Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами. В стране и в мире нет единого устоявшегося мнения о том, кто такие чеченцы, вайнахи, нахи. Культура нохчи обладает уникальными элементами, которые делают ее интригующей и привлекательной для исследователей. Слово «нохчи» на чеченском языке означает «чеченцы» и является одним из важнейших понятий в чеченской культуре и самоидентификации. Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира.
Глава 7. Нох и его потомки – первые послепотопные жители Кавказа
Нохчи являются одним из индоевропейских народов, родственных ингушам, адыгам и другим народам Кавказа. За пределами России странами со значительным диаспорным населением являются Казахстан, Турция и арабские государства (особенно Иордания и Ирак): те, кто живет в Ираке и Иордании, в основном являются потомками семей. ИА Чеченинфо rss2lj.
Чеченцы - народ Ноя?
НТВ про эту дивизию даже сняли какое-то документальное кинцо. В 1917 г. На подступах к городу эшелоны были остановлены — командование решило двинуть дивизию пешим ходом. Однако дорогу ей преградили революционные отряды, которые направили к горцам своих парламентёров. Они рассказали бойцам, что воюют за право народа, генералы же их обманывают, когда говорят, что надо воевать против врагов Российской империи: на самом деле враги — такие же бедняки, как и сами воины. В общем, дивизия погрузилась обратно в эшелоны и отправилась домой, на Кавказ, где горцы разошлись по своим аулам. Ибо это были ингуши, что доставляет несравнимый бугурт нохчам, ибо последние считают первых всего лишь выделившимся в отдельную нацию тейпом что в свою очередь доставляет бугурт ингушам.
Ещё больше еды можно получить продемонстрировав сию троллопасту, некогда разлетевшуюся по ультраправым и просто политотным ресурсам: Удельный вес чеченца как воина невелик; по натуре он — разбойник-абрек, и притом не из смелых: жертву себе он всегда намечает слабую и в случае победы над ней становится жесток до садизма. В бою единственным двигателем его является жажда грабежа, а также чувство животного страха перед офицером. Прослужив среди чеченцев и побывав у них в домашней обстановке в аулах, я думаю, что не ошибусь, утверждая, что все красивые и благородные обычаи Кавказа и адаты старины созданы не ими и не для них, а, очевидно, более культурными и одарёнными племенами. При Совке Чеченские фошысты кагбе намекают С приходом Совка гордый войнахский норот решил выпилиться из Совка, однако пока они думали на эту тему, революция и гражданская война закончились, а Совок присоединил обратно практически всех отделившихся. Обидевшись на такой подход к вопросу, нохчи затаили злобу на новую власть, и через 15 лет с радостью поддержали лучшего друга кавказских народов Адольфа Алоизыча , полюбившего их за некоторую мелочь — весьма скромные по сравнению с Азербайджаном запасы нефти , а потому даже сочинившего высер об «арийцах Северного Кавказа». Особо радикальные нохчи до сих пор хвастаются и гордятся своим вОйнахским нацистским прошлым.
За всё это в честь 23 февраля многие нохчи и ингуши были подвергнуты анальному экстерминатусу в виде выселения из гор и фундаментальному огораживанию в Казахстане. После ухода в мир иной Сталина и объявления Хрущёвым о срыве покровов и всеобщем избавлении от тирана нохчи стали возвращаться назад. Однако некоторые остались мамбетствовать себе припеваючи в Казахстане. Вернувшиеся же обратно занялись старым делом, что вызвало немалое бурление среди ненохчойского населения, переросшее в 1957 в хороший бунт. Что примечательно, участвоваших наказали крайне мягко даже никого не расстреляли , в отличие от других «несогласных» в Новочеркасске и Норильске примерно в те же годы. В конце 80-х нохчи, как и многие другие малые народности , начали окукливаться в какое-то подобие национального движения и даже решили запилить себе собственное государство.
Легенда о сирийском князе О другом предании, которое позволяют пролить свет на происхождение слова нохчий, является произведение У. Лаудаева, который в далеком 1872-ом году совершил странствие по Кавказу и собрал немало местных легенд. Одна из них говорит о князе, который сильно разъярил своего владыку, из-за чего должен был оставить Сирию и отправиться на Кавказ. У него и был младший сын, который получил имя Нахчой. Его вотчиной стали земли, на которых проживают современные чеченцы, что и послужило причиной появления термина. Но стоит отметить, что уже сам У.
Лаудаев выражал определенный скепсис относительно достоверности подобной легенды. Тем не менее, данная легенда и сегодня остается востребованной среди исследователей, которые даже сумели обнаружить дополнительную информацию по этому вопросу. К примеру, одним из таких фольклористов выступает профессор Г. В своей работе он сообщает о том, что нахи происходят от сирийца высокого происхождения, который по причине кровной мести отправился в Грузию, а затем отправился в Чечню. Здесь он расположился со своими приспешниками на территории Нашха. Данный топоним указывает на местное урочище.
Позже, правда, ее убрали, но уже с 1957 года она вновь существовала. Дагестанцы Тут уже история сложнее — это не один народ — группа. Дагестанцами скорее принято называть тех, кто проживает в субъекте: и русских, и азербайджанцев… Самих же групп множество: Лезгины — 540 тысяч на территории РФ по переписи 2010 года; Аварцы — 912 тысяч в России по переписи 2010 года; в Азербайджане 53 тысячи по данным на 2019 год; еще примерно столько же на территории Турции. В целом, аварцев насчитывается свыше миллиона человек; Даргинцы — 589 тысяч в России по той же переписи; в Киргизии — 3300 тыс.
В мире насчитывается до 900 тысяч человек этой народности; Лакцы — 178 тысяч в России, практически все из которых проживают непосредственно в Дагестане 161 тыс. В Туркменистане — 4500 2019 г. До 1921 года, когда была образована Республика, всех дагестанцев было принято называть лезгинами, что в корне неверно. Само название край получил от турков, так как это бывшая зона влияния Османской Империи.
С тюркского Дагестан переводится как «горная страна».
Оно происходит от глагола «нохчу», который означает «говорить» или «сказать». Таким образом, народ назвал себя «нохча», что можно перевести как «те, кто говорит».
Значимые события в истории народа нохча Война с русской империей 1817-1864 гг. Вторая мировая война 1941-1945 гг. Война в Чечне 1994-1996 гг.
Культура народа нохча Нохчи имеют богатую культуру, которая выражается в музыке, танцах, кулинарии, национальных обычаях и верованиях. Музыкальный инструмент дудук и традиционный танец «лезгинка» являются частью национального наследия. Кухня народа нохчи известна своим разнообразием и изысканными блюдами, такими как хинкал, чевапчичи и суджук.
Чеченцы — храбрая и выносливая нация
Отсюда можно предположить, что изначально горным делом занимались сами анунаки. Но в связи со столь длительной продолжительностью их жизни, они просто устали от монотонного труда. Тогда и родилась идея, создать «расходный материал». Процесс сотворения человека Богами, подробно описывается в Шумерских Хрониках. И если хоть на минуту поверить в их подлинность, то представиться возможным, внести ясность во многие вопросы. Станет очевидным, как были построены Египетские пирамиды, откуда взялись надписи в долине Наска, что из себя на самом деле представляет Стоунхендж и так далее.
Однако пока данная теория является лишь частью фантастических предположений ряда исследователей. А подлинная загадка Шумерской цивилизации так и остается предметом дискуссий». Источник: «taintut. Иркалла — шумеро-хурритский бог подземного царства. На чеченском языке слово иркалла мекаралла означает что-то неприятное, враждебное.
Был еще в хуррито-урапртской мифологии лесное чудовище Хумбаба. Хьун чеч. Б1оба чеч. Переводится дословно и в прямом смысле. Словом, ануннаки — что-то совершенно загадочное, возводимое на уровень неземного.
Нахи — пришельцы с небес? Поэтому все величайшие пророки — хурритского происхождения, а сами хурриты — народ восхода, народ утра человечества? Поэтому в нахах — генгетически кричащий голос неприятия любых форм насилия, рабства? Поэтому в каждом истинном вайнахе невероятно обостренные чувства чести, достоинства, упорства, мужества, от которых многие приходят в недоумение? Поэтому нами по сей день сохранен величайший Завет пророка Нохи, тарикат Нохчалла?
Поэтому из глубин веков идет пророчество, что когда-нибудь прохожие будут с удивлением и восторгом оглядываться, когда мимо будет проходить человек нахского происхождения? Или автор сочиняет это пророчество? Между тем, манипуляция сознанием людей идет полным ходом, чтобы люди не могли догадаться кто же потомки анунаков и хурритов на самом деле и что может произойти, если в нахах когда-то на самом деле проснется подобающее самосознание. Числа в шумер-хурритских клинописных текстах тоже сделаны клиньями.
Таким образом, если и говорить о возвращении графы, то, как мы определили, это не может быть графа «национальность». Может, графа «этнос»?
Но ведь есть и народы лаос. Может быть графа «народ»? Это теплее. Этносы иногда для упрощения тоже называют «народами». Но тут упрощение идет еще дальше. Народом также называют всех граждан РФ.
А еще народом называют группу людей, собравшихся под окном. То есть как минимум четыре совершенно разных явления именуют понятием «народ». Всё ради упрощения. Не даром говорят: «простота — хуже воровства». Именно поэтому я здесь везде рядом со словом народ в скобочках указываю «лаос», чтобы было понятно, что здесь имеется в виду органическая общность, а не группа людей под окном, не все граждане страны РФ и не этнос. То есть и графа «народ», строго говоря, не подходит, учитывая стремление к простоте которая хуже воровства и, как следствие, сваливание в понятие «народ» четырех совершенно разных явлений.
Так что тогда, какая же все-таки графа? Слишком сложно, особенно для тех, кто так любит простоту. И тут на ум приходит простое решение.
В последующем данное название «нохчи», горцы могли использовать как внутреннее деление одного народа и нации Г1алГ1а.... Так могло называться отдельное общество шахьар, из ингушского идеального государства «Шийтта Шахьар» , которое со временем и в результате внешних влиянии стать названием отдельного чеченского народа. Из идеального ингушского государства — 12 Шийтта Шахьар до поздних времён сохранились : Хамхинский Галгаевский , Цоринский, Джейрахский, Мецхальский Фяппинский , Чулхоевский общества шахаров. Г1алг1айЧи это реальный культурный и религиозный центр вейнахов, со своими тысячами памятниками.. Возражающие должны показать подобный или вернее ещё больший свой центр? В далёком прошлом предки ингушей своих восточных соседей включая аборигенов Дагестана считали одним народом.. Подтверждением служит язык культы солнце и огня, общие топонимы и термины, версии средневековых историков о потомков братьев Кавкаса и Лекоса.. Термин Нохчи, в ингушском языке означает материнское родство.. Шучи, Мохчи, Нохчи.. Шучи-двоюродные братья по матери, Мохчи - троюродные братья по матери, разница между которыми буквальная, Мохчи - обязаны быть рядом в трудную минуту, от корневого слова Мо.. Нохчи - не имеют конкретных обязанностей как родственники, но не менее важен смысл термина, поскольку касался хлеба и выживаемости народа.. Нохчи - дружина из кровных родственников совместно на равнине выращивали зерновые.. В дагестанских языках где хлеб с равнины имел чрезвычайный интерес, термин Нохчи также связывают с земледелием. Нох-лемех, Чи - человек. Разумеется не факт, что все современные чеченцы имеют отношение к данной этимологии. Нохчи - братство земледельцев, ингушские общества, чьё название перенесено на поздних чеченцев, как это случилось в Грузии с термином «кисты». Пример топоним Фуртог Ингушетия , термин элеватора, место складирования, хранения хлеба.. Здесь прослеживается прямая аналогия способов хранения зерна у античных народов 1 тыс. На Кипре и Мальте зерновые ямы выдалбливали в известняке Вайнахи издавна занимались земледелием. Хлебопашество долгое время было для них основным источником существования. Земледелие у Нохчи чеченцев было на весьма высоком уровне.
Во время Второй мировой войны чеченцы отличились мужеством в борьбе с нацистскими захватчиками. Однако после войны они стали сталкиваться с репрессиями и переселением, связанными с предполагаемой немцефильством. В 1991 году Чечено-Ингушская автономная республика стала Чеченской республикой в составе Российской Федерации. Однако в 1994 году начался первый Чеченский конфликт, который длился до 1996 года и привел к значительным разрушениям и потерям среди населения. Второй Чеченский конфликт начался в 1999 году и продолжался до 2009 года. Этот период был особенно тяжелым для чеченцев, который вновь привел к массовым разрушениям и потерям. После конфликта Чечня была реконструирована и находится в процессе развития и восстановления.
От старого к новому: Чеченские свадьбы
ИА Чеченинфо rss2lj. Кто такие НОХЧИ? Нохчи-Чеченцы считают Ноя — своим отцом и пророком. это народ, проживающий главным образом на территории Чеченской Республики в Северном Кавказе. Нохчи, также известные как чеченцы, представляют собой одну из древнейших этнических групп на Кавказе. Если это дом Ноя, в лице нохчи-чеченца, то понятно, что и он сам является отцом всем народам.
Что такое Нохчи и что оно означает?
Нохчи известны своим патриотизмом, сильным духом и богатыми традициями. Они почитают своих предков и ведут активный образ жизни, включающий традиционные занятия, такие как скотоводство, земледелие и рукоделие. Нохчи также славятся своим гостеприимством и душевностью, что делает их культуру уникальной и привлекательной для многих.
Термин «нохчи» также используется для обозначения чеченских людей, проживающих за пределами Чеченской Республики. В настоящее время чеченцы живут и в других регионах России и за ее пределами.
Они сохраняют свою культуру и традиции, продолжая искать свою идентичность как народ. Таким образом, термин «нохчи» имеет важное значение для самоидентификации чеченцев и отражает их принадлежность к чеченскому народу и его уникальной культуре и истории. Интерпретации и употребление термина «нохчи» в современном обществе Термин «нохчи» является наименованием, которое олицетворяет народ чеченцев и широко используется в современном обществе. В современном обществе термин «нохчи» употребляется для обозначения идентичности и принадлежности к данному народу.
Он объединяет людей, говорящих на чеченском языке, имеющих общую историю и культуру. Термин «нохчи» также используется для обозначения чеченской диаспоры за пределами Республики Чечня. Это позволяет нохчи жить, работать и сохранять свою культуру в других странах.
На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости — «Приходи свободным! Другое устойчивое выражение — «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата — норм права, возведенных в обычай.
Не соблюдающему адат — позор, презрение, гибель. Обычаев много, но в центре — кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым — горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства — способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим — он должен первым поздороваться. Если же встречный — старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении. Чеченцы нравственно боятся оскорбления.
Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым. В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, побратимство , готовность к взаимопомощи — всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или — гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях! Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть.
С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников».
Т уманова , названия эти даны по названию племени. От этого названия и произошло греческое Naxuana, упоминаемое Птолемеем, и Нахчуван чеченских преданий. Племя это... Этот вывод К. Т уманова в определенной степени подтверждается исследованиями известных ученых-языковедов. Родство нахо-дагестанских языков с хуррито-урартскими считает доказуемым и профессор И. В одной из своих последних работ И. Дьяконов и С.
Примечательно, что грузинский миссионер Евфимий еще в XIV в. В свое время В.
Кто такие чеченцы/нохчи.
“Нохча” – это слово, которое объединяет чеченцев и позволяет им сохранять свою уникальность и идентичность. Этимология термина «нохчи» Термин «нохчи» на чеченском языке «нохчо» является самоидентификацией народа, проживающего в Чеченской Республике и других регионах России. Кто такие нохчи? Нохчи — это народ, проживающий в Чеченской Республике, одной из республик Российской Федерации. Традиции народа нохчи играют важную роль в сохранении и передаче их уникального культурного наследия. Сам термин «нохчи» происходит от слова «нохчу», что в переводе с чеченского означает. Чеченцы: кто они?
История термина «нохчи»
- Как на чеченском будет да?
- Чеченцы называют себя – нохчи Что значит слово – нохча
- Чеченцы называют себя нохчи, а другие - чехи
- Кто такой нохча
- Содержание
- Кто такие нохчи?
Вот что значит «нохчи»
Нохчи тесно связаны со своей землей и традиционным образом жизни, который они передают из поколения в поколение. это народ, проживающий в Республике Чечня, которая расположена на северном Кавказе в России. Наиболее же достоверным свидетельством переднеазиатского исхода народа нохчи является чеченский язык – нохчийн мотт, который исследователи относят к наиболее древним языкам мира.
Кто такие нохчи?
Кто такие нохчи и вайнахи. Радует то, что консервативный этнос нохчи, проходя через небывалые испытания разных времён и политических формаций, сумел сохранить национальные ценности, свои обычаи и традиции, при этом оставаясь мусульманами. Культурные особенности чеченцев, связанные с понятием «нохчи» Чеченцы — это один из народов, которые связывают свою идентичность с понятием «нохчи». Кто такие НОХЧИ? Нохчи-Чеченцы считают Ноя — своим отцом и пророком.
КТО ТАКИЕ НОХЧИ И ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НИХ ? УЧЁНЫЕ ВСЕГО МИРА О ЧЕЧЕНЦАХ
Старейшины семьи имеют важное значение в нохченском обществе: они передают мудрость, религиозные и нравственные ценности, занимаются обучением детей и организацией различных обрядов и торжеств. Музыка и танцы занимают особое место в культуре нохчен. Нохченская музыка начала свое существование в глухих деревнях горных районов Кавказа, и она проникла в сердца многих людей своей силой и выразительностью. Традиционные музыкальные инструменты, такие как баян, гармонь, саксофон и другие, используются для создания уникальных мелодий и ритмов. Кроме того, традиционные танцы являются одним из самых ярких и запоминающихся элементов нохченской культуры. Танцы выполняются в специальных костюмах, они сочетают в себе грацию, энергию и силу. Танцевальные группы и ансамбли активно выступают на различных мероприятиях и фестивалях, чтобы показать красоту и оригинальность нохченской культуры.
Одним из важных аспектов нохченской культуры является также кухня. Национальная кухня нохчен известна своими вкусными и питательными блюдами. Они часто приготовляются из свежих продуктов, таких как мясо, овощи и молочные продукты. Знаменитые блюда, такие как «хинкал», «хашу», «хашляма» и «хинкалга», являются популярными среди нохчен и гостей. Культура и традиции нохчен являются важной частью идентичности этого народа.
Если в графе «национальность» писать чеченец или русский, как было в советские времена — неправильно. Согласно марксистскому подходу, все органические общности, такие как этнос и народ лаос , были преодолены путем политического самоопределения в политические нации и создания так называемых национальных республик.
То есть юридически осталась только политическая категория — национальность, но фактически этносы и народы никуда не делись. Поэтому их и определяли последним разрешенным термином «национальность». Так чеченцы стали не этносом, а национальностью, и русские стали не народом лаос , а тоже национальностью, и все остальные этносы и народы, порядка 250, если брать только РСФСР, и раза в два больше, если брать весь остальной СССР — все они скопом стали «национальностями». Хотя представляли собой целую палитру многообразия народов и этносов. Исчезла марксистская идеология, была отменена руководящая роль партии, исчезли все марксистские, позитивистские, прогрессистские, материалистические предпосылки, по крайней мере, их обязательность, а этот атавизм марксизма — «национальность» — остался, внося страшную путаницу во всю эту тему. У нас теперь «национальности» совмещаются с «национальными интересами» и «национальной безопасностью», взятыми в политический оборот прямо из американского кино. Но какой «национальности» эти «интересы» и эта «безопасность» — никто ответить не может.
Таким образом, если и говорить о возвращении графы, то, как мы определили, это не может быть графа «национальность». Может, графа «этнос»? Но ведь есть и народы лаос. Может быть графа «народ»? Это теплее. Этносы иногда для упрощения тоже называют «народами». Но тут упрощение идет еще дальше.
Народом также называют всех граждан РФ.
Но тогда это не национальность, а принадлежность к этносу, то есть идентичность. Или русский — он тоже россиянин, и это тоже и так понятно, но он хочет, чтобы у него в паспорте было указано, что он русский, это принадлежность к народу лаос. Так какую графу тогда ввести? Национальность «россиянин» — бессмысленно. Если в графе «национальность» писать чеченец или русский, как было в советские времена — неправильно. Согласно марксистскому подходу, все органические общности, такие как этнос и народ лаос , были преодолены путем политического самоопределения в политические нации и создания так называемых национальных республик. То есть юридически осталась только политическая категория — национальность, но фактически этносы и народы никуда не делись. Поэтому их и определяли последним разрешенным термином «национальность». Так чеченцы стали не этносом, а национальностью, и русские стали не народом лаос , а тоже национальностью, и все остальные этносы и народы, порядка 250, если брать только РСФСР, и раза в два больше, если брать весь остальной СССР — все они скопом стали «национальностями».
Хотя представляли собой целую палитру многообразия народов и этносов. Исчезла марксистская идеология, была отменена руководящая роль партии, исчезли все марксистские, позитивистские, прогрессистские, материалистические предпосылки, по крайней мере, их обязательность, а этот атавизм марксизма — «национальность» — остался, внося страшную путаницу во всю эту тему. У нас теперь «национальности» совмещаются с «национальными интересами» и «национальной безопасностью», взятыми в политический оборот прямо из американского кино. Но какой «национальности» эти «интересы» и эта «безопасность» — никто ответить не может. Таким образом, если и говорить о возвращении графы, то, как мы определили, это не может быть графа «национальность». Может, графа «этнос»? Но ведь есть и народы лаос. Может быть графа «народ»?
Они продолжают сохранять свою идентичность и традиции, несмотря на сложности, с которыми они столкнулись в прошлом и настоящем. История развития чеченского народа В древности территория, занимаемая современными чеченцами, была частью Кавказского альбома, где основными государственными образованиями были Алания и Гимерия. В 6-8 веках на эту землю пришли арабы и ислам проник в чеченскую общину. Затем последовал монгольский нашествие, оставившее почти столетнее рабство и огромные потери в смерти и полной разрушенности региона. На протяжении истории чеченцы часто сталкивались с войнами и конфликтами из-за своего географического положения и бурных исторических событий. В результате территория чеченцев формально стала частью Российской империи. Во время Второй мировой войны чеченцы отличились мужеством в борьбе с нацистскими захватчиками.
Также в «Общество»
- Нохчи: что это значит?
- КТО ТАКИЕ НОХЧИ И ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НИХ ? УЧЁНЫЕ ВСЕГО МИРА О ЧЕЧЕНЦАХ
- Чеченцы: История Чеченцев — (НОХЧИ)- Культура . Адаты. История Чечни и место армян в ней.
- От старого к новому: Чеченские свадьбы
- Чеченцы — храбрая и выносливая нация
Нохчи — это «народ Ноя». Чеченский язык
- Значение понятия "нохчи" в культуре чеченского народа
- Перевод слова нохчи на русский
- Все, что нужно знать о значении слова «нохчи»
- Почему чеченцы называют себя «нохчи», а другие — «чехи»?
- Кто такие нохчи в Чечне: история, традиции и обычаи народа
- Кто такие нохчи -
Чеченцы – потомки создателей древней цивилизации
Потому что для чеченца он важнее паспорта — У чеченцев были воинские касты — люди, которые занимались только войной. Сохранились сказания о том, что они практически всю жизнь охраняли границы, мосты, реки. Дело в том, что по территории Северного Кавказа постоянно передвигались кочевники: гунны, сарматы, скифы, позже — монголо-татары, а затем — Тамерлан. Специальные отряды сообщали, что идет враг, и организовывали сопротивление. Кстати, кроме «къонахий» был и женский конвой — «мехкарий».
Сегодня в нашем языке это слово переводится просто «девушки», но на самом деле они были, можно сказать, защитницами. Согласно традиции, если в семье не было мужчины, то старшая дочь имела право пойти на войну. Из «мехкарий» создавались специальные конные отряды, которые были вооружены луками. Они не вступали в прямое столкновение, их задачей было забросать врагов стрелами, а затем уйти за спины мужчин.
Сохранились даже сказания о том, какими они были. Они коротко стригли волосы, носили специальную одежду, что, кстати, отразилось в национальном наряде габли — неспроста к этому платью пришивается металлический нагрудник. Я думаю, что орден существовал до нашествия Тамерлана в XIV веке. Его приход в цивилизационном плане практически уничтожил Северный Кавказ.
Были стерты с лица земли целые города, крепости, многие народы были истреблены. Фото: Наталья Львова Леча Ильясов, филолог кандидат наук и историк, автор книг «Тени вечности», «Культура чеченского народа», «Чеченский тейп», «Къонахалла» В постимуровский период начинается формирование нового общества, и древний воинский кодекс трансформировался в этический, нравственной основой которого стала идея «совершенного человека». Поздние наслоения в кодексе связаны с влиянием религиозно-этических систем, главным образом суфизма. Именно оттуда в кодекс пришли идеи гуманизма, милосердия.
О касте воинов давно забыли, но каждый чеченец знает, кто такой къонах, и стремится быть на него похожим. Но при жизни этого звания не достичь. Его присуждает народная память, если жил достойно, пожертвовал всем во имя отечества и геройски погиб.
Духовным центром и родовым селом тайпа является с.
В переписи Юрт-Ауха 1895 года представитель тайпа Албуриев Тагир записан как старшина села. Аккий - Не входит в тухумы. Духовным центром, родовым селом тайпа является Акка в Ачхой-Мартановском районе Чечни у её границы с Ингушетией. Алерой - По преданию имя этого тайпа имелось на легендарном бронзовом котле, который принесли предки в Нашха.
Согласно преданию родоначальником тайпа является нашхоевец по имени Алл. Он основал родовое село тайпа «аллерой». В те времена жители чеченских селений только оправлялись от нашествия хромого Тимура. Входит в тукхум Нохчмахкахой Арганой — чеченский тайп.
По летописям «Нахчуван юьртара нохчийн дай схьабовларх лаьцна тептар» Арсанука-муллы из Центароя и кадия Ичкерии Ш. Селению Арганой около 900 лет. История Арганой связана со страной Шам Сирия. Предание гласит, что Арабский Халифат переселял в завоеванные страны свои семьи Саиды - родственники и приближенные пророка и его сахабов.
Одна из таких групп во главе с Аргуном из местечка Халеб заняла землю нынешних аргванинцев. То есть Аргвани основан в 1116 году. Багачарой - тайп, входящее в тукхум Чеберлой. Этот тейп относился к аккинцам, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинцев.
Басхой Басохой - один из древнейших, военно-аристократических тейпов. Входит в тукхум Чеберлой. Босахой относятся к известным «исконным» древним воинственным и влиятельным тейпам на Чеченской земле. Белгатой - один из крупнейших тейпов, который входит в тухум Ночмахкалой.
Легенда о происхождении белгатой гласит, что белгатоевцы почти вымерли в результате некогда случившейся эпидемии, но потом снова размножились, о чем свидетельствует этимология названия "бел" - умереть, "гатто" - воскреснуть. Беной - один из самых многочисленных чеченских тейпов, может быть, самый из них крупный. Из их числа происходит национальный герой Байсангур Беноевский, не покинувший Шамиля до самого его пленения и не сдавшийся после сдачи Шамиля царским войскам. Входит в тухум Ночмахкалой.
Бунихой Бунахой - чеченский тейп, представители которого являются выходцами из территориальной группы Ламрой и входят в тухум Чеберлой. Бунихой относится к «исконным тейпам», обладающим своей горой. Варандой — чеченский тайп, входящий в тукхум Шуотой. Варандойцы входят в число коренных чеченских тайпов.
В 1658 г. Ваштарой Ваштарой, Вашандарой, Вашиндарой — чеченский тайп, относящийся к тукхуму Шатой. Дуба-ЮртДачу-Борзой основан 400 лет назад вашандаройцами, где и ныне основное население составляет представители данного тайпа. Галай - один из тайпов, входящий в Орстхойское общество тухум.
Своим духовным центром галайцы считали селение Галанчщж. Гендаргеной - считается одним из самых многочисленных тейпов и расселен поэтому по Чечне довольно широко. Эта "Страна чеченцев", расположенная в бассейнах рек Аксая, Мичига и на землях вдоль Терека. В этом центре располагался один из ранних Мехк кхелов "Совет страны".
Оттуда, по преданию, вышли все "чистые" тейпы чеченцев. Среди этих тейпов находится и Гендаргеной. Гордалой «меченосцы» - один из многочисленных чеченских тайпов, входящий в тухум Нохчмахкахой. Некоторые представители рода с конца IV века переселились в район озера Кезенойам и основали поселение «Хинда» совр.
Даттахойцев, Энганойцев, Гордалинцев и Чеччалхойцев связывает генетическое родство , происхождение от одного общего предка.
Или — гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях! Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути — страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным. Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя — ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей — обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют.
Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге! Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это — безраздельная сфера женщины.
Неуважительно относиться к женщине, тем более — унижать, бить ее — недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа. Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь — похищал девушку и делал ее женой.
Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова было нахча, которое, согласно закону вторичного чередования под влиянием конечного о [-уо: ] перешло в нохчо. Значит, перед нами древнейшее упоминание самоназвания чеченцев — нохчи, сохранившее при передаче гласную «а» , что позволяет нам перевести этот термин от вайнахского слова «нах» — народ, люди.