Новости что даёт соборование человеку

Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. Но Таинство Соборования – это не медицинская процедура, и если согрешающий человек не имеет намерения менять свою жизнь, то выздоровление может и не быть даровано Богом. Если человек не имеет веры, если во время соборования не молится, все читаемое пропускает мимо ушей, то тогда для него Таинство становится бессмысленным. как происходит соборование Общее соборование известно и в Греческой Церкви, откуда оно проникло на Русь. За записанных в тетрадь людей молится собор священников (отсюда название Таинства — «Соборование»).

Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл

Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. – Несмотря на то, что Соборование является отдельным таинством, всё же рекомендуется предварительно исповедаться, а после Елеосвящения – причаститься Святых Христовых Таинств. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния. – Несмотря на то, что Соборование является отдельным таинством, всё же рекомендуется предварительно исповедаться, а после Елеосвящения – причаститься Святых Христовых Таинств.

Соборование: как, где, когда и для чего?

Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния. В настоящее время в практике Русской православной церкви оно часто преподносится как избавление от забытых грехов, и такое толкование начинает доминировать над остальными [6]. Протоиерей Вадим Леонов так оценил данное понимание елеосвящения: «Если в таинстве Елеосвящения отпущение грехов возможно без сознательных покаянных усилий со стороны человека, но лишь в силу того, что над ним прочитали молитвы и помазали святым маслом, то не только таинство Покаяния, но и в целом принцип покаяния как основа христианской духовной жизни ставится под большое сомнение.

Мнение это крайне одностороннее и произвольное и не имеет основания ни в заповеди апостола об елеосвящении, ни в чине, по которому оно издревле совершается в Православной Церкви» Таинство святого елея. Может ли собороваться физически здоровый человек? Епископ Венедикт Алентов , автор книги «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения» пишет: «Наряду с совершением таинства св. Благоприятным условием для употребления св. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия. Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» Иак. Согласно правилам, над умершим совершать таинство елеосвящения нельзя Номоканон, 164. Недействительно также заочное соборование. К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния. Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» 2 Пар.

И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Из этих слов видно, что важными составляющими действенности этого таинства являются вера, молитва и покаяние самого болящего. Собороваться людям, не ведущим полноценной церковной жизни, можно, но это предполагает последующее изменение жизни и воцерковление человека. Как часто можно прибегать к соборованию? Раньше в храмах Русской Церкви это происходило в Великий Четверг, а уже во второй половине XX века закрепился обычай совершать соборование и в другие седмицы Великого поста или же в дни строгого поста перед праздником Рождества Христова. Хорошо хранить эту традицию и приступать к таинству каждый год в период Святой Четыредесятницы, когда мы стараемся через подвиги воздержания и покаяния подготовить себя к встрече Пасхи. Приходилось сталкиваться с таким абсурдным заблуждением, что таинство имеет свою силу, «действует» на протяжении одного года, по прошествии которого необходимо «обновлять», «продлевать» действительность соборования. Конечно, думать так неправильно — нельзя ограничивать благодать Божию временными рамками или воспринимать ее исключительно как некий обезличенный механизм. К Таинству Елеосвящения необходимо прибегать в любое время года при серьезной болезни, когда человек наиболее нуждается в действенной помощи Божией. В этом случае можно попросить священника совершить таинство на дому у постели болящего либо в больничной палате. Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Вольска: — Иногда действительно просят пособоровать человека, находящегося либо без сознания, либо в таком состоянии, когда больной уже плохо воспринимает окружающую действительность. Тут на принятие решения о совершении таинства влияют несколько факторов. Строго говоря, церковные таинства не совершаются над человеком в бессознательном состоянии. Однако на практике многие священники не отказывают в совершении Таинства Елеосвящения, если человек до болезни жил церковной жизнью, регулярно исповедовался и причащался. Ведь будь больной в состоянии выразить свою волю — непременно желал бы получить от Бога благодать через Таинство Соборования. А благодать эта действует не на одно лишь тело больного, поскольку не только из материального тела состоит человек, но на все его существо.

Ещё один аспект затрагивает священник Евгений Горячев: «Имеет ли право человек, участвовавший в Соборовании, отдавать масло, принесенное из церкви, человеку, который в этом Таинстве не участвовал, но который просит его об этом? Для меня это и по сей день вопрос открытый.

Таинство Соборования

Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения молитвенное обращение к Богу, произносимое диаконом от имени молящихся с поминанием имен тех, кто принимает таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз.

Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом. В Нем «все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» 1 Кор. О веществе таинства Елеосвящения Елей масло занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения.

Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом. Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней.

В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных Лев. Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» Ис. В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит: «Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.. В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствов ал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека.

Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. Симеон, архиепископ Со-лунский.

Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение.

Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями.

Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям. По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы.

Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому.

Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-вани ем одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней.

Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т. Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни.

Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.

Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл. Таинство считается совершенным, если священник по освящении елея успеет хотя бы один раз прочитать над больным тайносовер-шител ьную молитву и помазать указанные в Требнике части тела.

Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике Древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых.

Поэтому не следует придерживаться этого обычая, я При отсутствии смертельной опасности для больного нет осований для соединения Елеосвящения с Причащением, однако предварительная исповедь и Покаяние желательны. К истории чина Елеосвящения Древнейшие русские списки чина Елеосвящения не восходя? Еще накануне того дня, в котором оно должно быть совершено, начинались приготовления к нему.

Таинство Соборования имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда — в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. Часто ли следует собороваться? Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении собороваться может и физически здоровый человек , но прежде всего — в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. После того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее же время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Как происходит это таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя реально священников может быть и меньше — не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников даже при одном таинство все равно будет действительным.

Современный чин Соборования — пространный и сложный.

Что такое соборование, для чего оно нужно? Соборование, называемое еще Елеосвящением елей — это масло , это церковное Таинство, которое проводится либо в храмах в определенные дни чаще всего Великим постом , либо на дому обычно для смертельно больных людей, которые сами не могут прийти в храм на исповедь и причастие. Часто еще приглашают священника на соборование на дому, если человек не смертельно болен, но не может сам по немощи своей прийти в храм. Многие пугаются, думая, что соборование может проводиться лишь над человеком, который уже умирает, и некоторые больные потому наотрез отказываются домой или в больницу приглашаться священника, думая, что этим как-бы подтверждают свою готовность умереть. На самом деле Соборование призывает благодать на больного человека, помогает ему помочь вспомнить свои грехи и быть прощенному Господом, а вследствие этого часты и случаи выздоровления, потому как часто наши болезни — следствие как раз наших грехов.

Но это не обязательно. Иногда наоборот, люди думают, что если пособоровали больного, обязательно должен выздороветь, и спрашивают потом — а вот мы пригласили священника, он соборовал больного, а тот умер. Бывает и так, на все воля Божья, но вы можете утешиться тем, что ваш близкий человек умер после покаяния, а это для его души спасение. То есть, пригласив для этого Таинства священника домой, вы сослужили большое доброе дело своему близкому и облегчили ему участь в вечной жизни. Итак, по определению православного Катехизиса наставления в православной вере , Елеосвящение с греч. Итак, таинство совершается для исцеления, либо же ослабления болезней, притом не только телесных, но в первую очередь духовных.

Часто бывает, что при соборовании больной припоминает под воздействием Божьей благодати и рассказывает священнику о каком-то грехе, который он не исповедовал, а тот подсознательно может быть его мучил. И освободившись, раскаявшись в нем, человек получает исцеление и идет на поправку. Почитать еще: как приступить к исповеди , как правильно исповедоваться. Когда совершается Соборование В 2016 году, как и ранее, Таинство это будет совершаться Великим постом, а во многих храмах и в другие посты совершается, надо узнавать расписание конкретно по вашим приходам. В церкви рекомендуется даже здоровому человеку хотя бы один раз в год Великим или Рождественским постом собороваться.

Таинство соборования: суть обряда, для кого предназначено, как подготовиться

Считается, что если тяжелобольному человеку суждено умереть, то после соборования это будет относительно лёгкая кончина. Главная» Новости» Соборование в 2024 году. И священник, и человек, над которым совершается соборование, просят об исцелении от болезни. Поэтому Соборование может совершаться и над физически здоровыми, но подверженными таким состояниям людьми. Потому и здоровым людям, особенно Великим постом — времени особой борьбы с грехом — Соборование помогает выздоравливать душой, дает силы не унывать и бороться за свое спасение. Если у человека нет серьезного недуга, частое соборование неуместно.

Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство

В 2022 году общее соборование пройдёт 21 апреля. На нём, как и на частном соборовании отдельного человека, обращаются к Господу с просьбой избавить от болезни, отпустить грехи. Верующие люди говорят, что соборование, если и не избавляет от болезни, то облегчает её течение, а вера в отпущение прегрешений помогает исправиться, не совершать ошибок, очищает совесть. Кто и где совершает соборование умирающего Когда Русь приняла православную веру в единого Бога, христианские обряды стали необходимым элементом религиозной жизни общества. Стало принятым совершать таинство соборования над умирающим человеком. Соборование заказывают для крещёного человека, стоящего на пороге смерти, главное, чтобы он был не моложе семи лет. Соборование умирающего можно проводить дома, в больнице. Полный чин соборования проводят обычно семь священников, но в исключительных случаях допускается совершение соборования одним священником. Как совершается соборование умирающего Сила веры в Божью благодать была так велика, что умирающий и его окружение считали соборование последним необходимым событием в жизни. Так как смысл соборования состоит не только в избавлении от разных болезней и хворей, но и в отпущении грехов, то по логике человек должен рассказать священнику о том, что же он натворил нехорошего, в чём раскаивается.

Такой рассказ называется исповедью.

Но далеко не всегда исцеление человека входит в Замысел Божий о человеке, о спасении человека. Дело в том, что иногда только то единственное, что нас ранит, только то единственное что нас уязвляет, что приносит нам страдания вместе с тем является тем единственным, что способно исцелить наше сердце, исцелить нашу духовную жизнь. Болезнь, конечно, является следствием грехопадения человека, но не в частном смысле. Не следует выстраивать умозаключения такого рода, что всякий грех приносит физическую болезнь тому, кто грех совершает, и, следовательно, чем грешнее человек, тем больше он болеет.

Такая логика противоречит действительности, поскольку последний негодяй может быть вполне здоровым человеком, а человек богобоязненный и благочестивый подвержен многим немощам и страданиям. Мы болеем потому, что грех, совершенный еще Адамом, внес дисгармонию в человеческую природу, был нарушен Замысел Творца о человеке. И человек, созданный бессмертным и нетленным, после грехопадения утратил эти свойства, и в жизнь человека вошли болезни и смерть. Поэтому, хотя болезни происходят от разных причин, корень у них всегда один — это тленность человеческого естества после грехопадения. Но болезнь, будучи сама по себе злом, может использоваться Господом в Его спасительных целях.

Физической болезнью Господь помогает нам исцелиться от духовных ран, как мы видим это в Евангельских историях. Такие примеры не редкость. Болезнью, страданиями Господь как бы стимулирует то умонастроение и тот образ жизни, без которого спасение и вечная жизнь невозможна. В этом смысле мы можем говорить именно о спасительности страданий. Далеко не всегда избавление от болезни является благом для человека, под благом я здесь подразумеваю спасение души в перспективе вечной жизни.

Это, действительно, удивительное свидетельство. Апостол Павел, который исцелял многих например, исцелил молодого человека, юношу, который выпал из окна и разбился насмерть , сам не мог исцелиться от своей собственной болезни. Он пишет, что трижды просил Господа об исцелении, но не получил просимого. Господь ему сказал: «Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается» 2Кор. То есть это была болезнь ко спасению.

Болезнь, страдания постоянно напоминали апостолу, что сам по себе он обыкновенный человек, страдающий человек, который ничего не может без помощи Божией. Через эту физическую немощь Господь явил колоссальную силу тем людям, которые внимали словам апостола и веровали в Господа Иисуса Христа, действующего в нем и действующего через него. Теперь, что касается самого Таинства. Понятно, что, когда апостол Иаков говорит о помазании елеем во Имя Господня, речь идет не о помазании обычным елеем, которое практиковалось в древнем мире в лечебных целях. Здесь речь идет об особом Церковном Таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а молитве, вере.

Почему собственно Таинство называется Соборованием? Это связано с тем, что совершают его семь священников. Семь — некое символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Соборование — это своего рода исповедь, само чинопоследование, сам акцент молитв — это акцент о прощении человеческого греха. Возникает невольный вопрос, а чем собственно Соборование отличается от исповеди?

И вот, наверное, именно числом семь. Семь священнослужителей, семь пресвитеров как полнота Церкви. Они молятся над человеком в том случае, когда человек в силу каких либо причин уже сам не может исповедовать свой грех. То есть, если в обыкновенном Таинстве Исповеди основой положен диалог между священником и кающимся человеком, то здесь этого диалога быть не может. И Церковь молится и просит, чтобы Господь простил этого человека и принял его.

На мой взгляд, Соборование над здоровыми людьми совершать не правомочно. Священник Александр Степанов: В Таинстве Покаяния присоединение человека к Церкви происходит сознательно, а при Соборовании это происходит по молитве, вере. Я хочу привести слова преподобного Амвросия Оптинского : «неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни? Уместно вспомнить, что раньше оно совершалось, когда человек уже явно был близок к смерти. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти.

Такой мотив приводит преподобный Амвросий. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противные вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится «и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи «забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется, и здравие телесное аще воля Божья будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит он прежде души наши, а сим и дарует благолепное здравие, как будет угодно Его святой воле». В России Соборования происходят Великим Постом по всем храмам.

Это более очевидные масштабы, чем в Греции, где оно совершается только в Великий Четверг. Какой же в этом видится смысл? Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание? Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить.

Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу.

И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку. И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти. И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет.

Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю. Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности. Проповедь перед началом Соборования — это тоже способ донесения до людей церковного мнения по поводу этого Таинства.

Люди получали исцеления также благодаря совместной искренней молитве за больного или через молитву перед чудотворными иконами или святынями. Здесь нужно понять, что такое чудо с христианской точки зрения. В греческом тексте Нового Завета употреблено слово «знамение», знак. Чудеса — не просто нарушение законов природы; это знаки наступающего Царствия Небесного, так сказать, его первые ласточки; а само Царство Божие и есть то состояние, в котором мир, человек, его душа и тело — все это преображено и избавлено от рабства тлению Рим 8:21. Царство Божие — «пространство», где царствует Бог.

Не случайно там, где появлялся Иисус во время Своего служения, неизменно происходили многочисленные исцеления. Мир начинал исправляться, возвращаться к своему Замыслу; и это исправление начиналось с очень конкретных вещей: «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают…» Мф 11:5. Для Бога нет мелочей. Он сострадает каждой боли. Исцеление кровоточивой женщины И вот таинство Соборования — одна из форм христианской молитвы об исцелении человека. В Церкви все ведет к исцелению: Причастие — «во исцеление души и тела», исповедь — «врачебница»; да и любое таинство, любое явление благодати Божией так или иначе исцеляет и очищает нас — во-первых от грехов и страстей, а затем и от их последствий — недугов души и тела. Соборование же специально «направлено» на них: это совместная молитва верующих о выздоровлении своих больных братьев и сестер, членов Церкви. Есть много свидетельств о чудесных исцелениях или облегчении в болезни, полученных после этого таинства. Но почему же яркое, видимое, полное исцеление после совершения таинства Соборования происходит не всегда, и даже, кажется, в редких случаях?

От нас скрыты многообразные связи нашей греховности, а также душевных травм, полученных в жизни — с физическими болезнями. Но эти связи, безусловно, есть Мк 2:5-11; 1 Кор 11:27-30 — не случайно до или после таинства Соборования рекомендуется исповедаться, в полном соответствии с приведенными словами апостола Иакова. Конечно, болезнь — не наказание за грех; Евангелие навсегда отметает такую фарисейскую, «законническую» точку зрения Ин 9:1-3.

Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано. И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл. Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте.

Есть ли на самом деле такая связь? Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьёзно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путёвку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность ещё пожить в общине, а значит — послужить Богу, успеть ещё сделать что-то доброе в своей жизни. Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю всё-таки второе. Уместно ли участие детей? Без этого может быть профанация.

Таинство Соборования (Елеосвящения): что это и для чего, как проводится в церкви и на дому

Именно об этом частном случае пойдет речь далее. Зачем проводить соборование, если на исповеди отпускают все грехи? Многие спрашивают, зачем нужен дополнительный ритуал, ведь умирающий кается во всех своих прегрешениях и получает отпущение. Церковь объясняет это так. Обычно люди помнят крупные свои проступки, совершенные умышленно. Но согрешить можно и без злого умысла, однако от ответственности перед Господом это не избавляет. Чтобы эти мелкие, совершенные по незнанию грехи не очерняли душу, проводится соборование.

Что такое елей и почему «соборование»? Елеем в христианстве называют освященное оливковое масло. При совершении Таинств, например, Крещения или Евхаристии, служитель церкви освящает какой-либо физический объект, и таким образом он приобретает частичку Божественной Благодати: при крещении верующие должны погрузиться в святую воду, а во время причастия обычное вино становится Кровью Христовой. Соборование предполагает освящение масла, которое наносят на кожу человека. Но почему обряд так называется?

Он пишет, что трижды просил Господа об исцелении, но не получил просимого. Господь ему сказал: «Довольно тебе благодати Моей, сила Моя в немощи совершается» 2Кор. То есть это была болезнь ко спасению. Болезнь, страдания постоянно напоминали апостолу, что сам по себе он обыкновенный человек, страдающий человек, который ничего не может без помощи Божией.

Через эту физическую немощь Господь явил колоссальную силу тем людям, которые внимали словам апостола и веровали в Господа Иисуса Христа, действующего в нем и действующего через него. Теперь, что касается самого Таинства. Понятно, что, когда апостол Иаков говорит о помазании елеем во Имя Господня, речь идет не о помазании обычным елеем, которое практиковалось в древнем мире в лечебных целях. Здесь речь идет об особом Церковном Таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а молитве, вере. Почему собственно Таинство называется Соборованием? Это связано с тем, что совершают его семь священников. Семь — некое символическое число, означающее полноту, в данном случае полноту Церкви. Соборование — это своего рода исповедь, само чинопоследование, сам акцент молитв — это акцент о прощении человеческого греха. Возникает невольный вопрос, а чем собственно Соборование отличается от исповеди?

И вот, наверное, именно числом семь. Семь священнослужителей, семь пресвитеров как полнота Церкви. Они молятся над человеком в том случае, когда человек в силу каких либо причин уже сам не может исповедовать свой грех. То есть, если в обыкновенном Таинстве Исповеди основой положен диалог между священником и кающимся человеком, то здесь этого диалога быть не может. И Церковь молится и просит, чтобы Господь простил этого человека и принял его. На мой взгляд, Соборование над здоровыми людьми совершать не правомочно. Священник Александр Степанов: В Таинстве Покаяния присоединение человека к Церкви происходит сознательно, а при Соборовании это происходит по молитве, вере. Я хочу привести слова преподобного Амвросия Оптинского : «неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни? Уместно вспомнить, что раньше оно совершалось, когда человек уже явно был близок к смерти.

Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Такой мотив приводит преподобный Амвросий. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противные вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится «и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему». Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи «забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется, и здравие телесное аще воля Божья будет на сие. Будем молиться Господу, да исцелит он прежде души наши, а сим и дарует благолепное здравие, как будет угодно Его святой воле». В России Соборования происходят Великим Постом по всем храмам. Это более очевидные масштабы, чем в Греции, где оно совершается только в Великий Четверг. Какой же в этом видится смысл? Что хотят люди, что Церковь предлагает в ответ на это пожелание?

Священник Даниил Ранне: Владыка Сурожский Антоний рассказывает в одной своей книге о том, как он видит Таинство Соборования, как человек должен к нему подходить. И там есть удивительный момент: он говорит, что когда тяжело больной человек, над которым совершилось Таинство Соборования, получил благодать, он должен находиться в таком внутреннем духовном состоянии, что уже ему будет и не важно, умрет ли он или будет жить. Потому что, когда благодать коснулась его души и дала ему веры, радости, и любви о Господе, уже не будет для человека вот это страдание таким тяжелым. Таинство Соборования — это Таинство исключительно над больными людьми. Возьмем дореволюционную практику. Здесь все в один голос говорят, что Таинство Соборования совершается только над тяжелобольными, над теми людьми, к которым уже и врачи прибегали и лечили их и приложили все свои усилия, но уже этих усилий не хватает, чтобы человека восставить от одра болезни. И вот здесь человек приглашает Церковь к себе, чтобы прийти к последнему врачу — Самому Христу. И если даже не получить от Него исцеление, то получить от Него поддержку. И здесь я хотел бы заметить, что Таинство Соборования, по моему разумению, совершаться должно только над теми людьми, которые сильно больны и их жизни есть угроза, угроза смерти.

И вот чтобы человеку подойти либо к смерти, либо к жизни с помощью Божией, мы и приходим для того, чтобы человека соборовать, либо поддержать его через молитву, и чтобы его своей благодатью поддержал, либо исцелил Господь. Священник Евгений Горячев: Где критерий тяжести болезни? Если человек регулярно ходит в храм, исповедуется, причащается, я, можно сказать, лучше его самого, с точки зрения догматической, ведаю, стоит ему собороваться или нет. Поэтому благословляю или нет. Практически всех пришедших в мой храм я знаю. Это исключает возможность прихода людей, которые хотят использовать очередное церковное Таинство как магию, для того, чтобы удовлетворить какие-то свои религиозные, неправильно осмысляемые потребности. Проповедь перед началом Соборования — это тоже способ донесения до людей церковного мнения по поводу этого Таинства. Мы просим у Бога исцеления в этом Таинстве, но если оно не придет, то только по двум причинам. Либо мы не участвовали в этом Таинстве, не молились, а, скажем, считали, сколько раз священнику еще помазывать, либо потому что мы Богу нужнее больные.

Такое тоже бывает. Значит ли, что Таинство должно употребляться над людьми, находящимися только в сознательном состоянии, потому что это подразумевает текст апостола Иакова? Нет, не убежден, но руководствоваться этим критерием нужно. Ко Христу приносят человека парализованного и верят в то, что Христос может его исцелить. Перенося это на нашу ситуацию, я мог бы сформулировать позицию так. Если я точно знаю, что этот человек церковный, он исповедовался, причащался, ходил в приход, но заболевание привело к тому, что он оказался в коматозном состоянии и не может больше активно принимать участие в Таинствах, я совершу Соборование над человеком, находящимся в бессознательном состоянии. Я считаю возможным Причастие Кровью именно такого человека, если он может совершать глотательные движения. Но только в случае, если этот человек церковный. А если он абсолютно чужд Церкви, то, даже если меня об этом просит его церковные родственники, все-таки я бы воздержался и ограничился молебном о здравии.

В каком случае еще можно воздержаться от Соборования? В западной традиции, которая была вплоть до Второго Ватиканского Собора, соборовали только перед смертью. Так и называлось: последнее помазание. Почему у них это называется последним помазанием? По одной причине: человек уходит в иной мир и надо, чтобы тот грех, который был на его душе, его оставил и он бы пришел к Богу с чистой совестью.

Но пользоваться им следует с благоговением и верой. Так ли это? Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине.

Как подготовиться к соборованию? Верующие стараются исповедаться в грехах перед тем, как приступить к соборованию. Чтобы участвовать в таинстве, нужно записаться на него в храме, назвать свое имя и купить свечу. Обычно за соборование берут оплату — жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Лучше прийти на соборование в одежде с открытым воротом и с коротким рукавом. Желательно захватить с собой салфетку, чтобы убрать излишек масла после таинства. Женщинам можно участвовать в таинстве соборования во время критических дней, уточняет протоиерей Виктор Гузенко.

Соборование: вопросы и ответы

Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами.
Соборование в Троице-Владимирском соборе это молитва нескольких священииков о упокоении или здравии.
Соборование - таинство больных и здоровых В соборовании человек может участвовать не чаще 1 раза в год.

О значении Таинства Соборования

как на здоровых, так и на больных людей, поэтому причастие и соборование полезно сказываются на состоянии людей. Если человек умрет спустя некоторое время после соборования, то оставшееся освященное масло принято возлить на его тело при погребении. Соборование заключается в помазании человека освященным маслом (елеем). Если по объективным причинам человек не успел исповедоваться до Соборования, нужно исповедоваться после совершения Таинства. СУТЬ ТАИНСТВА В народе соборование воспринимается как таинство, которое человек принимает во время болезни или перед смертью.

Как и зачем христиане проводят соборование?

Даже если человек тяжело болен, надо изыскать для него возможность примирения — по словам молитвы, читаемой перед Причащением: «первее примирися тя опечалившим», которые весьма уместны и в случае Соборования. Но таинство Соборования, давая возможность получить исцеление тела, говорят священники, вовсе не носит только «медицинскую» функцию. Таинство Соборования не обязательно всегда приводит к физическому исцелению человека.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий