Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону.
Второе обретение Иверской иконы Божией Матери
Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. На Афоне неизвестный ночью разбил стекло Иверской иконы Божией Матери и украл драгоценности. Согласно преданию, явление Иверской иконы Божией Матери на Афоне произошло во вторник Светлой седмицы, поэтому Церковь прославляет этот образ каждый год в этот день. "Иверская икона Божией Матери, или, как ее еще называют, "Вратарница", является одной из самых почитаемых чудотворных икон не только Святой Горы Афон, но и всего православного мира.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
Существуют копии этой иконы, которые можно увидеть в разных местах. Например, в центре Валдайского монастыря, созданного по образцу Иверского монастыря на горе Афон, первоначально находилась церковь Иверской иконы, которая впоследствии была переименована в честь места упокоения Божией Матери, где икона до сих пор занимает почетное место. Также в Москве по случаю открытия Иверской часовни возвращения и возрождения веры в современной России была отреставрирована Иверская часовня. Перед иконой Иверской Богоматери читаются различные молитвы в соответствии с желаниями и нуждами верующих. Среди молитв - тропарь Иверской иконе: "О, Матерь Божия, от святой Твоей иконы исцеление и выздоровление обильно дается тем, кто с верой и любовью притекает к иконе, посети же немощь мою, благословенная, помилуй душу мою и исцели тело мое".
Верующие также молятся о защите, утешении, исцелении, мире и согласии в доме, наставлении близких и других нуждах.
Этот тип иконографии называется Одигидрия, что с греческого переводится как «Путеводительница». Иверская, как и другие почитаемые иконы Богоматери, имеет свою историю и свои особенности. Иверская икона которая сейчас хранится на Афоне в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи.
При императоре Феофиле 829 — 842 иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону.
Увидев такое чудо, воины в страхе бежали, а женщина, дождавшись ночи, взяла икону и опустила её в море, молясь Божией Матери спасти Свой образ и не допустить поругания. Икона же вертикально, поддерживаемая силою свыше, поплыла по морю. Так Богородица показала, что почитание икон угодно Богу. Икона приплыла много лет спустя к Иверской обители на Святой горе Афон. Когда насельники монастыря увидели в море огненный столп, исходящий от образа Богородицы, то стали молиться о том, чтобы Богородица позволила им обрести эту чудную святыню. Божия Матерь явилась старцу Гавриилу, который вёл особо строгую подвижническую жизнь в монастыре, и велела принять Её Пречистый образ из воды.
Есть ли у нее собственная история, сказать трудно. Но она очень почитается верующими на Валдае и во всей России. Радостно, что эта святыня вернулась в монастырь», — добавил Копировский. Такие раритеты, как Иверская икона Божией Матери и другие святыни даже позднего времени — петровской, елизаветинской, александровской эпох, — подчеркнул профессор, давно приобрели музейное значение. Но главное, конечно, — ее духовное значение. И тот факт, что она возвращена церкви, повторяю, очень радует», — сказал Копировский. На сайте Православной энциклопедии указывается, что ранее в Успенском соборе находилась другая икона Иверской Богоматери, которая в 1704 году чуть было не сгорела при пожаре. Где она сейчас — неизвестно. А находящаяся в монастыре реликвия ранее хранилась в валдайской церкви апостолов Петра и Павла.
История Иверской иконы Богородицы
На Руси о чудотворном образе Иверской иконы Божьей Матери узнали задолго до того, как архимандрит Никон заказал его список. 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. Иверская икона Божией Матери — прямое свидетельство тому, что Богоматерь взяла под свое заступничество весь человеческий род. Иверская икона Божией Матери — одна из чудотворных святынь, которая была обретена более тысячелетия назад. Раба Божия, написав икону Иверской Божией Матери, принесла в дар Крестовоздвиженскому женскому монастырю.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ЛИКИ БОГОРОДИЦЫ
Происхождение И. В ряде списков, в т. Старший известный список сохранился в составе Сборника, переписанного в 1536 г. Язык Сказания лишен выразительных южнославянизмов, текст производит впечатление рус. Боброва, что появление текста на Руси может быть связано с Герасимом Поповкой , а письменная фиксация - с Пахомием Логофетом Бобров.
Сказание включено наряду с Повестью о Ватопедском мон-ре и «Воспоминанием отчасти Святыя горы Афонския... Максима Грека перечень списков см. Максим Грек в России. Переводы и послания Максима Грека: Неизд.
Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Пересказ 1-й версии Сказания об И. Вероятно, не позднее сер. Лукьянова; список сделан в 1769 в Угличе служителем ц.
Эта версия, ограниченно распространенная даже в рус. Афон: История Афона. Третья версия Сказания об И. Ее слав.
В этом варианте, озаглавленном «О священней обители Иверской и честней иконе Портаитской», Сказанию предшествует история основания Иверского мон-ря. Во всех вариантах этой версии Сказания происхождение И. Сюжет о ранении иконы и чудесном истечении крови Kretzenbacher. По словам Павла Алеппского , архидиакона Антиохийского патриарха Макария III , оставившего сочинение о путешествии иерарха в Россию, «Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь» Павел Алеппский.
Кутаисский Тимофей Габашвили , посетивший Иверский мон-рь в 1755 г. Григорович-Барский в 1744 г. Это Сказание об И. Богородицы сб.
В 1685-1686 гг. Самуилом Бакачичем. Перевод известен не менее чем в 39 южнослав. Начиная с 1808 г.
Хотя сборник Агапия был переведен в кон. Известна книга и в румын. Румынские легенды о Богородице. В 1658-1659 гг.
Валдайское издание «Рая мысленного» получило широкое распространение не только в России и среди православного населения Речи Посполитой, но и у юж. В 1665 г. Богородицей Афона, истории И. Иоанникием Галятовским в качестве отдельной главы «Чуда Пресвятой Богородицы Иверской», разделенной на 17 «чудес», в книгу сказаний о чудесах Богоматери «Небо Новое с новыми звездами», изданную во Львове 2-е изд.
Подробный пересказ версий «Рая мысленного» и «Спасения грешников» с добавлением ряда чудес от И. Дополнительно здесь помещены чудо о монахе-сребролюбце, избавленном от мук заступничеством Богоматери, и 2 случая, записанные отшельником иеродиак. Лукой Никейским: о видении демона неким иверским иноком в 1701 г. В преданиях о чудотворном образе нашло отражение изменение состояния красочного слоя и олифы образование комков на иконе в области шеи Богоматери , отмечавшееся паломниками и путешественниками.
В рассказе из «Солнца Пресветлого» при упоминании ранения образа сообщается характерная деталь: «В лице рана от иконоборцев, запеклась кровь грудой» ГИМ. Григорович-Барский пишет: «Имат же еще святая она икона знамение или шрам язвы на вые» Григорович-Барский. По наблюдению архим. Антонина Капустина , сделанному в 1859 г.
Заметки поклонника Святой Горы. Это в свою очередь повлияло и на иконографию позднейших списков И. XIX в. Небо Новое.
Львов, 1665. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. Афонской горы, им самим описанное; То же: М. Сказания об афонских мон-рях в новгородской рукописи XVI в.
Das verletzte Kultbild. Очерки рус. Београд, 1997. Вршац, 2000; Бобров А.
Београд, 2005. Турилов Афонские списки И. Комплекс сведений привлекал внимание исследователей в прошлом Сергий Спасский. XVI - нач.
XVIII вв. В истории привоза 1-го списка И. Московского Патриархата, с другой - возложением христ. Востоком на Россию надежд на освобождение от тур.
Иверский мон-рь разд. С процветающей Россией святогорские обители связывали и надежды на получение материальной помощи. В 1647 г. Уже через год, 13 окт.
Никону Там же. И так мы закончили святую литургию, и после литургии я вручил ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобнейшему среди иеромонахов и духовных отцов господину Ямвлиху Романову, чтобы он, смешав святую воду и святые мощи с красками, написал святую икону, дабы все вещество святой иконы состояло из святой воды и святых мощей. И иконописец писал эту святую икону, принимая пищу лишь по субботам и воскресеньям, и со многим радением и бдением в великом молчании завершил ее. И все то время, пока писалась эта святая икона, мы с 365 братьями дважды в неделю пели великий молебен от вечера до утра и ежедневно служили святую литургию, пока не была завершена икона» Фонкич.
В честь принесения 1-го списка И. Ченцова, основываясь на палеографическом анализе 2 греч. Данные работ Ченцовой их анализ см. Дальнейшую судьбу 1-го списка И.
Легенды, связанные с иконой, относятся к 15-16 веку. Святой лик хранился в Никее до девятого века. Во времена гонения христиан икону хотели забрать неприятели и ударили копьем в святой образ и лик начал кровоточить. Чтобы спасти икону ее владелица опустила лик в пучину морскую. Икона удалялась на волнах стоя. Новость об этом событии дошла до Афона.
Икона была утеряна почти на полтора века.
Во время проповеди магометанства между горцами в конце прошлого столетия икона Божией Матери сохранила верными христианству многие семейства не только осетин, но и черкесов, сохранила их верным посредством дивных знамений. Наше правительство в 1763 году пригласило горцев-христиан и горцев, желающих принять христианство, переступить через Терек и селиться близ Моздока. Вследствие повторенного приглашения в 1793 году партия горцев накануне Преполовения Пятидесятницы прибыла к Моздок, имея с собой икону Богоматери. Икона ознаменовала чудесами и путь свой, и прибытие в православный город. Преосвященный Гаий, епископ Моздокский и Маджарский, узнав о прибытии знаменитой на Кавказе иконы, вышел к ней для поклонения с духовенством, с крестами и хоругвями. Архипастырь внес Ее в собор, предполагая здесь представить иконе почетное место. Но Богоматерь особенным чудом известила епископа, что Она желает пребывать вне города, на том самом месте, на котором Она остановилась и провела ночь на смиренной черкесской арбе так называется двухколесная телега горцев. Преосвященный Гаий поспешил соорудить часовню на указанном месте, впоследствии прихожане построили деревянную церковь во имя Успения Божией Матери. Икона имеет 1 аршин и 12 вершков вышины, 1 аршин и 7 вершков ширины.
Икона, как видно, была написана по золотому фону. Иные утверждают, что она покрылась копотью во время вышеуказанных пожаров в ущелии Карталинском. Черты лика Божией Матери на иконе — строгие, характер письма грузинский. Иконописец Тамары, по преданию, приуготовлялся к написанию иконы сорокодневным постом и сорокодневными молитвами. Икона славна в горах. На поклонение ей стекается множество горцев-мусульман. Армяне григорианского исповедания чествуют икону наравне с православными. Икона совершает множество исцелений, над нею на шнуре висят многочисленные серебряные изображения членов человеческого тела, привешенных получившими исцеления. Многие мусульмане, поражаемые чудесами, совершающимися при иконе, принимают христианство, весьма многие магометане, по той же причине питая доверенность к иконе, питают доверенность и к христианству. Чудотворная икона Божией Матери совершает в здешнем крае служение апостола, споспешествуя и свидетельствуя христианству — знамениями».
Иверская икона прославилась очень многими чудесами. Слава о ней и почитание ее распространилось по всей Русской земле. Много списков было сделано с нее. В 1907 году в Харбине, в Манчжурии, была построена церковь в честь Иверской иконы. Русское сердце не могло смириться с утратой Иверской часовни в Москве в 1929 году, и тогда в Харбине, в ограде св. Николая Чудотворца, воздвигли часовню — точную копия разрушенной московской часовни. Позже в нее перенесли знаменитый чудотворный образ св. Николая с Харбинского вокзала. В 1966 году собор и часовня были уничтожены в ходе «культурной революции» в Китае. На другом конце земли, в Сербии, изгнанные русские беженцы, не имея средств к существованию, тем не менее озаботились возведением в Сербии часовни для Иверской иконы, совершено подобной той, что была разрушена в Москве.
В 1931 году с помощью всего сербского народа часовня была воздвигнута в Белграде. Икону для нее вновь написали афонские иноки и прислали ее в дар. Этот список был изготовлен монахами бедного греческого скита на Афоне, занимающимися иконописью. В отличие от других, этот образ они не продавали, так как он был первым изготовлен ими. Но один из паломников — Хозе Иосиф Муньос - уговорил, убедил игумена отдать ему икону, и тот, в конце концов, согласился. Иосиф был из интеллигентной католической семьи, но увлекся православием. Увидев икону в скиту, он очень захотел иметь ее и горячо о том молился. Получив ее, он читал перед нею акафист — и икона замироточила! Затем мироточили фотографические снимки с нее. Иосиф путешествовал с нею по городам, став ее хранителем.
Для перевозки иконы он шил специальные сумки, которые носил на шее. За время поездки они полностью пропитывались миром. Сейчас Иосифа нет в живых. Всю свою жизнь он отдал служению иконе. Военный транспортный самолет доставил ее в аэропорт Шереметьево -1 в сопровождении греческих монахов. Когда открылся люк самолета и в проеме появился лик Богородицы, встречающие москвичи, прихожане храмов, расположенных на севере столицы, попадали на колени с возгласами и мольбой. Они пережили ощущение встречи не иконы, а Самой Царицы Небесной. Русские батюшки приняли образ и понесли его к выходу с летного поля вдоль падающих волной молящихся людей, находящихся в трепете от близости Той, Кто превыше всех Небесных Сил, к Которой мы привыкли обращаться как к Матушке-Заступнице. Оттуда икона прибыла в Елоховский собор во время всенощного бдения. Храм был переполнен.
Многие не уходили домой после литургии. С волнением ждали прибытия иконы. Вот и вечерня уже отошла. И вдруг как волна прокатилась по храму. Ни слова не говоря, все поняли: приближается. Неужели сейчас мы встретим Ее? Иные пытались упасть на колени — их поднимали — нужно место для прохода посреди храма. И вот Она появилась. Ее несли на руках священники с видимым усилием и волнением. И сразу мысль: как же Гавриил почти тысячу лет назад один принял икону и донес до берега по воде, не касаясь воды?
Медленно, величаво проплывала икона посреди молящихся, всей душой взывающих, всем сердцем надеющихся. Обычно в храмах больше женщин, чем мужчин.
Тогда произошло второе чудо: икона встала на воде, как бы поддерживаемая невидимыми силами, и поплыла по морю. Через много лет она явилась у острова Афон, где к этому времени подвизался выросший сын той самой женщины… 2.
Хождение по воде Но не только икона «шла» по воде — по воде к ней пошел и монах, встречавший ее. Это произошло не сразу: первоначально афонские монахи пытались приблизиться к сияющей иконе, но та отдалялась от них. И только через несколько дней Богоматерь явилась во сне грузинскому старцу Гавриилу, имевшему чистое, «детское» сердце и ведшему строгую подвижническую жизнь. Она сказала ему: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».
Так и случилось, и икона с тех пор находится в их монастыре. Правда, она не согласилась висеть в алтаре и трижды таинственным образом появлялась над входными воротами. Тогда насельники монастыря, благодарно приняв слова «Не вы будете Меня охранять, а Я вас», оставили ее над входом и назвали «Вратарницей». Чудо о нестяжательстве И монахам свойственно ошибаться, и одну такую ошибку помогла осознать и исповедать афонским монахам Иверская икона Божьей Матери.
Один бедняк просился на ночлег в Ивирон, но монах-вратарь потребовал у него плату. У бедняка не было денег, и, удрученный, он пошел по дороге в Карею.
О чем молиться в день Иверской иконы Божьей Матери и что опасно для жизни в этот день
История образа Первые упоминания об Иверской иконе Божией Матери относятся к началу IX века, когда в Византии правил император Феофил. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Список Иверской иконы Божией Матери. Иверская икона божией матери. Образ Иверской иконы Божией Матери был прислан из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева.
Икона Иверской Божьей Матери
Икону Ивeрской Божьeй Матeри на Руси считали святынeй, называв ee "чудотворной". Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. В конце XIX столетия в честь Иверской иконы Божией Матери жителями Моздока был выстроен величественный храм. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону. Иверская икона Божией Матери – одна из наиболее известных и почитаемых в православном мире. Иверская икона божией матери.