее открывается выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Бухарские евреи принадлежат к еврейской диаспоре. Бухарские евреи обратились с жалобой на певицу, назвав ее слова антисемитскими и попросив обратить внимание на агрессивную риторику. Россия 24» на канале «Россия 24» в хорошем качестве и бесплатно.

В Москве открылась выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций»

Особое внимание на себя обращает инсталляция жилища бухарско-еврейской семьи, которую создадут с помощью декоративных элементов, украшавших еврейские дома в Самарканде и Бухаре в конце XIX — первой трети XX века. Кроме того, представлена традиционная одежда бухарских евреев, образцы ткачества и золотого шитья. Билеты и цены Цена билетов на временные выставки в Еврейском музее и центре толерантности: 500 рублей, льготный билет — 250 рублей. Розыгрыши в Telegram!

У нас в Telegram постоянно проходят розыгрыши билетов на самые интересные события в Москве — концерты, спектакли, фестивали, шоу и многое другое.

Посол Израиля в Азербайджане Джордж Дик сказал, что,запомнил свою первую аудиенцию у президента страны Ильхама Алиева в 2019 г. Это было верно тогда, и сегодня это тоже актуально, как никогда. В мире многие обеспокоены происходящим, особенно в связи с Израилем, и, конечно, многие евреи испытывают беспокойство за своё будущее. Тем не менее, здесь, большинство евреев чувствуют себя на 100 процентов уверенно. Я хочу лично поздравить господина президента конгресса бухарских евреев, господина Леваева, а также приветствовать и поздравить всех, кто приехал сюда буквально со всего мира. Также хочу выразить благодарность всем правительственным учреждениям и тем, кто помогает нам строить еврейскую инфраструктуру и чувствовать себя более уверенными. Хочу еще раз поздравить всех лидеров за участие в сегодняшнем мероприятии, с началом месяца Рамазан для азербайджанцев, а также с предстоящим праздником Новруз»,— заявил дипломат.

Мероприятие стало значительным событием, демонстрирующим успехи и развитие еврейских общин разных стран.

Потому что среди тех миллионов погибших во время Второй Мировой войны было шесть миллионов евреев, среди них несколько десятков тысяч бухарских евреев» — сказал Р. Кроме того, Рафель Некталов от имени бухарскоеврейской общественности, конгресса бухарских евреев США и Канады «…выразил огромную благодарность, президенту страны Шавкату Миромоновичу Мирзиёеву за то, что в Узбекистане всем национальным общинам и конфессиям предоставлены равные права соблюдать религиозные правила и законы». Еще одним знаковым событием этого дня явился экономический бизнес-форум в мэрии Коканда, который помог познакомить гостей нашей страны с новыми возможностями для иностранных инвестиций в Ферганской области. Ведь ни для кого не секрет, что узбекская экономика в последние несколько лет совершает рывок. О своих впечатлениях об увиденном, изменившихся городах, буквально переживающих новый ренессанс и самое главное об узбекистанцах, сохранивших свое гостеприимство, позволяющее чувствовать себя в стране, как в родном доме, рассказали члены делегации бухарских евреев во время своей встречи в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами. В этой встрече приняли участие руководители Комитета, представители общества дружбы «Узбекистан-США». Заместитель председателя Комитета Валерий Николаевич Тян рассказал гостям о работе, проводимой в стране по укреплению межнациональных отношений.

Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе.

Бухарские евреи на пороге третьего тысячелетия

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» 2 марта в Еврейском музее и центре толерантности состоялось открытие выставки «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций».
СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЕВРЕИ • Большая российская энциклопедия - электронная версия Конгресс бухарских евреев России и СНГ выражает свои глубокие соболезнования всем родным и близким покойного.
Telegram: Contact @jliferu С 3 марта по 18 июня 2023 года в Еврейском музее и Центре толерантности пройдет выставка «Евреи Бухары: на перекрестке цивилизаций».
Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | myDecor | Дзен В новом ресторане восточной кухни Loomi состоялся ужин, посвященный гастрономическим традициям бухарских евреев – «Путешествие из Тель-Авива в Бухару».

Подробности

  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Фонд Марджани
  • Другие выставки
  • Всемирный Конгресс бухарских евреев
  • СРЕДНЕАЗИА́ТСКИЕ ЕВРЕ́И

Расселение

  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Фонд Марджани
  • В Петербурге состоялся съезд бухарских евреев
  • бухарские евреи - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Узбекистан
  • Выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций» | Куда сходить в Москве

Бухарские евреи в Израиле

На протяжении столетий бухарские евреи жили в мире и согласии, обрели на узбекской земле свою Родину, - отмечалось во время встречи. Делегация ВКБЕ с благодарностью отметила, что в соответствии с Указом Президента Шавката Мирзиёева с 12 февраля вступило в силу положение о безвизовом въезде в нашу страну на срок до 30 дней для израильских граждан, среди которых выходцы из Узбекистана составляют более 100 тысяч человек.

Институт Бен-Цви в Иерусалиме занимается исследованием восточных общин, в том числе, и бухарских евреев. Но исследователей в этой области, по словам ученого, не так много. В Израиле это Гиора Фузайлов специалист по истории нескольких волн репатриации и "Шхунат а-бухарим", кварталу в Иерусалиме, который, кстати, построили богатые купцы из Средней Азии. Историк Маркиэл Фазылов специалист по истории бухарских евреев Самарканда , Давид Калонтаров, который собирает и публикует материал об участии бухарских евреев во 2-ой мировой войне, Зоя Аршавская — занимается описанием архитектуры синагог и особняков бухарских евреев.

Литература Опыт и знания скрупулезно собранные профессором научных трудах, из частичек утерянных во времени обычаев, языка и фольклора, начинают самостоятельную жизнь в художественных и публицистических произведениях, литератора, члена Союза писателей Израиля. Хана Толмас опубликовала более 12 книг, они востребованы и читаемы, а антология - «Бухарские евреи. Прозвища» стала домашней энциклопедий для многих семей страны. Самым маленьким исследователь, в соавторстве с Маркиэлом Фазыловым, своим нынешним мужем подарила сборник «Легенды и сказки бухарских евреев». Согдиана Хана Даниэлова - председатель созданной вместе с единомышленниками в 2016 году, Международной ассоциации творческой интеллигенции «Согдиана», которая объединяет деятелей из сфер науки, культуры и искусства — выходцев из Таджикистана, Узбекистана и стран СНГ.

Ассоциация занимается вопросами развития межкультурного диалога, поддержки талантливой молодежи. Публикуем книги, создаём фильмы о писателях, художниках, музыкантах, кухне бухарских евреев и др. Проводим международные конференции, издаём сборники докладов конференции, связанные с историческим и культурным наследием нашего народа и проводим многие другие мероприятия. Таким образом, стараемся по возможности сохранить богатое прошлое для потомков», - говорит она. Ассоциация рассматривает возможность, проведения совместных «круглых столов» в режиме онлайн и реального времени, с участием студентов, писателей, поэтов и художников, расширения туристических обменов, содействия связям образовательных и исследовательских учреждениями стран Средней Азии и Израиля.

Две Родины… Вернутся ли евреи, в Таджикистан? Миграция евреев за многие века жизни на чужбине не стала эмиграцией, осваиваясь на новых землях, принимая язык и культуру коренного народа, они сохраняли верность исторической родине — Израилю, который многие поколения даже не видели, и идея возвращения стала для всего народа национальной доктриной, религиозной заповедью. В своих исследованиях и общественной жизни Хана Толмас не раз обращалась к теме возможного возвращение бухарских евреев на свою малую Родину — Таджикистан и страны региона, страны которые стали их Родиной более чем на 1000 лет, где похоронены их предки, остались синагоги. Мы, международная ассоциация творческой интеллигенции «Согдиана», задавали это вопрос, когда проводили опрос общественного мнения, однозначных ответов — нет. Это и понятно мы буквально недавно в историческом плане обрели свою Родину.

Но, думаю, если со временем условия позволят, возвращение возможно. В истории известно, когда на протяжении веков восточные евреи переселялись, шли по Великому Шёлковому пути, оставались жить там, где люди к ним хорошо относились. Многие приезжали в Среднею Азию за лучшей жизнью, другие были вынуждены бежать от насилия и войн. Мир сегодня изменился, границы государств стираются, люди живут в одном месте, а работают в другом. Однозначно могу сказать - многие наши бизнесмены готовы работать в Таджикистане, создавать там предприятия и инвестировать в его экономику», - рассказывает исследовательница.

Ностальгия Сама Хана очень скучает по городу детства, школе и родному институту, мечтает привезти своих детей на свою вторую Родину. По истечении уже многих лет ты понимаешь, в какой красивом и незабываемом городе прошли детство и юность. Некоторые из этих зданий реконструировали или, я слышала, снесли, как и здание школы. А жаль, так хотелось увидеть и прикоснуться к прошлому! И конечно даже случайные встречи встречи с земляками воодушевляют и дарят минуты искренней радости.

Хана в одну из командировок, в аэропорту Нью-Йорка встречает своего бывшего коллегу, заведующего кафедрой педиститута Парвона Джамшедова О, какая это была радость, спустя тридцать лет… Сейчас он возглавляет Славянский университет в Душанбе. Кстати, П. Джамшедов приезжал к нам, в Израиль, на конференцию с интересным докладом о евреях Таджикистана.

На выставке представили архивные фото, традиционную одежду и предметы быта этноса, сообщает пресс-служба музея в пятницу.

Этот масштабный совместный проект Еврейского музея и Музея истории евреев в России представит историю и культуру бухарских евреев как феномен особой еврейской идентичности в контексте культур Центральной Азии", - отмечает пресс-служба. Выставка включает более 200 экспонатов, многие из которых ранее не выставлялись. Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX века - первой трети XX века.

Здесь покажут предметы быта, изделия ремесленников, уникальные исторические документы и фотографии, которые должны дать представление об истории и культуре бухарских евреев. Часть экспонатов раньше публично не выставляли. Последние новости России и мира, политика, экономика, бизнес, курсы валют, культура, технологии, спорт, интервью, специальные репортажи, происшествия и многое другое. Россия 24 — это единственный российский информационный канал, вещающий 24 часа в сутки. Мировые новости и новости регионов России.

Коканд – один из центров поклонения бухарских евреев в Узбекистане

Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи. Уже в эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, которым они подвергались в Центральной Азии, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел. С середины XIX века они заняли видное место в системе международной торговли между Россией и странами Востока. Успешные еврейские купцы выдвинули из своей среды деятельных предпринимателей, просветителей и меценатов, которые стали пионерами промышленности, внедрения новых систем образования, становления театра и современного книгоиздательства в регионе. Их усилиями в конце столетия был также создан Бухарский квартал в Иерусалиме, ставший очагом бухарско-еврейской культуры и одним из центров новой экономической активности в Святой земле. В появившихся после революции центральноазиатских республиках бухарские евреи были вовлечены в различные формы социалистической модернизации и атеистического воспитания: создавали национальные колхозы, новые школы, служили в Красной армии, сражались на фронтах Великой Отечественной войны, составили значительный процент ученых и профессионалов разных специальностей, а также творческой интеллигенции Узбекистана и Таджикистана.

Ядром проекта станут различные элементы декора традиционных еврейских домов из Самарканда и Бухары конца XIX — первой трети XX века: именно они лягут в основу специально созданной инсталляции, рассказывающей о жилище бухарско-еврейской семьи. Значительное место в экспозиции отведено традиционной одежде бухарских евреев и образцам ткачества и золотого шитья. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России и собраны в еврейских семьях в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Также на выставке будут представлены экспонаты из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций. Выставки подобного масштаба и наполнения еще не было ни в одном этнографическом, еврейском или художественном музее. Как особый еврейский субэтнос бухарские евреи окончательно сформировались в XVIII веке на территории центральноазиатских мусульманских государств: Бухарского эмирата, Кокандского и Хивинского ханств. Однако их культура наследовала и продолжила традиции гораздо более раннего времени, корни которых восходят к эпохе Персидской империи.

Несмотря на жестокое завоевание городов среднеазиатского региона, иудеи упомянуты в городе Бухаре уже через 20 лет после вторжения монголов, в 1240 году, историком Ибн аль-Фувати [21]. Чагатайский улус, государство Хулагуидов, Золотая Орда[ править править код ] После деления Монгольской империи между сыновьями Чингизхана, среднеазиатский регион оказался частично в государстве Хулагуидов , частично в Золотой Орде и частично в Чагатайском улусе. Во всех этих государствах продолжали жить иудеи. Об иудеях в Золотой Орде в городе Гурганжде в первой половине 1300 годов сообщает аль-Омари в книге «Пути взоров по государствам разных стран», где он пишет, что: «Столица тамошнего царя — Сарай. Это небольшой город между песками и рекою. Город Харезм лежит на Джейхуне, между двумя рукавами его, похожими на шаровары. В Харезме 100 домов еврейских и 100 домов христианских, не более. Им Евреям и Христианам не разрешено иметь больше этого. Об иудеях в Чагатайском улусе, столицей которого был город Самарканд, в той же первой половине 1300 годов сообщает ибн-Баттута в книге «Путешествие», где он пишет, что: «Когда Бузун овладел царством, он стал притеснять мусульман, несправедливо обращался с подданными и позволял христианам и иудеям строить их храмы. Мусульмане стали волноваться из-за этого и ждали лишь удобного случая, когда судьба отвернется от него. Когда известия о Бузуне достигли в Хорасане Халила — сына султана Йасура Махзума, то он направился к царю Герата, а это был султан Хусайн, сын султана Гийас ад-Дина ал-Гури, и сообщил ему то, что знал, и попросил у него помощи войсками и деньгами, с условием разделить с ним царство, если оно окажется наконец в его руках. Малик-Хусайн послал с ним большое войско… Когда эмиры мусульман узнали о походе Халила, они встретили его, выражая ему покорность и желание вести священную войну против врага… Эмиры со всех областей съехались и собрались вокруг Халила. Халил встретился с Бузуном, войска его перешли на сторону Халила, разбили Бузуна, взяли его в плен и привели к Халилу. Халил его казнил, задушив тетивой лука, так как у них в обычае убивать царевичей лишь удушением. Царство перешло к Халилу. Тимуридская империя[ править править код ] Большая Синагога Бухары. Фотография 1901—1906 г. В тимуридский период иудеи жили и в Бухаре, о чём свидетельствует Большая Синагога Бухары, действовшая в городе с 1300-х годов по 1900-е годы, и в столичном Самарканде до 1720 года, когда землетрясение разрушило город, а также в других городах. В 1601 году власть в Бухарском ханстве перешла от Шейбанидов к Аштарханидам. К 1600-м годам относится литературная деятельность еврейского поэта Элишы Бен Шмуэля Рагиба Самарканди. Его перу принадлежит поэма «Шахзаде ва суфий Принц и отшельник » 1680 года. Нисба Самарканди явно свидетельствует о существовании иудейской общины в Самарканде в 1600-х годах. В 1688—1755 годах жил и творил поэт Яхуди Юсуф Бен Ицхак Бухари [26] , перу которого принадлежит много высокохудожественных и колоритных произведений. В их числе — ряд газелей , большая поэма «Мухаммас», в которой воспевается личность Моисея , а также поэма «Семь братьев» рассказ о семи мучениках и их матери. Его ученики-поэты Беньямин бен Мишоэль Амин, Узбек, Элиша и Шломо, которых называют общим именем «мулло» ученый , разрабатывали в персидских поэмах еврейские сюжеты, но также усердно изучали персидскую поэзию. Их поэмы были написаны еврейским шрифтом, и теми же письменами они транскрибировали для бухарских евреев классиков — Низами , Гафиза и других, а также переводили персидскими стихами еврейские стихотворения, например, поэмы Израиля Нагары Архивная копия от 23 июня 2017 на Wayback Machine [27]. В 1721 году в Хивинское и Бухарское ханства, а также в Кокандское ханство выделившееся из Бухарского ханства в 1709 году прибыл Флорио Беневени , посланник царя всея Руси Петра I, который в своих записках упомянул о евреях, указав, что они заняты в окрашивании тканей [28]. В 1740 году Бухарское ханство и Хивинское ханство без Кокандского ханства перешли под контроль первое — мирным путём, второе — военным Надыр-шаха. Изначально Надыр-шах, как и его предшественники, относились жестоко к евреям, в угоду ему был устроен погром хамаданских евреев [29] , но затем Надыр-шах стал покровительствовать евреям. Согласно легенде, это произошло благодаря чуду [30]. В 1743 году Надыр-шах переселил в свою столицу город Мешхед много еврейских семей из города Казвин , назначив их управлять его казной. До этого в Мешхеде не было еврейской общины, так как там находится Мавзолей Имама Резы и евреям вход в Мешхед тогда был запрещён. Пользуясь покровительством Надыр-шаха, евреи превратили Мешхед в крупный центр международной торговли. Община Мешхеда привлекала переселенцев из других городов Ирана [31]. Еврейские переселенцы прибыли также в Бухару и Самарканд. Профессор Самаркандского государственного университета Рубен Назарьян писал по этому поводу, что, несмотря на запрет проживания евреев в мусульманских кварталах-гузарах, при Надыр-шахе евреи появляются всё-таки в мусульманских гузарах Самарканда [32]. В гузаре Кош-хаус до 1880-х годов даже действовала синагога [33]. До этого Самарканд лежал в руинах вследствие сильного землетрясения произошедшего в городе в 1720 году. Итак, Надыр-шах стал покровительствовать евреям; остановил преследования евреев в Персии [34] ; переселил евреев в запретный для них прежде шиитский город Мешхед, при том назначив их на почётную должность управления казной; разрешил евреям из Персии поселиться в мусульманских гузарах Самарканда и построить там синагогу. Покровительство Надыр-шаха длилось не долго, ибо он был убит в 1747 году. После его убийства начались преследования евреев Мешхеда со стороны мусульман [31]. В Бухаре сразу же был убит бухарский Абулфейз-хан из династии Аштарханидов по приказу одного из бухарских военачальников Надыр-шаха по имени Мухаммад Рахим из династии Мангытов и фактическая власть в ханстве перешла к нему. При Мангытах в середине 1700-х годах происходит первое массовое насильственное обращение бухарских евреев в ислам и возникает община чала буквально «ни то, ни сё» — евреев, продолжающих тайно исповедовать иудаизм [35]. Российский пограничник Филипп Сергеевич Ефремов , захваченный в плен в 1774 году, проданный в Бухару Аталыку Данияр-беку — родственнику узурпатора Мангыта Мухаммада Рахима, [ источник не указан 1198 дней ] и бежавший через 9 лет из Бухары в Санкт-Петербург , упомянул в своей книге о причинах покушения на жизнь Аштарханида Абулфейз-хана бухарским военачальником Надыр-шаха Мухаммадом Рахимом. Со слов Ф. Ефремова ясно то, что покушение произошло вследствие патологического страстного желания овладеть дочерью Абулфейз-хана — женой Надыр-шаха. Упомянутый Ф. Ефремовым Мангыт Данияр-бек, посадивший ходжу по имени Абуль Газы, [ источник не указан 1198 дней ]то есть духовное лицо, на ханство в 1758 году после смерти своего родственника Мухаммада Рахим-хана, и выглядит предполагаемым инициатором насильственного обращения евреев в мусульманство, ибо, ни Аштарханид Абд ул-Мумин хан мальчик правил с 1747 года и удушен был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1751 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Убейдаллах III хан мальчик правил с 1751 года и разбит был насмерть Мухаммадом Рахимом в 1753 году [ источник не указан 1916 дней ] , ни Аштарханид Абуль Газы хан мальчик правил с 1758 года по 1785 год , будучи ханами- марионетками , не имели реальной власти в Бухарском ханстве, о чём пишет сам Филлип Ефремов. Аталык Данияр-бек в 1774 году также подвергал пыткам и Ефремова через насильственное питьё солёной воды, с целью принятия Ефремовым ислама [36]. Далее Филипп Ефремов сообщает, что в Бухаре проживают «бухарцы, узбеки, хивинцы, киргизцы, персияне и индейцы», жилой фонд представлен мазанками, улицы извилисты и тесны; население он оценивает в 70 тысяч человек. Евреи, по его словам, занимаются ремеслом, проживают «в слободе» и изготовляют шёлк [37]. После волны насильственного обращения евреев в мусульманство в Бухарском ханстве при Мангытах, в конце [35] 1700-х годов насильственное обращение евреев в мусульманство также происходит и в Хивинском ханстве при династии Кунгратов. После смерти 1-го Мангыта Мухаммеда Рахим-хана и 2-го Мангыта Даниялбия, с 1785 года Бухарское ханство при 3-м бухарском правителе из династии Мангытов по имени Шахмурад стало называться Бухарский эмират. К правлению Шахмурада он же эмир Масъум относится сюжет поэмы «В память Муллы Худайдада, благочестивого [38] » пера Ибрагима ибн Абу л-Хайр на еврейско-таджикском языке, рассказывающий о еврее Худайдаде, который был купцом, муллой то есть учёным раввином и которого приказал казнить эмир Масъум за отказ принять ислам [38] [39]. Худайдад принял мученическую смерть за отказ изменить иудейской вере, хотя после его смерти распространялись ложные слухи о том, что Худайдад всё-таки принял ислам. Поэма содержит около 400 двойных линий и занимает около 12 страниц [38]. Близость по времени хронологических рамок нетерпимости к евреям в Бухарском и Хивинском ханствах и хронологических рамок нетерпимости к евреям в Персии остановленной Надыр-шахом наводит на предположение, что нетерпимость к евреям в Хивинском и Бухарском ханстве пришла из Персии.

Большинство произведений из коллекции Музея истории евреев в России и собраны в ходе музейных экспедиций в Среднюю Азию. Российский этнографический музей предоставил семь экспонатов XIX — XX веков, среди которых музыкальные инструменты, предметы одежды и быта. Также на выставке присутствуют экспонаты из собрания Фонда Марджани и частных коллекций.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий