В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства. Позже, воспользовавшись междоусобицей в Киеве, князь Владимир захватил там власть, это случилось примерно в 980 году. Какое важное событие богатой истории России произошло в далеком X веке, а точнее в 980 году. Важные события В 980 году произошло несколько важных событий, которые оказали значительное влияние на ход истории.
980 год в истории России: события и значимые моменты
В 980 году произошло несколько значимых событий, которые оказали влияние на мир и повлияли на последующее развитие исторических процессов. Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. Первое крупное выступление случилось в Суздале в 1024 году. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича.
Принятие христианства
- 14 августа. Кревская уния
- 11 июня 978 года Русь возглавил князь Владимир (Креститель)
- Языческая реформа Владимира в 980 году — особенности, история и интересные факты
- Великий князь Владимир приходит к власти
Крещение Руси
Владимир, поначалу, согласился о необходимости смертной казни, но потом, посоветовавшись с боярами и городскими старцами, установил наказывать преступников по старому обычаю, вирой. Чеканку монеты начал брат Владимира -Ярополк, чеканка монет продолжилась и при Владимире. Видов монеты чеканилось два— золотой «златников» и серебряной «сребреников» , византийские образцы того времени. На большинстве монет Владимира изображён князь, сидящий на престоле, и надпись: «Владимир на стол» Златники и сребреники стали первыми монетами, выпущенными на территории Руси. Только на них сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира, человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и княжеский знак Владимира — знаменитый Тризуб. Выпуск монеты был обусловлен не экономическими потребностями — Русь прекрасно обслуживалась византийской и арабской монетами, — а политическими целями: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя.
Культурное развитие православной Руси[ ] Времена Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси — что связано с Крещением. Как и многие другие прогрессивные реформы, проводилась она насильственно. Учителями выступали не столько византийцы, сколько болгары. Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион. При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси, хотя первые сохранившиеся постройки относятся ко времени его сына Ярослава. Заложены города Владимир-на-Клязьме 990 год , Белгород 991 год , Переяславль 992 год и многие другие.
Киевлян Владимир щедро угощал на пирах каждое воскресенье, даже, по преданию, приказал развозить на телегах еду и питьё для немощных и больных. Особое внимание оказывал дружине, говоря: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка , под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом , когда внезапно заболел и скончался 15 июля 1015. Похоронен в Десятинной церкви в Киеве.
После смерти Владимира соперничать за Киевский престол стали Святополк , которого прозовут Окаянным, и Ярослав , которого назовут Мудрым. Семейное древо[.
Это событие связано с именем князя Владимира, которого церковь нарекла святым равноапостольным, народ прозвал Красным Солнышком, а историки считают великим. Владимир приходился внуком великой княгине Ольге, той самой, которая первая из правителей Руси приняла христианство. Что произошло в 980 году на Руси? Отвечает Ольга Демидова 7 окт. Отвечает Рустам Понькин 2 окт.
После смерти его отца в 972 году начинается первая междоусобная... При нем все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, завершилось формирование территориальной структуры русского государства. Отвечает Эльгиз Кононов Священники совершили молитву, и таким образом произошло крещение Руси. Это было одно из самых значительных событий в русской истории, благодаря вкладу киевского... Отвечает Катерина Мерцалова Так усиление границ было необходимо по следующим причинам: угроза Руси со стороны печенегов на востоке, первые столкновения с Польшей на западе, походы на... Отвечает Егор Ладыко 17 нояб. Пытался объединить государство с помощью проведения...
Отвечает Антон Сафин 28 июл.
Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили веселый характер, сопровождались шутками, остротами, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как веселый обычай, доставлявший радость всем участникам. Языческий обычай приобретал этическую христианскую окраску. Христианство смягчало и вбирало в себя и другие языческие обычаи. Так, например, начальная русская летопись рассказывает о языческом умыкании невест у воды. Этот обычай был связан с культом источников, колодцев, воды вообще. Но с введением христианства верования в воду ослабли, а обычай знакомиться с девушкой, когда она шла с ведрами по воду, остался.
У воды совершались и предварительные сговоры девушки с парнем. Наиболее, может быть, важный пример сохранения и даже приумножения нравственного начала язычества — это культ земли. К земле крестьяне да не только крестьяне, как показал В. У земли просили прощения за все свои проступки против нравственности. Примеров можно привести много. Принятие христианства не отменило низшего слоя язычества, подобно тому как высшая математика не отменила собой элементарной. Нет двух наук в математике, не было двоеверия и в крестьянской среде. Шла постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов.
Теперь обратимся к одному чрезвычайно важному моменту в акте крещения Руси. Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю. Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день.
Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же то есть послы были в восхищении, дивились и хвалили их службу. Они же вернулись в землю свою. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Архитектура Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно!
Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы. Поставленные в XI веке церкви до сего времени являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т. Никакие последующие храмы и строения не затмили собой того, что было построено в XI веке. Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI веке, не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической мысли, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками. Единственная страна с высокой архитектурой, сложной и по технике и по красоте, которая может считаться помимо Византии предшественницей Руси в искусстве,— это Болгария с ее монументальными строениями в Плиске и Преславе. Большие каменные храмы строились в Северной Италии в Ломбардии, на севере Испании, в Англии и в прирейнской области, но это далеко. Не совсем ясным представляется вопрос о том, почему в прилегающих к Руси странах были распространены в XI веке преимущественно храмы-ротонды: то ли это делалось в подражание ротонде, построенной Карлом Великим в Ахене, то ли в честь храма Гроба Господня в Иерусалиме, то ли считалось, что ротонда более всего подходит для совершения обряда крещения. Во всяком случае храмы базиликального типа сменяют храмы-ротонды, и можно считать, что в XII веке примыкающие страны ведут уже обширное строительство и догоняют Русь, которая все же продолжает сохранять первенство вплоть до татаро-монгольского завоевания.
В этом описании не все точно, но можно поверить общему впечатлению, которое производил храм Софии на иностранца, видевшего храмы и Малой Азии и Балканского полуострова. Можно думать, что художественный момент не был случаен в христианстве Руси. Эстетический момент играл особенно важную роль в византийском возрождении IX—XI веков, то есть как раз в то время, когда Русь принимала крещение. Патриарх константинопольский Фотий в IX веке в обращении к болгарскому князю Борису настойчиво высказывает мысль, что красота, гармоническое единство и гармония в целом отличают христианскую веру, которая именно этим разнится от ереси. В совершенстве человеческого лица ничего нельзя ни прибавить, ни убавить — так и в христианской вере. Невнимание к художественной стороне богослужения в глазах греков IX—XI веков было оскорблением божественного достоинства. Русская культура очевидным образом была подготовлена к восприятию этого эстетического момента, ибо он надолго удержался в ней и стал ее определяющим элементом. Вспомним, что в течение многих веков русская философия теснейшим образом была связана с литературой и поэзией.
Поэтому изучать ее надо в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским… Русская иконопись была умозрением в красках, выражала прежде всего миропонимание. Философией была и русская музыка. Мусоргский — величайший и далеко не раскрытый еще мыслитель, в частности исторический мыслитель. Что же дало принятое из Византии христианство русской истории? Не стоит перечислять все случаи нравственного воздействия церкви на русских князей. Они общеизвестны для всех, кто так или иначе, в большей или меньшей степени беспристрастно и непредвзято интересуется русской историей. Скажу кратко, что принятие христианства Владимиром из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Хорошо это или плохо — пусть судят читатели.
Но бесспорно одно: прекрасно организованная болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли оттягивать юбилейные даты в глубь времен? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими мировыми достижениями в области всех видов искусств вряд ли такая дата чем-либо возвысит русскую культуру. Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие.
Остальное — лишь предполагаемые ценности. Русь появилась со своим Киевом, соперником Константинополя, на мировой арене именно тысячу лет назад. Тысячу лет назад появились у нас и высокая живопись и высокое прикладное искусство — как раз те области, в которых никакого отставания у восточнославянской культуры и не было. Знаем мы и то, что Русь была высокограмотной страной, иначе откуда у нее образовалась бы уже на заре XI века столь высокая литература? Попытки обосновать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены сколько-нибудь научной документальности и носят явно тенденциозный характер. Неясно только одно: какое это могло иметь значение, если вся христианская культура была принята нами из Византии и в результате сношений Руси именно с Византией.
Однако его попытка превратить язычество в государственную религию не увенчалась успехом. Позже Владимир I Святославич провел религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство по «византийскому образцу». Распространение православия в удаленных от столицы землях зачастую встречало жестокое сопротивление населения, которое продолжало почитать языческих кумиров, не желая расставаться с традициями предков. Прошли столетия, прежде чем христианство распространилось на обширных просторах страны. Крещение Руси оказало огромное, прогрессивное влияние на жизнь страны, укрепило государственную власть и территориальное единство державы Владимира. Утверждение христианства как господствующего вероучения открыло перед Киевской Русью широкие перспективы экономического и культурного развития, приобщения ее к достижениям византийской и европейской цивилизаций. Возвращение князя Владимира Святославича в Великий Новгород и изгнание им киевского наместника. Сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде и ее отказ. Расправа с Рогволдом Полоцким. Владимир силой берет в жены Рогнеду. Поход Владимира на Киев. Убийство великого князя Киевского Ярополка Святославича по приказу Владимира. Вступление Владимира Святославича на киевский престол. Женитьба Владимира на жене сводного брата Ярополка гречанке Юлии. Рождение у Юлии сына Святополка. Позднее 980 г. Князь Владимир реформирует языческий пантеон. Отправка воеводы Добрыни Любечанина наместником в Новгород. Возведение в Новгороде идола Перуна. Поход Владимира против польского князя Мешко I. Завоевание городов Червень, Перемышль и других на Волыни. Усмирение вятичей и наложение на них дани. Подавление нового восстания вятичей. Покорение балто-литовского племени ятвягов и установление контроля над Судовией.
Языческая реформа Владимира 980 г.
Статья автора «История и культура Евразии» в Дзене: 980-е годы до нашей эры характеризуются усилением влияния Израильского царства на дела восточного Средиземноморья. Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. Владимир в 980 году приказал установить идолы 6-ти божеств, включённых в государственный пантеон. Это 980 год нашей эры, 10 год 8-го десятилетия X века 1-го тысячелетия, 1 год 980-х годов.
События на Руси в 980 году
В огороде не работать, на жизнь не жаловаться. Названы главные поверья и запреты у христиан в День Крещения Руси Вклад святого князя Владимира в формирование Киевской Руси и русской культуры Святой князь Владимир Святославич, известный также как Владимир Великий, был правителем Киевской Руси с 980 по 1015 годы. Его правление оказало значительное влияние на формирование Киевской Руси и развитие русской культуры. Вот несколько аспектов его вклада. Принятие христианства. Одним из наиболее значимых достижений Владимира было принятие христианства как государственной религии Киевской Руси. В 988 году он крестился в Херсонесе Таврическом и впоследствии провёл крещение своих подданных. Это событие стало ключевым моментом в истории Киевской Руси, поскольку оно привело к широкому распространению христианства среди населения и установлению тесных связей с Византией. Политические реформы.
Владимир провёл ряд политических реформ, которые укрепили центральную власть и стабилизировали положение Киевской Руси. Он создал систему управления, основанную на делегировании власти своим сыновьям и назначении наместников для провинций. Это позволило ему эффективно управлять огромной территорией и обеспечить её безопасность. Развитие культуры и образования. Владимир приложил усилия к развитию культуры и образования в Киевской Руси. Он пригласил греческих учёных и строителей для возведения церквей и монастырей, а также для просвещения населения. В результате были созданы первые школы, где изучались грамота, религия и законы. Укрепление Киева как центра русской цивилизации.
Под руководством Владимира Киев стал центром русской цивилизации. Здесь были построены величественные храмы, развивалась ремесленная промышленность, формировалась государственная администрация и законы. Владимир также установил торговые связи с другими странами, что способствовало экономическому развитию Киевской Руси. Наследие и влияние. Вклад князя Владимира в формирование Киевской Руси и русской культуры был огромным и оказал долгосрочное влияние на развитие России. Его правление стало отправной точкой для дальнейшего развития русского государства, его культуры, религии и образования. Символы государства: Какой смысл имели стяг, хоругвь и знамя для русских воинов Икона Святого Князя Владимира: символы и значения Во многих православных храмах можно увидеть иконы князя Владимира, которые являются одними из самых известных и значимых икон в православной христианской традиции. Первые иконы "Святой Владимир" появились ещё в XV веке.
Как правило, икона "Святой князь Владимир" ростовая или поясная, изображает святого в княжеском облачении и венце, с крестом в правой руке. На некоторых иконах в левой руке его меч как символ надёжной защиты государства, на других — свиток с молитвой. Символы и значения, связанные с иконой Святого Князя Владимира, имеют глубокие религиозные и исторические корни. Вот некоторые из них. Современная икона Святого Равноапостольного Князя Владимира, написанная во фряжском стиле. Символ исторической значимости. Он принял христианство в 988 году и стал первым правителем, который крестил своё население, установив христианство как государственную религию. Символ единства.
Икона Святого Князя Владимира также символизирует единство православных верующих.
Одним из ключевых моментов стала битва при Кааковсих торфах. На поле брани сражались воины Киевской Руси и половцев, представлявших племена кочевников. Эта битва стала одной из первых крупных военных столкновений между двумя державами и сыграла важную роль в формировании дальнейшей истории Руси. Еще одним значимым событием 980 года было создание Епископии в Киевской Руси. В рамках этого духовного учреждения укреплялась церковная иерархия и организация, что имело важное значение для развития христианства в регионе и формирования православной церкви. Не менее важным событием было строительство крепости в Куйбышеве. Это укрепленное сооружение находилось на пути из скопина в Висляны и служило для защиты границ Киевской Руси от нашествий врагов. Строительство крепости в Куйбышеве свидетельствует о том, что средневековые власти придавали большое значение оборонительным сооружениям и инициировали их возведение в стратегически важных районах. События 980 года являются важной частью истории Киевской Руси и имеют непосредственное отношение к формированию государства, распространению христианства и укреплению границ.
Ярополк, как сказано выше, взял братнюю волость. Третий Святославич, Владимир, узнал в Новгороде, что Ярополк убил Олега, испугался братнего властолюбия и бежал за море, а Ярополк послал в Новгород своих посадников и стал владеть один на Руси. Через три года Владимир возвратился с варягами в Новгород и прогнал оттуда Ярополковых посадников, приказав им сказать брату: Владимир идет на тебя, приготовляйся к войне.
Наступательное движение Владимира против Ярополка было необходимо: Владимир не мог надеяться, чтоб старший брат спокойно снес изгнание своих наместников из Новгорода; Владимиру нужно было предупредить его, тем более, что у него теперь были наемные варяги, а Ярополк не собрался с силами; варягов надобно было употребить в дело, отпустить их ни с чем было невыгодно и опасно, оставить их у себя в Новгороде было еще невыгоднее и опаснее; отпустивши их, дожидаться, пока Ярополк, собравши все силы юга, двинется против Новгорода, было безрассудно.
Главной причиной возникновения конфликта были территориальные претензии киевского князя Владимира Святославича к западным землям Полоцкого княжества, а также возможные амбиции на великое княжество. Киевский князь стремился расширить свою власть и утвердиться как великий князь всей Руси. В ответ на это Полоцкое княжество под руководством Всеслава Чародея воспользовалось возможностью защищать свои интересы и показать свою силу. Хроника событий 980 года свидетельствует о том, что война началась после того, как Владимир Святославич направил войско к полоцким землям. Всеслав Чародей сформировал свою армию и встретил киевских войск на Клеповых полотнах, недалеко от Полоцка. Битва продолжалась несколько дней и была крайне кровопролитной. В результате битвы на Клеповых полотнах полоцкие войска смогли отразить атаку киевского князя и одержать победу. Владимир Святославич потерпел серьезное поражение и был вынужден отступить. Полоцкое княжество укрепило свою позицию на западных землях Руси и смогло сохранить свою независимость.
You might like:
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Причины раскола Русской Церкви
- Крещение Руси в 988 году - почему Владимир выбрал хрисианство?
- Жизнь славян в древности
- Крещение Руси в 988 году и государство Русь
Жизнь славян в древности
- Языческая реформа князя Владимира
- Крещение Руси в 988 году и распространение христианства | Diletant
- Объединение Руси
- 14 августа. Кревская уния | Планета Беларусь
- История Византии в 22 пунктах • Arzamas
- Правление Владимира Святого и Ярослава Мудрого
Что произошло среди восточных славян в 980 году?
То же делал в Новгороде дядя его, Добрыня. Кроме нескольких жен, Владимир, по словам летописца, имел до 800 наложниц. Сообщение отправлено: 8 мая 2006 13:57 Ne administrator Сообщение отредактировано: 18 июня 2006 14:26.
Насильно крестил свой народ Стефан I, король венгерский. Он же насильно заставлял отказываться от восточного христианства тех, кто успел принять его по византийскому обычаю. Но у нас нет достоверных сведений о массовых насилиях со стороны Владимира I Святославича. Ниспровержение идолов Перуна на юге и на севере не сопровождалось репрессиями. Идолов спускали вниз по реке, как спускали впоследствии обветшавшие святыни — старые иконы, например. Народ плакал по своему поверженному богу, но не восставал.
Восстание волхвов в 1071 году, о котором повествует Начальная летопись, было вызвано в Белозерской области голодом, а не стремлением вернуться к язычеству. Христианство было отвоевано у Византии под стенами Херсонеса, но оно не превратилось в завоевательную акцию против своего народа. Одним из счастливейших моментов принятия христианства на Руси было то, что распространение христианства шло без особых требований и научений, направленных против язычества. Значит, двоеверие? Нет, и не двоеверие! Двоеверия вообще не может быть: либо вера одна, либо ее нет.
Последнего в первые века христианства на Руси никак не могло быть, ибо никто еще не в состоянии был отнять у людей способность видеть необычное в обычном, верить в загробную жизнь и в существование божественного начала. Чтобы понять — что же произошло, вернемся снова к специфике древнерусского язычества, к его хаотическому и не догматическому характеру. Всякая религия, в том числе и хаотическое язычество Руси, имеет помимо всякого рода культов и идолов еще и нравственные устои. Эти нравственные устои, какие бы они ни были, организуют народную жизнь. Древнерусское язычество пронизывало собой все слои начавшего феодализироваться общества Древней Руси. Из записей летописей видно, что Русь обладала уже идеалом воинского поведения.
Этот идеал ясно проглядывает в рассказах Начальной летописи о князе Святославе. Аще ли побегнем,— срам имам. Ходя, воз по собе не возяше, ни котла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подклад постлав и седло в головах; тако же и прочии вои его веси бяху. Я нарочно привожу все эти цитаты, не переводя их на современный русский, чтобы читатель смог оценить красоту, точность и лаконизм древнерусской литературной речи, тысячу лет обогащавшей русский литературный язык. Этот идеал княжеского поведения: беззаветная преданность своей стране, презрение к смерти в бою, демократизм и спартанский образ жизни, прямота в обращении даже к врагу — все это оставалось и после принятия христианства и наложило особый отпечаток на рассказы о христианских подвижниках. Праведник сравнивается с воином!
Независимо от того, где и когда написан этот текст, он характеризует и высокую русскую воинскую мораль. Не скрыл Мономах и своих преступлений: сколько избил он людей и пожег русских городов. И после этого в качестве примера истинно благородного, христианского поведения он приводит свое письмо к Олегу, об изумительном по своей нравственной высоте содержании которого мне не раз приходилось писать. Рассуждения вполне христианские и, скажем мимоходом, крайне важные для своего времени при переходе к новому порядку владения Русской землей князьями на рубеже XI и ХII веков. Образованность после крещения Руси Важной христианской добродетелью при Владимире была и образованность. Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим.
Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Если эта его забота и была в какой-то мере ограничена Киевом или даже частью Киева, то и тогда рассказ летописца чрезвычайно важен, ибо показывает, что именно считал летописец самым важным в христианстве, а вместе с ним и большинство его читателей и переписывателей текста — милосердие, доброту. Обычная щедрость становилась милосердием. Это различные акты, ибо акт добродеяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием. В дальнейшем мы вернемся еще к одному моменту в христианской религии, оказавшемуся чрезвычайно привлекательным при выборе вер и надолго определившему характер восточнославянской религиозности.
Сейчас же обратимся к тому низшему слою населения, которое перед крещением Руси называлось смердами, а после, вопреки всем обычным представлениям ученых нового времени, наиболее христианским слоем населения, отчего и получило свое название — к крестьянству. Язычество здесь было представлено не столько высшими богами, сколько слоем верований, регулировавших трудовую деятельность по сезонному годовому кругу: весенних, летних, осенних и зимних. Эти верования превращали труд в праздник и воспитывали столь необходимые в земледельческом труде любовь и уважение к земле. Здесь христианство быстро примирилось с язычеством, вернее, с его этикой, нравственными устоями крестьянского труда. Язычество не было единым. Первый круг верований был решительно отброшен Владимиром, а идолы ниспровержены и спущены в реки — как в Киеве, так и в Новгороде.
Однако второй круг верований стал христианизоваться и приобретать оттенки христианской нравственности. Исследования последних лет главным образом замечательный труд М. Нравственная роль крещения Руси Оставались, в частности, в разных частях нашей страны крестьянские помочи, или толока,— общий труд, совершаемый всей крестьянской общиной. В языческой, дофеодальной деревне помочи совершались как обычай общей сельской работы. В христианской крестьянской деревне помочи стали формой коллективной помощи бедным семьям — семьям, лишившимся главы, нетрудоспособным, сиротам и т. Нравственный смысл, заключенный в помочах, усилился в христианизованной сельской общине.
Замечательно, что помочи совершались как праздник, носили веселый характер, сопровождались шутками, остротами, иногда состязаниями, общими пирами. Таким образом, с крестьянской помощи малоимущим семьям снимался весь обидный характер: со стороны соседей помочи совершались не как милостыня и жертва, унижавшие тех, кому помогали, а как веселый обычай, доставлявший радость всем участникам. Языческий обычай приобретал этическую христианскую окраску. Христианство смягчало и вбирало в себя и другие языческие обычаи. Так, например, начальная русская летопись рассказывает о языческом умыкании невест у воды. Этот обычай был связан с культом источников, колодцев, воды вообще.
Но с введением христианства верования в воду ослабли, а обычай знакомиться с девушкой, когда она шла с ведрами по воду, остался. У воды совершались и предварительные сговоры девушки с парнем. Наиболее, может быть, важный пример сохранения и даже приумножения нравственного начала язычества — это культ земли. К земле крестьяне да не только крестьяне, как показал В. У земли просили прощения за все свои проступки против нравственности. Примеров можно привести много.
Принятие христианства не отменило низшего слоя язычества, подобно тому как высшая математика не отменила собой элементарной. Нет двух наук в математике, не было двоеверия и в крестьянской среде. Шла постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов. Теперь обратимся к одному чрезвычайно важному моменту в акте крещения Руси. Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам.
Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю.
Для укрепления власти новоиспеченного князя, который был и главой державы. Ведь не напрасно в качестве главного бога языческого пантеона был выбран Перун — покровитель воинов и дружины. Кроме того, таким образом Владимир тонко ставил на второй план наемных дружинников-христиан по происхождению которые были варягами. В целом русские боги были противопоставлены христианству и Византии, и Скандинавии. Для расширения религиозно-идеологического воздействия. И в течение восьми лет Владимир пытался как-то осовременить существующую языческую религию.
Но все это закончилось провалом. Владимира не поддержал его народ. Ведь созданный культ был слишком узким, сословным, искусственным. Князь пришел к выводу, что необходимы более радикальные меры. А именно — смена язычества на какую-либо другую религию. Но реформа язычества не прошла бесследно. Вот ее основные последствия: Картина мира потерпела реструктуризацию, поменяла акценты.
Будучи дальновидным правителем, Владимир понимал значение Византии как ведущей мировой державы того времени и не мог не искать сближения с ней. Константинополь был одним из центров христианства, и князь всё больше присматривался к этой религии. О том свидетельствуют летописи, повествующие о "выборе вер" или "испытании вер". По летописным свидетельствам, в 986 году в Киев приходили посольства от разных народов, и проповедники излагали Владимиру достоинства своих религий. Волжские болгары хвалили мусульманство и Магомета, иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он подробно рассказал Владимиру о православии. По легенде, чтобы понять, чья вера ему ближе, князь отправил девять посланников, которые побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю всё, что видели, и хвалили православную веру греческую. И тут возникают ещё две причины судьбоносного решения: коварство и любовь. Хотя доподлинно не известно, был ли князь Владимир изначально влюблён в свою будущую супругу византийскую принцессу Анну, он наверняка был наслышан о её выдающихся уме и красоте и мог даже видеть изображения принцессы на византийских камеях. Как бы то ни было, русский князь пожелал взять Анну в жёны. Тогда Владимир отправился с войском в Крым, который принадлежал империи, захватил важный город Корсунь ныне Херсонес Таврический , а в письме императору Василию пригрозил, что нападёт на Константинополь, если Анна не станет его женой. Положение братьев-соправителей в тот момент было весьма шатким, им ничего не оставалось, как согласиться на брак. Однако принцесса потребовала, чтобы Владимир принял крещение по православному греческому образцу: она не хотела идти замуж за дикого язычника из северных степей. В тогдашних греческих летописях жителей Руси по старой традиции часто называли таврами и скифами. Владимир согласился принять крещение, но, когда Анна прибыла в Корсунь, передумал. Большая часть его дружины и приближённых были язычниками, очевидно, что они расценивали обещание своего князя, данное грекам, всего лишь как военную хитрость. Сам же Рюрикович считал, что принцесса Анна, красотой которой он был очарован, находится в его руках и станет его супругой в любом случае. Князь жестоко просчитался. На следующий день после отказа креститься он внезапно ослеп. Летописи трактуют это событие как "наказание божье", однако не следует забывать, что византийцы были известны своим искусством приготовления самых тонких и изощрённых ядов. Был ли применён один из них для того, чтобы заставить строптивого русского князя изменить своё решение, установить теперь, конечно, невозможно. Во всяком случае, согласившись принять крещение, Владимир прозрел — возможно, ему дали противоядие. А может быть, история с временной слепотой Рюриковича — просто легенда. Как бы то ни было, остаётся исторический факт: в Корсуни Владимир вместе с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания с Анной. Вернувшись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жён в источнике, известном в Киеве как Крещатик. Вслед за ними крестились многие приближённые. Как сказано в летописи: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…" Языческих идолов с капища волоком притащили к Днепру и бросили в воду — плыть по течению прочь от Киева. Согласно летописной хронологии, это важнейшее событие произошло в 988 году. После принятия христианства образ святого Владимира резко меняется: он описывается как праведный муж и мудрый правитель, учредитель и покровитель Православной церкви на Руси. Владимир искоренял языческие обряды, утверждал христианские ценности, какое-то время запрещал даже казнить самых отпетых преступников. Князь сам отказался и другим повелел отказаться от обычая многожёнства: он освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён, Рогнеде же предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
События истории Руси за 980 год
В 1015 году смерть князя Владимира застала киевское войско в походе во главе с Борисом Владимировичем на печенегов. Владимир до принятия христианства в 980 г. пытался реформировать язычество и им был выделен из всего сонма богов, т.н. Пантеон князя Владимира. третий "по возрасту" город в Беларуси после Полоцка (862 г.) и Турова (980 г.). Впервые он упоминается в "Повести временных лет" под 1019 годом как крупное, хорошо укрепленное поселение. В 980 г. Владимир предпринял попытку использовать религию в государственных интересах. Какое важное событие богатой истории России произошло в далеком X веке, а точнее в 980 году. В 983 -985 он воевал с племенами ятвягов и поволжскими болгарами В 988 году произошло крещение Руси.